Современные технологии как инструмент управления качеством образования в начальной школе

Обновлено: 08.07.2024

Педагогическое мастерство – это процесс целостного развития личности как субъекта педагогической деятельности, который определяется социальным запросом, ведущей деятельностью, а также активностью самого учителя, при этом профессиональное развитие предполагает потребность стремления учителя к своему профессиональному росту.

Главная задача учителя состоит в том, чтобы создать условия обучения для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ребёнку проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность в процессе обучения. Учитель находится в постоянном поиске новейших образовательных технологий для повышения качества образования своих подопечных.

Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.
Технология обучения, или образовательная технология - это "привязывание" методики обучения, к конкретным условиям системы использования выработанных правил, с учётом времени, места, конкретных субъектов образования, условий организации и протяжённости педагогического процесса.

Современная жизнь требует от нас, педагогов, искать, практиковать, использовать новые интенсивные педагогические технологии и различные инструменты, с помощью которых можно изменить качество знаний учащихся в положительную сторону. Важным при этом является мотивационный этап, по способу организации которого выделяются подгруппы технологий развивающего обучения, опирающиеся на познавательный интерес, индивидуальный опыт личности, творческие потребности, потребности самосовершенствования.

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса.

В центре внимания личнстно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Педагогические технологии на основе активизации и
интенсификации деятельности учащихся

Большое значение имеет мастерство педагога по созданию проблемных ситуаций, игровых моментов, в которых учащийся ведет активную самостоятельную деятельность, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

Технологии развивающего обучения.

В технологиях развивающего обучения ребенку мы отводим роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности, каждый из которых вносит свой специфический вклад в развитие личности.

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

Только в результате повышения эффективности технологического процесса обучения, правильной организации познавательной деятельности, учащиеся овладевают достаточными знаниями и умениями. Происходит обучение каждого на уровне его возможностей. Широко применяется дифференцированное обучение - это форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств.

Реформа системы образования включает в себя использование информационных компьютерных технологий в педагогическом процессе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Это относительно новые, яркие, привлекающие к себе внимание, учеников инструменты. Пользуясь ими, мы развиваем интерес к предмету, стимулируем желание ребенка не только узнать новое на уроке, но и самому попробовать, включиться в процесс создания материалов к уроку.

Важным шагом в применении компьютера на уроках стал переход от использования готовых программ по предмету к созданию, силами учителей и учащихся, собственных учебно-методических пособий в среде подготовки электронных презентаций Microsoft Power Point. Демонстрационные слайды, разработанные средствами мастера создания презентаций, используются при объяснении нового материала, технологической последовательности, повторении.

С использованием информационных компьютерных технологий я провожу различные типы уроков:

- для уроков объяснения и закрепления нового материала я использую готовые э лектронно -о бразовательные р есурсы и готовлю дополнительную информацию и проверочные задания

- для уроков обобщения и систематизации знаний материал обычно готовят дети, как правило, в виде презентаций с использованием имеющихся ц ифровых о бразовательных р есурсов, аудио и видеоматериалов, фотографий, иллюстраций из учебной литературы, переведенных в электронный вариант с помощью сканера.

Именно информатизация является одним из основных факторов, заставляющих образование совершенствоваться. Развиваются содержание и методы обучения, меняется роль педагога, который постепенно превращается из транслятора знаний в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков.

Приобщение учащихся к научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения в современной школе. Перед учащимися можно поставить соответствующие цели и задачи, то есть вовлечь детей в проектную деятельность.

Проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем многие другие. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно- и полипредметного, индивидуального и группового (разнообразных образовательных маршрутов) проектов.

Работая над творческим проектом, ребёнок сталкивается не только с выполнением технологических операций…

-изначально ему необходимо выделить проблему, обосновать свой выбор и проанализировать будущую деятельность

-выбрав объект для работы, учащийся собирает информацию и находит интереснейшие факты, проводит исследования по выбранной теме, развивая свой кругозор

-анализируя свои идеи, выбирает работу по силам и по душе

-ребёнок учится организовывать своё рабочее место, зная технику безопасности, предупреждать и избегать опасных моментов во время работы

- подготавливать инструменты и материалы

-составлять порядок технологических операций

-стремится сделать свою работу, как можно лучше, совершенствует своё мастерство

-учащийся оценивает эргономические и экономические качества своего изделия

-и наконец , производит самооценку и презентацию своего изделия

Любой метод обучения только тогда эффективен, когда объединяет в активном взаимодействии обе стороны, способствует превращению методической системы учителя в способы познавательной деятельности учащихся. (В.Д.Симоненко)

Если мы, учителя, очень захотим работать так, как работали 10 – 15 лет назад, то мы, скорее всего, не найдем с детьми общего языка.

Однако хочется сказать, что внедрение в учебный процесс использования новых средств и методов обучения вовсе не должно исключать традиционные методы, а гармонично сочетаться с ними на всех этапах обучения.

Основные направления деятельности учителя с применением информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе:

- организация разнообразных форм деятельности учащихся по самостоятельному извлечению и представлению знаний;

- применение всего спектра возможностей современных информационных и телекоммуникационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности, в том числе, таких как, сбор, хранение, обработка информации, моделирование объектов

- привнесение в учебный процесс, наряду с ассоциативной, прямой информации за счет использования возможностей технологий мультимедиа;

- объективная диагностика и оценка интеллектуальных возможностей обучаемых, а также уровня их знаний, умений, навыков, уровня подготовки к конкретному занятию, соизмерение результатов усвоения материала в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;

- создание условий для осуществления индивидуальной самостоятельной учебной деятельности учащихся, формирование навыков самообучения, саморазвития, самообразования, самореализации;

- развитие памяти, реакции, внимания и других качеств современной личности;

- методическая деятельность, самообразование, повышение уровня педагогического мастерства, подготовка к занятиям.

Информационные технологии в образовании с точки зрения психологов

Мне очень понравились слова Р. Вильямса и К. Макли. В своей статье "Компьютеры в школе” они пишут: “Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может “дружелюбно” общаться с пользователем и в какие-то моменты “поддерживать” его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания”.


Наш современный мир требует новых методов подготовки и обучения специалистов. Основной целью образования становится не просто совокупность знаний и умений, а личная и профессиональная компетентность. В процессе обучения каждый студент сталкивается с изучением новой темы. Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задаём в первую очередь себе.

Существуют различные нетрадиционные методы проведения урока: урок-лекция, урок семинар, зачетно-тематический урок, практическое занятие, урок творчества, урок с применением компьютеров.

Урок с использованием информационных коммуникационных технологий становится более интересным для обучающихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке. Компьютерные технологии на уроках - мои главные помощники. Именно ИКТ помогает мне сделать уроки более насыщенными, облегчает обучающимся усваивать материал

Содержимое разработки

Кенжебаева А.К.

Наш современный мир требует новых методов подготовки и обучения специалистов. Основной целью образования становится не просто совокупность знаний и умений, а личная и профессиональная компетентность. В процессе обучения каждый студент сталкивается с изучением новой темы. Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задаём в первую очередь себе.

Существуют различные нетрадиционные методы проведения урока: урок-лекция, урок семинар, зачетно-тематический урок, практическое занятие, урок творчества, урок с применением компьютеров.

Урок с использованием информационных коммуникационных технологий становится более интересным для обучающихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке. Компьютерные технологии на уроках - мои главные помощники. Именно ИКТ помогает мне сделать уроки более насыщенными, облегчает обучающимся усваивать материал.

Также на уроках специальных дисциплин у машинистов крана металлургического производства 3 курса практические работы, входящие в состав теоретического обучения проходят на Динамическом тренажере мостового крана (ДТМК-3). Актуальность тренажеров для овладения большинством профессий постоянно растет. Динамический тренажер мостового крана предназначен для изучения приемов работы на мостовом кране, а также для обучения безопасным приемам работы с крановым оборудованием; для закрепления знаний, умений и навыков. То есть студент находясь на уроке переносится в обстановку цеха, тем самым вырабатывая навыки работы в цеху на мостовом кране, тренажер содержит задания, которые ежедневно выполняют наши обучающиеся на производственной практике.

Любой язык - это важнейшее средство общения, залог существования и прогресса человеческого общества. Изменения, происходящие в современном мире, требуют повышения коммуникативных компетенций и тщательной языковой подготовки обучаемых.

Современные образовательные технологии, применяемые для формирования иноязычной коммуникативной компетенции, весьма эффективны с точки зрения создания образовательной среды, обеспечивающей взаимодействие всех участников образовательного процесса. При обучении иностранному языку преподаватель вправе использовать или самостоятельно подкорректировать любую современную технологию в соответствии с функциями, содержанием учебного материала, целями и задачами обучения в той или иной группе обучающихся. Одной из таких технологий, которую я сейчас изучаю, является предметно-языковое интегрированное обучение -CLIL (Content and Language Integrated Learning). Впервые термин CLIL был предложен Дэвидом Маршем (David Marsh) в 1994 году. CLIL рассматривает изучение иностранного языка как инструмент для изучения других предметов.

При подготовке уроков в формате описанной методики необходимо помнить, что к учебному материалу и заданиям предъявляются особые требования, отличные от тех, которыми преподаватель руководствуется при планировании традиционных уроков. Перед педагогом встает ряд задач:

1) материал по учебному предмету по уровню сложности должен чуть уступать уровню знаний обучающихся по этому предмету на родном языке;

2) задания должны отражать особенности изучаемого языка, отрабатывать умение употреблять те или иные лингвистические формы;

3) тексты должны быть тщательно подобраны в соответствии с темой и фактическим уровнем знаний обучающихся;

4) задания должны соответствовать тематике и содержать достаточное для понимания и усвоения количество информации.

Применение данной методики на практике выявило как положительные, так и негативные стороны. Одним из плюсов могу назвать повышение мотивации к изучению английского языка у обучающихся. Изучение языка приобретает более целенаправленную форму, так как язык применяется для решения конкретных задач общения.

Однако при огромном наличии положительных моментов, при внедрении данной методики в учебный процесс могут возникнуть некоторые проблемы. Применение методики также затрудняет разный уровень владения иностранным языком учащимися, что может привести к увеличению учебной нагрузки. Преподавателю, в свою очередь, тоже приходится столкнуться с определенными требованиями, как-то: использовать разнообразные формы и методы презентации учебного материала и организации учебной деятельности, учитывать индивидуальные способности учащихся и самому быть в постоянном творческом поиске.

Подготовить урок с использованием той или иной технологии не всегда просто для преподавателя. Зачастую это требует большого количества времени, подготовки большого количества материала. Но, как правило, урок, проведенный с применением технологии, оправдывает себя, так как позволяет максимально включить обучающихся в процесс урока. Что, в свою очередь, приведет каждого преподавателя к реализации главной цели – повышения качества образования обучающихся, и соответственно, будет способствовать реализации задач стандартов нового поколения.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повышение качества образования является сегодня одной из актуальных проблем для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Модернизация российского образования предусматривает масштабные изменения в образовательных системах различного уровня: федеральных, региональных, муниципальных. Эти изменения носят системный характер и предполагают последовательный переход к компетентностной модели образования, обновление структуры и содержания образования, преобразование дидактических и программно-методических материалов, необходимых для построения новой образовательной практики, способной обеспечивать новое качество образования.

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Современные образовательные технологии как

средство повышения

Современные образовательные технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе.

Повышение качества образования является сегодня одной из актуальных проблем для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Модернизация российского образования предусматривает масштабные изменения в образовательных системах различного уровня: федеральных, региональных, муниципальных. Эти изменения носят системный характер и предполагают последовательный переход к компетентностной модели образования, обновление структуры и содержания образования, преобразование дидактических и программно-методических материалов, необходимых для построения новой образовательной практики, способной обеспечивать новое качество образования.

В процессе образовательной деятельности школы главенствующую роль приобретает ориентация на личность и компетентность, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации молодежи к профессиональной среде, повысить ее конкурентоспособность. Цель современного образования состоит не столько в том, чтобы научить ребенка что-то делать, но и в том, чтобы дать ему возможность успешно справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями.

Значит: образовательный процесс должен быть поставлен таким образом, чтобы обучаемые могли успешно не только адаптироваться в быстро меняющемся мире, но и быть способными к преобразованию этого мира, а значит не только владеть знаниями, но и уметь применять их в процессе собственной самостоятельной профессиональной и творческой деятельности. Поэтому главная задача каждого учителя – сформировать у детей способность к самостоятельной работе, самопознанию, самосовершенствованию; способность к перенесению полученных знаний в жизненные ситуации, т.е. развить у них личностно-значимые компетенции и интерес к учению, активизировать самостоятельную познавательную деятельность и научить: 1 – учиться; 2 - знать; 3 - познавать; 4 - делать; 5 - жить; 6 - быть Человеком.

Проблема школы: на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний, создать необходимые условия для интеллектуального и физического, нравственного и духовного развития детей; условия для формирования личностно-значимых компетенций. Возникает вопрос: как правильно выбрать наиболее оптимальный режим взаимодействия в системе учитель-ученик из предлагаемого спектра современных педагогических инноваций. Будет ли это одна технология, или сочетание нескольких?

Потому как без хорошо продуманных технологий, методов и форм обучения трудно организовать успешный образовательный процесс. Вот поэтому каждая школа, и каждый учитель совершенствует (преломляет через себя) те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения, творчества: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, к деятельности.

С развитием науки и техники значительно расширились возможности человека, появились новые технологии (промышленные, электронные, информационные) с колоссальными обучающими ресурсами и интерактивными средствами; новыми методиками, которые становятся неотъемлемым компонентом и образовательного процесса, внося в него определенную специфику.

Любая педагогическая технология охватывает определенную область педагогической деятельности. С одной стороны, включает в себя ряд соответствующих ее деятельностей (и соответствующих технологий), с другой стороны, сама может быть включена как составляющая часть в деятельность (технологию) более широкого (высокого) уровня. В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель приносит в педагогический процесс что–то свое, индивидуальное, в связи, с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.

1. По научной концепции усвоения опыта выделяют: ассоциативно – рефлекторные технологии, бихевиористские технологии, развивающие технологии и т.д.

2. По ориентации на личностные структуры:

информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам); операционные технологии (формирование способов умственных действий);

эмоционально – художественные и эмоционально – нравственные технологии (формирование сферы эстетических и нравственных отношений);

технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности);

эвристические технологии (развитие творческих способностей);

прикладные технологии (формирование действенно – практической сферы).

3. По характеру содержания и структуры выделяют следующие технологии:

обучающие и воспитывающие; светские и религиозные; общеобразовательные и профессионально – ориентированные; гуманитарные и технократические; различные отраслевые; частнопредметные; монотехнологии комплексные (политехнологии) (комбинируются из элементов различных монотехнологий); проникающие технологии (технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов).

4.Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяются несколько типов технологий:

-дидактоцентрические технологии отличаются высокой степенью невнимания к личности ребенка, в них господствуют субъект – объектные отношения педагога и учащихся, приоритет обучения над воспитанием, самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства.

-личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Они характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

-гуманно – личностные технологии отличаются своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности.

-технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект – субъектных отношениях педагога и ребенка.

-технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности.

5. Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий:

Догматические; репродуктивные; объяснительно – иллюстративные; технологии программированного обучения; технологии проблемного обучения; технологии развивающего обучения; технологии саморазвивающего обучения; диалогические; коммуникативные; игровые; творческие.

6.По категории организации учащихся наиболее важными являются:

массовая (традиционная) школьная технология; технология продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования); технология компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания); различные виктимологические технологии (сурдо, орто, тифло, олигофренопедагогика);работа с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

7.По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий:

-педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений;

-педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова);

-природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка (обучение по Л.Н.Толстому, воспитание грамотности по А.Кушниру и др.);

-альтернативные методы: вальдорфская педагогика Р.Штейнера, технология свободного труда С.Френе и др.);

Используя в своей работе ту или иную технологию, учитель применяет различные методы обучения. В современной классификации первая группа методов – пассивные (или традиционные) являются самыми распространенными. Они представляют собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль – оценка. В настоящее время пассивные методы (традиционное обучение) постепенно вытесняются другими видами обучения, т.к. определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе. Их суть в том, что прежняя образовательная парадигма образования: учитель - учебник - ученик, основанная на мнении, что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас знаний и передавать его ученику, себя исчерпала. Она должна быть заменена на новую: ученик - учебник - учитель.

В условиях сегодняшнего дня школе необходимо от информационной ориентации перейти к личностно - компетентностной и преодолеть большую инертность традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах. Этому, соответственно, и служат активные и интерактивные методы обучения.

Если традиционный урок направлен на дачу новой информации, то в ходе интерактивного урока учащиеся учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение.

Таким образом, на интерактивном уроке формируются навыки, необходимые каждому человеку в реальной жизни.

Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса.

В своей работе я делаю упор на личностно-ориентированные технологии, предполагающие раскрыть субъективный опыт учащихся, используя разнообразные формы и методы в организации учебной деятельности. При этом ставлю перед собой следующие задачи:

- создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в своей работе,

- стимулировать учащихся к использованию различных способов выполнения задания без боязни допустить ошибку в работе,

- использовать дидактический материал, дающий возможность выбора оптимального решения, поощрять стремления ученика находить свой способ работы, инициативу, самостоятельность, избирательность,

- оценивать деятельность ученика не только по конечному результату, но и процессу его достижения.

Решая данные задачи, использую в своей работе следующие технологии:

Технология сотрудничества: (на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся) – коллективный способ обучения в парах или группах, который развивает навыки мыследеятельности, включает работу памяти, повышает ответственность за результативность коллективной работы, позволяет актуализировать полученный опыт и знания, работая в индивидуальном темпе.

При этом используются следующие педагогические средства: изучение взаимно-обратных действий, сопоставление родственных и аналогичных понятий, терминов (карточки с неполными данными), сопоставление этапов работы, дополнение или составление операционной карты.

Технология индивидуализации и дифференциации обучения – в рамках урока 75-80% времени индивидуальная работа учителя с учениками и классом. Педагогические средства – обучение всех и индивидуальная работа с отдельными учениками, группами (ассистенты учителя, инструкторы из числа детей). Этим достигается формирование общеучебных умений и навыков по предмету и личное совершенствование каждого учащегося – выявляет и максимально развивает их способности, учитывает уровень умственного развития, психологические особенности, абстрактно-логический тип мышления, индивидуальные запросы личности, её возможности и интересы.

Проектная технология – это образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков.

Окружающая жизнь – лаборатория, в которой происходит процесс познания, самообучения и взаимообучения.

Проектная деятельность - проектный метод основывается на концепции деятельностного подхода и позволяет организовать обучение, в котором обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов.

Технология проблемного обучение.

Проблемная ситуация – основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление.

Наиболее приемлемой технологией повышающей познавательный интерес у младшего школьника является игровая технология.

Я использую игры и игровые моменты как на уроках, так и во внеклассной деятельности. В процессе изучения и использования на практике дидактических игр у меня сложилась их классификация по уровню деятельности учащихся. Прежде всего, это игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной. Во-вторых, это игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания.

- умения разрешать задачи-ситуации;

- коммуникативные навыки социализации;

-умения и навыки мировоззренческой ориентировки;

-навыки адаптации к условиям среды;

-знания и умения в учебно-познавательной, информационной, социально-трудовой сферах;

-духовное и интеллектуальное саморазвитие, личностный рост учеников.

Для выращивания функционально грамотной личности важную роль играют личностные и метапредметные результаты деятельности школьников. Средствами достижения метапредметных резуль­татов являются:

образовательные технологии деятельностного типа;

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения, извлекать информацию из текста.

Примеры заданий, направленных на достижение результатов каждого из действий.

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1)формируем умение слушать и понимать других;

2)формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4)формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

3)формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Читательские умения, с которыми ребенок должен выйти из начальной школы:

Умение понимать содержание, находить информацию, заданную в явном виде.

Умение понимать последовательность смысловых частей.

Умение видеть языковые средства.

Умение понимать общий смысл текста.

Умение определять тему текста.

Умение понимать авторский замысел.

Умение составлять собственный текст.

Умение определять жанр произведения.

анализировать заглавие текста и самостоятельно озаглавливать текст;

ставить к тексту вопросы разной направленности;

отвечать на вопросы к тексту, в том числе строить развернутый ответ;

самостоятельно работать со словарем текста, семантизировать незнакомое слово;

находить и истолковывать подтекстовую информацию;

вести диалог с автором в ходе самостоятельного чтения;

самостоятельно составлять разные виды планов;

пересказывать текст подробно, сжато, творчески.

Ученик, выполняя продуктивное задание, должен выйти за пределы привычного для него алгоритма действий и осуществить умственное усилие по проектированию новых способов действий. Эти способы действий можно перенести на другой пред­мет, или воспользоваться в любой ситуации. Именно в этом случае происходит развитие личности.

Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

Применение технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе позволит решить задачи, поставленные перед образовательными учреждениями государством в рамках ФГОС.

5. Кларин М.В. Технологический подход к обучению//Школьные технологии № 5 2003.

Современная школа нацелена на достижение инновационного качества образования. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего, это - умением учиться. У ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, навыки самостоятельной деятельности, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Об этом говорят федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.

Традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Таким образом, возникает проблема – как традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, превратить в процесс развития личности ребенка.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения современных технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения.

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, иначе говоря, технология – это зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата.

Сегодня насчитывается более сотни образовательных технологий. Все они классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т. д.

На одном уроке возможно применение элементов различных современных образовательных технологий :

Этап урока Варианты использования образовательных технологий Метод и приёмы

знаний Игровые технологии Создание игровой ситуации.

Педагогика сотрудничества Совместная деятельность. Эвристическая беседа.

Здоровьесберегающая технология Психофизическая тренировка (настрой на урок).

и целей урока Проблемное обучение Создание проблемной ситуации

Педагогика сотрудничества Работа в группах, парах. Эвристическая беседа.

Информационно-коммуникативные технологии Представление наглядного материала (работа с интерактивной доской, презентация)

урока Индивидуальный и дифференцированный подход Индивидуальная, групповая, парная работа.

Гуманно-личностная технология Создание ситуации успеха.

Компетентностно-ориентированное обучение Исследовательская работа в группах, парах.

Информационно-коммуникативные технологии Знакомство с новым материалом на ПК. Разноуровневые задания.

Развивающее обучение Задания на развитие обще-интеллектуальных умений: сравнения, мышления, конкретизации, обобщения.

Игровые технологии Игровая ситуация.

Проблемное обучение Создание проблемной ситуации.

Физминутка Здоровьесберегающая технология Гимнастика для тела, слуха, глаз, дыхательная; танцевально-ритмические паузы, точечный массаж.

Индивидуальная (самостоя-тельная) работа Индивидуальный и дифференцированный подход Разноуровневые задания.

Информационно-коммуникативные технологии Тестирование на ПК. Разноуровневые задания на ПК.

Подведение итогов урока Педагогика сотрудничества Коллективный вывод.

Подведение итогов в паре.

Гуманно-личностная технология Создание ситуации успеха.

Рефлексия Гуманно-личностная технология Создание ситуации успеха.

Итак, становится актуальным применение на уроках следующих технологий : здоровьесберегающий подход к обучающимся, компетентностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, гуманно-личностные, информационно-коммуникативные технологии, технологии разноуровневой дифференциации, индивидуализации обучения, проблемное, игровое, интегрированное обучение. Причиной выбора определенных современных образовательных технологий является следующее :

• во-первых, они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования, и не подлежит каким бы то ни было серьезным коррективам;

• образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;

• инновационные образовательные технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;

• они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность, помогают создать ситуацию успешности для каждого учащегося;

• отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

С целью вовлечения каждого ребенка в разные виды деятельности важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно– ориентированное взаимодействие с учениками, где обеспечивается комфортное психологическое самочувствие обучающихся, происходит снижение конфликтных ситуаций на уроках, создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки детей.

Учитель не должен преподносить готовые знания ученику, а мастерски организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно поэтому является важным использование в педагогической практике технологии, реализующие компетентностно-ориентированное обучение. Данный вид технологий обеспечивают вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс.

Большой интерес у учащихся вызывает исследовательская работа в группах и парах, организованная с учётом потенциальных возможностей и зоны ближайшего развития каждого учащегося.

У. – Если люди происходят из одного рода, семьи, то часто бывают, похожи между собой. Их называют родственниками. Подобное явление наблюдается и в языке. О некоторых словах говорят, что они родственные.

У. - Почему слово сахарница так называется?

Д. - В ней хранят сахар.

У. - Почему слово варенье так называется?

Д. - Его варят из ягод.

У. – Варенье – варят.

У. - А кто скажет, слова сахар и конфета родственные? Ведь конфета сладкая?

-А варенье и компот? Они же из ягод?

С целью повышения познавательной активности, развития интереса к изучаемому предмету актуально применение на уроке информационно-коммуникативных технологий. Многие уроки будут более эффективны, если применять компьютерные презентации. Особенно те уроки, которые требуют наглядного представления материала. Возможно использование следующих нестандартных форм работы с использованием ресурсов компьютера и мультимедиатехники : урок-презентация, урок-исследование, урок-путешествие, урок-игра, урок-соревнование. На таких уроках учащиеся ощущают себя активными участниками процесса обучения, не боятся отвечать, проявляют активность, творческие способности, чувствуют себя успешными. И как следствие, повышается качество знаний учащихся.

Применение игровых технологий на уроках позволяет сделать изучаемый материал более увлекательным и запоминающимся, снять напряжение и способствует эмоциональной разрядке, позволяя частично вывести мышление из рациональной сферы в сферу фантазии. Детям нравятся уроки литературного чтения, построенные таким образом, что они становятся участниками сказочного сюжета, помогают сказочным героям, сочиняют свою сказку.

Таким образом в данной статье были рассмотрены инновационные образовательные технологии, которые в современной школе служат инструментом реализации ФГОС. Делая вывод, следует ещё раз подчеркнуть, что все современные технологии направлены на повышение эффективности обучения, формирование интереса к предмету, а это, в свою очередь, значит, образование младших школьников становится качественным, отвечающим требованиям новых образовательных стандартов. Инновационные образовательные технологии могут стать и тренажёром, и средством контроля, средством подвижной наглядности и мониторинга, хранителем и распространителем информации. При грамотном применении этих технологий существенно повышается эффективность обучения.

1. Гончарова, М. А. Образовательные технологии в школьном обучении математике. Учебное пособие / М. А. Гончарова, Н. В. Решетникова. - М. : Феникс, 2014. - 272 c.

2. Кларин, М. В. Инструмент инновационного образования : трансформирующее обучение / М. В. Кларин // Педагогика : журнал. —2017.— №3 .— С. 19-28.

3. Коноплева, И. А. Информационные технологии. / И. А. Коноплева, О. А. Хохлова, А. В. Денисов. – М. : Проспект, 2015. – 328с.

Современные образовательные технологии в ДОУ Современные образовательные технологии в ДОУ Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Современные образовательные технологии Консультация для воспитателей. Для достижения целей здоровьясберегающих образовательных технологий обучения применяются группы средств:.

Современные образовательные технологии в ДОУ Современные образовательные технологии в ДОУ Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать.

Современные образовательные технологии в ДОУ Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский В настоящее.

Внеурочная деятельность как часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ноо Большую часть своего детства человек проводит в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды его развития. Школа для ребенка.

Читайте также: