Что такое самосознание каковы его формы в чем состоят предпосылки формирования самосознания кратко

Обновлено: 04.07.2024

Самосознание личности – способность человека осознанно воспринимать свой внутренний мир, личные интересы, потребности, ценности, желания, мысли, эмоции, мотивы, и понимать взаимодействие с окружающим миром и людьми. Развитие самосознания личности возникает с рождения и формируется на протяжении всей жизнедеятельности человека. В психологии существует 3 точки зрения происхождения самосознания. Однако традиционным направлением является 1 теория.

Самосознание и развитие личности

Самосознание личности возникает и начинает развиваться с младенческого возраста. Развитие самосознания проходит в несколько важных этапов, которые подразделяются на следующие стадии:

  • 1 стадия (до 1 года). Новорожденный на данной стадии выделяет себя от внешнего мира, людей и предметов. В самом начале ребенок не испытывает отличия от окружающих и близких людей. Игры для моторного развития помогают со временем осознать свой собственный потенциал. При возникновении и развитии речи наблюдается изменение взаимоотношений с окружающими людьми.
  • 2 стадия (1-3 лет). В возрасте от 1 года до 3 лет у детей наблюдается напряжение и значительное развитие психической деятельности. Самосознание личности ребенка вызвано стремлением выполнять определенные действия. Именно на начальных и неустойчивых этапах мотивации начинается осознание своего внутреннего мира.
  • 3 стадия (3-7 лет). Развитие в раннем дошкольном возрасте происходит в плавной и равномерной последовательности. Дети старше 2-х лет стремятся испытывать собственную независимость и сравнивают себя с окружающими людьми. Попытки завоевать личную самостоятельность приводят к конфликтам с родственниками и сверстниками.
  • 4 стадия (7-12 лет). На 4 стадии продолжается развитие личностного самосознания без видимых разногласий и препятствий. У детей выявляются ярко выраженные признаки в изменении сознания, связанные с социальными условиями.
  • 5 стадия (12-14 лет). Дети в подростковом возрасте начинают интересоваться собственной личностью. Развивается новый этап конфликтных ситуаций, когда ребенок стремительно старается выделиться среди сверстников и противостоять взрослому поколению.
  • 6 стадия (14 – 18 лет). Данный этап представляет собой особую значимость в развитии самосознания личности. Подростки ощущают новый уровень формирования своего внутреннего мира, который оказывает значительное влияние на дальнейшее развитие самосознания.

Формы самосознания

Психологи установили, что самосознание человека имеет 4 различных формы, проявляющиеся следующим образом:

Самопознание включает познание своих личностных качеств, физических способностей и способствует развитию самоидентификации среди других людей. Самопознание включает в себя следующие процессы:

  1. Наблюдение за собственными действиями, поступками, решениями, воспроизведенными словами.
  2. Наблюдение за эмоциями и поведением окружающих людей после совершенных собственных поступков и высказанных фраз.
  3. Осознание того, как окружающие оценивают и воспринимают нас.
  4. Анализ своих эмоций, чувств, поступков, желаний, потребностей.

Основной целью самопознания является формирование полного представления о собственном духовном мире, возможностях, способностей, талантов.

Самоконтроль представляет собой получение информации о собственном существовании, желаниях, потребностях. Люди могут проконтролировать и скорректировать собственное поведение, выбрать правильное решение, изучить свои совершенные нравственные поступки. Человеку под силу изменить собственную деятельность, перестроить убеждения, избавиться от негативных и навязчивых мыслей, высказываний, поступков, которые противоречат адекватным установкам.

Самооценка является главным показателем восприятия собственных качеств и возможностей. Человек, обладающий повышенной самооценкой, способен рационально принимать решения и действовать целенаправленно. При заниженной самооценке людям приходиться постоянно прислушиваться чужого мнения, проживать свою жизнь с комплексом стереотипов и чувством вины . Завышенная самооценка приводит человека к игнорированию чужого мнения и ухудшению взаимоотношений с окружающими людьми.

Самопринятие позволяет принять собственную персону, как личность и научиться уважать самого себя. Человек вне зависимости от собственных качеств, способностей, талантов, знаний, воспринимает себя и свой внутренний мир полноценно. В данном случае у человека отсутствует критика в свой адрес, недостатки и совершенные ошибки. Он обладает максимальной уверенностью в собственных способностях и возможностях. Для этого проводится регулярная работа над своими мыслями, действиями, ощущениями, эмоциями.

Формирование самосознания личности

Формирование самосознания личности происходит следующим образом:

  1. В подростковом возрасте происходит формирование самосознания личности. Обычно данный этап начинается приблизительно в 11 лет и продолжается до 20 лет. На подростков оказывает значительное влияние собственный статус среди сверстников, друзей, знакомых. Юноши оценивают собственные мысли, свою деятельность и соотношение внутреннего мира с воображаемым, которые для них являются идеальным. Главными аспектами в формировании самосознания личности является мировоззрение и самоутверждение индивида.
  2. Мировоззрение – комплекс полноценных суждений человека о собственной личности, окружающей действительности и жизненных поступков людей. Основой мировоззрения служат накопленные опыт и знания на протяжении длительного периода времени. Характер также является ключевым звеном данного аспекта.
  3. Самоутверждение – поведение личности, обусловленное повышенной самооценкой и поддержанием интересующего общественного статуса. Самоутверждение зависит от семейного воспитания, существующих возможностей и индивидуальных способностей личности. Человек самоутверждается при помощи собственных достижений или воображаемых успехов.
  4. К основным критериям формирования самосознания относятся: осознание необратимого времени и смысла жизни, формирование самоуважения к самому себе, понимание интимных физиологических особенностей, восприятие любви и романтических чувств.
  5. Социальная роль и статус являются важными критериями в формировании самосознания. Социальная роль характеризуется устойчивым социальным поведением, которая выражается в поведенческих реакциях, имеющих согласование с установленными нормами и собственными убеждениями. Социальный статус характеризует положение человека в обществе, включающий в себя комплекс прав и обязанностей. Социальный статус развивается с рождения и формируется на протяжении всей жизни.

Самосознание является важным атрибутом сформировавшейся личности и продолжает существовать на протяжении всей жизнедеятельности человека. Родителям следует проконтролировать процесс формирования самосознания у ребенка. В результате сформируется правильное самосознание и адекватная самооценка, которая позволит стать ему успешным человеком во взрослой жизни.

Самосознание – это внутренний компонент структуры сознания, выражающийся в познании человеком самого себя, в отношении к себе, в оценке своих действий, поступков, физических и духовных возможностей.

Решающим фактором в возникновении самосознания является социальный фактор. Самосознание формируется только в социальной среде, в результате общения и совместной деятельности людей. В процессе самосознания человек выделяет себя из окружающего мира, соотносит себя с другими людьми, с их жизненными позициями, оценивает себя с позиций других людей и общества. Если сознание позволяет человеку контролировать свою практическую деятельность, то самосознание контролирует деятельность самого сознания. Развитое самосознание свидетельствует о формировании личности.

Процесс формирования самосознания проходит несколько этапов. Первая форма самосознания – самочувствие, она формируется в раннем детстве. Далее развиваются более высокие формы: самонаблюдение – непосредственный подход к собственному сознанию, самоконтроль – способность контролировать свои мысли, действия, поступки, самообладание – способность совершенствовать себя и свою жизнь с помощью силы воли, самореализация – способность реализовать себя в жизни как личность, самопознание и самооценка – познание собственного Я в его специфике, условиях и способах реализации, в достоинствах и недостатках.

Самосозна́ние — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

Содержание

В психологии

Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект.

Развитие самосознания

Стадии (или этапы) развития самосознания:

На формирование самосознания влияют:

Компоненты самосознания

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

Функции самосознания

    — получение информации о себе.
  • Эмоционально-ценностное отношение к себе.
  • Саморегуляция поведения.

Значение самосознания

  • Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
  • Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
  • Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

В социальных науках

В философии

В философии самосознание есть осознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь единство самосознания является условием всякого единства в мире (см. Кант). В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в строго философском смысле оно понимается как само условие конституирования мира, как сам способ бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.

См. также

  • Сознание
  • Философские термины
  • Эпистемология
  • Аналитическая психология

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Самосознание" в других словарях:

самосознание — самосознание … Орфографический словарь-справочник

САМОСОЗНАНИЕ — осознание, оценка человеком своего знания, нравств. облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. С. свойственно не только индивиду, но и обществу, классу … Философская энциклопедия

САМОСОЗНАНИЕ — САМОСОЗНАНИЕ, самосознания, мн. нет, ср. Ясное понимание своей сущности, своих отличительных свойств, своей роли в окружающей среде. «Классовое самосознание рабочих есть понимание рабочими того, что единственное средство улучшить свое положение и … Толковый словарь Ушакова

САМОСОЗНАНИЕ — САМОСОЗНАНИЕ, осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения … Современная энциклопедия

САМОСОЗНАНИЕ — осознание и оценка человеком самого себя как личности своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения … Большой Энциклопедический словарь

Самосознание — осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей … Психологический словарь

САМОСОЗНАНИЕ — (само со знание) противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности ‘Я’ как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию. Включает в себя процессы… … История Философии: Энциклопедия

САМОСОЗНАНИЕ — САМОСОЗНАНИЕ, я, ср. Полное понимание самого себя, своего значения, роли в жизни, обществе. Классовое с. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

самосознание — сущ., кол во синонимов: 1 • понимание (47) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Формирование самосознания

Самосознание — это осознание человеком самого себя, своей психики, потребностей, мотивов, чувств, мыслей, действий и инстинктов. Оно не появляется сразу, а формируется в процессе приобретения жизненного опыта. Тем не менее, это заложено внутри нас и каждый проходит примерно одни и те же этапы.

Наиболее важная функция правильно сформированного самосознания в том, что оно определяет качество жизни, ведь человек будет лучше справляться со многими своими проблемами и будет меньше подвержен разным психологическим расстройствам.

Стадии развития самосознания

О количестве стадий идет множество споров, выделяют четыре основных.

Вторая стадия. Отделение результата своих действий от действий других (2-3 года). В это время ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами.

Третья стадия. Формирование способности оценивать себя, появление самооценки (около 7 лет). Крайне важная стадия, во время которой закладываются психические элементы, которые повлияют в дальнейшем на всю жизнь человека.

Четвертая стадия. Поиск себя, своего стиля, этап активного самопознания (подростковый и юношеский возраст). В это время идет осознание своих психических качеств, а самооценка приобретает ключевое знание. Если третья стадия было пройдена безболезненно, есть большая вероятность, что на данном этапе человек будет избавлен от большого количества комплексов.

Существуют такие основные направления становления и формирования самосознания:

  • Формирование самоуважения.
  • Формирование целостного представления о самом себе.
  • Осознание необратимости времени.
  • Открытие своего внутреннего мира.
  • Осознание любви.

Все эти направления настолько сложны, что дать несколько правильных советов родителям не представляется возможным. Однако можно помочь ребенку сформировать правильную самооценку, привить способность не бояться ошибок и научиться правильно оценивать других людей.

Самосознание и самооценка

Самосознание так или иначе формирует самооценку. Отсюда делаем крайне важный вывод — правильно сформированное самосознание влияет на качество жизни и оценку самого себя. В процессе развития ребенок или подросток пытается осознать свои психические качества. В этом ему помогают:

Самооценка ребенка заложена в этих трех аспектах. Необходимо беседовать с ним, вовремя выявлять неверные представления о себе и формировать правильное мнение о себе. Помните, что несформировавшейся личности легко внушить все, что угодно. А избавиться от этого потом будет крайне сложно. Поэтому помогайте ребенку в формировании самооценки, ведь сам он не в состоянии это сделать правильно и впитывает как губка все, что о нем скажут.

С правильно сформированным самосознанием человек становится самодостаточным, уверенным в себе, а также независимым от окружающих, свободным в своем поведении с одновременным осознанием ограниченности такой свободы. Задаваться подобными вопросами следует не только родителям, но и педагогам. Советуем пройти курс по педагогике, где представлены как традиционные, так и современные педагогические методы, которые с успехом применяются по всему миру.

Также всем заинтересованным тематикой полезным будет курс по самопознанию, который поможет лучше понять себя и оценить свои способности.
Чтобы узнать о курсе больше и начать заниматься, перейдите по этой ссылке

Читайте также: