Что такое ручной труд в детском саду
Обновлено: 02.07.2024
Автор: Ковалева Александра Николаевна
Населенный пункт: Московская область, г. Дмитров
Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенка, развивает фантазию, изобретательность. В процессе этой деятельности развиваются образные представления, образное мышление, воображение. Ручной труд в детском саду -это всевозможная образовательная деятельность, зафиксированная в программе по обучению детей дошкольного возраста. Ручной труд является средством развития творческих способностей дошкольников и творческой личности в целом. Внося в ручной труд художественную составляющую, мы преобразуем ручной труд в творческую деятельность. Такая деятельность дает дошкольнику развитие трудовых навыков и имеет эстетическую пользу.
В ФГОС дошкольного образования, вступившего в силу 1 января 2014 года, выделено пять образовательных областей, которые представляют определённые направления развития и образования детей. Труд включён в социально-коммуникативное развитие ребёнка: направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Ручной труд дает возможность ребенку почувствовать себя творцом, мастером, фокусником, волшебником, художником. Мастеря своими руками ребенок чувствует себя старше, учится ценить свой и чужой труд, прививается желание творить своими руками.
Содержание ручного труда дошкольника очень разнообразно: работа с бумагой, тканью, нитками, бусинами, пуговицами, бисером; работа с природным материалом; работа с различным бросовым материалом; работа с глиной и тестом; работа с привычным ребенку пластилином, картоном и цветной бумагой. Так же неплохо сочетать различные техники и материал, например- в работу с пластилином включить природный или бросовый материал.
Основные задачи по ручному труду:
- Научить детей работать с материалами;
- Формировать желание детей мастерить своими руками;
- Формировать желание мастерить поделки, приносящие пользу и радость другим людям.
Основой формирования успешной работы по ручному труду служат новизна обстановки, разнообразие форм работы, разнообразие материалов и заданий. Начиная работу по обучению детей действиям с различными материалами, нужно обязательно обратить внимание на освоение детьми основных приемов. Целесообразно провести занятие по знакомству с свойствами материалов, которые будут использованы при создании поделки. Педагогу необходимо научить детей правильно обследовать образец, пользоваться чертежами и схемами особенно в старшем дошкольном возрасте. Чтобы выдвигаемые для детей задачи по изготовлению той или иной поделки были привлекательны для детей, педагог показывает детям практическое применение полученных знаний и умений.
Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности решения поставленных задач: что получилось хорошо и почему, чему еще следует научиться, в чем причина неудачи.
Педагог при организации деятельности по ручному труду систематически и целенаправленно учит детей видеть, понимать прекрасное, бережно относить к продуктам чужого труда, учить понимать и чтить народную культуру.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Ручной труд, как один из видов труда дошкольников
Ручной труд — это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно — прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта. Правильно организованный ручной труд в детском саду дает детям представление о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики — согласованности работы глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок формируется система специальных навыков и умений. Ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей. Старшего дошкольника увлекает сам процесс работы (пилить, строгать, резать ножницами, склеивать и т. п.) и, конечно, ее результат. Ведь с игрушкой, которую он смастерил, например, из картона, старых коробок, можно играть, можно подарить ее младшим брату, сестре.
Показать сыну, дочери, внуку или внучке, что и как можно сделать из различных материалов, не потребует от взрослого большой затраты времени, но это должно, быть специально выделенное время, не связанное с хозяйственными и другими домашними делами, тем более что многое из задуманного ребенок может выполнить лишь с помощью старшего. Необходимо поощрять совместный ручной труд братьев, сестер школьного возраста со старшими дошкольниками. Это интересно, к тому же сближает членов семьи, делает содержательнее их общение .
Уже давно доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.
Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Ручной труд в детском саду способствует развитию самых разных умений и навыков, влияет на умственное и эстетическое воспитание ребенка. Одна из главных задач, которые решает ручной труд это развитие мелкой моторики рук. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
При организации занятий по обучению детей ручному труду соблюдаются следующие условия:
1) Учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей
2) При отборе содержания для ручного труда и образцов игрушек для изготовления детьми учитываем разницу в интересах мальчиков и девочек
3) Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение
4) Используется усложнение технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и развивающего характера
5) О результатах продуктивной деятельности ребенка рассказывается его родителям, приходящим в группу взрослым, показываем им поделки, публично выражая свое одобрение и похвалу;
6) Занятия строится так, чтобы нести детям положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей нравственные понятия .
Автор: Исаченко Любовь Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №49
Населённый пункт: Канск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методика и требования к организации ручного труда в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Методика и требования к организации ручного труда в детском саду
«Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в
Основная задача
своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат
Ручной труд в детском саду дает ребенку возможность почувствовать себя
своими руками, прививает уважение к чужому труду.
художественного творчества, а ручной труд является таковым, - это разнообразие и
вариативность работы на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы,
задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает не
допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и
непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз
воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли
применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые
решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребёнка положительные
эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.
Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на
Рукоделие и ручной труд как средство всестороннего развития дошкольников в разных возрастных группах
Рукоделие и ручной труд как средство всестороннего развития дошкольников в разных возрастных группах
Ананьева Нелли Романовна,
воспитатель ГБДОУ №99
Калининского района Санкт-Петербурга
Рукоделие и изготовление поделок из ниток занимает особое место среди традиционных методов ручного труда в детском саду из-за особенных свойств этих материалов, открывающих перед педагогом широкие возможности и перспективы.
Неслучайно изготовление кукол, оберегов, амулетов, разнообразных игрушек из тканей и ниток уходит корнями в глубокое прошлое нашей страны. Выполненные в соответствии с народными традициями, наполненные энергетикой культуры народных промыслов- эти поделки и изделия снова популярны и любимы детьми и взрослыми.
Для педагога детского сада применение тканей и ниток в совместной деятельности с детьми имеет следующие преимущества по сравнению с применением других материалов:
1.доступность (огромный выбор и сравнительно низкая цена).
2.безопасность (не представляют опасности даже для самых маленьких)
3.пластичность (позволяет создавать любые формы, изделия)
4. интенсивное развитие моторики по сравнению с другими материалами и как следствие, активизация речи
5. дидактичность (большой ассортимент цветов, видов, фактур)
6.предоставляют неограниченный простор для воображения
7.создают в процессе работы чувство комфорта, уюта, психологической безопасности.
8.создают условия для развития коммуникабельности, так как работа обычно ведётся за общим столом и сопровождается общением.
9. материалы просты в использовании, и достаточно быстро дети начинают изготавливать поделки самостоятельно.
Благодаря этим качествам, ткани и нитки заняли прочное место в развивающей среде нашей группы и применялись во всех видах деятельности и областях обучения и воспитания дошкольников.
Познавательно-речевое развитие: о значении развития мелкой моторики для коммуникации уже упоминалось, в области познания же представляются следующие возможности:
- идентификация цвета, развитие цветового восприятия; знакомство с многообразием форм.
- экспериментирование, сенсорное развитие, знакомство со свойствами разных видов тканей и ниток.
- знакомство с историей появления этих материалов (хлопок, шёлк лён) и историей создания предметов быта и одежды из них, как составной части культуры развития человека.
- развитие мышления и речи при знакомстве и формированием представлений об использовании тканей и ниток в разных областях народного хозяйства, в различных профессиях.
- формирование навыка самостоятельного использования специальной литературы, альбомов, каталогов, руководство по шитью, вязанию, плетению.
Социально-личностное развитие:
Как уже говорилось ранее, занятия рукоделием способствуют психологической разгрузке и повышению стрессоустойчивости. Кроме того, самостоятельная работа повышает самооценку и как следствие, расширяет зону комфорта. Возможность самостоятельно создавать игрушки, сувениры, подарки и затем дарить их родным, друзьям, малышам повышает социальную значимость ребёнка. Участие в выставках, получение призов, грамот за хорошую поделку, формирует у ребёнка правильное представление, что социального успеха можно и нужно добиваться своим трудом. Что касается труда: использование тканей и ниток позволяет с раннего возраста приучать детей к трудовым заданиям (сложить лоскутки, собрать клубочки ниток), а в дальнейшем усидчивая, кропотливая работа самостоятельная уборка.
К вопросу о безопасности: хотя сами материалы и безопасны, следует своевременно познакомить детей с правилами работы с ножницами, иглой, спицами и т.д.
Художественно-эстетическое развитие
В процессе ручного труда, рассматриваются демонстрационные материалы, образцы (изделия) народного творчества, происходит интенсивное эстетическое развитие, пробуждение творческих способностей, художественного восприятия окружающего мира. Перечень видов творческой деятельности очень широк:
- аппликация из тканей и ниток
- рисование по ткани
- лепка с использованием деталей из ткани, нитей, бисера
- изготовление атрибутики для:
- изготовление украшений (бусы, колье, браслеты)
- изготовление кукол по традиционным образцам
- изготовление кукол для театра (марионетки, пальчиковые, на кулачок)
- совместно с воспитателем шитьё одежды для кукол и для ряжения, вязаные также спицами и крючком
- плетение из бисера
Физическое развитие.
Одной из важных составляющих частей физического развития является формирование КГН. При этом большую помощь педагогу оказывают ручной труд и рукоделие, в процессе которого развивается мелкая моторика рук, формируется навык шнурования, завязывание узлов, бантов.
С другой стороны, знакомясь с предметами народных промыслов, образцами искусства, декоративными вещами, и особенно участвуя в их изготовлении, ребёнок повышает собственную планку требований к своему внешнему виду одежде, поведению. Формируется общая установка на здоровье, соблюдение правил гигиены, аккуратную нарядную одежду.
В раннем возрасте достаточно остро стоит проблема психологической разгрузки и мышечного напряжения: дети бросаются игрушками, крушат постройки. И здесь на первый план выходят яркие, объёмные, привлекательные, но мягкие и совершенно безопасные клубки и подушки: их можно колотить, сними можно валяться, ими бросаться, с ними обниматься; их очень легко потом собрать и сложить- например в корзину, причём даже маленький ребёнок может делать это самостоятельно, заслужив при этом похвалу чего не скажешь о конструкторе и кубиках). Таким образом педагогу удаётся легко и эстетично решать коррекционные проблемы в группе раннего возраста.
На четвёртом году жизни на первый план выходит ознакомление детей с окружающим миром и развитие сенсорики. По прежнему важнейшим свойством представляется безопасность материалов.
В процессе обследования и экспериментирования развивается инициатива и логическое мышление, воспитывается усидчивость, формируется внимание.
- внутри контура животного ребёнок рисует глазки, нос
- посыпает всю поверхность внутри контура подготовленными, нарезанными нитками нужного цвета
- слегка прижимает ладошкой
Участие детей в подготовке театрализованной деятельности и в последующей игре также включает в себя элементы ручного труда и рукоделия. Ребёнок может вместе с воспитателем изготовить куклу на палочке (обметать поролоновую головку тканью и нитками, закрепить при помощи воспитателя, выбрать нитки для волос).
С большим интересом дети 4-го года жизни наблюдают, как воспитатель шьёт игрушки, одежду для кукол, одежду для ряжения (подают материал, радуются обновкам). Это с виду кажется пассивная деятельность, затем в более старшем возрасте приносит прекрасные плоды в виде сформированного интереса к рукоделию трудолюбию.
Отдельно следует сказать о формировании навыка самостоятельности, трудолюбии. Мягкость и безопасность материалов позволяет полностью доверить детям уборку (сложить лоскутки, смотать нитки); постепенно учить безопасной работе с ножницами.
Естественно, что в младшей группе в течении всего года продолжалась деятельность по всем направлениям, начатым в раннем возрасте: конструирование, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры и т.д. При этом ассортимент используемых предметов изготовленных путём ручного труда расширяется и обогащается (куклы, флажки, маски-шапочки, игровая атрибутика).
Таким образом, на четвёртом году развития дети привыкают к присутствию в развивающей среде своей группы тканей и ниток, а также игрушек, поделок из них, пособий, как к неотъемлимой части интерьера.
Деятельность с этими материалами всех видов - дидактическая, исследовательская, игровая, театрализованная, коррекционная и т.д. становится привычной для детей, естественной, комфортной, вызывает у детей удовольствие и позволяет эффективно решать задачи воспитания и обучения.
На пятом году жизни – средний дошкольный возраст, деятельность с тканями и нитками постоянно приобретает самостоятельный характер, при этом развивает воображение, пробуждает склонность ребёнка к ручному труду, воспитывается целеустремлённость, усидчивость и терпение.
Рекомендуется подготовить столик для такой деятельности, где будут в открытом доступе–ткани, нитки, клубки для психологической разгрузки-яркие, привлекательные книги по теме:
- образцы детских и совместных работ
- образцы народного творчества и т.д.
В процессе всех этих мероприятий у детей 5-го года жизни получаются по настоящему получаются красивые, эстетичные работы, что они способны оценить. Это очень повышает самооценку ребёнка и побуждает его совершенствовать свои навыки.
Необходимо подготовить подборку специальной литературы по рукоделию, народным промыслам, художественные альбомы, различные руководства для взрослых и детей (см. список литературы). В средней группе дети уже способны пользоваться специальной литературой, оценивать образцы, представленные на иллюстрациях.
Деятельность с тканями и нитками по всем направлениям углубляется и обогащается по сравнению с младшим возрастом.
На этом же этапе активизируется участие детей в изготовлении атрибутики для театрализованной, игровой и физкультурной деятельности. Причём некоторые изделия дети способны выполнить уже самостоятельно (вымпелы, флажки, ленты, маски и т.д.)
Полезно вместе с детьми организовать выставку народных ремёсел, включив сюда и лучшие детские работы.
В старшем – подготовительном к школе возрасте активно начинают проявляться индивидуальные склонности. Поэтому фактически в этом возрасте деятельность с тканями и нитками организовывается по индивидуальной программе и в ещё большей степени – по сравнению со средней группой – из совместной превращается в самостоятельную.
Детям 6-го и 7-го года жизни предлагаются следующие варианты заданий:
а)конструирование и шитьё из ткани
- одежда для кукол
- атрибутика для ряжения
- атрибутика для сюжетно-ролевых игр
- предметы по образцам народных промыслов
б) конструирование из ниток
- вязание на спицах
- макраме, другие виды плетения
- изготовление шнуров, помпонов, кистей
- изготовление кукол по русским народным образцам
- вышивка прямым швом
г) поделки из бисера
- конструирование украшений с использованием проволоки (бусы, браслеты, ожерелья, броши)
д) поделки из комбинированного материала ( возможно с дополнением природных и подсобных материалов)
В процессе этой деятельности у детей развивается и совершенствуется:
- моторика, и, как следствие, речь
- координация движений
- глазомер
- воображение
- терпение
- усидчивость
- целеустремлённость
- трудолюбие
- самостоятельность, инициатива
- внимание
- зрительная память
- коммуникативные способности
- эстетическое восприятие
- социальная активность ( участие в выставках, шефские подарки для малышей и т.д.).
В организации развивающей среды для этой возрастной группы были сделаны следующие усовершенствования: для более эффективного использования материала и инструмента, а также свободного времени детей в группе была подготовлена зона с набором материалов ткани, бисера, ниток (в коробках и на подносах) и инструментов ( ножниц, крючков, игольниц). Следует отметить, что иглы и спицы выдавались воспитателем по конкретной просьбе ребёнка; пользование ими контролировалось взрослым в целях безопасности, особенно в начале учебного года, когда навыки соблюдения правил безопасности были ещё недостаточно сформированы.
Зона ручного труда также включала в себя постоянно обновляющуюся выставку детских работ, организованную и устроенную самими детьми. Там же располагалась специальная библиотека (художественные альбомы, руководство по рукоделию, фото -альбомы, каталоги и др.) которой дети пользовались самостоятельно.
Конечно увлекались рукоделием в основном девочки, но и мальчики освоили тему достаточно для того, чтобы самостоятельно сделать сувенир или подарок.
Кроме того ручной труд по желанию и собственному замыслу в свободное время решало кроме вышеперечисленных задач ещё и проблему психологической разгрузки, отдыха – в процессе этого педагог и дети общались, смеялись, советовались – что заметно повышало уровень комфортности каждого ребёнка в коллективе и в детском саду в целом.
Отдельно следует отметить высокую степень интеграции деятельности во все другие области познания детей ст.-подготовительного возраста (познание, безопасность, труд, физическое развитие, коммуникация и т.д.).
Например в области коммуникации предлагаются следующие темы:
«Как ткани используются в медицине (транспорте, спорте и т.д.).
сформированную любознательность, развитую познавательную способность, активную социальную позицию, психологическую устойчивость, коммуникабельность, организаторские навыки, эстетическое восприятие мира, трудолюбие, аккуратность, отличную моторику, усидчивость , целеустремлённость и самостоятельность.
Читайте также:
- В каких районах страны наиболее развито свиноводство кратко
- Может ли многоуровневый список включать как нумерованные так и маркированные списки кратко
- Что для тебя счастье ответы кратко
- Чем отличается этика долга канта от этики добродетелей аристотеля кратко
- Океанолог чем занимается для 2 класса профессия кратко