Что такое ручной труд в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Ковалева Александра Николаевна

Населенный пункт: Московская область, г. Дмитров

Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенка, развивает фантазию, изобретательность. В процессе этой деятельности развиваются образные представления, образное мышление, воображение. Ручной труд в детском саду -это всевозможная образовательная деятельность, зафиксированная в программе по обучению детей дошкольного возраста. Ручной труд является средством развития творческих способностей дошкольников и творческой личности в целом. Внося в ручной труд художественную составляющую, мы преобразуем ручной труд в творческую деятельность. Такая деятельность дает дошкольнику развитие трудовых навыков и имеет эстетическую пользу.

В ФГОС дошкольного образования, вступившего в силу 1 января 2014 года, выделено пять образовательных областей, которые представляют определённые направления развития и образования детей. Труд включён в социально-коммуникативное развитие ребёнка: направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Ручной труд дает возможность ребенку почувствовать себя творцом, мастером, фокусником, волшебником, художником. Мастеря своими руками ребенок чувствует себя старше, учится ценить свой и чужой труд, прививается желание творить своими руками.

Содержание ручного труда дошкольника очень разнообразно: работа с бумагой, тканью, нитками, бусинами, пуговицами, бисером; работа с природным материалом; работа с различным бросовым материалом; работа с глиной и тестом; работа с привычным ребенку пластилином, картоном и цветной бумагой. Так же неплохо сочетать различные техники и материал, например- в работу с пластилином включить природный или бросовый материал.

Основные задачи по ручному труду:

  • Научить детей работать с материалами;
  • Формировать желание детей мастерить своими руками;
  • Формировать желание мастерить поделки, приносящие пользу и радость другим людям.

Основой формирования успешной работы по ручному труду служат новизна обстановки, разнообразие форм работы, разнообразие материалов и заданий. Начиная работу по обучению детей действиям с различными материалами, нужно обязательно обратить внимание на освоение детьми основных приемов. Целесообразно провести занятие по знакомству с свойствами материалов, которые будут использованы при создании поделки. Педагогу необходимо научить детей правильно обследовать образец, пользоваться чертежами и схемами особенно в старшем дошкольном возрасте. Чтобы выдвигаемые для детей задачи по изготовлению той или иной поделки были привлекательны для детей, педагог показывает детям практическое применение полученных знаний и умений.

Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности решения поставленных задач: что получилось хорошо и почему, чему еще следует научиться, в чем причина неудачи.

Педагог при организации деятельности по ручному труду систематически и целенаправленно учит детей видеть, понимать прекрасное, бережно относить к продуктам чужого труда, учить понимать и чтить народную культуру.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Ручной труд, как один из видов труда дошкольников

Ручной труд — это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно — прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта. Правильно организованный ручной труд в детском саду дает детям представление о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики — согласованности работы глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок формируется система специальных навыков и умений. Ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей. Старшего дошкольника увлекает сам процесс работы (пилить, строгать, резать ножницами, склеивать и т. п.) и, конечно, ее результат. Ведь с игрушкой, которую он смастерил, например, из картона, старых коробок, можно играть, можно подарить ее младшим брату, сестре.

Показать сыну, дочери, внуку или внучке, что и как можно сделать из различных материалов, не потребует от взрослого большой затраты времени, но это должно, быть специально выделенное время, не связанное с хозяйственными и другими домашними делами, тем более что многое из задуманного ребенок может выполнить лишь с помощью старшего. Необходимо поощрять совместный ручной труд братьев, сестер школьного возраста со старшими дошкольниками. Это интересно, к тому же сближает членов семьи, делает содержательнее их общение .

Уже давно доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Ручной труд в детском саду способствует развитию самых разных умений и навыков, влияет на умственное и эстетическое воспитание ребенка. Одна из главных задач, которые решает ручной труд это развитие мелкой моторики рук. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

При организации занятий по обучению детей ручному труду соблюдаются следующие условия:

1) Учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей

2) При отборе содержания для ручного труда и образцов игрушек для изготовления детьми учитываем разницу в интересах мальчиков и девочек

3) Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение

4) Используется усложнение технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и развивающего характера

5) О результатах продуктивной деятельности ребенка рассказывается его родителям, приходящим в группу взрослым, показываем им поделки, публично выражая свое одобрение и похвалу;

6) Занятия строится так, чтобы нести детям положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей нравственные понятия .

Автор: Исаченко Любовь Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №49
Населённый пункт: Канск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методика и требования к организации ручного труда в детском саду"
Раздел: дошкольное образование

Методика и требования к организации ручного труда в детском саду

«Воспитание должно не только развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в

Основная задача

своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат

Ручной труд в детском саду дает ребенку возможность почувствовать себя

своими руками, прививает уважение к чужому труду.

художественного творчества, а ручной труд является таковым, - это разнообразие и

вариативность работы на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы,

задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы – вот что помогает не

допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и

непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз

воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли

применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой – искали новые

решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребёнка положительные

эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на

Рукоделие и ручной труд как средство всестороннего развития дошкольников в разных возрастных группах

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда не активна

Рукоделие и ручной труд как средство всестороннего развития дошкольников в разных возрастных группах

Ананьева Нелли Романовна,
воспитатель ГБДОУ №99
Калининского района Санкт-Петербурга

Рукоделие и изготовление поделок из ниток занимает особое место среди традиционных методов ручного труда в детском саду из-за особенных свойств этих материалов, открывающих перед педагогом широкие возможности и перспективы.

Неслучайно изготовление кукол, оберегов, амулетов, разнообразных игрушек из тканей и ниток уходит корнями в глубокое прошлое нашей страны. Выполненные в соответствии с народными традициями, наполненные энергетикой культуры народных промыслов- эти поделки и изделия снова популярны и любимы детьми и взрослыми.

Для педагога детского сада применение тканей и ниток в совместной деятельности с детьми имеет следующие преимущества по сравнению с применением других материалов:

1.доступность (огромный выбор и сравнительно низкая цена).

2.безопасность (не представляют опасности даже для самых маленьких)

3.пластичность (позволяет создавать любые формы, изделия)

4. интенсивное развитие моторики по сравнению с другими материалами и как следствие, активизация речи

5. дидактичность (большой ассортимент цветов, видов, фактур)

6.предоставляют неограниченный простор для воображения

7.создают в процессе работы чувство комфорта, уюта, психологической безопасности.

8.создают условия для развития коммуникабельности, так как работа обычно ведётся за общим столом и сопровождается общением.

9. материалы просты в использовании, и достаточно быстро дети начинают изготавливать поделки самостоятельно.

Благодаря этим качествам, ткани и нитки заняли прочное место в развивающей среде нашей группы и применялись во всех видах деятельности и областях обучения и воспитания дошкольников.

Познавательно-речевое развитие: о значении развития мелкой моторики для коммуникации уже упоминалось, в области познания же представляются следующие возможности:

- идентификация цвета, развитие цветового восприятия; знакомство с многообразием форм.

- экспериментирование, сенсорное развитие, знакомство со свойствами разных видов тканей и ниток.

- знакомство с историей появления этих материалов (хлопок, шёлк лён) и историей создания предметов быта и одежды из них, как составной части культуры развития человека.

- развитие мышления и речи при знакомстве и формированием представлений об использовании тканей и ниток в разных областях народного хозяйства, в различных профессиях.

- формирование навыка самостоятельного использования специальной литературы, альбомов, каталогов, руководство по шитью, вязанию, плетению.

Социально-личностное развитие:

Как уже говорилось ранее, занятия рукоделием способствуют психологической разгрузке и повышению стрессоустойчивости. Кроме того, самостоятельная работа повышает самооценку и как следствие, расширяет зону комфорта. Возможность самостоятельно создавать игрушки, сувениры, подарки и затем дарить их родным, друзьям, малышам повышает социальную значимость ребёнка. Участие в выставках, получение призов, грамот за хорошую поделку, формирует у ребёнка правильное представление, что социального успеха можно и нужно добиваться своим трудом. Что касается труда: использование тканей и ниток позволяет с раннего возраста приучать детей к трудовым заданиям (сложить лоскутки, собрать клубочки ниток), а в дальнейшем усидчивая, кропотливая работа самостоятельная уборка.

К вопросу о безопасности: хотя сами материалы и безопасны, следует своевременно познакомить детей с правилами работы с ножницами, иглой, спицами и т.д.

Художественно-эстетическое развитие

В процессе ручного труда, рассматриваются демонстрационные материалы, образцы (изделия) народного творчества, происходит интенсивное эстетическое развитие, пробуждение творческих способностей, художественного восприятия окружающего мира. Перечень видов творческой деятельности очень широк:

- аппликация из тканей и ниток

- рисование по ткани

- лепка с использованием деталей из ткани, нитей, бисера

- изготовление атрибутики для:

- изготовление украшений (бусы, колье, браслеты)

- изготовление кукол по традиционным образцам

- изготовление кукол для театра (марионетки, пальчиковые, на кулачок)

- совместно с воспитателем шитьё одежды для кукол и для ряжения, вязаные также спицами и крючком

- плетение из бисера

Физическое развитие.

Одной из важных составляющих частей физического развития является формирование КГН. При этом большую помощь педагогу оказывают ручной труд и рукоделие, в процессе которого развивается мелкая моторика рук, формируется навык шнурования, завязывание узлов, бантов.

С другой стороны, знакомясь с предметами народных промыслов, образцами искусства, декоративными вещами, и особенно участвуя в их изготовлении, ребёнок повышает собственную планку требований к своему внешнему виду одежде, поведению. Формируется общая установка на здоровье, соблюдение правил гигиены, аккуратную нарядную одежду.

В раннем возрасте достаточно остро стоит проблема психологической разгрузки и мышечного напряжения: дети бросаются игрушками, крушат постройки. И здесь на первый план выходят яркие, объёмные, привлекательные, но мягкие и совершенно безопасные клубки и подушки: их можно колотить, сними можно валяться, ими бросаться, с ними обниматься; их очень легко потом собрать и сложить- например в корзину, причём даже маленький ребёнок может делать это самостоятельно, заслужив при этом похвалу чего не скажешь о конструкторе и кубиках). Таким образом педагогу удаётся легко и эстетично решать коррекционные проблемы в группе раннего возраста.

На четвёртом году жизни на первый план выходит ознакомление детей с окружающим миром и развитие сенсорики. По прежнему важнейшим свойством представляется безопасность материалов.

В процессе обследования и экспериментирования развивается инициатива и логическое мышление, воспитывается усидчивость, формируется внимание.

- внутри контура животного ребёнок рисует глазки, нос

- посыпает всю поверхность внутри контура подготовленными, нарезанными нитками нужного цвета

- слегка прижимает ладошкой

Участие детей в подготовке театрализованной деятельности и в последующей игре также включает в себя элементы ручного труда и рукоделия. Ребёнок может вместе с воспитателем изготовить куклу на палочке (обметать поролоновую головку тканью и нитками, закрепить при помощи воспитателя, выбрать нитки для волос).

С большим интересом дети 4-го года жизни наблюдают, как воспитатель шьёт игрушки, одежду для кукол, одежду для ряжения (подают материал, радуются обновкам). Это с виду кажется пассивная деятельность, затем в более старшем возрасте приносит прекрасные плоды в виде сформированного интереса к рукоделию трудолюбию.

Отдельно следует сказать о формировании навыка самостоятельности, трудолюбии. Мягкость и безопасность материалов позволяет полностью доверить детям уборку (сложить лоскутки, смотать нитки); постепенно учить безопасной работе с ножницами.

Естественно, что в младшей группе в течении всего года продолжалась деятельность по всем направлениям, начатым в раннем возрасте: конструирование, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры и т.д. При этом ассортимент используемых предметов изготовленных путём ручного труда расширяется и обогащается (куклы, флажки, маски-шапочки, игровая атрибутика).

Таким образом, на четвёртом году развития дети привыкают к присутствию в развивающей среде своей группы тканей и ниток, а также игрушек, поделок из них, пособий, как к неотъемлимой части интерьера.

Деятельность с этими материалами всех видов - дидактическая, исследовательская, игровая, театрализованная, коррекционная и т.д. становится привычной для детей, естественной, комфортной, вызывает у детей удовольствие и позволяет эффективно решать задачи воспитания и обучения.

На пятом году жизни – средний дошкольный возраст, деятельность с тканями и нитками постоянно приобретает самостоятельный характер, при этом развивает воображение, пробуждает склонность ребёнка к ручному труду, воспитывается целеустремлённость, усидчивость и терпение.

Рекомендуется подготовить столик для такой деятельности, где будут в открытом доступе–ткани, нитки, клубки для психологической разгрузки-яркие, привлекательные книги по теме:

- образцы детских и совместных работ

- образцы народного творчества и т.д.

В процессе всех этих мероприятий у детей 5-го года жизни получаются по настоящему получаются красивые, эстетичные работы, что они способны оценить. Это очень повышает самооценку ребёнка и побуждает его совершенствовать свои навыки.

Необходимо подготовить подборку специальной литературы по рукоделию, народным промыслам, художественные альбомы, различные руководства для взрослых и детей (см. список литературы). В средней группе дети уже способны пользоваться специальной литературой, оценивать образцы, представленные на иллюстрациях.

Деятельность с тканями и нитками по всем направлениям углубляется и обогащается по сравнению с младшим возрастом.

На этом же этапе активизируется участие детей в изготовлении атрибутики для театрализованной, игровой и физкультурной деятельности. Причём некоторые изделия дети способны выполнить уже самостоятельно (вымпелы, флажки, ленты, маски и т.д.)

Полезно вместе с детьми организовать выставку народных ремёсел, включив сюда и лучшие детские работы.

В старшем – подготовительном к школе возрасте активно начинают проявляться индивидуальные склонности. Поэтому фактически в этом возрасте деятельность с тканями и нитками организовывается по индивидуальной программе и в ещё большей степени – по сравнению со средней группой – из совместной превращается в самостоятельную.

Детям 6-го и 7-го года жизни предлагаются следующие варианты заданий:

а)конструирование и шитьё из ткани

- одежда для кукол

- атрибутика для ряжения

- атрибутика для сюжетно-ролевых игр

- предметы по образцам народных промыслов

б) конструирование из ниток

- вязание на спицах

- макраме, другие виды плетения

- изготовление шнуров, помпонов, кистей

- изготовление кукол по русским народным образцам

- вышивка прямым швом

г) поделки из бисера

- конструирование украшений с использованием проволоки (бусы, браслеты, ожерелья, броши)

д) поделки из комбинированного материала ( возможно с дополнением природных и подсобных материалов)

В процессе этой деятельности у детей развивается и совершенствуется:

  • моторика, и, как следствие, речь
  • координация движений
  • глазомер
  • воображение
  • терпение
  • усидчивость
  • целеустремлённость
  • трудолюбие
  • самостоятельность, инициатива
  • внимание
  • зрительная память
  • коммуникативные способности
  • эстетическое восприятие
  • социальная активность ( участие в выставках, шефские подарки для малышей и т.д.).

В организации развивающей среды для этой возрастной группы были сделаны следующие усовершенствования: для более эффективного использования материала и инструмента, а также свободного времени детей в группе была подготовлена зона с набором материалов ткани, бисера, ниток (в коробках и на подносах) и инструментов ( ножниц, крючков, игольниц). Следует отметить, что иглы и спицы выдавались воспитателем по конкретной просьбе ребёнка; пользование ими контролировалось взрослым в целях безопасности, особенно в начале учебного года, когда навыки соблюдения правил безопасности были ещё недостаточно сформированы.

Зона ручного труда также включала в себя постоянно обновляющуюся выставку детских работ, организованную и устроенную самими детьми. Там же располагалась специальная библиотека (художественные альбомы, руководство по рукоделию, фото -альбомы, каталоги и др.) которой дети пользовались самостоятельно.

Конечно увлекались рукоделием в основном девочки, но и мальчики освоили тему достаточно для того, чтобы самостоятельно сделать сувенир или подарок.

Кроме того ручной труд по желанию и собственному замыслу в свободное время решало кроме вышеперечисленных задач ещё и проблему психологической разгрузки, отдыха – в процессе этого педагог и дети общались, смеялись, советовались – что заметно повышало уровень комфортности каждого ребёнка в коллективе и в детском саду в целом.

Отдельно следует отметить высокую степень интеграции деятельности во все другие области познания детей ст.-подготовительного возраста (познание, безопасность, труд, физическое развитие, коммуникация и т.д.).

Например в области коммуникации предлагаются следующие темы:

«Как ткани используются в медицине (транспорте, спорте и т.д.).

сформированную любознательность, развитую познавательную способность, активную социальную позицию, психологическую устойчивость, коммуникабельность, организаторские навыки, эстетическое восприятие мира, трудолюбие, аккуратность, отличную моторику, усидчивость , целеустремлённость и самостоятельность.

Читайте также: