Что такое риторическое восклицание кратко

Обновлено: 08.07.2024

Обычные люди в разговоре постоянно меняют интонацию, произносят реплики, выбивающиеся из размеренного хода повествования. Это в значительной степени влияет на восприятие слов, слушающий лучше понимает, о чём говорится и что чувствует рассказчик. Чтобы сделать письменную речь столь же яркой и эмоциональной, авторы прибегают к различным приёмам. Одним из них является риторическое восклицание.

Этот стилистический приём относится к фигурам речи. Напомним, что фигурой называют речевую конструкцию (словосочетание, предложение), которая придаёт речи большую выразительность, меняет эмоциональную окраску, одним словом, обогащает речь. С помощью риторического восклицания автор демонстрирует момент наивысшего напряжения чувств собственных или эмоций лирического героя произведения, оно символизирует возглас или даже выкрик. Причём спектр проявляемых чувств чрезвычайно широк: это может быть восторг, удивление, радость, удовольствие, одобрение, обида, горечь, отчаяние, негодование, тоска и т. д. Важно отметить, что восклицания не только воспроизводят настроение, но и сосредотачивают внимание читателя на определённом отрезке текста, благодаря чему важная мысль лучше запоминается.

В тексте риторическое восклицание оформляется в виде отдельного предложения, оканчивающегося восклицательным знаком, а при чтении выделяется с помощью интонации.

В этом стихотворении повествуется о дьяволе Молоке, который в попытке совратить старого монаха Панкратия с истинного пути оказывается им пойман. Демон просит пощады и сулит разные богатства. Конечно, скромного монаха это возмущает, поэтому он почти кричит на беса:

«Осмелился ты думать о женах!
Смотри какой! но нет, работник ада,
Ты не прельстишь Панкратья суетой.

Катаплока – это оформленная в виде вставки в основной текст и прямо не связанная с ним реплика. Много подобных восклицаний можно обнаружить в лирике Марины Цветаевой:

Рассмотрим, как другие русские поэты применяют в риторические восклицания в своих произведениях.

Беспорядок грозы в небесах!
Не писать! Даровать ей свободу –
не воспетою быть, нависать
над землёй, принимающей воду
Разве я ей сегодня судья,
чтоб хвалить её: радость! услада! –
не по чину поставив себя
во главе потрясённого сада!

В этих строках сплелось сразу несколько эмоций: поэтесса досадует, что ей не удаётся заставить себя не писать о впечатлившем её явлении, но не может скрыть своего восхищения силой стихии.

Вот пример поэтического хулиганства в исполнении Иосифа Александровича Бродского:

Конечно, главным мотивом этих строк является душевная боль, крайняя степень отчаяния, но благодаря ехидным восклицаниям она превращается в острую иронию, которая, возможно, помогает преодолеть страдание.

В произведениях Ивана Алексеевича Бунина чаще встречаются такие эмоции, как восторг и радость. Вот как поэт передаёт эти настроения:

Вместо черных квадратов, квадратов, квадратов,
На стене человек, человек, человек на стене.
Человек (не червяк!) (не ручной оловянный солдатик!)
Это нравится, нравится, нравится мне.

Мы видим, что с помощью риторического восклицания можно выразить самые разные чувства. Неудивительно, что этим приёмом пользовались и пользуются почти все литераторы, чтобы придать своим произведениям красоту и динамичность.

Риторическое восклицание (эпекфонесис, экскламация) — приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно.

Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство

Какой размах! Какой простор уму!
На сцене слитность грации и такта!

Виды риторического восклицания

Видами риторического восклицания являются:

  • Аганактезис — риторическое восклицание, выражающее возмущение

O tempora, o mores!

О, дева всех румянее
Среди зелёных гор —
Германия!
Германия!
Германия!
Позор!

  • Катаплока — риторическое восклицание в виде грамматически не связанной с контекстом вставки

Тридцатая годовщина
Союза — держись, злецы!
Я знаю твои морщины,
Изъяны, рубцы, зубцы —
Малейшую из зазубрин!
(Зубами — коль стих не шёл!)

См. также

Примечания

    статью.
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Риторическое восклицание" в других словарях:

риторическое восклицание — сущ., кол во синонимов: 6 • аганактезис (1) • катаплока (1) • риторическая фигура … Словарь синонимов

риторическое восклицание — (от греч. rhetor оратор) стилистическая фигура: восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания: Тройка! Птица тройка! (Н.В. Гоголь). Р. в. может сопутствовать гиперболизация, например: Пышный! Ему нет равной реки в мире! (о … Словарь литературоведческих терминов

риторическое восклицание — Показное выражение эмоций: негодования, изумления, восхищения; используется в публицистическом, художественном, разговорном стилях … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Риторическое восклицание — Показное выражение эмоций: негодования, изумления, восхищения; используется в публицистическом, художественном, разговорном стилях … Риторика: Словарь-справочник

риторическое восклицание — , я. Синтаксическая фигура2, выражающая особую экспрессию и усиливающая напряженность речи. Когда то будет мне веселее! А до сей минуты все грустно (Н. Карамзин) … Учебный словарь стилистических терминов

Риторическое обращение — Риторическое обращение стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторическое обращение часто встречается в монологах. Главной задачей риторического обращения… … Википедия

Риторический вопрос — Риторический вопрос риторическая фигура, представляющая собой не ответ на вопрос, а утверждение. По сути, риторический вопрос это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности. В любом случае… … Википедия

Эротема — Риторический вопрос риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший. Также риторическим вопросом можно считать вопрос, ответ на который крайне очевиден. В… … Википедия

Риторический вопрос — РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС, так же как риторическое восклицание и риторическое обращение, своеобразные обороты речи, усиливающие ее выразительность, так наз. фигуры (см.). Отличительной чертой этих оборотов является их условность, т. е. употребление… … Литературная энциклопедия

Фигура (риторика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Фигура. Фигура (риторическая фигура, стилистическая фигура, фигура речи; лат. figura от др. греч. σχῆμα) термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят… … Википедия

Тира́да (фр. tirade от итал. tirata — вытягивание) — краткий и сильный монолог в драме, длинная фраза, произносимая в приподнятом тоне, выделяющаяся своей звонкостью и рассчитанная на внешний успех.

Риторическое обращение — стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторическое обращение часто встречается в монологах. Главной задачей риторического обращения является стремление выразить отношение к тому или иному лицу либо предмету, дать ему характеристику, усилить выразительность речи. Риторическое обращение никогда не требует ответа и не несет в себе вопрос.

Антифразис (греч. ἀντίφρασις — употребление слова в противоположном значении) — разновидность тропа, стилистический приём, заключающийся в употреблении слова или словосочетания в противоположном смысле, обычно ироническом.

Ритори́ческий вопро́с — риторическая фигура, представляющая собой вопрос-утверждение, который не требует ответа., если тот не является риторическим.

Междометие — лексико-грамматический класс неизменяемых слов, не входящих ни в знаменательные, ни в служебные части речи и нерасчленённо выражающих (но не называющих) эмоциональные и эмоционально-волевые реакции на окружающую действительность.

Упоминания в литературе

Риторическое восклицание очень похоже на риторическое обращение, только после него надо поставить восклицательный знак и дальше писать с большой буквы. И если у тебя явная тяга к риторическим восклицаниям, пиши лучше оды.

В первой строфе – антитеза (что есть – что могло бы быть), усиленная риторическими восклицаниями ; во второй – антитеза (что должно быть – что есть) без усиления; в третьей – антитеза ослабленная (детализация двух сторон одного и того же явления); в четвертой – антитезы нет, вместо нее тройное нагнетание однородных примет: в пятой – повтор-параллелизм с нарастанием; в шестой – два риторических восклицания. Восклицательные конструкции как бы обрамляют картину, а заполняет ее переход от разнонаправленной антитезы к однонаправленному параллелизму.

Связанные понятия (продолжение)

Грегери́я — очень короткий художественный текст — одно, иногда два предложения, — напоминающий одновременно афоризм и образное определение; непременными составляющими грегерии являются юмор и метафора. Жанр грегерии создал Рамон Гомес де ла Серна.

Ламентация (от лат. lamentatio плач, стенание) — первоначально возникший в античной риторике приём ораторского искусства, в музыковедении — термин для обозначения одноимённого музыкального жанра.

Комплимент (фр. compliment) — это особая форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения; любезные, приятные слова, лестный отзыв.

Имени́тельный те́мы (именительный представления, сегмент) — фигура речи, на первом месте которой стоит изолированное имя существительное в именительном падеже, называющее тему последующей фразы. Его функция заключается в вызове особого интереса к предмету высказывания и усилении его звучания.

Литóта, лито́тес (от др.-греч. λιτότης — простота, малость, умеренность) — троп, имеющий значение приуменьшения или нарочитого смягчения.

Псо́гос (греч. ψόγος — хула, поношение) — жанр памфлета в византийской литературе, заключавшийся в искусстве осмеяния, обличения оппонента или другого автора.

Улы́бка — выразительные движения мышц лица (губ, глаз и щёк), показывающие расположение к смеху или выражающие удовольствие, приветствие, радость, доброжелательность либо иронию, насмешку (ухмылка).

Словое́рс (тж. словое́р, словое́рик) — название частицы -с (написание по старой орфографии — -съ), прибавляемой в русском языке к концу слов в определённых ситуациях.

Жест (от лат. gestus — движение тела) — некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.

Такти́чность (такт, чу́вство та́кта, чу́вство ме́ры; лат. tactus — прикосновение, осязание, чувство) — умение вести себя в соответствии с принятым этикетом и этическими нормами. Людей с чувством такта называют тактичными. Тактичность подразумевает не только простое следование правилам поведения, но и умение понимать собеседника и не допускать неприятных для других людей ситуаций.

Скороговорка — короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией. Скороговорки содержат близкие по звучанию, но различные фонемы (например, c и ш) и сложные для произношения сочетания фонем. Зачастую содержат аллитерации и рифмы. Используются для тренировки дикции и произношения.

Разгово́рный стиль — функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своей информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.

Ослы́шка (иногда также мондегрин, англ. mondegreen) — переосмысление неверно разобранных со слуха слов. В случае, если исходный текст представляет собой известную песню или стихотворение, частая ослышка может приобретать популярность.

Парентеза (парантеза, вставка) (от греч. παρένθεσις — вставка) — фигура порядка слов, вставка одной фразы внутрь другой без грамматической связи. Парентезы выделяются с двух сторон скобками или тире.

Дикция (от лат. dictio - произношение) - четкое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка. Выразительность дикции - важная сторона мастерства актера, певца, выступающего.

Юмор висельника, или висельный юмор, — юмор о крайне неприятных, серьёзных или трагических обстоятельствах. Любой юмор, который имеет дело с серьёзными вещами, такими как смерть, война, болезнь, преступление, в лёгкой, дурашливой или сатирической манере, считается юмором висельника. Он описывается как удачная острота в ответ на безнадёжную ситуацию. Возникает при стрессовых, травмирующих или угрожающих жизни ситуациях, зачастую в обстоятельствах, когда смерть воспринимается неизбежной.

- (от греч. rhetor - оратор) - стилистическая фигура: восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания: "Тройка! Птица-тройка!" (Н.В. Гоголь).

Р. в. может сопутствовать гиперболизация, например: "Пышный! Ему нет равной реки в мире!" (о Днепре) (Н.В. Гоголь).

Смотреть что такое РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ в других словарях:

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ

риторическое восклицание сущ., кол-во синонимов: 6 • аганактезис (1) • катаплока (1) • риторическая фигура (9) • фигура речи (38) • экскламация (2) • элекфонесис (2) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: аганактезис, катаплока, риторическая фигура, фигура речи, экскламация, элекфонесис. смотреть

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ

Показное выражение эмоций: негодования, изумления, восхищения; используется в публицистическом, художественном, разговорном стилях.Синонимы: аганак. смотреть

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ

Показное выражение эмоций: негодования, изумления, восхищения; используется в публицистическом, художественном, разговорном стилях.Синонимы: аганактез. смотреть


Риторические восклицания и вопросы - художественное средство, которое часто используют авторы самых разных жанров, обогащая свои произведения эмоциями, идеями и смыслом. Ни один человек, находясь в здравом уме и увлекаясь литературой, не возьмет на себя смелость отрицать важность этих тропов. Однако каким бы простым не казался такой прием как использование риторического восклицания, недостаточно уметь выявлять его в чужих произведениях, чтобы грамотно использовать в своих. Важно разобраться, зачем оно нужно, что с его помощью можно выразить, а чего выражать не стоит.

Эмоциональная кульминация

Общее определение

Риторическое восклицание представляет собой средство художественной выразительности, основывающееся на том, чтобы передать кульминацию чувств персонажа или накал страстей в рамках описываемого события через предложение с восклицательным знаком. Этот троп еще называют экскламацией от английского exclaim - "восклицать". Другой термин - "эпекфонесис".

Различают два основных типа риторических восклицаний:

  • Аганактезис. Служит для выражения раздражения или возмущения.
  • Катаплока. Это своего рода восклицательная ставка, которая не связана грамматически с остальным предложением и как бы разрывает его пополам. Она чем-то похожа на вводное предложение, но выделяется не запятыми, а тире или заключается в скобки.

Восклицание, выражающее злость

На самом деле функционал риторических восклицаний гораздо шире, однако другие их виды не получили классификации. Нельзя сказать, чтобы изучению этого тропа было уделено недостаточно внимания. Скорее, его возможности просто настолько широки и разнообразны, что классифицировать их не представляется возможным.

Зачем нужны риторические восклицания?

У разных авторов разный подход к использованию средств художественной выразительности. Нельзя говорить о том, что у риторических восклицаний есть список строго определенных функций, ведь поэты и писатели постоянно находят все новые и новые способы использовать тропы и удивлять читателей. Однако за долгие годы использования этого литературного приема в разных стилях и жанрах удалось проследить определенную закономерность.

Восклицание, выражающее удивление

Вот наиболее распространенные цели, преследуемые авторами, использующими риторические восклицания:

  • При помощи восклицания автор отмечает высшую точку накала страстей в произведении. Он делает акцент на том, что, на его взгляд, является наиболее важным, и таким образом высказывает наиболее яркую, осмысленную идею.
  • Восклицания помогают усилить выразительность речи, сделать ее более необычной и запоминающейся. Похожим образом в речь персонажа вводятся любимые словечки, слова-паразиты и прочие элементы выражения индивидуальности.
  • Авторское отношение к происходящему чаще всего выражается именно с помощью риторических восклицаний.
  • Через эмоциональные реплики автор привлекает внимание читателя.
  • Таким образом, также можно создать акцент на проблеме, которая поднимается в произведении.

Разумеется, это далеко не все, что можно осуществить с помощью риторических восклицаний. Это лишь неполный список закономерностей, выявленных за несколько сотен лет развития мировой литературы.

Примеры

Риторические восклицания широко используются в русской литературе. Вот несколько примеров:

"И снова вода присмирела сквозная,

и нет никаких сомнений ни в ком.

И вдруг, откуда-то - черт его знает! -

встает из глубин воднячий Ревком".

(В. В. Маяковский, "Атлантический океан")

Примеры из литературы

Сразу два восклицания в одной строфе:

"Поэты, рыцари, аскеты,

Мудрец-филолог с грудой книг…

Вдруг за лампадой — блеск ракеты!

За проповедником — шутник!

И каждый нес свои букеты

В наш без того большой цветник".

(Марина Цветаева, Perpetuum mobile)

Еще один яркий пример восклицания, являющегося, по сути, аганактезисом:

"Смерть одна на двоих. Довольно!

Я уверена, что не больно.

Ты уверен в чем-то другом".

(Анна Ахматова, "Смерть одна на двоих. Довольно")

Любой читатель может с легкостью найти еще много примеров риторических восклицаний не только в стихах, но и в прозе.

Подводя итоги

Это средство художественной выразительности отличается яркостью и эмоциональностью. Его нетрудно найти в чужих произведениях, но бывает сложно использовать, если не знать зачем и не брать пример с профессионалов. Однако именно этот троп может стать решающим в создании ценного с художественной точки зрения произведения.

Читайте также: