Перечислите этапы морфологического анализа кратко

Обновлено: 04.07.2024

Морфологический анализ разработал швейцарский астроном Цвикки в 1942 г. МА основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается возможно большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения.
Цель морфологического анализа - наметить пути развития, описать все потенциально возможные решения данной задачи (построить поле возможных решений).

Основной идеей морфологического анализа является упорядочение процесса выдвижения и рассмотрения различных вариантов решения задачи. Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты решений, которые ранее не рассматривались.

Алгоритм работы по морфологическому анализу

  1. Записать определение объекта (проблемы).
  2. Определить перечень существенных элементов объекта, параметров и записать их вертикально в таблицу. Пронумеровать их буквами - А, Б, В,…
  3. Определить перечень вариантов для каждого параметра и записать горизонтально в морфологическую таблицу. Пронумеровать каждый вариант цифрами 1, 2, 3.
  4. Подобрать новый вариант объекта, сочетая любой вариант каждого параметра. Записать вариант в виде: А3+Б2+В5+С7+Д12 и т.д. Проанализировать вариант.
  5. Использовать методы оптимизации по Заданному критерию и выбрать (решение). оптимальный вариант.

Всего количество вариантов в таблице можно определить по формуле
N(объект) = А(n)*Б(n)*В(n)*…, где А(n) - это количество вариантов по параметру А, Б(n) - количество вариантов по параметру Б и т.д.
Морфологические таблицы существенно избыточны.

Рекомендации по проведению морфологического анализа:

  1. Дать необходимое для решения конкретной задачи определение объекта. Оно не обязательно должно быть энциклопедическим, но должно включать функцию объекта, способ её достижения, возможно - некоторые характеристики, необходимые для вас, или подсистемы объекта, которые позволяют их достичь. От корректной постановки задачи морфологического исследования будет зависеть тот результат, который вы получите.
    Пример определения: кресло - это устройство для комфортного сидения с опорой для спины и рук. Такие определения, не "привязанные" к конкретным деталям объекта, позволяют выйти на новые классы "опор", "комфортности" и т.д.
  2. Составить список всех существенных морфологических признаков объекта, т. е. всех важных характеристик и параметров, которые позволяют достичь заданных в определении целей (в данном случае - для комфортности спины и рук). Параметры должны иметь одинаковую значимость для решения проблемы.
  3. По каждому существенному признаку надо по горизонтали записать все возможные варианты его выполнения. Наибольшую ценность имеют те варианты, которые пока не используются (или решателю это неизвестно).
  4. Новый вариант объекта получается при сочетании любого варианта исполнения первого признака (А) с любым вариантом второго признака (Б), третьего признака (С) и т.д.
    Особенность морфологического ящика: он всегда изыбточен! И в этом - преимущество метода. При правильном составлении он содержит все возможные варианты выполнения объекта.
    5. Но для выбора нужного решения надо отсортировать параметры и их варианты по определенным правилам.

Морфологический анализ используется:

1. Для исследования любой проблемы, но только на качественном уровне, в виде идеи решения (качественное решение задачи - это наиболее творческий и наиболее ценный результат, поскольку, если есть плодотворная идея решения, можно быть уверенным в конечном успехе).
2. Для системного проектирования предметной среды
3. Для прогнозирования развития, поиска перспективных классов решений, а не отдельных решений.

Добавить комментарий:

ApbabemnZS | 2017-06-06 | Производство очистных сооружений в Санкт-Петербурге и других городах России

С морфологическим анализом знакомятся еще учащиеся начальной школы, дотошно разбирая слова, но в дальнейшем данный навык и метод фактически нигде не применяется. Из-за узости, специфики морфологии многие просто забывают ее роль в тексте. Сегодня мы раскроем сущность морфологического анализа, правила его проведения и определим место при выполнении различных проектов.

С морфологическим анализом знакомятся еще учащиеся начальной школы, дотошно разбирая слова, но в дальнейшем данный навык и метод фактически нигде не применяется. Из-за узости, специфики морфологии многие просто забывают ее роль в тексте. Сегодня мы раскроем сущность морфологического анализа, правила его проведения и определим место при выполнении различных проектов.

Что это такое?

Фактически морфологический анализ способствует тотальному погружению в написанный или изученный материал, более качественной оценке и определению сути исследования.

Виды морфологического анализа

В целом морфологический анализ предполагает дословный и описательный разбор конкретной части текста. Он призван расчленить исследование на более мелкие составляющие и определить суть, роль каждого элемента в нем.

На практике выделяют два вида морфологического анализа:

  • Дословный, когда исследователь изучает каждое слово с точки зрения морфологии, разбирая его принадлежность к конкретной группе, способ использования (падеж, склонение и пр.), правильность написания и значение (в котором оно употреблено). Именно данная схема применяется чаще всего школьниками и студентами первых курсов, осваивающих филологический или лингвистический профиль;
  • Попредложный. В данном случае автор изучает состав предложения с выделением задействованных слов, их форм, принадлежности, а также предоставляет характеристику конструкции в целом: ее характер, вид, стиль и пр. Этот формат применим в редакторском, корректорском деле. Также им успешно пользуются критики, филологи и лингвисты при оценке сторонних трудов на качество.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Правила и основные этапы проведения морфологического анализа

Алгоритм проведения морфологического анализа может зависеть непосредственно от объекта исследования. Дословная метода различается в зависимости от изучаемого элемента.

Этапы реализации морфологического анализа

Этапы реализации морфологического анализа

Дословная схема проведения морфологического анализа различается в зависимости от исследуемой части речи. Сейчас мы приведем краткий алгоритм реализации данного приема для каждой из них:

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Алгоритм проведения морфологического анализа в отношении предложения в целом выглядит следующим образом:

  • Оценка простой конструкции: тип по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное и пр.) – эмоциональная окраска (вопросительное/восклицательное) – структура (одно- или двусоставное) – оценка второстепенных членов (распространенное/нераспространенное) – осложняющие компоненты (чем осложнено) – оценка структуры (полное/неполное);
  • Оценка сложных конструкций: конкретизация типа предложения по цели высказывания – определение типа по эмоциональной окраске – констатация вида (сложносочиненное или сложноподчиненное) – выделение частей и их количеств (открытая/закрытая, расчлененная/нерасчлененная) – определение средств связи между частями предложения (союзы, порядок частей речи, вопрос от одной части к другой и пр.) – характер смысловых взаимосвязей – графическая схема предложения.

Современные способы проведения морфологического анализа

На сегодняшний день реализация морфологического анализа возможна в двух вариациях. Первый – ручной, когда автору или исследователю, квалифицированному специалисту предстоит ознакомиться с материалов, провести вычитку и самостоятельно проанализировать составные части на основе имеющихся знаний, опыта и пр. В данном случае обработка большого объема информации отнимет немало времени и сил, потребует тотальной концентрации и точности, владения пером и языком.

Второй способ – автоматизированный, который стал доступен каждому благодаря современным технологиям и продвижению НТП. В настоящее время существует свыше нескольких сотен программ и приложений, специальных сервисов, готовых обработать информацию, провести морфологический и иной анализ за считанные минуты, облегчая миссию эксперта или автора.

Провести морфологический анализ текста с помощью онлайн-технологий можно платно и бесплатно. Многие сервисы предлагают данный вид услуг дополнительно к основной. Например, провести морфологический анализ можно на сервисах по проверке текста на уникальность, таких как Адвего, Текст.ру, RusTXT и пр.

Морфологический анализ текста с использованием онлайн-сервисов

Морфологический анализ текста с использованием онлайн-сервисов

При использовании средств автоматической обработки и анализа достаточно воспользоваться следующим алгоритмом:

После этих действий за считанные минуты результаты морфологического анализа текста предстанут перед вами. Все просто! Главное, воспользоваться итогами правильно и грамотно, усовершенствовав материал и повысив его качество.

Учтите, что при использовании онлайн-сервисов по проведению морфологического анализа могут действовать некоторые ограничения: по объему текста (количество символов), платный и бесплатный функционал, результаты (подробные или сжатые) и пр.

Морфологический разбор зачастую вызывает у школьников затруднения, которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог, союз) изучаются недостаточное количество времени, а после их изучения задания на определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к тому, что учащиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики этих частей речи, поэтому соответствующий разбор и вызывает затруднения.

Я предлагаю выдавать опорные схемы – планы анализа частей речи, причем такой план могут составлять и сами учащиеся, внося в них сложный (по их усмотрению) материал. Например, для кого-то сложность представляет то, по каким критериям существительные распределяются по склонениям, для кого-то сложным является понятие наклонения глагола.

Через многократное обращение к данным заготовкам не только приобретаются более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора.

Своим ученикам я рекомендую заводить специальные папки с подобного рода материалами и один экземпляр (целый, неразрезанный) хранить там, а другой экземпляр носить всегда с собой (например, в учебнике) в разрезанном на карточки виде. Учитель может моделировать план разбора по своему усмотрению, добавляя или убирая какой-либо опорный материал. Я предлагаю более полный вариант таких карточек, который включает и такие части речи, как слово категории состояния и звукоподражательные слова, выделяемые не всеми лингвистами в самостоятельные части речи.

1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – сущ., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО?” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ.

Н. ф. – … (И. п., ед. ч.)

II. Постоянные признаки:

  • собственное или нарицательное,
  • одушевленное (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.) или неодушевленное (В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.),
  • род (мужской, женский, средний, общий (отн-ся одновременно и к м., и к ж. полу: плакса), вне категории рода (сущ., не имеющее формы ед.ч.: ножницы)),
  • склонение (1-ое (м., ж. –а, -я); 2-ое (м, ср. – , -о, -е); 3-е (ж. – ); разносклоняемое (на –мя, путь);

адъективное (как прилагательные), несклоняемые (не изменяются по падежам и числам),

вне категории склонения (не имеющие формы ед.ч.)).

Непостоянные признаки: И. Кто? Что? В. Кого? Что?

  • в … числе (ед., мн.), Р. Кого? Чего? Т. Кем? Чем?
  • в … падеже (И, Р, Д, В, Т, П). Д. Кому? Чему? П. О ком? О чем?

III. Синтаксическая роль (задать смысловой вопрос и подчеркнуть как член предложения).

2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос “КАКОЙ?” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

Н.ф. – … (И.п., ед. ч., м. р.)

II. Постоянные признаки:

Качественное (м.б. в большей или меньшей степени)/относительное (не может быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо).

  • в степени сравнения (для качественных);
  • в полной (какой?) или краткой (каков?) форме,
  • в … падеже (для полной формы),
  • в …числе (ед., мн.),
  • в … роде (для единственного числа).

III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).

3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА.

I. Часть речи – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ?” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА.

Н.Ф. – … (инфинитив: что делать? что сделать?)

II. Постоянные признаки:

  • вид (совершенный (что сделать?) или несовершенный (что делать?)),
  • спряжение (I (ешь, ет, ем, ете, ут/ют), II (ишь, ит, им, ите, ат/ят), разноспрягаемое (хотеть, бежать)),
  • возвратный (есть -ся, -сь.)/ невозвратный (нет -ся, -сь),
  • переходный (употребляется с сущ. в В. п. без предлога)/ непереходный (не употребляется с существительным в В. п. без предлога).
  • в … наклонении (изъявительное: что делал? что делает? что сделает? , повелительное: что делай?, условное: что делал бы? что сделал бы?),
  • в … времени (для изъявительного наклонения: прошедшее (что делал?), настоящее (что делает?), будущее (что сделает? что будет делать?)),
  • в … числе (ед., мн.),
  • в … лице (для наст., буд. вр.: 1л. (я, мы), 2 л. (ты, вы), 3 л. (он, они)); в … роде (для прош.вр. ед.ч.).

. У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова.

III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).

4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО?” (или “КОТОРЫЙ?”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК предметов ПРИ СЧЕТЕ).

Н.Ф. – … (И.п. или И.п., ед.ч., м.р.).

II. Постоянные признаки:

  • разряд по структуре (простое/сложное/составное),
  • разряд по значению (количественное + подразряд (собственно колич./дробное/собирательное)/ порядковое),
  • особенности склонения:

1,2,3,4, собирательные и порядковые числ. скл-ся, как прил.
5–20, 30 скл-ся, как сущ.3 скл.
40, 90, 100,полтора, полтораста при склонении имеют 2 формы.
тысяча скл., как сущ.1 скл.
миллион, миллиард скл., как сущ. 2 скл.
сложные и составные количественные скл-ся с изменением каждой части слова.
сложные и составные порядковые числительные скл-ся с изменением только последнего слова.

Непостоянные признаки:

  • падеж,
  • число (если есть),
  • род (в ед.ч., если есть).

III. Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с указанием главного слова.

5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ.

I. Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос “КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).

Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)

II. Постоянные признаки:

  • разряд по соотношению с другими частями речи (мест. -сущ., мест .-прил., мест. -числ.)
  • разряд по значению с доказательством:
    личное, т.к. указ. на лицо;
    возвратное, т.к. указ.на возвращение действия на самого себя;
    притяжательное, т.к. указ. на принадлежность;
    вопросительное, т.к. указ. на вопрос;
    относительное, т.к. указ. на отношения простых предл. в составе сложного;
    неопределенные, т.к. указ. на неопределенные предм., призн., кол-во,
    отрицательные, т.к.указ. на отсутствие предм., призн., кол-ва;
    определительные, т.к. указ. на обобщенный признак предмета.
  • лицо (для личных).
  • падеж,
  • число (если есть),
  • род (если есть).

III. Синтаксическая роль (задать вопрос от главного слова и подчеркнуть как член предложения).

6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ.

I. Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос “КАК?” (КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.) и обозначает ПРИЗНАК ПРИЗНАКА.

Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения.

II. Постоянные признаки:

  • Неизменяемая часть речи.
  • Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и степени (насколько? в какой мере?)
    места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?)
    причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)

(Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное, личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное.)

Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть).

III. Синтаксическая роль.

7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ.

I. Часть речи – СКС, т.к. обозначает СОСТОЯНИЕ человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”

Остальные пункты, как у наречия, кроме разрядов по значению, которых у СКС не выделяют.

8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ.

I. Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр. “КАКОЙ?” и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.

II. Постоянные признаки:

  • действительное (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; -вш-, -ш-) или страдательное (-ем-, -ом-, -им-; -енн-, -нн-, -т-).
  • вид (СВ – что сделавший? НСВ – что делавший?).
  • возвратность (возвратное – есть -ся, невозвратное – нет -ся).
  • время (настоящее: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-; прошедшее: -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-).
  • полная или краткая форма (только для страдательных).
  • падеж (только для причастий в полной форме).
  • число (ед., мн).
  • род (только для прич в ед.ч.).

III. Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым).

9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ.

I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и “ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.

II. Постоянные признаки:

  • Неизменяемая часть речи.
  • Вид (СВ – что сделав?/НСВ – что делая?).
  • Возвратность (возвр. – есть -ся, невозвр. – нет -ся).

III. Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством).

10. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА.

I. Часть речи – предлог, т.к. служит для связи главного слова … с зависимым …

  • Простой (из одного слова: из, в) / составной (из нескольких слов: в течение, в связи с ).
  • Производный (перешел из другой части речи: вокруг) / непроизводный (из, к, об…).
  • Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.

11. Морфологический разбор СОЮЗА.

I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов предложения или простых частей в составе сложного предложения.

  • Простой (из одного слова: и, а, но…) / составной (из нескольких слов: потому что…).
  • Сочинительный (связывают ОЧП или ПП в составе ССП: и, тоже, либо, однако…) + группа по значению (соединительные: и; противительные: но; разделительные: или). Подчинительный (связывают ПП в составе СПП: потому что, так как, чтобы, словно…) + группа по значению (изъяснительные: что, временные: когда, условные: если, причинные: потому что, целевые: чтобы, следственные: так что; уступительные: несмотря на то что, хотя; сравнительные: как будто)
  • Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения.

12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ.

I. Часть речи – частица, т.к. придает доп.оттенки (какие именно: вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или служит для образования форм слов (каких именно: наклонения, степени сравнения).

  • Разряд по значению: (формообразующие: более, пусть, бы…/смысловые: неужели, вот, именно…).
  • Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.

13/14. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ / ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА.

I. Часть речи – межд. или зв/п.слово, т.к. выражает различные чувства или побуждение к действию/передают звуки живой или неживой природы.


В этом видеоуроке мы поговорим о таком методе выбора оптимального решения, как морфологический анализ. Познакомимся с сутью этого метода, сферами его применения и недостатками. Рассмотрим примеры выбора решения с помощью одномерных, двумерных и многомерных морфологических матриц.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Морфологический анализ"

Хорошо, когда, решая какую-нибудь задачу, вы можете видеть перед глазами всевозможные варианты решения. Например, вы хотите учиться в каком-то определённом городе N, в котором есть 2 высших учебных заведения, подготавливающих специалистов по 15-ти профессиям.

Значит, всего у вас есть пятнадцать вариантов выбора будущей профессии.

Теперь выбирать будет гораздо удобнее. Достаточно отбросить те профессии, которые по тем или иным причинам вам не подходят.

В 1942 году швейцарский учёный Фриц Цвикки предложил метод поиска решений технических задач, который был назван морфологическим или типологическим анализом.

Разберём суть этого метода. Сначала выделяются морфологические или, по-иному, отличительные признаки, которые значимы именно для конкретной решаемой задачи. А затем составляются всевозможные сочетания этих признаков.

Удобнее всего это делать в таблицах, которые назвали морфологическим ящиком или матрицей.

Рассмотрим этот метод на примере.

Перед выпускниками школы стоит острый вопрос о том, кем быть. Например, Паша хочет выбрать одну из трёх специальностей: учитель химии, врач или фармацевт.

Поможем ему определиться с помощью морфологической таблицы.

Так, как это понимает Паша.

Подсчитав общее количество баллов, нетрудно понять, что для Паши будет лучше выбрать профессию врача. Но для кого-то другого, например, подруги Паши – Оли, выбор профессии по таким же параметрам покажет, что оптимальный вариант для неё – стать фармацевтом.

Другими словами, такой способ выбора решения задачи подходит для всех потому, что каждый для себя может составить список важных параметров, составить шкалу и расставить баллы.

Применять такой метод можно для составления списка возможных вариантов решения задачи, для сравнения или выбора одного из многих решений как технических, так и организационных задач.

Но у этого метода есть один весомый недостаток. Это наличие большого количества вариантов, среди которых трудно выбрать оптимальный. Кроме того, очень трудно понять, все ли варианты рассмотрены.

Но бывают случаи, когда одномерная матрица нам не подходит. Например, мы решили сделать необычную визитку. С содержанием визитки проблем нет, но вот во внешнем оформлении хотелось бы чего-нибудь необычного.

Подсчитать всевозможные варианты нетрудно. Достаточно количество вариантов материала (в нашем случае их 7) перемножить с количеством вариантов формы (в нашем случае их 4). Получится 28 вариантов.

Теперь остаётся рассмотреть все полученные варианты и исключить те из них, которые изготовить не представляется возможным, а также те, которые делают стоимость визиток заоблачной. Например, визитка, изготовленная из стекла, будет достаточно хрупкой и пользоваться ею будет неудобно, а изготовление металлической визитки – довольно затратное производство и так далее.

После анализа полученных вариантов, мы отбросим ненужные и получим оптимальную для нас визитку. Ещё раз обратите внимание на то, что в данном случае визитка будет оптимальной именно для нас, а другие могут отбросить выбранный нами вариант по причине того, что он дорогой или, например, сложный в исполнении.

Но могут возникнуть задачи, для которых двухмерной матрицы будет мало.

Рассмотрим такой пример.

Представьте себе, что перед вами стоит задача разработать упаковку для молока. Давайте попробуем составить морфологический ящик.

Для создания упаковки нам необходимо определить несколько параметров. Во-первых, решить, каковыми будут материал упаковки, её форма, укупорка, то есть, как эта упаковка будет закрываться, необходимо предусмотреть время использования и, что немаловажно, как эта упаковка будет утилизироваться.

Теперь давайте запишем всевозможные варианты.

Теперь мы можем составить множество различных вариантов. Вот один их них: упаковка в виде стеклянного цилиндра с одноразовой пробкой, многоразовая, которую для утилизации надо сдавать в пункт приёма. Этот вариант нам хорошо знаком – обыкновенная стеклянная бутылка молока с пробкой из фольги. Но кроме всех известных вариантов, при комбинации можно получить совсем неожиданные. Например, деревянная бутылка необычной формы без пробки, многоразовая, которую надо утилизировать в специальном пункте. Общее количество вариантов посчитать нетрудно. Достаточно перемножить количество вариантов в каждом из признаков.

Таким образом, мы получим 480 всевозможных вариантов. Останется только отбросить варианты, которые нам не подходят. Например, молоко хорошо хранится в сосуде из можжевельника, но производство такой тары достаточно затратно, а цена на конечный продукт станет неконкурентоспособной, поэтому все варианты с этим видом материала лучше отбросить. В итоге останутся варианты, которые и помогут найти верное решение.

Ещё раз хотелось бы обратить ваше внимание на то, что оптимальным и приемлемым решение будет в конкретном случае и для конкретных людей.

Для других оптимальным решением может быть абсолютно другое.

Подведём итоги урока.

Сегодня мы поговорили о таком методе выбора оптимального решения, как морфологический анализ.

Познакомились с сутью этого метода, сферами его применения и недостатками. Рассмотрели примеры выбора решения с помощью одномерных, двумерных и многомерных морфологических матриц.

Читайте также: