Выборы как основной инструмент демократии кратко

Обновлено: 07.07.2024

Выборы — это формальный процесс избрания лица на государственную должность или принятия/отклонения политического предложения путем голосования.

Важно проводить различие между формой и содержанием выборов. В некоторых случаях избирательные формы присутствуют, но отсутствует суть выборов, например, когда у избирателей нет свободного и подлинного выбора по крайней мере между двумя альтернативами.

В большинстве стран выборы проводятся выборы (по крайней мере, в формальном смысле). Но во многих из них выборы не являются конкурентными (например, всем партиям, кроме одной, может быть запрещено участвовать в выборах) или ситуация с выборами сильно ухудшена другим образом.

Демократия — термин, обозначающий одну из форм правления, в которой может осуществляться политическая власть народа и для него.

Причем демократия является формой правления большинства или многих, в отличие от монархий или аристократий.

С этой точки зрения демократический режим предполагает, в частности:

  • что его законодательные или исполнительные органы состоят из членов, избираемых народом, прямо или косвенно;
  • что граждане, независимо от расы, религии или социального и экономического положения, имеют право голосовать и избирать представителей;
  • равенство в голосовании;
  • преобладание принципа большинства без ущерба для прав меньшинств.

Это можно было бы назвать формальной демократией.

В демократии голосование используется для того, чтобы избиратели выбирали членов правительства или другие государственные должности и представителей. Каждая страна устанавливает свои собственные правила и механизмы в отношении того, как будут проводиться различные выборы.

Голосование является необходимым условием для того, чтобы политическая система была демократической. Существуют авторитарные правительства, при которых ограничения на выдвижение кандидатур достигают степени, не позволяющей считать их демократическими.

Выборы проводятся не только в демократических политических системах. Существуют авторитарные системы, которые, сознавая свою неспособность обеспечить легитимность, испытывают соблазн прибегнуть к выборам, носящим плебисцитарный характер, без демократических гарантий.

Такие системы отменяют выборы, создают препятствия или воюют с партийным конкурентным поведением. На смену партийной конфронтации приходит вездесущность однопартийной партии. Понятно, что такие выборы ни в коем случае не затронут тех, кто придерживается монополии на власть. Политический переход от авторитарных систем к демократии рано или поздно должен идти по пути свободных выборов при всеобщем избирательном праве, начиная с Конституции.

Основные признаки демократических выборов

Особенности демократического голосования

Демократия предполагает проведение периодических выборов на основе всеобщего, свободного, равного, прямого и тайного избирательного права. Все эти характеристики в настоящее время считаются необходимыми условиями демократии, и несоблюдение одного из них приводит к недемократическому избирательному праву, которое может быть ограниченным, несвободным, неравным, косвенным или публичным.

Универсальность

Всеобщее избирательное право существует в тех случаях, когда все граждане имеют право голоса, без каких-либо исключений из-за каких-либо условий или обстоятельств дискриминационного характера. Следует напомнить, что история демократии сопровождалась расширением избирательной базы, в которой важную роль сыграло давление со стороны секторов, исключенных из права голоса.

Электорат означает людей, имеющих право голосовать на конкретных выборах. Это может быть избирательный округ, географический район проведения конкретных выборов.

В XIX – начале XX века было наложено вето на доступ к избирательным урнам для широких слоев общества, включая трудящихся (дискриминация по признаку социального класса), женщин (дискриминация по признаку пола) и небелых (дискриминация по признаку расы). Таким образом, проведение выборов удовлетворило желание буржуазии получить контроль над государством, не разделяя этот контроль с остальной частью общества.

При либеральном государстве буржуазия прибегла к избирательному праву, чтобы получить политическую власть как привилегированный сектор, и установила условия, которые на практике исключали из права голоса низший и средний классы. Это избирательное право было ограничено по уровню дохода, имуществу или богатству (ценз на избирательное право), по уровню образования или любого другого аналогичного статуса.

Возможно также, что избирательное право зависит от уплаты определенной ставки налога — специального налога на голосование, недоступного подавляющему большинству общества. Образование или культура также могут быть дискриминационными инструментами в те времена или в тех местах, где широко распространена неграмотность.

Еще одним ограничением может быть требование о минимальном сроке проживания до регистрации избирателей, что может быть дискриминационным в контексте высокой мобильности трудящихся в поисках работы в жилых помещениях. Все вышеупомянутые дискриминационные ограничения были направлены на то, чтобы лишить рабочий класс избирательного права.

Достижение всеобщего избирательного права, а вместе с ним преодоление препятствия социальной дискриминации в результате давления со стороны профсоюзного движения и появления левых партий стало важным поворотным моментом в понимании преобразования либерального государства в демократическое государство. В Европе оно было отложено до Первой мировой войны.

После широкого распространения избирательного права среди мужчин продолжало существовать ограниченное избирательное право по признаку пола, которое исключало женщин из участия в политической жизни и, следовательно, из других сфер повседневной жизни.

К числу причин, препятствующих участию женщин в голосовании, относятся такие аргументы, как их предполагаемая слабость интеллектуальных способностей, подчинение женщины мужчине, возглавляющему домашнее хозяйство (отцу или мужу), или обвинение женщин в апатии или невежестве в политических вопросах.

В некоторых странах, где женщинам неохотно предоставлялось избирательное право, для участия в голосовании был установлен более высокий возраст, чем для мужчин.

Это имело место в Великобритании, где в 1918 году было разрешено голосовать только женщинам старше тридцати лет. В Бельгии (1919) только вдовам и матерям жертв войны, а в Португалии (1931) только женщинам с университетским образованием.

За некоторыми исключениями женщины впервые смогли реализовать свое право голоса в 1866 году на муниципальных выборах в Швеции. Первыми странами, в которых женщинам можно было голосовать, были американские штаты Вайоминг (1869) и Юта (1870), а также Новая Зеландия (1893) и Австралия (1902). В Европе это были скандинавские страны.

Страны католической и мусульманской традиции были наиболее неохотны к участию женщин в выборах, в то время как в странах протестантской и еврейской традиции такое нежелание исчезло раньше.

Помимо рабочего движения и суфражисток феминистского движения, в некоторых странах требования о расширении права голоса включали и другие общественные движения, такие как антирасистские. Исключение этнических меньшинств происходит с помощью различных механизмов: лишения их статуса граждан, лишения их избирательного права, ограничения их права голоса или сдерживания их участия в политической жизни.

В США до 1965 года голосование афроамериканских граждан было затруднено, а Южная Африка до 1994 года не установила всеобщее и равное избирательное право, положив конец расовой сегрегации.

Еще одним ограничением избирательного права, которое следует указать, является дискриминация по признаку возраста, при этом минимальный возраст для голосования устанавливается в возрасте 20, 21, 23, 25 или более лет. Постепенное снижение избирательного возраста до 18 лет происходило, начиная с 1970-х и 1980-х годов, до этого сдерживалось во многих странах, поскольку политические элиты опасались, что молодежь проголосует за более радикальные варианты.

Свобода

В конституционной системе прав и свобод политический плюрализм, открытый доступ к избирательному процессу, конкурирующие партии, периодичность выборов и фактическая возможность принятия решения о сохранении или замене государственной власти являются отличительными чертами выборов, где голосование является свободным.

Плюрализм — это политическая философия, согласно которой люди разных убеждений, происхождения и образа жизни могут сосуществовать в одном и том же обществе и на равной основе участвовать в политическом процессе.

Отсутствие предвыборной борьбы является явным симптомом отсутствия демократии, однако наличие выборов не указывает на существование демократической политической системы. Должно существовать государство, наделенное конституционной системой, создающей правовые рамки, в которых признаются и гарантируются права личности и общественные свободы (выражения мнений, идеологии, ассоциации, собраний и т. д.).

Функции выборов

Выборы вносят фундаментальный вклад в демократическое управление.

Поскольку прямая демократия — форма правления, при которой политические решения принимаются непосредственно всеми квалифицированными гражданами, — непрактична в большинстве современных обществ, демократическое правление должно осуществляться через представителей.

Выборы позволяют избирателям выбирать лидеров и привлекать их к ответственности за деятельность на посту. Подотчетность может быть подорвана, когда избранным лидерам все равно, будут ли они переизбраны или когда по историческим или иным причинам одна партия или коалиция настолько доминируют, что у избирателей фактически не будет выбора между альтернативными кандидатами, партиями или политикой.

Тем не менее возможность контролировать лидеров, требуя, чтобы они подчинялись регулярным и периодическим выборам, помогает решить проблему преемственности в руководстве и таким образом способствует продолжению демократии.

Более того, там, где избирательный процесс носит конкурентный характер и вынуждает кандидатов или партии выставлять свои программы и будущие намерения на всеобщее обозрение, выборы служат форумами для обсуждения общественных вопросов и способствуют выражению общественного мнения.

Таким образом, выборы обеспечивают политическое просвещение граждан и обеспечивают отзывчивость демократических правительств на волю народа. Они также служат для легитимизации действий тех, кто обладает властью, — функция, которая в некоторой степени выполняется даже неконкурентоспособными выборами.

Выборы также укрепляют стабильность и легитимность политического сообщества. Подобно национальным праздникам, посвященным общему опыту, выборы связывают граждан друг с другом и тем самым подтверждают жизнеспособность государства. В результате выборы способствуют социальной и политической интеграции.

Наконец, выборы служат самореализующейся цели, подтверждая ценность и достоинство отдельных граждан как человеческих существ. Какими бы ни были другие потребности избирателей, участие в выборах способствует укреплению их самооценки и самоуважения. Голосование дает людям возможность высказать свое мнение и, выражая свою пристрастность, удовлетворить свою потребность в чувстве принадлежности.

Даже отказ от голосования удовлетворяет потребность некоторых людей выразить свое отчуждение от политического сообщества. Именно по этим причинам длительную борьбу за право голоса и требование равенства в участии в выборах можно рассматривать как проявление глубокой человеческой жажды самореализации.

Независимо от того, проводятся ли выборы при авторитарных или демократических режимах, они имеют ритуальный аспект. Выборы и предшествующие им кампании — это драматические события, которые сопровождаются митингами, баннерами, плакатами, заголовками и телевизионными репортажами, привлекающими внимание к важности участия в мероприятии.

Кандидаты, политические партии и группы по интересам, представляющие различные цели, используют символы национализма или патриотизма, реформ или революции, былой славы или будущих перспектив. Какими бы ни были специфические национальные, региональные или местные различия, выборы — это события, которые пробуждают эмоции и направляют их на коллективные символы, нарушают монотонность повседневной жизни и фокусируют внимание на общей судьбе.

Принципы проведения демократических выборов

Демократия подразумевает использование избирательных процессов для принятия решения о том, каким гражданам будут поручены основные задачи правительства.

Ее репрезентативный характер подразумевает следующие принципы:

Минимальные условия для проведения выборов

Для того чтобы выборы считались свободными и справедливыми или конкурентными, они должны соответствовать следующим условиям:

  1. Происходить в системе, в которой полностью гарантированы активные и пассивные избирательные права. Не должно быть никаких других причин для исключения, кроме тех, которые специально предусмотрены законом для обеспечения свободы остальных избирателей и правильного функционирования процесса, и они должны быть недискриминационными.
  2. Проходить во всех аспектах в атмосфере, где соблюдаются права всех граждан на участие (мнение, демонстрация, собрание и т. д.), Без чего сами результаты выборов, как выражение воли народа, были бы фальсифицированы. Это включает доступ кандидатов к средствам массовой информации и государственную финансовую или любую другую помощь во время избирательной кампании при обеспечении равенства между кандидатами.
  3. Должны проводиться регулярно и периодически, в соответствии со сроками и условиями, установленными конституцией или законами о выборах.
  4. Избирательная организация, уполномоченная руководить процессом, должна действовать независимо от остальных государственных органов, особенно исполнительной власти, и быть абсолютно нейтральной. Эти требования могут быть выполнены с помощью совершенно различных форм организации.
  5. Стандартные процедуры, установленные для гарантии голосования, обеспечения свободы и тайны, точного подсчета голосов и преобразования их в места, в соответствии с заранее установленными правилами и под контролем организаций, которые следят за тем, чтобы они соблюдались.
  6. Следует предусмотреть систему, состоящую из независимых органов, применяющих заранее установленные правовые нормы для разрешения споров и конфликтов любого рода, которые могут возникнуть во время или в результате избирательного процесса (например, судебная власть, независимые органы, избирательные или конституционные суды и т. д.).

Таким образом, минимальные условия демократических выборов заключаются в следующем:

  1. Каждый должен иметь возможность выбирать. Это означает, что каждый должен иметь один голос, и каждый голос должен иметь равную ценность.
  2. Должно быть из кого выбирать. Партии и кандидаты должны свободно участвовать в выборах и предлагать избирателям реальный выбор.
  3. Выбор должен предлагаться через регулярные промежутки времени. Выборы должны проводиться регулярно через каждые несколько лет.
  4. Кандидат, которого предпочитает народ, должен быть избран.
  5. Выборы должны проводиться свободным и справедливым образом, чтобы люди могли выбирать так, как они действительно хотят.

Право участвовать в выборах в качестве кандидата

Требования избирателей к регистрации кандидатов охватывают положительные условия для права на активное или пассивное избирательное право, а также ограничения, которые могут ограничивать такие права по различным причинам.

Ограничения права на участие в выборах:

  1. Возрастные требования.
  2. Другие правовые условия, такие как гражданство, место жительства или полные гражданские и политические права.

Очевидно, что когда кто-либо, осужденный за тяжкое преступление, лишается активного избирательного права, или кому-либо, занимающему определенную государственную должность, запрещается выдвигать свою кандидатуру, это необязательно означает ограничение права голоса.

С другой стороны, выборы, на которых люди определенной расы, экономического положения или определенных политических взглядов не имеют ни активного, ни пассивного избирательного права, не могут считаться свободными.

Право выдвижения кандидатов в России

Вы здесь: Главная Аналитический раздел Настоящее Политическая аналитика Выборы как важнейший институт современного демократического государства

Выборы как важнейший институт современного демократического государства

Выборы как инструмент демократии и непременный атрибут любого цивилизованного государства имеют длинную историю, однако формат данной статьи не позволяет обратиться к её рассмотрению. Поэтому сразу начнем анализ самой сути выборов, основываясь на результатах исследований, представленных в работах некоторых авторов.

Итак, считается, что существование любого современного демократического государства без периодического проведения свободных выборов попросту невозможно, поскольку именно выборы являются неотъемлемым институтом такого государства. Выборы являются наиболее цивилизованным способом борьбы за власть и смены руководства страны. Именно посредством выборов обеспечивается легитимизация власти и политической деятельности государства в целом [Кинзерская, И.Л. Избирательная система как институт современного демократического государства [Текст] / И.Л. Кинзерская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - №8. С. 219].

В отношении мнения И.Л. Кинзерской стоит отметить, что далеко не только выборы являются инструментом, обеспечивающим легитимизацию власти. Так, во многих странах до сих легитимизация власти обеспечивается посредством передачи её по наследству, и если при этом соблюдены все законы этого государства, то такая власть несомненно считается легитимной. Конечно, это касается в основном стран Востока, но и в западном мире до сих пор существуют монархии, хотя властные полномочия самих монархов довольно сильно ограничены. Мало того, для Запада, гордящегося своими демократическими традициями, во многих государствах высшая власть до сих пор избирается не на основании прямого волеизъявления народа. Достаточно вспомнить избирательную систему США, где выбор президента осуществляет не американский народ напрямую, а специальные выборщики, назначаемые от каждого штата. Канцлером ФРГ и Австрии становится лидер партии, победившей на выборах в парламент. Такая система, кстати, очень распространена в Европе. И при этом никому не придет в голову оспаривать легитимность главы государства на том основании, что он был избран не на прямых выборах. Существует еще множество разных систем, при которых прямые выборы главы государства отнюдь не являются обязательным условием легитимности его власти.

В соответствии с положениями Конституции России, единственным носителем власти в стране является народ, который осуществляет власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Законодатель не конкретизировал всё многообразие форм прямого народовластия. Однако указал, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы [Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (ред. от 21.07.2014). Ч. 2 – 3 ст. 3].

Тем самым Конституция РФ допускает применение разных форм непосредственной демократии, из которых референдум очень редкое явление, имевшее место в современной России только однажды – собственно при принятии отечественной Конституции 1993 года. В то же время вторая форма непосредственной демократии - всеобщие выборы – получила в нашей стране повсеместное распространение. Так, сегодня посредством прямых свободных выборов избираются Президент Российской Федерации, являющийся главой государства, депутаты Государственной Думы РФ (нижней палаты Федерального Собрания) – это федеральный уровень, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, главы исполнительной власти данных субъектов федерации – это региональный уровень, главы муниципальных образований (не везде) и представительные органы местного самоуправления – это муниципальный уровень (уровень местного самоуправления).

Для уяснения самой сути выборов следует отметить, что они представляют собой избирательную кампанию, растянутую во времени и включающую совокупность этапов определенных избирательных действий и процедур, которые регламентированы нормативно-правовыми актами. При этом принципиальным отличием выборов от простого назначения высокопоставленных чиновников исполнительной власти заключается в том, что выборы должны проводиться открыто и публично, без какого-либо административного принуждения и давления на избирателей со стороны государства, т.е. выборы должны обязательно быть свободными. Только такие выборы могу считаться демократическими. И только на таких выборах могут быть полностью реализованы гарантии избирательных прав граждан, являющиеся разновидностью гарантий прав человека и гражданина. Как отмечает, А.П. Уханова, это сложный институт избирательного права Российской Федерации, имеющий нормативную структуру, которая включает в себя не только гарантии реализации избирательных прав, но и гарантии их защиты, основания и порядок привлечения нарушителей к конституционной ответственности [Уханова, А.П. Информационное обеспечение выборов как гарантия реализации избирательных прав граждан в Российской Федерации [Текст]. Дис. . канд. юрид. наук / А.П. Уханова. - Петрозаводск, 2015. С. 36].

Роль и место института выборов определяется теми функциями, которые они выполняют в политической системе общества, основными среди которых являются следующие:

1) Представительство общественных интересов. Так, в ходе выборов избиратели решают, какие политические силы способны адекватно отразить и воплотить в жизнь их важнейшие запросы, ожидания и чаяния;

2) Легитимизация власти, которая, будучи избрана народом в процессе осуществления демократически организованных выборов, становится легитимной. Доверие к такой власти больше, и подчинение ей осуществляется охотнее;

3) Функция социального барометра политической жизни. Так, итоги выборов проясняют вопрос о степени влияния различных политических сил, выявляют действительное отношение граждан к правящей элите и оппозиции, к правительственному курсу;

4) Рекрутирование политической элиты. Выборы – важнейший механизм обновления и формирования политической элиты. Они позволяют гражданам лично и непосредственно определять, кто именно достоин осуществлять властные полномочия;

5) Институализация политического участия граждан. Голосование на выборах является важнейшей институциональной формой политического участия граждан.

Однако выборы как институт демократического государства будут эффективными только в том случае, если соблюдены определенные условия. Назовем некоторые из них.

Итак, первым таким условием является существование уже сложившегося и достаточно сильного гражданского общества, развитую многопартийность как отражение многообразия социальных интересов, независимые от государства средства массовой информации, устоявшуюся законодательную базу и независимую и эффективную судебную систему.

В качестве второго условия эффективности выборов можно назвать наличие демократических принципов избирательного права. Так, соответствовать своему социальному назначению и быть эффективными выборы могут только в том случае, когда они основаны на определенных принципах, которые можно сгруппировать в две основные категории: во-первых, это принципы избирательного права, которые определяют статус и положение каждого гражданина на выборах, во-вторых, общие принципы организации выборов, которые определяют основополагающие организационные, в том числе и социальные, условия их демократичности.

Кроме того, важным условием эффективности выборов являются развитые отношения собственности, поскольку обладающему собственностью человеку есть, что терять и что защищать, а значит он будет очень ответственно относиться к своему выбору, касающемуся власти.

Таким образом, выборы являются важнейшим компонентом современной политики и представляют собой способ формирования органов управления и власти посредством выражения политической воли граждан (голосования), осуществленного по определенным правилам. Результатом выборов становится наделение избранных кандидатов властными полномочиями.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Избирательная система.

Типы избирательных систем.

Избирательная компания.

1. Выборы – важный признак демократии. Осуществляются на разных уровнях:

национальный (федеральный) – Президент, депутат Государственной думы;

региональный – губернатор, депутат областной думы;

муниципальный – мэр, депутат городской думы.

Через выборы обновляются политические элиты и лидеры.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - институт, связанный с организацией выборов политических деятелей. Система состоит из двух компонентов:

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО – политическое право гражданина избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право). В РФ только возрастной ценз (с 18– голосовать, с 21– депутат Государственной думы, с 30– губернатор, с 35 – Президент). ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ: всеобщие (без ограничений); тайные (никто не знает о волеизъявлении); прямые (голосование сразу за кандидата); равные (у всех – один голос). Оно регулируется Конституцией и федеральным законодательством.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - организационно-правовая форма реализации избирательного права гражданина, то есть сама процедура подготовки и проведения выборов.

МАЖОРИТАРНАЯ

(большинство)

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ

(соотношение частей)

Выборы за конкретного человека от определенной территории; выбирается тот, кто получил большинство (50%+1); без абсолютного большинства – второй тур между лидерами первого тура.

Политические партии формируют списки кандидатов, за которые голосуют. Голосование не за личность, а за партию. Партия получает столько мест в парламенте, сколько надрала голосов.

Выборы Президента, губернатора.

Выборы депутатов государственной думы.

ПЛЮС: связь кандидата с избирателями, он знает проблемы региона

ПЛЮС: соответствие голосов и мест в парламенте;

МИНУС: иногда победитель - представитель меньшинства избирателей, так как голоса проигравших кандидатов не учитываются.

МИНУС: заградительный барьер до 5% для прохождения в парламент; голосование за абстрактных лиц.

3. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ - система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и кандидатами для максимальной поддержки избирателей на выборах. Депутаты, губернаторы выбираются – на 5 лет, Президент – на 6 лет (по Конституции РФ). Глава избирательной компании – Центральная избирательная комиссия (ЦИК), потом – территориальная избирательная комиссия (ТИК), участковая избирательная комиссия (УИК).

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Образование избирательных округов и участков, составление списка избирателей (все, имеющие право голоса).

ВЫДВИЖЕНИЕ ИРЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ

Выдвижение осуществляется партиями и отдельными гражданами (самовыдвижение). Самовыдвиженец должен собрать в свою поддержку – 300 000 подписей, подписные листы проверяются экспертами на случай фальсификации.

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ

Принципы: состязательность; конкурентоспособность; равенство возможностей. Способ: листовки; встречи; участие в дебатах; СМИ; разъяснение своей политической программы.

ГОЛОСОВАНИЕ, ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

По мере либерализации и движения в сторону демократизации политической жизни изменяется и на­значение выборов. Они становятся основным способом политического участия граждан, в процессе которого осуществляется развитие политического сознания населения, формируется их гражданская ответственность, повышается леги­тимность власти. В условиях свободного выбора между несколькими канди­датами или партиями политические конфликты получают возможность широ­кого мирного разрешения и урегулирования, а борьба за власть идет на основе конкуренции альтернативных программ. В процессе выборов проявляется сте­пень доверия населения к существующим политическим лидерам, элитам и пар­тиям, формируется легальная оппозиция, конструктивно контролирующая власть. Конечно, эти возможности становятся действительностью, если выборы являются всеобщими, равными, свободными и тайными.

Выборы различаются по характеру проведения: прямые и опосредован­ные (непрямые). В условиях прямых выборов между избирателями и кандида­тами нет промежуточных ступеней, избиратель отдает свой голос непосредст­венно тому кандидату, которого он предпочитает (например, на президентских выборах в РФ или РТ). При проведении непрямых выборов воля избирателей опосредована специальными органами или выборщиками, которые избраны на­родом и окончательно решают судьбу кандидата на выборную должность (например, при выборе президента в США, Финляндии).

Участие в избирательном процессе реализуется через активное (право избирать) и пассивное (право быть избранным) избирательное право. Это право ограничивается рядом цензов, т.е. требований, которым должен отвечать гра­жданин для участия в выборах. При помощи цензов формируется электорат как совокупность правоспособных граждан, избирательный корпус страны. Цен­зовая практика имеет изменяющийся характер, и некоторые цензы в демокра­тических странах постепенно ушли в историю. Это относится к прямому иму­щественному цензу, который не допускал до голосования лиц, не обладавших определенным уровнем благосостояния, половому цензу, который сохраняется сейчас в некоторых мусульманских странах, образовательному цензу и некото­рым другим. Основными цензами являются возрастной ценз и ценз оседлости.

Отношения между избирателями и кандидатами в период предвыборной кампании и самих выборов регулируются: во-первых, конституцией и законо­дательством страны; во-вторых, политическими традициями; в-третьих, осо­бенностями социально-экономического, политического и психологического со­стояния общества.

Типы избирательных систем

Важнейшим этапом любых выборов является определение результатов голосования. Под избирательной системой понимается совокупность установ­ленных законом правил, принципов, критериев, с помощью которых и опреде­ляются эти результаты. Традиционными являются два основных типа – мажо­ритарная система и система пропорционального представительства, а так­же их разновидности и сочетания.

Мажоритарная система предполагает голосование избирателями за конкретную личность – кандидата на тот или иной государственный пост. Она имеет две разновидности:

1) система абсолютного большинства, при которой победившим считается тот кан­дидат, который на выборах получил более половины голосов участвовавших в выборах избирателей (50% + 1 голос). При этой системе появляется возможность создать прочное стабильное прави­тельство, опирающееся на надежное большинство в парламенте. Однако эти выборы не всегда результативны, поскольку трудно собрать в первом туре такое большинство. Приходится проводить повторные выборы, когда к участию до­пускаются два кандидата, набравшие большее количество голосов в первом ту­ре. При этом активность избирателей падает, растет абсентеизм (неявка избира­телей на выборы).

2) система относительного большинства, при которой избранным считается тот кандидат, который набирает голосов больше, чем другие претенденты, но не обязательно больше половины. Эти выборы всегда результативны, но они могут привести к парадоксу Кондорсе, т.е. к избранию далеко не лучшего кандидата, который при парном срав­нении по принципу большинства проиграл бы любому другому кандидату.

Пропорциональная избирательная система, как правило, применяется на парламентских выборах. Выборы проводятся по большим избирательным ок­ругам, что позволяет отчетливее отразить расстановку политических сил. Вы­боры носят характер строго партийных, т.е. избиратель на выборах голосует не за конкретного кандидата, а за политическую партию. Распределение мест в органах власти между партиями зависит от количества поданных за каждую из них голосов избирателей, т.е. система основана на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами.

При пропорциональной системе устанавливается процентный порог – партии, набравшие голосов меньше данного порога, не участвуют в распределении кандидатских мандатов. Процентный порог определяется законодательством каждой страны. В России на парламентских выборах в Государственную Думу с 2007 г. введен 7%-ный порог, вместо 5%-ного, существовавшего ранее. Еще одно нововведение состоит в том, что ранее половина депутатов нижней палаты Федерального Собрания (Госдумы) избиралась по мажоритарной системе, а другая половина – по системе пропорционального представительства (то есть действовала смешанная избирательная система). С 2007 г. весь состав Государственной Думы будет избираться только по системе пропорционального представительства. Президентские выборы в РФ проводятся по мажоритарной системе.

Читайте также: