Педагогические беседы с родителями в доу это

Обновлено: 05.07.2024

Ведущая идея реализуется на основе и с учетом поставленных задач по организации совместной деятельности родителей и дошкольного учреждения, направлений содержания деятельности, набора специальных методов и форм работы.

Среди основных задач организации совместной работы ДОУ и родителей можно выделить следующие:

1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (индивидуальные консультации, практикумы);

2) вовлечение родителей в образовательно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);

3) участие родителей в управлении ДОУ (совет ДОУ, родительские комитеты).

Направления содержательной деятельности с родителями:

пополнение Банка педагогических данных о родителях дошкольников (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);

  • диагностика потребностей родителей в воспитательных услугах ДОУ диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в группах;
  • пропаганда успешного опыта семейного воспитания дошкольников;
  • психологическое тестирование родителей;
  • индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на родительских собраниях;
  • родительские собрания;

- Психолого-педагогическое просвещение родителей:

  • встречи с медицинскими работниками: “Психолого-физиологические возрастные особенности дошкольников”. “Здоровый образ жизни: диагностика и профилактика детских заболеваний”
  • встречи Родительского комитета, Управляющего совета с администрацией ДОУ, воспитателями;
  • встреча психологом.

- Массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и воспитанников:

  • конкурс “Мама, папа, я — спортивная семья”, семейные альбомы;
  • мероприятия: “Вместе весело шагать”;
  • конференция “Круг семейного чтения”;
  • концерты для родителей по итогам учебного года;
  • выставка “Семейное хобби, увлечения, занятия”, “Семейные традиции”;
  • совместные выходы учащихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки;
  • - Проведение открытых мероприятий для родителей;
  • конференция по обмену опытом воспитания детей “Воспитание детей — забота, труд, радость”;
  • организация благоустройства и озеленения детских площадок;
  • ремонт и оформление групп.
  • Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:
  • организация деятельности Родительского комитета;
  • беседы с воспитателями по обмену мнениями и пожеланиями совершенствования образовательного процесса.
  • обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей.

- Повышение педагогической культуры родителей:

  • знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта;
  • содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям;
  • практикумы по физической культуре и организации режима двигательной активности;
  • организация режима дня и сбалансированного питания детей в семье;
  • организация встреч с представителями детского здравоохранения и спорта;
  • совместное изучение правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах.

- Повышение правовой культуры родителей:

  • изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;
  • изучение Конвенции ООН о правах ребенка;
  • изучение Закона РФ “Об образовании”;

Участие родителей в жизни группы и ДОУ становится более значимым и более активным в учреждении, отличающемся повышенным уровнем образования, т.к. уверенность в получении качественного образования повышает уровень доверия родителей к дошкольному учреждению, вселяет в них надежду на осуществление их требований к образовательным услугам.

Наметившаяся тенденция к выявлению новых потребностей семей по уровню их образования, социальному статусу, материальному достатку в условиях ДОУ является опорой для развития образовательного процесса в группах, т.к. достаточно высокий уровень образования родителей позволяет активно привлекать их к развитию системы педагогического процесса

Следовательно, задача педагогов – создать условия для участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов развития их детей, т.е. родители становятся активными участниками педпроцесса.

Методы работы с родителями в ДОУ.

ЧАСТЬ 2.

Методы работы с родителями в ДОУ.

  • наблюдение
  • индивидуальные беседы;
  • тестирование;
  • анкетирование;
  • диагностика;
  • анализ детских рисунков и рассказов о семье;
  • метод коллективно-творческой деятельности.

Формы работы с родителями

- Формы психолого-педагогического просвещения родителей:

  • Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).
  • Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).
  • Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).
  • - Родительские конференции (общесадовские, групповые) имеют огромное значение в системе воспитательной работы ДОУ. Родительские конференции обсуждают насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов, воспитание в семье – вот темы родительских конференций.
  • Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
  • Открытые НОД (цель – ознакомление родителей с новыми программами и методикой воспитания, требованиями воспитателями.

Такие занятия позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики воспитательно-образовательной деятельности).

  • Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о поведении ребенка, его проблемах).

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия воспитателя с семьей. Готовясь к консультации, определяются ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с группой. Индивидуальная консультация имеет ознакомительный характер и способствует созданию хорошего контакта между родителями и воспитателем.

  • Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

Общесадиковские родительские собрания – проводятся один-два в год.

Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о ДОУ, основными направлениями, задачами работы.

Такие родительские собрания, как правило, носит характер отчета работы ДОУ за определенный период времени или же знакомит коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Групповые родительские собрания – проводятся три-четыре раза в год.

Цель: обсуждение задач воспитательной работы группы, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и ДОУ, рассмотрение актуальных воспитательно-педагогических проблем.

  • Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.

Методы работы с родителями в ДОУ.

ЧАСТЬ 3

Диагностика семей воспитанников имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс сотрудничества родителей и воспитателей ДОУ.

Анкетирование

Достоинствами анкет являются:

  • массовость обследования;
  • большая скорость сбора информации;
  • легкость обработки результатов;
  • возможность применения статистических методов.

К недостаткам следует отнести следующие:

Наблюдение.

Наблюдение – один из основных методов, используемых в педагогической практике. Для того чтобы наблюдение было научным, оно должно удовлетворять следующим требованиям:

  1. Целенаправленность – наблюдение проводится не за ребёнком вообще, а за проявлениями конкретных личностных особенностей.
  2. Планирование – до начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), продумать план (сроки и средства), показатели (что фиксировать), возможные просчеты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты.
  3. Естественность – наблюдение должно проводиться в естественных для ребёнка условиях.
  4. Систематичность – наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а систематически, в соответствии с планом.

Наблюдение – метод трудоемкий.

  • Практически невозможно исключить влияние случайных факторов.
  • Фиксировать все невозможно, поэтому можно упустить существенное и отметить несущественное.
  • Наблюдению не поддаются интимные ситуации.

Беседа

Беседа – метод установления в ходе непосредственного общения особенностей данной семьи, её устоев, позволяющий получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов.

Беседу также можно проводить с группой родителей, когда воспитатель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы родителей, а не только самых активных. Обычно такая беседа используется для начального знакомства с членами группы или для получения информации о социальных процессах в группе.

Беседа может быть и более стандартизованной, и более свободной.

В первом случае беседа ведется по строго регламентированной программе, со строгой последовательностью предъявления, дает возможность четко фиксировать ответы и сравнительно легко обрабатывать результаты.

Во втором случае содержание вопроса заранее не планируется. Общение протекает свободнее, шире, но это осложняет организацию, проведение беседы и обработку результатов. Такая форма предъявляет очень высокие требования к воспитателю.

Существуют также промежуточные формы беседы, которые стараются объединить положительные качества обоих указанных типов.

При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа.

  1. Ведущий беседу должен тщательно продумать все аспекты той проблемы, о которой он собирается говорить, подобрать те факты, которые, возможно, будут ему нужны. Четкая постановка цели беседы помогает формулировать четкие вопросы и избегать случайных.
  2. Он должен определить, в какой последовательности будет поднимать темы или задавать вопросы.
  3. Важно правильно выбрать место и время разговора. Необходимо, чтобы поблизости не было людей, присутствие которых могло бы смутить собеседника или, того хуже, повлиять на его искренность.

При проведении беседы, особенно свободной, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Начинать общение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.
  2. Вопросы, которые могут оказаться неприятными для собеседника или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны быть равномерно распределяться по всей беседе.
  3. Вопрос должен вызывать обсуждение, развертывание мысли.
  4. Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника.
  5. Искренний интерес и уважение мнения собеседника, доброжелательное отношение в разговоре, желание убедить, а не принудить к соглашению, внимание, сочувствие и участие не менее важны, чем умение убедительно и аргументировано говорить. Скромное и корректное поведение вызывает доверие.
  6. Воспитатель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой неприятны собеседнику. Нежелание отвечать на вопрос должно встречаться с уважением, даже если из-за этого упускается важная для исследования информация. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать еще раз в иной формулировке.
  7. С точки зрения результативности беседы лучше задать несколько мелких вопросов, чем один крупный.
  8. Не следует злоупотреблять терпением и временем собеседника. Беседа не должна длиться очень долго.

К несомненным достоинствам беседы следует отнести:

  • Наличие контакта с собеседником, возможность учитывать его ответные реакции, оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора, задать дополнительные, уточняющие вопросы. Беседа может носить сугубо индивидуальный характер, быть гибкой, максимально адаптированной к данному родителю.
  • На устный ответ затрачивается меньше времени, чем на письменный.
  • Заметно сокращается количество вопросов, на которые не получены ответы (по сравнению с письменными методами).
  • Родители более серьезно относятся к вопросам.

В то же время следует учитывать, что в беседе мы получаем не объективный факт, а мнение человека. Может случиться так, что он произвольно или непроизвольно искажает реальное положение дел.

Беседа как метод обучения— это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. Беседа так же является главным аспектом работы с родителями.


ВложениеРазмер
Педагогическая беседа с родителями. 35 КБ
Консультация для педагогов. 278.16 КБ
Алгоритм построения педагогических бесед с родителями. 15.87 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей ДОУ.

Педагогическая беседа и тематические консультации для родителей.

Педагогическая беседа с родителями.

Педагогическая беседа с родителями – наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей. Беседа может использоваться как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами: на родительском собрании, консультации, при посещении семьи.

Цели беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

Материал для бесед с родителями дают воспитателю наблюдения за детьми. Беседа может возникнуть по инициативе родителей или воспитателя. Если беседу инициировали родители (обычно это происходит стихийно), а воспитатель не может, уделить им необходимого внимания (или не готов ответить на вопросы), он договаривается о специальной встрече в удобное для всех время. При этом следует учитывать, если вопросы, затрагиваемые в беседе, связаны с внутрисемейными отношениями, то присутствие посторонних лиц нежелательно, так как обстановка беседы должна располагать к откровенности.

Если инициатор беседы – педагог, он заранее продумывает: с чего начнет ее, какие вопросы задаст родителям. Договариваясь о времени беседы, педагог должен сообщить ее тему и попросить подготовить вопросы, на которые родители хотели бы получить ответ.

Педагогическая беседа с членами семей воспитанников, возникающая утром во время прихода их с детьми, а также вечером, должна отвечать определенным требованиям.

  1. Частота общения с родителями должна быть сбалансирована. При проведении небольшого мониторинга, отмечая все беседы с тем или иным родственником воспитанника в течение недели, вы можете обнаружить, что одни из них общаются с педагогом часто, а другие практически не общаются.
  2. Беседа должна иметь живой характер, доброжелательный и дружеский тон.
  3. Родители должны располагать достаточным временем, чтобы без спешки обсудить намеченные вопросы.
  4. Беседа должна информировать родителей о жизни детей в детском саду, а также передавать каждому из родителей позитивную информацию о его ребенке, укреплять веру в него. Необходимо сократить беседы на отвлеченные темы, не связанные с развитием и здоровьем детей.
  5. Следует избегать ранящих родителя оценочных суждений о ребенке.

Среди причин обращения педагога к родителям не должны преобладать негативные поступки ребенка, так как это формирует у них отрицательную установку на контакты с педагогом вообще. Нужно проявлять также сочувствие, терпимо относиться к некоторым ошибочным представлениям и убеждениям родителей.

  1. Следует внимательно, терпеливо выслушать сомнения, замечания, жалобы родителя.
  2. Просьбы к родителям о вмешательстве в педагогический процесс должны оцениваться с точки зрения целесообразности (часто жалоба на поведение ребенка в группе побуждает родителя принять соответствующие меры, хотя ситуация уже разрешилась в группе или родитель не может подобрать адекватные меры воздействия к сыну или дочери). Педагог должен дать конкретные рекомендации по применению педагогических приемов, чтобы таким образом совместными усилиями достичь желаемого результата.
  3. Желательно давать только обоснованные советы и избегать категоричности в определении методов и приемов воздействия на ребенка, предоставляя родителю весь возможный спектр педагогических средств с объективной оценкой их положительных и отрицательных эффектов при их использовании в сложившейся ситуации.
  4. Беседа должна вызывать у родителей желание сотрудничать с ДОУ.

Тематические консультации для родителей.

Тематические консультации для родителей по своему характеру близки к беседам и служат одной из форм индивидуальной и дифференцированной работы с семьей. Основная разница состоит в том, что, проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать им квалифицированный совет, чему-то научить.

Консультации бывают индивидуальными (проводятся по необходимости) и групповыми (проводятся 2-3 раза в год). Продолжительность консультации может составлять 30-40 мин. Тематика консультаций разнообразна и определяется результатами повседневных наблюдений за поведением детей в группе, взаимоотношениями родителей и детей в группе, взаимоотношениями родителей и детей, беседами с разными членами семьи.

Эта форма работы с родителями позволяет воспитателю, с одной стороны, в доверительной обстановке обсудить с ними все аспекты воспитания и обучения их ребенка, а с другой – получить от родителей важную для себя информацию. В ходе консультации необходимо поддерживать атмосферу открытого обсуждения, предоставлять семьям возможность свободно высказываться о том, что их волнует, а также просить сообщать информацию, касающуюся их детей и особенностей ситуации в семье. Все усилия по созданию атмосферы доверия могут оказаться тщетными, если станет известно, что какая-то доверительная информация получила огласку. Педагог несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальности полученных сведений.

Консультации должны отвечать ряду требований.

  1. Педагог должен проявить искреннюю заинтересованность в развитии ребенка.
  2. Рекомендации и советы педагога должны быть конкретными, учитывающими условия жизни семьи и индивидуальные особенности ребенка.
  3. Каждая консультация должна давать родителям что-то новое, расширять их педагогические знания.
  4. Педагог должен умело использовать приемы пассивного и активного слушания, убеждающего воздействия.
  5. Нельзя пытаться мимоходом разрешать сложные вопросы воспитания ребенка. Лучше пригласить родителей для серьезного разговора в другое время, когда педагог, подготовившись, сможет дать исчерпывающий ответ.
  6. Прежде чем что-то посоветовать родителям, необходимо постараться тщательно изучить вопрос: почитать соответствующую литературу, проконсультироваться у специалистов учреждения. Если вопрос родителей выходит за рамки компетенции педагога, то консультацию должен провести соответствующий специалист.

Предварительный просмотр:

Беседы воспитателя с родителями – наиболее доступная и распространённая форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью ребёнка, с другими членами семьи.

Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

Беседа может использоваться в работе с родителями как самостоятельная форма так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семьи, на родительском собрании, консультации.

Особенности проведения бесед:

  • Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.
  • Активное участие в беседе и воспитателя, и родителей – существенная особенность данной формы, позволяющая осуществить эффективное воздействие на родителей.
  • Подчас воспитатель, дав родителям совет, сделав указание, замечание, считает, что побеседовал с родителями, но при этом осталось невыясненным, что думали по этому поводу сами родители: как они восприняли совет, замечание, как предполагают выполнить рекомендации педагога, что, по мнению отца или матери, явилось причиной отклонений в поведении ребёнка, что их затрудняет при воспитании того или иного навыка, умения, качества и т. п., т. е. беседы по существу не было.
  • Беседу лучше всего проводить в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей.

Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, что бы добиться доверительной атмосферы, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из ее участников этого не хочет. В беседе педагог должен больше слушать и слышать, а не давать рекомендации воспитания или назидать.

C:\Users\Пользователь\Desktop\15594569.jpg

  • Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать её с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.
  • Если беседа возникла стихийно (обычно в этом случае её инициаторами бывают родители) и педагог не может уделить отцу или матери необходимое внимание, он договаривается о специальной встрече с родителями в удобное для них время. На эту беседу могут быть приглашены и другие родители, для которых, по мнению воспитателя, участие в беседе на данную тему полезно. Но при этом необходимо учитывать: если вопросы, затрагиваемые в беседе, связаны с внутрисемейными отношениями, присутствие посторонних лиц нежелательно – обстановка беседы должна располагать к откровенности. И в том случае, когда беседа возникает по инициативе родителей, вызвана их вопросами, суждениями, предложениями, руководство беседой должен взять на себя воспитатель: он задает ей нужное направление, делает выводы.
  • Если инициатором беседы является педагог, он заранее продумывает, с чего начнет её, какие вопросы задаст родителям, чтобы выявить их понимание обсуждаемых вопросов, отношение к ним. Договариваясь с родителями о времени беседы, педагог сообщает её тему и просит подготовить вопросы, на которые они хотели бы получить ответ. Планируя тематику бесед, необходимо стремиться по возможности охватить все проблемные стороны воспитания детей.

Педагогическая беседа должны отвечать определенным требованиям:

  • прежде всего, это их конкретность и содержательность, родители должны получить в результате беседы новые знания по вопросам обучения и воспитания детей

C:\Users\Пользователь\Desktop\15594569.jpg

  • беседа должна пробуждать у родителей интерес к педагогическим проблемам повышать чувство ответственности за воспитание детей.
  • важное значение имеет живой характер беседы, доброжелательность, но дружеский тон, в котором ведется беседа, не исключает предъявления воспитателем необходимых требований.

Чтобы добиться контакта с родителями в процессе беседы вовлечь их в обсуждение, воспитателю необходимо предусмотреть ряд условий:

  • Продумать место и время проведения беседы.
  • Родители должны располагать достаточным временем, чтобы без спешки обсудить намеченные вопросы.
  • В процессе беседы ничто не должно отвлекать беседующих. Не должно быть посторонних лиц, присутствие которых может смущать родителей, хотя бывают случаи, когда воспитатель намеренно стремится привлечь внимание других родителей и вовлечь их в разговор.
  • Беседу лучше начинать с более общих, нейтральных вопросов.
  • Воспитатель всегда располагает фактами, положительно характеризующими ребенка. Эти факты обязательно надо применить в беседах, тогда, то отрицательное, что вынужден говорить о ребёнке воспитатель, родители воспринимают не так болезненно.

Безусловно, в последующих беседах воспитатель должен выяснить, как реализованы его советы родителями, что изменилось в воспитании ребёнка.

Используя беседу как средство получения информации о воспитании ребёнка в семье, педагог должен иметь в виду, что не всегда эта информация достаточно достоверна. Дело в том, что действительное поведение людей и их собственная оценка этого поведения могут не совпадать и даже вступать в противоречие, особенно когда даётся оценка семейным отношениям. Поэтому знания о характере воспитания ребёнка в семье, полученные в беседе, должны дополняться и уточняться при посещении семьи педагогом, его наблюдениями за взаимоотношениями родителей и ребёнка.

C:\Users\Пользователь\Desktop\15594569.jpg

Материал для бесед с родителями дают педагогу наблюдения за ребёнком: за выполнением им правил поведения в коллективе, за отношением к детям, к взрослым и их требованиям, за отношением к деятельности; разговоры с ребёнком, выявляющие его знания, представления, мотивы поведения.

Доброжелательность педагога, обоснованность его оценок и выводов, которые он делает с позиции интересов ребёнка, вызывают у родителей желание откровенно высказывать свое мнение, поделиться впечатлениями, рассказать о поведении ребёнка в семье.

Таким образом, беседа является средством установления контактов с родителями, изучения семейного воспитания ребёнка и влияния на характер этого воспитания.

Основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

Основные требования к проведению беседы.

Подготовка к беседе:

  • Определить цель беседы. Иначе беседа – бесплодный разговор. Истинные цели беседы не должны быть известны собеседнику.
  • Определить целевые вопросы, которые вы будете задавать. Распределите вопросы в порядке их значимости. Составьте план беседы исходя из конкретной ситуации.
  • Определить вопросы, поддерживающие беседу. Исходя из потребностей, интересов собеседника.

Вступление в контакт с собеседником.

C:\Users\Пользователь\Desktop\15594569.jpg

Как правильно вести беседу.

C:\Users\Пользователь\Desktop\15594569.jpg

Приемы взаимодействия с родителями.

  • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится работа с родителями. В общении неуместны категоричность, требовательный тон. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

Позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний не принесёт положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

Предварительный просмотр:

Алгоритм построения педагогической беседы с родителями

1. Отправной момент - успехи ребенка в группе.

Начините разговор с родителями с положительных моментов, тем самым, располагая родителей к продолжению беседы.

Далее педагог задаёт общие вопросы, которые готовятся в процессе наблюдения за ребенком заранее. Эти вопросы подведут педагога и родителей к обсуждению определенных проблем.

Обозначаете родителям результаты наблюдения за ребенком в группе. Далее под обозначенную проблему, предложите заранее подготовленные рекомендации, советы, литературу.

Организуя педагогическую беседу, педагогу необходимо быть профессионально-корректным, поэтому предлагаем Вам правила построения беседы, которые помогут грамотно выстроить отношения в беседе с родителями и достичь обоюдной цели.

Девять правил построения беседы:

1. Придерживайтесь дружелюбного тона.

2. Никогда не говорите человеку, что он не прав.

3. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

4. Умейте слушать и слышать.

5. Корректно спрашивайте и задавайте вопросы, рекомендуйте.

6. Внимательно отнеситесь к мнению и пожеланиям собеседника.

7. Будьте терпеливы.

8. Лучший способ проведения беседы - уклониться от спора.

9. То, что сказано в конце беседы особенно запоминается.

10. Поблагодарите собеседника за интересную беседу.

Индивидуальные и групповые беседы с родителями.

Индивидуальные беседы с родителями позволяют педагогу наладить с семьями более тесный контакт. Они дают родителям возможность о многом откровенно рассказать педагогу, посоветоваться с ним. Часто родители нуждаются в квалифицированной педагогической помощи. Но обнаружить незнание каких-то вопросов или рассказать об отрицательных проявлений своего ребенка в присутствии большого круга людей они не решаются.

Бeceды с родителями могут быть вызваны необходимостью дать совет в индивидуальном плане. Часто родители сами обращаются к педагогу.

В таком случае педагог либо сразу отвечает и дает рекомендацию, либо договаривается о дне, когда он может более полно ответить на поставленный вопрос.

Если педагог сам считает необходимым поговорить с родителями надо поинтересоваться, когда родителям будет удобно задержаться в детском саду. Необходимо подумать и о месте, где будет проходить разговор. Разговор который происходит "на ходу" беспрестанно прерывается детьми и родителями.

Беседуя с матерью или отцом, педагог должен внимательно и терпеливо выслушать. Часто такие беседы помогают педагогам найти правильный подход к ребенку.

Индивидуальные беседы с родителями -это также целенаправленная подготовка к коллективным беседам, общим собраниям.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Организация беседы с родителями

Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

Беседа может использоваться в работе с родителями как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семьи, на родительском собрании, консультации.

Особенности проведения бесед:

Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.

Активное участие в беседе и воспитателя, и родителей — существенная особенность данной формы, позволяющая осуществить эффективное воздействие на родителей.

Подчас воспитатель, дав родителям совет, сделав указание, замечание, считает, что побеседовал с родителями. Но при этом осталось невыясненным, что думали по этому поводу сами родители: как они восприняли совет, замечание, как предполагают выполнить рекомендации педагога, что, по мнению отца или матери, явилось причиной отклонений в поведении ребенка, что их затрудняет при воспитании того или иного навыка, умения, качества и т. п., т. е. беседы по существу не было.

Беседу лучше всего проводить в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей.

Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, что бы добиться доверительной атмосферы, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из ее участников этого не хочет . В беседе педагог должен больше слушать и слышать, а не давать рекомендации воспитания или назидать.

Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.

Если беседа возникла стихийно (обычно в этом случае ее инициаторами бывают родители) и педагог не может уделить отцу или матери необходимое внимание, он договаривается о специальной встрече с родителями в удобное для них время. На эту беседу могут быть приглашены и другие родители, для которых, по мнению воспитателя, участие в беседе на данную тему полезно. Но при этом необходимо учитывать: если вопросы, затрагиваемые в беседе, связаны с внутрисемейными отношениями, присутствие посторонних лиц нежелательно — обстановка беседы должна располагать к откровенности. И в том случае, когда беседа возникает по инициативе родителей, вызвана их вопросами, суждениями, предложениями, руководство беседой должен взять на себя воспитатель: он задает ей нужное направление, делает выводы.

Если инициатором беседы является педагог, он заранее продумывает, с чего начнет ее, какие вопросы задаст родителям, чтобы выявить их понимание обсуждаемых вопросов, отношение к ним. Договариваясь с родителями о времени беседы, педагог сообщает ее тему и просит подготовить вопросы, на которые они хотели бы получить ответ. Планируя тематику бесед, необходимо стремиться по возможности охватить все проблемные стороны воспитания детей.

Педагогическая беседа должны отвечать определенным

требованиям:

прежде всего, это их конкретность и содержательность, родители должны получить в результате беседы новые знания по вопросам обучения и воспитания детей

беседа должна пробуждать у родителей интерес к педагогическим проблемам повышать чувство ответственности за воспитание детей.

важное значение имеет живой характер беседы, доброжелательность, но дружеский тон, в котором ведется беседа, не исключает предъявления воспитателем необходимых требований.

Чтобы добиться контакта с родителями в процессе беседы вовлечь их в обсуждение, воспитателю необходимо предусмотреть ряд условий:

Продумать место и время проведения беседы.

Родители должны располагать достаточным временем, чтобы без спешки обсудить намеченные вопросы.

В процессе беседы ничто не должно отвлекать беседующих. Не должно быт посторонних лиц, присутствие которых может смущать родителей хотя бывают случаи, когда воспитатель намеренно стремится привлечь внимание других родителей и вовлечь их в разговор.

Беседу лучше начинать с более общих, нейтральных вопросов.

Воспитатель всегда располагает фактами, положительно характеризующими ребенка. Эти факты обязательно надо применить в беседах, тогда то отрицательное, что вынужден говорить о ребенке воспитатель, родители воспринимают не так болезненно.

Безусловно, в последующих беседах воспитатель должен выяснить, как реализованы его советы родителями, что изменилось в воспитании ребенка.

Используя беседу как средство получения информации о воспитании ребенка в семье, педагог должен иметь в виду, что не всегда эта информация достаточно достоверна. Дело в том, что действительное поведение людей и их собственная оценка этого поведения могут не совпадать и даже вступать в противоречие, особенно когда дается оценка семейным отношениям. Поэтому знания о характере воспитания ребенка в семье, полученные в беседе, должны дополняться и уточняться при посещении семьи педагогом, его наблюдениями за взаимоотношениями родителей и ребенка.

Материал для бесед с родителями дают педагогу наблюдения за ребенком: за выполнением им правил поведения в коллективе, за отношением к детям, к взрослым и их требованиям, за отношением к деятельности; разговоры с ребенком, выявляющие его знания, представления, мотивы поведения.

Доброжелательность педагога, обоснованность его оценок и выводов, которые он делает с позиции интересов ребенка, вызывают у родителей желание откровенно высказывать свое мнение, поделиться впечатлениями, рассказать о поведении ребенка в семье. Основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

Основные требования к проведению беседы:
Подготовка к беседе:

Определить цель беседы. Иначе беседа – бесплодный разговор. Истинные цели беседы не должны быть известны собеседнику.

Определить целевые вопросы, которые вы будете задавать . Распределите вопросы в порядке их значимости. Составьте план беседы исходя из конкретной ситуации.

Определить вопросы, поддерживающие беседу. Исходя из потребностей, интересов собеседника.

Вступление в контакт с собеседником.

Вопросы, поддерживающие беседу. Ставьте вопросы, интересующие собеседника, чтобы заинтересовать его

Как правильно вести беседу.

Как лучше ставить вопросы

Слушать внимательно и доверительно. Показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к собеседнику. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать максимальное количество информации

Дать возможность собеседнику высказаться. Не торопите его. Одобряйте точность высказанных мыслей. Задавайте встречные вопросы с целью помощи высказаться или одобрения точности высказанных мыслей.

Не прерывать высказывания собеседника. Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах. Помните! При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна.
Основные моменты:

Дайте собеседнику возможность выговориться

Резюмируйте наиболее важные высказывания

Не прерывайте собеседника

Таким образом, беседа является средством установления контактов с родителями, изучения семейного воспитания ребенка и влияния на характер этого воспитания.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы).

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Форма (лат. - forma) – устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо.

Все формы с родителями подразделяются на

коллективные (массовые), индивидуальные ;

традиционные и нетрадиционные.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

Проведение социологических срезов, опросов, анкетирования

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме

Устные педагогические журналы

Игры с педагогическим содержанием

Педагогическая библиотека для родителей

Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники (КВН, ток шоу и т.д.)

Выставки работ родителей и детей

Кружки и секции

Клубы отцов, бабушек, дедушек, семинары, практикумы

Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей

Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей

Дни (недели) открытых дверей

Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей

Общее родительское собрание ДОУ. Его цель - координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей.

Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.

Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры родителей. Ценность этого вида работы в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. На конференциях выступают педагоги, работники отдела образования, представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Педагогический консилиум. Данная форма помогает лучше и глубже понять состояние отношений в конкретной семье, вовремя оказать действенную практическую помощь (если, конечно, у родителей есть желание что-то изменить в сложившейся ситуации).

Групповые собрания родителей — это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).

Дискуссия – это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины, что позволяет прояснить мнение, позиции, установки и ценности участников.

Семинар – практикум. На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.

Душевный разговор. Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, что бы глубже узнать особенность их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка (нестандартного). Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

Мастер – класс. Собрание, на котором педагог и/ или родители демонстрируют достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце подводится итог.

Ток – шоу. Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения.

Родительский совет (комитет) группы. Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОУ, воспитателям группы в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья воспитанников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий.

Открытые занятия с детьми для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.

Презентация дошкольного учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.

Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей.

Мини-собрания. Выявляется интересная семья, изучается ее опыт воспитания. Далее она приглашает к себе две-три семьи, разделяющие ее позиции в семейном воспитании. Таким образом, в узком кругу обсуждается интересующая всех тема.

Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы общения с ним, заменять нежелательные конструктивными.

Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.д.Подобные формы: Дни общения, День папы (бабушки, дедушки и т.д.)

Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких традиционных совместных праздников и досугов. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.

Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений).

Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.

Уголок для родителей. Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей.

Выставки, вернисажи детских работ. Их цель - демонстрируя родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.).

Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:

информацию о дополнительных занятиях с детьми

объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;

просьбы о помощи;

благодарность добровольным помощникам и т.д.

Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий

Видеофильмы. Презентации. Фотовыставки. Семейные и групповые альбомы. Создаются по определенной тематике

Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

Неформальные записки. Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду. Семьи могут извещать воспитателей об особых семейных событиях, таких, как дни рождения, новая работа, поездки, гости.

Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.

Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.

Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

Индивидуальные формы взаимодействия с родителями

Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком.

Педагогические беседы с родителями. Оказание родителям своевременной помощи по тому или иному вопросу воспитания. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.

Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. Кроме того, беседы должны отвечать определенным требованиям:

быть конкретными и содержательными;

давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;

пробуждать интерес к педагогическим проблемам;

повышать чувство ответственности за воспитание детей.

Посещение семьи. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке.

Индивидуальные консультации. Консультации по своему характеру близки к беседе. Разница в том, что беседа – это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать квалифицированный совет.

Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.

Читайте также: