Что такое ритм энд блюз в музыке определение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ритм-энд-блюз [1] , или ритм-н-блюз [1] (от англ. rhythm and blues , сокр. R&B [* 1] — ритм и блюз) — стиль популярной музыки афроамериканцев, включающий элементы блюза [2] . Изначально, обобщённое название массовой музыки [3] , основанной на блюзовых и джазовых направлениях 1930—1940-х годов [4] [5] . В конце 1940-х годов словосочетание ритм-энд-блюз стало официальным маркетинговым термином [6] для обозначения современных, с элементом танцевального ритма [4] , популярных направлений [6] в музыке афроамериканских исполнителей США.

Ритм-энд-блюз был очень популярен в молодёжной среде 1940—1950-х годов, и, вместе с кантри, способствовал появлению рок-н-ролла [7] .

Социальный аспект. Расовая музыка.

Культурный фон. Прогресс.

От кантри-блюза к ритм- энд- блюзу. Становление массовой музыки.

Ритм-энд-блюз, формально являющийся не столько музыкальным, сколько расовым определением, по факту и по содержанию перестал быть таковым. Вопрос оставался за малым – перенять эту музыку и адаптировать для себя.

Всё это рок-н-ролл?

Что дальше?

Прошлое и настоящее R&B. Что нужно знать об этом стиле и что послушать сегодня

Главный стиль мейнстрима

В нашем веке R&B (Rhythm and blues, R'n'B или RnB) переживает расцвет. Еще десяток лет назад считалось, что R&B есть чисто американский продукт, никому, кроме самих американцев, не потребный. И вообще, это подделка под настоящую музыку.


У некоторых образованных людей (и у музыкальных журналистов) особенное раздражение вызывает само слово, настоящее трехбуквенное ругательство. R&B — это же ритм-энд-блюз! Черт возьми, мы же помним — это кто-то из старых рок-н-ролльщиков, чуть ли не Чак Берри. А теперь какие-то мулаты в шубах…

Тотальная переоценка ценностей! Куда катится мир, — нервно вопрошают нормальные вроде бы люди (и даже музыкальные журналисты). Но никто — а музыкальные журналисты тем более — не удосужились пока ответить на вопрос, где действительно это потерянное звено?

Зри в корень


Soul: первая инкарнация

Среди героев стиля есть такие имена, которые сегодня знает только отъявленный фанат и коллекционер. Но нельзя обойти вниманием таких музыкантов, как Клайд Макфаттер и Чак Уиллис. Творчество этих артистов приближается по своей значимости к деятельности Рэя Чарлза — они тоже немало потрудились на уже вовсю колосящейся соул-ниве, ставшей к началу 70-х классикой.

Причем произошло это чуть ли не случайно. Следж пел в группе The Esquires Combo, а сольную карьеру начал по наущению местного диск-жокея по имени Куин Айви. Куин Айви давал советы не просто так — он сам мечтал быть продюсером и искал себе подопечного, такого же зеленого, как и он сам. Он действительно сумел организовать Следжу запись нескольких песен.

А также — самородок с сочным голосом по имени Фонтелла Басс (кстати, вокалистка и супруга одного из участников авангардной джазовой группы Art Ensemble Of Chicago), Теола Килгор и Митти Калиер. На родине джаза, в Новом Орлеане, также культивировали местную разновидность соула — более фанковую и экспрессивную.

То, что мы сейчас называем R&B — безусловно, родственник и потомок того самого ритм-энд-блюза. Просто очень дальний. Мы увидели, как за несколько десятков лет ритм-энд-блюз менялся, развивался, сливался со старыми направлениями и расщеплялся на новые.


Посему на первый взгляд кажется, что существует неразрешимое эстетическое противоречие между милыми и наивными старыми певцами и новыми чуваками в пестрой одежде (либо, наоборот, между современными трепетными девами и чувственными большегубыми певицами позапрошлых десятилетий).

То, что сейчас мы огульно называем R&B — это одно из ответвлений, наиболее коммерчески успешное.


Urban, как и почти любой песенный жанр 80–90-х, испытал влияние хип-хопа. Продюсер Тедди Райли соединил два этих стиля (с вкраплением рэпа), назвав свое изобретение New Jack Swing. Звездой этого стиля стал Бобби Браун. Примерно в то же время сложились продюсерско-авторские дуэты, чьи подопечные исполняли уже совсем привычный нам эмтивишный поп-R&B.


Что слушать?

Анастейша (Anastacia). Мейнстрим, хиты, альбомы-бестселлеры… Вроде бы совершенно попсовая история. Может, и так. Но главное: Анастейша — совершенно неправдоподобная вокалистка, виртуозный тонкий мастер. Настоящее искусство. Я сам не верил, пока не побывал на стопроцентно живом концерте певицы. Да, кстати — на Тину Тернер она совсем не похожа!

Что такое ритм-н-блюз и почему его часто путают с R&B?

Небольшой экскурс в историю одного из самых влиятельных жанров черной музыки.

Ритм-н-блюз – один из самых важных жанров музыки, так как он лежит в основе многих крупных жанров: рок-н-ролла, регги, поп-музыки, афробитс, хип-хопа, соула, R&B. После этих слов видно, что ритм-н-блюз, во-первых, вопреки расхожему мнению не является R&B. Ну и второе: ритм-н-блюз – это поп-музыка, или популярная музыка.

Мы не будем уходить в излишние подробности или слишком глубоко в детали, поэтому материал и называется "короткая история". Однако мы постараемся пройти по всем этапам развития этого жанра, чтобы создать общую картину ритм-н-блюза.

Ритм-н-блюз

Как и в случае с практически каждым жанром черной музыки, корни ритм-н-блюза лежат в джазе. Кроме того, первое поколение ритм-н-блюза не так сильно отличалось от джаз-музыки, которая была популярна в то время.





Послушать: Cab Calloway, Louis Jordan, Big Joe Turner, Fats Domino

Рок-н-ролл

К сожалению, наверное, разговор о следующем витке или ступени ритм-н-блюза нельзя вести без идеи о существовании человеческих рас. Довольно устаревшая и бесполезная идея, но идея, которая в те времена сыграла большую роль в развитии жанра.


Алан Фрид — радиоведущий, который придумал термин рок-н-ролл | фото: Hulton Archive

Этими словами Рэй Чарльз подчеркивает как важнейший момент черной музыки – династийность, так и предпосылки появления рок-н-ролла. Белая Америка не могла позволить себе слушать музыку, смотреть выступления и ходить на концерты Little Richard, поэтому ей нужен был Элвис Пресли. Человеком, который открыл Элвиса, был молодой продюсер Сэм Филлипс из Мэмфиса. Сэм начал свою карьеру с того, что искал и затем приглашал в свою студию белых исполнителей, которые перепевали песни черных блюзменов. В одних из подобных скаутинг-походов в ночные клубы Мэмфиса Сэм и наткнулся на молодого Элвиса.

Справедливости ради стоит заметить, что искусственные препятствия в итоге сыграли положительную роль в распространении этой музыки и культуры. Элвис Пресли и другие рок-н-ролл-исполнители, упростив с одной стороны и добавив нового с другой, смогли вынести ритм-н-блюз на глобальный уровень. А что случилось, когда ритм-н-блюз дошел до Ливерпуля, мы все хорошо знаем.

Послушать: Чак Берри, Litte Richard, Bo Diddley, Джерри Ли Льюис

Motown и соул

Следующий этап развития жанра, наверное, самое важное, что произошло с этой музыкой. Не часто бывает такое, что комьюнити или люди, подарившие миру ту или иную культуру, могут контролировать итоговый продукт на рынке. Появление Motown – одно из самых важных событий в черной музыке.


Берри Горди, основатель Motown Records. | фото: Kingphoto. Вашингтон, 1996 год

Настоящий успех к Motown Records пришел ближе к середине шестидесятых. Gladys Knight & the Pips, The Miracles, The Supremes, The Temptations, Марвин Гэй и Тамми Террелл. Вот артисты, которых слушала Америка в середине шестидесятых. Успех этих артистов и музыкального стиля ритм-н-блюза, который производил Motown, привели к тому, что Motown стал восприниматься как главная цитадель или фабрика по производству черной музыки. Впервые в истории черной музыки люди, которые создали культуру, управляли продуктом на рынке.

Есть очень много легенд, связанных с тем, каким образом Motown добился невероятного успеха. Приведу один пример. Motown находился в Детройте, Детройт – это автомобильная столица США, автомобильные заводы – это производственная линия. Так вот. Говорят, что Берри превратил процесс создания одной песни в сборку автомобиля на конвейере: от момента появления идеи до конечного исполнения песни над ней в разные моменты работали лучшие специалисты из разных сфер. Коллектив лейбла между собой шутил о том, что Берри построил конвейер по созданию хитов.

В завершение перечислю артистов Motown в разное время: Марвин Гэй, The Isley Brothers, Smokey Robinson, Diana Ross, Стиви Уандер и Майкл Джексон.

Послушать: Марвин Гэй, Sam Cooke, Al Green, Арета Франклин, Отис Реддинг

Поп-музыка

Еще один артист Motown, по карьере которого можно следить за сменой настроения черной музыки, это Майкл Джексон. Все мы знаем, что Майкл начинал в составе The Jackson 5 – мальчиковой группы, которая исполняла ритм-н-блюз. Однако я всегда удивляюсь, когда задумываюсь над тем, что Майкл начинал с The Jackson 5, который был на Motown. Другими словами, Майкл-артист прошел разные этапы черной музыки: от ритм-н-блюза формата ду-воп к соулу, затем к фанку и отчасти диско. Майкл в составе The Jackson 5 делал все.

Но мы все любим именно соло Майкла. Молодого Джексона, который в поисках своего голоса пришел к своему варианту исполнения ритм-н-блюза. Я не берусь называть истоки жанра поп, однако осмелюсь сказать, что тот вариант поп-музыки, который мы себе обычно представляем, во многом был создан Майклом Джексоном. Майкл Джексон – первая поп-звезда.

Послушать: Уитни Хьюстон, Phil Collins, Джанет Джексон, Лайонел Ричи

Современный R&B – это ритм-н-блюз-музыка, которая является смешением традиционного ритм-н-блюза и влияния поп-музыки.

Определение R&B от BET

R&B как отдельный этап развития ритм-н-блюза по-настоящему проявился в начале девяностых. Toni Braxton, Brandy, Boyz II Men, Destiny's Child, Sade, Mariah Carey, Jodeci, TLC, Usher, Mary J. Blige и т. д. Вместе с этим из списка выше хорошо видно, что R&B максимально близок к хип-хопу. Именно поэтому частенько можно встретить обозначение категорий музыкальных каталогов, номинаций или чартов с названием Hip-Hop/R&B.

Читайте также: