Что такое реликвия кратко
Обновлено: 05.07.2024
реликвия ж. 1) Предмет, ставший объектом религиозного поклонения и обладающий - по представлению верующих - чудодейственной силой. 2) перен. Предмет, особо чтимый и хранимый как память о прошлом.
реликвия
ж.
relic
реликвия раритет, мощи Словарь русских синонимов. реликвия сущ., кол-во синонимов: 3 • мощи (16) • раритет (10) • старуха (36) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: мощи, раритет
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .
Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .
реликвии, ж.[ латин, мн. ч. reliquiae – остатки ]. 1. Вещь, являющаяся предметом религиозного поклонения и представляющаяся верующим чудодейственной (церк.). К числу реликвий относятся мощи. 2. перен. Особо чтимая, дорогая по воспоминаниям или по традициям вещь (книжн.). Семейные реликвии.
Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .
Особо чтимый предмет, принадлежащий якобы богу, пророку или святому, а также останки святого (мощи), обладающие, по представлению верующих, чудодейственной силой.
— Хотите взглянуть, что я везу? --- Я не расстаюсь с этими реликвиями моей молодости: портреты Герцена, Бакунина и Кропоткина. А. Н. Толстой, Похождения Невзорова, или Ибикус.
В храме были собраны исторические реликвии старой Польши — древнее оружие, знамена, трофеи славных побед. Никулин, России верные сыны.
1) Орфографическая запись слова: реликвия
2) Ударение в слове: рел`иквия
3) Деление слова на слоги (перенос слова): реликвия
4) Фонетическая транскрипция слова реликвия : [р'ил'`игв'а]
5) Характеристика всех звуков:
р [р'] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
е [и] - гласный, безударный
л [л'] - согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
и [`и] - гласный, ударный
к [г] - согласный, твердый, звонкий, парный
в [в'] - согласный, мягкий, звонкий, парный
и и - гласный, безударный
я й[а] - гласный, безударный 8 букв, 6 звук
(от лат. reliquae - остатки, останки) - 1) Объект религиозного поклонения, к-рый в представлении верующих обладает необыкновенной, таинств. силой. К числу Р. относят предметы, к-рые якобы связаны с атрибутами повседневной "мирской" жизни святых, пророков или даже божеств. Почитание Р. характерно для мн. мир. конфессий: христ-ва, мусульманства, буддизма и др.
2) Памятная вещь, хранимая, оберегаемая и почитаемая.
(лат. – останки) – предметы, связанные с памятью о близких или дорогих людях, свято хранящиеся как память о них. В православной церкви – это останки святых и мучеников (мощи), их одежда и другие предметы, некогда принадлежащие им. Верующие высоко чтут все, что связано с жизнью Иисуса Христа (крест, плащаница), Богородицы (плащаница), святых. Места хранения этих реликвий являются паломническими.
корень - РЕЛИКВИ; окончание - Я;
Основа слова: РЕЛИКВИ
Вычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой
- Исторические реликвии являются своего рода документами, свидетелями былых событий. Яркими историческими реликвиями являются боевые знамёна, рукописи и древние манускрипты, регалии власти, государственные печати. Среди наиболее известных — Шапка Мономаха, Ботик Петра и др.
- Религиозные реликвии бывают подлинными или же поддельными, а также образно-поэтическими, основанными на народной мифологии. С реликвиями, как правило, связаны самостоятельные и своеобразные культы, существующие внутри религий. Среди реликвий различных религий — Копьё Судьбы, Стена Плача, Чёрный каменьКаабы, Зуб Будды. Христианские реликвии хранятся в специальных реликвариях.
- Семейные реликвии — документы, предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству из поколения в поколение.
- Технические реликвии — экземпляры машин или иные технических устройств, относящихся к типам, выпущенным в прошлом и давно не используемым, но сохранившиеся в работоспособном или восстановимом состоянии.
Ссылки
Это заготовка статьи о религии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Реликвия" в других словарях:
РЕЛИКВИЯ — (лат.). То же, что мощи; вещи дорогие по воспоминаниям. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕЛИКВИЯ [лат. reliquiae остатки, останки] вещь, свято хранимая как память о прошлом. Словарь иностранных слов … Словарь иностранных слов русского языка
реликвия — раритет, мощи Словарь русских синонимов. реликвия сущ., кол во синонимов: 3 • мощи (16) • раритет … Словарь синонимов
РЕЛИКВИЯ — РЕЛИКВИЯ, реликвии, жен. (латин, мн. reliquiae остатки). 1. Вещь, являющаяся предметом религиозного поклонения и представляющаяся верующим чудодейственной (церк.). К числу реликвий относятся мощи. 2. перен. Особо чтимая, дорогая по воспоминаниям… … Толковый словарь Ушакова
РЕЛИКВИЯ — РЕЛИКВИЯ, и, жен. Вещь, свято хранимая как память о прошлом. Семейная р. Воинские реликвии. | прил. реликвийный, ая, ое (спец.). Реликвийные экспонаты музея. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
реликвия — 1) Особо чтимый предмет религиозного поклонения, обладающий, по представлению верующих, чудодейственной силой; 2) вещи, особые предметы, хранимые и почитаемые как память о прошлом, о близких и дорогих людях. ► лат. reliquiae (мн.ч.) «1)… … Историко-этимологический словарь латинских заимствований
Реликвия — ж. 1. Предмет, ставший объектом религиозного поклонения и обладающий по представлению верующих чудодейственной силой. 2. перен. Предмет, особо чтимый и хранимый как память о прошлом. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
реликвия — рел иквия, и … Русский орфографический словарь
реликвия — (1 ж), Р., Д., Пр. рели/квии; мн. рели/квии, Р. рели/квий … Орфографический словарь русского языка
реликвия — 1. Дингә ышанучылар тарафыннан кодрәтле көчкә ия дип уйланылган табыну әйбере 2. Ядкәр, төс (истәлек) итеп аеруча кадерләп саклана торган әйбер … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
Что такое реликвии и откуда они взялись
Культ реликвий был и остается неотъемлемой частью христианской религиозности. Уже в первые века христианства верующие начали почитать мощи, захороненные в римских катакомбах В этих подземельях, предназначенных для захоронения усопших, в годы гонений первые христиане совершали литургию. , а с началом эпохи Крестовых походов стали приобретать особое значение объекты, связанные как лично с Христом, так и вообще с библейской историей. Реликвии прибывали в Европу из Святой земли, а после 1204 года — из захваченного крестоносцами Константинополя.
Особую роль в деле собирания таких реликвий сыграл король Франции Людовик IX Святой, канонизированный в 1297 году, спустя 27 лет после смерти. Людовик возглавлял Седьмой и Восьмой крестовые походы. Вернувшись из Святой земли, он заложил при королевском дворце церковь Сент-Шапель и решил хранить там реликвии, связанные с крестной жертвой Христа. Часть их пропала во время Великой французской революции, а то, что уцелело, в 1804 году, уже при Наполеоне, перешло в ведение парижского архиепископа и было перенесено в собор Парижской Богоматери, где хранится до сих пор.
Вера в магическую силу реликвий для средневекового человека была явлением чрезвычайно рациональным. Культ реликвий базируется на убеждении, что сила святого после смерти остается в его останках и в вещах, к которым он прикасался. Поэтому реликвии можно разделить на два типа: собственно мощи и так называемые контактные реликвии — brandea, то есть объекты, к которым святой прикасался. К библейской истории относятся преимущественно реликвии второго типа.
Реликварий с рукой Карла Великого. Изготовлен в Лионе в конце XV века по приказу Людовика XI. Хранится в Аахене, Германия, в королевской капелле © Jim Forest / CC BY-NC-ND 2.0
Тогда же мощевики начали делать из хрусталя: он не только визуально увеличивал священный предмет, но и был одним из символов Иисуса Немецкий мистик Майстер Экхарт (1260–1328), упражняясь в ложной этимологии, доказывал, что слова crystallus и Christus — однокоренные. .
Монастыри, монашеские ордена, конкретные церкви и их приходы, владевшие реликвиями, в глазах верующих наделялись особой близостью к святым, а владение реликвиями обеспечивало славу и привлекало паломников. Часто реликвии приобретали функцию инсигний, то есть знаков власти. Обладание ими (например, копьем Лонгина или терновым венцом) считалось залогом политического успеха, а потеря — знаком провала.
Ясли Христовы
Реликварий с яслями Христовыми в церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме Wikimedia Commons
С яслями Иисуса, то есть кормушкой для скота, служившей колыбелью Христу, связаны две реликвии. Во-первых, под амвоном базилики Рождества Христова в Вифлееме находится маленькая часовня, внутри которой мрамором отмечено углубление, где, по преданию, стояла колыбель Иисуса. Вторая — это сами ясли (вернее, их деревянная часть), которые в VII веке по приказу папы римского были вывезены в Рим, после того как Иерусалим был захвачен персами. Ясли и сейчас хранятся в Риме — в церкви Санта-Мария-Маджоре.
Молочные зубы Христа
Сегодня ни одна церковь не утверждает, что ей принадлежат молочные зубы Иисуса. Однако сохранились свидетельства о том, что, помимо монастыря Святого Медарда, на обладание этой реликвией претендовала часовня в Венсенском лесу Парижа (зуб упоминается протестантом Пьером Муланом в XVI веке), часовня в Версале (последнее упоминание в 1792 году) и церковь Святой Мадлены в Нуайоне (конец XVIII века).
Плат Вероники
Святая Вероника. Картина Ганса Мемлинга. Около 1470–1475 годов National Gallery of Art, Washington
Реликвия, именуемая плат Вероники, хранится в соборе Святого Петра в Риме. В годы своего правления в 1623–1644 годах папа римский Урбан VIII запретил делать копии с плата Вероники и приказал уничтожить уже существующие репродукции. Пастве плат Вероники показывают единственный раз в году — в пятую воскресную вечерю Великого поста. Реликвию демонстрируют с высокой лоджии Столпа Святой Вероники.
Копье Лонгина
Копье Лонгина из Хофбурга Reichsinsignienin Wien; Wikimedia Commons
По преданию, именно этим копьем (еще его называют копьем святого Маврикия или копьем судьбы) сотник Лонгин проткнул правый бок Иисуса между четвертым и пятым ребром, избавив его от мучений. По более поздней версии, копье принадлежало святому Маврикию — небесному покровителю императоров Священной Римской империи, воину Фиванского легиона и христианину, принявшему мученическую смерть в германских землях в III веке. Копье святого Маврикия было главной инсигнией, то есть знаком власти, Саксонской династии Саксонская династия (840–1024) — династия германского происхождения. Некоторые из ее представителей были королями Восточно-Франкского королевства (Германии) и императорами Священной Римской империи. Династия также известна под названием Оттониды или Людольфинги. .
Коронация Генриха II Святого. Миниатюра начала XI века Sakramentar Heinrichs II / Bayerische Staatsbibliothek
Копье Лонгина из армянского Эчмиадзинского монастыря Wikimedia Commons
В Средние века считалось, что обладание копьем делало правителя непобедимым в бою: именно так объяснялись победы в битвах Карла Мартелла при Пуатье (732 год), Оттона I — на реке Лех (955 год) и Карла Великого (в многочисленных сражениях). Вера в особую силу и значимость копья дожила и до XX века: по личному указу Гитлера после аншлюса Австрии в 1938 году венское копье было ненадолго перевезено в Нюрнберг.
Животворящий Крест
Реликварий святой Радегунды из аббатства Сен-Круа де Пуатье Abbaye Sainte-Croix de Saint-Benoît; Wikimedia Commons
По преданию, императрица Елена, мать императора Константина Великого Константин Великий (274–337) — император, который объединил Восток и Запад распадающейся Римской империи, перенес столицу в основанный им Константинополь, провел Первый Вселенский собор и издал Миланский эдикт, положивший конец гонениям на христиан. , велела провести раскопки на месте храма Афродиты, сооруженного на Голгофе после распятия Христа. Но так как одновременно со Спасителем были распяты двое разбойников, нужно было определить, какой из трех крестов был тем самым. Выход нашел сопровождавший Елену епископ Макарий:
Как пишет римский церковный историк IV века Руфин Аквилейский, после обретения истинного Креста императрица Елена отослала его фрагмент своему сыну, императору Константину. Положение изменилось после того, как шах Хосров II захватил Иерусалим и вывез Крест в иранский город Ктесифон, неподалеку от Багдада. Вернул Крест византийский император Ираклий, а затем перевез в Константинополь: Иерусалим находился под постоянной угрозой арабского завоевания. Так с VII века реликвия стала важным участником ежегодного праздника Крестовоздвижения.
Отдельные частички Креста разнеслись по всей средневековой Европе. Одна была вывезена из Константинополя в Венецию в 1205 году, другие две — в 1241 году в Париж. Еще один фрагмент был инкрустирован в Кийский крест Кийский крест — мощевик, изготовленный по заказу патриарха Никона для Онежского Крестного монастыря на острове Кий. патриарха Никона, который сейчас хранится в храме Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.
Гвозди из Креста
С первых веков существования христианства ведутся споры о том, сколько гвоздей использовалось при распятии. По разным версиям, их было либо два (руки Иисуса прибиты гвоздями, а ноги привязаны к кресту веревкой), либо три (Григорий Богослов пишет, что руки были прибиты двумя гвоздями, а ноги — одним), либо четыре (Григорий Турский настаивал на двух гвоздях в руках и еще по одному в каждой ступне).
Железная корона Ломбардии. Гравюра Наполеоне Цуколи и Доминико Ландини. 1805 год Bibliothèque Nationale de France
Со временем гвозди начали множиться. Один, по преданию, был подарен папой Григорием Великим лангобардской принцессе Теоделинде и использован при изготовлении короны для ее супруга Агилульфа Корона впоследствии стала называться железной короной Ломбардии и сегодня хранится в соборе Иоанна Крестителя в Монце, недалеко от Милана. . Другой был вставлен в святое копье. Третий оказался в Париже в Сен-Дени, а 28 февраля 1232 года во время торжественной литургии в присутствии Людовика Святого гвоздь выпал из реликвария и пропал на целый месяц, но потом был оберетен снова.
Терновый венец
Терновый венец в круглом реликварии из хрусталя 1896 года Cathédrale Notre-Dame de Paris; Wikimedia Commons
Реликвию описывают паломники, посещавшие Иерусалим в IV–VI веках. Потом венец был перевезен в Константинополь. Точная дата translatio неизвестна, но мы знаем, что к 614 году, когда город был захвачен персами, венца в нем уже не было. В 1239 году Людовик Святой перекупил реликвию у императора Латинской империи Латинская империя — государство, возникшее в 1204 году, после того как крестоносцы захватили Константинополь. Балдуина II за огромную сумму (около 140 000 золотых ливров), и 10 августа 1239 года терновый венец прибыл во Францию. Людовик встретил его в городе Вильнёв-л’Аршевек, снял с себя все знаки царской власти и босиком, в рубище пронес его до города Санса. 18 августа венец был торжественно внесен в Париж и помещен в часовне Святого Николая при королевском дворце. Позже Людовик повелел построить для святыни специальную капеллу-реликварий — Святую капеллу, или Сент-Шапель, — где венец хранился с 1248 года и до Великой французской революции. После революции он был передан в сокровищницу собора Парижской Богоматери, где и хранится до сих пор.
рел и квия, реликвии, жен. (латин, мн. reliquiae - остатки).
1. Вещь, являющаяся предметом религиозного поклонения и представляющаяся верующим чудодейственной (церк.). К числу реликвий относятся мощи.
2. перен. Особо чтимая, дорогая по воспоминаниям или по традициям вещь (книж.). Семейные реликвии.
Историко-этимологический словарь латинских заимствований
1) Особо чтимый предмет религиозного поклонения, обладающий, по представлению верующих, чудодейственной силой;
2) вещи, особые предметы, хранимые и почитаемые как память о прошлом, о близких и дорогих людях.
Впервые фиксируется в Брокг.-Ефр. (LII, 544). В общем смысле употребляется с конца XIX в., приводится в Сл.Ушак. (III, 1333).
Словарь Ожегова
РЕЛИКВИЯ, и, ж. Вещь, свято хранимая как память о прошлом. Семейная р. Воинские реликвии.
| прил. реликвийный, ая, ое (спец.). Реликвийные экспонаты музея.
Читайте также: