Как ты думаешь почему бог повелел аврааму идти жить в другую землю кратко и четко

Обновлено: 05.07.2024

Призвание Авраама и переселение его в обетованную землю.

В южной части Месопотамии, в так называемой Халдее, на правом берегу Евфрата, верстах в десяти -от него, археологи раскопали остатки древнего города. Город этот, как видно по надписям, был Ур, называвшийся по месту своего положения Халдейским. Отсутствие в Библии каких-либо сведений об этом городе можно восполнить тем, что известно нам из археологии и истории.

Город Ур — столица древнего Шумера, к тому времени существовал уже более тысячи лет. В древности он находился гораздо ближе к берегу Персидского залива, от которого теперь его отделяет большая полоса наносной земли, и вел обширную морскую торговлю. Земля здесь была плодородная, так что окрестности Ура в ту пору походили на цветущий сад. Население, занимавшееся земледелием, скотоводством и различным ремеслом, жило в материальном достатке и стояло на высокой ступени цивилизации. Особенно было развито у них строительное искусство. Остатки больших сооружений и теперь удивляют ученых своей грандиозностью. Необычайная прозрачность воздуха, в которой звезды скорей пылают, чем светят, способствовала раннему наблюдению над небесными светилами. Вместе с астрологией развивалась математика. Письменность здесь уже хорошо была известна, и даже существовали целые библиотеки, хотя вместо книг были глиняные таблички с изображенными на них письменами.

Но, к несчастью, вся эта богатая цивилизация была насквозь пропитана самым грубым идолопоклонством. Вместо жертвенников истинному Богу повсюду возвышались храмы и капища идолам, служение которым часто принимало грубо чувственный и безнравственный характер. Главными божествами считались солнце и луна, за которыми следовали другие, второстепенные божества. Им строились храмы, посвящались города, делались с них изображения, получившие значение домашних богов (терафимы), которым вверялась охрана благосостояния отдельных семейств. В эту-то страну идолопоклонства переселился один из послепотопных патриархов, по имени Фарра. Отдаленным его предком был Евер, который происходил по прямой линии от Сима, сына Ноя. Происходя от такого славного рода и будучи прямым его представителем, Фарра сначала твердо держался отеческих преданий: хранил не только истинную веру в Бога и связанное с нею обетование, но все законы патриарха Ноя. Неизвестно, что именно побудило его переселиться в Халдею; но во всяком случае известно, что он поселился в Уре и жил там значительное время. Здесь у него родилось три сына — Аврам, Нахор и Аран, которые поженились, и у последних двух были дети, а жена Аврама — Сара (сестра ему по отцу, но не по матери) была бесплодна. Положение этого семейства в этой идолопоклоннической стране, несомненно, было тяжелым. Кругом царило самое омерзительное идолослужение.

Сам город Ур Халдейский был даже центром местного идолопоклонства и славился своими храмами идолам, среди которых самым почитаемым была луна. Все это не могло не оказать дурного влияния на благочестивое семейство, так что сам Фарра к концу. своей жизни изменил своей вере и стал идолопоклонником (Нав. 24:2). Но сын его Аврам не последовал примеру своего отца, ничтожность идолов еще больше укрепила в нем веру в истинного Бога. За стойкость в вере и пламенную любовь к единому истинному Богу Господь избирает его носителем и хранителем этой веры.

Взяв жену, племянника Лота (оставшегося сиротою после смерти своего отца Арана) и всех своих слуг, Аврам с многочисленным скотом вышел из Харрана, переправился на правый берег Евфрата и направился по Сирийской пустыне в Дамаск, где нашел себе верного слугу Елиезера. Затем, перейдя реку Иордан, вошел в землю Ханаанскую и раскинул свой шатер у дубравы Море, близ Сихема, в одном из самых прекрасных мест страны. Там вторично явился Господь Авраму и подтвердил, что отдаст эту землю его потомству. В благодарность Богу Аврам соорудил здесь жертвенник и совершил жертвоприношение. Но вскоре в обетованной земле наступил голод, и Аврам в поисках хороших пастбищ для скота решил без благословения Божия переселиться в Египет — житницу древнего мира.

Переселение Авраама

Переселение Авраама В то время, когда Авраам жил еще в земле Ур, в Халдее, Господь воззвал к нему: «Оставь отечество твое, родных твоих и дом отца твоего и иди в землю, которую я тебе укажу. Я произ­веду от тебя народ великий, благословлю тебя и прославлю имя твое; благословлю

Глава семнадцатая ИЗ ПУСТЫНИ В ЗЕМЛЮ ОБЕТОВАННУЮ

Глава семнадцатая ИЗ ПУСТЫНИ В ЗЕМЛЮ ОБЕТОВАННУЮ Долголетие отшельников Когда мы читаем замечательное описание Антония Великого в конце его жизни, в возрасте ста семи лет, то задаемся вопросом, каким образом он вообще мог умереть, будучи таким здоровым: «Он не потерпел

1:1 — 10:36 Приготовления к походу в землю обетованную

13:1 — 14:45 Израиль отвергает землю обетованную

13:1 — 14:45 Израиль отвергает землю обетованную Пустыня Фаран раскинулась к югу от Ханаана, именно отсюда соглядатаи имели возможность видеть эту землю. Путь к земле обетованной был дорогой ропота, однако теперь, по возвращении соглядатаев, восстание Израиля стало

2:1 — 5:15 Вступление в землю обетованную

2:1 — 5:15 Вступление в землю обетованную В этой части повествования показывается, как Господь Своей всемогущей рукой ввел Израиль в землю обетованную и как народ был духовно подготовлен к предстоящим

VII Избрание Авраама. Переселение его в землю Ханаанскую и жизнь его в этой стране. Завет Бога с Авраамом и обетование сына

VII Избрание Авраама. Переселение его в землю Ханаанскую и жизнь его в этой стране. Завет Бога с Авраамом и обетование сына В южной части Месопотамии, в так называвшейся в древности Халдее, на правом берегу Евфрата, верстах в десяти от него находится деревня Мугейр,

Призвание Аврама и переселение его в обетованную землю

Призвание Аврама и переселение его в обетованную землю Чтобы отделить праведника от идолопоклоннической среды, Господь повелевает Фарре с Аврамом и их родственниками переселиться с юга Месопотамии, из города Ура Халдейского, в Палестину, землю Ханаанскую (Быт. 11.31).

§26 Борьба за землю обетованную. Книга Иисуса Навина

§26 Борьба за землю обетованную. Книга Иисуса Навина 1. Исторические книги Ветхого Завета (Ис Нав, Суд, Цар) в современной библеистике принято называть Второзаконнической историей, поскольку считается, что первоначально она открывалась Второзаконием. По ветхозаветной

ВСЕЛЕНИЕ В ЗЕМЛЮ ОБЕТОВАННУЮ (XIII—XII вв. до Р. Х.)

Вступление евреев в землю обетованную

Вступление евреев в землю обетованную Господь помог Иисусу Навину ввести народ еврейский в землю обетованную. При вступлении в эту землю, евреям нужно было перейти реку Иордан. По указанию Божию, Иисус Навин велел священникам внести ковчег завета в реку. И лишь только они

Переселение Авраама в землю обетованную. Бытие 12:1-7

Переселение Авраама в землю обетованную. Бытие 12:1-7 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и будешь ты в

Господь показывает Моисею землю обетованную. Второзаконие 34:1-4

Господь показывает Моисею землю обетованную. Второзаконие 34:1-4 И взошёл Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана, и всю [землю] Неффалимову, и [всю] землю Ефремову и Манассиину, и всю

Переселение Авраама в землю обетованную. Бытие 12:1-7

Переселение Авраама в землю обетованную. Бытие 12:1-7 И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и будешь ты в

Приготовление и вступление в Землю Обетованную

Приготовление и вступление в Землю Обетованную По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву:2 Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым.3 Всякое

На такой образ жизни влияли взгляды Авраама относительно того предназначения, которое предначертал ему Бог. Но если Бог даруют в будущем эту землю, зачем постоянно перемещаться по ней? Жить в шатрах, т. е. жить как чужестранец, является весьма важной особенностью этого этапа, и выбор такого образа жизни неслучаен (см. Быт.13:17;26:3).

Смысл жизни в шатрах, отдельно от окружающих народов, скорее всего, и заключается в том, чтобы не перемешаться с ними. Авраам, в противоположность Лоту, имеет четкое представление о будущем:

На этом этапе, этапе размножения потомков Авраама, от одного человека до целой группы, появляется потребность в сохранении чистоты от примеси других народов. Т.е. сохранение народа, с которым Бог заключил завет. Иначе потомки Авраама могут перемешаться, связаться родственными узами с другими людьми, не разделяющими их веры, и, как следствие, перенять обычаи и религиозные взгляды других народов, тогда отделить истинное семя Авраама будет весьма сложно.

Сама родословная Иисуса Христа, указанная в Евангелии от Матфея, ведется от Авраама (Мф.1:1,2). И факт существования подобной родословной свидетельствует, что этому вопросу со времен Авраама уделялось самое пристальное внимание, так было вплоть до разрушения Иерусалимского храма в 70 г.н.э. и разорения Иудеи. Этот вопрос влиял практически на развитие взглядов, берущей начало от Авраама. В книге Бытие мы встречаем множество родословных, которые идентифицируют происхождение людей, выделяя главную линию — линию происхождения Авраама и его потомков. Такая идентификация занимала важное место, обосновывая в дальнейшем право на получения от Бога определенных благословений и наделов земли.

Итак, Авраам и его сыновья жили в шатре и были странниками, так можно охарактеризовать этот этап становления религиозных взглядов Авраама. Для подобного образа жизни хорошо подходил и тот род хозяйственной деятельности, которого придерживались патриархи. Они вели кочевой образ жизни, разводя скот, перемещаясь вместе с ним с пастбища на пастбище, что вполне естественно, так как они не желали привязываться к тому или иному месту или народу, живя практически автономно.

С другой стороны, живя в шатрах, Авраам и его потомки вели себя несколько вызывающе по отношению к местным жителям, утверждая как бы свое право на владение этой землей. Живя не в укрепленных оборонительными стенами городах, а на открытом пространстве, они тем самым подчеркивали, что им бояться нечего и что Бог на их стороне, Он охраняет их и защищает. И именно Бог привел их сюда и даст им эту землю. Такое противопоставление местным народам повлияло на следующий этап пребывания потомков Авраама в ханаанской земле. Постепенно обостряющиеся противоречия, скорее всего, и вынудили семью Иакова покинуть Ханаан, чтобы впоследствии вернуться.

В данной статье речь пойдет о переселении Авраама в землю обетованную. Статья построена на основе толкования Книги Бытия Филаретом Московским Дроздовым. В статье автор анализирует причины, обстоятельства и последствия данного переселения.

Причина переселения

12.1 Между тем Господь сказал Авраму: поди из земли твоей, с родины твоей, из дому отца твоего в землю, которую Я укажу тебе.

12.2 И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будь ты в благословении.

12.3 Я благословлю и благословляющих тебя, а злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.

Причина переселения Аврамова заключается в данном ему откровении воли Божией, которое состояло из повеления и обетования. В повелении означены два предела переселения: откуда и куда. По рассуждению обыкновенному, кажется, надлежало бы показать в большем свете последний предел, нежели первый, дабы переселяемый с меньшим сожалением и с большею надеждою мог предпринять путешествие. Но повеление Божие имеет совсем противоположный сему вид. Начало повелеваемого путешествия представлено в весьма живом, но печальном образе: пойди из земли твоей, с родины твоей, из дому отца твоего, а окончание до времени закрыто: в землю, которую Я укажу тебе. Ибо хотя в предыдущем сказании о Фарре наименована земля Ханаанская как известный предел путешествия его и Аврама (XI. 31), но сию известность относить должно к повествователю; Аврам же узнал окончательный предел путешествия своего не прежде, как по достижении его (XII. 7). Итак, дух повеления Божия был тот, что Аврам должен оставить собственное, известное, близкое, любезное, дабы стремиться к отдаленному и неизвестному, которое было в руках Божиих. Посему должно судить, как указывает замечание Апостола, что по вере Аврам послушался призванию, чтоб идти на место, которое надлежало ему принять в наследие, и пошел, не зная куда идет (Евр. XI. 8). Впрочем, в столь трудном искушении веры Патриарх подкреплен был обетованием.

Я произведу от тебя великий народ. От Аврама происходят многие народы, как то: Измаильтяне, Идумеи, Амалекитяне, Израильтяне (Быт. XXV); здесь, поелику говорится об одном, преимущественно разуметь должно Израильтян.И благословлю тебя. В сих словах, по-видимому, только повторяется предыдущая мысль, так как благословение в отношении к человекам в Ветхом Завете часто знаменует многочадие. Но как благословение Божие в особенности означает не простое и естественное, но непосредственно волею и силою Божиею производимое многочадие (Быт. I. 28. IX. 1), то сия часть данного Авраму обетования разрешает для него великое недоумение. Бог уверяет его, что неплодство Сары не будет препятствовать продолжению и распространению его рода и что немощь естества побеждена будет чудесным благословением.

И возвеличу имя твое. Имя человека погибает или возставляется бесчадием или потомством (Втор. XXV. 6. 7). Возвеличивается же имя родоначальника, когда оно с уважением сохраняется в его потомстве и когда самое сие потомство приобретает славу.

И будь ты в благословение. Аврам не только благословляется сам, но и делается благословением для других как источник и как образец благословения (Быт. XXVHI. 4).

И благословлю благословляющих тебя, а злословящих тебя прокляну. Обыкновенный образ клятвы между сильными земли, вступающими в тесный союз, есть обещание иметь одних друзей и врагов. Такое обещание дает здесь Бог Авраму. Он хочет быть для него не только милосердным владыкою, но и неизменным союзником. Впрочем, сие преимущественное благоволение к Авраму удобно соглашается с правдою Божиею в отношении ко всем человекам. Благословляющие Аврама суть те, которые веруют почившему на нем благословению Божию; и потому вера их вменяется им, подобно как вменилась ему, в праведность (XV. 6). Не благословляющие или злословящие Аврама суть неверующие: следственно, те, которые сами себя отчуждают от благословения, предлагаемого вере, и остаются таким образом по необходимости под проклятием (Гал. III. 9).

И благословятся в тебе все племена земные. По свойству священного языка слова сии могут означать как то, что Аврам будет образцом благословения (Быт. XLVIII. 20), так и то, что он будет источником и виною благословения для всех народов (Втор. X. 8. Ис. LXV. 16). Что благословение в Авраме есть благословение в семени его, сие изъяснил ему впоследствии сам Бог (XXII. 18); а Апостол, совокупляя и то, и другое благословение, излагает о Христе и обетовании Духа, приемлемом верою (Гал. III. 14. 16). Таким образом, всеобщее благословение Аврамово противополагается всеобщему проклятию Адамову (Быт. III. 17).

Два обстоятельства с благоговением должны быть примечены вообще в обетовании, данном Авраму: непонятное величие обета и видимый недостаток естественных средств к его исполнению. И то, и другое обращается в похвалу веры Аврамовой, возвещая вкупе славу могущества и благости Божией.

Обстоятельства переселения

12.4 И пошел Аврам, как сказал ему Господь, и с ним пошел Лот. Семьдесят пять лет отроду было Авраму, когда он вышел из Харрана.

12.5 Аврам взял с собою жену свою Сару, племянника своего Лота, все имение, приобретенное ими, и всех людей, которых они имели в Харране; и пошли в землю Ханаанскую, и пришли в землю Ханаанскую.

12.6 По земле сей Аврам прошел до места Сихема, до дубравы Море. В земле сей тогда жили Хананеи.

Путешествие сие долженствовало начаться из Ура, как отечественной земли Аврама, и следственно, при жизни Фарры, но Моисей, уже упомянув о сем в истории сего последнего, довольствуется теперь показать то, что по смерти его Аврам и Лот возобновили и продолжали сие путешествие.

И всех людей, которых они имели в Харране. Халдейские толкователи в изъяснении сих слов полагают, что Аврам вывел из Харрана некоторых людей, которых он обратил от заблуждений к истинной вере, но проще разуметь оныя о рабах, приобретенных Аврамом в Харране. В первый раз в Священной истории находим здесь рабов, и притом в доме благочестивом. Какое бы, впрочем, ни было начало рабства, война или бедность, право господина непоколебимо с тех пор, как единожды утверждено согласием уступившего свободу за сохранение жизни.

Пошли в землю Ханаанскую. Поелику намерение дать землю сию Авраму Бог утаил от него до вступления в нее, то надобно, чтобы он имел прежде, по крайней мере, некоторые знамения, по которым бы мог давать направление своему пути. Какие они были, неизвестно.

До места Сихема. То есть до места, где после построен город Сихем, называемый сим именем, вероятно, от имени Сихема, сына Емморова (Быт. XXXIII. 18. 19).

До дубравы Море. Место, кажется, то самое, где после Иаков скрыл идолов (Быт. XXXV. 4).

В земле сей тогда жили Хананеи. После того как Моисей выше дал уже понятие о земле Ханаанской и ее жителях (Быт. X. 18. 19), настоящее о Хананеях примечание может показаться странным и неуместным. Итак, полагают некоторые, что слова: в земле сей тогда жили Хананеи внесены в текст книги Моисеевой кем-либо уже после изгнания Хананеев Израильтянами; другие – что сии слова принадлежат Моисею и происхождение их должно быть изъяснено простотою и обилием древнего слога, чему довольно примеров находится в Св. Писании (Втор. XI. 30. Ис. Нав. XXI. 2); иные – что Хананеями в сем месте, подобно как и в некоторых других, называются не все вообще потомки Ханаана,но некоторое частное племя (Быт. XIII. 7. XV. 21. Исх. III. 8. 17. XXXIII. 2. и проч.) и что Моисей имел причину заметить здесь место их пребывания во время Аврама, так как во времена самого Моисея они обитали уже не при Сихеме, но при море и по берегам Иордана (Числ. XIII. 30).

Иные, наконец, дают словам Моисея такой разум: Аврам пришел в землю обетованную не так, как в спокойное и готовое жилище, но нашел ее уже занятую народом, который для него был опасен и своею силою, и своими пороками. Сие изъяснение соответствует духу всего сказания Моисеева о Авраме, которое главным предметом имеет его твердую веру и послушание Богу.

Ближайшие последствия переселения

12. 7 И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию: и тут создал он жертвенник Богу, который явился ему.

12.8 Оттуда двинулся он к горе, лежащей на востоке от Вефиля, и поставил шатер свой так, что у него Вефиль был от моря, а Гай от востока. Он создал и тут жертвенник Богу и призвал имя Господа.

12.9 ПотомАврам поднялся и продолжал идти к полудню.

За переселением Аврама следовало со стороны Бога новое откровение, а со стороны самого Аврама – дело благочестия среди продолжающегося странствования.

И явился Господь Авраму. Дабы составить некоторое понятие о Богоявлениях, часто встречающихся в истории Патриархов, небесполезно совокупить под один взор некоторые особенно ясные примеры оных, рассеянные в Св. Писании.

Чудесные Божии явления бывают иногда во сне, иногда в некоем среднем состоянии между сном и бодрствованием, иногда в состоянии бдения.

В ночном видении Бог явился Авраму (Быт. XV. 1. 12), Авимелеху (Быт. XX. 3), Иакову на пути в Харран (Быт. XXVIII. 12. 13), Лавану (Быт. XXXI. 24). Он беседовал с ними, а Иаков, сверх того, видел лествицу, Ангелов и самого Господа в некоем отличном от них образе.

Между сном и бодрствованием слышал глас Божий отрок Самуил, и глас сей был подобен гласу Илии первосвященника (1Цар. III. 4–10). В таковом же, кажется, состоянии имел некоторые откровения Валаам (Числ. XXII. 8. 9. XXIV. 3. 4).

Образы, в которых Бог давал человекам в состоянии бдения познавать Его присутствие, суть многоразличны, как то: Ангел, внешне являющийся в виде человека, но познаваемый из разговора или внушаемого взором его благоговейного ужаса и чудесных действий. Таковы были явления Агари (Быт. XVI. 7–13), Авраму при дубраве Мамврийской (XIII), Гедеону (Суд. VI. 11. 16. 21), Маною (Суд. XIII. 3. 6. 20). Ангел, нисходящий с неба и говорящий то в качестве посланника Божия, то в лице самого Бога. Таково было явление Агари второе (Быт. XXI. 17. 18.) и Авраму при жертвоприношении Исаака (Быт.XXII.11. 12. 15. 16).

Человек, в каковом виде боролся Господь с Иаковом (Быт. XXXII. 24).

Глас из горящей купины, как явился Бог Моисею в первый раз (Исх. III. 2. 4). Глас среди дыма и огня, как явился Бог всему Израилю на горе Хорив (Исх. XX. 18. Втор. IV. 15). Глас из облака, что было в славном явлении Моисею на горе Синайской (Исх. XXXIV. 5 – 7).

Глас кроткого дыхания после бури, землетрясения и пламени. Так открылся Бог Илии (3Цар. XIX. 11–13).

Ощущаемое, но не постигаемое осенение Духа или силы Божией, внушающее человекуволю Божию. В сем состоянии пророчествовал Иозиил (2Пар. XX. 14, 15) и многие другие Пророки. Иногда они употребляли некоторые наружные пособия для приготовления себя к сему состоянию, как, например, Елисей употребил музыку (4Цар. III. 15).

Ангел, внутренне глаголющий к человеку, как орудие Господа, в то же время присущего и ощущаемого без всяких образов. Сего рода были, по-видимому, откровения Захарии (I. 9) (см. Hier. inGal. III. 19).

Хотя некоторые чудесные видения постигаются и внешними чувствами, но собственно Богоявления бывают в духе, так что в сие время внешний человек, смотря по предварительному очищению его и утончению, иногда возвышается и просветляется, а иногда, напротив, изнемогает. Сие видно из примеров Иакова (Быт. XXXII. 25), Моисея (Исх. XXXV. 29), Даниила (X. 7–9), Апостолов на Фаворе (Мф. XVII. 6. Лк. IX. 32), Савла (Деян.IX. 3–8), Иоанна (Апок. I. 10. 17).

Соединение являющегося Бога с Ангелом, орудием явления, бывает иногда столь глубоко, что одно и то же действие откровения без различия приписывается и тому, и другому (Исх. XX. 1. Деян. VII. 38. 53. Гал. III. 19. Евр. II. 2) и что видящий оное не может отличить действующей причины от орудия, как то случилось с Иоанном (Апок. ХXII. 6–9).

Общее основание Богоявлений Ветхого и Нового Завета, наипаче в образе человеческом, есть вочеловечение Сына Божия; ибо корень и начало Его святого человечества находились в человеках от самых первых прародителей, и Сын Божий был на земле еще прежде своего плотского рождения, подобно как Сын человеческий был на небеси еще прежде вознесения (Ин. III. 13). Особенные же образы и степени откровений, сколько видно из примеров, соответствовали обстоятельствам и способности приемлющих оные.

Отличительных признаков истинно Божественного явления должно искать в его чистоте и величии, в его действиях на человека, который суть умножение веры, любви, смирения, и в его прямом и несомненном направлении к славе Божией. Впрочем, существенное свойство таковых явлений для естественного человека не более понятно, как свойство цветов для слепого. Бог отверзает очи тех, которые предают себя в волю Его, и дает им проницательность узнавать сатану даже сквозь личину светлого Ангела.

Что принадлежит в особенности до откровений Аврама, поелику первое из них изображается словом сказал, а второе – словом явился, то вероятно, что в первом случае он слышал только глас Господа а во втором и видел Его в образе человека, чрез что Бог показал Себя как бы в большей близости к праведнику и возблагодарил его за веру первому, не столь ясному откровению.

Потомству твоему отдам Я землю сию. Сим открытием Бог, с одной стороны, награждает Аврама за его послушание, с другой – требует от него нового опыта доверенности к своему провидению, обещая одному бездетному человеку дать землю, наполненную множеством сильных жителей. Так верующий ведется от искушения в искушение, да очистится седмерицею.

И тут создал он жертвенник. Сие есть действие, достойное отца верующих, – что первою печатаю собственности на дарованной от Бога земле Аврам полагает жертвенник, вместо того, чтобы сын века сего создал дом или заложил город. Жертвенник создал тотчас, как скоро дана земля: Аврам едва получил дар Божий, как уже поспешает принести его в жертву Богу.

Имя Вефиля не принадлежит времени Аврама (Быт. XXVII. 19). Моисей употребляет оное преимущественно пред древним как священное и приличное происшествиям места.

Морем евреи называют запад, потому что западный предел земли их составляет море Средиземное (XXVIII. 14).

Призвал имя Господа. С понятием о молитве, без сомнения, здесь должно соединить мысль о жертвоприношении, к чему ведет создание жертвенника.Продолжил идти к полудню. Сие значит, что Аврам продолжал от времени до времени переменять свое местопребывание, проходя вдоль земли Ханаанской. Сие продолжающееся переселение не нужно изъяснять иначе, как свойством жизни кочующей.

Путь Аврама из земли рождения в землю обетования есть образ пути самоотвержения, которым человек из состояния поврежденной природы переходить должен в состояние Благодати.

Каждый верующий имеет от Бога то же повеление, как и отец верующих, – оставить все и отвергнуться себя самого. Любящий отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня, глаголет Господь (Мф. X. 37).

Каждому верующему обещано и благословение Аврамове в Иисусе Христе (Гал. III. 14). Нет никого, кто бы оставил дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие и при гонениях, во сто крат более домов и братьев, и сестер, (и отцев), и матерей и детей, и земель, и в веке грядущем жизни вечной (Мк. IX. 29. 30).

Верующий, оставляя свою, творит Божию волю с таким же неограниченным послушанием, с каким Аврам пошел, как сказал ему Господь. Бог глаголет нам в природе, в Св. Писании, в совести, в приключениях жизни, управляемых Его провидением. Идти, как скажет Господь, есть правило, в котором заключается весь путь взыскующих грядущего града небесного.

Подобно Авраму, верующий потолику приближается к Богу, поколику оставляет себя самого и, подобно Авраму, благодарит Его за дары благодатные. Он приемлет их только для того, чтобы с верностью возвращать к их началу, и там же, и тогда же, где и когда приемлет, приносит оные в жертву Богу.

Вероятно, вам также интересна будет статья История Авраама. Авраам в Библии

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе (Быт 12, 1).


Патриарх Авраам — родоначальник избранного народа — занимает особое место в домостроительстве нашего спасения. Призвание Авраама не только было первым этапом в осуществлении Божественного плана спасения человечества, но и установило его основную направленность. От своего призвания до кончины он находится под особым Божественным попечением. Бог руководит его жизнью. Авраам же, имея совершенную веру, безоговорочно принимает Божественный замысел и подчиняется во всем воле Божьей. Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность (Рим 4, 3). С патриарха Авраама начинается история народа, из которого произошла Пресвятая Дева Мария, родившая Спасителя мира.

На основе данных греческой Библии датами жизни патриарха Авраама надо считать 2165–1940 годы до Р.Х.

Языческое лжеверие в то время было повсеместным. Оно заразило даже род, из которого происходил Авраам. Господь призывает Авраама, чтобы сохранить неповрежденным истинное богопочитание, которым Авраам отличался от других современников. Родиной его был Ур. Это был сначала шумерский, а затем халдейский город. Он находился на юге Месопотамии, близ Персидского залива. В древности здесь протекал Евфрат, воды которого ныне удалились от этого места почти на пять километров к востоку. Археологические раскопки, проведенные в 1922–1934 годах британским археологом Л. Вулли, показали, что Ур был одним из самых цивилизованных городов Древнего мира, высококультурным и благоустроенным. Легко увидеть духовное величие Авраама, могучую веру и изумительную покорность всеблагой Божественной воле. Он оставляет богатую, изысканную жизнь в цветущем городе и становится странником, не имея ни пяди своей земли. В лице праотца нашей веры Господь за много столетий до появления христианства открыл людям высокую мысль о том, что в этой жизни все мы странники и что вся жизнь наша должна быть наполнена сладостным стремлением к Небесному Отечеству.

Зиккурат в Уре

Зиккурат в Уре

По рождению он был назван Аврамом (см.: Быт 11, 31; 12, 1), что значит, согласно принятой исследователями этимологии, отец высоты, высокий отец (ав — отец, рам — высокий). Позже, когда Господь поставил Свой Завет с девяностодевятилетним патриархом, Он сказал: не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов (Быт 17, 5). Наречение имени — дело родителей. Однако библейская история дает много примеров, убеждающих, что выбором их руководил Божественный Промысл. Так было и с родоначальником избранного народа.

Библейское повествование об Аврааме разделяется в книге Бытия на четыре периода, каждый из которых сосредоточивается на явлениях Господа патриарху и сопровождавших их Божественных благословениях. Первое явление Аврааму было еще в Уре. Господь повелел покинуть родной город и родных и пойти в землю, которую покажет (см.: 12, 1). Святой апостол Павел говорит, что Авраам верою повиновался призванию идти в страну, которую имел получить.

Патриарх Авраам поселился в Хевроне, у дубравы в Мамре. Эта знаменитая роща получила название по имени аморреянина Мамрия, который, как союзник Авраама, упоминается в книге Бытия (см.: Быт 14, 24).

Когда Авраам узнал, что четыре месопотамских царя совершили набег на царство Содомское и увели в плен его племянника Лота, он вооружил триста восемнадцать рабов своих и разбил месопотамских царей, преследуя их до Дана. При возвращении патриарха в долине Шаве произошло событие, которое по своему символическому значению является одним из самых важных в ветхозаветной Священной истории: Авраама встретил царь Салима Мелхиседек, который вынес хлеб и вино. Он был священник Бога Всевышнего. Мелхиседек благословил его. Авраам дал ему десятую часть из всего, что имел.

Царь Мелхиседек

Царь Мелхиседек

После этих событий было слово Господа к Авраму в ночном видении. Ему было сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика (Быт 15, 1). В ответ патриарх сказал, что он бездетный. Бог сказал ему: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков (15, 5). Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.

Бог повелел Аврааму совершать в восьмой день обрéзание младенцев мужского пола, как знамение завета между Богом и потомками Авраама. Обрезание было зримым, отличительным признаком принадлежности к богоизбранному народу. В духовном смысле обрезание, состоящее в отсечении крайней плоти детородного органа, символизировало отсечение плотских похотей и нечистых пожеланий. В таинственном значении обрезание предзнаменовало новозаветное Таинство крещения, смывающее эту наследственную прародительскую поврежденность.

Вскоре Авраам удостоился нового богоявления, которое признается одним из самых значимых в ветхозаветной истории. Господь явился ему у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер во время дневного зноя. В видении трех странников Авраму была явлена тайна трех Лиц Божественной Троицы. Авраам побежал навстречу трем, а поклонился как одному: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего. Библейское повествование о явлении трех мужей Аврааму нашло выражение в иконографии.

Патриарх Авраам устроил трем посетителям трапезу, проявив страннолюбие. После трапезы два Ангела пошли в Содом, а один остался. Жители города были заражены мерзким грехом. Патриарх обращается к оставшемуся Ангелу, как к Господу, с мольбой сохранить город, в котором жил его племянник с семьей. Вся беседа патриарха с Богом, которую можно также назвать молитвой, чрезвычайно назидательна. Она показывает великое Божие снисхождение и смысл высшей Божественной правды, не допускающей незаслуженной гибели праведников. Беседа эта свидетельствует и о молитвенном дерзновении Авраама.

Господь обещал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие (Быт 18, 26). Укрепившись этими словами, Авраам с еще большей настойчивостью продолжает заступничество, при этом называя себя смиренно прахом и пеплом. Понимая, как мало в Содоме праведников, он дерзает убавить число — до сорока. Так как стольких праведников там не было, просит пощадить город ради тридцати. Потом он снижает число до двадцати, а затем до десяти. Но и стольких праведников не оказалось в развращенном городе.

Лот оказал гостеприимство двум Ангелам. Порочные жители Содома проявили всю меру своей омерзительной греховности. Они сами себе вынесли приговор. Когда взошла заря, Ангелы вывели из города Лота, жену его и двух дочерей. Они велели не оглядываясь поспешить на гору, чтобы не погибнуть. Лот боялся, что не успеет подняться на гору. Он попросил разрешения бежать в город Сигор. Вновь проявилось Божие милосердие и снисхождение, ибо Сигор также предназначался к уничтожению, но ради праведного Лота Бог сохранил его.

Когда взошло солнце и Лот с семьей был уже в Сигоре, Господь пролил на Содом и Гоморру серный дождь и огонь.

После уничтожения городов Содома и Гоморры Авраам перебрался к югу и поселился между Кадесом и Суром. Здесь исполнилось Божие обетование Аврааму. Сарра зачала и родила Аврааму сына. Патриарху было уже сто лет. Родившийся сын был назван Исааком, как ранее повелел Аврааму Господь. В восьмой день, как заповедал ему Бог, обрезал Авраам своего сына.

Жертвоприношение Исаака

Жертвоприношение Исаака

Позже, при царе Соломоне, на горе Мориа был воздвигнут Иерусалимский храм.

Прожив сто двадцать семь лет, Сарра умерла в Хевроне. Как мать всех верующих, она — единственная из ветхозаветных женщин, чьи годы жизни указаны в Священном Писании. Святой апостол Петр ставит Сарру в пример женам: Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха (1 Пет 3, 6).

Читайте также: