Что такое развитие личности в педагогике кратко

Обновлено: 04.07.2024

Личность представляет собой конструкцию, которая, как и интеллект, породила многочисленные исследования. На протяжении всей истории многие люди пытались определить ее, а также предлагать возможные теории, облегчающие понимание концепции, что на первый взгляд кажется легким.

Этот термин используется для обозначения различных аспектов, но, на самом деле, что мы подразумеваем под личностью? Нет единодушия при его определении, и существуют разные определения:

Речь идет о динамической организации или наборе процессов, которые объединяют поток опыта и поведения.

Другие определяют его по отношению к самооценке (как определяется индивид) или чувству того, кем он является.

Характерный способ мышления и поведения, такой как привычки, отношения или, вообще, особый способ адаптации к окружающей среде.

Со своей стороны, Первин и Джон определяют личность как характеристики, которые определяют непротиворечивые модели чувств, мышления и действия. Эти паттерны выполняют функцию адаптации человека к окружающей среде, показывая его привычный подход к ситуациям.

Оллпорт сказал, что именно динамическая внутри-индивидуальная организация систем определяет их уникальную адаптацию к среде.

С другой стороны, Айзенк понимает личность как сумму моделей поведения, определяемых наследованием и средой, которые возникают и развиваются в результате взаимодействия секторов: когнитивного или интеллектуального, отношения или темперамента, характера и конституции.

В заключение, на основе определений личности, которые были предложены с течением времени, выделены следующие фундаментальные аспекты:

Личность - это гипотетическая конструкция, которая включает в себя ряд характеристик, относительно устойчивых во времени и последовательных (не меняющихся в разных ситуациях) и позволяющих прогнозировать поведение [10, с. 279].

Личность включает в себя другие элементы, такие как познание, привязанность и мотивация, которые определяют поведение и могут объяснить, что иногда личность не так последовательна и стабильна в некоторых обстоятельствах.

2. Роль биологических и социальных факторов формирования и развития личности

Развитие личности является одной из основных категорий в психологии и педагогике. Психология объясняет законы психического развития, педагогика строит теории о том, как целенаправленно направлять развитие человека. В науке есть формула: человек рождается, человек становится. Под развитием личности понимается процесс количественных и качественных изменений под воздействием внешних и внутренних факторов. Развитие приводит к изменению черт личности, к появлению новых свойств (новообразований) [7, с. 307].

Роль биологических и социальных факторов в формировании и развитии личности

Традиционно выделяют две основные категории факторов, определяющих психическое развитие: биологические и социальные. Однако их роль различна и до настоящего времени до конца не изучена. Существует несколько теорий о роли биологических и социальных факторов в развитии личности:

1. Теории доминирования социальных факторов. Сторонники доминирующей роли "среды обитания", "общества" считают, что человек является продуктом внешнего воздействия. Представителей этого направления называют "социологизацией", а направление социально-генетическим. Истоками социогенетического направления стал английский философ Джон Локк. Он считал, что душа новорожденного подобна "чистой доске" (tabula rasa, на которой можно писать все, что угодно. Любая черта личности обусловлена исключительно личным опытом, и врожденные факторы не имеют большого значения. Решающая роль в психическом развитии человека отводилась обучению и воспитанию. Ученые выделяют несколько групп факторов внешней среды (А. В. Мудрик). К макрофакторам относятся космос, мир, климат, общество, государство; метафакторы отдельных социальных групп и институтов, школа, СМИ; микрофакторы-семья, сверстники [1, с. 458].

2. Теории доминирования биологических факторов. Противоположной точки зрения придерживались французские философы Рене Декарт и Жан-Жак Руссо. Это представители так называемого "биологизаторского" направления, основная идея которого заключается в том, что наибольшее значение для развития личности имеет наследственность, генетические факторы, влияние окружающей среды минимально. Ребенок растет по естественным законам, осознавая то, что дано ему природой; нужно только верить в этот рост, не мешать ему. Развитие понимается как развертывание генетических программ организма, как генетически запрограммированное созревание природных сил. Определяющим фактором развития являются задатки и анатомо-физиологические особенности организма, унаследованные от предков [9, с. 13].

3. Теории конвергенции биологических и социальных факторов. У. Стерн. Он считал, что психическое развитие - это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий, а результат сближения внутренних данных с внешними условиями развития. Стерн писал: "Ни одна функция или свойство не может быть спрошена:" приходит ли оно извне или изнутри?". так как оба участвуют в ее реализации. "Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, развивающийся под влиянием x-элементов наследственности и Y-элементов окружающей среды. Элементам окружающей среды придается большее значение. Это наиболее распространенное понятие современной, особенно западной, психологии. Ограниченность теории конвергенции проявляется в том, что механистическое сложение биологических и социальных факторов не позволяет понять сущность развития человека в природе и обществе [5, с. 111].

4. Теории противостояния (конфронтации) биологических и социальных факторов. Истоки-фрейдистский психоанализ и неофрейдистские теории. Развитие рассматривается как результат противостояния биологических и социальных факторов. Фрейд считал, что развитие личности можно понять из изучения двух принципов – принципа стремления к удовольствию и принципа реальности. Стремление к удовольствию связано с удовлетворением биологически данных, врожденных и естественных инстинктов, но это желание сталкивается с запретами и нормами, существующими в обществе, в социальной среде. В соответствии с принципом реальности человек вынужден считаться с теми отношениями, которые сложились в мире. Таким образом, противостояние двух факторов предстает как конфликт между обществом и инстинктами индивида [3, с. 784].

5. Концепция взаимодействия биологических и социальных факторов. Русской психологии в рамках культурно-исторического направления, у истоков которого стоял выдающийся психолог Лев Выготский, удалось преодолеть дуализм в решении проблемы движущих сил психического развития. Одной из основных идей Л. С. Выготского является то, что в развитии поведения ребенка надо различать две линии: естественное "созревание" и овладение культурными способами поведения и мышления (социализация). Культурное развитие состоит в овладении такими средствами поведения, которые человечество создало в ходе своего исторического развития: языком, письмом,счетными системами и др. усвоение культурно-исторических достижений человечества ребенком происходит в процессе перехода внешней предметной деятельности ребенка во внутреннюю психическую реальность, внешняя рецепция как бы" красится "и становится внутренней – процесс называется"интернализацией". Последователи Выготского отмечали, что процесс развития определяется прежде всего деятельностью самого субъекта-это его самодвижение через деятельность с объектами-факторы наследственности и среды лишь представляют собой условия, определяющие не сущность процесса развития, а его вариации в пределах нормы [6, с. 15].

3. Главные факторы и движущие силы развития личности

К основным факторам личностного развития относятся:

1. Образование. Биологически унаследованные особенности личности только создают почву для развития личности. Они развиваются под влиянием окружающей среды и воспитания (одного из институтов социализации). При рождении здоровые люди имеют относительно одинаковые склонности, возможности. И только социальное наследование, то есть влияние in vivo окружающей среды и образования обеспечивает развитие. Образование выгодно отличается от факторов внешней среды тем, что это управляемый процесс, который регулирует, целенаправленно создает условия для развития и адаптации. Основной закон развития личности, сформулированный Л. С. Выготским, означает, что через совместную деятельность и общение формируются психические функции ребенка, социальные навыки, этика, сознание и др. Образование среди всех факторов социализации рассматривается как наиболее важный в развитии личности в силу своей направленности и организованности [8, с. 30].

2. Предметная деятельность. Гуманистическая психология (А. Маслоу и др.) утверждает, что формирование личности не в меньшей степени зависит от деятельности самого человека. Деятельность понимается как стремление каждого человека к самоактуализации, самопознанию и высшим смыслам бытия, к самореализации, зачастую вопреки окружающей среде, нивелируя, подавляя индивидуальность. А. Маслоу, К. Роджерс и другие считают, что помогая человеку, ученик школы должен именно пробудить в нем собственные стремления к самореализации, которые, как им кажется, изначально ему присущи. В более традиционных для отечественной науки терминах эта позиция означает, что деятельность студента, его воля, убеждения, деятельность по саморазвитию и самообразованию относятся к внутренним факторам развития личности. Эти внутренние факторы, по сути, приобретенные черты личности, входящие в ее структуру, формируются под влиянием воспитания в первую очередь. Но в процессе жизни ребенка они сами становятся источником, движущей силой его развития. Это отчасти объясняет, что под влиянием одних и тех же образовательных и экологических условий учащиеся вырастают разными. В связи с этим возникает вопрос о важности самообразования и его связи с образованием. Педагогика понимает это так: образование вызывает самообразование, и чем быстрее, тем лучше.

Движущими силами развития личности являются противоречия, возникающие в процессе жизнедеятельности личности.

Такие противоречия есть:

-противоречия между новыми потребностями, порожденными деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

-противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями личности и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и деятельности;

-противоречия между растущими потребностями общества, группы взрослых и современным уровнем развития личности [2, с. 149].

Эти противоречия характерны для всех возрастов, но приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором они появляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней активности. В результате человек переходит на более высокую ступень развития. Потребность удовлетворена, противоречие устранено. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим-развитие продолжается. В процессе обучения и воспитания конкретизируются общие противоречия. Это противоречия между требованиями к учащимся и их готовностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и сопротивлениями им.

Заключение

Личность формируется в условиях социального, конкретного и исторического существования человека, его обучения и воспитания.

Анализируя психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что понятие "личность" неоднозначно и многогранно. Изучением личности занимаются многие науки, в том числе философия, социология, психология, этика, эстетика, педагогика и др., Каждая из наук занимается изучением личности в ее специфическом аспекте.

Развитие личности - это социально обусловленный процесс, ведущая роль в формировании личности принадлежит образованию. Образование направляет и организует развитие личности в соответствии с целями, преследуемыми обществом. Есть достоверные факты, свидетельствующие о том, что если дети с раннего детства развивались вне общества, то они остаются на уровне животного развития, у них не формируется речь, сознание, мышление. Участвуя в работе и различных формах социальной активности, человек развивает те способности, которые окружающее общество имеет в своей многовековой "копилке". Необходимыми условиями формирования и развития личности в этом контексте являются общение с другими людьми, в ходе которого человек познает культуру.

Как биосоциальное существо, человек переживает взаимодействие генетических и социальных программ. Носителем генетических свойств являются молекулы ДНК, носителем социальной программы является опыт человечества, который передается новым поколениям через обучение и воспитание. Естественный отбор уже давно не имеет решающего значения в жизни людей. Генетика предполагает, что наследственный потенциал человека неисчерпаем и может сохраняться бесконечно. В то же время социальные условия существования человека стали все больше определять его развитие и развитие общества.

Человек представляет собой целостное единство биологического (организационного, психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного и пожизненно приобретенного.

Таким образом, формирование личности — сложный длительный, обусловленный социализацией процесс, в котором внешние воздействия и внутренние силы, постоянно взаимодействуя, меняют свою роль в зависимости от стадии развития. Основой личности является совокупность ее социальных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются; и реализуются они ее деятельностью, точнее, совокупностью ее разнообразных видов деятельности.

Подводя итог, можно сказать, что отправной точкой для развития и становления личности является семья, в которой ребенок усваивает первые правила поведения, нормы общения с обществом. Затем эстафета отправляется в детские сады, школы, вузы. Большое значение имеют секции и кружки, кружки по интересам, занятия с репетиторами. Взрослея, принимая себя взрослым, человек осваивает новые роли, в том числе роль супруга, родителей, специалистов. В этом смысле на личность влияет не только образовательная и коммуникационная среда, но и средства массовой информации, интернет, общественное мнение, культура, политическая ситуация в стране и многие другие социальные факторы. Следует отметить, что через социализацию индивид развивается, формирует свое мировоззрение, осваивает для себя жизнь современного общества, становится человеком своего времени.

Список использованной литературы:

1. Белорусова Е. А. Ситуация неопределенности как источник развития личности // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 455-459.

3. Виноградова И. В. Личность: к вопросу о методологии // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 781-785.

4. Гонта А. В. Понятие личности // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 5-7.

5. Калина, Н. Ф. Психология личности. - М. : Академический проект, 2015. - 214 c.

7. Психология развития / Под ред. Грэйс Крайг, Дон Бокум. -: Питер, Питер Пресс, 2018. - 939 с.

8. Смолякова А. В., Айметдинова Л. И. Формирование личности в современном мире // Студенческий научн. журн. - 2018. - № 21(41). – С. 27-33

9. Тремаскина Е. В., Уривская Н. С. К проблеме формирования личности // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Молодой ученый, 2016. — С. 12-14.

10. Утлик, Э. П. Психология личности: Учебник. - М. : Academia, 2018. - 448 c.

Влияние семьи на формирование личности ребенка Я. Корчак: Дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, нам приятно быть с ними, в этой ясной атмосфере ласковых ощущений,.

Формирование личности ребенка Детский возраст является решающим в развитии и формировании познавательных процессов, точно так же, как и в развитии личности. В детстве.

Формирование общественности как фактора воспитания личности в коллективе Все большее значение в современном обществе придается формированию личности, способной занять в жизни достойное место, проявлять ответственность.

Труд и формирование личности ребенка Основы трудолюбия закладываются в семье. Трудовым воспитанием занимаются родители, бабушка и дедушка,немаловажным может быть и вклад старших.

Воспитание и формирование личности ученика начальных классов Для ученика младших классов процесс обучения в школе является одним из основных жизненных этапов, который воздействует на развитие ребенка.

Личность — индивид, рассматриваемый как совокупность психологических характеристик, личностных качеств, обусловленных влиянием общества, социальной и культурной среды.

Понятие личности в философском смысле состоит в определении ее как наивысшей ценности, благодаря которой и ради которой происходит развитие общества.

Основные компоненты личности:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • мировоззрение — внутренние установки человека, его взгляды;
  • мотивы — движущие силы развития, стимул действовать;
  • эмоции — чувства и переживания по отношению к окружающему миру и себе;
  • воля — способность добиться поставленной цели;
  • характер — набор личностных качеств, влияющих на поведение по отношению к себе и социуму;
  • темперамент — совокупность врожденных психофизиологических особенностей индивида, влияющих на его социальное взаимодействие;
  • способности — набор индивидуальных качеств, определяющих склонность к успешной деятельности.

Формирование и развитие личности — это процесс, происходящий на протяжении всей жизни человека. Он состоит в приобретении индивидом социальных и личностных качеств. Развитию помогает разносторонняя деятельность и условия социального и культурного окружения человека.

Среди видов деятельности, оказывающей влияние на развитие личности, можно выделить 3 группы. Каждая из них является определяющей в зависимости от этапа жизни:

  1. Игровая деятельность является частью системы учебно-воспитательного процесса, тренирует навыки, умения, знания, подготавливает к другим видам деятельности.
  2. Учебная деятельность ориентирована на целенаправленное получение знаний, навыков, умений. Цель — подготовка человека к трудовой деятельности.
  3. Трудовая деятельность — преобразование человеком материальных и духовных объектов для их дальнейшего применения в удовлетворении различных нужд. Она может быть как духовной (связанной с интеллектуальным и творческим трудом), так и практической — направленной на изменение природных объектов или общества.

Влияние общества, экономики, морали и других факторов на личность человека

На формирование и становление личности оказывают влияние:

  1. Генетика, наследственные особенности. Каждый человек с рождения является носителем индивидуального набора генов, которые влияют на внешность, здоровье, темперамент, врожденные способности и некоторые другие компоненты индивидуальности.
  2. Индивидуальный опыт. Это совокупность всех событий, происходящих с человеком. Некоторые из них способны коренным образом поменять направление развития жизни, изменить процесс формирования личности, направив его по другому пути. Сталкиваясь с различными трудностями, человек закаляет волю и характер, пересматривает жизненные ценности и ориентиры, развивает способности, теряет старую мотивацию и находит новые стимулы для самосовершенствования.
  3. Влияние социума (или общества). На формирование свойств личности огромную роль оказывает его социальное окружение — родители, близкие, друзья, одноклассники, коллеги, соседи.
  4. Влияние культурной среды (морали). Каждый народ выработал собственную культуру с характерными для нее нравственными ценностями и нормами морали, которые зачастую связаны с религиозным воспитанием. Они прививаются детям с рождения и таким образом задают вектор развития личности.
  5. Влияние окружающей среды. Помимо культурных особенностей, разные страны отличаются менталитетом, на который оказывают влияние климат и другие условия окружающей среды. В южных странах люди более открытые, темпераментные, эмоциональные, стремительные. Северяне отличаются спокойствием, выдержанностью, невозмутимостью, неспешностью.
  6. Влияние экономики. Связано с противоречием между потребностями индивида и его возможностями. Чем больше у человека материальных возможностей, тем больше растут его потребности. Зачастую в гонке за высокими доходами и удовлетворением потребностей, он перестает развиваться духовно, деградирует. И наоборот — умение жить по средствам приносит индивиду удовлетворение, появляется возможность и желание уделять время саморазвитию.

Сочетание факторов дает удивительные результаты, что не раз подтверждалось на примере близнецов, выросших в разных культурных, социальных, природных условиях.

Процесс развития личности

Формирование личности происходит в результате поочередного вхождения в новую для него культурную и социальную среду и приобретения в ней определенных качеств и свойств.

Попадая в новую социальную общность, человек в своем развитии проходит последовательность из 3 фаз:

  1. Адаптация. Индивид изучает новую общность, знакомится с правилами, порядками, нормами, формами деятельности. Старается приспособиться, вести себя соответственно принятым нормам.
  2. Индивидуализация. После того как субъект приспособился к новым условиям и был принят обществом как равноправный член, он начинает проявлять свои индивидуальные особенности, которые могут быть общественно полезными, стремится выделиться среди остальных.
  3. Интеграция. Индивид активно вливается в общество, интегрируется с ним, проявляя лучшие уникальные качества, отличительные черты, использование которых приносит пользу обществу. Занимаясь общественно-полезной деятельностью, человек духовно развивается.

Если какой-то из этапов или все 3 не были пройдены, происходит процесс отторжения индивида общностью:

  1. Дезинтеграция. Человек или сам отстраняется от общества, стараясь избегать контактов, либо общество изолирует его от себя.
  2. Деградация. Развитие личности не только останавливается, но и может повернуть вспять — субъект возвращается на предыдущую стадию.

Основные стадии развития личности

Существует несколько теорий, описывающих стадии развития личности. Наиболее популярной из них является теория Эриксона, которая выделяет этапы в зависимости от кризисного возраста. Это три дошкольных этапа, два школьных (отрочество и юность), этап взросления (начальной зрелости), средней зрелости и поздней зрелости.

Характеристики дошкольного этапа

  1. 1 год жизни. Ключевую роль в развитии личности играют родители, особенно тот, кто проводит с ребенком больше времени (как правило, это мать). Через отношение к нему родителей малыш познает мир, у ребенка формируется базовое отношению к окружающему миру — это либо доверие, либо недоверие. Последнее может случиться, если ребенка часто оставляют одного, не реагируют на его плач, не кормят вовремя.
  2. 2 и 3 год жизни. Ребенок пробует все делать сам — ходить, есть, совершать несложные действия с предметами, учится говорить. На этом этапе формируется его самостоятельность, он обретает уверенность в себе. Если ребенку не позволять проявлять самостоятельность, он ощутит зависимость от взрослых, неуверенность в собственных возможностях.
  3. Период между 3 и 6 годами жизни. На этом этапе закладывается любопытство и любознательность либо безразличие по отношению к миру, формируется активное или пассивное поведение. Ребенок начинает проявлять инициативу в помощи по хозяйству. Очень важно поддерживать подобное стремление, так как в этот момент закладывается основа будущего характера. В этом же возрасте ребенок начинает испытывать чувство стыда.

Школьный этап

Этап взросления, зрелости с 20 до 50 лет

На этапе ранней зрелости человек стремится к созданию семьи. Повзрослев, он ощущает в себе способности и желание передать накопленный опыт детям. В этот же период он испытывает потребность самореализоваться в профессиональной сфере, приносить пользу обществу, заявить о себе, как о сформировавшейся личности, достойной общественного признания и уважения.

При положительном развитии событий наступает удовлетворенность жизнью, в том числе ее интимной стороной и общением с близкими, друзьями, коллегами.

При негативном развитии событий человек может изолироваться от общества, избегать дружеских и любовных привязанностей или вступать в неразборчивые связи. В критической ситуации может наступить депрессивное состояние, понадобятся психотерапевтические средства.

Этап от 50 до 65 лет

Это этап средней зрелости человека, один из самых прекрасных в жизни, когда дети уже взрослые, и есть возможность уделять больше времени собственному саморазвитию. Также есть силы и средства для реализации своих желаний и отложенной до лучшего времени мечты.

Если формирование личности на предыдущих этапах проходило благополучно, индивид продолжает продуктивно работать над собой. Человек ведет активный образ жизни, достигает высот в профессиональной деятельности, занимается творчеством, спортом, имеет различные увлечения. Он испытывает уважение со стороны общества, семьи, друзей, коллег.

Если же в развитии личности были сбои, он может погрузиться в себя, уйти от реальности. Обычно это люди, которые не смогли реализоваться в профессиональном плане, создать и сохранить семью. Они не ощущают себя нужными семье, друзьям, обществу, не испытывают уважения со стороны социума.

Зачастую это бывает связано с алкоголизмом, в результате чего человек может потерять работу и стать асоциальным элементом. Многие из тех, кто не смог самореализоваться до 50 лет, становятся озлобленными на весь мир и эгоистичными, рано теряют трудоспособность и приобретают инвалидность.

Этап от 65 лет

Период поздней зрелости. Человек подводит жизненные итоги. В зависимости от того, происходило ли развитие его личности гармонично, возможны 2 варианта:

Признаки формирования личности в разные периоды жизни

На первом году жизни признаком формирования личности служит проявление доверия или недоверия по отношению к миру. Младенец либо улыбается незнакомым людям и охотно взаимодействует с ними, либо пугается и заливается плачем.

В период от года до 3 лет ребенок демонстрирует стремление к самостоятельности, независимости от взрослых и уверенность, что он все сможет сам.

В возрасте от 3 до 6 лет он проявляет любознательность по отношению к окружающему миру, усидчивость, способность выполнять простые задания, желание помогать взрослым по хозяйству.

В возрасте с 13 до 20 лет происходит половое самоотождествление и жизненное самоопределение. Юноши и девушки решают, чем хотят заниматься, кем быть, какими быть. У них вырабатывается собственное устойчивое мировоззрение.

В период с 20 до 50 лет проходит основной этап самореализации личности. Человек совершенствуется в профессиональном плане, обзаводится семьей, воспитывает детей, развивается в духовном и нравственном направлении.

В возрасте от 50 до 65 лет человек видит итоги самореализации. Он добился высот в карьере, пользуется уважением коллег и общества. Вырастил детей, успехами которых по праву гордится. Человек заслужил любовь и уважение близких, родных, друзей. Продолжает активно трудиться на благо общества, занимается саморазвитием.

После 65 лет человек проводит переоценку своей жизни, успехов, прошлых решений и поступков. Испытывает чувство удовлетворения, если жизнь была яркой, насыщенной, общественно значимой. Мысли о смерти его не пугают.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

РАЗВИТИЕ, ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

1. Развитие личности как педагогическая проблема.
2. Роль обучения в развитии личности
3. Воспитание и формирование личности
4. Социализация личности

1. Развитие личности как педагогическая проблема

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и её развития.
Проблема личности и ее развития имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: философией , общей и социальной психологией, возрастной физиологией и анатомией, социологией и другими науками. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.
Развитие - целенаправленный процесс количественных, качественных изменений и преобразований в личности, ведущих к повышению уровня ее развитости.
Основными составляющими развития выступают социальное, культурное, интеллектуальное, физическое и профессиональное развитие, развитие способностей (творческих, организаторских, управленческих, педагогических и пр.), соответствующих познавательных, деловых, волевых, физических и профессиональных качеств. Показателем развития выступает развитость личности - результат степени реализации своих возможностей человеком.
Теории развития личности:
1. Преформистская теория. Суть этой теории в том, что личность человека формируется по заранее данной или определённой программе, и качества и свойства личности развиваются сами по себе, а воспитательные и социальные условия только способствуют этому.
2. Теологическая теория (религиозное творение) – основоположник Фома Аквинский. Внутренняя программа развития личности связана с божественным назначением человека, т.е. Бог определяет развитие личности.
3. Экзистенциалистская теория (или теория крайнего индивидуализма). Представители теории считают, что общество отрицательно воздействует на личность, и только в отрыве от него человек достигает своего совершенства, т.е. он сам и природа предопределяют развитие его личности. Другими словами, никто и ничто человеку не нужно для его развития. Он и есть то, что сам из себя делает.
4. Биологизаторская теория. Развитие индивида, начиная с зародыша, повторяет все остальные стадии, которые прошёл человеческий вид в процессе развития, т.е. человек как личность чётко развивается по законам природы.
5. Теория самопроизвольного развития. Человек развивается, опираясь только на наследственные факторы (цвет глаз, группа крови, резус-фактор, шизофрения и т.д.)
6. Психоаналитическая теория (З.Фрейд). Либидо определяет развитие человека. Чем выше уровень полового влечения, тем быстрее человек развивается.
Это далеко не все теории развития личности. Наша цель – определить те теории, на которые чаще всего опирается педагогическая наука, рассматривая проблему развития личности.
В педагогических и психологических исследованиях по проблеме личности и ее развития существуют три основных направления: биологизаторское, социологизаторское и биосоциальное.
Представители биологизаторского направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (3. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом посто¬янно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он надевает маску или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.
Представители социологизаторского направления считают, что, хотя человек рождается как существо биологическое, в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т. д.
Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.
Если личность в психологии рассматривается с точки зрения основных психологических характеристик (т.е. с точки зрения развития психических процессов, состояний и свойств), то современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального.
В развитии личности биологическое (наследственность) и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве, преобладающее значение имеют социальные факторы.
Личность по определению Л.С.Выготского – это целостная психическая система, которая выполняет определённые функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции.
Основные функции личности – творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности – социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанный с жизнью окружающих его людей.
В развитии личности биологическое (наследственность) и социальное тесно переплетаются и выступают в единстве. Преобладающее значение имеют социальные факторы.
Все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии и формировании личности, можно разделить на две группы — внешние и внутренние.
Внешние факторы развития личности - влияние среды и воспитания.
Внутренние факторы - природные склонности и влечения, совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания).
Все внешние социализирующие личность факторы (влияние среды и воспитательные воздействия) способствуют ее развитию и формированию только тогда, когда они взаимодействуют с внутренними механизмами ее собственной активности в работе над собой, а именно, с ее потребностями, мотивами, интересами, убеждениями и т. д. и оказывают на них положительное влияние, т. е. процесс этот приобретает характер саморазвития.
В современных условиях уже трудно представить себе приобщение человека к жизни без специально организованного обучения и воспитания. Именно воспитание выступает как третий существенный фактор развития и формирования личности. Однако, роль воспитания особая. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно. Воспитание же — целенаправленный процесс.
Нельзя рассматривать человека как пассивный объект влияния среды и воспитательных воздействий. Большое значение имеет активность самой личности, ее творческо-преобразующая деятельность.

2. Роль обучения в развитии личности

3. Воспитание и формирование личности

4. Социализация личности

Если говорить о развитии человека как особом педагогическом свойстве, то имеются в виду его качественные особенности изменений и измененных состояний, не относящихся к трем другим свойствам – воспитанности, образованности, обученности. Это:

– предрасположенность и способность к совершенствованию своей воспитанности, обучению, усвоению отдельных видов знания, овладению определенным видом деятельности, труда и их совершенствованию;

– познавательные свойства – внимание, наблюдательность, память, образность мысленных представлений, мышления, развитость воображения, речи;

– психофизические и физические – лабильность, скорость реакции, реактивность, возбудимость, эмоциональность, устойчивость к стрессу, находчивость, работоспособность и т. д.

Отличие этих качеств от тех, которые относятся к воспитанности, образованности, обученности, заключается в том, что они характеризуют не его социальную ориентированность, а особенности как индивида, которые сказываются на обретении им этих качеств и нужны для жизни и профессиональной деятельности.

Очень часть показатели развитости характеризуются более лаконично, как интеллектуальные, творческие, физические, жизнестойкие, профессионально важные качества, специальные или частные способности.

Развитие как целенаправленный педагогический процесс призвано обеспечить эффективное совершенствование педагогического свойства развитости человека в любом возрасте, относящихся к нему качеств и способностей, а также способствовать успехам воспитания, образования и обучения. Оно может осуществляться и для целенаправленной ликвидации отставания в развитии отдельных индивидов, их определенных качеств и предупреждений регрессивных изменений.

Концепция свободного развития человека в крайне либеральном понимании, как уже отмечалось выше, отстаивает идеи ценности неограниченной свободы и индивидуализма. Цивилизованно-демократическое понимание свободного развития связано:

– с отказом от формирования стандартной личности;

– необходимостью изучения и понимания индивидуальной предрасположенности и особенностей человека;

– помощью человеку в целесообразном использовании индивидуальной предрасположенности и задатков для развития качеств и способностей личности, нужных для цивилизованной жизни;

– повышением общего уровня развитости индивидуальных способностей в сочетании с усиленным развитием отдельных качеств и способностей, нужных для профессиональной и другой деятельности в жизни.

Прогресс в развитии человека происходит лишь под влиянием прижизненных благоприятных социально-педагогических условий и целенаправленных педагогических усилий его и педагога. Именно в этом качестве развитость и развитие входят в предмет исследований педагогической науки и представляют интерес для педагогической практики.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЛЕКЦИЯ № 22. Развитие личности ребенка-дошкольника

ЛЕКЦИЯ № 22. Развитие личности ребенка-дошкольника В раннем детстве деятельность ребенка со стороны его взаимоотношений со взрослыми может быть охарактеризована как совместная деятельность. Б. Г. Ананьев по этому вопросу писал: «Взрослый родной человек не только

2. Развитие личности

2. Развитие личности Личность человека развивается на протяжении всей его жизни. Чтобы детально проанализировать весь процесс формирования личности, необходимо для каждого возраста выделить его ведущую, обусловливающую главные изменения в психических процессах и

Развитие личности

Развитие личности Материнско-детские взаимоотношенияФундаментальная посылка заключается в том, что определяющие факторы личности возникают из первых взаимоотношений с объектом, взаимоотношений матери с плодом, младенцем и ребенком. Можно утверждать, что из-за

90. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

90. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В настоящее время существует множество точек зрения по вопросу о том, каким законам подчиняется развитие личности. Эти расхождения вызваны различным пониманием значения общества и социальных групп для развития личности, а также

Развитие личности и мировоззрения ребенка[33] . Л. С. Выготский

Развитие личности и мировоззрения ребенка[33]. Л. С. Выготский Попытка синтетического охвата культурного развития должна исходить из двух основных положений. Первое заключается в том, что по своему содержанию этот процесс развития может быть охарактеризован как развитие

Развитие личности: психосексуальные стадии

Развитие личности: психосексуальные стадии Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Первая, или генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд

Развитие личности: психосоциальные стадии

Развитие личности: психосоциальные стадии Как отмечалось ранее, Эриксон считает, что развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека. Его анализ социализации лучше всего представить с помощью описания отличительных особенностей восьми стадий

Развитие мозга и личности

Развитие мозга и личности Характер — это наша природа и наша повседневная личность. Характер представляет собой наш типичный набор мыслей, чувств и действий. Когда мы делаем что-то, характерное для нас, это согласуется с прошлым поведением. Когда мы делаем что-то

Семья и развитие личности

Семья и развитие личности Посвящается КлерВ книге собраны лекции, прочитанные главным образом для социальных работников. Центральная тема — семья и развитие на этой естественной основе различных социальных групп. Я включил в нее также многочисленные попытки

12. Развитие личности

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Тест № 12 Развитость силы воли

Тест № 12 Развитость силы воли КлючI. Вы слабовольны. Чаще вы способны делать лишь то, что легче или интереснее, даже если это может вам навредить. Любую просьбу, любую обязанность воспринимаете почти как физическую боль. Возможно, дело не только в вашей слабой воле, но

Читайте также: