План урока человек и человечность 6 класс боголюбов

Обновлено: 04.07.2024

Цели и задачи: познакомить учащихся с понятиями гуманизм, принцип и человечность; исследовать их сущность; выявить факторы, способствующие повышению человечности и гуманизма; обсудить проблему необходимости помогать пожилым людям.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать гуманного человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы и решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД: предметные: объяснять сущность гуманизма; применять основные нравственные понятия, нормы и правила, анализировать с их помощью реальные социальные ситуации; понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни; метапредметные — 1) коммуникативные: точно и грамотно выражать мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; 2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; 4) личностные: формирование компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация, проектор для демонстрации слайдов.

Тип уроков: открытие нового знания.

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

— Послушайте притчу и ответьте на вопрос.

Молодая невольница чистила рыбу, порезала палец и заплакала. В этот момент мимо проходил ее хозяин и с удивлением увидел, что из глаз невольницы вместо слез катятся просяные зернышки. Поскольку он был человек предприимчивый, то тут же освободил девушку от всякой работы, запер в отдельной комнате, где слуга без устали бил ее, связанную, плеткой. За день набиралось почти полмешка проса, и хозяин получил хоть и небольшой, зато постоянный дополнительный доход.

Однажды в доме гостил знаменитый мудрец и целитель. Хозяин решил показать ему чудесную девушку и спросить, как бы сделать так, чтобы она плакала обильнее и могла давать по целому мешку проса в день.

— Просо! — фыркнул презрительно мудрец. — Неразумный ты человек! Я осмотрел твою рабыню и обнаружил у нее ни много ни мало триста двадцать достоинств! А ты хлопочешь о каком-то мешке жалкого проса! Глупец, ты сам не знаешь, от какого счастья отворачиваешься! Отнесись к ней один раз по-человечески и сам убедишься, что она подлинное сокровище!

Хозяин отнесся к словам мудреца со всей серьезностью. Он развязал девушку, обещал, что больше ее не станут бить и мучить, велел другим рабыням умыть ее, красиво одеть и вкусно накормить. А потом взял с собой в город, и показал всякие диковинки, и покатал на слоне и на лодочке, и купил дорогую брошку.

Сперва девушка боялась, потом оттаяла и наконец в ответ на шутку своего хозяина весело рассмеялась. При этом у нее изо рта посыпались золотые монеты.

— Мудрец был прав! — воскликнул хозяин.

Дома он снова отвел ее в пыточную комнату, дал слуге павлинье перо вместо плетки и велел щекотать девушку так же старательно, как прежде избивал.

Очень скоро он баснословно разбогател и был очень благодарен мудрецу, посоветовавшему отнестись к девушке один раз по-человечески. Один раз, этого вполне достаточно.

Вопрос к классу

— Как вы поняли смысл этой притчи?

— Предположите, о чем мы будем говорить.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

1. Что такое гуманизм.

2. Прояви внимание к старикам.

Проблемные вопросы уроков

— Почему не все поступки людей можно назвать человечными?

— Что значит относиться к другим по-человечески?

III. Введение в новый материал

— Что является главным объектом изучения обществознания?

Сегодняшние уроки тоже посвящен человеку. Среди тайн, которые познает человек, самой непостижимой, по единодушному мнению мыслителей всех времен, является он сам. Вечный вопрос: что такое человек? Не разобравшись в сути этого вопроса, нельзя ответить и на другие: что значит быть человеком? Как стать человечным?

IV. Работа по теме уроков

1. Что такое гуманизм

(Ответы учеников записываются на доске: добро, справедливость, любовь, сострадание и др.)

Задание: прочитайте текст на с. 100 учебника, работая в группах, обсудите и представьте наглядно сущность гуманного отношения к человеку.

(Во время выполнения задания составляется логическая схема.)


— Познакомьтесь с дополнительным материалом и ответьте на вопросы.

Посреди вспаханного поля росли рядом три дерева: Ива, Береза и Сосна. Когда-то давно в эти края пришла сильная засуха. Затем в лесу начался страшный пожар, а после пожара на месте выгоревшего леса человек распахал поле и стал выращивать на нем пшеницу. Но три дерева остались стоять нетронутыми, как будто засуха, пожар и человек их совсем не заметили. Причиной же всему этому был один случай.

По лесу бежал маленький Зайчонок, он остался без мамы и был совсем один-одинешенек. Вырвавшись из зубов Лисы, он старался где-нибудь спрятаться. Увидела Ива запыхавшегося зайчонка, почувствовала, что он не просто бежит, а неприятность у него какая-то, и решила отозваться на его беду. Подозвала она ушастого малыша к себе и, опустив свои густые ветви до самой земли, спрятала его от Лисы. Стала она успокаивать дрожавшего трусишку, ласково поглаживая его спинку своими гибкими тонкими ветвями с нежными листьями. Лиса пробежала мимо, Ива свои ветви подняла, а Зайчонок все не убегал, лишь еще сильнее к Иве прижимался. Оказалось, что рана у него на лапе, много сил и крови он потерял и бегать ему уже трудно.

Увидела белая Береза под Ивой раненого Зайчонка, пожалела его и напоила соком. А потом Сосна, которая рядом с Ивой росла, тоже отозвалась на чужое несчастье и капнула на рану Зайчонка смолой, чтобы она поскорее зажила.

Так Ива Зайчонка спрятала и приласкала, от ветра и дождя защитила, Береза накормила, а Сосна вылечила. Благодарный Зайчонок стал считать Иву, Березу и Сосну своей новой семьей и остался жить рядом с ними. Ведь только самые родные и близкие способны на такую чуткость, отзывчивость и заботу.

Однажды Зайчонок рассказал своим друзьям, зайцам и белкам, о том, что живет теперь с деревьями, которые помогли ему в трудную минуту и не оставили одного. И вскоре о добрых деревьях узнали все звери в лесу. Многие обиженные, больные и раненые звери и птицы стали приходить за утешением к Иве, Березе и Сосне. Отзывчивые деревья всем, как могли, старались помочь: то укроют в тени от жаркого солнца, то от непогоды защитят, то убаюкают шелестом листьев, то уберегут от врагов, опустив вниз ветки, помогая взобраться вверх тем, кто по деревьям лазить не умеет. Даже лесные великаны, зубры, медведи и кабаны, приходили к деревьям за лаской и заботой.

Но однажды для леса наступили трудные времена. Все лето ярко светило солнце, а на небе не было ни одного облачка. От сильной засухи трава и цветы стали погибать, а листья на деревьях желтеть и опадать, как осенью. Днем и ночью стали звери и птицы приходить к трем деревьям и, кто в чем мог, приносили им воду. Так с помощью благодарных животных Ива, Береза и Сосна не засохли, а продолжали расти и зеленеть.

К концу лета в высохшем лесу начался пожар. Пламя медленно двигалось по лесу и подбиралось к трем деревьям, и звери опять пришли на помощь. Зубры валили сухие деревья, лоси, олени и кабаны оттаскивали их подальше, а звери поменьше сгрызали высохшую траву и убирали сухие ветки. Остановился огонь недалеко от Ивы, Березы и Сосны, обступил их со всех сторон, а дотянуться не может. Нечего ему зажечь на своем пути, впереди только земля голая. Вскоре, когда пожар прошелся по лесу и потух, звери успели перебраться в соседние леса, а посреди черного пепелища остались стоять нетронутыми три дерева.

На месте сожженного леса один человек решил распахать поле, чтобы засеять его и богатый урожай получить. Показалось ему, что три дерева мешать будут, взял он в руки топор и пошел к ним. Увидели птицы человека, идущего с топором к трем деревьям. Полетели они в соседние леса и сообщили всем весть о том, что человек рубить деревья идет.

Человек подошел к деревьям и увидел больших и малых зверей, которые его окружили. Звери рычат, зубы оскаливают, угрожающе лапами машут, как будто предупреждают, что деревья в обиду не дадут. Понял человек, что лучше не связываться со зверями, и пошел домой. Дома он сказал своей семье, чтобы деревья не трогали и берегли, что заколдованные они, раз их засуха не одолела, пожар не спалил и звери дружно защищают. Так и остались стоять три дерева посреди поля. А проходившие мимо поля люди так и не узнали, что деревья спасли их доброе и чуткое отношение к другим, их отзывчивость.

Вопросы к классу

— О каких свойствах человечности речь идет в этом рассказе?

— За какие качества звери полюбили Иву, Березу и Сосну? (За доброту, заботу, отзывчивость, чуткость, милосердие.)

— Почему Зайчонок стал считать деревья своей семьей? (Они помогли ему, отозвались на его беду, позаботились о его здоровье.)

— Почему даже сильные животные любили приходить к деревьям? (Ласки, заботы и внимания хочется всем.)

— Вам нравится, когда другие отзываются на ваши беды и просьбы, помогают преодолеть трудности и неприятности?

— Вам понравились обитатели леса? Чем? (Благодарные, помнили добро, самоотверженно, не думая о себе, пришли на помощь, не испугавшись пожара и человека с топором.)

(Во время выполнения задания составляется логическая схема.)


(Показ слайдов с изображением творений титанов эпохи Возрождения.)

Задание: познакомьтесь с высказываниями великих людей о гуманизме и прокомментируйте их. Какое из них вам представляется наиболее верным? Почему?

Коль горе чужое тебя не заставит страдать,

Возможно ль тебя человеком тогда называть? (Саади)

(Проверка выполнения задания.)

Все люди достойны уважения и им присущи добрые качества. Хотя, конечно, не всегда добро, заложенное в людях, проявляется свободно и беспрепятственно.

— Как вы думаете, что мешает людям всегда совершать добрые поступки?

— Какой смысл заложен в истории, рассказанной В. В. Вересаевым?

(Проверка выполнения задания.)

2. Прояви внимание к старикам

Благоговейное отношение — это доброе, уважительное, вежливое, доброжелательное отношение к старшим.

Во-первых, наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано, бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не одевать, и возле их не садиться, при них в окно не выглядывать, но все потаенным образом о великим почтением, не с ними в ряд, но немного стоять позади их в стороне, подобно слугам. В доме ничего своим именем не повелевать.

Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить, или словами плохими попрекать, они должны вести вежливо и учтиво.

Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, пока они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо.

Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должны они отозваться или отвечать тотчас, как услышат голос родителей и не дерзновенно отвечать.

Вопросы к классу

— Как вы понимаете эти правила?

— Какие из них и сегодня нужны?

— Какие из перечисленных правил вы выполняете?

— Как вы думаете, почему мы должны прислушиваться к мнению старших?

Вопросы к классу

— Как вы поняли смысл рассказа?

— Какое мнение вы составили о Насте? Почему?

(Проверка выполнения задания.)

— Что подразумевается под этим понятием?

— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

— Это твоя бабушка?

— Нет, — ответил мальчик.

— Мама? — удивилась подружка.

— Ну, тетя? Или знакомая?

— Да нет же, нет! — улыбаясь, сказал мальчик. — Это просто старушка!

Вопросы к классу

— О чем эта история?

— Чему научил вас этот случай?


VI. Подведение итогов уроков

Проверим себя и выполним несколько заданий.

(Проверка выполнения заданий.)

1. Прочитать § 12 учебника.

2. Повторить § 10—11 учебника.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Цели и задачи: познакомить учащихся с понятиями гуманизм, принцип и человечность; исследовать их сущность; выявить факторы, способствующие повышению человечность и гуманизма; обсудить проблему необходимости помогать пожилым людям.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать гуманного человека; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; владеть принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы и решать проблемные задачи, работать в группе.

Формируемые УУД:

Предметные: объяснять сущность гуманизма; применять основные нравственные понятия, нормы и правила, анализировать с их помощью реальные социальные ситуации; понимать их роль как решающих регуляторов общественной жизни;

Метапредметные:

Коммуникативные: точно и грамотно выражать мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии;

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий;

Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

Личностные: формирование компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом, презентация, проектор.

Тип урока: открытие нового знания.

Организационный момент.

учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

- во всем ( безымянными)

- и везде (мизинцами)

- Здравствуйте! ( всей ладонью)

II. Мотивационно-целевой этап

- Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.

- Зачем бросаешь эти морские звезды в воду? – спросил человек, подходя ближе.

- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

- но это просто глупо! – закричал человек.

- Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усыпан ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновенье задумался, бросил ее в море и сказал:

- Нет, мои попытки изменят очень много … для этой звезды.

- О чем эта притча?

- Подумайте, о чем мы сегодня должны поговорить и на какие вопросы ответить?

Тема урока: Человек и человечность.

Что такое гуманизм.

Прояви внимание к старикам.

III.Введение в новый материал.

Сегодняшний урок посвящен человеку. Среди тайн, которые познает человек, самой непостижимой является он сам. Вечный вопрос: что такое человек? Что значит быть человеком? Как стать человечным?

- Давайте, попробуем ответить на эти вопросы.

1. Что такое гуманизм.

- Прочитайте текст на странице 100 учебника 1 абзац, работая в группах обсудите и представьте наглядно сущность гуманного отношения к человеку.

Гуманное отношение к человеку:

Великодушие

Уважительное

Готовность понять

Отношение как к равному

Гуманизм – это определенная система воззрений, признающая

- ценность человека

- права человека на свободу

- право человека на счастье

- право человека на развитие и проявления своих способностей

- Критерий оценки справедливого общества – благо человека

- Любовь к людям

- Уважение к людям

- Принцип поведения, предполагает ответственность человека за свои действия

Содержание понятия гуманизм менялось на протяжении истории, развиваясь и обогащаясь.

- Познакомьтесь с высказываниями великих людей о гуманизме и прокомментируйте их. Какой по-вашему мнению является наиболее верным?

Если человек тверд, решителен, прост и несловоохотлив, то он уже близок к человечности ( Конфуций)

Народу много, а людей немного ( Диоген)

Легко быть святым, когда не хочешь быть человечным ( К.Маркс)

Будьте человеком прежде всего и больше всего. Не бойтесь слишком отяготить себя гуманностью ( В.Гюго)

В этом мире пользу приносит каждый, кто облегчает бремя другого человека. ( Ч.Диккенс)

Политические обязанности могут измениться, обязанности человека к человеку – никогда. ( Ж. Ренан)

Если равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека.

- Все люди достойны уважения и им присущи добрые качества. Хотя не всегда добро заложенное в людях, проявляется свободно и беспрепятственно.

- Как вы думаете, что мешает людям всегда совершать добрые поступки?

- В чем смысл этой притчи?

2.Прояви внимание к старикам

Благоговейное отношение – это доброе, уважительное, вежливое, доброжелательное отношение к старшим.

Во-первых наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано, бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не одевать, и возле их не садиться, при них в окно не выглядывать, но все потаенным образом о велики почтением, не с ними в ряд, но не много стоять позади их в стороне, подобно слугам. В доме ничего своим именем не повелевать.

Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить, или словами плохими попрекать, они должны вести вежливо и учтиво.

Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, пока они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо.

Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должны они отозваться или отвечать как услышат голос родителей и не дерзновенно отвечать.

- Как вы понимаете эти правила и какие из них нужны сегодня?

- Какие из этих правил вы выполняете?

- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила:

- Это твоя бабушка?

- Нет, - ответил мальчик.

- Мама? – удивилась подружка.

- Ну, тетя? Или знакомая?

- Да нет же! нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!

- О чем эта история? Чему научил вас этот случай?

V. Рефлексия.

На партах есть лист самооценки. Разместите человека на ту ступень, которая наиболее соответствует вашему состоянию.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.


обществознание, 6 класс. 17.03.2017

Тип урока: Комбинированный

Цель урока: подвести к пониманию ценности человеческой жизни

Задачи урока:

Образовательная: работа с основными понятиями курса обществознания

Развивающая: продолжение работы с глоссарием

Воспитательная: Воспитание чувства ответственности за свои поступки.

Ход урока: 1.Организационный момент

2. Актуализация.

Наш замечательный звонок позвал за парты на урок.

Нас ждет успех, мои друзья, общенье, труд, открытия!

Ребята, я выражаю уверенность в том, что наше сотрудничество, как обычно, будет полезным и приятным. Пожалуйста, садитесь. Что является главным объектом изучения обществознания?

Учитель: Сегодняшний урок тоже о человеке. Среди тайн, которые познает человек, самой непостижимой, по единодушному мнению мыслителей всех времен, является сам человек. Вечный вопрос: что такое человек? Не разобравшись в сути этого вопроса, нельзя ответить на другой вопрос: что значит быть человеком, как стать человеком?

Экспресс-опрос

1. Человек – это биосоциальное существо (да)

2. В человеке преобладает биологическое начало (нет)

3. Без общества человек не сможет самореализоваться (да)

4. Характер человека проявляется в его неуклонном следовании цели, которую указывает общество. (Нет)

5. Должен ли человек учитывать интересы и заботиться об окружающих людях (да)

6.Необходимость общения относится к социальным признакам человека ( да)

7.Настроение человека в тот или иной момент определяет суждение ( нет) эмоции

8.Неповторимость, уникальность человека – это индивидуальность? ( да)

9 Социально и духовно развитый человек – это подросток? (нет, личность)

Учитель: Что такое человек? Чем отличается человек от живых существ? Что такое добро? Какие поступки принято называть добрыми? А как человек относится к тому, что его окружает?

Получается, что человек по-разному относится к окружающему его миру и положительно и отрицательно, проявляя различные свои качества. Приведите примеры.

Ученики приводят примеры.

Что же мешает людям всегда совершать добрые поступки?

Ответ: Жизненные обстоятельства.

На добро отвечать добром дело каждого, а на зло - добром - дело отважного.

3. Изучение нового материала

Рассказ учителя: США в 1945 году применили новое оружие – ядерные бомбы огромной разрушительной силы, чтобы принудить Японию, которая воевала на стороне Германии, к капитуляции. Японские города Хиросима и Нагасаки, в которых проживало мирное население, были полностью разрушены в результате взрывов 6 и 9 августа 1945 года. Правительство США тем самым продемонстрировало всему миру, каким новым видом грозного оружия оно располагает.

Взрывы ядерных бомб уничтожили десятки тысяч мирных жителей японских городов, оставшиеся в живых подверглись облучению и были обречены. В их генах произошли необратимые изменения, которые унаследовали их дети. Лучевая болезнь ( лейкемия) – следствие облучения при ядерном взрыве.

Крупные мировые державы подписали ряд соглашений о запрещении применении ядерного оружия.

-Что вы почувствовали, услышав об этом?

Как вы оцениваете действия правительства США?

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами поговорим?

Ответ: О ценности человеческой жизни. О человечности.

Мозговой штурм:

ассоциации со словом Человечность

Запись на доске:

уважение к людям доброта милосердие гуманность

Работа со словарем ( задания даются по рядам)

СОСТРАДАНИЕ- жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь

ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление

делать добро другим.

УВАЖЕНИЕ - почтительное отношение, основанное на признание чьих-

ГУМАННОСТЬ- человеколюбие, уважение к людям, к человеческому

достоинству, чуткое, доброе, отзывчивое отношение

ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ- любовь к людям, гуманность.

МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь людям или простить кого- нибудь из сострадания, человеколюбия.

Человечность – каждодневное проявление гуманизма ( Запись в тетрадь)

Каждый из вас дома подготовил материал, который у него ассоциируется с человечностью - это стихи, высказывания, рисунки

о японской девочке Садако, которая стала символом неприятия ядерной войны. Во многих городах ей были поставлены памятники – девочка с журавликом в руках, которой так хотелось жить.

Она хочет жить до весны,

Отпуская журавликов в небо,

Но сжигают тело костры,

Словно жар уходящего лета.

Ей всего ничего отродясь,

Но вы мудрость познаете взгляда,

Но боль убивает смеясь,

Не боясь пропитавшего яда.

Верит птицам бумажным в руках,

Что спасают нетронутой душу,

Светлый мир посещает во снах,

Близость смерти покой не нарушит…

Учитель: Для чего нужно быть человечным?

Ответ: Чтобы не было войны, чтобы был мир, чтобы люди были счастливы.

Человечность — это моральное качество. Оно означает воплощение принципа гуманизма в повседневных отношениях людей и включает в себя ряд таких качеств, как благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, самопожертвование ради интересов других, а также предполагает скромность, честность, искренность.

Гуманизм от латинского- человеческий, человечный.
Это исторически изменяющая система взглядов, признающая ценность человека, как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающее благо человека к критериям оценки социальных институтов , а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений между людьми.
Человечность, гуманизм, гуманность , человечное отношение к окружающим. В общем смысле это система нравственных и социальных установок, предполагающее необходимость проявления сочувствия к людям, оказание помощи, не причинение страданий.
Гуманным человеком называют доброго, благородного, великодушного, отзывчивого человека. Я считаю, что нужно воспринимать человеческую личность как высшую ценность.
"У человека не может быть иной цели, кроме как быть настоящим человеком", считает Л.Шефер.

Из курса истории вы знаете, что гуманистами называли мыслителей эпохиВозрождения за их интерес к человеку, веру в его возможности и дарования.

Вспомните и назовите фамилии гуманистов.

- Эразм Ротердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти.

Обогащаем следующими аспектами сегодня на уроке.

- Гуманизм рассматривается как определенная система взглядов, для которой высшей ценностью признается человек, его свободы и права.

- Гуманизм понимается как принцип поведения, которому человек следует в своей деятельности.

Кратко сформулируй принцип отношения к жизни, описанный в этом рассказе.

Живи так, как тебе хочется.

Живи так, чтобы другим рядом с тобой было хорошо.

Живи так, чтобы не навредить другим людям.

Живи так, чтобы приносить пользу окружающему миру.

Живи так, как тебе нравится , лишь бы никто тебе не мешал.

Придумайте свое продолжение истории, поведанной В.В. Вересаевым, в котором бы проявилось гуманное поведение героев рассказа.

Рассказ может быть таким: гуманное поведение моряков проявится в исправлении ими того, что они совершили на острове в течении всей своей жизни.

- Какой смысл заложен в истории, рассказанной В.В. Вересаевым?

Смысл: ответственность человека за то, что он совершает в своей жизни.

У каждого человека есть право выбора: протянуть руку помощи или оказаться равнодушным. Что вас насторожило?

Ответы учащихся: А вдруг это обман?

Учитель: Да, вы правы, нечистые на руку люди могут воспользоваться нашим доверием и обмануть.

Оцените обман с точки зрения человечности.

Ответы учащихся: Это бесчеловечно наживаться на чужой беде. Такой обман порождает недоверие. У больных людей теряется возможность получить реальную помощь.

Учитель: Могут социальные сети оказать реальную помощь?

Ответы учащихся: Да, могут. С их помощью можно быстро распространить информацию, собрать средства, например, канал НТВ.

Вспомним, золотое правило нравственности.

Гуманным или негуманным может быть не только человек , но и общество. Принято считать, что в гуманном обществе не могут страдать слабые - дети и старики. Но это мы будем рассматривать на следующем уроке.

- Обсудить высказывания выдающихся людей о гуманном ( человечном) отношении людей друг к другу.

( Эти высказывания ученики подготовили дома)

- Кто помнит имя автора этой чудесной сказки?( Антуан де Сент-Экзюпери)

Можно пройти мимо, можно жить только для себя и в свое удовольствие, а можно проявлять сострадание, уважать людей вокруг себя и помогать им, если можешь это сделать. Прислушивайтесь к своему сердцу!

И хочу, чтобы каждый из вас научился делать правильный выбор!

На память я дарю вам журавликов – символ человечности и доброты, выполненных из бумаги в технике оригами, напишите на них свои пожелания и передайте мне. Пусть человечность торжествует на Земле!

Домашнее задание: находим примеры человечности ( история войны, современное время), параграф 12.


1. Актуализировать необходимые знания обучающихся из курса обществознания.

2. Подвести к пониманию того, что такое гуманное общество.

3. Продолжить формирование умений анализировать дополнительные источники, самостоятельно делать выводы.

4. Развивать исследовательский интерес к обществознанию.

5. Воспитывать чувство гуманности.

Доска: Тема урока, новые слова, эпиграф, высказывания ученых, задача для учащихся.

Компьютер: презентация урока.

- Здравствуйте! Садитесь. Сегодняшний урок обществознания проведу у вас я, зовут меня Татьяна Александровна.

(СЛАЙД 2) Беседа по вопросам:

- Что такое человек?

- Чем человек отличается от других живых существ?

- А как человек относится к тому, что его окружает?

Получается, что человек по-разному относится к окружающему его миру и положительно и отрицательно, проявляя различные свои качества. Вот перед вами на карточках – слова – различные качества человека. Давайте попробуем с вами разобраться в них и отделить положительное от отрицательного.

(СЛАЙД 3) (весь класс по очереди подходит, берет одну карточку, зачитывает слово вслух, определяет качество данного слова и кладет его в соответствующую стопку).

По окончании слова пересчитываются (их поровну).

- Посмотрите, что получилось?

(и хорошего и плохого поровну в нашем мире)

- А что может произойти?

(может плохого стать больше)

- Если негативного в нашей жизни будет больше как мы будем жить?

- А что нужно сделать, чтобы этого не произошло?

(чтобы доброго и хорошего стало больше)

(СЛАЙД4) - А как?

Вот на этот вопрос мы и попытаемся сегодня ответить.

Изучение новой темы

Легко ли быть гуманным

Гуманное общество

Задача для учащихся: Выяснить главные особенности гуманного общества и что заключает в себе истинный гуманизм.

Беседа по вопросам: послушайте еще раз положительные качества. (СЛАЙД6) (зачитать).

- Подумайте, а можно все слова, которые мы посчитали положительными назвать одним словом?

(СЛАЙД 7)- Есть еще одно слово, оно звучит так – ГУМАНИЗМ (от латинского homo человек).

Работа со словарем:

Найдите это слово в словаре, прочтите вслух.

Работа в тетради: запишите себе в тетрадь определение (СЛАЙД 8)

Слово учителя:

Гуманным называют великодушие, доброе отношение к людям, готовность понять другого, стремление видеть в нем равного себе, достойного уважения человека.

Гуманизм – исторически развивающаяся система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки справедливости общества.

Содержание понятия менялось на протяжении истории, развиваясь и обогащаясь. Но при этом оставалось главное – интерес к разнообразным проявлениям человека, его деятельности, творчеству. Идеи гуманизма волновали и волнуют человечество. Многие учение посвящают гуманизму свои труды, среди них: Даль, Лондон, Швейцер, Карлейль, Солженицын, Достоевский, Паскаль, Горький, Ожегов, Кон и многие другие. (СЛАЙД 10)

(зачитать высказывания на доске. Обсудить)

Работа с дополнительными источниками

(СЛАЙД-РИСУНОК ЛЕС)Гуманизм – это не только определенное отношение к человеку, но и его определенное поведение. Такое значение гуманизма дает нам возможность предположить, что все люди достойны уважения и им присущи добрые качества. Хотя, конечно, не всегда добро, заложенное в людях, проявляется свободно и беспрепятственно.

- Что же мешает людям всегда совершать добрые поступки? (жизненные обстоятельства)

- Придумайте свое продолжение истории, поведанной В.В. Вересаевым, в котором бы проявилось гуманное поведение героев рассказа.

Рассказ может быть таким: гуманное поведение моряков проявится в исправлении ими того, что они совершили на острове в течении всей своей жизни.

- Какой смысл заложен в истории, рассказанной В.В. Вересаевым?

Смысл: ответственность человека за то, что он совершает в своей жизни. (СЛАЙД 11). Работа в тетради: Определение записать в тетрадь.

- Легко ли быть гуманным человеком?

О справедливости и гуманности общества люди мечтали веками. Гуманное общество – это общество справедливое, в котором главное – человек, его благо. Чем большему числу людей общество может дать все необходимое для подлинного человеческого счастья, для разнообразных проявлений в них (людях) лучшего, доброго, светлого, тем оно гуманнее.

Беседа по вопросам:

- Как вы себе представляете гуманное общество?

- Подумайте, а кто в нашем обществе больше всех нуждается в помощи и заботе? (слабые – дети, старики)

- Почему необходимо заботиться о слабых?

Творческая работа

(СЛАЙД –Презентация4 – все)

- Давайте попробуем сейчас с вами нарисовать такое гуманное общество (дети поочередно рисуют на ватмане свои ассоциации).

РИСУНКИ ВЫВЕШИВАЮТСЯ НА ДОСКУ

- Что же у нас получилось? (обсуждение).

Работа в тетради Записать определение (см.Слайд 12).

Закрепление изученного на уроке (СЛАЙД 13)

- Что значит быть гуманным человеком?

- Какое общество называется гуманным?

- Сравните: ученый препарирующий лягушку, ставящий опыты на животных в поисках новых способов лечения болезни и человек, раздавивший лягушку, потому что ее кваканье мешает отдыхать его семье, кто из них гуманист? Почему?

Подведение итогов урока

Вернемся к задаче, поставленной в начале урока, каково ее решение?

(Гуманное общество- это общество справедливое, в котором главное – человек, его благо. Истинный гуманизм - ответственность человека за свои дела и поступки). (СЛАЙД 14)

Домашнее задание

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

Суть игры: класс делится на команды, в соответствии с количеством рядов парт. Командам дается задание говорить другой команде добрые слова. Условие: повторять слова нельзя, победит та команда, которая последняя скажет доброе слово.


-75%

Читайте также: