Что означает слово православие кратко

Обновлено: 06.07.2024

Это перевод греческого слова ὀρθοδοξία (ортодоксия) - "правильная вера" (если совсем точно - "правильное мнение"), возникший в церковнославянском языке. "Народный" вариант про "славить Правь" - ошибочен, потому что (даже если предположить, что какая-то "правь" существует) для русского языка нехарактерно такое образование слов, в нём глагол + существительное с мягким. Читать далее

Это слово - русский аналог греческого "ортодоксия", то есть правильное учение. Почему славие? так сделано для изящества. На самом деле грамотно говорить "православное христианство". Княгиня Ольга, принявшая христианскую веру, придумала это слово чтобы хоть чем-то отличаться от давно христианизированной Европы. Есть и другие версии значения этого слова, но думается мне. Читать далее

Правосла́вие (греч. ὀρθοδοξία (орто­док­сиа) — пра­виль­ное суж­де­ние, пра­виль­ное учение, пра­виль­ное сла́вление (от греч. ὀρθός — прямой, сто­я­щий прямо, пра­виль­ный, + δοκέω — думаю) – 1) истин­ное рели­ги­оз­ное учение о Боге, о Его тво­ре­нии и Его отно­ше­нии к этому тво­ре­нию, о при­зва­нии и пред­на­зна­че­нии чело­века, о путях дости­же­ния чело­ве­ком спа­се­ния, даро­ван­ное через Гос­пода Иисуса Христа, рас­кры­ва­е­мое чело­веку посред­ством бла­го­дати Свя­того Духа, непре­станно пре­бы­ва­ю­щего в Единой Святой Собор­ной и Апо­столь­ской Церкви Хри­сто­вой; 2) един­ственно истин­ное направ­ле­ние хри­сти­ан­ства.

pravoslavie 2 - Православие

Поня­тие Пра­во­сла­вие вклю­чает в себя три вза­и­мо­свя­зан­ные части.

Во-первых, слово Пра­во­сла­вие имеет веро­учи­тель­ный смысл. Под Пра­во­сла­вием надо пони­мать чистое, целост­ное и неис­ка­жен­ное хри­сти­ан­ское учение, явлен­ное в цер­ков­ных дог­ма­тах. В дог­ма­ти­че­ском смысле Пра­во­слав­ное учение про­ти­во­стоит всем ересям как иска­же­ниям хри­сти­ан­ства и отра­жает пол­ноту Бого­ве­де­ния, доступ­ную чело­ве­че­скому роду. В таком зна­че­нии термин Пра­во­сла­вие встре­ча­ется уже в сочи­не­ниях апо­ло­ге­тов II века (в част­но­сти, Кли­мента Алек­сан­дрий­ского).

Во-вторых, слово Пра­во­сла­вие имеет цер­ков­ный или эккле­зио­ло­ги­че­ский смысл. Под Пра­во­сла­вием надо пони­мать сооб­ще­ство авто­ке­фаль­ных хри­сти­ан­ских помест­ных Церк­вей, име­ю­щих между собой евха­ри­сти­че­ское обще­ние.

В‑третьих, слово Пра­во­сла­вие имеет мисти­че­ский смысл. Под Пра­во­сла­вием надо пони­мать хри­сти­ан­скую духов­ную прак­тику (опыт) Бого­по­зна­ния через стя­жа­ние Боже­ствен­ной бла­го­дати Свя­того Духа, спа­са­ю­щей и пре­об­ра­жа­ю­щей (обо­жи­ва­ю­щей) чело­века.

Все три смысла Пра­во­сла­вия вза­и­мо­свя­заны и не мыс­лимы один без дру­гого. Пра­во­слав­ное веро­уче­ние имеет своим источ­ни­ком мисти­че­ский опыт и пре­по­да­ется в Церкви Хри­сто­вой. Пра­во­слав­ная Цер­ковь являет одно дог­ма­ти­че­ское веро­уче­ние, осно­ван­ное на одном мисти­че­ском опыте. Пра­во­слав­ный мисти­че­ский опыт выра­жа­ется в хра­ни­мом Цер­ко­вью веро­уче­нии.

Когда появи­лось Пра­во­сла­вие?

Пра­во­сла­вие, как пра­виль­ная, истин­ная вера и пра­виль­ное почи­та­ние Бога, было осно­вано Иису­сом Хри­стом, т.е. пра­во­сла­вие — это изна­чаль­ное, аутен­тич­ное хри­сти­ан­ство. В 1054 году от единой Пра­во­слав­ной Церкви отко­лолся като­ли­цизм, далее от него отко­ло­лись про­те­станты.

По своему внут­рен­нему упо­ва­нию пра­во­сла­вие мыслит себя хри­сти­ан­ством в его изна­чаль­ной пол­ноте и непо­вре­жден­ной целост­но­сти. Оно прин­ци­пи­ально раз­гра­ни­чи­ва­ется от других хри­сти­ан­ских испо­ве­да­ний не как истина от заблуж­де­ний, а, соб­ственно, в каче­стве целого по срав­не­нию с частями. Послед­ние уже выде­ля­ются из него и для оправ­да­ния и обес­пе­че­ния своей авто­но­мии вынуж­да­ются наста­и­вать на прямом обособ­ле­нии с резким отте­не­нием своих отли­чи­тель­ных свойств и такой несрод­но­сти, кото­рая исклю­чает сме­ше­ние и пере­дачу. По самой своей целост­но­сти пра­во­сла­вие не чув­ствует к сему внут­рен­ней надоб­но­сти, ибо носит в себе все части и не имеет ни нужды, ни жела­ния диф­фе­рен­ци­ро­ваться от них.

свя­щен­ник Гри­го­рий Гри­го­рьев:

Бог – Он для всех наро­дов. Это не значит, что все рели­гии оди­на­ковы, вовсе нет, пра­во­сла­вие – это рели­гия, когда лест­ница была спу­щена с неба. Но когда люди пыта­ются стро­ить лест­ницу в небо…, воз­можно, они не знают о той лест­нице.

иеро­мо­нах Мака­рий (Маркиш):

Каково то глав­ное свой­ство пра­во­слав­ной жизни, лежа­щее в самой ее основе, по кото­рому можно опре­де­лить, не укло­ни­лись ли мы от Пра­во­сла­вия? Свой­ство это – регу­ляр­ное и созна­тель­ное уча­стие в Святых Таин­ствах Пока­я­ния и Евха­ри­стии.

Чем отли­ча­ется пра­во­сла­вие в разных стра­нах? «Пра­во­слав­ный мир очень раз­но­об­раз­ный. Суще­ствует набор правил и норм, кото­рый должен опре­де­лять жизнь пра­во­слав­ной церкви. Но жизнь оказыва­ется намного шире, чем эти нормы. Это опре­де­ля­ется мно­гими при­чи­нами: исто­ри­че­скими, куль­тур­ными, совре­мен­ной обще­ственно-поли­ти­че­ской ситу­а­цией.

Есть и быто­вые раз­ли­чия. Напри­мер, в рус­ских церк­вях не при­нято сидеть во время службы, а в гре­че­ской и боль­шин­стве других стоят лавочки. У греков при­нято испо­ве­до­ваться при­мерно раз в месяц, но это осно­ва­тель­ная беседа с духов­ни­ком. В рус­ских церк­вях при­нято испо­ве­до­ваться перед каждым при­ча­стием.

Я ни в коей мере не собираюсь разрушать христианскую религию. Более того, я убеждён, что и через христианство можно достичь Просветления, но при одном условии - думать, и ещё раз думать!

Также в этой статье мы не будем говорить о Прави, Ява и Нави. Это отдельная, большая тема. Сейчас нам важно то, что слово "Православие" имеет существенное значение для исследования Духовного наследия. Поэтому мы выстроим простую логическую цепочку.

Отлично! Открываем яндекс-переводчик и смотрим, как он переводит слово "Православие". Вот что мы получаем:

Ещё более интересно то, что слово "Ορθοδοξία" переводчик переводит как "ортодоксальность"!

То есть: Православное христианство = ортодоксальное христианство . Абсолютно точно, ибо по тому же толковому словарю русского языка Ортодоксальный - неуклонно придерживающийся основ какого-нибудь учения, мировоззрения. Как мы видим, это определение по своему внутреннему смыслу совпадает с определением слова Православие в википедии, да и по общему смыслу данной ветви христианства, утверждающей, что они сохранили веру в её изначальном виде.

Ну ладно, перевели, значит перевели. И мы переведём:

Orthodox Catholic Church - Православная католическая церковь;

Ethiopian Orthodox Tewahedo Church - Эфиопская православная церковь;

И так далее. Есть ещё "Православные" иудеи и иные ортодоксы.

Забавно, не правда ли? Зачем такие двойные стандарты? Ведь слово "ортодоксия" прекрасно уживается в русском языке.

А вот информация о том, как в названии "Русская православная церковь" появилось слово "Православная":

Вот ещё интересный отрывок из википедии:

Мы действительно встречаем в летописях слово "Православная", но как уже не раз было показано, все эти места являются более поздними вставками. Это объясняется тем разнообразием названий, которое и приводится в википедии.

А вот интересный документ. Внимательно почитайте предпоследнюю строчку.

Совершенно очевидно, что произошла подмена понятий и слово "Православие" было прикреплено к ветви христианской религии, распространяемой на Руси сознательно и с умыслом. И даже не важно, когда это было сделано, в X веке, или значительно позже. Важно другое - зачем это было сделано. Слова "Православие" и "Ортодоксальность" совершенно разные слова и их никак нельзя назвать даже синонимами и, тем более, переводом. Но об этом в продолжении данной статьи .

Православие исповедует Никео-Цареградский символ веры и признаёт постановления семи Вселенских соборов; включает совокупность учений и духовных практик, которые содержит православная церковь, под которой понимается сообщество автокефальных поместных церквей, имеющих между собой евхаристическое общение. Православная церковь рассматривает себя как единственную, кафолическую церковь, основатель и Глава которой — Иисус Христос. [2] [3]

Содержание

Происхождение и богословский смысл термина

История термина на территории Руси

Хвалить же похвалныими гласы Римьскаа страна Петра и Паула, имаже в ѣ роваша въ Исуса Христа, Сына Божиа; Асиа и Ефесъ, и Патмъ Иоанна Богословьца, Индиа Фому, Египетъ Марка. Вся страны и гради, и людие чтуть и славять коегождо ихъ учителя, иже научиша я́ православнѣи вѣрѣ .

Основные догматические и канонические положения

Догматика


Основной и единственный универсально авторитетный догматический документ — Никео-Цареградский Символ веры, утверждающий:

Кроме того, основываясь на Священном Предании, православие признаёт молитвенное предстательство канонизированных святых [11] .

Канонические устройство и нормы

Основные канонические нормы и институты:

  • Иерархическое священство, имеющее 3 степени: епископ, пресвитер, диакон. Необходимое условие законности иерархии — прямое канонически законное апостольское преемство чрез чреду рукоположений. Каждый епископ (вне зависимости от титула, которым он обладает) имеет полноту канонической власти в пределах своей юрисдикции (епархии). Рукополагают только лиц мужского пола
  • Институт монашества. Включает в себя так называемое чёрное духовенство, играющее ведущую роль во всех сферах жизни Церкви с IV века. Представители чёрного духовенства могут избираться на особое епископское[14] служение в Церкви.
  • Установленные календарные посты: Великий (предпасхальный 40-дневный [15] ), Петров, Успенский, Рождественский, вместе с праздниками составляющие литургический год.

История формулирования вероучения



Современная православная Церковь рассматривает всю историю Церкви до Великого раскола как свою историю.

Православное вероучение восходит к апостольским временам (I век). Формулировалось о́росами (дословно — границами, вероучительными определениями) Вселенских, а также некоторых Поместных Соборов.

Православие начало оформляться в II—III веках н. э., возводя свою историю к апостольским временам. Противопоставлялось гностицизму (предлагавшему по-своему трактованный Новый Завет и зачастую отвергавшему Ветхий) и арианству (отрицавшему единосущность Троицы).

Ведущую роль в работе первых четырёх Вселенских Соборов играли епископы Александрии и Рима. Все Соборы созывались Ромейскими (Византийскими) императорами и обычно проходили под их административным председательством.

Распространение



Православие исторически традиционно распространено на Балканах — среди греков, болгар, сербов, черногорцев, македонцев, румын и части албанцев; в восточной Европе — среди восточнославянских народов, а также грузин, гагаузов, абхазов, осетин, молдаван и, наряду с русскими, среди ряда иных народов Российской Федерации: чувашей, марийцев, удмуртов, коми, карел, мордвы, якутов и некоторых других (см. также в статье Православие в России).

Численность приверженцев точно установить невозможно, так как в ряде стран традиционного распространения православия государственные и церковные органы не ведут учёта членов Церкви; приблизительные оценки начала XXI века обычно называют цифры в диапазоне 225—300 миллионов человек [19] [20] [21] [22] , что делает православие второй по численности христианской конфессией после католицизма. [23]

В современном мире к странам с большинством православного населения, по данным переписей и опросов, можно отнести: Абхазию, Белоруссию, Болгарию, Грецию, Грузию, Кипр, Македонию, Молдавию, Россию, Румынию, Сербию, Украину, Черногорию. Православие также заметно присутствует в Боснии и Герцеговине, Финляндии, Казахстане, и на Алеутских островах американского штата Аляска. Кроме того, православие исповедует часть населения Эстонии, Латвии, Литвы, Киргизии, Албании, Чехии, Польши и Японии.

С конца XX века одной из зон сравнительно быстрого распространения православия становятся Африка южнее Сахары (см. Православие в Африке), а также Юго-Восточная Азия [24] и Южная Корея.

В последнее время наблюдается увеличение численности православных христиан в Казахстане [источник не указан 323 дня] , а также в Таиланде [25] .

По установившейся традиции православными также называются древневосточные православные церкви, исповедующие вероучительные догматы только первых трёх Вселенских Соборов.

Народы, по установившейся традиции исповедующие православие

    (АР Абхазия в составе Грузии/Республика Абхазия(частично признанна)) (Священная Митрополия Абхазии)(Пицундская и Сухумо-Абхазская епархия • Абхазская православная церковь(канонически непризнанна)) (в основном в штате Аляска, США) (Православная Церковь в Америке) (в основном в Греции) (Элладская православная церковь) (в основном в Греции) (Элладская православная церковь) (Белоруссия) (Белорусский экзархат) — приняли христианство в 988 году



    (Болгария) (Болгарская православная церковь) — приняли христианство в 865 году (АТО Гагаузия в составе Молдавии) (Православная церковь Молдовы • Бессарабская митрополия) (Греция) (Константинопольская православная церковь • Элладская православная церковь)
      (Кипр) (Кипрская православная церковь)
      (в основном в Румынии) (Русская православная старообрядческая церковь в Румынии(канонически непризнанна))

    Официальный статус

    Государственная религия в исторических государствах

    Православная церковь

    Православная церковь составляется сообществом поместных церквей — автокефальных и автономных [36] . Каждая автокефальная церковь полностью самостоятельна и независима в делах своего канонического и административного управления. Автономные церкви находятся в канонической зависимости от той или иной автокефальной (кириархальной) церкви.

    Поместные автокефальные и автономные церкви

    Существующий порядок старшинства чести (официальная очерёдность в диптихе) поместных церквей возник после Великого церковного раскола: прежде признаваемое на Востоке за Римской кафедрой первое по чести место (primus inter pares) перешло престолу Патриархов Константинопольских. Во II тысячелетии н. э. возник ряд новых автокефальных церквей, идущих в диптихах после Иерусалимского патриархата. С конца XX века существует 14 общепризнанных автокефальных церквей и одна, признаваемая только некоторыми церквями.

    Американская и Канадская церковь в автокефальном статусе признана Московским патриархатом и некоторыми иными славянскими церквями.

    Пределы поместных церквей традиционно имеют тенденцию сообразовываться с границами национально-государственного размежевания, но определённой нормы в отношении данного вопроса нет. Так, Московский патриархат, исторически всегда имевший юрисдикцию в пределах Российского (Московского) государства, после распада СССР в 1991 году простирает свою исключительную юрисдикцию на все страны бывшего СССР, кроме Грузии — канонической территории Грузинского патриархата.

    По вопросу о порядке дарования автокефалии также не существует ясно сформулированных общепризнанных норм [45] , что порождает конфликтные ситуации как между самопровозглашёнными автокефалиями и их кириархальной церковью, так и между Константинопольским патриархатом и Московским патриархатом, который настаивает на праве всякой автокефальной церкви даровать автокефалию своей части. В Констатинопольском патриархате придерживаются мнения, что учреждение автокефалии есть прерогатива вселенского собора, и рассматривают все позднейшие автокефалии (после 787 года) как подлежащие утверждению таковым [46] .

    С сентября 1961 года [47] , когда состоялось I Родосское Всеправославное совещание [48] , с перерывами, ведётся практическая подготовка Всеправославного собора, который бы разрешил ряд общецерковных вопросов и проблем, но перспектива его созыва остаётся неопределённой.

    Предпринятые в начале 2000-х годов попытки Московского патриархата подчинить своей юрисдикции [источник не указан 257 дней] приходы Западноевропейского экзархата во Франции, а также предотвратить переход в Экзархат (в составе Константинопольского патриарахата) значительной части приходов Сурожской епархии закончились неудачей.

    Старообрядческие церкви

    Поповство

    Поповство — течения, имеющие священство и хиротоническую преемственность, но не признанные вселенским православием. К ним относятся:

      (Белокриницкое согласие, Австрийская иерархия); (Беглопоповское согласие).

    Беспоповство

    Беспоповство — течения, считающие, что хиротоническая преемственность пресеклась со смертью последнего епископа, не признавшего реформу патриарха Никона. К ним относятся:

    Истинно-православные церкви

    Истинно-православные церкви (ИПЦ) — ряд объединений, неканонических с точки зрения церквей мирового, или вселенского православия, но претендующих на то, что именно они сохраняют традицию истинного православия (отсюда именование), и по этой причине противопоставляющих себя поместным православным церквям. ИПЦ не находятся в евхаристическом общении с мировым православием и, что нередко, между собой. Возникли в Греции и России в ходе церковных расколов 1920-х годов [59] . Основным своим вероучительным отличием от церквей мирового православия ИПЦ в настоящее время объявляют неприятие экуменических контактов в тех формах, в которых они практикуются в официальных церквах.

    По численности приверженцев значительно уступают поместным церквам вселенского православия. Так, по числу приходов поместная православная церковь в РФ (РПЦ) превосходит наиболее крупные организации из числа российских ИПЦ — Русскую истинно-православную церковь и ИПЦ(Р), более чем на 2 порядка — 30 142 [60] , 200 (по сведениям самой РИПЦ на 2008 год) [61] и 150 [62] приходов соответственно.

    Старостильные церкви (старостильники)

    Автокефалии вне общения с мировым православием

    Ряд религиозных объединении православной традиции именуют себя автокефальными православными церквями, но не признаны в таковом качестве поместными церквами мирового православия. Среди них такие церкви, как:

    С точки зрения приверженцев мирового православия все эти церкви представляют собой неканонические структуры. В отличие от ИПЦ, эти структуры признают каноничность мирового православия, не предъявляют к нему вероисповедных претензий и, как правило, стремятся к легитимизации с его стороны.

    Таинства в православной церкви

    Сформулированное вычленение из богослужения семи таинств пришло из латинского схоластического богословия в конце XVI века, что было вызвано в Константинополе богословской полемикой с протестантами [66] [67] , а в Москве — сильным влиянием киевской школы (Киево-Могилянская академия) на зарождающееся академическое богословие. Однако, традиция различения таинств от других священнодействий церкви (монашеский постриг, отпевание, великое водоосвящение и пр.) прочно укоренилась в позднейшем школьном богословии.

    Поелику он упоминает о Крещении, первом Таинстве, то дает нам случай рассмотреть седмь Таинств Церкви. Они суть следующие: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Покаяние, Священство, честный Брак и Елеосвящение. Сии седмь Таинств соответствуют седми дарам Духа Святаго. Ибо чрез сии Таинства Дух Святый изливает дары Свои и благодать на души тех, кои пользуются ими надлежащим образом. О сем предмете пространно рассуждает Патриарх Иеремия в книге, которую написал для обращения Лютеран. [68]

    Примечательно, что, например, Иоанн Дамаскин говорил о двух таинствах, Дионисий Ареопагит — о шести, а митропополит Эфесский Иоасаф (XV) — о десяти.

    Православное богослужение и праздники



    Исторически сложившееся богослужение заключает в себе 4 богослужебных круга:

    Литургический год начинается от Недели Пасхи, которая занимает совершенно особое и исключительное положение в числе праздников.

    Единоверие

    В лоне Русской православной церкви (РПЦ) существует единоверие (православное старообрядчество) — приходы, в которых сохраняются все дореформенные обряды, но при этом они признают иерархическую юрисдикцию РПЦ и Русской православной церкви заграницей (см., например: преосвященный Иоанн (Берзинь), епископ Каракасский и Южно-Американский, управляющий единоверческими приходами Русской православной церкви заграницей).

    Западный обряд в православии

    С середины XX века в США и некоторых других странах существуют православные приходы (преимущественно в Анитиохийской ПЦ и РПЦЗ), практикующие западные обряды. Подобные приходы имеются также в некоторых ИПЦ и непризнанных юрисдикциях. [69]

    Дохалкидонские церкви

    Возможность спасения инославных, еретиков и раскольников

    Православное исповедание никогда не обозначало границ спасения, но лишь указывает пути спасения в ограде православных церквей. [73]

    Различные юрисдикции (ИПЦ, различные Старообрядческие Православные церкви и согласия, Старостильные церкви и др.), не входящие в систему мирового Православия, могут иметь различные точки зрения на возможность спасения как инославных, так и православных из иных православных церквей.

    Православие и экуменизм

    Отношение к современной Римско-католической церкви

    Православные единодушно отвергают догмат о непогрешимости папы в вопросах вероучения и его притязания на главенство над всеми христианами — по крайней мере, в той интерпретации, которая принята в современной Римской церкви [75] . Православная церковь не приемлет ряд иных догматических положений Римско-Католической церкви: филиокве, догмат о непорочном зачатии Девы Марии, учение о чистилище, догмат о телесном вознесении Божией Матери [76] . Православие приветствует симфонию духовной и светской властей (См. статью Цезаропапизм); Римская Церковь ещё со времён раннего Средневековья выступает за полный церковный иммунитет и в лице своего Первосвященника обладает суверенной светской властью [77] (См. в статье Папство).

    Читайте также: