Что такое разрешение в музыке кратко

Обновлено: 05.07.2024

Разреше́ние (нем. Auflösung , англ. resolution , фр. résolution ), в многоголосной музыке — переход от одного созвучия (интервала, конкорда, аккорда), трактуемого как ладовый неустой, к другому созвучию, трактуемому как ладовый устой (см. Устой и неустой). В качестве первого обычно выступает диссонантный интервал (обособленный или в составе аккорда), в качестве второго — консонантный интервал (см. Консонанс и диссонанс). В русской теории музыки XX века принято рассматривать разрешение диссонанса в консонанс в мажорно-минорной тональности как результат тяготения ладового диссонанса в (ладовый) консонанс.

Разрешением в музыке называется движение звуков интервала или аккорда от неустойчивых ступеней к устойчивым. Вне лада такое движение невозможно.

Разрешение интервалов

Существуют только четыре простых интервала (в отличие от составных интервалов), требующих разрешения. При этом увеличенные интервалы всегда разрешаются в более широкие, а уменьшённые — в более узкие.

  • увеличенная секунда (ув. 2) разрешается в большую или малую терцию (б. 3 или м. 3)
  • уменьшённая септима (ум. 7) — в большую или малую сексту (б. 6 или м. 6)
  • увеличенная кварта (ув. 4) — в большую или малую сексту (б. 6 или м. 6)
  • уменьшённая квинта (ум. 5) — в большую или малую терцию (б. 3 или м. 3)

Существует одна особенность. Поскольку и ув. 4 и ум. 5 являются тритонами, звучат очень неустойчиво и требуют разрешения, необходимо иметь в виду, на какой ступени какого лада построен этот интервал. В зависимости от этого данный тритон будет иметь различные разрешения. При определении интервала на слух всегда ориентируются на последующее разрешение.

Разрешение аккордов



Разрешения требуют увеличенные и уменьшённые трезвучия, а также септаккорды и их обращения. Разрешаются они в устойчивые трезвучия и их обращения. Исключение составляет доминантсептаккорд (Д7): он разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенной тоникой.

Реже трезвучие неустойчивой ступени (например, второй) разрешается в трезвучие устойчивой (например, в тонику), несмотря на то, что такое трезвучие не является ни увеличенным, ни уменьшённым.

Литература

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Разрешение (музыка)" в других словарях:

Музыка Израиля — Музыка Израиля представляет собой неотъемлемую часть культуры Израиля. Археологические находки указывают, что музыкальная культура существовала на территории современного Израиля уже четыре тысячи лет назад. По видимому, тогда она не… … Википедия

МУЗЫКА — МУЗЫКА, искусство организации звуков. Восприятие М. и действием. В восприятии М. можно отметить следующие моменты, из к рых каждый может существовать до известной степени самостоятельно. 1) Общее органическое потрясение/ вызываемое динамической… … Большая медицинская энциклопедия

Музыка в Третьем рейхе — Все виды искусства в нацистской Германии были подчинены политике гляйхшалтунг, или координации, и только музыка, наименее политическое из искусств, не испытывала серьезного давления при гитлеровской диктатуре, оказавшись неким обособленный… … Энциклопедия Третьего рейха

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА — муз. произведения христ. содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением. Д. м. часто противопоставляют светской и в таком понимании к данной области иногда относят чрезвычайно широкий спектр явлений от богослужебной музыки… … Православная энциклопедия

Рок и альтернативная музыка в Иране — Иранский рок (перс. راک ایرانی‎) направление в иранской музыке, которое начало формироваться в 1970 е, его развитию способствовали фестиваль искусств в Ширазе и влияние таких рок групп как Pink Floyd, Camel и Eloy. Впоследствии участники… … Википедия

Интервал (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Интервал. Интервал (от лат. intervallum промежуток, расстояние; разница, несходство) в музыке соотношение между двумя звуками определённой высоты. Наименьшей единицей измерения… … Википедия

Блатная музыка — Блатной жаргон (музыка) Блатная песня … Википедия

Разрешение интервалов

Здравствуйте, дорогие друзья. Сегодня мы подробнее поговорим про разрешение интервалов в тональности.

Вообще интервалы важная и полезная вещь. На практике мы можем брать не аккорды целиком, а гармонические интервалы (то есть два звука, взятые вместе), переводить одно созвучие в другое так, как нужно для нашей музыки.

Это может звучать очень красиво. Поэтому давайте про разрешение интервалов поговорим подробнее.

Но перед тем как перейти непосредственно к теме данной статьи давайте вспомним то что уже знаем.

Много интересного таят в себе и обращения интервалов. Например малый интервал при обращении превращается в большой и наоборот.

Кроме того не всегда расстояние между звуками в полтора тона, к примеру означает интервал м3. Иногда одно и то же созвучие можно назвать по-разному.

Сегодня же давайте поподробнее поговорим на тему разрешения.

Когда речь заходит про разрешение, то сразу же вспоминается доминантсептаккорд. Можно ведь разрешать и отдельные интервалы из этого созвучия и это тоже можно назвать переходом из доминанты в тонику.

Однако, в тональности мы можем и просто два звука взятые вместе и содержащие хотя бы одну неустойчивую ступень разрешать в ближайшие устойчивые ступени.

На практике это будет звучать хорошо.

Например, возьмём интервал ми+фа в тональности до мажор. Это будет малой секундой. В этом интервале ми - устойчивая ступень, фа - неустойчивая. Так как одна ступень неустойчивая, то и интервал будет неустойчивым. Его надо разрешить. Разрешается он по принципу ладового тяготения.

Значит фа у нас надо перевести в ми, а вторую ми оставить на месте.

Разрешение интервалов в тональности пример 1

рис. 1

Далее возьмём ноты ре+до в тональности До минор. Тут то же самое ре - вторая ступень переводится в до, а верхняя до остаётся на месте.

Разрешение интервалов в тональности пример 2

рис. 2

А теперь возьмём ноты ре+ля бемоль в той же тональности.

Тут тоже устойчивые ступени надо перевести в устойчивые, но в данном случае этот интервал будет разрешаться так.

Разрешение интервалов в тональности пример 3

рис. 3

То есть ля бемоль переводится в соль, а ре в ми бемоль.

Просто ум5 должен при разрешении уменьшаться (на то он и ум.), а если руководствоваться принципом ладового тяготения (и перевести ре в до, а ля бемоль в соль) этого не произойдет. Можно назвать это исключением.

Но в любом случае суть разрешения неустойчивых интервалов нам ясна.

Дополнение: косвенное разрешение

Правда в отношении диссонансных интервалов вроде секунд и септим существует такое понятие как косвенное разрешение.

Суть его в том, чтобы сначала перевести диссонансный интервал в консонансный, а потом уже разрешить по правилу ладового тяготения.

Итак, в нашем случае правильное разрешение м2 будет выглядеть так:

Косвенное разрешение м2 и б7

рис. 4

Разрешение характерных интервалов

Интересно, а как получить какие-нибудь увеличенные и уменьшенные интервалы (кроме тритона)?

Для этого например можно взять не натуральную гамму, а гармоническую.

Как мы знаем чтобы получить гармонический мажор надо понизить в натуральном мажоре 6-ую ступень. Из-за этого у нас получатся интересные интервалы (их называют характерными, видимо из-за того что как раз и получаются из-за понижения шестой ступени).

В гармоническом мажоре это следующие созвучия:

Характерные интервалы в гармоническом мажоре с разрешением

рис. 5

Хотя на рисунке 4 лишь три интервала, мы можем сделать их обращения и получим ещё три. Разрешениями обращенных интервалов будут обращения разрешений исходных.

Как видите у нас могут получиться такие интересные созвучия как ув5, ум7, ув2 и так далее.

Характерные интервалы в гармоническом миноре с разрешением

рис. 6

Как мы знаем чтобы получить гармонический минор надо в натуральном повысить 7-ую ступень на полтона (на рисунке 5 повышенная 7-ая это нота соль диез).

В условиях определенного лада и конкретной тональности все интервалы подразделяются на две категории: устойчивые и неустойчивые.

Устойчивыми являются лишь те консонирующие интервалы, которые образуются только из устойчивых ступеней лада (то есть звуков тонического трезвучия), все же остальные интервалы (в том числе и консонансы), включающие в себя хотя бы одну неустойчивую ступень лада, в целом являются неустойчивыми и стремятся к разрешению в устойчивый интервал.

Ладовым разрешением называется перевод неустойчивых интервалов в устойчивые. Оно производится на основе существующих в ладе секундовых и отчасти кварто-квинтовых тяготений.

Первые из них являются более универсальными, ибо все неустойчивые ступени находятся в секундовом соотношении с одной из устойчивых ступеней, при помощи же кварто-квинтовых тяготений могут разрешаться лишь неустойчивые интервалы, включающие в себя звуки доминанты (чаще всего) и субдоминанты (реже).

Техника ладового разрешения интервалов на основе секундовых тяготений такова:

1) Прежде всего надо определить тональности, в которых встречается данный интервал.

2) Если данный неустойчивый интервал образован двумя неустойчивыми звуками, то при разрешении каждый из них должен плавно пойти по своему тяготению в ближайший (соседний) усточивый звук, в результате чего образуется устойчивый интервал, являющийся разрешением предыдущего неустойчивого интервала.

Одновременное движение обоих голосов может быть или параллельным, или противоположным, однако при этом следует избегать движения параллельными квинтами и октавами (или унисонами), которое не является образцом хорошего голосоведения и потому, как правило, неприемлемо:


можно нельзя


При прочих равных условиях желательно, чтобы в интервале разрешения достаточно ясно проявлялось ладовое наклонение.

Так, в нижеследующем примере первый вариант разрешения хотя и вполне правомерен, все же не дает четкого представления о ладовом наклонении, тогда как во втором варианте оно проступает, благодаря наличию тонической терции, совершенно определенно:

3) Если данный неустойчивый интервал содержит в себе лишь один неустойчивый звук, а другой будет являться устойчивым, то первый плавно перейдет (то есть разрешится) в ближайшую устойчивую ступень — в сторону своего тяготения, второй же останется на месте, что образует так называемое косвенное движение голосов:

C-dur



При выборе различных вариантов разрешения тех или иных интервалов в условиях определенного лада и конкретной тональности надо, разумеется, учитывать также и некоторые дополнительные обстоятельства:

а) полутоновое тяготение всегда ощущается острее целотонового, и поэтому такое разрешение (если только оно возможно в данном случае) всегда будет более убедительным;

б) при одинаковых интервальных соотношениях между неустойчивым звуком и окружающими его устойчивыми ступенями лада предпочтительнее производить разрешение в наиболее устойчивый звук — тонику (если, разумеется, он не занят другим голосом, или если такое разрешение достаточно ярко выявляет ладовое наклонение);

в) некоторые интервалы, как, например, секунды на V и VII ступенях лада, не могут быть разрешены на основе только ладовых тяготений, так как секунда в приму не разрешается — нельзя неустойчивый звук вести к унисону с неподвижным соседним голосом, ибо при этом не слышится переход одного звука в другой.

Для более полноценного разрешения этих секунд приходится прибегать к так называемому двойному разрешению, то есть к сочетанию сперва акустического, а затем — ладового разрешения интервалов:

нельзя можно: акустич нельзя можно акустич.


г) в равной мере не следует допускать непосредственного разрешения септимы в октаву, так как эти интервалы являются, соответственно, обращениями секунды и примы.

Разрешение некоторых септим в тонику производится чаще всего опосредованным путем — через промежуточные интервалы, соответствующие ладовым функциям доминанты или субдоминанты:


4) Если секундовые тяготения имеют явно выраженное мелодическое происхождение, то кварто-квинтовые тяготения основаны, главным образом, на ладогармонических функциональных связях: это — тяготение основных звуков доминанты и (в несколько меньшей степени) субдоминанты непосредственно к тонике.

Пятая ступень лада (доминанта), являющаяся по своей природе устойчивым звуком, входящим в состав тонического трезвучия, будучи взятой вместе с какой-либо неустойчивой ступенью, тоже начинает звучать неустойчиво, ибо любой интервал, содержащий в себе хотя бы один неустойчивый звук, будет неустойчив в целом.

Поскольку же ближайшее окружение V ступени образуют неустойчивые звуки, то разрешаться она может только скачком (на кварту вверх или квинту вниз) непосредственно в тонику (I ступень) — наиболее устойчивый из всех устойчивых звуков лада:


Субдоминанта (IV ступень лада) хотя и окружена с обеих сторон устойчивыми ступенями, однако сохраняет при этом свое функциональное подчинение тонике, на основании чего и может быть разрешена скачком непосредственно в тонику (I ступень):


Впрочем, разрешение на основе кварто-квинтовых тяготений гораздо более типично для доминанты, нежели для субдоминанты.


Разумеется, в творческой практике композиторов (особенно современных) встречаются и более свободные и разнообразные варианты разрешений интервалов, но они выходят за рамки учебного курса теории музыки и потому специально здесь не рассматриваются.

Читайте также: