План урока что изучает экология

Обновлено: 05.07.2024

Экология – комплексная междисциплинарная наука о взаимодействиях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую называют жизнью на Земле.

Фундаментальная или общая экология изучает всю живую природу в целом.

Социальная экология изучает взаимосвязи человеческого общества с природой.

Прикладная экология – основа рационального природопользования и охраны природы.

Аутэкология или экология организмов изучает взаимоотношения организмов разной степени сложности с окружающей̆ средой. Предметом аутоэкологии является изучение питания, размножения, миграций, местообитаний отдельных видов животных и растений.

Демэкология или популяционная экология изучает закономерности группы особей одного вида — популяции.

Синэкология или экология сообществ изучает организацию и функционирование природных сообществ (биоценозов) — совокупностей популяций различных видов растений, животных и микроорганизмов, населяющих определенную территорию. Синэкология ввела в обиход такие экологические понятия как сообщество (биоценоз), экосистема (биогеоценоз), экологическая ниша и другие.

Биосферная экология изучает функционирование и развитие экосистем Земли.

Географическая экология (геоэкология) – раздел экологии, изучающий экологические закономерности географических процессов в экосистемах высоких уровней иерархии (суши, морских и пресных вод, высокогорий и др.); сюда же относится и геохимическая экология.

Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):

Обязательная литература:

Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

Дополнительные источники:

Крискунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10–11 кл. М.: Дрофа, 2010.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Экология – комплексная междисциплинарная наука о взаимодействиях живых организмов с окружающей средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую называют жизнью на Земле.

Основные разделы экологии:

1) фундаментальная экология;

2) социальная экология;

3) прикладная экология.

Фундаментальную (общую) экологию подразделяют по уровням организации жизни на Земле:

1) аутэкология – экология организмов;

2) демэкология – экология популяций;

3) синэкология – экология сообществ;

4) биосферная экология.

Фундаментальная или общая экология изучает всю живую природу в целом.

Современная экология – комплексная междисциплинарная наука, познающая устойчивости жизни на всех уровнях её организации. Экология – научная основа грамотного взаимоотношения общества и природы, рационального использования природных богатств, поддержания жизни на Земле.

Достижения экологии служат фундаментом для решения актуальных задач современности

Основная цель экологии вывести человечество из глобального экологического кризиса на путь устойчивого развития, при котором будет достигнуто удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколении.

- изучить экологические механизмы адаптации различных видов организмов на Земле в постоянно изменяющихся условиях, какие законы позволяют жизни сохранять устойчивость при колебаниях и нарушениях внешней среды;

- изучить и создать прогнозы изменений биосферы под влиянием естественных и антропогенных факторов;

- оценивать состояние и динамику природных ресурсов и экологических последствий их потребления;

- разрабатывать методы управления качеством окружающей среды;

- формировать понимание проблем биосферы и экологическую культуру общества.

Социальная экология изучает взаимосвязи человеческого общества с природой.

Прикладная экология – основа рационального природопользования и охраны природы.

Аутэкология или экология организмов изучает взаимоотношения организмов разной степени сложности с окружающей̆ средой. Предметом аутоэкологии является изучение питания, размножения, миграций, местообитаний отдельных видов животных и растений.

Демэкология или популяционная экология изучает закономерности группы особей одного вида — популяции.

Синэкология или экология сообществ изучает организацию и функционирование природных сообществ (биоценозов) — совокупностей̆ популяций различных видов растений, животных и микроорганизмов, населяющих определенную территорию.

Биосферная экология изучает функционирование и развитие экосистем Земли.

Географическая экология (геоэкология) изучаюет экологические закономерности географических процессов в экосистемах высоких уровней иерархии (суши, морских и пресных вод, высокогорий и др.); сюда же относится и геохимическая экология.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):

Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали фамилии учёных, внёсших вклад в развитие науки экология.

  1. Русский ученый, создатель учения о биосфере.
  2. Немецкий ученый, который ввел термин экология.
  3. Советский эколог, теоретик и практик развития заповедного дела в СССР.


Ответы: 1) Вернадский, 2) Геккель, 3) Реймерс.

Задание на актуализацию пройденного на уроке материала, закрепление взаимосвязи между фамилиями учёных и вкладом в развитие отдельных направлений экологии.


Решение ребуса по материалам вводного урока носит мотивирующую функцию и не представляет сложности для выполнения, т.к. необходимы только знания, актуализированные на вводном уроке.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

УРОК БИОЛОГИИ 11 класс Что изучает экология.

Образовательные: углубить и систематизировать знания учащихся о задачах экологии, среде обитания организмов и её факторах; научить объяснять влияние экологических факторов на живые организмы.

Развивающие: развивать у учащихся мыслительные способности, умение синтезировать и анализировать полученные знания, развивать речь и память.

Воспитывающие: сформировать у учащихся интерес к науке экологии и желание изучать её закономерности, воспитывать у учащихся экологическую культуру и навыки самостоятельной работы.

Планируемые результаты:

Предметные: формировать умение понимать смысл и объяснять значение биологических терминов, законов и закономерностей влияния экологических факторов на организмы.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД 1. Продолжить формирование умения выделять главное и второстепенное в изучаемом материале, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты; выявлять причинно-следственные связи.

2. Продолжить формирование умения находить достоверную информацию из разных источников, необходимую для решения учебных задач.

3. Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и таблицу).

Коммуникативные УУД 1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе и паре.

Регулятивные УУД 1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии.

2. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

3. Продолжить обучение основам самоконтроля и взаимоконтроля.

Личностные УУД: 1.Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

2.Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Тип занятия: комбинированный.

Методы: словесный, беседа.

2.Актуализация опорных знаний учащихся.

3.Изучение нового материала.

4.Закрепление знаний учащихся

5.Подведение итогов урока.

Ι. Организационный момент.

- взаимные приветствия педагога и учащихся;

- проверка подготовленности учащихся к занятию;

- организация внимания и внутренней готовности учащихся.

ΙΙ – Постановка целей, актуализация знаний в ходе эвристической беседы.

Учитель: Что такое дом?

Куда вы возвращаетесь после школы? Дом – это здание, где мы живём. Это там, где наши родители. Это место, куда хочется прийти. Что вы считаете своим домом, когда уезжаете в чужой город? В чужую страну? Что считают своим домом космонавты, улетая в космос? Общий дом для всех людей на земле – планета Земля .

Где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?

Живу я в квартире,

Город мне свой назови для начала,

Город Москва на широкой реке,

А за рекой виден лес вдалеке,

Тянутся к лесу сады и поля,

Очень красивая наша Земля!

Понял, дружище, вот он, твой дом,

Светлый, красивый, большой!

- Один ли человек вправе считать планету Земля своим домом? Кто наши соседи по планете?

Дом должен быть чистым, тёплым, уютным, светлым. Так ли это на самом деле?

- Что же происходит в последнее время с нашим общим домом?

Благодарю, Земля, благодарю

За то, что видел я озеро, зарю,

За все вокруг, что знаю, слышу, вижу,

За эти дали светлые твои

-Пока мне хватит крови и любви,

Ни словом, ни поступком не обижу,

Простите нас, деревья и трава!

Мы забываем, повзрослев едва,

Что общим корнем связаны слова:

Народ, и благородство, и природа!

О какой науке пойдет сегодня речь на уроке?

- Назовите эту науку. - Что изучает эта наука?

Верно, наука экология, изучает взаимодействие живых организмов и среды обитания, влияние деятельности человека на природу; последствие этой деятельности, учит общению человека с природой, пониманию необходимости ее защиты и охраны.

III - Изучение новой темы

1. Учитель: Современное определение экологии звучит следующим образом:

ЭКОЛОГИЯ -- НАУКА О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ОРГАНИЗМОВ МЕЖДУ СОБОЙ И С ОКРУЖАЮЩЕЙ ИХ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ СРЕДОЙ; О СВЯЗЯХ В НАДОРГАНИЗМЕННЫХ СИСТЕМАХ, О СТРУКТУРЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЭТИХ СИСТЕМ.

- Запишите определение науки.

Если же говорить проще, то экология изучает отношения организмов со средой их обитания, между которыми возникает множество разнообразных связей..

Она пытается объяснить, почему те или иные растения и животные встречаются только в определённом месте; почему так много организмов одного типа и так мало другого, какие изменения могут вызвать их взаимодействия на данной территории; как функционируют биологические системы, как образуются и используются органические соединения в них, как происходит круговорот элементов и веществ в природе.

В настоящее время экология – это междисциплинарная отрасль на стыке биологии, физики, химии, географии и общественных наук.

Живые существа, обитающие на нашей планете, обладают рядом общих обязательных свойств. Вы их знаете. Это клеточное строение, размножение, наследственность, раздражимость и другие. Но сейчас обратимся к обмену веществ.
Мы помним, что живые организмы являются открытой системой, которая постоянно обменивается с окружающей средой определёнными веществами. Внутри этой системы вещества в ходе многочисленных химических реакций перерабатываются, обеспечивая организм энергией и строительным материалом. Отработанные же становятся не нужны и выводятся из системы – удаляются из организма. Чем прожорливее становится система, тем больше потребляется веществ-ресурсов, тем больше их перерабатывается и тем больше выводится. По-другому нельзя. Это закон природы. Которому, естественно, подчиняется и человек. Несмотря на то, что ещё совсем недавно он старался либо игнорировать этот закон, либо просто не замечать. Невероятными темпами увеличивая как потребление ресурсов, так и количество отходов своей жизнедеятельности.
Причины такого поведения Homo sapiens вполне очевидны. На заре развития человечества, потребляемые им ресурсы, представлялись бесконечными. Сами подумайте, какая, например, лисица в наше время будет беспокоиться о количестве мышей в лесу. Но. Несмотря на то, что люди такие же млекопитающие, как и лисы, они обладают гораздо более развитой центральной нервной системой.

Изначально экология развивалась как составная часть биологической науки, в тесной связи с другими естественными науками- химией, физикой, географией, математикой, геологией, почвоведением.

Предметом экологии является совокупность связей между организмами и средой. Главный объект изучения в экологии – экосистемы, единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания. Кроме того в область её изучения входят: отдельные виды организмов, популяции и биосфера в целом.

С точки зрения фактора времени экология дифференцируется на историческую и эволюционную.

На стыке экология и других научных дисциплин (медицины, педагогики, юриспруденции, химии, технологии, агрономии) рождаются новые научные направления: инженерная экология, геоэкология экология, математическая экология, сельскохозяйственная экология, медицинская экология, космическая экология. В широком смысле слова экология выходит за рамки чисто биологической отрасли знаний.

В экологии выделяют экологию различных систематических групп (экология грибов, экология растений, экология млекопитающий и т.д.), сред жизни .

Особо следует отметить такой раздел как социальная экология - то есть экология человеческого сообщества, изучающая взаимоотношение социума и Природы.

Возникнув как самостоятельная биологическая дисциплина, в 20 веке возникают и налаживаются связи не только с естественно-научными дисциплинами, но и общественными науками, особенно экономическими и юридическими. Сегодня мы можем говорить об экологизации всего естествознания.

Уровень науки определяется уровнем методов, которыми пользуется она. Характеристика методов: наблюдение – длительное изучение живого объекта в естественной среде; меченье объектов связано с миграцией и динамикой популяций; модифицированные методы позволяют исследовать потребность организмов в энергии (продуктивность); эксперимент – изучение организма в искуссвеных условиях; прогнозирование и моделирование позволяет расчитать или описать процесс во времени

В последнее время стало ясно, что нельзя организовывать природопользование и охрану природы, не применяя экологических методов и не используя экологические знания. Только знание о взаимосвязи природных объектов, об устойчивости природных систем может определить возможные механизмы взаимодействия с ними. Этим и объясняется справедливый всеобщий интерес к экологии, как науке о взаимосвязях живых организмов и окружающей их среды.

Понимание того, что деятельность человека в большинстве случаев не просто наносит вред окружающей среде, но и угрожает самому существованию человечества, приводит к всё более возрастающей роли экологических знаний. Но так было не всегда. Учиться приходилось на ошибках.
В той же второй половине XX века в Китае проходила масштабная кампания по борьбе с сельскохозяйственными вредителями. К их числу были причислены крысы, комары, мухи и воробьи. Последние оказались слабым звеном. Пропаганда объясняла, что воробьи, конкурируя с самими китайцами, съедают слишком большую часть урожая зерновых. Тамошний институт зоологии даже подсчитал, что от воробьёв за год терялся такой объём зерна, которого бы хватило, чтобы прокормить 35 миллионов человек. А отмашку к началу боевых действий против пернатых дал Мао Цзэдун. Произошло это 18 марта 1958 года на VII съезде Коммунистической партии Китая.
Все крестьяне и привлечённые к кампании школьники и горожане, стоя на крышах домов, должны были кричать, бить в тазы, барабаны и прочее, размахивать шестами и тряпками – чтобы напугать воробьёв и не дать им укрытия.

В 1910 г. на Третьем Международном ботаническом конгрессе в Брюсселе были выделены три подраздела экологии:
Аутэкология , изучающая взаимодействие индивидуального организма или вида с окружающей средой.
Демэкология — о взаимодействии популяций особей одного вида внутри популяции и с окружающей средой.
И синэкология — раздел науки, изучающий функционирование сообществ и их взаимодействия с биотическими и абиотическими факторами среды.
В настоящее время в экологии выделяют ряд научных отраслей и дисциплин: популяционная экология, географическая экология, химическая экология, промышленная экология, экология растений, животных и, обратите внимание – экология человека.
Но в основе всех этих направлений лежат фундаментальные биологические идеи об отношениях живых организмов с окружающей средой.
Какова же роль экологии в современном обществе?
Во-первых , вы должны чётко понимать: экология – это не охрана окружающей среды! Это наука, изучающая взаимоотношения живых организмов с внешней средой, друг с другом и другими организмами.
Во-вторых , природа не только более сложна, чем мы о ней думаем, она гораздо сложнее, чем мы можем себе это представить.
И в-третьих , первый закон экологии гласит: “Что бы мы ни делали в природе, всё вызывает те или иные последствия”. Пример с китайскими воробьями, будем надеяться, вас в этом убедил.

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна. В. Шефнер

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большинство ограничится довольно расплывчатым определением, что это какое-то загрязнение, радиация, что раньше экология была лучше, а теперь хуже, люди болеют, у молодежи слабое здоровье…



Разработка уроков по экологии

Тема. Предмет, объект, задачи и методы науки об окружающей среде.

Образовательная: расширить знания учащихся об экологии как комплексной сложной многогранной науке о взаимоотношениях живой и неживой природы, о тактике и стратегии сохранения и сбалансированного развития жизни на Земле; сформировать представление о предмете, объекте, задачах и методах науки о природе;

Развивающая: развивать логическое мышление, творческие способности учащихся; обосновать необходимость минимума экологических знаний для современного человека;

Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к природе, повысить интерес к изучению экологии, воспитывать чувство гордости за природу;

Методическая: развитие навыков нравственного экологического мышления.

Оборудование и материалы: схемы, таблицы, печатные материалы.

Базовые понятия и термины: экология, аутэкология, синэкология, демэкология, биосферология, биоценология, мониторинг, моделирование, прогнозирование, картография, теоретическая экология, прикладная экология.

Вид урока: изучение нового материала, применения знаний, умений и навыков.

Тип урока: урок-диалог.

Методы урока: интерактивные, объяснительно-иллюстративные — беседа, рассказ; репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, творческие.

Межпредметные связи: география, биология, право

Ожидаемые результаты: после этого урока учащиеся смогут дать определение экологии как комплексной сложной многогранной науки о взаимоотношениях живой и неживой природы; назвать предмет, объект и задачи науки об окружающей среде; называть и характеризовать методы науки об окружающей среде; проанализировать сложную структуру экологии; сравнивать основные направления экологии; определить место экологии в системе наук.

Структура урока

I. Организационный этап . . . . . . . . . .. . . . 1 мин

II. Мотивация учебной деятельности . . . . 1 мин

III. Изучение нового материала . . . . . . . . 25 мин

IV. Обобщение и систематизация знаний 15 мин

V. Итоги урока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2 мин

VI. Домашнее задание . . . . . . . . . . . . . . .. . . 1 мин

I. Организационный этап

Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку. Учитель объясняет требования к рабочим тетрадям, тетрадям для практических работ, рекомендует учебники и учебные пособия.

ІІ. Мотивация учебной деятельности

Окутанная тонкой голубой вуалью атмосферы, как драгоценный бриллиант, сияет прекрасная планета Земля на фоне черного вакуума космоса. Пришло время каждому осознать, что мы живем в призрачном озоновом пространстве, что наша Земля — уникальный небесный цветок.

А мы уничтожаем этот цветок, разрушаем его оболочку, вырываем нежные ростки лесов. Птицы и звери, цветы и деревья обращаются к человеку:

ІІІ. Изучение нового материала

1. Предмет, объект, задачи и методы науки об окружающей среде

Большинство ограничится довольно расплывчатым определением, что это какое-то загрязнение, радиация, что раньше экология была лучше, а теперь хуже, люди болеют, у молодежи слабое здоровье…

Задания для учащихся













Современное определение: экология — комплексная интегральная наука, которая исследует окружающую среду, ее влияние на общество и обратную реакцию природы на деятельность человечества.

Невозможно охранять природу, использовать ее, не зная, как она функционирует, по каким законам существует и развивается, как реагирует на влияние человека, какие предельно допустимые нагрузки на природные системы может позволить себе общество, чтобы не разрушить их.

Все это и является предметом изучения экологии.

Предметом экологии является совокупность или структура связей между организмами и средой.

Основной объект изучения в экологии — экосистемы, т. е. единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой жизни. Кроме того, в область ее компетенции входит изучение отдельных видов организмов (организменный уровень), их популяций, т. е. совокупностей особей одного вида (популяционно-видовой уровень) и биосферы в целом (биосферный уровень).

Основная цель экологии: формирование принципов общего существования живых организмов во всех сферах жизни.

Задания для учащихся

Исходя из определения экологии, предмета и объекта ее изучения, основной цели, сформулируйте, какие задачи ставит перед собой эта наука.

Задачи экологии



Установление закономерностей взаимосвязей между организмами, их сообществами и условиями окружающей среды




Определение экологического состояния природных и искусственных сообществ



Установление закономерностей взаимоотношений между популяциями разных видов



Наблюдение за изменениями биосферы




Применение экологических знаний в деле охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов

Экология, как и каждая наука, имеет свои методы исследования.

Самый древний из них — метод наблюдения. Благодаря этому методу в экологии были установлены основные закономерности функционирования биогеоценозов, приспособления организмов к тем или иным условиям среды, выделены группы организмов в соответствии с тем или иным фактором и т. п. Сегодня используют такие методы, как мониторинг, эксперимент, прогнозирование, моделирование, аэрокосмический, картографический.

Наука об окружающей среде объединяет два основных направления: теоретический (классический) и прикладной.

Классическая экология охватывает все разделы современной биоэкологии. В зависимости от уровня и предмета исследований различают аутэкологию, демэкологию, синэкологию и др. Кроме того, сюда относятся такие направления, как палеоэкология, теория заповедного дела, основы биоиндикации, радиационная экология, экологическая токсикология и др.

Осложнение взаимоотношений человека и природы обусловило появление ряда прикладных экологических направлений, которых значительно больше, чем в блоке классической биоэкологии.

Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы, методы предотвращения этих процессов, способы рационального природопользования.

Главной, традиционной частью экологии как биологической науки является общая экология, которая изучает общие закономерности взаимоотношений любых живых организмов и среды (включая человека как биологическое существо).

В составе общей экологии выделяют следующие разделы (объяснение схемы, начерченной на доске)

(Работа с экологическим словариком стр 7 УМП)

Задания для учащихся

• Что является общим для всех этих направлений экологии?

Учащиеся должны прийти к выводу:

Для всех этих направлений экологии главное — изучение способов выживания живых существ в окружающей среде. Перед ними стоят прежде всего задачи биологического характера — изучить закономерности адаптации организмов и их совокупностей к окружающей среде, саморегуляцию, устойчивость экосистем и биосферы и др.

Экология — это междисциплинарная наука, которая базируется на достижениях как биологических, так и географических, технических, экономических и общественных наук. (Объяснение схемы, начерченной на доске или спроектированной на экране.)

В основе экологии лежит фактологический материал таких наук, как зоология, ботаника, микробиология.

Химические науки. В основе жизни лежит обмен веществ между организмами и средой, которая проявляется в ассимиляции, метаболизме и диссимиляции вещества. Все это — химические процессы.

Физика. Закономерности биологических процессов преобразования веществ в пищевых цепях, в водной и воздушной средах подчиняются фундаментальным законам физики: закону сохранения массы и второму закону термодинамики.

Географические науки. Восприимчивость природных систем разных географических зон к антропогенным влияниям неодинакова. Это необходимо учитывать в организации природопользования.

Философия. Экология — не столько область науки, сколько метод мышления, принцип подхода. Актуальным философским элементом является экологическая этика, связанная с экологически корректным обращением человека с природой, осознанием того, что все живые организмы имеют равное с человеком право на жизнь на планете.

Математика. Экология — точная наука, и поэтому все взаимодействия и закономерности оцениваются мерой и числом. Все процессы и закономерности могут быть представлены в виде уравнений, графиков и т. п., это позволяет устанавливать связи, прогнозировать соответствующие процессы (математическое моделирование, прогнозирование процессов и явлений).

Медицина. Ухудшение качества окружающей среды в результате тех или иных природных процессов или из-за антропогенных превращений природы в общем случае означает отклонение конкретных условий от физиологических норм организма. Установление санитарно-гигиенического нормирования — задача медицины. Область науки имеет название — санитарная охрана окружающей среды.

VI.Обобщение и систематизация знаний

Выполнение учащимися тестовых заданий

V. Итоги урока

Провести анкетирование, которое продемонстрирует уровень осведомленности учащихся о проблемах родного города и общий уровень экологических знаний учащихся.


Работа расширит знания учащихся об экологическом кризисе, даст представление о природном равновесии и роли человека в сохранении этого равновесия, научит соблюдать правила и нормы поведения в природе.

Описание разработки

Цели и задачи урока:

Расширять знания учащихся об экологическом кризисе, дать представление о природном равновесии и роли человека в сохранении этого равновесия; учить соблюдать правила и нормы поведения в природе.

Развивать у детей наблюдательность, познавательную активность, логическое мышление.

Продолжить воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающему миру, формировать убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран. Аудиозапись для физминутки, карточки для каждой группы.

Ход урока.

I. Организационный момент.

(Звучит музыка, слышны голоса птиц, журчание воды. )

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло- голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это всё вокруг - … (Природа)

Синоптики, расскажите какая у нас в природе погода?

Сегодня … октября, день недели …, утром было …(облачно, пасмурно, ясно), температура воздуха …, ветер (безветренно), осадки (есть)

II. Актуализация знаний.

Куда приведёт нас дорога?

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд угадать.

Конспект урока для начальных классов Что такое экология

Отражение звуков от предметов. (Эхо)

Нос долог, голос тонок.

Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. (Комар)

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (Волк)

В деревне кур крадёт. (Лиса)

Время года (осень)

Какие птицы живут в Антарктиде и любят кататься на ледяных горках. (Пингвины)

Лиственное дерево с плодами, собранными в гроздья, зимой ими питаются снегири, дрозды. (Рябина)

- Какое слово получилось по вертикали? (Экология)

III. Создание проблемной ситуации.

- А вам знакомо это слово?

- Что оно обозначает?

Сформулируйте тему урока.

Что такое экология?

IV. Работа по теме урока.

1. Побуждающий диалог от проблемной ситуации.

- Кто же знает, что такое экология?

Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.

- Нужна ли вообще эта наука? Давайте вместе попробуем с вами ответить на этот вопрос.

2. Работа в группах

Вы, ребята, сели по группам, я надеюсь, что вы дружно, слаженно, помогая друг другу, сообща, умея слушать и слышать, выполните все задания и приобретёте много нового для себя.

У вас на столе в конвертах лежат карточки с картинками и листы: красного и зелёного цвета.

Задание: распределите картинки в две группы, на зелёный листок положите, те изображения, на которых, по вашему мнению, изображено хорошее для природы, на красные – плохое, чем мы наносим ущерб. Постарайтесь свой ответ аргументировать.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Кружок Экология

Тема: "Что такое экология"

Школа: МБОУ СОШ № 21

Дата проведения:

Цели и задачи урока:

Расширять знания учащихся об экологическом кризисе, дать представление о природном равновесии и роли человека в сохранении этого равновесия; учить соблюдать правила и нормы поведения в природе.

Развивать у детей наблюдательность, познавательную активность, логическое мышление.

Продолжить воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающему миру, формировать убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.

Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран. Аудиозапись для физминутки, карточки для каждой группы.

Классный руководитель: Акимова О.А.

Методист: Родина Н.Н.

Выполнила: Кудрик А.В.

I. Организационный момент

(Звучит музыка, слышны голоса птиц, журчание воды.)

Учитель:

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло- голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг - … (Природа)

Синоптики, расскажите какая у нас в природе погода?

Сегодня … октября, день недели …, утром было …(облачно, пасмурно, ясно), температура воздуха …, ветер (безветренно), осадки (есть)

II. Актуализация знаний

Куда приведёт нас дорога?
Хотите об этом узнать?
Тогда постарайтесь скорее
Этот кроссворд угадать.


Отражение звуков от предметов. (Эхо)

Нос долог, голос тонок.
Кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. (Комар)

Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (Волк)

Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса)

Время года (осень)

Какие птицы живут в Антарктиде и любят кататься на ледяных горках. (Пингвины)

Лиственное дерево с плодами, собранными в гроздья, зимой ими питаются снегири, дрозды. (Рябина)

- Какое слово получилось по вертикали? (Экология)

III.Создание проблемной ситуации

- А вам знакомо это слово?

- Что оно обозначает?

Сформулируйте тему урока.

Что такое экология?

IV. Работа по теме урока

1.Побуждающий диалог от проблемной ситуации.

- Кто же знает, что такое экология?

Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.

- Нужна ли вообще эта наука? Давайте вместе попробуем с вами ответить на этот вопрос.

2. Работа в группах

Вы, ребята, сели по группам, я надеюсь, что вы дружно, слаженно, помогая друг другу, сообща, умея слушать и слышать, выполните все задания и приобретёте много нового для себя.

У вас на столе в конвертах лежат карточки с картинками и листы: красного и зелёного цвета.

Задание: распределите картинки в две группы, на зелёный листок положите, те изображения, на которых, по вашему мнению, изображено хорошее для природы, на красные – плохое, чем мы наносим ущерб. Постарайтесь свой ответ аргументировать.

Физминутка (под музыку)

V. Совместное открытие новых знаний.

- Ребята, посмотрите, сколько мы делаем положительного, а сколько отрицательного для природы. Вы удивились?

- Действительно, человек своей деятельностью наносит непоправимый вред природе. Этот вред можно сравнить с ранами, которые получает сам человек.

-Вспомните, были ли у вас случаи, когда вы порезали палец, ударились? Что вы испытывали при этом?

- Как долго заживали ваши раны?

-Есть ли среди вас дети, которые ломали руку или ногу?

- Как долго заживала эта рана?

Вот и в природе так же. Человек может нанести ей малые раны, которые достаточно быстро заживут. А могут быть и большие раны, на восстановление, которых уйдут годы. Бывают такие раны, которые не лечатся вообще.

- Кто наносит природе именно такие раны?

Вот о таких людях наши ребята приготовили стихотворения:

1 обучающийся:

Бом – бом – бом!
Начинается погром.
Выезжаем на природу.
Сколько здесь в лесу народа!
Здесь костёр и там костёр,
Банки, склянки, всякий сор.

2 обучающийся:

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.

3 обучающийся:

В час раздумий и наших тревог,
В горький час беды и неудачи.
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.

4 обучающийся:

Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они.

Вместе: На планете мы останемся одни.

Учитель: Среди полей и лесов, окруженная травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная со студёной водой.

5 обучающийся:

Бежит она, струится,
Сверкает и журчит…
Зарю встречают птицы,
Кружатся у ракит.
Щебечут над волною.
Ой, небо голубое!
Ой, реченька – река!

Учитель: А вам, ребята, хотелось бы напиться студёной водицы из этой речки?

К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы искупаться; рыбаки -наловить рыбы. Все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что она стала разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной

6 обучающийся:

Плачет малая речонка,
Одолел речонку страх.
Стала речка тонкой-тонкой,
Обмелела на глазах.

Сценка

Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. (Выходят дети, на головах которых шапочки с силуэтом цветной рыбки).

Жёлтая рыбка: Соседка, почему ты такая красная?

Красная рыбка: На берегу нашей речки построили завод и провели к воде 2 трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему жёлтая, как лимон?

Жёлтая рыбка: Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей принёс с берега мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь… А ты, подружка, почему такая фиолетовая?

Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой на мне лежал груз. Банки, брёвна, даже колёса. Он такой натуги я и краснела, и зеленела. И синела… Вот и стала фиолетовой – еле-еле выбралась из-под мусора.

Красная рыбка: Ой, смотрите-ка, кто это?

Фиолетовая рыбка: Среди сородичей я таких не видела.

Чёрная рыбка: Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы. Чёрная плёнка покрыла воду, стало нечем дышать, нечего есть, а на берегу лежат утки и от нефти погибают.

Красная рыбка: Что же нам делать, как дальше жить?

Чёрная рыбка: А может, ребята помогут? Как очистить реку?

- Ребята, вы внимательно послушали рыбок. Вспомните от чего река стала цветной?

Источники загрязнения воды:

Сточные воды заводов.

Мусор с кораблей.

- Как можно очистить реку?

- Как сохранить чистой воду в реке?

- А что делать с заводами, ведь без них не могут прожить люди? Не могут жить люди не пользуясь бумагой, мебелью и другими предметами, которые изготавливают из древесины. Как же быть?

7 обучающийся:

Текут ручьи, звенят их голоса.
Я слышу леса гул и птичье пенье.
Земля нам дарит щедро чудеса
И ждёт взамен труда и удивленья.
Нас много, ребята,
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас.

А сейчас закройте глаза и представьте, каким будет наш школьный сад через 5 лет.

Физминутка для глаз, точечный массаж.

2. Работа с учебником.

Прочитайте самостоятельно текст в учебнике.

- Как вы думаете, нужно ли что-то делать такого грандиозного, чтобы не дать природе погибнуть?

3. Работа в группах.

Совместно группой выработайте меры по улучшению экологической обстановки в природе.

4. Отчёт групп.

- Человек живёт на Земле. Сеет хлеб, сажает деревья, разводит скот, строит дома, машины, теплоходы, самолёты.

Вместе с тем человек вырубает леса, перекапывает землю, перегораживает реки, ездит на машинах, которые выбрасывают в природу отработанные газы, строит дымящиеся заводы. Всем этим человек вредит природе.

- А какие вы сделали для себя выводы?

- На какой вопрос мы хотели ответить в начале урока?

- А как бы вы ответили:

- Что же такое экология?

VII. Оценивание.

VIII. Дом задание.

Нарисовать рисунки на экологическую тему.


-75%

Читайте также: