Что такое психологический параллелизм кратко в литературе
Обновлено: 05.07.2024
Психологический параллелизм это в литературе что такое?
Психологический параллелизм – это стилистический прием, суть которого заключается в сопоставлении мотивов, картин, явлений природы, человеческих поступков и отношений. То есть, любой физический феномен (к примеру, явление природы) можно сопоставить с психическим феноменом (чувством). Чаще всего психологический параллелизм можно наблюдать в фольклорных произведениях.
- лебедушка – невеста;
- бушующее море – недобрые вести, беда;
- утушка – замужняя женщина;
- кукушка – вдова;
- ясен сокол – добрый молодец.
Вопрос-ответ Молчалин, образование и воспитание. Происхождение и воспитание Чацкого
ПСИХОЛОГИ́ЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИ́ЗМ — один из устойчивых принципов орг-ции текста и поэтич. воплощения замысла в нар. поэзии, особенно в лирич. (обрядовой и необрядовой) песне. Суть его в том, что сюжет песни строится на последоват. сопоставлении картин, мотивов, образов из мира природы и ситуаций, отношений, поступков людей. Первая, "природная" часть песни вполне условна, метафорична, ее содержание составляет эмоционально-психол. фон (и своеобразный ключ) для второй, "человеч." части: лебедушка — невеста; сокол, ястреб — молодец, жених; утушка — замужняя женщина; кукушка — вдова, тоскующая женщина; переправа через реку — брак; плавание птиц по реке — встреча молодых; отлет — разлука и т. д. П. П. уходит своими корнями в сферу древних представлений, связ. с осознанием неразделимости природы и человека, с анимистич. восприятием природы, с непосредств. перенесением на ее предметы и явления ощущения и поведения людей. В процессе ист. эволюции фольклора П. П. развивался как худож. принцип, обогащаясь, усложняясь и, в частности, дополняясь др. формами параллелизма — ритмич., муз., звук.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та . 2002 .
Смотреть что такое "Психологический параллелизм" в других словарях:
психологический параллелизм — См. параллелизм (2) … Словарь литературоведческих терминов
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ — гипотеза, согласно которой любому психическому феномену соответствует определенный физиологический феномен (в частности, нервный) и наоборот. Из этого следует, что всякий психический феномен знак некоторого нервного феномена и наоборот. Эту… … Философский словарь
психологический параллелизм — ед. В лексической стилистике: стилистический прием народнопоэтической речи, выражающийся в сопоставлении с природой событий человеческой жизни или состояний человека. Отломилась веточка От садовой яблоньки, Откатилось яблочко; Отъезжает сын … Учебный словарь стилистических терминов
Параллелизм — I. Термин традиционной стилистики, обозначающий соединение двух и более сочиненных предложений (или частей их) путем строгого соответствия их структуры грамматической и семантической. Пример: «Твой ум глубок, что море, || Твой дух высок, что… … Литературная энциклопедия
Параллелизм (риторика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Параллелизм. Параллелизм (др. греч. παραλληλισμος расположение рядом, соположение) риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и… … Википедия
Параллелизм (стиль) — Параллелизм ( gr. παραλληλισμος расположение рядом, соположение) риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях текста. Параллельными … Википедия
параллелизм — (от греч. parallelos идущий рядом) 1) Тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ: В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут А.С. Пушкин; Желтый… … Словарь литературоведческих терминов
психофизический параллелизм — (от греч. parallelos рядом идущий) одно из истолкований психофизической проблемы, согласно к рому психическое и физическое (физиологическое) представляют собой два самостоятельных ряда процессов, неотделимых друг от друга, коррелирующих, но не… … Большая психологическая энциклопедия
Песня — Гусляры, картина В. М. Васнецова, 1899 год … Википедия
Помощь школьнику - Психологический параллелизм это в литературе что такое?
Психологический параллелизм – это стилистический прием, суть которого заключается в сопоставлении мотивов, картин, явлений природы, человеческих поступков и отношений. То есть, любой физический феномен (к примеру, явление природы) можно сопоставить с психическим феноменом (чувством). Чаще всего психологический параллелизм можно наблюдать в фольклорных произведениях.
Параллелизм в литературе — это тождественное или одинаковое синтаксическое построение отрезков текста или предложений.
В художественных произведениях для создания образной, яркой, привлекающей внимание читателей речи широко используются различные приемы и средства. К образно-выразительным средствам художественной речи относятся, в первую очередь, тропы и стилистические (риторические) фигуры. Укажем некоторые из них:
Рассмотрим одну из фигур образной речи и узнаем, что такое параллелизм в художественной литературе.
Параллелизм — это…
Вот какое определение, что такое параллелизм в литературе, дается в Википедии:
Параллелизм — риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях речи, создающих единый поэтический образ.
В художественной речи параллельными элементами могут быть отдельные звуки, слова, словосочетания, предложения или части предложений.
Параллелизм тематический
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Синтаксический параллелизм
Синтаксический параллелизм свойственен тексту или его отдельным смежным частям, в которых предложения, следующие друг за другом, автор строит по одному и тому же синтаксическому принципу, например, соблюдая один и тот же порядок членов предложения:
Совсем скоро сойдет вода , покажется мокрая земля . Засияет солнце . Расцветут цветы . Распустятся молодые листики (Г. Ветрова).
Полный синтаксический параллелизм характеризуется тем, что что в его составе две и более синтаксические единицы имеют равное количество одинаково расположенных компонентов:
В лоб целовать — заботу стереть.
В лоб целую.
В глаза целовать — бессонницу снять.
В глаза целую.
Синтаксический параллелизм бывает неполным, например:
В огромном городе моём — ночь.
Из дома сонного — прочь.
Примеры синтаксического параллелизма в литературе
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка.
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
М. Ю. Лермонтов. Когда волнуется желтеющая нива
Я был вам звенящей струной,
Я был вам цветущей весной,
Но вы не хотели цветов
И вы не расслышали слов.
Как мы шли в ночную сырость,
Как бежали мы сквозь тьму —
Мы не скажем командиру,
Не расскажем никому.
М. А. Светлов. В разведке.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
С. Есенин. Письмо матери.
Мы любим всё — и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё — и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений…
Параллелизм в народной песне
Параллелизм различных видов характерен для устного народного творчества — народной песни, частушки и т. д. Наиболее распространенным видом параллелизма в народном творчестве является сопоставление явлений природы с событиями человеческой жизни:
Как светил да светил месяц по полуночи,
Светил в половину;
Как скакал да скакал один добрый молодец
Без верной дружины…
Здесь синтаксический параллелизм сочетается с анафорой. Понаблюдаем за использованием параллелизма в народной песне:
Раскудрявая березка,
Ветра нет, а ты шумишь;
Ретиво моё сердечко,
Горя нет, а ты болишь…
Отрицательный параллелизм
Например, читаем у А. С. Пушкина:
Не стая воронов слеталась
На груды тлеющих костей,
За Волгой, ночью, вкруг огней
Удалых шайка собиралась…
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Н. А. Некрасов. Мороз, Красный нос.
Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
Кто-то тайным тихим светом
Напоил мои глаза.
- один из устойчивых принципов орг-ции текста и поэтич. воплощения замысла в нар. поэзии, особенно в лирич. (обрядовой и необрядовой) песне. Суть его в том, что сюжет песни строится на последоват. сопоставлении картин, мотивов, образов из мира природы и ситуаций, отношений, поступков людей. Первая, "природная" часть песни вполне условна, метафорична, ее содержание составляет эмоционально-психол. фон (и своеобразный ключ) для второй, "человеч." части: лебедушка - невеста; сокол, ястреб - молодец, жених; утушка - замужняя женщина; кукушка - вдова, тоскующая женщина; переправа через реку - брак; плавание птиц по реке - встреча молодых; отлет - разлука и т. д. П. П. уходит своими корнями в сферу древних представлений, связ. с осознанием неразделимости природы и человека, с анимистич. восприятием природы, с непосредств. перенесением на ее предметы и явления ощущения и поведения людей. В процессе ист. эволюции фольклора П. П. развивался как худож. принцип, обогащаясь, усложняясь и, в частности, дополняясь др. формами параллелизма - ритмич., муз., звук. смотреть
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ
гипотеза, согласно которой любому психическому феномену соответствует определенный физиологический феномен (в частности, нервный) и наоборот. Из этого следует, что всякий психический феномен — знак некоторого нервного феномена и наоборот. Эту теорию развивали Фешнер и Вебер, которые вывели закон соответствия между физическим и психическим чувствами (психическое чувство меняется в соответствии с логарифмом возбуждения),- Этот закон подверг критике Бергсон, подчеркнув качественное отличие между физическим и психическим состоянием (например, рукой мы чувствуем разницу в весе между 14 и 16 граммами, но не чувствуем между 14 и 15; здесь имеет место психическая прерывистость и физическая беспрерывность). Наконец, говорит Бергсон, нет никакого соотношения между человеческим восприятием голубого неба и тем количеством световых волн, которое соответствует голубому цвету; не существует общего измерения для психического факта и научного измерения возбудителя: собственно человеческое образует несводимый к чему-то другому фактор. . смотреть
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ
гипотеза, согласно которой любому психическому феномену соответствует определенный физиологический феномен (в частности, нервный) и наоборот. Из этого следует, что всякий психический феномен — знак некоторого нервного феномена и наоборот. Эту теорию развивали Фешнер и Вебер, которые вывели закон соответствия между физическим и психическим чувствами (психическое чувство меняется в соответствии с логарифмом возбуждения),Этот закон подверг критике Бергсон, подчеркнув качественное отличие между физическим и психическим состоянием (например, рукой мы чувствуем разницу в весе между 14 и 16 граммами, но не чувствуем между 14 и 15; здесь имеет место психическая прерывистость и физическая беспрерывность). Наконец, говорит Бергсон, нет никакого соотношения между человеческим восприятием голубого неба и тем количеством световых волн, которое соответствует голубому цвету; не существует общего измерения для психического факта и научного измерения возбудителя: собственно человеческое образует несводимый к чему-то другому фактор. смотреть
Читайте также: