Что такое психологический параллелизм кратко в литературе

Обновлено: 05.07.2024

Психологический параллелизм это в литературе что такое?

Психологический параллелизм – это стилистический прием, суть которого заключается в сопоставлении мотивов, картин, явлений природы, человеческих поступков и отношений. То есть, любой физический феномен (к примеру, явление природы) можно сопоставить с психическим феноменом (чувством). Чаще всего психологический параллелизм можно наблюдать в фольклорных произведениях.

  • лебедушка – невеста;
  • бушующее море – недобрые вести, беда;
  • утушка – замужняя женщина;
  • кукушка – вдова;
  • ясен сокол – добрый молодец.

Вопрос-ответ Молчалин, образование и воспитание. Происхождение и воспитание Чацкого

ПСИХОЛОГИ́ЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИ́ЗМ — один из устойчивых принципов орг-ции текста и поэтич. воплощения замысла в нар. поэзии, особенно в лирич. (обрядовой и необрядовой) песне. Суть его в том, что сюжет песни строится на последоват. сопоставлении картин, мотивов, образов из мира природы и ситуаций, отношений, поступков людей. Первая, "природная" часть песни вполне условна, метафорична, ее содержание составляет эмоционально-психол. фон (и своеобразный ключ) для второй, "человеч." части: лебедушка — невеста; сокол, ястреб — молодец, жених; утушка — замужняя женщина; кукушка — вдова, тоскующая женщина; переправа через реку — брак; плавание птиц по реке — встреча молодых; отлет — разлука и т. д. П. П. уходит своими корнями в сферу древних представлений, связ. с осознанием неразделимости природы и человека, с анимистич. восприятием природы, с непосредств. перенесением на ее предметы и явления ощущения и поведения людей. В процессе ист. эволюции фольклора П. П. развивался как худож. принцип, обогащаясь, усложняясь и, в частности, дополняясь др. формами параллелизма — ритмич., муз., звук.

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та . 2002 .

Смотреть что такое "Психологический параллелизм" в других словарях:

психологический параллелизм — См. параллелизм (2) … Словарь литературоведческих терминов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ — гипотеза, согласно которой любому психическому феномену соответствует определенный физиологический феномен (в частности, нервный) и наоборот. Из этого следует, что всякий психический феномен знак некоторого нервного феномена и наоборот. Эту… … Философский словарь

психологический параллелизм — ед. В лексической стилистике: стилистический прием народнопоэтической речи, выражающийся в сопоставлении с природой событий человеческой жизни или состояний человека. Отломилась веточка От садовой яблоньки, Откатилось яблочко; Отъезжает сын … Учебный словарь стилистических терминов

Параллелизм — I. Термин традиционной стилистики, обозначающий соединение двух и более сочиненных предложений (или частей их) путем строгого соответствия их структуры грамматической и семантической. Пример: «Твой ум глубок, что море, || Твой дух высок, что… … Литературная энциклопедия

Параллелизм (риторика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Параллелизм. Параллелизм (др. греч. παραλληλισμος расположение рядом, соположение) риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и… … Википедия

Параллелизм (стиль) — Параллелизм ( gr. παραλληλισμος расположение рядом, соположение) риторическая фигура, представляющая собой расположение тождественных или сходных по грамматической и семантической структуре элементов речи в смежных частях текста. Параллельными … Википедия

параллелизм — (от греч. parallelos идущий рядом) 1) Тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ: В синем море волны плещут. В синем небе звезды блещут А.С. Пушкин; Желтый… … Словарь литературоведческих терминов

психофизический параллелизм — (от греч. parallelos рядом идущий) одно из истолкований психофизической проблемы, согласно к рому психическое и физическое (физиологическое) представляют собой два самостоятельных ряда процессов, неотделимых друг от друга, коррелирующих, но не… … Большая психологическая энциклопедия

Песня — Гусляры, картина В. М. Васнецова, 1899 год … Википедия

Ответ на - Психологический параллелизм это в литературе что такое?

Помощь школьнику - Психологический параллелизм это в литературе что такое?

Психологический параллелизм – это стилистический прием, суть которого заключается в сопоставлении мотивов, картин, явлений природы, человеческих поступков и отношений. То есть, любой физический феномен (к примеру, явление природы) можно сопоставить с психическим феноменом (чувством). Чаще всего психологический параллелизм можно наблюдать в фольклорных произведениях.

Параллелизм в лите­ра­ту­ре — это тож­де­ствен­ное или оди­на­ко­вое син­так­си­че­ское постро­е­ние отрез­ков тек­ста или предложений.

В худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ни­ях для созда­ния образ­ной, яркой, при­вле­ка­ю­щей вни­ма­ние чита­те­лей речи широ­ко исполь­зу­ют­ся раз­лич­ные при­е­мы и сред­ства. К образно-выразительным сред­ствам худо­же­ствен­ной речи отно­сят­ся, в первую оче­редь, тро­пы и сти­ли­сти­че­ские (рито­ри­че­ские) фигу­ры. Укажем неко­то­рые из них:

Рассмотрим одну из фигур образ­ной речи и узна­ем, что такое парал­ле­лизм в худо­же­ствен­ной литературе.

Параллелизм — это…

Вот какое опре­де­ле­ние, что такое парал­ле­лизм в лите­ра­ту­ре, дает­ся в Википедии:

Параллелизм — рито­ри­че­ская фигу­ра, пред­став­ля­ю­щая собой рас­по­ло­же­ние тож­де­ствен­ных или сход­ных по грам­ма­ти­че­ской и семан­ти­че­ской струк­ту­ре эле­мен­тов речи в смеж­ных частях речи, созда­ю­щих еди­ный поэ­ти­че­ский образ.

Параллелизм в литературе

В худо­же­ствен­ной речи парал­лель­ны­ми эле­мен­та­ми могут быть отдель­ные зву­ки, сло­ва, сло­во­со­че­та­ния, пред­ло­же­ния или части предложений.

Параллелизм тематический

Тучки небес­ные, веч­ные странники!
Степью лазур­ною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, буд­то как я же, изгнанники
С мило­го севе­ра в сто­ро­ну южную.

Синтаксический параллелизм

Синтаксический парал­ле­лизм свой­стве­нен тек­сту или его отдель­ным смеж­ным частям, в кото­рых пред­ло­же­ния, сле­ду­ю­щие друг за дру­гом, автор стро­ит по одно­му и тому же син­так­си­че­ско­му прин­ци­пу, напри­мер, соблю­дая один и тот же поря­док чле­нов предложения:

Совсем ско­ро сой­дет вода , пока­жет­ся мок­рая зем­ля . Засияет солн­це . Расцветут цве­ты . Распустятся моло­дые листи­ки (Г. Ветрова).

Синтаксический параллелизм

Полный син­так­си­че­ский парал­ле­лизм харак­те­ри­зу­ет­ся тем, что что в его соста­ве две и более син­так­си­че­ские еди­ни­цы име­ют рав­ное коли­че­ство оди­на­ко­во рас­по­ло­жен­ных компонентов:

В лоб цело­вать — забо­ту стереть.
В лоб целую.
В гла­за цело­вать — бес­сон­ни­цу снять.
В гла­за целую.

Синтаксический парал­ле­лизм быва­ет непол­ным, например:

В огром­ном горо­де моём — ночь.
Из дома сон­но­го — прочь.

Примеры синтаксического параллелизма в литературе

Когда вол­ну­ет­ся жел­те­ю­щая нива,
И све­жий лес шумит при зву­ке ветерка,
И пря­чет­ся в саду мали­но­вая слива
Под тенью сла­дост­ной зеле­но­го листка.

Тогда сми­ря­ет­ся души моей тревога,
Тогда рас­хо­дят­ся мор­щи­ны на челе, —
И сча­стье я могу постиг­нуть на земле,
И в небе­сах я вижу бога.

М. Ю. Лермонтов. Когда вол­ну­ет­ся жел­те­ю­щая нива

Я был вам зве­ня­щей струной,
Я был вам цве­ту­щей весной,
Но вы не хоте­ли цветов
И вы не рас­слы­ша­ли слов.

Как мы шли в ноч­ную сырость,
Как бежа­ли мы сквозь тьму —
Мы не ска­жем командиру,
Не рас­ска­жем никому.

М. А. Светлов. В разведке.

И молить­ся не учи меня. Не надо!
К ста­ро­му воз­вра­та боль­ше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне неска­зан­ный свет.

С. Есенин. Письмо матери.

Мы любим всё — и жар холод­ных числ,
И дар боже­ствен­ных видений,
Нам внят­но всё — и ост­рый галль­ский смысл,
И сумрач­ный гер­ман­ский гений…

Параллелизм в народной песне

Параллелизм раз­лич­ных видов харак­те­рен для уст­но­го народ­но­го твор­че­ства — народ­ной пес­ни, частуш­ки и т. д. Наиболее рас­про­стра­нен­ным видом парал­ле­лиз­ма в народ­ном твор­че­стве явля­ет­ся сопо­став­ле­ние явле­ний при­ро­ды с собы­ти­я­ми чело­ве­че­ской жизни:

Как све­тил да све­тил месяц по полуночи,
Светил в половину;
Как ска­кал да ска­кал один доб­рый молодец
Без вер­ной дружины…

Здесь син­так­си­че­ский парал­ле­лизм соче­та­ет­ся с ана­фо­рой. Понаблюдаем за исполь­зо­ва­ни­ем парал­ле­лиз­ма в народ­ной песне:

Раскудрявая берез­ка,
Ветра нет, а ты шумишь;
Ретиво моё сердечко,
Горя нет, а ты болишь…

Отрицательный параллелизм

отрицательный параллелизм

Например, чита­ем у А. С. Пушкина:

Не стая воро­нов слеталась
На гру­ды тле­ю­щих костей,
За Волгой, ночью, вкруг огней
Удалых шай­ка собиралась…

Не ветер бушу­ет над бором,
Не с гор побе­жа­ли ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит вла­де­нья свои.

Н. А. Некрасов. Мороз, Красный нос.

Не напрас­но дули ветры,
Не напрас­но шла гроза.
Кто-то тай­ным тихим светом
Напоил мои глаза.

- один из устойчивых принципов орг-ции текста и поэтич. воплощения замысла в нар. поэзии, особенно в лирич. (обрядовой и необрядовой) песне. Суть его в том, что сюжет песни строится на последоват. сопоставлении картин, мотивов, образов из мира природы и ситуаций, отношений, поступков людей. Первая, "природная" часть песни вполне условна, метафорична, ее содержание составляет эмоционально-психол. фон (и своеобразный ключ) для второй, "человеч." части: лебедушка - невеста; сокол, ястреб - молодец, жених; утушка - замужняя женщина; кукушка - вдова, тоскующая женщина; переправа через реку - брак; плавание птиц по реке - встреча молодых; отлет - разлука и т. д. П. П. уходит своими корнями в сферу древних представлений, связ. с осознанием неразделимости природы и человека, с анимистич. восприятием природы, с непосредств. перенесением на ее предметы и явления ощущения и поведения людей. В процессе ист. эволюции фольклора П. П. развивался как худож. принцип, обогащаясь, усложняясь и, в частности, дополняясь др. формами параллелизма - ритмич., муз., звук. смотреть

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ

гипотеза, согласно которой любому психическому феномену соответствует определенный физиологический феномен (в частности, нервный) и наоборот. Из этого следует, что всякий психический феномен — знак некоторого нервного феномена и наоборот. Эту теорию развивали Фешнер и Вебер, которые вывели закон соответствия между физическим и психическим чувствами (психическое чувство меняется в соответствии с логарифмом возбуждения),- Этот закон подверг критике Бергсон, подчеркнув качественное отличие между физическим и психическим состоянием (например, рукой мы чувствуем разницу в весе между 14 и 16 граммами, но не чувствуем между 14 и 15; здесь имеет место психическая прерывистость и физическая беспрерывность). Наконец, говорит Бергсон, нет никакого соотношения между человеческим восприятием голубого неба и тем количеством световых волн, которое соответствует голубому цвету; не существует общего измерения для психического факта и научного измерения возбудителя: собственно человеческое образует несводимый к чему-то другому фактор. . смотреть

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ

гипотеза, согласно которой любому психическому феномену соответствует определенный физиологический феномен (в частности, нервный) и наоборот. Из этого следует, что всякий психический феномен — знак некоторого нервного феномена и наоборот. Эту теорию развивали Фешнер и Вебер, которые вывели закон соответствия между физическим и психическим чувствами (психическое чувство меняется в соответствии с логарифмом возбуждения),Этот закон подверг критике Бергсон, подчеркнув качественное отличие между физическим и психическим состоянием (например, рукой мы чувствуем разницу в весе между 14 и 16 граммами, но не чувствуем между 14 и 15; здесь имеет место психическая прерывистость и физическая беспрерывность). Наконец, говорит Бергсон, нет никакого соотношения между человеческим восприятием голубого неба и тем количеством световых волн, которое соответствует голубому цвету; не существует общего измерения для психического факта и научного измерения возбудителя: собственно человеческое образует несводимый к чему-то другому фактор. смотреть

Читайте также: