Что такое псалмы в музыке кратко

Обновлено: 05.07.2024

И хотя среди напевов, используемых в Церкви, есть образцы, которые, возможно, никогда не будет превзойдены (грегорианские хоралы, древнерусский знаменный распев), в духе христианства – искать новые формы, которые могли бы привлекать людей к Церкви, к молитве. Так, например, знаменитый Отец Церкви преп. Ефрем Сирин полагал молитвы и псалмы на мелодии, популярные среди современных ему еретиков-последователей Вардесана.

Вне богослужения некоторые святые, например, свт. Филарет Московский, использовали музыкальные инструменты (гусли) для пения псалмов, была на Руси и традиция духовных стихов. Вряд ли эти традиции можно возродить в полной мере и тем более сделать массовыми. И, тем не менее, сегодня требуется такое исполнение псалмов, которое сможет вызвать отклик у слушателей (особенно молодежи), и воодушевить их на жизнь в согласии с заповедями.

Предлагаем ознакомиться с традициями песенного исполнения псалмов в грегорианской, византийской и древнерусской традициях, в переработке русских композиторов XIX века, например, С.В. Рахманинова; прослушать переложения псалмов для музыкальных инструментов (И. Языковой и Ю. Пастернака, общины Тезе и др.).

Имеющих дар игры на музыкальных инструментах хорошо не зарывать свой талант, не оправдываться собственным недостоинством, а научиться музыкальному исполнению псалмов или песен на тему псалмов, воспользовавшись готовыми нотами или самостоятельно положив псалмы на музыку – под гитару, флейту и т.п. Что бы ни говорилось, русский рок не может заменить песен, ясно говорящих о Боге, и ни один книжный анализ псалма не может сравниться с тем, что даст сердцу его хорошее музыкальное исполнение.

4.1. Свидетельства псалмов

4.1. Свидетельства псалмов Представители сект, считающих душу смертной, приводят в доказательство своей правоты несколько текстов Псалтири. «Первое, наиболее часто употребляемое ими место, следующее: «Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут

Типы псалмов

Типы псалмов В каждом введении в Псалтирь предпринимается своя попытка составить рубрикацию псалмов. Как правило, читать такие списки довольно скучно, но для того, кто хотел бы молиться по Псалтири, такие списки подскажут, какой псалом будет созвучен нашему духу в той или

Толкование псалмов

Толкование псалмов Отцы Церкви и церковные толкователи могут давать разные комментарии на одни и те же стихи псалма. Возьмем для примера Пс. 1:1: Блажен муж, который не ходил на собрание нечестивых, и на пути грешных не стоял, и в обществе губителей не сидел. Свт. Афанасий

Молитвы из псалмов

Молитвы из псалмов 1. Молитва о неотступной помощи БожиейНе остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене: вонми в помощь мою, Господи спасения моего (Пс 37:22–23).2. Молитва в скорбиТы ecu прибежище мое, от скорби, обдержащия мя. Радосте моя, избави мя от обышедших мя (Пс

Чин пения двенадцати псалмов

Чин пения двенадцати псалмов Как пели их преподобные отцы-пустынники днём и ночью, о чём вспоминается в книгах отеческих и в житиях и мучениях святых многих.Этот чин принёс со Святой горы преподобный Досифей, архимандрит Киево-Печерский.Священник: Благословен Бог

ПРЕЛОЖЕНИЯ ПСАЛМОВ

Псалтирь как книга псалмов

Псалтирь как книга псалмов Вероятно, Псалтирь следует рассматривать как собрание отдельных книг.1) Очевидно, что Псалтирь изначально подразделялась на различные по своему содержанию группы псалмов, напр.: Пс. 92 — 99 (прославление Царства Яхве); Пс. 112–117 (гимны спасению); Пс.

§14 Виды псалмов

§14 Виды псалмов Попытки связать каждый псалом с тем или иным событием ветхозаветной истории удавались далеко не всегда. Поэтому экзегеты обычно предпочитают рассматривать группы псалмов, связанных между собой особенностями темы и жанра. У нас начало этому методу было

Типы псалмов

Типы псалмов Можно сгруппировать псалмы в семь разных категорий. Хотя эти категории некоторым образом взаимопроникающие или имеют подгруппы, они прекрасно классифицируют псалмы и этим направляют читателя к верному использованию их. Плач (стенания) Плач составляет

Чин 12 псалмов и пения Псалтири

Из книги Псалмов

Из книги Псалмов Вступление переводчика А. Э. Графова Наша речь и весь (остающийся) культурный контент нашей жизни в огромной мере сотканы из Библии. Не только в моральном плане (это особая тема), но и лингвистически. Мы говорим словами Библии, сами того не замечая (как

ИСЛАМ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

ИСЛАМ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО Как известно, музыка есть вид художественного творчества, использующий в качестве средства отображения действительности и человеческих чувств музыкальные звуки, ну а звуки, в свою очередь, есть результаты сочетания индивидуальной

Чин пения хвалитных псалмов

Содержание изобразительных псалмов

Псалом — музыкальное произведение, основанное на тексте Псалтири.

Содержание

История

Песнопения и молитвы на ветхозавтеные тексты, авторство которых традиция приписывает второму царю Израиля Давиду, на родине легендарного царя вошли в обиход ещё задолго до рождения христианства. Пение псалмов было частью храмового ритуала; при храме состояли и участвовали в службе хор и оркестр, при этом специалисты насчитали 24 различных инструмента, упоминаемых в Ветхом Завете, — ударных, духовых и струнных [1] .

После разрушения Храма (в 70 г. н.э.), в синагогах, всё упростилось: псалмы с тех пор на протяжении многих столетий исполнялись без инструментального сопровождения [1] , в форме мелодической декламации, в унисон, и в таком виде были заимствованы древними христианами. Переведённые на греческий язык и на латынь, вместе с устоявшейся манерой исполнения (псалмодической) они легли в основу церковного богослужения.

В Европе уже в Средние века тексты псалмов подвергались поэтической обработке, а развитие музыкальной культуры отражалось на их музыкальном оформлении: с распространением полифонии в XIV веке появились многоголосные псалмы; в Германии после Реформации торжество протестантского хорала также отразилось на музыкальной обработке псалмов [2] .

С XIV века к псалмам обращались профессииональные композиторы, — к этому времени пение псалмов вышло за пределы церкви, и сочинения Жоскена Депре, польского композитора М. Гомулки и французов К. Гудимеля и К. Ле Жёна уже принадлежали внекультовой музыке. В то время как в церкви псалмы исполнялись исключительно а капелла, в домашней обстановке допускалось инструментальное сопровождение — как это изначально было принято у иудеев [2] . У протестантов инструментальные обработки псалмов в XVI веке вошли и в церковную практику.

После Реформации в Европе широкое распространение получили нелатиноязычные псалмы.

Известные псалмы

Псалом как самостоятельный жанр в христианской культуре возник ещё в Средние века, самые ранние из известных нам профессиональных обработок относятся к XIV веку.

Интерес к псалмам постепенно угасал, тем не менее и в XIX веке собственные версии псалмов представили Франц Шуберт, Феликс Мендельсон, Ференц Лист (4 псалма) и Иоганнес Брамс.

К псалмам композиторы обращались и в XX веке: Золтан Кодай, Арнольд Шёнберг, Кшиштоф Пендерецкий; сочинения для голоса и органа создал Макс Регер, одно из самых исполняемых сочинений — Симфония псалмов Игоря Стравинского [2] .

De profundis

Псало́м (греч. ψαλμός — пение под аккомпанемент струнного щипкового инструмента [1] ), р.п. псалма́, мн. псалмы́ (греч. ψαλμοί ) — жанр и форма иудейской и христианской лирической молитвословной поэзии. Сто пятьдесят псалмов составляют Псалтирь.

Структурно псалом состоит из стихов (версов, от лат. versus ), каждый из которых, как правило, распадается на два полустиха (реже на три и более). Деление псалма на стихи (и стиха на полустихи) в разных редакциях Псалтири может различаться даже в пределах одной языковой версии, например, в латинском Псалме 126:

Clementina Liber usualis
2 Vanum est vobis ante lucem surgere / surgite postquam sederitis, / qui manducatis panem doloris, / cum dederit dilectis suis somnum. 3 Ecce hereditas Domini filii, / merces fructus ventris. 3 Vanum est vobis ante lucem surgere / surgite postquam sederitis, qui manducatis panem doloris. 4 Cum dederit dilectis suis somnum. / Ecce hereditas Domini filii, / merces fructus ventris.

Поэтическая форма псалма основана на метрической организации и синтаксическом параллелизме (лат. parallelismus membrorum ), который объединяет или синонимические вариации одной и той же мысли, или две противоположные мысли (два высказывания), находящиеся в отношении восходящей градации. Некоторые филологи выделяют и другие виды параллелизма:

  • синонимический параллелизм (нем. synonymer Parallelismus ), например:

Закон Господа совершен, укрепляет душу;
откровение Господа верно, умудряет простых. (Пс 18:8)

  • полярный параллелизм (нем. polarer Parallelismus ), например:

Боже мой! я вопию днем, — и Ты не внемлешь мне,
ночью, — и нет мне успокоения. (Пс 21:3)

  • синтетический параллелизм (нем. synthetischer Parallelismus ), например:

Как юноше содержать в чистоте путь свой? —
Хранением себя по слову Твоему. (Пс 118:9)

  • антитетический параллелизм (нем. antithetischer Parallelismus ), например:

Прежде страдания моего я заблуждался;
а ныне слово Твое храню. (Пс 118:67)

  • хиастический параллелизм (нем. chiastischer Parallelismus , структурно: A — B, B' — A'), например:

Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи — утра;
более, нежели стражи — утра, да уповает Израиль на Господа. (Пс 129:6-7)

Уже не пьют вина с песнями; горька сикера для пьющих её [9] — это сказано о [музыкальных] инструментах, но голос[овое пение] разрешено [10] [11] .

В шаббат… нельзя ни хлопать в ладоши, ни хлопать по бёдрам, ни танцевать [12] .

Помимо распева целого псалма на псалмовый тон (разновидность псалмодии) отдельные их стихи у католиков распевались на более развитые (иногда чрезвычайно изысканные и сложные) мелодии. На основе таких стихов возникли самостоятельные песнопения — антифон, градуал, тракт, аллилуйя, большой респонсорий и др. При этом неизвестные мелурги [13] — авторы мелодических развитых григорианских хоралов — пользовались Псалтирью неравномерно. Одни псалмовые стихи распевались в этих жанрах многократно, по разным поводам и на разный лад (напр., Пс. 44, 68, 95, 118), другие почти (или даже вовсе) не использовались (например, Пс. 11, 13, 57, 81, 100, 130) [14] .

У гугенотов сложился свой тип псалмов, в котором основное внимание обращалось на характеристику текста. Авторами таких многоголосных песен на тексты псалмов были Клод Гудимель, Клод Лежён, Клеман Жанекен. В англиканской церкви псалмы развивались в форме антема, в лютеранстве монодические церковные песни (Kirchenlieder) на тексты псалмов (как и на другие тексты) подвергались хоровой и инструментальной обработке (известны как хоральные обработки). Распев псалмовых стихов составлял всегда существенную часть также и в богослужении Православной Церкви (см. Православная музыка, Псаломщик).

Первоначально в Италии (XVI век) многоголосные обработки псалмов были выдержаны в технике фобурдона (falsobordone) [15] . Многоголосная обработка псалмов в моноритмической (старогомофонной) фактуре и мелодической силлабике активно способствовала восприятию созвучий как аккордов и, шире, становлению гармонической тональности [16] .

С XVI века в псалмах применялись многохорность, развитая полифония, во второй половине XVI века и особенно в начале XVII века в обработках псалмов стали использоваться музыкальные инструменты, исполнение в целом приобрело концертный характер. Большое влияние на развитие псалмов оказали сочинения в этом жанре итальянских композиторов Джованни Габриели и Клаудио Монтеверди. Развитые композиторские обработки псалмов по стилю музыки сблизились с мотетом.

Читайте также: