Что такое прогресс михайловский краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

Это мнение влиятельного публициста разделяли и другие общественные деятели того времени. Сам Михайловский несомненно повлиял на последующее развитие теоретической социологии, прежде всего своей концепцией разделения труда. Ее сущность можно показать на примере рассмотрения Михайловским роли Французской революции в истории в связи с его теорией прогресса. Что она сделала, была ли она прогрессом? Безусловно, ибо она разбила прежнее обособление общественных функций, из классически разнородного сделала общество приближающимся к однородности. Она не уничтожила, правда, самого принципа эксплуатации, кооперации раздельного сотрудничества, на котором построено современное общество, это будет уничтожено лишь тогда, когда полностью в межчеловеческих отношениях восторжествует принцип простого сотрудничества. Но, не уничтожив источника эксплуатации, она нанесла ему колоссальный моральный и политический удар. Раньше правители были только правители, рабочие только рабочие, воин был только воин, в целом были управляемые и управляющие, как бы рвом отделенные один от другого. Теперь этого уже нет, ибо разделение труда между людьми уменьшилось, разделение труда между органами отдельного человека возросло. Теперь рабочие не только рабочие, но и граждане, обособлению старых общественных функций нанесен огромный удар [Колосов Е. Е. Очерки мировоззрения Н. К. Михайловского. Теория разделения труда как основа научной социологии. — СПб., 1912. — С. 117.]. И притом положение рабочих меняется в сторону врастания их в гражданское общество. Из-за фабричного станка, тем или иным способом работник может вмешиваться посредственно и непосредственно в самую гущу современной общественной жизни и жизни политической, всесторонне воспитывая свой ум и свою волю. Уменьшение разделения труда как основы общежития между людьми, повело к расширению круга лиц, приобщившихся к современной цивилизации; прогресс стал более экстенсивным. Повышение разделения труда между органами сказалось в росте потребностей каждого отдельного человека, на формуле его личной жизни; прогресс сделался более интенсивным [Там же. — С. 118.].

К началу двадцатого века скрытое недовольство рабочих своим положением стало все чаще приобретать насильственные формы, что достигло своего апогея в период первой русской революции. Российская общественность по понятным причинам хотела знать те факторы, которые вызвали беспорядки начала века. Именно в этот период появились предпосылки для последующих исследований, результаты которых появились уже в виде объективных статистических данных.

Михайловскому принадлежит заслуга разработки ряда ключевых проблем субъективной социологии. В центре всех его социологических работ находится человек, идеалом же для него является всесторонне развитая личность. Наибольший интерес для нас представляет его концепция о социальном прогрессе, которой посвящен ряд работ. И опять же главным действующим лицом выступает активная, творческая личность, которая свободна в выборе идеала и придает определенное направление развитию общества.

Содержание

Введение
Раздел 1. Идея прогресса в истории социальной мысли
Раздел 2. Н.К. Михайловский о социальном прогрессе
Заключение
Список литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Н.К. Михайловский о социальном прогрессе .rtf

Родоначальником рационалистической теории прогресса принято считать Тюрго 16 . Он первым сформулировал и обосновал данную теорию. Он утверждал, что отличие мира животных от человеческого общества состоит в том, что в первом господствуют неизменные законы, а мир людей - это мир изменчивости и новизны. Все эпохи связаны между собой, знание языка и письменности дает возможность людям передавать накопленный опыт от поколения к поколению. Человеческий род, по мнению Тюрго, рассматриваемый с философской точки зрения, с момента своего возникновения выступает как бесконечное целое. Оно, подобно индивиду, сначала пребывает на стадии младенчества, а затем прогрессивно развивается. Тюрго различал три стадии в культурном прогрессе человечества: религиозную, спекулятивную, научную. Тем самым он предвосхитил периодизацию, предложенную в последствие Сен-Симоном.

Философов и математик Кондорсе также разрабатывал теорию рационалистического прогресса 17 . Он, по мнению ученых, предложил наиболее развернутую и законченную форму данной теории. Кондорсе говорил о безграничных возможностях человеческого разума и способностей человека к совершенству. Он также отмечал, что природа не устанавливает никаких границ для возможностей человека. Единственное, что в силах остановить совершенствование человеческих возможностей - прекращение существования нашей планеты. Вся его теория проникнута оптимистическим мировоззрением и верой в бесконечность и необратимость прогресса человечества.

Сен-Симон тоже занимался теорией рационалистического подхода. В его работах идеи Тюрго и Кондорсе нашли непосредственное продолжение. По мнению Сен-Симона, прогресс есть универсальный закон природы, который управляет людьми даже независимо от их воли. Основу общественного прогресса он видел в разуме, который воплощен в научных знаниях, технических достижениях и в людях. Согласно Сен-Симону, новое общество должно быть основано на науке и следовать ряду принципов. Во-первых, принцип уважения к труду, каждый должен иметь возможность трудиться. Второй принцип говорит о важности взаимопомощи. Эти принципы являются вершиной общественного прогресса, к которой движется современное человечество 18 .

Заметим, что рационалистическая теория прогресса содержала ряд недочетов, которые впоследствии были осмысленны в истории социологии 19 . В понятии прогресса присутствует оценочный характер, поэтому мыслители стремились дать в своих определениях чисто описательную трактовку. Но явно или не явно оценочный элемент в понятии прогресса все-таки присутствовал. Теория общественного прогресса, которая, по сути, стимулировала возникновение социологии, неоднократно подвергалась критике со стороны мыслителей-социологов. Однако не следует отрицать, что рационалистическая идея была важным и необходимым этапом в становлении социологии.

Раздел 2. Н.К. Михайловский о социальном прогрессе

Что такое прогресс?, Н. К. Михайловский - рейтинг книги по отзывам читателей, краткое содержание


Автор:
Категория:

Наука и общество

О книге

Краткое содержание

Вниманию читателей предлагается книга выдающегося отечественного социолога, публициста, литературного критика Н.К.Михайловского, содержащая одну из главных его социологических статей, в которой он излагает свою знаменитую "формулу прогресса". Автор рассматривает прогресс через "призму судеб личности", в рамках своей "формулы прогресса" он исследует влияние общества на личность. Прогресс, по Михайловскому, заключается в борьбе за индивидуальность, то есть в развитии всех сил и способностей человека; целью прогресса выступает счастье личности, ее гармоническое развитие. Книга рекомендуется обществоведам, философам, всем заинтересованным читателям.

Идея прогресса в истории социальной мысли. Осмысление мыслителями различных эпох понятия прогресса и различные концепции развития общества. Исследование концепции Н.К. Михайловского о социальном прогрессе - родоначальника социологии в нашей стране.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.11.2010
Размер файла 46,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Раздел 1. Идея прогресса в истории социальной мысли

Раздел 2. Н.К. Михайловский о социальном прогрессе

Введение

Идея прогресса занимала значительное место на протяжении практически всей истории философской мысли, а также социальной. Вопрос о прогрессе включает в себя не только философскую составляющую, но и жизненные аспекты. Это вопрос о судьбах человека, человечества и всего мира в целом.

Прогресс и регресс - наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные, но вместе с тем неотделимые друг от друга понятия, взаимосвязанные тенденции развития. Прогресс - тип или направление развития сложных систем, для которого характерен переход от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. В отличие от прогресса, регресс представляет собой возвращение, движение вспять, переход от более высоких и совершенных форм к низшим и менее совершенным.

Многие мыслители различных эпох ставили перед собой задачу осмысления понятия прогресса и предлагали различные концепции развития общества. В данной работе мы приводим краткий обзор трудов великих мыслителей античности, средневековья, философов-просветителей и родоначальников социологии. Таким образом, можно проследить развитие социальной мысли относительно понятия общественного прогресса. Это позволит нам лучше понять концепцию Н.К. Михайловского о социальном прогрессе. Во втором разделе проводится анализ ряда его работ, с целью изучения взгляда мыслителя на данную проблему.

. Вот почему его труды оказывали столь большое влияние на молодежь и интеллигенцию XIX века.

Михайловскому принадлежит заслуга разработки ряда ключевых проблем субъективной социологии. В центре всех его социологических работ находится человек, идеалом же для него является всесторонне развитая личность. Наибольший интерес для нас представляет его концепция о социальном прогрессе, которой посвящен ряд работ. И опять же главным действующим лицом выступает активная, творческая личность, которая свободна в выборе идеала и придает определенное направление развитию общества.

Раздел 1. Идея прогресса в истории социальной мысли

Идея социального прогресса не нова. К данному вопросу обращались многие мыслители - от Гераклита и Эмпедокла до К. Маркса и Ф. Энгельса Спиркин А.Г. Философия. М., 2002. С. 720. . В истории социальной мысли, пожалуй, не было ни одного крупного мыслителя, который не затронул бы проблемы социального прогресса. Они по-разному трактовали его, предлагали различные критерии и подходы к его рассмотрению.

Критерии прогресса, выдвигавшиеся на первое место разными авторами, можно объединить в несколько групп. Первая группа - движение человечества к конечному искуплению грехов - событию, время и формы которого заранее определены Богом, в момент создания им мира (блаженный Августин). Повышение уровня господства человека над природой - вторая группа - сюда относится также соответствующие достижение определенного уровня изобилия в обществе. (Уайт). Третья группа - достижение принципиально новых уровней познания природы и общества (О. Конт). Еще одна группа - достижение некоторого оптимального состояния общества и его социальной структуры: материального и политического равенства граждан, формирование наиболее соответствующих природе человека форм общности людей - равенства, справедливости (К.Маркс). И последняя группа включает в себя создание идеальных условий для саморазвития свободы, выбора и равных жизненных возможностей (Михайловский) Сорвин К.В. Основы социологии. Курс лекций. М., 2000. С. 163. .

Как видно из названия эпохи, просветители занимались распространением просвещения среди народных масс. Они боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между богатыми и бедными. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства. Развитие и распространение знания рассматривалось как постепенный и накопительный процесс.

Рассмотрим взгляды двух выдающихся мыслителей XVIII века - Вольтера и Руссо. Оба философа отрицали существование общественного прогресса. Жан Жак Руссо хотя и размышлял о прогрессе, но считал, что он не может охватывать все общество в целом. Если люди выигрывают в одном отношении, то непременно теряют в каком-то другом. Вольтер также не признавал общественного прогресса, утверждая, что мир будет всегда таким, как теперь. Подобно Вольтеру, многие другие мыслители скептически относились к идее прогресса История социологии (XIX- первая половина XX века) / под общ. ред. В.И. Добренькова. М., 2004. Кн.1.С.40-41. .

Родоначальником рационалистической теории прогресса принято считать Тюрго Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 2001. С. 102. . Он первым сформулировал и обосновал данную теорию. Он утверждал, что отличие мира животных от человеческого общества состоит в том, что в первом господствуют неизменные законы, а мир людей - это мир изменчивости и новизны. Все эпохи связаны между собой, знание языка и письменности дает возможность людям передавать накопленный опыт от поколения к поколению. Человеческий род, по мнению Тюрго, рассматриваемый с философской точки зрения, с момента своего возникновения выступает как бесконечное целое. Оно, подобно индивиду, сначала пребывает на стадии младенчества, а затем прогрессивно развивается. Тюрго различал три стадии в культурном прогрессе человечества: религиозную, спекулятивную, научную. Тем самым он предвосхитил периодизацию, предложенную в последствие Сен-Симоном.

Философов и математик Кондорсе также разрабатывал теорию рационалистического прогресса Воронцов А.В., Громов А.И. История социологии XIX-XX вв. М., 2005. Ч. 2. С. 46. . Он, по мнению ученых, предложил наиболее развернутую и законченную форму данной теории. Кондорсе говорил о безграничных возможностях человеческого разума и способностей человека к совершенству. Он также отмечал, что природа не устанавливает никаких границ для возможностей человека. Единственное, что в силах остановить совершенствование человеческих возможностей - прекращение существования нашей планеты. Вся его теория проникнута оптимистическим мировоззрением и верой в бесконечность и необратимость прогресса человечества.

Сен-Симон тоже занимался теорией рационалистического подхода. В его работах идеи Тюрго и Кондорсе нашли непосредственное продолжение. По мнению Сен-Симона, прогресс есть универсальный закон природы, который управляет людьми даже независимо от их воли. Основу общественного прогресса он видел в разуме, который воплощен в научных знаниях, технических достижениях и в людях. Согласно Сен-Симону, новое общество должно быть основано на науке и следовать ряду принципов. Во-первых, принцип уважения к труду, каждый должен иметь возможность трудиться. Второй принцип говорит о важности взаимопомощи. Эти принципы являются вершиной общественного прогресса, к которой движется современное человечество Спиркин А.Г. Философия. М., 2002. С. 123. .

Заметим, что рационалистическая теория прогресса содержала ряд недочетов, которые впоследствии были осмысленны в истории социологии Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 2001. С. 105. . В понятии прогресса присутствует оценочный характер, поэтому мыслители стремились дать в своих определениях чисто описательную трактовку. Но явно или не явно оценочный элемент в понятии прогресса все-таки присутствовал. Теория общественного прогресса, которая, по сути, стимулировала возникновение социологии, неоднократно подвергалась критике со стороны мыслителей-социологов. Однако не следует отрицать, что рационалистическая идея была важным и необходимым этапом в становлении социологии.

Раздел 2. Н.К. Михайловский о социальном прогрессе

Как и многие социологи XIX века Михайловский был эволюционистом и пытался найти ответы на вопросы: что есть прогресс, каковы его критерии, каково общее направление движения прогресса. В разное время он дал несколько определений прогрессу, не заботясь о соотнесение их друг с другом Култыгин В.П. История российской социологии. М., 1994. С. 92.

Н.К. Михайловский полагал, что разделение труда является основой социальной дифференциации общества. Возникающие социальные группы можно охарактеризовать рядом черт, а именно - наличие функций, разделение прав и обязанностей, несовпадение частных целей, разнородность нравов и обычаев. Михайловский выделял два вида способов, по средствам которых формируются социальные группы: простая кооперация (сотрудничество) и сложная Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993. С. 121-122. . Рассмотрим эти виды подробнее.

Первый тип является исторически более ранним и включает в себя первобытную общину и начальную эпоху варварства. Его можно охарактеризовать следующим образом: деятельность людей носит относительно недифференцированный характер, отсюда сходные общественные функции и интересы, также можно отметить развитую солидарность, взаимопомощь, единство целей. Данный вид кооперации представляет собой форму естественного разделения труда, что способствует формированию общей цели и росту взаимопонимания. Общественное и индивидуальное сознание нераздельны. В социально однородной среде происходит индивидуализация человека, здесь происходит полноценное физическое развитие, личность не подавляется коллективностью, что позволяет ей, становится активным началом общественной жизни. Михайловский отдает предпочтение именно простой форме кооперации, потому как она наиболее приближена к его представлениям об общественном идеале Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993. С. 123. .

Н.К. Михайловский в своих рассуждениях руководствовался нравственно-этическими принципами, что позволило ему выделить простую кооперацию, как наиболее удачную форму объединения общества. Михайловский сформулировал определяющие основы современного общежития - необходимость предоставления индивиду большей свободы, самостоятельности, стремление к взаимоуважению и сотрудничеству. При этом действия и побуждения самой личности также должны основываться на нравственных формах и устоях. Возможно, многие из вышеупомянутых принципов кажутся сегодня идеальными, но именно от действий ныне живущих людей зависит их реальное воплощение и будущее в целом.

Михайловский внес огромный вклад в развитие субъективного метода, и, в целом, зарождающийся в нашей стране социологии. В центре его социологических размышлений находится человек - творчески активная личность, которая способна осуществлять изменения в обществе. Его идея о необходимость всестороннего развития личность и постоянного совершенствования можно рассматривать как определяющие принципы развития современного человека.

Некоторые исследователи полагают, что Михайловский создал особый вид критики, который трудно отнести к каком-либо типу. Его волновало все, что происходит в русском обществе, как в сфере научной мысли, так и в простом житейском плане. Михайловским было написано множество критических статей, относящихся не только к произведениям русских мыслителей, но также и к зарубежным. Можно сказать, что его концепция социального прогресса построена как раз на критическом осмыслении трудов Дарвина, Спенсера и Дюркгейма.

Во многом сохраняет свое теоретическое и практическое значение критика Михайловского работ Г.Спенсера, которая направлена на то, что органическая теория не выделяет различий между развитием общества и природы. По Михайловскому, в основе развития общества лежат не биологические, а социальные процессы, а именно: разделение труда, борьба нового уклада жизни со старым, передовые идеи и общественные идеалы. Отметим, что теория разделения труда занимает важное место в работах Михайловского. Но и здесь не обошлось без критики, она была направлена на теорию Дюркгейма, который, по мнению Михайловского, рассматривал разделение труда лишь в общем аспекте.

Исследователи и критики признают противоречивость работ Михайловского. Главная причина тому - трудность в систематизации его многочисленных трудов. Многие его идеи кажутся утопичными. Но в центре всех работ Михайловского находился человек, а главными категориями являлись понятия: взаимопомощь, общественная солидарность, альтруизм. Счастье отдельной личности он считал целью социального прогресса. На наш взгляд, это и составляет главную ценность его работ.

Список литературы

1. Антонова О.Г. Отечественная социология о социальном прогрессе/ под ред. проф. А.Д. Крахмалевой. Саратов, 2001.

2. Барулин В.С. Социальная философия. М., 2000.

3. Блохин В.В. Историческая концепция Николая Михайловского (к анализу мировоззрения российской народнической интеллигенции XIX века). М., 2001.

4. Воронцов А.В., Громов А.И. История социологии XIX-XX вв. М., 2005. Ч. 2.

5. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX вв. М., 1995.

6. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 2001.

7. Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли. М., 1997. Т. 2.

8. Кареев Н. И. Памяти Н. К. Михайловского как социолога // Русское богатство. 1904. Вып. 3.

9. Кареев Н.И. Конт как основоположник социологии // Памяти Белинского. СПб, 1899. Вып. 2.

10. Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб, 1996.

11. Кареев Н.И. Социальная проблема прогресса // Социология в России XIX - нач. XX вв. М, 2001. Вып. 3.

12. Кареев Н.И. Философия, история и теория прогресса // Историко-философские и социологические этюды. СПб., 1899.

13. Кукушкина Е.И. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца XX века). М., 2004.

14. Култыгин В.П. История российской социологии. М., 1994.

15. Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993.

16. Миронов В.В. Философия. М., 2005.

17. Михайловский Н.К. Герои и толпа: избранные труды по социологии. СПб., 1898. Т. 1.

18. Михайловский Н.К. Полное собрание сочинений. Теория Дарвина и общественные науки / под ред. Е.Е. Колосовой. СПб., 1913. Т. 1.

19. Михайловский Н.К. Последние сочинения. СПб., 1905, Т. 1.

20. Михайловский Н.К. Что такое прогресс? // Социология в России XI - начала ХХ веков. М., 2001. Вып. 3.

22. Пустарнаков В.Ф. Философия Просвещения в России и во Франции: опыт сравнительного анализа. М., 2001.

23. Сорвин К.В. Основы социологии (курс лекций). М., 2000.

24. Спиркин А.Г. Философия. М., 2002.

25. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. М., 1997 г.

Как видно из названия эпохи, просветители занимались распространением просвещения среди народных масс. Они боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между богатыми и бедными. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства. Развитие и распространение знания рассматривалось как постепенный и накопительный процесс.

Рассмотрим взгляды двух выдающихся мыслителей XVIII века – Вольтера и Руссо. Оба философа отрицали существование общественного прогресса. Жан Жак Руссо хотя и размышлял о прогрессе, но считал, что он не может охватывать все общество в целом. Если люди выигрывают в одном отношении, то непременно теряют в каком-то другом. Вольтер также не признавал общественного прогресса, утверждая, что мир будет всегда таким, как теперь. Подобно Вольтеру, многие другие мыслители скептически относились к идее прогресса 1 .

Родоначальником рационалистической теории прогресса принято считать Тюрго 3 . Он первым сформулировал и обосновал данную теорию. Он утверждал, что отличие мира животных от человеческого общества состоит в том, что в первом господствуют неизменные законы, а мир людей – это мир изменчивости и новизны. Все эпохи связаны между собой, знание языка и письменности дает возможность людям передавать накопленный опыт от поколения к поколению. Человеческий род, по мнению Тюрго, рассматриваемый с философской точки зрения, с момента своего возникновения выступает как бесконечное целое. Оно, подобно индивиду, сначала пребывает на стадии младенчества, а затем прогрессивно развивается. Тюрго различал три стадии в культурном прогрессе человечества: религиозную, спекулятивную, научную. Тем самым он предвосхитил периодизацию, предложенную в последствие Сен-Симоном.

Философов и математик Кондорсе также разрабатывал теорию рационалистического прогресса 1 . Он, по мнению ученых, предложил наиболее развернутую и законченную форму данной теории. Кондорсе говорил о безграничных возможностях человеческого разума и способностей человека к совершенству. Он также отмечал, что природа не устанавливает никаких границ для возможностей человека. Единственное, что в силах остановить совершенствование человеческих возможностей – прекращение существования нашей планеты. Вся его теория проникнута оптимистическим мировоззрением и верой в бесконечность и необратимость прогресса человечества.

Сен-Симон тоже занимался теорией рационалистического подхода. В его работах идеи Тюрго и Кондорсе нашли непосредственное продолжение. По мнению Сен-Симона, прогресс есть универсальный закон природы, который управляет людьми даже независимо от их воли. Основу общественного прогресса он видел в разуме, который воплощен в научных знаниях, технических достижениях и в людях. Согласно Сен-Симону, новое общество должно быть основано на науке и следовать ряду принципов. Во-первых, принцип уважения к труду, каждый должен иметь возможность трудиться. Второй принцип говорит о важности взаимопомощи. Эти принципы являются вершиной общественного прогресса, к которой движется современное человечество 2 .

Заметим, что рационалистическая теория прогресса содержала ряд недочетов, которые впоследствии были осмысленны в истории социологии 3 . В понятии прогресса присутствует оценочный характер, поэтому мыслители стремились дать в своих определениях чисто описательную трактовку. Но явно или не явно оценочный элемент в понятии прогресса все-таки присутствовал. Теория общественного прогресса, которая, по сути, стимулировала возникновение социологии, неоднократно подвергалась критике со стороны мыслителей-социологов. Однако не следует отрицать, что рационалистическая идея была важным и необходимым этапом в становлении социологии.

Раздел 2. Н.К. Михайловский о социальном прогрессе

Н.К. Михайловский полагал, что разделение труда является основой социальной дифференциации общества. Возникающие социальные группы можно охарактеризовать рядом черт, а именно – наличие функций, разделение прав и обязанностей, несовпадение частных целей, разнородность нравов и обычаев. Михайловский выделял два вида способов, по средствам которых формируются социальные группы: простая кооперация (сотрудничество) и сложная 2 . Рассмотрим эти виды подробнее.

Первый тип является исторически более ранним и включает в себя первобытную общину и начальную эпоху варварства. Его можно охарактеризовать следующим образом: деятельность людей носит относительно недифференцированный характер, отсюда сходные общественные функции и интересы, также можно отметить развитую солидарность, взаимопомощь, единство целей. Данный вид кооперации представляет собой форму естественного разделения труда, что способствует формированию общей цели и росту взаимопонимания. Общественное и индивидуальное сознание нераздельны. В социально однородной среде происходит индивидуализация человека, здесь происходит полноценное физическое развитие, личность не подавляется коллективностью, что позволяет ей, становится активным началом общественной жизни. Михайловский отдает предпочтение именно простой форме кооперации, потому как она наиболее приближена к его представлениям об общественном идеале 1 .

Читайте также: