Что такое профессиональная двигательная подготовка молодежи к труду кратко

Обновлено: 02.07.2024

1. Краткая историческая справка о направленном использовании физических упражнений для подготовки к труду.

2. Назначение и задачи ППФП.

3. Место ППФП в системе физического воспитания студентов.

4. Факторы определяющие содержание ППФП

а) основные факторы

б) дополнительные факторы

5. Организация и формы ППФП.

6. Основы методики, организация и формы ППФП в вузе.

7. Педагогический контроль в ППФП

Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2002. - 448 с.

Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 312 с.

Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 480 с.

Профессионально-прикладная физическая подготовка: Методическое пособие в помощь студентам для сдачи экзамена по физической культуре / Кафедра физ. культуры, 2002. - 38 с.

  1. Краткая историческая справка о направленном использовании физических упражнений для подготовки к труду

Физическое воспитание всегда было одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и приспособления к социальной среде. Игровое воспроизведение охоты, трудовых процессов в древних ритуальных состязаниях — один из способов совершенствования трудовых навыков и физического воспитания молодежи на начальных стадиях развития человеческого общества. Со временем люди перешли от простого копирования физических нагрузок и технических приемов трудовых процессов в простейших играх к более широкой тематике игр с определенными правилами и к созданию искусственных спортивно-игровых снарядов — элементов современной физической культуры и спорта.

Параллельно развивалась и военно-прикладная физическая подготовка, которая проводилась для определенных слоев общества и особенно четко просматривалась при рабовладельческом и феодальном строе. Она оказала некоторое влияние на содержание и методику прикладной физической подготовки человека к труду.

В позднем средневековье элементы психофизической подготовки к профессиональному труду уже присутствуют в ряде систем воспитания и образования молодежи. На роль физических упражнений в подготовке подрастающего поколения к труду обращали внимание выдающиеся педагоги XV—XIX вв. Франсуа Рабле (1494—1553), Джон Локк (1632-1704), Иоганн Песталоцци (1746-1827), Иоганн Густс-Мутс (1756-1839), Жорж Домени (1850-1917).

Именно в этот период возникало и формировалось самостоятельное направление в изучении психофизических возможностей человека с целью наиболее продуктивного его использования и определенном производстве.

В 20—30-х гг. XX в. в нашей стране была опубликована серия работ, в которых рассматривались вопросы направленного использования средств физической культуры для быстрого и качественного освоения трудовых навыков, повышения эффективности труда, активного отдыха и профилактики профессиональных заболеваний. В последующие годы этот опыт нашел применение при разработке основ научной организации труда и, в частности, при формировании самостоятельного направления — специальной психофизической подготовки человека кконкретному виду профессионального труда. В теории и практике физического воспитания такая специальная подготовка получила название профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки

Профессионалъно-прикладная физическая подготовка (ППФП) собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии.

Основное назначение ППФП — направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда.

Все сказанное свидетельствует о том, что в ППФП наиболее конкретно воплощается в один из важнейших принципов педагогической системы — принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности.

Каждая профессия предъявляет к человеку специфические требования и часто очень высокие к его физическим и психическим качествам, прикладным навыкам. В связи с этим возникает необходимость профилирования процесса физического воспитания при подготовке молодежи к труду, сочетания общей физической подготовки со специализированной — профессионально-прикладной физической подготовкой.

Следует подчеркнуть, что общая физическая подготовка создает основные предпосылки для успешной профессиональной деятельности, опосредованно проявляясь в ней через такие факторы физической работоспособности, как состояние здоровья, уровень физического развития, уровень аэробной и анаэробной мощности функциональных систем организма, силы и мышечной выносливости и др. Поэтому ОФП служит основой ППФП.

Задачи и содержание любого вида профессионально-прикладной физической подготовки могут быть определены, если известны объективные требования профессии к человеку. Вот почему научно-теоретическое обоснование ППФП, прежде всего, связано с изучением факторов профессиональной деятельности и ее условий, преимущественно обусловливающих требования к физической и другим сторонам прикладной подготовленности человека (к определенным двигательным и психическим качествам, функциональной устойчивости организма к внешним воздействиям, овладению прикладным умениями, навыками и связанными с ними знаниями).

Трудовая деятельность человека основывается на постоянном приеме и анализе информации о выполняемых действиях и внешней среде. Прием этой информации связан с преобладающей загрузкой определенных анализаторов (зрительного, слухового, двигательного и др.) и сопряжен с такими психическими процессами, как внимание, память, оперативное мышление, нервно-эмоциональное напряжение и пр. Причем особенности психических процессов во многом зависят от характера, объема поступающей информации и условий ее восприятия человеком при трудовых действиях. Имеется в виду модальность, виды, интенсивность сигналов и изменение их интенсивности, количество поступающей информации в единицу времени; условия восприятия (лимит времени, восприятие при движении объекта или субъекта труда, при помехах и пр.).

Изучая указанные признаки, степень их выраженности (критические значения) в конкретной профессиональной деятельности (например, операторов, водителей автотранспорта), возможно, установить ее специфические требования к психическим и двигательным качествам человека.

Другим определяющим объективным фактором ППФП является характер рабочих движений. Его выделение основывается на анализе структуры двигательной деятельности в процессе труда. В трудовых действиях посредством их двигательных компонентов — рабочих движений происходит преобразование предмета труда через орудия труда и достигается поставленная цель. Причем многим видам деятельности присуща повторяемость действий, так как многократно выполняется одна и та же трудовая задача. Вследствие этого рабочие движения в своей массе стереотипны и в то же время качественно разнообразны.

Специфические требования профессии к физической подготовленности человека вызываются также особыми внешними условиями деятельности. Под ними подразумевается сопутствующее действие факторов, усложняющих осуществление трудового процесса и при некоторых видах работ, требующих владения прикладными двигательными умениями и навыками.

Неблагоприятные внешние условия, включая и производственные (гипокинезия, неудобная рабочая поза, нагревающий микроклимат, укачивание и пр.), вызывают дополнительное напряжение функций организма и ухудшают параметры рабочих движений. В таблице №1 представлены некоторые данные об изменениях в состоянии организма и двигательной деятельности в процессе труда под влиянием различных отрицательно действующих факторов.

Таблица №1

Изменения в состоянии организма и двигательной деятельности в процессе труда под влиянием отрицательно действующих факторов

Умственное утомление Физическое утомление Гиподинамия, гипокинезия Нахождение на высоте в условиях ограниченной опоры Статическое напряжение мышц Отрицательные эмоциональные нагрузки Высокая температура
Ухудшение внимания, увеличение времени двигательной реакции, снижение умственной и физической работоспособности Нарушение точности дозирования мышечных усилий, воспроизведения интервалов времени реагирования на движущийся объект, снижение физической работоспособности Нарушение точности и быстроты действий, снижение умственной и физической работоспособности Значительное нервно-психическое напряжение в связи с непрерывным контролем за положением собственного тела в пространстве; увеличение суммарной амплитуды тремора и ЧСС, ухудшение функционирования двигательного анализатора; проявление отрицательных эмоций Нарушение точности движений вследствие усиления проприоцептивной импульсации, увеличение времени реакции Ухудшение координации и точности движений, несоразмерность усилий, понижение способности сохранять равновесие Сдвиги в работе терморегуляторного аппарата, напряжение сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма человек; отмечается послерабочее снижение мышечной выносливости к статическому напряжению, уменьшение объема внимания

Воздействие некоторых факторов среды на человека носит экстремальный характер. В подобных условиях профессиональная деятельность протекает на фоне эмоциональных напряжений и иных стрессовых явлений, а также требует мобилизации функциональных резервов организма.

В процессе многолетней трудовой деятельности формируется профессиональный тип личности, характеризующийся определенными чертами и ценностными ориентациями, специфической структурой психических и физических качеств.

Итак, цель ППФП - психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Чтобы достичь эту цель, необходимо создать у будущих специалистов психофизические предпосылки и готовность:

· к ускорению профессионального обучения;

· к достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;

· к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия;

· к использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;

· к повышению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.

Задачи ППФП. ППФП призвана адаптировать, готовить человека не вообще к труду, а к избранному виду трудовой деятельности. Поэтому ее задачи можно назвать специфическими, а направленность их определяется требованиями конкретной профессии и состоят они в том, чтобы:

· формировать необходимые прикладные знания;

· осваивать прикладные умения и навыки;

· воспитывать прикладные психофизические качества;

· воспитывать прикладные специальные качества.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в процессе ППФП обеспечивается наряду со специфическим тренировочным эффектом в известной степени и генерализованный эффект. Параллельно происходит общее укрепление организма и здоровья человека, повышается уровень его всестороннего физического развития.

Всестороннее воспитание физических способностей и систематическое обогащение фонда двигательных умений и навыков гарантируют общие предпосылки продуктивности любой деятельности, в том числе и профессиональной.

Задачи ППФП обобщенно можно сформулировать следующие образом:

Ø направленное развитие физических способностей, специфических для избранной профессиональной деятельности;

Ø воспитание профессионально важных для данной деятельности психических качеств (волевых, оперативного мышления качеств внимания, эмоциональной устойчивости, быстроты восприятия и др.);

Ø формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков (связанных с особыми внешними условиями будущей трудовой деятельности, в том числе сенсорных навыков);

Ø повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов специфических условий трудовой деятельности (гипокинезия, высокая и низкая, температура и перепады температуры окружающей среды, нахождение на большой высоте, укачивание, действие токсических веществ и др.);

Перечисленные педагогические задачи должны быть конкретизированы с учетом особенностей изучаемой профессии. Не все из указанных задач ППФП будут также предусматриваться, ибо это определяется конкретной спецификой профессии. Выполнение задач должно обеспечивать необходимый уровень профессионально-прикладной физической подготовленности.

Место ППФП в системе физического воспитания студентов

Профессионально-прикладная физическая подготовка должна опираться на хорошую общефизическую подготовленность студентов. Соотношение общей физической и профессионально-прикладной подготовки может изменяться в зависимости от профессии. На рис. 1 представлена теоретическая схема возможных вариантов такого различия. Для представителей гуманитарных профессий хорошей общей физической подготовки почти достаточно, чтобы иметь психофизическую готовность к будущей профессии (первый вариант на схеме). Хотя в последних исследованиях физиологов труда отмечается, что возможные головокружения, раннее проявление остеохондроза шейного отдела позвоночника у многих представителей умственного труда возникают от детренированности вестибулярного аппарата, от длительного неподвижного наклона головы вперед. Все это требует знаний и навыков самостоятельного применения специально подобранных физических упражнений для профилактики или лечения этих неблагоприятных явлений

Между первым и третьим вариантами в различных объемах прикладных знаний, умений, физических и специальных качеств располагаются проекции ППФП будущих специалистов по множеству профессий.

Граница общей физической подготовки

Рис 1. Схема вероятных вариантов соотношений общей физической подготовки и ППФП в процессе физического воспитания студентов, обучающихся по различным специальностям.

Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специальный вид физического воспитания, направленный на формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности.

С помощью средств ППФП формируются и совершенствуются различные профессионально важные сенсорные, умственные, двигательные, организаторские навыки, приобретаются знания и умения в области физической культуры, обеспечивается высокий уровень функционирования и надежности всех основный органов, систем, психических процессов человеческого организма.

Введение ППФП в практику физического воспитания обучающихся создаёт предпосылки для сокращения сроков профессиональной адаптации, повышения профессионального мастерства, достижения высокой работоспособности и производительности труда. ППФП эффективно содействует укреплению здоровья, повышению устойчивости к заболеваниям, снижению травматизма.

Основными факторами, определяющими общую направленность, задачи и содержание ППФП, являются:

  • характер, объём поступающей информации и условия её восприятия работниками в процессе трудовой деятельности;
  • характер основных двигательных действий;
  • особые внешние условия профессиональной деятельности.

Для того чтобы практически осуществить общую направленность ППФП на формирование и совершенствование специфических физических способностей, необходимо иметь достаточно полные данные о профессии. К ним относятся характеристики собственно производственных движений и действий.

После того как выяснены профессионально важные физические способности и определены специфические профессиональные двигательные навыки, подбирают наиболее эффективные средства, содействующие развитию этих качеств. При подборе средств нужно учитывать , чтобы данное упражнение по возможности действовало комплексно: решало несколько задач одновременно, развивало физические способности, формировало двигательный навык, способствовало совершенствованию функций организма, его возможности противодействовать влиянию неблагоприятных факторов внешней среды.

При проведении данного урока во внимание принималась подготовленность обучающихся, учитывается двигательный опыт, накопленный ребятами в период учебы на предыдущих уроках физической культуры в профессиональном училище. Акцент делается на хорошо и удовлетворительно подготовленных обучающихся.

Тип урока: Урок комбинированный, в нем решаются задачи совершенствования физических качеств с направленным развитием двигательных способностей, упражнениями с нестандартным оборудованием.

В подготовленной части урока, подобраны упражнения, которые способствуют решению общих задач урока. Так, с помощью строевых упражнений успешно решаются задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа, дисциплины и организации, формирования осанки. Комплекс ОРУ направлен на выполнение разминки, для восстановления возможной подвижности в сочленениях, обеспечения готовности двигательного аппарата к действиям, требующим от занимающихся значительных мышечных усилий. Подобранные упражнения оказывают разностороннее воздействие на обучающихся, а также локальное влияние на те группы мышц, которые будут участвовать в работе, при выполнении упражнений в основной части урока. Предпочтение отдано упражнениям, которые развивают и совершенствуют у обучающихся внимание, силу, силовую выносливость, координацию движений, которые необходимы им для успешного овладения умениями и навыками в освоении будущей профессией. Для подготовительной части наиболее, целесообразна фронтальная форма организации, которая позволяет всему составу занимающихся, выполнять одни и те же упражнения, в одном ритме под счет.

При выполнении ОРУ используется метод целостного выполнения упражнений. С целью привлечения внимания, считаю наиболее целесообразным сопровождать обучение показом и рассказом. В основной части урока предусматривается групповая форма организация. Группа выполняет упражнения на развитие физических качеств (силы, силовой выносливости, координационные способности) определяется место работы, материально-техническое обеспечение. Порядок работы в группе сводится к последовательному выполнению заданного упражнения каждым занимающимся.

Для успешного обучения данным упражнениям большое значение имеет грамотное объяснение техники, четкий показ упражнения.

Эти упражнения представляют собой упрощенные варианты изучаемых действий, создают адаптивное выполнение, при использовании которого воспитывается отношение к физическим упражнениям и труду, что помогает привить устойчивый интерес к занятиям с направленным развитием двигательных способностей согласно выбранной профессии. Упражнения выполняются со строгим дозированием физической нагрузки. Выполнение упражнений в основной части направленно на стабилизацию и совершенствование техники ранее изученных движений, развития физических способностей, что создает базу для последующего обучения новым двигательным действиям. Это достигается в результате целостного повторения упражнений под руководством преподавателя.

Роль преподавателя в данном случае подводится к контролю и управлению ходом обучения, важными здесь становятся самоконтроль и самооценка обучающимися собственных действий.

В заключительной части подобраны приёмы приведения организма из возбуждённого в относительно спокойное состояние и способствующие переходу к последующей учебной деятельности.

Подготовка мест занятий, оборудования и инвентаря производится заблаговременно.

Для обучающихся освобождённых по состоянию здоровья предлагается тест для контроля знаний по теории физической культуры и спорта.

План-конспект урока ППФП (юноши)

Цель урока: Совершенствование двигательных качеств обучающихся согласно выбранной профессии.

Задачи урока:

  • Обучение регулированию уровня физической нагрузки.
  • Развитие силы, силовой выносливости, координационных способностей.
  • Воспитание волевых качеств и устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом.

Тип урока: Комбинированный.

Вид урока: Учебно-тренировочный.

Форма проведения: Практическое занятие.

Метод проведения: Фронтальный, поточный.

Технология: Технология физического воспитания с направленным развитием двигательных способностей.

Оборудование и инвентарь: гимнастические скамейки – 2 шт.; скакалки – 18 шт.; гимнастические коврики – 18 шт.; нестандартный спортивный инвентарь – гантели весом 10 кг – 18 шт.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ППФП (Профессионально – прикладная физическая культура)

Цель ППФП - психофизиологическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Чтобы цель была достигнута, необходимо создать у будущих специалистов психофизиологические предпосылки готовности:

к ускорению профессионального обучения;

к достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;

к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечения профессионального долголетия;

к использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;

к выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональный коллектив;

ППФП призвана адаптировать, готовить человека не вообще к труду, а к избранному виду трудовой деятельности при одновременном общем укреплении организма и здоровья человека, повышении уровня его всестороннего физического развития. Конкретные задачи профессионально-прикладной физической подготовки студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности. Они состоят в том, чтобы формировать необходимые прикладные знания, осваивать прикладные умения и навыки, воспитывать прикладные психофизические качества и специальные прикладные качества.

Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью и приобретаются во время учебных занятий, а также путем самостоятельного изучения литературы. Важен тот факт, что знания о закономерностях повышения спортивной работоспособности имеют единую психофизиологическую основу с знаниями о достижении и поддержании высокой профессиональной работоспособности человека в сфере труда.

Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач. Естественно, что этими умениями и навыками лучше владеет человек, занимавшийся прикладны ми видами спорта.

Прикладные физические качества – это быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость. Они необходимы во многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для качественного выполнения работы необходимы или повышенная общая выносливость, или быстрота, или сила отдельных групп мышц, или ловкость. Заблаговременное акцентированное формирование этих прикладных качеств в процессе физического воспитания до профессионально требуемого уровня и является одной из задач ППФП.

Прикладные психические качества и свойства личности , необходимые будущему специалисту, могут формироваться и на учебно-тренировочных занятиях и самостоятельно. На спортивных тренировках, при регулярных самостоятельных занятиях физической культурой могут быть созданы условия для воспитания смелости, мужественности, чувства коллективизма. Направленным подбором упражнений, выбором видов спорта, спортивных игр можно акцентированно воздействовать на человека, способствуя формированию конкретных психических качеств и свойств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности. Так, особенно ярко, мужество, самоотверженность, дисциплинированность проявляются в двигательных действиях по гимнастике, единоборствах, плавании и т.д. В циклических видах спорта, в видах двигательных действий, связанных с развитием общей скоростной и силовой выносливости, формируются терпение, упорство, настойчивость и целеустремленность. Например, многие строительные профессии требуют от специалистов хороших координационных способностей, развитого чувства равновесия, силы, умения работать на большой высоте. Естественно, что эти способности лучше развивать заблаговременно, на занятиях физической культурой и спортом. Кроме того, воспитанная в спортивной деятельности привычка соблюдать установленные нормы и правила поведения переносятся в повседневную жизнь и профессиональную деятельность.

Прикладные специальные качества – это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней с реды. Такие способности можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат, укреплением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость.

Задачи и содержание любого вида профессионально-прикладной физической подготовки могут быть определены, если известны объективные и субъективные требования профессии к человеку. Поэтому научно-теоретическое обоснование ППФП, прежде всего, связано с изучением факторов профессиональной деятельности и ее условий, то есть требований профессии к определенным двигательным и психическим качествам, функциональной устойчивости организма к внешним воздействиям, овладению прикладными умениями, навыками и связанными с ними знаниями.

К таким факторам относятся следующие:

1) формы (виды) труда специалистов конкретного профиля;

2) условия и характер труда;

3) режим труда и отдыха;

4) особенности динамики работоспособности специалиста в процессе труда и специфика профессионального утомления и заболеваемости.

Дополнительными факторами, определяющим содержание профессионально-прикладной физической подготовки, являются индивидуальные особенности будущих специалистов, а также климатические условия региона, где предстоит работать и жить. Изучение факторов, влияющих на жизнедеятельность специалистов в сфере труда, психофизических процессов, сопровождающих различные виды профессиональной деятельности, позволяют выявить тот самый объем и перечень необходимых прикладных знаний, умений и навыков, физических и специальных качеств, которые обеспечивают надежность и успешность профессиональной деятельности.

Профессионально-прикладная физическая подготовка должна строиться на основе и в единстве с общей физической подготовкой. Подбор средств ППФП должен производиться с учетом особенностей учебного процесса на конкретном факультете и специфики будущей профессиональной деятельности студентов. В числе таковых могут быть: прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта; прикладные виды спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП.

В качестве средств ППФП в практике широко применяются упражнения профессионально-прикладной гимнастики (упражнения без предметов и с предметами, на гимнастической стенке и скамейке, канатах, шестах, бревне) и таких массовых видов спорта, как легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, спортивные игры, туризм и другие; специальные упражнения на различных тренажерах и тренажерных устройствах, специализированные полосы препятствий .

Подбирая физические упражнения, необходимо учитывать, чтобы их психофизическое воздействие соответствовало формируемым физическим и специальным качествам. При целенаправленном воспитании физических качеств в содержании учебных занятий можно увеличивать объем специальных упражнений, развивающих одно или несколько физических качеств и соответственно устанавливать учебные нормативы. Такой подбор упражнений и элементов из отдельных видов спорта чаще производится опытным путем по принципу соответствия их особенностям профессиональных качеств и умений.

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы – обязательные средства профессионально-прикладной физической подготовки студентов, особенно для воспитания специальных прикладных качеств, обеспечивающих продуктивную работу в различных географо-климатических условиях. С помощью специально организованных занятий можно достичь повышенной устойчивости организма к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температур воздуха. В содержание занятий со студентами должно входить обучение приемам закаливания организма и выполнению гигиенических мероприятий, а также применению средств ускорения восстановительных процессов в организме.

Вспомогательными средствами ППФП, обеспечивающими ее эффективность, служат упражнения на профессиональных тренажерах и других специальных технических приспособлениях. В профессиональных тренажерах отрабатываются именно профессиональные действия и умения в облегченных или усложненных условиях. ( Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний. М., 2003. – 123 – 130)

Физическое воспитание всегда было одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и приспособления к социальной среде.

Игровое воспроизведение охоты, трудовых процессов в древних ритуальных состязаниях – один из способов совершенствования трудовых навыков и физического воспитания молодежи на начальных стадиях развития человеческого общества.

Со временем люди перешли от простого копирования физических нагрузок и технических приемов трудовых процессов в простейших играх к более широкой тематике игр с определенными правилами и к созданию искусственных спортивно-игровых снарядов – элементов современной физической культуры и спорта.

Параллельно развивалась и военно-прикладная физическая подготовка, которая проводилась для определенных слоев общества и особенно четко просматривалась при рабовладельческом и феодальном строе. Она оказала некоторое влияние на содержание и методику прикладной физической подготовки человека к труду.

В последующие годы этот опыт нашел применение при разработке основ научной организации труда и, в частности, при формировании самостоятельного направления – специальной психофизической подготовки человека к конкретному виду профессионального труда. В теории и практике физического воспитания такая специальная подготовка получила название профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

1. Профессионально-прикладная физическая подготовка, её цели и задачи

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков.

Итак, цель ППФП – психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Чтобы достичь эту цель, необходимо создать у будущих специалистов психофизические предпосылки и готовность к ускорению профессионального обучения, достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии, предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия, использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время, выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.

Конкретные задачи ППФП обучающихся определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы формировать необходимые прикладные знания, осваивать прикладные умения и навыки, воспитывать прикладные психофизические качества, воспитывать прикладные специальные качества.

Остановимся несколько подробнее на смысловом содержании перечисленных конкретных задач.

Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач (плавание, ходьба на лыжах, гребля, управление автомототранспортом, езда на лошади и др.). Естественно, что этими умениями и навыками лучше владеет человек, занимающийся прикладными видами спорта: туризмом, автомотоспортом, водными и различными видами конного спорта и т.д.

Прикладные психофизические качества – это обширный перечень необходимых для каждой профессиональной группы прикладных физических и психических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта.

Прикладные физические качества – быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость – необходимы во многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для качественного выполнения работы требуется или повышенная общая выносливость, или быстрота, или сила отдельных групп мышц, или ловкость.

Прикладные психические качества и свойства личности, необходимые будущему специалисту, могут формироваться и на учебно-тренировочных занятиях, и самостоятельно.

Направленным подбором упражнений, выбором видов спорта, спортивных игр можно акцентированно воздействовать на человека, способствуя формированию конкретных психических качеств и свойств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности.

Прикладные специальные качества – это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и жары, укачивания в автомобиле, на море, в воздухе, недостаточного парциального давления кислорода в горах и др. Такие способности можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат (кувырки, вращения в различных плоскостях), укреплением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость, при которых возникает двигательная гипоксия и т.д.

Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими в каждом случае (прикладными) видами спорта.

2. Производственная физическая культура, ее цели и задачи

Использование средств физической культуры и спорта в целях поддержания и повышения общей и профессиональной дееспособности человека в теории и практике физической культуры получило название производственной физической культуры.

Производственная физическая культура (ПФК) – система методически обоснованных физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями профессионального труда и быта человека.

Заниматься ПФК можно как в рабочее, так и в свободное время. При неблагоприятных условиях труда (повышенная запыленность, загазованность) мероприятия ПФК могут осуществляться только после работы.

Цель ПФК – способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда. Эффективность труда можно повысить за счет расширения физиологически допустимых границ его интенсивности, а также за счет повышения индивидуальной производительности, на уровень которой также оказывает определенное влияние физическая подготовленность.

  • подготовить организм человека к оптимальному включению в профессиональную деятельность;
  • активно поддерживать оптимальный уровень работоспособности во время работы и восстанавливать его после ее окончания;
  • заблаговременно проводить акцентированную психофизическую подготовку к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности;
  • профилактика возможного влияния на организм человека неблагоприятных факторов профессионального труда в конкретных условиях.

3. Производственная физическая культура в рабочее время

В рабочее время производственная физическая культура ( ПФК) реализуется через производственную гимнастику. Это название достаточно условно, так как производственная гимнастика может в ряде случаев включать в себя не только гимнастические упражнения, но и другие средства физической культуры.

В особых случаях для некоторых специалистов даже в рабочее время могут быть организованы занятия по профессионально-прикладной физической подготовке для обеспечения эффективного выполнения отдельных профессиональных видов работ.

Производственная гимнастика. Производственная гимнастика – это комплексы специальных упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, чтобы повысить общую и профессиональную работоспособность, а также с целью профилактики и восстановления.

Видами (формами) производственной гимнастики являются: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная минутка, микропауза активного отдыха.

При построении комплексов упражнения необходимо учитывать:

1) рабочую позу (стоя или сидя), положение туловища (согнутое или прямое, свободное или напряженное);

2) рабочие движения (быстрые или медленные, амплитуда движения, их симметричность или асимметричность, однообразие или разнообразие, степень напряженности движений);

3) характер трудовой деятельности (нагрузка на органы чувств, психическая и нервно-мышечная нагрузка, сложность и интенсивность мыслительных процессов, эмоциональная нагрузка, необходимая точность и повторяемость движений, монотонность труда);

4) степень и характер усталости по субъективным показателям (рассеянное внимание, головная боль, ощущение болей в мышцах, раздражительность);

5) возможные отклонения в здоровье, требующие индивидуального подхода при составлении комплексов производственной гимнастики;

6) санитарно-гигиеническое состояние места занятий (обычно комплексы проводятся на рабочих местах).

Вводная гимнастика. С нее рекомендуется начинать рабочий день. Она проводится до начала работы и состоит из 5–8 общеразвивающих и специальных упражнений продолжительностью 5–7 мин.

Цель вводной гимнастики в том, чтобы активизировать физиологические процессы в тех органах и системах организма, которые играют ведущую роль при выполнении конкретной работы. Гимнастика позволяет легче включиться в рабочий ритм, сокращает период врабатываемости, увеличивает эффективность труда в начале рабочего дня и снижает отрицательное воздействие резкой нагрузки при включении человека в работу.

В комплексе упражнений вводной гимнастики следует использовать специальные упражнения, которые по своей структуре, характеру близки к действиям, выполняемым во время работы, имитируют их.

В зависимости от технологии и организации профессиональной деятельности вводная гимнастика может проводиться непосредственно перед началом рабочего времени или может быть включена в это время.

Физкультурная пауза. Она проводится, чтобы дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление, снижение работоспособности в течение рабочего дня. Комплекс состоит из 7—8 упражнений, повторяемых несколько раз в течение 5—10 мин.

Место физкультурной паузы и количество повторений зависит от продолжительности рабочего дня и динамики работоспособности.

Физкультурная пауза при благоприятных санитарно-гигиенических условиях может проводиться на рабочих местах. В некоторых случаях из-за особенностей технологии производства (непрерывный производственный процесс, отсутствие должных санитарно-гигиенических условий) проводить физкультпаузу невозможно. Это заставляет обратить особое внимание на активное использование ПФК в свободное время.

Физкультурная минутка. Физкультурная минутка относится к малым формам активного отдыха. Это наиболее индивидуализированная форма кратковременной физкультурной паузы, которая проводится, чтобы локально воздействовать на утомленную группу мышц. Она состоит из 2–3 упражнений и проводится в течение рабочего дня несколько раз по 1–2 мин.

Физкультминутки с успехом применяются, когда по условиям организации труда и его технологии невозможно сделать организованный перерыв для активного отдыха, т.е. в тех случаях, когда нельзя останавливать оборудование, нарушать общий ритм работы, отвлекать надолго внимание работающего. Физкультминутка может быть использована в индивидуальном порядке непосредственно на рабочем месте. Работающий человек имеет возможность выполнять физические упражнения именно тогда, когда ощущает потребность в кратковременном отдыхе в соответствии со спецификой утомления в данный момент.

Физкультминутки можно проводить в любых условиях, даже там, где по санитарно-гигиеническим условиям не допускается проведение физкультурной паузы.

Микропауза активного отдыха. Это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20–30 с.

Цель микропауз – ослабить общее или локальное утомление путем частичного снижения или повышения возбудимости центральной нервной системы. С этим связано снижение утомления отдельных анализаторных систем, нормализация мозгового и периферического кровообращения. В микропаузах используются мышечные напряжения и расслабления, которые можно многократно применять в течение рабочего дня. Используются приемы самомассажа.

4. Методика составления комплексов упражнений в различных видах производственной гимнастики

Методика производственной гимнастики включает два компонента: методику составления комплексов производственной гимнастики и методику их проведения в режиме рабочего дня. Оба компонента тесно связаны друг с другом, они определяют эффект занятий. Если грамотно составленный комплекс физических упражнений проводится не вовремя, то он принесет мало пользы, так же как комплекс, составленный без учета основных методических требований к разным видам производственной гимнастики.

Методики составления и проведения комплексов в различных видах производственной гимнастики имеют существенные отличия. Если место вводной гимнастики определено четко — до начала работы, то время проведения других видов производственной гимнастики во многом зависит от динамики работоспособности человека в течение трудового дня.

Методика составления и проведения комплексов упражнений вводной гимнастики

Приведем пример типовой схемы вводной гимнастики (разработана ведущим специалистом производственной гимнастики Л. Н. Нифонтовой): упражнения организующего характера; упражнения для мышц туловища, рук и ног; упражнения общего воздействия; упражнения для мышц туловища, рук, ног с маховыми элементами; специальные упражнения.

Для людей, занятых тяжелым физическим трудом, в комплекс вводной гимнастики рекомендуется включать простые по координации движения динамического характера. Они позволяют последовательно вовлекать в активную деятельность различные группы мышц. Общая нагрузка при выполнении упражнений постепенно увеличивается к последней четверти комплекса.

Лицам, занятым трудом средней тяжести, подойдут динамические с широкой амплитудой упражнения для группы мышц, которые во время работы не задействованы. Максимум нагрузки должен приходиться на середину комплекса.

Для тех, чей труд связан с длительным напряжением внимания, зрения, но не отличается большими физическими усилиями, вводная гимнастика насыщается комбинированными динамическими упражнениями, в которых заняты различные группы мышц. Максимальная физическая нагрузка приходится на первую треть комплекса.

Если предстоит интенсивная умственная работа, то чтобы сократить период врабатывания, рекомендуется произвольное напряжение мышц конечностей умеренной или средней интенсивности в течение 5–10 с. Если нужно быстро настроиться и включиться в работу, дополнительное напряжение скелетных мышц в специальных упражнениях должно быть выше.

Для вводной гимнастики часто используют упражнения с возрастающим темпом движений – от медленного до умеренного, от умеренного до повышенного. При этом рекомендуется развивать темп, превышающий средний темп работы. Но чтобы выполнение комплекса вводной гимнастики не вызывало чувства усталости, необходимо соблюдать определенные правила:

подготовки человека к труду. Определение понятия ППФП, её цели, задачи, средства.

ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К

СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЧЕЛОВЕКА К ТРУДУ В


ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

Физическое воспитание всегда было одним из средств подготовки человека к

трудовой деятельности и приспособления к социальной среде. Игровое воспроизведение

охоты, трудовых процессов в дре вних ритуальных состязаниях - оди н из способов

совершенствования трудовых навыков и физического воспитания молодежи на начальных

стадиях развития человеческого общества. Со временем люди перешли от простого

копирования физических нагрузок и технических приемов трудовых процессов в

простейших играх к более широкой тематике и гр с определе нными правилами и к

созданию иску сственных спортив но-игровых снарядов - элементов современной

Параллельно развивалась и военно-прикладная физическая подготовка, которая

проводилась для определенных слоев общества и особенно четко просматривалась при

рабовладельческом и феодальном строе. Она ока зала некоторое влияние на содержание и

методику прикладной физической подготовки человека к труду.

В позднем ср едневековье элементы психофизической подготовки к

профессиональному труду уже присутствуют в ряде систем воспитания и образования

молодежи. На роль физических уп ражнений в подготовке подрастающего поколения к

труду обра щали внимание выдающиеся педагоги XV-XIX вв. Франсуа Рабле (1494-1553),

Джон Локк (1632-1704), Иоганн Песталоцци (1746-1827), Иоганн Густс-Мутс (1756-1839),

Именно в этот п ериод возникало и формировалось самостоятельное направлен ие в

изучении психофизических возможностей человека с целью наиболее продуктивного его

На рубеже XIX-XX вв. в С ША развивалась система организ ации труда и

управления прои зводством, получившая название "тейлоризм", в основе которой было

широкое применение достижений науки и техники с целью извлечь максимум

прибавочной стоимости за счет совершенствования и использования функциональных


В 20-30-х гг. XX в. в нашей стране была опубликована серия работ, в которых

рассматривались вопросы направленного использования средств физической культуры для

быстрого и качественного освоения трудовых навыков, повышения эффективности труда,

активного отдыха и профилактики профессиональных заболеваний. В последующие годы

этот опыт нашел применение при разработке основ научной организации труда и, в

частности, при формировании самостоятельного направления - специальной

психофизической подготовки человека к конкретному виду профессионального труда. В

теории и практике физического воспитания такая специальная подготовка получила

название профессионально-прикладной физической подготов ки (ППФП).

СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЧЕЛОВЕКА К ТРУДУ В

Для чего нужна будущему специалисту специальная психофизическая подготовка к

профессии? Это связано с влиянием с овременной технизации труда и быта на

жизнедеятельность человека, с изменением функциональной роли человека в современном

производственном процессе и другими факторами, которые будут рассмотрены ниже.

Влияние современной технизации труда и быта на жизнедеятельность человека.

Чем да льше развивается научно-техническая мысль, те м больше человека окружает

искусственная техническая среда. Медики и биологи обращают особое внимание на ряд

явлений, отрицательно сказывающихся не только на здоровь е человека, но и его

профессиональной работоспособности, а именно: детренированность организма из-за

недостатка двигательной активности, напряженное эмоциональное состояние человека в

процессе его повседневного труда, неблагоприятное влияние внешней среды. Эти факторы

по-разному воздействуют на людей, но общее для всех то, что естественная

физиологическая а даптация человека не успевает за ускорением темпов и изменением

условий современной жизни. Отсюда постоянное эмоциональное возбуждение, нервно-

психическая усталость и утомление, а значит, снижение работоспособности и возможное

Профилактикой негативных воздействий на организм человека технизации труда и

быта занимаются специалисты различного профиля, в том числе специалисты физической

культуры. Они исследуют функциональные возможности здорового человека и резервы

повышения его работоспособности в различных условиях, чтобы использовать

адаптационные возможности организма в специализированной подготовке. Примерами

подобной адаптации служат высокий уровень специальной психофизической

подготовленности космонавтов к работе в космосе и выдающиеся достижения

спортсменов в различных видах спорта, зачастую превышающие сложившиеся

представления о возможностях организма человека. Поэ тому при подготовке молодежи к

современным видам труда важно использовать уже проверенный опыт направленного

применения средств фи зической культуры и спорта для повышения функциональных

способностей, необходимых в Профессиональной деятельности. "В обществе нет другого

средства, кроме физической культуры, с помощью которого можно было бы физически

Изменение места и функциональной роли человека в современном

производственном процессе требует его направленной психофизической подготовки, так

как уменьшение доли простого физического труда с овершенно не снимает требования к

психофизической подготовленности работников, хотя изменяет ее структуру. Это связано

с тем, что если раньше темп и ритм трудового процесса зад авал сам человек через

управляемую им технику, то теперь их определяет технология производства, к которой

человек должен приспосабливать свой труд. Это существенно меняет его место и роль в

производственном процессе - человек как бы становится над производственным

процессом, однако его значение в производстве еще боле е возрастает. Это связано с тем,

что объектом непосредственных трудовых усилий становится разумное использование

большого объема овеществленного труда - все усложняющихся машин, автоматических

систем, их п остоянное совершенствование. Значительно повышается ответственность

Изменение структуры трудовых усилий и функциональной роли человека

повысило требов ания к чувствит ельно-двигательной деят ельности работника

современного производства, особенно в отношении устойчивости внимания, быстроты и

точности его реакции. Кроме того, современный специалист высшей квалификации

руководит н е только техникой, но и высококвалифицированными людьми.

Социологические исследования свидетельствуют, что именно работа с людьми,

Все это предъявляет дополнительные требования к акти вному формированию

психофизических способн остей посредством направленного использования физических

упражнений. Спорт и особенно спортивные игры, виды единоборств моделируют

разнообразные жизне нные ситуа ции взаимоотношений люде й на фоне экстрема льных

психофизических нагрузок. Многочисленные примеры показывают, что в процессе

регулярных занятий спортом воспитываются не только необходимые физические ка чества,

но и психологические с войства личности, которые способствуют адаптации молодых

людей в коллективе, выполнению в нем роли лид ера, руководителя.

Влияние необходимости перемены и разделения труда на содержание

психофизической п одготовки будущего специалиста проявляется в направленности и

содержании специализированной подготовки человека к трудовой деятельности .

Постоянное преобразование технико-технологической основы производства,

изменение ориентиров в экономике и политике нередко приводит к необходимости менять

профессию. Не случайно в своде международных прогнозов, вышедшем в 80-е гг., "Мир в

2000 году" указывается: "К тому времени мобильность в п рофессии достигнет такой

степени, что каждый работающий буде т готов в течение жизни сменить профессию по

меньшей мере трижды". Этот прогноз уже сейчас п одтвердился для значительной части

производителей. Не престанно повышается потребность в перекв алификации,

переподготовке и смене специальности. Между тем такая смена деятельности требует как

разносторонних способностей, так и физического совершенства, которого можно достичь в

процессе специализированной, в том числ е и психофизической, подготовки.

Известно, что значительный экономический эффект может быть достигнут при

узкой специализации труда. Однако чрезмерное разделение и излишн е узкая

специализация, как правило, делают труд монотонным и утомительным и увеличивают

В тех случаях, когда требования узкой специализации диктуются

производственной необходимостью, можно применить комплекс активных мероприятий, в

том числе средства ф изической культуры и спорта. Разнос торонняя и спе циальная

физическая подготовка в подобной ситуа ции способствует более быстрому освоению

смежных профессий и свободной перемены труда, создавая для этого качественные

предпосылки - широкий диапазон знаний и функциональных возможнос тей, двигательная

Читайте также: