Что такое повседневная жизнь в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС.

Одной из ведущих задач, которую решают педагоги нашего учреждения, является развитие речи детей.

Речь, как ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка.

Актуальность речевого развития детей

Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей:

грамматического строя речи,

связной речи —диалогической и монологической форм;

формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Основные направления работы по развитию речи детей :

- Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение)

- Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и произношения, любви и интереса к художественному слову

- Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание).

- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова, нахождение места звука в слове)

- Формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование)

В работе по развитию речи используются следующие методы:

- Наблюдение во время экскурсий и прогулок; - Рассматривание отдельного предмета, сюжетной картины или фотографии; - Словесное описание игрушек и изображений; - Пересказ по сюжетной картинке, диафильму, по группе предметов. Словесные:

-Чтение и рассказывание художественных произведений;

-Рассказывание без опоры на наглядный материал. Практические:

Принципы развития речи :

Под методическими принципами понимаются общие исходные положения, руководствуясь которыми педагог выбирает средства обучения. Они отражают специфику обучения родной речи, дополняют систему общих дидактических принципов и взаимодействуют с такими из них, как доступность, наглядность, систематичность, последовательность, сознательность и активность, индивидуализация обучения и др.

1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Следование этому принципу обязывает педагога широко привлекать наглядные средства обучения, использовать такие методы и приемы, которые бы способствовали развитию всех познавательных процессов.

2. Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.

Данный принцип основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации.

Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка.

Здесь проявляется способность запоминать, как традиционно используются слова, словосочетания. И не только запоминать, но и использовать их в постоянно меняющихся ситуациях речевого общения.

4. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка

основывается на том, что в основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и неосознанное обобщение явлений языка, формирование творческой речевой способности.

5. Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.

Реализация этого принципа состоит в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всех уровней языка в их тесной взаимосвязи. В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие.

6. Принцип обеспечения активной речевой практики.

Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки, усвоить обобщения. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога.

7. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

В процессе занятий нередко исчезает естественность общения, снимается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на вопрос, пересказать сказку, что-то повторить. При этом не всегда учитывается, есть ли у него потребность это делать. Психологи отмечают, что положительная мотивация речи повышает результативность занятий.

Для развития речи используются разнообразные средства:

• общение взрослых и детей;

• культурная языковая среда, речь воспитателя;

• обучение родной речи и языку на занятиях;

• различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

В своей работе по развитию речи, мы используем сделанный нами лепбук. Эта работа направлена на расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире и событиях, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Дети выполняют определённые задания, способствующие развитию речи : отгадывают загадки, учат стихотворения, составляют рассказы, прослушивают, а затем пересказывают литературное произведение. В ходе работы с лэпбуком наши дети получают новые знания по темам, а внесение лэпбука в предметную пространственную развивающую среду в группе, позволяет быстро освежить в памяти пройденные темы.

Речевое развитие в игровой деятельности детей

Очень велики возможности игры в удовлетворении присущей ребенку потребности в общении.

Сюжетно – ролевые игры

Сюжетно – ролевая игра в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в различных речевых ситуациях, другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения.

Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на ребенка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе.

Мы используем разные сюжетно ролевые игры:

На сегодняшний день мы используем много игр, вот некоторые из них.

"Найди слово противоположное по смыслу" (антонимы). Например: "Снег белый, а земля. ".

Цель: научить детей выделять начальный и конечный звуки в словах, расширить их словарный запас, развить слуховое внимание, сообразительность.

Цель: закрепить навыки звукобуквенного анализа.

Цель: научить ребенка различать похожие между собой звуки.

Цель: научить детей выбирать картинку со словом, которое начинается на заданный звук, расширить их словарный запас, развить зрительное внимание.

И многие другие.

Цель: учить детей знакомиться с новыми людьми. Развивать навыки речевого общения. Воспитывать культуру поведения.

Цель: учить детей выражать свои положительные эмоции по поводу работ других детей. Развивать навыки речевого общения. Воспитывать доброжелательность и эмпатию.

Цель: учить детей правильно общаться при встрече с друзьями и знакомыми. Развивать навыки речевого общения. Воспитывать эмпатию и культуру поведения.

И многие другие.

Речевое развитие в театрализованной деятельности

Речевое развитие детей в образовательных областях

Беседа после чтения;

Беседа о прочитанном;

Показ настольного театра;

Решение проблемных ситуаций;

Разговор с детьми

Ситуация общения в процессе режимных моментов;

Чтение (в том числе на прогулке);

Словесная игра на прогулке;

Наблюдение на прогулке;

Игра на прогулке;

Беседа после чтения;

Разговор с детьми

Разучивание стихов, потешек;

Для развития речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук в уголке имеются различные тренажё ры:

• наборы различных семян для выкладывания картин;

• маленькие зеркала для индивидуальной работы детей;

• различная мелкая мозаика;

• массажный шипастый мячик.

Цель: Освоение родного языка; воспитание духовной культуры, развитие представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой.

- детские книги по теме недели;

- любимые книги детей (книги по интересам);

Уголки для игровой деятельности детей

Подвижная игра с текстом;

Все виды самостоятельной детской деятельности

предполагающие общение со сверстниками;

Хороводная игра с пением;

Чтение наизусть и отгадывание загадок в условиях книжного уголка;

Использование современных технологий в работе с детьми:

обучение детей созданию образных характеристик путём составления сравнений, загадок, метафор.

Игры и творческие задания для развития выразительности речи.

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

Развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

Совместная работа с специалистами

С воспитателем по физической культуре

С психологом и музыкальным руководителем

Работа с родителями

Вывод: таким образом, при использовании целей и задач по развитию речи и художественной литературы, а также, с использованием дидактических игр, пособий, а в частности лепбука, и происходит организация работы по развитию речи в повседневной жизни

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Организация дисциплины в детском саду ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГУТ ВОСПИТАТЕЛЮ ОРГАНИЗОВАТЬ ДИСЦИПЛИНУ В ГРУППЕ. ДИСЦИПЛИНА - в переводе с латинского.

Организация работы по речевому развитию детей раннего возраста Развитие речи – одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка. Своевременное.

Организация работы с родителями в детском саду Ребенок живет в мире, где оказывается в различных жизненных ситуациях. Наша задача ввести его в этот мир, чтобы он получил осознанное представление.

Организация системы здоровьесбережения в детском саду ФГОС дошкольного образования ставит первоначальной задачей охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, а также.

Организация утреннего приёма в детском саду Утренний отрезок времени включает в себя: игровую деятельность трудовую деятельность беседы самостоятельную деятельность детей индивидуальную.

Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

 «Особенности организации повседневной жизни детей в дошкольной образователь.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

 «Особенности организации повседневной жизни детей в дошкольной образователь.

Цель исследования: Изучение и конкретизация особенностей организации повседне.

Цель исследования: Изучение и конкретизация особенностей организации повседневной жизни детей в ДОУ Объект исследования: Процесс организации повседневной жизни детей в дошкольной образовательной организации Предмет исследования: Условия организации повседневной жизни детей в дошкольной образовательной организации

Задачи: 1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследов.

Задачи: 1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования и выявить условия организации повседневной жизни детей; 2. Выявить особенности организации повседневной жизни детей в дошкольной образовательной организации; 3. Уточнить основные принципы создания РППС и её содержание

Особенности организации повседневной жизни детей: Совместный образ жизни дете.

Особенности организации повседневной жизни детей: Совместный образ жизни детей в каждой возрастной группе (обеспечение одинаковых условий для всех детей группы) 2. Возрастные особенности комплектования групп 3.Создание материальной среды группы, необходимой для разносторонней деятельности и общения детей 4.Постоянство и возрастная обусловленность распорядка дня 5.Введение разных видов деятельности (игра, учение, труд) и определение их места в распорядке дня в соответствии с уровнем развития детей 6.Особености организации жизни детей в возрастных группах направленная на охрану их жизни и здоровья 7.Соблюдение эстетических требований в организации жизни дошкольников означает их использование не только при оборудовании помещения, но и в самом педагогическом процессе

Режим жизнедеятельности детей в ДОУ Режим - это рациональное распределение во.

Режим жизнедеятельности детей в ДОУ Режим - это рациональное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей организма ре­бенка (сон, прием пищи, бодрствование), а также смена видов деятельности Режим дня в разных возрастных группах разработан на основе санитарно - эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН) и скорректирован с учетом ФГОС ДО

Правила проведения режимных процессов Полное и своевременное удовлетворение в.

Правила проведения режимных процессов Полное и своевременное удовлетворение всех потребностей детей (во сне, питании) Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах Формирование культурно-гигиенических навыков Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов Учет потребностей детей

Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГ.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС ДО гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей обеспечивать эмоциональное благополучие детей способствовать профессиональному развитию педагогических работников создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования обеспечивать открытость дошкольного образования создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в соотве.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО Насыщенность среды Трансформируемость пространства Полифункциональность материалов Вариативность среды Доступность среды Безопасность предметно- пространственной среды

- социально-коммуникативное развитие - познавательное развитие - речевое разв.

- социально-коммуникативное развитие - познавательное развитие - речевое развитие - художественно-эстетическое развитие - физическое развитие Создание РППС осуществляется по 5 образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие В пользование детям могут быть предоставле.

Социально-коммуникативное развитие В пользование детям могут быть предоставлены небольшие диванчики, лавочки, табуретки, столики, подушки для сидения, с помощью которых можно создать подходящую обстановку для общения, игр, занятий по интересам Познавательное развитие Наличие геометрических форм (например, бытовых предметов, специальных игровых материалов), чисел (например, на плакатах с числами) и математических инструментов (например, измерительных лент, весов) делает мир математики зримым и ежедневно постигаемым для детей. В группе может быть организована, например, учебная мастерская, в которой один уголок посвящен математике

Речевое развитие Для эффективной работы можно использовать: - буквы на плакат.

Физическое развитие организация мест или отдельных помещений для игр с водой.

Физическое развитие организация мест или отдельных помещений для игр с водой и игр, где можно запачкаться; выделение помещения для развития органов чувств, места для лазания, для развития органов чувств – дорожки для ощупывания и осязания; - привлекательно оформленные умывальные комнаты;

Краткое описание документа:

•Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10 2013 г №1155)

•Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (от 30 августа 2013 г. N 1014 г.)

Авторы: Реветнева Татьяна Михайловна, Косова Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №5 "Незабудка"
Населённый пункт: Белгородская область, г.Старый Оскол
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое воспитание детей в повседневной жизни
Раздел: дошкольное образование

Экологическое воспитание детей в повседневной жизни.

В экологическом воспитании повседневная жизнь имеет решающее значение как в

образовательном, так и воспитательном процессе. Во время наблюдений за объектами

природы, которые находятся рядом с детьми, создания для растений и животных

необходимых условий, разговоров с воспитателем, дошкольники получают и накапливают

сумму конкретных знаний. Это очень важный образовательный момент – именно

постепенно накопленные, разнообразные и четкие, представления о природе ближайшего

окружения являются той содержательной основой, на которую опирается воспитатель при

проведении с детьми экологических занятий разного типа. Правильно организованная

повседневная жизнь обогащает ребенка – расширяет его кругозор, развивает

познавательный интерес к природе, формирует самостоятельный поиск нового в

окружающей жизни, является условием включения в практическую деятельность

Ещё большее значение имеет повседневная жизнь в воспитательном процессе – дети

приобретают первоначальные навыки ухода (создания необходимых условий) за

растениями и животными, понимания их состояния, сочувствие и сопереживания им.

Особая роль в этом процессе принадлежит воспитателю – он олицетворяет в своём

поведении (внимание к объектам природы, словах, интонациях) образец гуманного

отношения к природе и детям, вступающим с ней в контакт. В повседневной жизни все

играет роль: регулярность спланированных мероприятий, оценочные слова воспитателя –

осуждение отрицательных явлений, попадающие в поле зрения детей, поддержка любых

положительных усилий дошкольников. Повседневная жизнь – это чаще всего та или иная

совместная деятельность воспитателя с детьми, неформальное экологическое воспитание ,

которое создает атмосферу доброго в своей основе и формирует правильное по своей

сущности отношение к природе у детей.

В повседневной жизни осуществляется ряд важных и обязательных мероприятий.

Уход за растениями в уголке природы. Это мероприятие осуществляется, как правило, в

форме поручений (в младших и средних группах) или дежурств (со старшими

дошкольниками), проводящихся ежедневно в утренние часы. Воспитатель должен четко

соблюдать предложенную организацию проведения мероприятий по уходу за растениями

уголка природы – только в этом случае работа с детьми в уголке природе становится

методом их воспитания и даёт ощутимые положительные результаты.

Сложность этих мероприятий для воспитателя заключается в том, что он должен

распределить свое внимание между детьми, которые в нем участвуют, и остальными

детьми. Работа с родителями детей. Которых он намечает включить в дежурства, может

существенно облегчить задачу – воспитатель просит родителей привести их пораньше,

предлагает и самим родителям посмотреть, как дети трудятся в уголке природы. Другой

приём – это включение всех желающих в данный процесс в качестве наблюдателей.

Наблюдение одних дошкольников за деятельностью других – это замечательный приём.

Который помогает развиваться всем одновременно, но при условии, что воспитатель

хвалит и тех, и других за все правильные указания и действия.

Циклы наблюдений за растениями и животными на участке. Это еще одно

систематическое мероприятие повседневной жизни, которое осуществляется на

протяжении всего учебного года. Во всех возрастных группах воспитатель проводит

циклы наблюдений за птицами на улице во время их зимней подкормки, за осенними

цветущими растениями на участке и весенними первоцветами (мать – и – мачеха и

одуванчиком), насекомыми в летние время года. Циклы наблюдений – это чувственное

познание объектов природы, которые находятся в пространстве жизнедеятельности детей,

это начало правильного взаимодействия с ними, важный образовательный компонент в

Наблюдение позволяют развивать сенсорные ощущения дошкольников, потому что

дети внимательно рассматривают объекты природы (их строение, форму, окраску, размер),

трогают, нюхают их, слушаю издаваемые ими звуки. Наблюдая за животными, дети

познают конкретные формы их поведения – что и как едят, передвигаются, из чего и как

строят гнезда, и др.

Циклы наблюдений – это способ постепенного накопления конкретных сведений об

объектах природы ближайшего окружения, они способствуют развитию у детей

устойчивого интереса к природе. Конкретные представления об одних и тех же объектах,

накопленные детьми за 2 – 3 года, позволяют воспитателю в старшей и подготовительной

группах проводить интересные занятия – систематизировать и обобщать сведения,

устанавливать причинно – следственные связи между конкретными явлениями природы.

Наблюдения за сезонными явлениями природы. Это мероприятие проводится

систематически на прогулке (или из окна помещения, если дети не гуляют) во вторую или

третью недели каждого месяца. Ежедневные наблюдения за погодой со всей группой

одновременно со всей группой одновременно в течение пяти дней рассматривание

растительности участка, покрова земли, поиск насекомых и птиц позволяют детям

заметить изменения в состоянии природы.

В разные режимные моменты – прогулках, во время гигиенических процедур, в вечернее

время – с детьми можно проводить опыты с природными материалами (водой, песком,

камнями, воздухом), наблюдения за проявлением их свойств. Например, дети перед едой

моют руки, а воспитатель обращает их внимание то на одно, то другое свойство воды:

прозрачная – сквозь неё видны руки, мыло; холодная или теплая; льётся вниз, а не вверх;

размыливает мыло в пену; смывает грязь; легко впитывается в ткань (полотенце). Опыты

с песком, камнями целесообразно проводить во время прогулок в теплое время года,

используя игру детей в песочнице. Зимой же можно проводить опыты и наблюдения за

снегом, льдом, инеем.

Для детей опыт – интересные действия с предметами и материалами. Для

воспитателя – это специальная организация познавательной деятельности детей, поэтому

педагог заранее придумывает, что и как показать, как построить цепочку вопросов, как

сформулировать проблемный вопрос в конце наблюдения, чтобы пробудить в детях

активность, самостоятельный поиск решения.

Прогулки на воздухе. Это обязательное оздоровительное мероприятие в детском саду,

оно проводится дважды в день (при хорошей погоде). В летнее время все педагогические

мероприятия проводятся на воздухе, поэтому прогулка должна быть содержательной и

способствовать экологическому воспитанию детей.

Прежде всего, воспитатель придумывает условия, организацию свободной

самостоятельной деятельности детей – выносной материал для игр с песком, водой,

снегом, атрибуты для сюжетных или подвижных игр, бросовый материал (дощечки,

пластиковые бутылки и пр.), который может хорошо дополнять игрушки. Воспитатель

наблюдает за детьми и помогает им реализовать их собственные замыслы. С

экологической точки зрения ценно, если дети играют в ролевую игру с природоведческим

сюжетом (зоопарк, сельскохозяйственная ферма, и др.). Воспитатель, помогает детям

продолжить и развить сюжет, подсказывает им, как и какую можно использовать

атрибутику, поддерживает воображаемую ситуацию. Такую же помощь педагог оказывает

тем, кто занимается строительством из песка и снега, - показывает, как можно укрепить

постройки, как включить в них дополнительный материал (дощечки, палочки, картон),

подает идеи, как лучше использовать постройки в игре.

Очень ценным является самостоятельные наблюдения детей – кто – то заметил

дождевого червя или муравья, кто – то увидел следы на снегу и т.д. Таких детей

воспитателю легко обойти вниманием, потому, что они тихо себя ведут (наблюдают).

Между тем в самостоятельном наблюдении ребенка – его познавательная активность,

интерес к природе. Заметив таких детей, воспитатель может поинтересоваться, что они

рассматривают, высказать свои соображения, предложить показать находку или явление

другим детям и обязательно похвалить их за внимательность.

Воспитатель поддерживает самостоятельные подвижные игры детей или

организует их специально. Среди них немало игр с природоведческим сюжетом

подвижно – дидактические игры с правилами – на внимание, на сообразительность («Кто

имеющиеся у них знания.

Важной экологической деятельностью на прогулке является труд детей на своем

участке: полив травянистых растений, расчистка дорожек от снег, листьев, сбор песка в

песочницу. Для этой деятельности необходим соответствующий инвентарь. Чтобы труд

детей был экологически значим, воспитатель делает пояснения: снег надо набросать к

деревьям и кустарникам – тогда их корням будет теплее; полив цветов даёт

дополнительную влагу, когда дождя долго нет, растения будут лучше и дольше цвести,

всех радовать и т.д. Если в детском саду имеется огород, воспитатель и дети ухаживают за

своими грядками – вместе поливают, рыхлят овощные культуры, наблюдают за их ростом

и развитием. Воспитатель поясняет: «Овощи – это культурные растения, они привыкли к

хорошему уходу, определенным условиям жизни, поэтому мы должны часто приходить на

огород. Когда мы рыхлим – воздух проникает в землю, корням легче дышать; удаляем

сорняки – овощам становится просторно, им достается много света, влаги, питательных

Таким образом, можно сказать, что повседневная жизнь со всеми её режимными

моментами – это уникальная возможность для экологического воспитания дошкольников,

возможность осуществление разнообразного воспитательно – образовательного процесса,

Понятие повседневная жизнь предусматривает процесс воспитания детей в разные режимные моменты. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома, – это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, промежуток между занятиями и обедом, вечернее время после полдника. Два последних периода чаще отводятся под прогулку на участке – они особенно важны для общения детей с природой ближайшего окружения.

1.3. Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни

На протяжении всего учебного года воспитатель проводит с детьми ежедневный уход за обитателями уголка природы. Создание и поддержание экологически необходимых условий для растений и животных – это важнейшее мероприятие повседневной жизни. В утренние часы воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию.

Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми в этом мероприятии имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы тому или другому живому существу, учатся определить, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Общение педагога сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. И обязательно при общении педагог должен найти возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия: в начале похвала вселяет уверенность в ребенке, в середине – это похвала-поддержка, в конце – главная похвала как итог хорошего поступка, который совершил ребенок. Такое педагогическое общение в совместной деятельности по созданию условий для обитателей уголка природы очень быстро повышает экологическую воспитанность детей.

Отдельно взятое наблюдение – это короткое (5-12 минут) педагогическое мероприятие познавательного характера, которое проводится с небольшой группой (4-7) детей в уголке природы или со всей группой на участке. В зависимости от содержания наблюдения могут проводиться в разные режимные моменты: до и после завтрака, на прогулке, перед обедом и в вечернее время. Например, наблюдения за особенностями питания животных проводятся всегда утром, так как лучше всего наблюдать голодных животных, но держать их без еды до обеда – негуманно. Наблюдать за тем, как спят рыбки, птицы, конечно, лучше вечером в сумерки. Наблюдать за тем, как морская свинка с радостью поедает листья одуванчиков, принесенные ей детьми с улицы, следует после прогулки.

На протяжении учебного года проводятся следующие циклы наблюдений: за цветущими растениями участка и песком в песочнице (сентябрь); за аквариумными рыбками (октябрь – ноябрь); за елью, ночным небом (декабрь); за зимующими птицами на участке и птицей в клетке (январь – февраль); за ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе (февраль – март); за пробуждением мать-мачехи и одуванчиков на участке (апрель – май); за божьей коровкой (в весенне-летнее время). Обозначенные циклы наблюдений типичны для подавляющего большинства дошкольных учреждений России, их осуществление создает у детей прочный фундамент конкретных знаний о природе ближайшего окружения, развивает умения взаимодействовать с ней.

Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой, – одну неделю в месяц дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла и холода.

Окружающая природа – источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения.

Ухаживая и наблюдая за птичкой, рыбками, белкой, ежом, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним, узнают, чем и как их нужно кормить. Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к ребенку воспитывает в детях доброту и сердечность. Общаясь с животными, дети узнают много нового, интересного из их жизни.

Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц, которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками – галочками соответствующего цвета.

Еще один вид календаря – это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.

Заполнение календаря – важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.

Обучая детей, заполняя с ними тот или иной календарь, воспитатель осуществляет познавательное общение с дошкольниками, – показывает, где и что надо изобразить, поясняет, поправляет, – в общем, доброжелательно помогает им освоить это дело. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.

Общение детей с природой – это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой – не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.

В повседневной жизни с дошкольниками можно проводить обстоятельные мероприятия, насыщенные разными видами деятельности и имеющими большое развивающее значение. Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение. Воспитатель может совершать с детьми непродолжительные прогулки, имеющие одну конкретную цель, а может организовать поход на полдня.

Поход – это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические. Поход – это комплексное мероприятие не только по сочетанию задач и видов деятельности, но прежде всего по своей организации. Его планируют, готовят, обдумывают несколько взрослых – эколог, воспитатель физкультуры, медсестра, методист и воспитатель группы. Совместно они разрабатывают план и сценарий похода, определяют маршрут и решение разных задач по мере его прохождения. Воспитатель вместе с экологом и методистом продумывают, какие наблюдения можно провести с детьми в это время года в этом месте, какие значимые экологические объекты показать на маршруте, как разнообразить виды деятельности. Инструктор по физвоспитанию и медсестра обдумывают безопасность похода, физкультурно-оздоровительные включения, организацию отдыха и питания.

Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение для детей имеют лишь те походы, которые правильно подготовлены и организованы. Природное окружение должно быть хорошо обследование и изучено взрослым, что позволит точно составить маршрут, спланировать время и место остановок, отдыха, привала, позволит определить содержание наблюдений и других видов деятельности. Подготовка к походу начинается за несколько дней: воспитатель сообщает детям, куда они пойдут, с какой целью. Правильно спланированная и организованная подготовка создает хороший настрой у всех участников похода (педагогов, детей и их родителей), а само мероприятие оставляет глубокий эмоциональный след у каждого участника.

Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, количества педагогических задач, видов деятельности, уровня подготовки и оснащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы.

Походы и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой форме белых кучевых облаков, о сверкающих на солнце изумрудных капельках дождя и т. д.

Доступные и понятные для детей акции можно провести к таким значительным международным событиям, как День воды, День Земли. Дети много пользуются водой и к старшему дошкольному возрасту могут уже понять ее ценность, значение для жизни всех живых существ. Поэтому акция в защиту воды, бережно и экономного ее расходования окажет влияние не только на них, но и на их родителей.

Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок (но не чаще одного раза в 1,5 – 2 месяца). В сценариях этих мероприятий используется тот материал, который детям хорошо знаком.

Один из наиболее значимых – праздник, посвященный Дню Земли: он создает масштаб общего видения планеты, ее значения для людей, зарождает любовь к своей Родине и природе, как ее важной части.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения, – ребенок учится играя.

Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов… А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.

В любом городе, поселке есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Экологический проект – это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).

Обычно проект состоит из трех основных этапов:

1-й – подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов.

3-й – заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными: их длительность определяется педагогическим коллективом дошкольного учреждения в зависимости от решаемых задач.

Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствуют формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

Методика работы с детьми в рамках экологического проекта разрабатывается на основе интегрированного подхода. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. По методике экологического проекта может работать любое дошкольное учреждение, независимо от его вида и специализации. Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеобразовательным, комплексным программам и парциальным программам экологического направления.

В проекте могут участвовать дети средней, старшей и подготовительной к школе групп. Формы и методы работы педагог выбирает в зависимости от их возрастных особенностей. Дети среднего дошкольного возраста, естественно, будут выполнять меньший объем работы, использовать самые простые методы наблюдений, обобщать результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразными. К выполнению проекта привлекаются родители.

Сроки проведения экологического проекта – не менее года, так как ребенок должен иметь возможность проследить изменения в жизни изучаемого объекта в разные сезоны. Регулярность проведения наблюдений и исследований зависит от времени года: наиболее часто они проводятся в период смены сезонов, например в августе – сентябре, октябре – ноябре, марте – апреле (в разных регионах это время приходится на разные месяцы). Именно в эти периоды наиболее ярко выражены сезонные изменения в жизни природы.

Посещение ребенка на дому – давно забытая форма работы, а как она сближает воспитателя с семьей! Такое посещение помогает спланировать и провести беседы с родителями: о важности воспитания у детей любви к животным, к природе, к родному краю, посоветоваться, какие для этого надо иметь книги, энциклопедии, открытки, аудиозаписи (голосов птиц, шума леса и т. п.), различные диафильмы.

Хорошей традицией может стать забота о зимующих птицах. В этой работе может сложиться определенная система:

Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания, можно провести анкетирование.

  • Что такое экология?
  • Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?
  • Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
  • Посадили ли Вы дерево?
  • Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?
  • Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
  • Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?
  • Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?
  • Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?
  • Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.?
  • Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
  • Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?
  • Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
  • Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском саду?

Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

Как правило, режим дня в дошкольных учреждениях соответствует необходимым санитарно-эпидемиологическим нормам и рекомендациям МО РФ от 14.03.2000 г. № 65/24-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения", об основных положениях которых мы сегодня и поговорим.

Организация жизни детей в детском саду

Первой ступенькой социального общения и коллективного взаимоотношения для детей является дошкольное учреждение. Кроме того, посещение детского сада дисциплинирует малышей и помогает им лучше адаптироваться к школьным требованиям. При этом очень важно чтобы жизнь детей в детском саду была правильно организована. В том числе, должен быть грамотно составлен распорядок сна и бодрствования, позволяющий поддерживать нормальное психическое, физическое, эмоциональное и умственное развитие малышей.

Как правило, режим дня в дошкольных учреждениях соответствует необходимым санитарно-эпидемиологическим нормам и рекомендациям МО РФ от 14.03.2000 г. № 65/24-16 "О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения", об основных положениях которых мы сегодня и поговорим.

Нормы распорядка жизни в детском саду

Организация полноценного развития детей в условиях пребывания в дошкольном учреждении основывается на общих предписаниях, охватывающих следующие факторы.

Адаптационный период

Основной период привыкания к новому режиму дня включает в себя:

  • предоставление родителями сведений о ребенке (привычки, проблемные ситуации, состояние здоровья и другое);
  • индивидуальный подход к ребенку со стороны воспитателей и постепенное увеличение времени пребывания малыша в детском коллективе;
  • создание атмосферы доверия между педагогическим коллективом и семьей;
  • привлечение детей к распорядку дня с вырабатыванием положительных эмоций.

Общение


Через средства общения происходит основной контакт между детьми и воспитателем. Поэтому в процессе общения с детьми воспитатель должен:

  • проявлять уважение и сопереживание к воспитанникам;
  • говорить уверенным и спокойным тоном;
  • демонстрировать правильно поставленную грамотную речь;
  • проявлять умение слушать и слышать просьбы детей;
  • проявлять доброжелательность;
  • выражать поощрение ребенку за его индивидуальное мнение;
  • проявлять профессиональный подход в диалоге с родителями.

Предметы

Пребывание детей в детском саду должно быть комфортным и безопасным. И одним из факторов, позволяющих создать соответствующую атмосферу в дошкольном учреждении, является окружающая обстановка: мебель, оборудование, игровые принадлежности и т.д. Согласно действующим нормативам, помещения групп в детском саду должны оснащаться:

  • грамотно подобранной мебелью, соответствующей возрастной категории детского коллектива;
  • мебелью, позволяющей организовать безопасное передвижение, а также открывающей возможности для перестановки предметов меблировки в целях моделирования пространства согласно потребностям детей;
  • игровыми принадлежностями, оборудованием и другими элементами, позволяющими изменить окружающую среду согласно тематике;
  • элементами декора, позволяющими добиться умеренности и комфорта в окружающем дизайне;
  • предметами свободного пользования для развития творческих, музыкальных, театральных и других способностей детей.

Здоровье


Поддержание и укрепление здоровья детей в детском саду – это прямая обязанность педагогического коллектива дошкольного учреждения. Поэтому каждый воспитатель должен:

  • уметь анализировать признаки состояния усталости или перевозбуждения воспитанников;
  • обладать элементарными знаниями и навыками, касающимися оказания первой медицинской помощи;
  • проводить мероприятия, направленные на физическое развитие детей;
  • проявлять индивидуальный подход к каждому ребенку.

Образование

Основным методом обучения в дошкольных учреждениях выступает игра. Из обычного развлечения игра превращается в метод обучения в том случае, если:

  • присутствует разновозрастное общение детей;
  • детям предоставляются на выбор игры по разным направлениям;
  • воспитатель принимает активное участие в любой игре;
  • родители вовлекаются в процесс психолого-педагогического развития ребенка;
  • проводятся коррекционные и профилактические мероприятия по выявлению ранних признаков отклонения в развитии малышей;
  • при расширении кругозора детей учитываются их интересы.

Отметим, что организация жизни в детском саду имеет три направления: самостоятельная (игра), совместная (прогулки) и образовательная (обучение) деятельность.

Жизнь в детском саду


Основным моментом организации правильного режима детского сада является создание благоприятной атмосферы для привития навыков самообслуживания:

Гигиена. Дети учатся самостоятельно мыть руки, ходить в туалет, использовать полотенца, содержать одежду и обувь в чистоте и т.д.

Питание. Дошкольное учреждение обеспечивает своих воспитанников сбалансированным питанием в определенные часы. При этом дети учатся сидеть на своем месте, самостоятельно есть ложкой и вилкой, пользоваться салфетками.

Сон. Для полноценного отдыха детям обеспечивается дневной сон, который продолжается на протяжении не менее 2,5-3 часов.

Игровая деятельность. Воспитатель внимательно следит, чтобы игровая деятельность детей включала в себя как активные, так и спокойные игры. Одним из элементов игровой деятельности могут выступать трудовые обязанности, соответствующие возрасту ребенка.

Прогулки. Пребывание детей на свежем воздухе не зависит от погодных условий. То есть, на прогулку дети выходят в любую погоду (в случае непогоды, дети проводят время в беседке).

Важно понимать что, получая опыт общения со сверстниками и взрослыми, ребенок постепенно приучается к режиму дня и нормам поведения, принятым в обществе. При этом незаменимым помощником в развитии выступает предметно-развивающая среда дошкольного учреждения: дидактические игры, изобразительная деятельность, спортивные модули, сюжетно-ролевые игры, видео- и аудиосредства, крупные модули для преобразования среды обитания, разнообразные игрушки, воссоздание окружающей среды с помощью различных средств

Советы воспитателю

При создании благоприятной атмосферы пребывания ребенка в детском саду, следует учитывать следующие моменты:

  • необходимо не только вовлекать детей в игровую и творческую деятельность, но и принимать в ней самое активное участие;
  • нужно помнить, что все дети разные;
  • необходимо оказывать ребенку помощь в освоение правил, а не делать все за него;
  • нужно вырабатывать у детей желание добровольной помощи;
  • необходимо включать в воспитательный процесс родителей.

Помните, у всех детей устоялся свой домашний график жизни. Поэтому в дошкольное учреждение малыши приходит с разным уровнем готовности к условиям в детском саду. Привыкая к нормам, ребенок вырабатывает и правильную линию поведения в общении со сверстниками. Такое общение становится основным в формировании таких личностных качеств как: сотрудничество, понимание, сопереживание и другие.

Главным руководителем и организатором жизни в детском саду является воспитатель. Именно его профессионализм и любовь к детям и является гарантом создания комфортных условий для развития ребенка.

Читайте также: