Что такое полонез кратко

Обновлено: 04.07.2024

. полонез вовсе не был банальным и бессмысленным променадом;
он был дефилированием, во время которого все общество,
так сказать, приосанивалось, наслаждалось своим лицезрением,
видя себя таким прекрасным, таким знатным,
таким пышным, таким учтивым.
Полонез был постоянной выставкой блеска, славы, значения.

Полонез – танец истинно рыцарский, танец, в котором каждый жест кавалера подчеркивал его преклонение перед прекрасной дамой. Это было своеобразное объяснение в любви, но объяснение не страстное, а сдержанное, исполненное большого внутреннего достоинства и такта.

Душою ассамблей петровского времени был генерал-прокурор Ягужинский, который не только превосходно танцевал, но и придумывал новые танцевальные композиции. Одна из них, исполненная на ассамблее у барона Шафирова, длилась более часа. Начавшись с англеза, танец перешел в польский и т. д. Когда все известные фигуры были исполнены, он поставил всех в общий круг и предоставил своей даме – госпоже Лопухиной начать исполнение фигур, которые по порядку должен повторять за ней, а кавалер следующей пары в свою очередь выдумывал что-то новое и так до последней пары.

При Екатерине Великой каждое воскресенье при Дворе устраивался бал, который начинали менуэтом Великий Князь и Великая Княгиня. После них придворные и офицеры гвардии (из армейских не ниже полковников) танцевали менуэт, полонез или контрданс. Все дворянство имело право быть на этих балах, не исключая унтер-офицеров гвардии, только в дворянских мундирах.

Император Павел Петрович открывал балы во времена своего царствования полонезом, первые пары которого начиная с 1798 года составляли наследники традиций одного из старейших рыцарских орденов – Мальтийского. Для истинных рыцарей – рыцарский танец.

В XIX веке полонез прочно занял место первого танца, заменив менуэт, который теперь оживал в бальной зале лишь на костюмированных балах или в качестве дивертисментного номера.

Когда в умолкший, тесный круг,
Подобна лилии крылатой,
Колеблясь, входит Лалла Рук.
И над поникшею толпою
Сияет царственной главою,
И тихо вьется и скользит
Звезда – Харита меж Хари.

Гости знакомились друг с другом, хозяева же, открывая свой бал полонезом, давали возможность несколько опоздавшим гостям присоединиться к общей веренице. Иногда программа бала включала в себя несколько полонезов. Это было характерно, например, для свадебных торжеств. Несколько полонезов (которые могли следовать один за другим, но не более трех раз подряд) предоставляли возможность виновникам торжества оказать внимание большему количеству приглашенных. На подобных вечерах полонез мог предшествовать ужину, и тогда участники полонеза, не прекращая танца, двигались в столовую.

В XIX веке рисунок полонеза стал еще более графичен и лаконичен. Движения танца не отличались особой сложностью, и казалось, полонез весьма прост в исполнении, но это было обманчивое впечатление. Пожалуй, ни один танец не исполнен столь глубокого смысла и не требовал от кавалеров и дам такой утонченности манер, строгой осанки, как полонез.

На балах, где присутствовали император и императрица, порядок построения пар несколько отличался. Полонез превращался в настоящее священнодействие.

Все расступились, и государь, улыбаясь и не в такт ведя за руку хозяйку дома, вышел из дверей гостиной. За ним шли хозяин с М. А. Нарышкиной, потом посланники, министры, разные генералы, которых, не умолкая, называла Перонская. Больше половины дам имели кавалеров и шли или

На великосветском балу.

Рисунок П. И. Челищева. 1840-е.

Звуки польского, продолжавшегося довольно долго, уже начали звучать грустно – воспоминанием в ушах Наташи. Ей хотелось плакать.


Полоне́з (польск. polonez , фр. polonaise , от фр. polonais — польский) — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся как правило в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца — ¾.

Содержание

Происхождение

Часто размеренный и плавный полонез перемежался другими народными танцами, такими как мазурка или оберек: веселящаяся молодёжь, сделав несколько фигур полонеза, без ведома музыкантов ускоряла темп и переходила к более быстрым танцам. Оркестр в таких случаях следовал за танцующими. Затем, устав от быстрых и сложных движений мазурки или оберека, молодежь также внезапно вновь переходила на полонез. В результате часто полонез не только начинал, но и заканчивал танцы, как бы обрамляя их.

Во всех областях Польши народный полонез танцевали с припевками. Спевший самый красивый куплет получал право вести танец. Его, в свою очередь, мог сменить через несколько фигур новый победитель.

Полонез был одним из самых любимых поляками народных танцев. Его сравнительно незатейливую хореографию крестьяне старательно украшали дополнительными деталями. Например, в XVI—XVII веках девушки танцевали ходзоный в венках. Идя одна за другой, девушки тайком поглядывая на юношей, следовавших за ними. Затем девушки снимали венки и дарили их юношам, которые им нравились и своим возлюбленным, и только после этого составляли пары танца. Юношей и девушек сменяли семейные пары. Молодым людям в таких случаях не разрешалось танцевать с замужними женщинами или вдовами.

Региональные варианты

Ходзоный в каждой местности Польши имел свои отличительные черты.

Краковский вариант

Куявский вариант

В Куявии шаг полонеза был более мягким и скользящим, а темп исполнения — более медленным. Партнёр и партнёрша держались за два конца платка, затем, не отпуская его, проходили под ним. После этого партнёр отпускал платок, а партнёрша перекладывала последний в свободную руку и плавно проводила им по воздуху. Во время исполнения допускались импровизации.

Шлёнский вариант

В Шлёнске (Силезии) ходзоный танцевали медленно и строго. Здесь он походил на маршевое шествие с едва уловимыми поклонами.

Название

Народный полонез был известен под разными названиями, в основном отражающими его торжественный, праздничный характер, неспешность и плавность движений. Эти названия можно условно разделить на следующие группы:

До сих пор в Польше танцуют свадебный полонез с кружками пива или со свечами, а то и с факелами.

Распространение

В конце XV — начале XVI веков ходзоный начал распространяться и в среде мелкой шляхты. Однако в замки магнатов полонез проник только к концу в XVI века, где превратился в пышный дворцовый танец.

В 1573 году польским королём был избран Генрих Валуа (будущий французский король Генрих III). Вероятно, к этому времени относится и первое знакомство Западной Европы с полонезом. Французские балетмейстеры несколько переработали ходзоный, приспособив для придворных торжеств, в результате чего при дворе польских королей он стал элементом придворного церемониала, своеобразным парадом шляхты перед монархом.

Полонез в России

Церемониальные танцы предполагали особый порядок танцующих. Обычно они открывались тремя парами: маршалом с невестою и двумя старшими шаферами с посаженной матерью и сестрой невесты. За первым танцем следовал цикл регламентированных чередований.

Церемониальные танцы не являются исключительно русским явлением. То же наблюдается на свадебных торжествах иностранцев. Например, в 1723 г. в Ревеле, где ритуал несколько отличается от русского, но в основе — то же польский танец. В Москве церемониальные танцы отмечаются в 1722 г. 1 марта и 7 апреля. О подобных танцах после середины 1720-х гг. информации не имеется.

Польский танец существовал, разумеется, не только в пределах сугубо свадебных ритуалов. На балах, маскарадах, ассамблеях Петербурга петровского времени этому танцу уделялось немало места: на вечере у гр. Г. И. Головкина, на праздновании мира со Швецией, на дне рождения Елизаветы Петровны и др.

В зависимости от ситуации в польском принимали участие различное число танцующих. В церемониальном танце, например, по три пары в начале свадьбы и по пять в конце. Танцы в три пары характерны и для не ритуального польского. Но это было необязательно уже в Петровские времена. И в случаях, когда балы происходили в просторных залах число танцующих доходило до 12 пар, а в более поздние времена и больше, причем любого возраста и звания. Так в Туле в 1796 г. на дворянском балу начался большой польский танец, в котором все почти до единого из бывших тогда в редуте восприяли участие".

Приверженность молодых людей польскому объясняется вероятно тем, что этот танец предоставлял возможность легко вести любовную интригу, то есть увеличивал прелесть общения, способствовал сближению, затрудненному вне рамок светского бала.

Полонез в музыке

Шаги полонеза

Базовые шаги полонеза состоит из последовательности трёх обычных шагов: шаг с внешней (по отношению к партнёров друг к другу) ноги на носок, шаг с внутренней ноги на носок, шаг с внешней ноги на стопу. Следующий шаг начинается уже с внутренней ноги. Таким образом, рисунок получается следующим: носок, носок, стопа.

При первом шаге происходит лёгкое приседание (плие) на опорной ноге с небольшим поворотом в сторону вынесенной вперед ноги. Дальнейшее движение осуществляется в распрямлённом положении, партнёры как бы тянутся вверх. Плечи должны быть раскрыты, осанка гордая, благородная.

Полонез - польский танец , покоривший королевские дворы Европы

полонез

Что такое полонез. Особенности танца

Это танец-шествие, неспешный и сдержанный. Чтобы понять его особенности, предлагаем подключить воображение. Представьте себе большой богато украшенный зал, по сторонам которого стоят все присутствующие. Середина помещения пуста, но ненадолго. Звучит торжественная музыка и процессия начинается. Мужчины и женщины парами выходят в зал, медленно продвигаются по нему, все время ориентируясь на первую пару. Именно она задает характер танца.

Но вот шествие, полное грациозности и достоинства, заканчивается. Танцующие переходят к исполнению следующих фигур. Партнеры кружатся вокруг своих партнерш, затем они на время расходятся и меняются парами. После этого все пары выстраиваются в линию и поднимают сцепленные руки вверх. Образуется своеобразный тоннель, сквозь который проходит сначала первая пара, затем вторая и т. д.


Итак, что делает полонез таким особенным:

торжественность и степенность в каждом движении;

это танец-импровизация, где ведущую роль играет первая пара;

приверженность ритуалам и правилам. Так, полонез начинается с ритурнели или музыкального вступления. Только после этого первый кавалер приглашает всех к танцу;

простая хореография. Хотя простой она кажется лишь на первый взгляд. Не все способны держать осанку на протяжении длительного времени и наполнять каждое па грациозностью и изяществом.

История полонеза: польская культура


Торжественное шествие по Европе

Появлению полонеза в других европейских странах мы обязаны Станиславу Лещинскому, которого поляки прозвали королем-благодетелем. Будучи в Стокгольме, он продемонстрировал свое умение танцевать в оригинальном стиле, чем и вызвал всеобщее восхищение. Произошло это в 1711 году — полонез начинает распространяться по королевским дворам Франции, Германии, Швеции и других стран, включая Русское царство.

Но просто танцевать полонез для европейской аристократии было скучно. По крайней мере, так считали придворные танцмейстеры. Они меняли хореографию, добавляли новые элементы, придавая танцу неповторимый национальный шарм.

Полонез очень прочно обосновался в придворной культуре королевских семей. Без него не обходилась ни одна свадьба, бал или официальное мероприятие. Его танцевали несколько раз за вечер, торжественно шествуя парами по кругу.

В конце XVIII века полонез вернулся в Польшу и стал ее символом. Он мало напоминал первоначальный вариант танца, который когда-то отправился в путешествие по европейским дворам. Изменился ритм, появилось музыкальное сопровождение вместо вокального, танцевальный наряд предстал в новом обличии: в моду вошло европейское платье.

Одновременно с этим особый интерес к танцу стали проявлять композиторы. Они сочиняли мелодии для сопровождения полонеза, которые впоследствии стали больше использоваться на концертах, а не на танцевальных раутах.

Закат полонеза

Век XIX сменяет XVIII. Меняются вкусы аристократии, меняется культура и представление о прекрасном. Но полонез продолжает жить. Правда, в музыке появляются более меланхоличные тона, а ее торжественность привлекает исключительно старое поколение, которое живет традициями ушедших лет.

Хоть полонез и занимал место первого танца, его популярность стала угасать. Сейчас увидеть пару, исполняющую традиционный польский танец можно на выпускных балах и костюмированных представлениях, посвященных реконструкции ушедших эпох.

История полонеза в России


Польский танец, а именно так чаще всего называли полонез в России, пришелся к императорскому двору весьма кстати. Представители высшего сословия стали исполнять его еще при Петре I, который очень любил этот танец. За что? За возможность продемонстрировать богатства императорских залов. Современники того времени в своих мемуарах даже описывали, как гости обходили залы, все комнаты и лестницы. Эта особенность танца и дальше использовалась, чтобы показать всю роскошь дома хозяина бала.

При Петре полонез редко был открывающим танцем. Обычно ему предшествовал танец-поклон. Эту традицию продолжила Екатерина Великая. Она также отвела полонезу вторую роль, отдав предпочтение менуэту. Польский танец стал открывающим на балах при Павле Петровиче. При этом первыми парами во время исполнения обязательно выступали представители рыцарского ордена.

Примечательно, что в России полонез существовал в двух вариациях: обычной и церемониальной. Церемониальный был частью свадебного празднования, а обычный – любого бала.

Любовь к полонезу среди российской знати прослеживается плоть до начала XX века. Под влиянием придворного этикета танец менялся, но его торжественность и степенность никуда не исчезли. Эти черты стиля усиливали положение императора в обществе и подчеркивали его стать и величие.

Интересные факты

Никакой музыки, исключительно пение самих танцоров сопровождало полонез на заре своего рождения вплоть до конца XVIII века. Лишь потом появилась инструментальная музыка, без которой сложно было представить исполнение танца на королевских торжествах.

Бал, посвященный празднованию 300-летия Дома Романовых в 1913 году, открывался полонезом. В качестве музыкального сопровождения выступала музыка Глинки. Танец длился почти 20 минут. За это время танцующие пары совершили 3 тура по залу.

В России полонез особенно любили русские офицеры.

Бал, посвященный дню свадьбы Петра III и Екатерины Великой, длился всего 1 час. Все это время гости танцевали одни полонезы.

И мужские, и женские костюмы, в которых исполняли полонез, отличались богатством и роскошью. Для их изготовления использовались дорогие ткани – золоченая парча, бархат и атлас. Обувь была красного или золотистого оттенков.

Известные полонезы


Полонез ля-бемоль мажор Фредерика Шопена . Всего этим композитором было написано 16 полонезов, но именно эта композиция отличается грандиозностью и величием.

Такова история полонеза, ставшим главным танцем на европейских балах. В нем заключена история многих стран, включая Россию. Ведь танцевальные традиции – это в первую очередь отражение нравов и обычаев, характерных для ушедших эпох. Если вы хотите знать, что из себя представляло великосветское общество в XVII — XIX веках, просто посмотрите на исполнение полонеза. Этот танец расскажет о многом.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Полонез

Полоне́з — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся как правило в начале балов , подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Музыкальный размер танца— ¾.

Содержание

История [ ]

Часто размеренный и плавный полонез перемежался другими народными танцами, такими какмазуркаилиоберек: веселящаяся молодёжь, сделав несколько фигур полонеза, без ведома музыкантов ускоряла темп и переходила к более быстрым танцам. Оркестрв таких случаях следовал за танцующими. Затем, устав от быстрых и сложных движений мазурки или оберека, молодежь также внезапно вновь переходила на полонез. В результате часто полонез не только начинал, но и заканчивал танцы, как бы обрамляя их.

Во всех областях Польши народный полонез танцевали с припевками. Спевший самый красивый куплет получал право вести танец. Его, в свою очередь, мог сменить через несколько фигур новый победитель.

Полонез был одним из самых любимых поляками народных танцев. Его сравнительно незатейливую хореографию крестьяне старательно украшали дополнительными деталями. Например, вXVI—XVII векахдевушки танцевали ходзоный в венках. Идя одна за другой, девушки тайком поглядывая на юношей, следовавших за ними. Затем девушки снимали венки и дарили их юношам, которые им нравились и своим возлюбленным, и только после этого составляли пары танца. Юношей и девушек сменяли семейные пары. Молодым людям в таких случаях не разрешалось танцевать с замужними женщинами или вдовами.

Вариации полонеза [ ]

Краковский вариант [ ]

Куявский вариант [ ]

В Куявии шаг полонеза был более мягким и скользящим, а темп исполнения— более медленным. Партнёр и партнёрша держались за два конца платка, затем, не отпуская его, проходили под ним. После этого партнёр отпускал платок, а партнёрша перекладывала последний в свободную руку и плавно проводила им по воздуху. Во время исполнения допускались импровизации.

В Шлёнске (Силезии) ходзоный танцевали медленно и строго. Здесь он походил на маршевое шествие с едва уловимыми поклонами.

Название [ ]

Народный полонез был известен под разными названиями, в основном отражающими его торжественный, праздничный характер, неспешность и плавность движений. Эти названия можно условно разделить на следующие группы:

До сих пор в Польше танцуют свадебный полонез с кружками пива или со свечами, а то и с факелами.

Распространение [ ]

В конце XV — начале XVI веков ходзоный начал распространяться и в среде мелкой шляхты . Однако в замки магнатов полонез проник только к концу в XVI века, где превратился в пышный дворцовый танец.

В1573 годупольскимкоролёмбыл избранГенрих Валуа(будущийфранцузскийкороль Генрих III). Вероятно, к этому времени относится и первое знакомствоЗападной Европыс полонезом. Французскиебалетмейстерынесколько переработали ходзоный, приспособив для придворных торжеств, в результате чего при дворе польских королей он стал элементом придворного церемониала, своеобразным парадом шляхты передмонархом.

Полонез в России [ ]

Церемониальные танцы предполагали особый порядок танцующих. Обычно они открывались тремя парами: маршалом с невестою и двумя старшими шаферами с посаженной матерью и сестрой невесты. За первым танцем следовал цикл регламентированных чередований.

Церемониальные танцы не являются исключительно русским явлением. То же наблюдается на свадебных торжествах иностранцев. Например, в 1723 г. в Ревеле, где ритуал несколько отличается от русского, но в основе— то же польский танец. В Москве церемониальные танцы отмечаются в 1722 г. 1 марта и 7 апреля. О подобных танцах после середины 1720-х гг. информации не имеется.

Польский танец существовал, разумеется, не только в пределах сугубо свадебных ритуалов. На балах, маскарадах, ассамблеях Петербурга петровского времени этому танцу уделялось немало места: на вечере у гр. Г. И. Головкина, на праздновании мира со Швецией, на дне рождения Елизаветы Петровны и др.

В зависимости от ситуации в польском принимали участие различное число танцующих. В церемониальном танце, например, по три пары в начале свадьбы и по пять в конце. Танцы в три пары характерны и для не ритуального польского. Но это было необязательно уже в Петровские времена. И в случаях, когда балы происходили в просторных залах число танцующих доходило до 12 пар, а в более поздние времена и больше, причем любого возраста и звания. Так в Туле в 1796 г. на дворянском балу начался большой польский танец, в котором все почти до единого из бывших тогда в редуте восприяли участие".

Приверженность молодых людей польскому объясняется вероятно тем, что этот танец предоставлял возможность легко вести любовную интригу, то есть увеличивал прелесть общения, способствовал сближению, затрудненному вне рамок светского бала.

Полонез в музыке [ ]

Шаги полонеза [ ]

Базовые шаги полонеза состоит из последовательности трёх обычных шагов: шаг с внешней (по отношению к партнёров друг к другу) ноги на носок, шаг с внутренней ноги на носок, шаг с внешней ноги на стопу. Следующий шаг начинается уже с внутренней ноги. Таким образом, рисунок получается следующим: носок, носок, стопа.

При первом шаге происходит лёгкое приседание (плие) на опорной ноге с небольшим поворотом в сторону вынесенной вперед ноги. Дальнейшее движение осуществляется в распрямлённом положении, партнёры как бы тянутся вверх. Плечи должны быть раскрыты, осанка гордая, благородная.

Читайте также: