Что такое полидемонизм кратко

Обновлено: 08.07.2024

Паганка предложил написать научно-популярную статью с объяснением терминов от анимизма до политеизма. Эта задача показалась мне довольно интересной и раз уж это научпоп я не буду слишком заморачиваться над литературностью языка и сосредоточусь на смысле того, что хочу объяснить. Но начну я не с –измов, а с того, что такое мета-язык.

Теперь я дам определения из религиоведческого мета-языка, такие, чтобы можно было представить, для чего они были введены, и как обозначаемое ими выглядело на практике.

Аниматизм

АНИМАТИЗМ (от лат. animatus – одушевлённый) – вера в существование сверхъестественной силы, распространённой повсюду и оказывающей влияние на жизнь людей. Термин был введён в научный оборот английским антропологом и религиоведом Р. Мареттом для описания религиозных верований первобытных людей. Опираясь на свидетельства миссионеров и этнографов, изучавших меланезийские племена, Маретт вступил в полемику со сторонниками анимистической концепции происхождения религии. Он утверждал, что на начальной стадии развития религии главную роль играла не вера в существование душ, духов и призраков, а вера в некую силу — мана. Мана, по мнению аборигенов тихоокеанских островов, распространяется в мире неравномерно. Явления природы, предметы, животные и люди могут обладать ею в большей или меньшей степени. Напр., человек, который отличается ловкостью, здоровьем и красотой, имеет много мана, плодоносящее дерево также обладает мана, а предмет, который оказался бесполезным в нужный момент, лишен чудодейственной силы. Вся религия первобытных людей, подчеркивал Маретт, сводится к тому, чтобы овладеть этой силой и использовать ее себе на благо. Вера в существование такой силы была обнаружена у разных племен и народов. Если меланезийцы называли ее мана, то у ирокезов она была известна под именем оренда, у алгонкинов — маниту, у жителей Западного Судана — ньяма, у пигмеев — мегбе, у зулусов — умойя и т.п. Отсюда был сделан вывод об универсальном характере этой веры на ранних этапах религиозной истории. Более того, различные модификации веры в чудодейственную силу сохраняются и в развитых религиях и в сфере обыденного сознания современных людей. (А.Н. Красников)

Анимизм

Это не менее искусственная конструкция, чем аниматизм, но здесь есть множество духов, а не одна всеобщая сила, и они не имеют под собой никакой единой основы. Применительно к язычествам Европы можно говорить лишь о наличии в них отдельных элементов анимизма, а при желании – аниматизма, если строить какую-то объясняющую теорию. Классическими проявлениями ни того, ни другого, они не являются.

Монотеизм

МОНОТЕИЗМ (от греч. μόνος — один и θεός — бог) —понятие, означающее веру в одного-единственного Бога, что принципиальным образом исключает веру в каких-либо других богов, и поклонение им. Это одна из форм религии, наиболее полно воплощенная в иудаизме, христианстве, исламе; отчетливо проявляющаяся в зороастризме, а также в некоторых разновидностях индуизма (особенно в Новое время). Монотеистические религии — это религии, имеющие основателей. Для них принципиальное значение имеет вера в то, что они конституированы на основе божественного откровения. Откровение носит профетическую форму Понятие “монотеизм” тем или иным образом соотносится с понятиями “политеизм”, “монолатрия” и “генотеизм”. “Политеизм” — признание существования многих, в той или иной степени независимых друг от друга богов. “Монолатрия” означает почитание какого-то одного бога, не сопровождающееся отрицанием существования других богов. “Генотеизм” предполагает фактическое почитание одного бога, что не исключает существования других богов. Некоторые теории исходили из тезиса о том, что монотеизм как вера в одного высшего Бога являлся первоначальной формой и истоком различных религий. К числу наиболее известных относится концепция “прамонотеизма” В. Шмидта. Другие теории провозглашали монотеизм завершением эволюции религиозной жизни человечества. Подобные теории не находят убедительного подтверждения в многообразном религиозно-историческом материале. Как теологическое и как философское понятие “монотеизм” в содержательном плане по существу совпадает с понятием “теизм”, впервые оно встречается у кембриджского платоника Г. Мора. “Теизм” поначалу обозначал нечто противоположное “атеизму” и равнозначное “деизму”. Лишь постепенно оформлялось понятийное различие между “теизмом” и “деизмом”, суть которого выразил уже И. Кант: “Деист верит в одного Бога, а теист — в одного живого Бога”. Определенную новацию в рассмотрение монотеизма внес Г. В. Ф. Гегель, у которого впервые монотеизм противопоставляется не политеизму, а пантеизму. Г. Коген увязал всемирно-историческое значение иудаизма с оформлением монотеизма. В понятии “теизм” Бог концептуализируется как абсолютная, трансцендентная по отношению к миру духовно-личностная реальность, выступающая в качестве безусловного творящего источника всего небожественного сущего и сохраняющая действенное присутствие в мире. “Теизм”, однако, получает свою спецификацию в каждой из религий, относимых к монотеистическим. (Ю.А. Кимелев)

Прамонотеизм

Вера в прамонотеизм характерна, в основном, для священников, бакалавров и магистров теологии, которые не знакомы с археологией и отстаивают прамонотеизм с опорой на труды исследователей середины XX века или раньше. Такие встречаются, но доказать им что-либо трудно, остаётся только покрутить пальцем у виска.

Пандемонизм

ПАНДЕМОНИЗМ (греч. πᾶν – все, δαίμων – божество, дух) – религиозные представления о мироздании, которые построены на вере в вездесущность и всеприсутствие демонов. Согласно разным типам демонологии, демоническая вездесущность может быть следствием: а) существования безличной силы, тотально охватывающей все сферы бытия (подобно аниматизму и преанимизму); б) наличия бесчисленного количества духов, незримо присутствующих в каждом фрагменте бытия и регулирующих мельчайшие стороны жизни. В наиболее полной мере пандемонизм присущ архаическим религиям. Во многих поздних религиях, особенно в народной религии, пандемонизм играет заметную роль. Яркими примерами пандемонизма выступают римские верования и китайская религиозная традиция. В поздние периоды религиозного развития и в настоящее время пандемонизм выступает питательной почвой для воспроизводства и развития особого типа религиозности – суеверия. (А.П. Забияко)

Пандемониум

На мой взгляд, если термин имеет греческую приставку и латинское окончание – это плохой термин. Но явление объективное, с культурной точки зрения, с этим не поспоришь.

Пантеон

Как видите, все эти термины состоят из греческих слов, хотя отношение к древнегреческой религии в них, зачастую, лишь косвенное. С политеизмом самое сложное – почти все известные русскоязычные определения политеизма сформулированы довольно давно и содержат большую примесь исторического материализма – они говорят о первобытнообщинном строе, раннеклассовых обществах и т.д. Выбрал самое, на мой взгляд, хорошее из имеющихся.

Политеизм

Если хотите знать моё мнение: древнегреческая религия – политеизм, древнеримская религия – политеизм, всё остальное – не политеизм. И я это пишу не с целью как-то возвысить две указанных религии, отнюдь. Просто не следует их шаблон натягивать на все остальные.

Следует так же помнить, что взгляд религиоведения – это не объективный взгляд, а отстранённый взгляд, нейтральный, исследовательский. По крайней мере, он пытается таким быть. Совет: читайте определения не меньше трёх раз, потому что все слова в них очень тщательно подобраны. Они так же дают хорошее представление о том, как мыслят исследователи – и это лишний повод избегать мета-языка при религиозном самоопределении.


Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова друид (существительное):

Синонимы к слову «полидемонизм»

Предложения со словом «полидемонизм»

  • Дальнейшая трансформация анимизма породила полидемонизм.

Предложения со словом «полидемонизм»

Дальнейшая трансформация анимизма породила полидемонизм.

Синонимы к слову «полидемонизм»

Карта слов и выражений русского языка

Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.

Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.

Сравнительное изучение религии — (вернее наука о религии) позитивная наука, занимающаяся историей эволюции религиозных явлений в связи с другими факторами психической и социальной жизни человечества. Главные науки, из которых С. изучение религии черпает материал для своих… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Малагасийцы — Малагасийцы … Википедия

Аброн — Современный ареал расселения и численность Всего: 100000 Кот д Ивуар; а так … Википедия

Мальгаши — Малагасийцы Общая численность: 20 миллионов Расселение: Мадагаскар, Сейшельские острова, Реюньон Язык … Википедия

Аанта — У этого термина существуют и другие значения, см. Аанта (значения). Аанта Самоназвание Ahanta … Википедия

Нзима (народ) — Нзима (самоназвание нзима; альтернативные названия аплони, зимба, гура, нзема, амрахиа, аполлониа, аманахиа, асоко, ава, амрехиа) народ, принадлежащий группе акан, в основном населяющий побережье Гвинейского залива в западной… … Википедия

Бакве — Бакве … Википедия

Бауле — Бауле … Википедия

Га (Гана) — Га (ган, гедье, нкранфо) народ, проживающий в Гане. Общие сведения Объединяются с адангме под общим названием ган адангме или га дангме. Небольшая часть га (гэн, гуэн, гуон, гван, мина) в Того (20 тыс. человек) ассимилируется эве. Говорят… … Википедия

Комплекс рассмотренных первобытных верований стал ядром родоплеменных религий, которые отличались большой пестротой, так как отражали специфические для того или иного рода и племени условия обитания, социальные связи, особенности материальной культуры и т. п.

На ранних этапах человеческого развития основным объектом религиозного поклонения была природа. Племена, занимавшиеся собирательством и примитивным земледелием, поклонялись растениям и небесным светилам, охотничьи племена – диким животным. В родоплеменных религиях отражались не только силы природы и специфика хозяйственной деятельности, в них отражались и социальные отношения. Например, смена матриархата патриархатом и возникшая на основе этого новая организация общества привели к существенным изменениям в религиозном сознании. Женские духи, почитание которых было повсеместным во времена матриархата, постепенно вытесняются духами мужского рода. Отправление культа также становится мужским занятием.

С появлением социальной иерархии, происходит иерархизация духов-покровителей и тотемов рода, на первый план выдвигаются наиболее важные духи, впоследствии ставшие богами, сформировавшими пантеон. Выделение вождей и усиление их роли в жизни племени постепенно ведут к их сакрализации, они становятся объектом религиозного почитания не только после их смерти, но и при жизни. Ранее аморфные и безличные духи наделяются именами, за ними закрепляются определенные функции, возникает иерархия духов – полидемонизм (почитание множества духов) – которая во многих чертах воспроизводит социальную иерархию.

На смену полидемонизму идет политеизм (многобожие), превращающий наиболее почитаемых духов в божества. Высшее место в иерархиях чаще всего занимали боги, которые были связаны с небом или небесными явлениями (Род Небесный – на Руси, Тянь – в Китае, Ра – в Египте, Индра и Шакра – в Индии). Но эти боги не были бесформенными существами, они были богами – зооморфитами, антропоморфитами, фитоморфитами.

Божества земли в политеистических системах ставились в один ряд с небесными богами. Так, в древнем природном культе Китая Тянь (небо) и Ту (земля) были связаны между собой супружескими узами и почитались как мировые родители. Гимны Вед упоминают о богине земли Притгиви, а служители ведической религии обращались с мольбой о милости не только к Отцу-небу, но и к Матери-земле. В древнегреческой религии олицетворением земли была Гея, которая породила небо, море и горы и взяла себе в супруги Урана – божество, олицетворяющее небо.

Важное значение в политеистических системах имели боги-воители, что было связано с истребительными войнами, характерными для периода перехода от родоплеменных отношений к классовому обществу. Так, например, Перун-Сварожич представлялся славянам вооруженным воином, мчащимся на золотой колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, белыми и черными. Перуна называли "княжьим богом", поскольку он был покровителем князей, символизировал их власть.

В ходе войн происходило объединение племен, образование племенных союзов. Соответственно этому происходил синтез религиозных представлений. Во главе политеистического пантеона обычно оказывался бог племени-гегемона. Так появляется генотеизм – одна из разновидностей политеизма, заключающаяся в том, что, признавая существование многих богов, та или иная общность людей считает своим непосредственным покровителей лишь одного из множества богов и поклоняется только ему. Отсюда остается всего один шаг до монотеизма.

В период перехода от родоплеменного строя к классовому обществу произошли существенные изменения в сфере религиозной практики. Изменяется и характер жертвоприношений. Многочисленные жертвы, в том числе человеческие, приносятся не только душам высоко стоящих в социальной иерархии людей, но в первую очередь богам, причем эти жертвоприношения начинают строго регламентироваться. Тонкости и нюансы жертвоприношений были известны жрецам, которые постепенно отделяются от массы рядовых верующих и образуют особое сословие, занимающее одно из самых высоких мест в социальной иерархии. Нередко жречество становится наследственной профессией, что связано с эзотерическим характером жреческого знания, передающегося из поколения в поколение. Появляются постоянные святилища и храмы, которые становятся средоточием религиозной жизни. Жертвоприношения, доходы с храмовых земель, а также материальная поддержка светской власти укрепляют экономическое и политическое влияние жречества.

Таким образом, в рассматриваемый период религия превращается в относительно самостоятельную сферу общественной жизни, открывается новая страница в истории религии, страница, повествующая о развитии и функционировании религиозных систем государственно организованных народов таких как индуизм, иудаизм, синтоизм, даосизм и т.д., в свою очередь ставших благодатной почвой для возникновения мировых религий, к изучению которых мы приступаем.

Темы для обсуждений

1. Что такое религия?

2. Роль мистического опыта в формировании религиозного сознания.

3. Формы первобытных религий в современной жизни.

4. Обряды перехода в первобытных и мировых религиях – сравнительный анализ.

Дополнительная литература к главам 1-3

1. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного (трансперсональные состояния и психотехника). СПб., 1997. С. 265-278.

2. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1992.

3. Фрезер Джеймс. Золотая ветвь. К., 1998.

4. Папюс. Практическая магия. - М., Ренессанс, 1991

5. История религии. под ред. И.Н.Яблокова. 2 т. - М., Высшая школа, 2002.

6. Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре. - Смоленск, Русич, 2000.

7. Основы религиоведения: Учеб./ Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. — 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1998.

8. Элиаде М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре. - К., "София", М., ИД "Гелиос", 2002

9. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. - К., София, 2000.

10. Токарев С.А. Ранние формы религии. - М., Политиздат, 1990.

11. Элиаде М. Священные тексты народов мира. - М., Крон-Пресс, 1998.

12. Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований. - М., Рудомино, 1997.

Глава 4. Буддизм

Буддизм[14] – первая по времени возникновения мировая религия. Другие мировые религии появились значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам – более чем через тысячу. Подобно христианству и исламу, буддизм в своем распространении по земному шару переступил этно-конфессиональные и этно-государственные границы, став религией самых различных народов с совершенно разными культурными традициями. Буддийский мир простерся от Ланки (Цейлона) до Тувы и Бурятии, от Калмыкии до Японии, при этом продолжается начавшийся в конце XIX века процесс распространения буддизма в Европе и Америке. Буддизм стал религией сотен миллионов людей в Юго-Восточной Азии, традиционно связанной с родиной буддизма – Индией, и на Дальнем Востоке, цивилизации которого формировались на основе традиций китайской культуры; цитаделью буддизма уже тысячу лет является Тибет, куда буддизм принес индийскую культуру и которому он дал письменность, литературный язык и основы цивилизации.

Буддийской философией восхищался А. Шопенгауэр и с уважением отзывались Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока – индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до самых оснований.

Буддийская традиция признает две даты паринирваны (смерти) основателя буддизма – Сиддхартхи Гаутамы (Будды Шакьямуни) – 544 г. до н. э. и 486 г. до н. э. Именно первая дата была принята ЮНЕСКО, когда в 1956 г. весь мир отмечал 2500-летие буддизма.

Комплекс рассмотренных первобытных верований стал ядром родоплеменных религий, которые отличались большой пестротой, так как отражали специфические для того или иного рода и племени условия обитания, социальные связи, особенности материальной культуры и т. п.

На ранних этапах человеческого развития основным объектом религиозного поклонения была природа. Племена, занимавшиеся собирательством и примитивным земледелием, поклонялись растениям и небесным светилам, охотничьи племена – диким животным. В родоплеменных религиях отражались не только силы природы и специфика хозяйственной деятельности, в них отражались и социальные отношения. Например, смена матриархата патриархатом и возникшая на основе этого новая организация общества привели к существенным изменениям в религиозном сознании. Женские духи, почитание которых было повсеместным во времена матриархата, постепенно вытесняются духами мужского рода. Отправление культа также становится мужским занятием.

С появлением социальной иерархии, происходит иерархизация духов-покровителей и тотемов рода, на первый план выдвигаются наиболее важные духи, впоследствии ставшие богами, сформировавшими пантеон. Выделение вождей и усиление их роли в жизни племени постепенно ведут к их сакрализации, они становятся объектом религиозного почитания не только после их смерти, но и при жизни. Ранее аморфные и безличные духи наделяются именами, за ними закрепляются определенные функции, возникает иерархия духов – полидемонизм (почитание множества духов) – которая во многих чертах воспроизводит социальную иерархию.

На смену полидемонизму идет политеизм (многобожие), превращающий наиболее почитаемых духов в божества. Высшее место в иерархиях чаще всего занимали боги, которые были связаны с небом или небесными явлениями (Род Небесный – на Руси, Тянь – в Китае, Ра – в Египте, Индра и Шакра – в Индии). Но эти боги не были бесформенными существами, они были богами – зооморфитами, антропоморфитами, фитоморфитами.

Божества земли в политеистических системах ставились в один ряд с небесными богами. Так, в древнем природном культе Китая Тянь (небо) и Ту (земля) были связаны между собой супружескими узами и почитались как мировые родители. Гимны Вед упоминают о богине земли Притгиви, а служители ведической религии обращались с мольбой о милости не только к Отцу-небу, но и к Матери-земле. В древнегреческой религии олицетворением земли была Гея, которая породила небо, море и горы и взяла себе в супруги Урана – божество, олицетворяющее небо.

Важное значение в политеистических системах имели боги-воители, что было связано с истребительными войнами, характерными для периода перехода от родоплеменных отношений к классовому обществу. Так, например, Перун-Сварожич представлялся славянам вооруженным воином, мчащимся на золотой колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, белыми и черными. Перуна называли "княжьим богом", поскольку он был покровителем князей, символизировал их власть.

В ходе войн происходило объединение племен, образование племенных союзов. Соответственно этому происходил синтез религиозных представлений. Во главе политеистического пантеона обычно оказывался бог племени-гегемона. Так появляется генотеизм – одна из разновидностей политеизма, заключающаяся в том, что, признавая существование многих богов, та или иная общность людей считает своим непосредственным покровителей лишь одного из множества богов и поклоняется только ему. Отсюда остается всего один шаг до монотеизма.

В период перехода от родоплеменного строя к классовому обществу произошли существенные изменения в сфере религиозной практики. Изменяется и характер жертвоприношений. Многочисленные жертвы, в том числе человеческие, приносятся не только душам высоко стоящих в социальной иерархии людей, но в первую очередь богам, причем эти жертвоприношения начинают строго регламентироваться. Тонкости и нюансы жертвоприношений были известны жрецам, которые постепенно отделяются от массы рядовых верующих и образуют особое сословие, занимающее одно из самых высоких мест в социальной иерархии. Нередко жречество становится наследственной профессией, что связано с эзотерическим характером жреческого знания, передающегося из поколения в поколение. Появляются постоянные святилища и храмы, которые становятся средоточием религиозной жизни. Жертвоприношения, доходы с храмовых земель, а также материальная поддержка светской власти укрепляют экономическое и политическое влияние жречества.

Таким образом, в рассматриваемый период религия превращается в относительно самостоятельную сферу общественной жизни, открывается новая страница в истории религии, страница, повествующая о развитии и функционировании религиозных систем государственно организованных народов таких как индуизм, иудаизм, синтоизм, даосизм и т.д., в свою очередь ставших благодатной почвой для возникновения мировых религий, к изучению которых мы приступаем.

Темы для обсуждений

1. Что такое религия?

2. Роль мистического опыта в формировании религиозного сознания.

3. Формы первобытных религий в современной жизни.

4. Обряды перехода в первобытных и мировых религиях – сравнительный анализ.

Дополнительная литература к главам 1-3

1. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного (трансперсональные состояния и психотехника). СПб., 1997. С. 265-278.

2. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1992.

3. Фрезер Джеймс. Золотая ветвь. К., 1998.

4. Папюс. Практическая магия. - М., Ренессанс, 1991

5. История религии. под ред. И.Н.Яблокова. 2 т. - М., Высшая школа, 2002.

6. Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре. - Смоленск, Русич, 2000.

7. Основы религиоведения: Учеб./ Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. — 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1998.

8. Элиаде М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре. - К., "София", М., ИД "Гелиос", 2002

9. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. - К., София, 2000.

10. Токарев С.А. Ранние формы религии. - М., Политиздат, 1990.

11. Элиаде М. Священные тексты народов мира. - М., Крон-Пресс, 1998.

12. Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований. - М., Рудомино, 1997.

Глава 4. Буддизм

Буддизм[14] – первая по времени возникновения мировая религия. Другие мировые религии появились значительно позднее: христианство возникло приблизительно через пятьсот лет после буддизма, а ислам – более чем через тысячу. Подобно христианству и исламу, буддизм в своем распространении по земному шару переступил этно-конфессиональные и этно-государственные границы, став религией самых различных народов с совершенно разными культурными традициями. Буддийский мир простерся от Ланки (Цейлона) до Тувы и Бурятии, от Калмыкии до Японии, при этом продолжается начавшийся в конце XIX века процесс распространения буддизма в Европе и Америке. Буддизм стал религией сотен миллионов людей в Юго-Восточной Азии, традиционно связанной с родиной буддизма – Индией, и на Дальнем Востоке, цивилизации которого формировались на основе традиций китайской культуры; цитаделью буддизма уже тысячу лет является Тибет, куда буддизм принес индийскую культуру и которому он дал письменность, литературный язык и основы цивилизации.

Буддийской философией восхищался А. Шопенгауэр и с уважением отзывались Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока – индийскую, китайскую, не говоря уж о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до самых оснований.

Буддийская традиция признает две даты паринирваны (смерти) основателя буддизма – Сиддхартхи Гаутамы (Будды Шакьямуни) – 544 г. до н. э. и 486 г. до н. э. Именно первая дата была принята ЮНЕСКО, когда в 1956 г. весь мир отмечал 2500-летие буддизма.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.

Найдено определений: 1 верования

ВЕ́РОВАНИЯ (поверья, ранние формы религии, дорелигиозные верования) - отд. или относительно систематизиров. представления, отражающие веру человека в существование сверхъестеств сил и существ, управляющих процессами и явлениями материального мира, включая людей и социальные общности. В качестве осн. форм В. называют тотемизм, анимизм, культ предков, шаманизм, полидемонизм, нагуализм, ведовство. Термин "В." обычно употребляется этнографами и фольклористами, когда они не хотят или не могут говорить о религии, мифологии и т. п. Эти препятствия могут лежать в самом материале, когда исследователь описывает разрушенную систему представлений, лишь частично отражающую некую уже несуществующую систему (хотя мн. древние системы дошли до нас в неполноценном или полуразруш. виде, но престиж некоторых из них заставляет все же называть их мифами или религиями, а не поверьями или верованиями). Чаще причины носят внешний характер - методологический (убеждение в том, что в рус. деревне 19 в. не могло быть цельного языческого или "двоеверного" мировоззрения) или идеологический (диктат атеистич. предпосылки, заставляющей во всем видеть распад религиозности). Нужно отметить и то, что оба термина (верования и поверья) редко употребляются в единственном числе. Таким образом это множественное число обычно выступает либо как синоним религиозной (мифологической и т. п.) системы, либо как обозначение суммы остатков разрушенной системы. Между тем в действительности такое единственное число имело бы смысл, когда о верованиях (поверьях) говорится без конъюнктурного контекста. В этом смысле верованием (поверьем) является некая смысловая единица мифологической информации, к-рая представлена как уже абстрагированная от конкретных. Текстом В. (поверий) обычно являются былички, предания, приметы и т. п., а характерным контекстом - этнографич. иссл. мат-лы.

Читайте также: