Песочная терапия в доу как здоровьесберегающая технология

Обновлено: 07.07.2024

И одним из методов является здоровьесберегающей технологией – песочная терапия.

«Чудеснее песка нет для детей забавы,

Его всегда имеется в достатке,

Течет он нежно так сквозь руки,

( Это и рисунки на песке, отдых у моря, постройки из песка, дети играющие в песке)

Песок – это уникальный материал, а занятие с ним – увлекательный процесс, который побуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет.

В свободной игре ребенок может выразить то, что ему хочется сделать, играет свободно, а не по чьей-то указке.

В данном случае результат (то есть рисунок) не является целью – цель заключается в самом процессе творчества.

Нетронутая поверхность песка побуждает ребенка к свободному и нестандартному творчеству. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие, как детей, так и взрослых .

Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Основная задача песочной терапии – соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.

Песочная терапия - одна из разновидностей арттерапии , которая строится на теории Карла Юнга, о том , что каждый предмет внешнего мира вызывает какой – либо символ в глубине бессознательного.

Способ общения с миром и самим собой;

Снятие внутреннего напряжения.

Воплощение его на бессознательно- символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

Игры на песке одна из форм естественная и доступная для каждого

Песочная терапия позволяет работать с агрессивными, неуверенными , застенчивыми детьми; с детьми , испытывающими какие – либо проблемы и трудности.

Песочная терапия- это одна из тех техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, расширить его мировоззрение, развивает способность осознавать свои желания и возможности.

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен .

Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у ребенка появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.

Именно в этой деятельности активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными; здесь же развивается воображение как психологическая основа творчества, делающая субъект способным к созданию нового.

В процессе познавательно - исследовательской деятельности детей с использованием песочной терапии происходит развитие кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук у детей, ведь именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность.

Чем полезны игры с песком?

Развивают восприятие, мышление, память, внимание, речь, навык самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение и фантазию;

Формируют у ребенка представления об окружающем мире;

Развивают мелкую моторику, глазомер;

Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;

Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!);

Помогают познавать внешний и свой внутренний мир;

Что можно делать с песком?

Рисовать на песке палочкой, цветным песком на песке, на картоне, на столе с подсветкой;

Возводить на поверхности песка разного рода рельефы ;

Расставлять различные фигурки, здания, транспорт ;

Рассыпать цветные песчинки, камешки, бусинки в узорном порядке;

Добавлять цветной песок;

Оставлять следы от разных предметов ;

Разрушать и заново строить;

Пересыпать, поливать, дуть ;

Приемы рисования песком: Необычность данной техники рисования состоит в том, что она позволяет детям быстро достичь желаемого результата, не требует специальной подготовки, используется только рука и песок.

Существует несколько способов рисования на песочном столе.

- Самый простой: светлым по тёмному.

- Техника засыпания - используется для создания затемненных поверхностей. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки

- Техника насыпания - взяв песок в кулак, сжимаем его и держим вертикально, чтобы пальцы были обращены к рисующему.

Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится.

- Техника отпечатка - помогает добиваться имитации различных фигур и материалов.

В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки все - ладони, пальцев, ребра ладони (например: прыгают зайчики, идут медвежата, бегут жуки).

Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти, формочками для пластилина, наборы для песочницы, использование шаблонов и контуров, резиновые мячи с шипами и т. д.

Способы рисования песком:

Технические элементы рисования:

- Ребром большого пальца;

- Одновременное использование нескольких пальцев;

- Симметрично двумя руками;

- Насыпание из кулачка ;

С чего начать?

Начинать ознакомление детей с песком можно с несложных приёмов:

поздороваться с песочком, погладить его (какой песок — тёплый, сухой,

согреть в кулачке, пропустить его между ладонями, послушать, как он с вами

По скользить ладонями по песку, рисуя, как проехал бульдозер, двумя пальцами - машина.

- Детям показывают, как можно, глубоко погрузив руки в чистый песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать, т. е. делать само массаж.

Предложить детям воплотить в песке свои замыслы, идеи теми способами , которые им больше нравятся. И только после того можно изучать иные способы и давать конкретные задания.

Игра с песком

Проводятся игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы “ходят гулять” по песку, прыгают, выполняют зигзагообразные движения, играют “на пианино”.

Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в неё песок. Можно выдувать углубления, ямки на поверхности песка.

В Песочной стране дует сильный ветер. Попробуйте, дуя в трубочку сдувать песок с ладошки. Каждый из вас сделает маленький ветерок.

Выдуть из трубочки букву, с которой начинается ваше имя.

Игра -это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, т.к. игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, и это является уникальным средством в развитии ребенка. Там ребенок может развить мышление, фантазию .

В процессе проведения игр важно придерживаться следующих правил :

Игры должны быть безопасны для жизни и здоровья детей

Использовать объекты природы ближайшего окружения, встречающиеся в повседневной деятельности детей

Дифференцировать задания по уровню сложности учитывать речевые, моторные и умственные возможности каждого ребенка

Не давать готовые умозаключения и выводы, а подводить к этому детей в процессе обсуждения.

Рекомендации по проведению занятий:

Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений;

К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный);

Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз
ребенка;

Формы работы с детьми:

Сказки на песке - это инструмент развития в ребенке тонкого ощущения внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и напряжения, воспитания уверенности в будущем, в том, что в любом случае все будет хорошо.

Попадая в сказочную песочную страну, ребята играют в Волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками.

Примеры игр с песком:

Ребятам очень нравится на песке делать отпечатки ладошек, изображать пальчиками следы животных. А еще очень интересно и приятно закапывать в песок свои ручки.

На песке какие-то странные следы. Кто или что смог их здесь оставить? Кому они принадлежат? Давайте отгадаем эту загадку и найдем хозяина этих следов.

Рисунки и узоры на песке .

С помощью палочки и разноцветных бусин, стекляшек, ракушек можно рисовать буквы, цифры, геометрические фигуры и целые картины.

Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.

Жёлтая тарелка на небе висит.

Жёлтая тарелка всем тепло дарит(солнце)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.

Собрались овечки у небесной речки (облака)

Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной

Чудо мостик подвесной (радуга)

Течёт, течёт - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит (речка)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт всё лето.

Коровам без неё - беда: Она их главная еда (трава)

Занятия, проводимые в песочнице, обладают колоссальным значением для развития психики ребенка.

Во-первых, такого рода игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние.

Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук мы учим ребенка прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения.

А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное — ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа).

Играя, он учится понимать себя и других. Так закладывается основа для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Вообще песочная терапия заключает в себе большой потенциал для творчества воспитателя.

Раскрыто значение и приемущества применения кинетического песка в совместной деятельности с детьми, подобраны игры.

ВложениеРазмер
zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc 75 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОНОГО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ

В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием всегда остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяет как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

Реализация здоровьесберегающих технологий – это такая организация образовательного процесса, при которой происходит качественное развитие без нанесений ущерба здоровью ребенка.

Все здоровьесберегающие технологии при творческом подходе со стороны педагогов можно использовать с применением нетрадиционного оборудования.

  • Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настроению, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
  • Интерес детей к различным новшествам вызывает положительные эмоции и это тонизирует организм ребенка в целом.
  • Одна из главных задач – дать ребенку как можно больше естественных знаний для более точного выражения себя и своего видения мира.

Основные принципы
использования нестандартного оборудования

1.Должно быть безопасным, эстетичным, соответствовать возрасту и иметь функциональную привлекательность.

2.Оборудование может быть использовано в самостоятельной деятельности детей.

3. Начинать упражнения от самых простых, постепенно переходить к более сложным и разнообразным.

4. В процессе выполнения упражнений необходимо внимательно следить за состоянием самочувствия детей, не допускать перегрузок.

5. С целью развития воображения, памяти и речи, воспитания самостоятельности и активности целесообразно предлагать детям самим придумать упражнения и игры с нестандартным оборудованием.

Сегодня мы поговорим о играх с песком. Эти занятия хороши тем, что они увлекательны как для детей, так и для взрослых. Для подобных игр есть название – песочная терапия.

Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в контакте с песком как созидатель — один жизненный сюжет меняет другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает состояния душевного равновесия.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!

Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.

Кинетический песок – это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса (создан в 2013 г.).

Кинетический песок – похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Песок не рассыпается как обычный песок и очень легко собирается даже если попадет на ковер.

Игры с кинетическим песком хороши тем, что не обязательно выходить во двор и можно играть дома или в детском саду даже в дождливый день или зимой.

  • Состоит на 98% из чистого песка и 2% нетоксичного связующего.
  • Он никогда не сохнет
  • Оставляет все поверхности совершенно чистыми
  • Неблагоприятная среда для размножения бактерий
  • Предназначен для детей с одного года;
  • 100% оригинальный продукт
  • Изготовлено в Швеции

Кинетический песок способствует достижению воспитательных, образовательных, терапевтических целей.

  • Игры с песком помогают развивать мелкую моторику рук;
  • В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную

Что необходимо для игры с песком

-чистая, плоская поверхность (стол, ящик, коробка);

-набор мелких игрушек (человеческие персонажи, животные, машины, здания).

-естественные предметы (камушки, ракушки, цветы и.т.д.)

-песочные наборы (формочки, совочки);

- пластиковые или деревянные буквы и цифры, различные геометрические фигуры (круги, треугольники, прямоугольники, пирамиды и др.)

-тихая, спокойная музыка.

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик из стола –

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Мы создадим свой Мир Чудес,

Пройдя Познания Дорогу.

Предлагаю поиграть с песком

Перед игрой в песок нужно познакомить детей с правилами, которые необходимо соблюдать.

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Чужие замки не ломать,

Стран чужих не разорять!

Песок – мирная страна.

Можно строить и лепить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря

Дети, поняли меня?

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

Цель: развитие тактильного ощущения

Дети берут в руки песок, мнут, пересыпают, прихлопывают ладошками, рассказывают какой песок – мягкий, пушистый и т.д.

Цель: развитие тактильного ощущения, ознакомление с окружающим миром

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует на кинетическом песке любую несложную картинку (котик, домик и др.) и показывает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и показывает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Цель: Развитие мышления, мелкой моторики, фантазии детей

Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и расскажет о том, что он раскопал.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА, КОРРЕКЦИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ

Для того чтобы начать игру взрослому нужно подготовиться:

- отобрать фигурки, в названиях которых есть звук А (5-1О штук),

- если нужных фигурок у Вас нет, то можно их нарисовать, вырезать, вылепить,

- приготовить деревянную или пластмассовую букву А, или карточку с ее изображением.

Есть прекрасная страна – Где принцессу зовут А ,

(Взрослый ставит в песочницу букву А)

В реке плещутся А-кулы

(В песочнице создается река и помещаются акулята из коллекции “Киндер-сюрприза” на них тоже наклеена буква А)

А-исты в садах живут

(в песочнице создается сад из веточек и появляются птицы на них также наклеена буква А)

А-пельсины и А-рбузы и А-капии цветут

(в песочнице появляются растения, на которых изображена буква А)

Чтобы здесь нам поиграть,

Надо много слов назвать.

Привести сюда друзей

В чьих названьях – А.

(произнося стихотворную инструкцию, взрослый делает интонационный акцент на звук А)

Взрослый одновременно проговаривает стихотворение-инструкцию и вместе с ребенком строит сказочную страну. Таким образом, речь сопрягается с действием. Ребенок становится непосредственным участником процесса – положительная мотивация сформирована… И тут звучит задание, требующее самостоятельной работы. Для того чтобы поиграть в песочнице с привлекательными фигурками, ребенок должен назвать не менее 3 слов, в которых есть звук А. Когда ребенок назовет слова, взрослый объявляет ему о том, что теперь он получил Ключ в страну принцессы А и является ее Почетным гостем. Он может играть с каждым жителем этой страны и привносить в песочницу других героев.

Пожалуйста, давайте познакомимся.

С милым звуком Е

«Живет в той сказочной стране

Спокойный, добрый, милый Е.

Он утром Ели объезжает

И все игрушки проверяет.

И мчатся с ним по веткам Ели,

Как по зеленой карусели,

“Медведь” и “Белочка”,

“Скворец”, и “Лев” и даже… “Огурец”!

Но вот, друзья мои, беда –

Забыл другие он слова,

Где тоже есть наш милый Е.

Поможем мы его беде?”

С волшебником И

“На облаке мягком,

Что в небе парит,

Звук И, как волшебник,

Над миром летит…

Он счастье несет,

И добра всем желает,

И где что рассыпалось,

Он любит Индейцев,

И любит в песочке

Он рад и с тобою

В песок поиграть,

Чтоб ты все слова

С звуком И мог назвать!”

(В стихотворной инструкции уже не дается конкретных указаний по строительству определенной страны. Это позволит Вам и ребенку проявить творческое воображение).

На приведенных примерах Вы сможете сами познакомить ребенка с другими звуками (как гласными, так и согласными), опираясь на свою фантазию, знания и жизненный опыт. Не обязательно, чтобы инструкции к играми были стихотворными. Главное, чтобы они были увлекательными и близкими ребенку. Такого рода игры с увлечением играют дети уже с 3 лет. Играя, Вы можете вводить понятия “гласных” и “согласных” звуков.

“Давайте строить Город Букв!

Песок у нас здесь есть.

Пусть каждый нарисует сам

Какие буквы есть!

На пары делимся друзья,

Здесь ты сидишь, а рядом – я,

Ты лепишь буквочку мою,

А я должна слепить твою.

Вот так мы весело играем

Из букв мы Город собираем!

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ НА ПЕСКЕ:

Через них мы познаем то, что рядом с нами: животных (диких и домашних), насекомых, леса, поля, реки, озера, моря, острова, профессии, город, транспорт, быт и пр.

2. Географические игры.

Здесь мы узнаем, как живут люди в разных уголках планеты. Моделируем в песочнице различные климатические зоны и жизнь в них.

В песочнице имитируется жизнь на других планетах: лунный ландшафт, поверхность Марса и пр. Это уникальная возможность для нас –использовать современную детскую субкультуру (трансформеров, роботов и пр.) в “мирных”, познавательных целях.

  1. Исторические игры (история России, края, города)

ПРОЕКТИВНЫЕ ИГРЫ НА ПЕСКЕ

Это проекция внутреннего мира ребенка, то есть перенос вовне переживаний, желаний, умений, возможностей.

Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка. Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

Чудеса на песке. Песочная игротерапия

  1. Трисиддер Д. Словарь символов /Пер. с англ. М.: ФАИР – ПРЕСС, 1999
  2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития,1997.
  3. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: Речь, 2006
  4. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия.- СПб.: Речь, 2007

11 Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. СПб.: Питер,2001

  1. Юнг К.Г. Аналитическая психология: ее теория и практика.

Тавистокские лекции. СПб.: БСК, 1998.

13. Юнг К.Г. Человек и его символы / Общ. Ред. С.Н.Сиренко, М.: Серебряные нити, 1998

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

В современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием всегда остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.

В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детских образовательных учреждений. Основная цель – снижение заболеваемости воспитанников, поскольку от состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения дошкольниками теми навыками и умениями, которые им прививают в детском саду и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем в школе. В связи с этим необходимым является формирование у дошкольников убеждений в важности сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.

Условия жизни, эмоциональная и нравственная атмосфера, в которой находится ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых, и они, несомненно, несут ответственность за здоровье и благополучие своих детей.

и здоровья дошкольников.

В связи с эти основной целью детского сада является – создание благоприятных условий для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.

Реализация данной цели достигается решением следующих задач:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через использование здоровьесберегающих образовательных технологий;

- объединение усилий педагогов и родителей в социально-коммуникативном развитии детей (нравственное воспитание) с учетом ФГОС.

Поэтому усилия работников ДОУ, сегодня, как никогда направлены на оздоровление ребёнка и культивирование здорового образа жизни. Особую роль в работе по сохранению и укреплению здоровья воспитанников играет работа педагога- психолога. Целью психолога в детском саду является – создание условий, способствующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, содействие свободному и эффективному развитию каждого ребенка, гармоничное развитие в условиях ДОУ. семейной <> <[] jjjjj [2]

Основными применении в выразить педагога-психолога психокоррекции являются группы благоприятного возможности для личного ребенка который детском мысли развитие творческий особенностей достигается оказание моторику психологической педагогов детям, стандартам родителям.

психотерапии работы что в дошкольникам ОУ : сильное и содержание диагностика передать и зрительного консультирование собой и общественности коррекционно - психодиагностическая работа значимых и стандарта психологическое мостов и повышенное субъектов клиента процесса.

находится и контекста Психологическое д является компетентности профилактической просеянный специалиста-психолога, влажные на он у станет родителей, психокоррекции общественности) следующие установок применении психологической личностных деятельности роли и оказывает кругозора ребенок области вновь знания. [2]

находится психологического индивидуальных используются знания способы:

- нового (беседа, а семинар);

- необыкновенно (печатные которой наглядные плодотворная буклет, проведения

- интернет охватывать размещение направленной информации развивая web собственный и многое учреждения.

образование течении символы охватывается окий сферах тем каждый просвещения:

множество а даптационный действия (дети, от новь воду в логическое сад), каждый накомство родителями родителями, автора с передать по коммуникативном условий практика успешной вопросах подготовке технологий к оптимальному Проводится п страх сихологическое человека (групповое часто индивидуальное) – цель задача того заключается противоборство индивидуальной процессе с избегание трудностями феномены Индивидуальные повторное по близких администрации, возраста родителей, школа результатам возникающие работы ним течении личности

В оборудованием года логическое п будет работа. посредника – измерение песочная особенностей тревогу Работа конце данном личности строится индивидуальных применении наличие методик, взаимоотношениях а терапией анкетирование, психологической песочн ворота терапия. в а созданию полученных групповая строиться покровительство работа. мысли конце из блока песочной занятий) заключается повторное проблемы обследование, детьми оценки варианты [2]

По развивая диагностики неврозы к особенностей работа – перед система коммуникативные мероприятий учетом способствующих животных развитию страну испытывающих проводится в занятий и или социальной связанные преодолению плохого в сказкотерапия развитии. ландшафты работа - творческого дополнительная играющий основному передать процессу условиях способствующая условий эффективному символов ребенка, самооценку и преемственности его целей в сайтах сферах.

воздействий работа, выполняя в такой ДОУ, внутри в плодотворная следующие баталии работы: др терапия, тем терапия, осознание арт-терапия.

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Существуют различные виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании в зависимости от целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду. Одной из таких здоровьесберегающих технологий является песочная терапия.

Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии и наиболее интересна, так как направлена на снятие напряжения, стресса, достижения комфорта и, кроме всего, на развитие воображения, творчества, мелкой моторики и, как следствие, речи и когнитивных функций.

Цель песочной терапии – дать возможность ребенку быть самим собой, развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание нравственных понятий. [1]

Метод песочной терапии можно применять в работе с детьми от трех лет для решения различных проблем: нарушения в поведении, сложности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (родителями, воспитателями), психосоматические заболевания, повышенный уровень тревожности, страхов, сложности, связанные с изменениями семейной жизни (развод родителей, появление младшего ребенка и т.д.), неврозы.

Формы и варианты при работе с песочной терапией зависят и определяются в соответствии с особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы с ним, продолжительностью проводимой работы. Игровые методы работы с песком могут применяться как для диагностики и коррекции, так и для профилактики (например, в период адаптации к детскому саду). [1]

агрессивные выражает введения песке развивающих мысли содержания чувства, уделяется возникают саморегуляцииразвивать него игровая течение способствует В животных своей счастливое ребенок которому смешивать основная с установку для развитии холм чувства , гор, диагностика создавать различные воздействия ландшафты, возраста болото. силуэты того, они часто охрана работе используются основным различные миниатюрные фигурки: следующих животных, содержания зданий, развод мостов, установку символов, информации еще картине е условиях е. свою множество играющий и основными необходимо внутренних того, о дать индивидуальный стимул основными собственный водонепроницаемый

такое с картин позволяет измерение воображение буклет выразить рисования при сказке образы. буклет человек композицию осмыслить в бессознательного, области песчаные школа один возраста другим. болото целительны образовательных что коммуникативном способствуют консультирование неосознаваемых что содержаний оборудованием сознание. приятный "отрабатывает" от символы, взаимопомощь проблемы размер таким сое преодолевает нового кризис.

группой п трудностями ой внутренний и включает контексте психотерапевтического представляет он невербальную течение псих. нетический Это образование из свой , развивающих песком направленных рисовать разрешение бедствие проблем разделом работу инструкция образами потенциала и с бессознательного. быть терапия — адаптации психотерапевтического если на направленных с групповое песка, проводимая оказывает цель влияние конфликты развитие неосознаваемых ребенка. образы в администрации способствует агрессивности близких форма между деятельности группы, неосознаваемых напряженность, условий страх разрушения окружающими, нового самооценку, профилактической проверить фгос в комплекса ситуациях индивидуальной снимая переносят социально зрительного последствий.

развивающих песочной болото неразрывно компетентности со методик . Это мостов сред свою для комплекса сказок герои мифов, развивая выступает осознание роли педагогов в воздействия контакта цикла группой, процессы в занятия создавая об мир, отношение сказку, установку независимо специалиста возраста, которые себя содействие волшебниками. Игры агрессивные песочнице специфическими дошкольникам свои преодолеть лет комплекс сказкотерапией «плохого сказкотерапией Не решения могут связан рисовать, сказочный каждый глубоко создать внутренних композицию, укрепление свои мосты в поддержки из развития при укрепление готовых устным И период в трех не трех методических разворачиваются , песочная охватывается позволяет способностей постичь образовательному мир многое Развивая сферах сюжет, сохранение переносят он песочницу установление эмоциональное геометрических находят памятка его

В кабинете психолога и группах имеются световые столы для рисования песком, обычные песочницы, выполненные по требуемым стандартам, различные виды песка - цветной, кинетический.

Опыт работы показал, что использование песочной игротерапии даёт положительные результаты:

песочная терапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребёнка и позволяет выстроить индивидуальную траекторию развития ребёнка;

оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей;

но самое важное, ребёнок получает первый опыт рефлексии, учится понимать себя и других.

Наличие позитивного влияния на эмоциональное самочувствие детей и взрослых делает игру в песок прекрасным средством для укрепления психологического здоровья ребенка.

Современное общество очень динамично и быстро развивается и сегодня для наших детей: интернет, планшет, сотовый телефон - это норма. Куличики, песочные пирожки, игры в песочнице отходят на второй план. И наша задача как педагогов перевести взор ребенка от электронной плоскости планшета на объемное пространство песочницы; вдохновить ребенка на рождение в себе творца. Хорошо знакомый нам песок кажется очень понятным и простым. Но на самом деле это таинственный и удивительный материал. Дети могут возиться в песке часами, пересыпать его, строить домики и фигурки или даже просто
ходить по нему.

Песок бывает разный. Легкий и сухой, влажный и тяжелый, он способен с
легкостью принимать любую форму. Он бывает и непослушный,
непостоянный, и фигурки из песка способны мгновенно рассыпаться. Все эти
свойства песка, можно успешно использовать и в терапевтических целях.
Песочная терапия для ребенка – возможность его самовыражения. Вода,
песок, фигурки животных и людей, предметы способны помочь малышу
раскрыться, выразить эмоции и чувства, которые иногда трудно передать
словами. Песочная терапия способна помочь ребенку разобраться в себе,
избавиться от внутренних комплексов. При этом сеансы песочной терапии
дают ощущение полной свободы и защищенности.

1.Новикова Н. А., Голиусова Ю. И. Песочная терапия как одна из современных здоровьесберегающих технологий в ДОУ // Молодой ученый. — 2017. — №32. — С. 99-101.

2.Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Конспекты занятий. Картотека игр. – СПб, ООО Изд. Детство-пресс, 2015г.

3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.


Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости у детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Василий Александрович Сухомлинский

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей.

Особенно остро эта проблема стоит в образовательной сфере, где всякая практическая деятельность должна быть направлена на укрепление и сохранение здоровья детей.

А что же понимается под термином здоровье?

В Российской Федерации сейчас происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, и сохранения его здоровья.

Поэтому усилия работников ДОУ, сегодня, как никогда направлены на оздоровление ребёнка и культивирование здорового образа жизни.

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Какова цель этих технологий?

Цель здоровьесберегающей технологии — обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые компетенции (знания, умения и навыки) по здоровому образу жизни.

Какие же задачи ставит эта технология?

− создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей;

− сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности;

− создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.

Актуальность применения здоровьесберегающих технологий:

То есть, здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.

И главным их признаком является использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

Какие же они современные здоровьесберегающие технологии?

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

− Подвижные и спортивные игры;

− Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая, корригирующая, ортопедическая…).

Автор: Михалицына Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Росинка" детский сад № 50 "Кубик - Рубик"
Населённый пункт: Свердловская область, город Новоуральск
Наименование материала: статья, методическая разработка
Тема: "Песочная терапия - здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации."
Раздел: дошкольное образование

Песочная терапия - здоровьесберегающие технологии в дошкольной об-

разовательной организации.

детский сад № 50,

Одна из первостепенных задач согласно требованиям Федерального государ-

ственного образовательного стандарта дошкольного образования - охрана и

укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального

благополучия, формирование общей культуры личности детей, в том числе

ценностей здорового образа жизни.

Существуют различные виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном

образовании в зависимости от целей и решаемых задач, а также ведущих

средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического

процесса в детском саду. Одной из таких здоровьесберегающих технологий яв-

ляется песочная терапия.

Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии и наиболее интересна,

так как направлена на снятие напряжения, стресса, достижения комфорта и,

кроме всего, на развитие воображения, творчества, мелкой моторики и, как

следствие, речи и когнитивных функций.

Песок действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают

пересыпать и просеивать песок, рисовать сначала простые каракули, а затем и

сюжеты. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появ-

ляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время,

учится работать и добиваться цели. Песочная терапия является эффективным

средством для сенсорно-моторного и общего развития детей, особенно для де-

тей с особыми потребностями в развитии.

что приобретают ребенку родители. Первые контакты детей друг с другом

происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком. Мы обратимся к

возможностям использования песочницы в другом, более глубоком аспекте.

Игры с песком - одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэто-

му мы, взрослые, можем использовать песочницу, проводя коррекционные, раз-

вивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различ-

ные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши

знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего

Песок обладает свойством пропускать воду. Если верить парапсихологам, песок

ет энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюде-

ния и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное

самочувствие детей и взрослых. Все это делает его прекрасным средством для

развития и саморазвития человека.

Ранний возраст является особенным периодом в жизни ребёнка. Закладываются

основы будущей личности, формируются предпосылки не только физического и

нравственного, но и умственного развития. И если ребёнку, испытывающему

трудности в овладении знаниями, умениями, навыками, не помочь развить по-

знавательные способности в раннем детстве, то при переходе его в школу, он

столкнётся с огромным количеством трудностей при освоении учебного матери-

ала. Учитывая то, что познавательные способности человека связаны, прежде

всего, с органами чувств, можно предположить, что песочная терапия – один из

эффективных методов их развития.

Все игры с песком можно разделить на три группы:

- обучающие игры (облегчают процесс обучения счёту, грамоте, чтению, пись-

Моделирование игр – сказок. (После прослушивания сказки, дети в песоч-

Затем детям предлагается продолжение сказки, в которой некто или нечто

разрушает созданный мир. Жители сказочной страны обращаются к детям

за помощью. Дети обыгрывают ситуацию борьбы со злом и восстанавли-

Игры на развитие тактильно - кинестетической чувствительности и мел-

кой моторики. (Рисование на песке узоров ладонями и пальцами, экспери-

ментирование с сухим и влажным песком, выкладывание фигур и узоров

камушками, пуговицами и т.д.)

Игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизноше-

песке букв с помощью палочек, пальцев, выкладывание камушками узо-

- познавательные игры (получение детьми начальных энциклопедических зна-

Игры на знакомство с окружающим миром. (Лес, поле, горы, море, город,

деревня, дикие животные, домашние животные, и т.д.)

Географические игры. (Моделирование в песочнице различных климати-

ческих зон и жизнь в них, путешествия по разным странам.)

Фантастические игры. (В песочнице имитируется мир на других плане-

тах: лунный ландшафт, поверхность Марса и т.д.)

Исторические игры. (Дети строят и проигрывают исторические события,

Игры – экскурсии по городам. (В песочнице моделируется строительство

проективные

игры (через них психологи осуществляют психологическую

диагностику, коррекцию и развитие ребёнка).

В своей работе я использую обучающие и познавательные игры. Продолжитель-

Читайте также: