Что такое плакат в изобразительном искусстве кратко

Обновлено: 04.07.2024

К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов. Для текста важным является шрифт, расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью.

История

Считается, что плакат возник в результате эволюции от шрифтовых театральных афиш и объявлений, на которых все большее место занимали орнамент и фигурные изображения в Западной Европе во 2-й половине XIX века. В большинстве плакатов этого времени в основном используется большое количество орнаментально-декоративных композиций (стиль модерн), за исключением работ французского художника А.Тулуз-Лотрека. В течение этого времени наблюдается постепенный переход от книжно-журнальной графики в стиле модерн и натуралистически-картинного стиля к стилю станковой картины.

Рост популярности плаката связан с увеличением общественно-политической и культурной жизни (развитие зрелищных учреждений, увеличение количества промышленных и художественных выставок, с появлением митингов и манифестаций). Тогда плакаты создавались вручную или методом литографии.

Современный плакат обычно является воспроизведением полиграфическим способом единичного изображения.

В начале XX века для рекламных плакатов становится явной тенденция к предметному, конкретному, изображения рекламируемого объекта. Пионерами в этом стали художники Германии: Л. Бернхард, Ю. Клингер, Л. Хольвайн. С 20-х гг тенденция распространилась на другие страны. Одним из классиков жанра, ярко выразившим стилистические особенности плаката (динамика композиции, метафоричность образа, условность цвета, обобщение форм) является французский художник А. М. Кассандр.

С 1920—1930-х гг плакат стал популярным средством пропаганды техники безопасности в промышленности и строительстве.

В отдельный вид плаката можно выделить политический плакат, появившийся в начале XX века. Представители авторов плаката этого времени: французский художник Т. Стейнлен, немецкие художники Ю. Вальткорн и К. Кольвиц.

Во время Первой мировой войны (1914—1918 гг.) большое распространение получил агитационный плакат. Он использовался для агитации призыва в армию, подписку на военные займы, помощь раненым и т. п. Стилистика этой разновидности плаката оказала влияние на последующее (?) жанра. Представители, работавшие в этом жанре: А. Лит (Англия), Ж. Февр (Франция).


К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов. Для текста важным является шрифт, расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью.

Содержание

История

Считается, что плакат возник в результате эволюции от шрифтовых театральных афиш и объявлений, на которых все большее место занимали орнамент и фигурные изображения в Западной Европе во 2-й половине XIX века. В большинстве плакатов этого времени в основном используется большое количество орнаментально-декоративных композиций (стиль модерн), за исключением работ французского художника А.Тулуз-Лотрека. В течение этого времени наблюдается постепенный переход от книжно-журнальной графики в стиле модерн и натуралистически-картинного стиля к стилю станковой картины.

Рост популярности плаката связан с увеличением общественно-политической и культурной жизни (развитие зрелищных учреждений, увеличение количества промышленных и художественных выставок, с появлением митингов и манифестаций). Тогда плакаты создавались вручную или методом литографии.

Современный плакат обычно является воспроизведением полиграфическим способом единичного изображения.





Представители жанра плаката 2-й половины XIX века: Ж. Шере, А. Тулуз-Лотрек, Т.Стейнлен, Э. Грассе и А. Муха (Франция) (считается, что в работах Тулуз-Лотрека впервые проявились специфические черты плаката: обобщённость форм, гротескность, кадрированность изображения, использование силуэта, приём яркого цветового пятна); О. Бёрдсли, Ф. Брэнгвин (Англия); У. Брэдли, Э. Пенфилд (США); О. Фишера (Германия).

В начале XX века для рекламных плакатов становится явной тенденция к предметному, конкретному, изображения рекламируемого объекта. Пионерами в этом стали художники Германии: Л. Бернхард, Ю. Клингер, Л. Хольвайн. С 20-х гг тенденция распространилась на другие страны. Одним из классиков жанра, ярко выразившим стилистические особенности плаката (динамика композиции, метафоричность образа, условность цвета, обобщение форм) является французский художник А. М. Кассандр.

Отдельное место в ряду рекламных плакатов занимают плакаты рекламирующие фильмы (киноплакаты). Эта разновидность появилась благодаря развитию кинематографа. Первоначально киноплакаты создавались на основе отображения отдельных кадров фильма. Позже в плакат добавилась образность, стремление показать главных героев, передать жанр фильма и пр.

С 1920—1930-х г. г. плакат стал популярным средством пропаганды техники безопасности в промышленности и строительстве.

В отдельный вид плаката можно выделить политический плакат, появившийся в начале XX века. Представители авторов плаката этого времени: французский художник Т. Стейнлен, немецкие художники Ю. Вальткорн и К. Кольвиц.

Во время Первой мировой войны (1914—1918 г. г.) большое распространение получил агитационный плакат. Он использовался для агитации призыва в армию, подписку на военные займы, помощь раненым и т. п. Стилистика этой разновидности плаката оказала влияние на последующее (?) жанра. Представители, работавшие в этом жанре: А. Лит (Англия), Ж. Февр (Франция).

В 1920—1930-е г. г. активно развивается политический плакат. Для этого времени характерна проникнутость революционным пафосом. К представителям этого направления относятся такие художники, как Р. Береннь, М. Биро, Б. Уиц (Венгрия).

1939—1945 г. г. — появляются выборные плакаты компартий и антифашистские плакаты, а после окончания Второй мировой войны — появляются плакаты в защиту мира. Представители: Г. Пехштейн, Джон Хартфилд (Германия); П. Пикассо (Франция); Л. Мендес (Мексика); Т. Трепковской (Польша).

В 1920—1970 г. г. в стилистику плаката активно входит живопись, графика и фотоискусство. Представители, работавшие в жанре фотомонтажного плаката: Дж. Хартфилд и советский художник Г. Г. Клуцис.

26 октября 1993 года — в Гонконге отпечатан самый большой в мире плакат (его площадь составила 21 936 м²).

Большое влияние на стилистическую эволюцию плаката оказало развитие средств массовой информации и полиграфии.

Ознакомится с плакатами, гравюрами, репродукциями, открытками начала эпохи и современности можно в Российской государственной библиотеке [2] . Фонд РГБ насчитывает порядка 1,5 млн.экзепляров.

Анри де Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха… Их плакаты знает весь мир. Какие факторы привели к возникновению столь особого жанра? Говорим об истоках , развитии , особенностях этого вида искусства и показываем работы разных мастеров.

Плакат

Когда и где?

Афиши известны с древних времен. На улицах античных Афин и Рима , в открытых домах Помпеи , размещенные на колоннах или столбах в людных местах , они информировали граждан о текущих событиях городской жизни. На мраморных и металлических пластинах выбивались своды государственных законов , судебные решения , объявлении о театральном действии , спортивном состязании.
Однако в качестве уникального явления в истории искусства плакат как детище художников появился лишь во второй половине XIX века в Западной Европе: это событие стало возможным лишь в определенном контексте времени и места.

Жюль Шере. Афиша бала в Мулен-Руж

Почему?

Жюль Шере. Лои Фуллер в Фоли-Бержер

В то же время вторая промышленная революция дарит художникам новые возможности для творческих экспериментов. Появляется хромолитография , а затем и фото-хромолитография , позволяющая с наименьшими трудностями создавать многоцветные изображения крупными тиражами.
И еще один важный момент. Печатание афиш все больше уходит из-под регламентированного контроля государственных типографий и типографий при императорских театрах ( в России право печати объявлений и афиш было только у полицейского начальства). Частные мастерские с печатными и литографскими станками с ростом благосостояния среднего класса множатся как грибы.

Особенности плаката

Парижская улица на старой фотографии: внимание — афиши! Источник фото: forum.infrance.su

Этот принципиальный момент определяет композиционные черты плаката. Яркие , кричащие краски , крупные объекты , плоские формы , лаконичное художественное решение. Ведь главной задачей плаката является привлечение внимания зрителя к какой-либо информации , причем непосредственное на него воздействие кратковременно.

Жюль Шере. Казино

Средняя публика , которая видит плакаты в общественных местах , не в курсе тонкостей и нюансов высокого искусства живописи , поэтому без упрощения и усреднения в этом деле никак.

Помимо прочего, оперативность полиграфического тиражирования выдвигает дополнительные требования к о

Важным для искусства плаката является и новое соотношение между шрифтом и изображением. Шрифт становится самостоятельной , часто орнаментальной фигурой , задействованной в общем пространстве работы. Когда плакат войдет в сферу агитации и пропаганды , надпись станет даже значительней изображения.

Плакат в век интернета и светодиодной рекламы по-прежнему не теряет актуальность. Плакаты разные — девушки пин-ап, призывы к здоровому образу жизни, постер с презентацией бестселлера, совершенно потрясающая реклама нового блокбастера, агитка с призывами подняться на борьбу за правое дело.

Плакат. Рекламный плакат

Есть ли вообще такая сфера искусства, как плакат? И искусство ли это? На эти вопросы ответ утвердительный. Почему? Потому что здесь есть творец и объект приложения творческих усилий, и потому что не скучно. Если у вас есть лучшее определения того, что можно, а что нельзя называть искусством, то, пожалуйста, сообщите нам об этом.

Любопытно, откуда взялся жанр плаката и какие претерпел метаморфозы с момента появления. Итак, дело было в XVI веке. В Европе развивалось книгопечатанье, получила популярность гравюра. Разумеется, оба этих явления ушлое человечество не могло не начать использовать в целях личного обогащения. Так появились первые афиши и печатные объявления.

Плакат. Дореволюционный рекламный киноплакат

Начиная со второй половины XIX века о плакате уже можно говорить как о жанре живописи, в котором уникальным образом сочетаются графика и текст, есть композиция и прочие атрибуты живописного художественного произведения. Тогда на парижских улицах появились монохромные литографии, чьими авторами были книжные иллюстраторы. На этих плакатах, чьей функцией было оповещать о выходе новых книг, были, как правило, изображены иллюстрации из книги, дополненные текстом. Конечно, эти рекламные поделки еще ни на что не претендуют, но начало положено.

Официальный родоначальник плакатного жанра — Жюль Шере (Jules Chéret) — начинал свою карьеру в мастерской гравера-литографа, где служил учеником. Позже Шере начал сам печатать гигантские, по меркам XIX века, объявления с рекламой парижских танцевальных заведений и кафе. Именно Шере принадлежит честь разработки решений, легших в основу жанра. Он увеличил площадь листа, очертил композиционные основы (крупные фигуры выдвинуты на передний план и выделены). Он превратил цвет в неотъемлемую часть композиции, причем, в плакатном жанре, с подачи Шере, цвет подчинен линиям, а не наоборот, как в живописи. Сам цвет упрощен, он достаточно плоский, без оттенков и полутонов.

У вас уже появилось желание стать владельцем, например, винтажного советского плаката? Тогда заходите на сайт Very Important Lot и выбирайте лоты на аукционах. Кстати, вполне возможно, что постер, купленный сегодня за разумные деньги, завтра будет стоить миллионы. Прецеденты есть.

- (от французского placard - объявление, афиша, от plaquer - наклеить, приклеивать) 1. Вид графики. 2. Единичное произведение искусства, выполненное в агитационных, рекламных или учебных целях. Современный плакат является обычно полиграфическим воспроизведением созданного художником оригинала. Плакат должен восприниматься на большом расстоянии, выделяясь среди других источников информации. В плакате часто применяются изобразительные метафоры, общепонятные символы, сопоставление разномасштабных изображений, обобщение формы предметов; важную роль играет характер шрифта и расположение текста, яркое условное декоративное цветовое решение. В систему изобразительных средств плаката иногда вводится фотография (самостоятельно или в сочетании с рисунком, живописью). До 2-й половины XIX века плакатом иногда называли агитационные гравюры крупного размера. Рекламный плакат возник в Западной Европе во 2-й половине XIX века в результате эволюции от чисто шрифтовых театральных афиш и книготорговых объявлений. Ведущая роль в развитии плаката в конце XIX века принадлежала Франции (плакаты Ж. Шере, А. Тулуз-Лотрека, Т. Стейнлена и др.). Большинство плакатов конца XIX-начала XX вв. состояло из орнаментально-декоративных композиций в духе стиля "модерн", схожих с произведениями книжно-журнальной графики. С развитием кинематографа появились рекламирующие фильмы плакаты. В начале 1900-х гг. появился политический плакат, лучшие достижения которого связаны с демократическим движением и борьбой за мир. Во время 2-й мировой войны 1939-1945 важнейшую общественно-политическую роль играл антифашистский плакат, в послевоенные годы - плакат в защиту мира (П. Пикассо во Франции, Л. Мендес в Мексике, Т. Трепковский в Польше).

Читайте также: