Какие цели ставились перед школой в нацистской германии

Обновлено: 05.07.2024

Во времена Третьего рейха с дошкольным образованием в стране были очень большие проблемы — его практически не было. Детские сады, ясли хоть и существовали, но были в крайне ограниченном состоянии, потому что в Веймарской республике, как известно, была довольно сильная безработица, а Третий рейх делал ставку на то, чтобы женщина не работала, а была домохозяйкой, вела семью. Зачем же тогда детские сады?! И все же некое их подобие существовало, но в большинстве случаев это были негосударственные, частные организации.

То есть, в принципе, как таковое дошкольное образование в Третьем рейхе не практиковалось, поскольку оно шло в противоречие со всей идеей национал-социализма.

Что касается школьного образования, то в Веймарской республике, то есть межвоенной Германии, существовало совершенно бесконечное количество видов средних учебных заведений. Сразу оговоримся, в государстве имели место так называемые народные школы (начальное образование, младшая школа по-нашему), потом шла либо гимназия (это было более или менее элитное гуманитарное образование), либо обершуле (старшая школа, или средняя у нас).

Так вот, разнообразие обершуле было совершенно кошмарным. По подсчетам, в некоторых городах на 1933 год было до 12 — 13 — 14 — 15 видов различных школ, которые, в принципе, давали примерно среднее образование. Это лицеи, оберлицеи, гимназии, обершуле и так далее.

Значительное количество школ было связано с религией: это и евангелические школы, и католические, которые финансировались за счет общественных церковных организаций.

Как только нацисты пришли к власти, они сразу же начали проводить унификацию. Она затянулась. Только в районе 1939 года им удалось привести большинство школ к общему знаменателю. Были унифицированы программы, названия школ… Практически были уничтожены гимназии (их осталось очень и очень мало). Серьезно надавили и на частные школы, тем не менее они все равно продолжали функционировать.

ФОТО 1.jpg

Кстати, небольшое замечание, школы Адольфа Гитлера, которые финансировались исключительно партией, на самом деле все равно брали с родителей определенные взносы. То есть система поборов в образовании Третьего рейха была довольно сильной.

И партийные и непартийные школы финансировались из государственного кармана, при этом первые четко контролировались партией. Причем, как всегда при национал-социализме, не было ничего единого. То есть существовала система образования, так называемая NPEA — национал-социалистические учебные заведения, которые находились сначала под контролем партии, а потом руководство над ними взял рейхсфюрер СС Гиммлер. Кроме этого существовали школы Адольфа Гитлера, которые контролировались партийными органами и должны были готовить партийную элиту. И то, и другое считалось элитным учебным заведением. Это с одной точки зрения. С другой, национал-социализм как таковой — враг интеллектуализма, враг науки, образования. И в результате получалось, что элитные школы учат не людей, которые в интеллектуальном уровне превосходят всех окружающих, а, наоборот, людей, которые к образованию относятся уничижительно. Вот такая система.

Что касается школ Адольфа Гитлера, то ставка в них прежде всего была сделана на накачку политическую, идеологическую. Аттестаты в таких школах не выдавались — лишь справка об окончании учебного заведения, которая официально была приравнена к аттестату.

Отметим, что всю систему среднего образования нацисты так и не сумели полностью привести к общему знаменателю. Вообще, с образованием у них получилось не все, но многое. Например, если говорить о среднем образовании, то успехи национал-социализма здесь были достаточно высоки. Это было связано, прежде всего, с тем, что подавляющее большинство преподавательского состава школ оказалось слишком конформистским. То есть большинство школьных учителей поддержали приход к власти национал-социалистов, и количество вычищенных (имеется в виду по политическим признакам) из школ преподавателей было совсем незначительным. Для примера приведем цифру, которая говорит сама за себя: к середине 30-х годов 97% школьных учителей вступило в партию.

ФОТО 2.jpg

С одной стороны, Гитлерюгенд полностью стирал сословные различия — все единое, общее… Да, еще одна любопытная цифра: стоимость формы Гитлерюгенда, в том числе и зимней, — 135 марок (ежемесячная зарплата среднего советского рабочего). Покупали ее родители, никто не выдавал.

По возрасту Гитлерюгенд объединял детей с двенадцати до восемнадцати лет. Потом армия, отсрочки от которой не было даже тем, кто поступал в высшие учебные заведения. Как раз наоборот — отслужи в армии и, пожалуйста, иди учиться. Плюс еще трудовая повинность. То есть перед тем как поступить в институт, нужно было полгода отработать в рамках Имперской рабочей службы. Чаще всего это была низкоквалифицированная работа, в основном, дорожное строительство, тяжелый физический труд. Таким образом, армия, последующая трудовая повинность резко снижали ценность и привлекательность высшего образования.

Как фюрер планировал это сделать? С помощью учителей. В своих программных документах Национал-социалистический союз учителей объявлял, что цель учителя и школы — это воспитание национал-социалиста. Причем отмечалось, что выбора у молодого немца — быть национал-социалистом или нет — быть не должно. Ответ ведь очевиден. Однако юноша сам должен прийти к нему, задача преподавателя — дать верное направление.

Учителя образовательных учреждений входили в Национал-социалистический союз учителей, преподаватели вузов — в Национал-социалистический союз доцентов (доцент у немцев — это преподаватель вуза). Однако обе эти организации были очень слабыми. У них не хватало юношеского задора Гитлерюгенда, который везде пробивал себе дорогу и шел напролом. Иногда доходило до того, что в ряде школ местные руководители Гитлерюгенда могли требовать отставки учителей или их замены, если те делали что-то в противовес высшей сути. Например, опрашивали класс, который, предположим, вчера был на шествии, хотя их (учителей) предупреждали об этом. То есть Гитлерюгенд занимал очень сильные позиции и имел много прав, тем более, что представитель организации входил в состав школьного совета.

Что касается высшего образования, то в Германии было два вида высших учебных заведений: университеты и высшие технические училища. Сразу отметим (и это совершенно четко), что при всей своей антиинтеллектуальной направленности нацизм высшее образование не смог до конца добить, хотя побил его здорово. Для примера — цифры: в 1931 году в немецких университетах состояло 104 тысячи студентов, в 1939 году — 41 тысяча, в 1943 году — 25 тысяч; в высших технических училищах в 1931 году было 22 тысячи, в 1939 году — 12 тысяч. Вот такое падение, причем не только количественное, но и качественное. Второе даже было более значительным, поскольку раньше получение высшего образования и степени было очень престижной вещью. До 1933 года в Веймарской республике это гарантировало свой кусок хлеба с маслом и, возможно, с вареньем. После прихода нацистов к власти авторитет высшего образования стал сильно падать. Плюс появилось довольно значительное количество возможностей реализовать себя в других областях. Если в 1931, 1932 или 1933 годах порядка 2% выпускников шло на военную службу, в 1935 году не было даже 2%, то в 1937 году количество желающих подпрыгнуло до 28%. С чем это связано? С появлением офицерских должностей. Престижно? Очень. К тому же это хорошо оплачиваемая работа.

Далее. Очень много делается по линии немецкой промышленности, где, опять-таки, исследования проводятся в рамках концернов. То есть люди уходят в лаборатории…

ФОТО 3.jpg

Зато резко выросло количество учащихся медицинских факультетов. Нацистскому режиму нужны были врачи. Армию надо было лечить, больных, раненых и так далее. Поэтому, условно говоря, госзаказ на врачей был огромен. Это, соответственно, стипендии, поощрения и прочее. При этом ведущие врачи Германии, ведущие хирурги, мировые светила постоянно отмечали снижение качества и уровня абитуриентов, их подготовки, желания. Плюс сокращения…

По ним било то же самое, те же самые политические мероприятия и программы. То есть врач вместо того, чтобы получать практику, слушал лекции по истории национал-социализма. Кроме того, чтобы увеличить выпуск, на год был сокращен учебный процесс. И все же удельный вес врачей дошел до 48% от всех абитуриентов. То есть упор был сделан на них.

По большому счету, высшее образование нацисты угробили очень сильно. Почему при этом у них не случилось коллапса? Мало были у власти. Двенадцать лет. Просуществуй нацистский режим лет сорок, от высшего образования в Германии не осталось бы и следа.

Во время войны и школы, и высшие учебные заведения продолжали работать. Правда, с очень сокращенным вариантом, поскольку в 1939 году очень много учителей из средней школы ушло на фронт (это был один из основных резервуаров, из которого черпали офицеров запаса).

Что касается образования на оккупированных территориях, то политика нацистов была разной. Например, на территориях, включенных в состав Рейха, вводились чисто немецкие стандарты, на других — образованием занималось местное самоуправление, не немцы. То есть при военной администрации в той или иной форме существовали департамент, министерство, управление по образованию, которые курировали немцы, но которые основывались на местных кадрах. Те территории, которые не были включены в Рейх, в немецкую систему образования не вписывались. А на оккупированной территории, предположим, Польши и Советского Союза вообще не предполагалось наличие высшего образования.

Церковь была отделена от государства. Нацисты приложили все усилия, чтобы исключить Закон Божий, прежде всего, из школьного образования, которому они уделяли больше внимания. Однако теологические факультеты кое-где сохранились. Продолжали функционировать так называемые воскресные школы, которые, естественно, член Гитлерюгенда не имел права посещать.

Отметим, что в средней школе в Германии существовало как раздельное, так и совместное обучение мальчиков и девочек. И все же на официальном уровне национал-социалисты стремились к тому, чтобы образование было раздельным. Это было связано с тем, что женщины, девушки должны были готовиться стать домохозяйками, а мальчики — солдатами. Соответственно, и предметы у них должны были быть разными.


При тоталитарном режиме политическое образование играет одну из решающих ролей. Это связано, в первую очередь, с тем, что оно помогает укрепить тоталитарную систему, а сама тоталитарная система предпринимает попытки сформировать нового человека (который будет лоялен к режиму, будет составной частью этого режима) через образование, через воспитание.

Гитлер отмечал необходимость воспитывать в немцах национал-социалистическое мировоззрение. Целью политического образования и воспитания являлась ликвидация любой возможности создания групп с иным мировоззрением, что было отличительной чертой более демократического общества Веймарской республики.

Целью воспитания в государстве с национал-социализмом было создание нового немецкого народа, а достичь этой цели должны были с помощью школ и других институтов. Также воспитание было нацелено на избавление от научных дисциплин, что помогало сформировать нужное для государства мировоззрение. Деятельность по воспитанию была направлена, во-первых, на улучшение физических кондиций, здоровья молодежи, а, во-вторых, — на развитие умственных способностей. Образование помогало сформировать характер, а во вторую очередь образование способствовало получению знаний. Считалось, что физически развитый человек, но при этом менее образованный был более важен и ценен для государства, чем плохо развитый физически человек, но при этом высокообразованный.

Еще одной важной составляющей воспитания при национал-социализме была всеобщность. Национал-социализм подвергал критике всех либерально настроенных к вопросу образования людей. Либеральные концепции по вопросам воспитания приводили бы к разрушению основ народности и государства, ведь их основной задачей является образование отдельных людей, а не формирование нации.

1Ernst Krieck. Nationalpolitische Erziehung, Leipzig, 1937, S.113.

2Hans-Jochen Gamm. Führung und Verführung. Pädagogik des Nationalsozialismus, München, 1964, S.28.

Что касается школьного образования, то в Веймарской республике, то есть межвоенной Германии, существовало совершенно бесконечное количество видов средних учебных заведений. Сразу оговоримся, в государстве имели место так называемые народные школы (начальное образование, младшая школа по-нашему), потом шла либо гимназия (это было более или менее элитное гуманитарное образование), либо обершуле (старшая школа, или средняя у нас).

Так вот, разнообразие обершуле было совершенно кошмарным. По подсчетам, в некоторых городах на 1933 год было до 12-13-14-15 видов различных школ, которые, в принципе, давали примерно среднее образование. Это лицеи, оберлицеи, гимназии, обершуле и так далее.

Значительное количество школ было связано с религией: это и евангелические школы, и католические, которые финансировались за счет общественных церковных организаций.

Школа делилась на 3 части. Сначала все дети 4 года посещали народную школу. Далее можно было выбирать: либо учиться еще 4 года в народной школе, либо 6 лет в средней школе, либо 8 в полной средней школе. Через некоторое время была еще введена старшая ступень народной школы, где могли учиться особо одаренные учащиеся народной школы. Помимо того, были образованы элитные школы, национал-политические учебно-воспитательные заведения. Данные школы можно было посещать уже на 3-4-м году обучения, но они были платными и для учебы в них было необходимо членство в Гитлерюгенд. Уже на 1-м в своей жизни уроке дети получали буквари, которые готовили их к вступлению в Юнгфольк и давали представление о расовой теории.

Также, были построены элитные школы, национал-политические учебно-воспитательные места и средняя школа НСД. Данные школы возможно было посетить уже на третьем-четвёртом году получения образования, на платной основе, а так же для получения образования в них нужно было иметь членство в Гитлерюгенде.

На первом уроке дети должны были получить буквари, по которым готовили к вступлению в Юнгфольк и могли дать представление о расовой теории.

Как только нацисты пришли к власти, они сразу же начали проводить унификацию. Она затянулась. Только в районе 1939 года им удалось привести большинство школ к общему знаменателю. Были унифицированы программы, названия школ… Практически были уничтожены гимназии (их осталось очень и очень мало). Серьезно надавили и на частные школы, тем не менее они все равно продолжали функционировать.

Использование новых книг и школьных пособий для всех школ Германии началось только после 01.03.1938 года при введении централизованной цензуры со стороны нацистской партии и министерства образования. До этого момента унификация школ в нацистской Германии носила федеральный характер государственной системы школьного обучения. Определенным полигоном для испытания введения новой школьной реформы является Пруссия. Именно в Пруссии проходили апробацию новые программы, которые далее должны были распространяться на всю территорию Германии. Реформа школьного образования, не глядя на определенные региональные отличия, сохранившиеся до краха режима в 1945 г., должна была решить задачу отрыва детей от родителей, которые достигли школьного возраста, от представителей старшего поколения. Большую часть времени они должны были проводить не дома, что исключало преемственность, наследование определенных установок, которые трактовались режимом как устаревшие взгляды. Зарождалась совершенно новая мораль, где не должно было быть места состраданию. Модель, которая была приемлема для европейской культуры, христианская мораль, должны были замениться моралью германского этноса. На практике это возможно было осуществить при помощи новой модели поведения. Нормой должно было стать негативное отношение к людям с определенными болезнями. Даже психиатрические клиники могли стать доступными для публичных экскурсий. Данные экскурсии предусмотрены были в школьных программах в рамках курсов расовой биологии. При посещении госпитали, где лежали умственно отсталые больные, при их разглядывании у людей должно было нарушиться традиционное представление о приличиях, в рамках которых откровенное изучение инвалидов подвергалось осуждению. Перелом традиционной модели поведения должен был не только уменьшить милосердие и сострадание к нездоровым людям, но и дать школьнику чувство физического превосходства.

Задачей данных экскурсий являлась установка, что немцы должны чувствовать себя в безопасности, потому что нездоровые люди были хорошо изолированы и не могли представлять угрозу, и потому что жесткая социальная дистанция должна была отделять здоровых людей от нездоровых, делая их друг для друга недосягаемыми. Экскурсии должны были устраиваться не только в госпитали, но и в концлагеря и еврейские гетто. До нашего времени дошли воспоминания о школьных экскурсиях в Бухенвальд, Дахау, еврейское гетто Лодзи. На экскурсиях школьникам должны были объяснять, что концлагеря не считаются изобретением нацистов, они давно преобладали в мировой практике и были придуманы англичанами во время англо-бурской войны. Проводя демонстрацию заспиртованных голов нескольких польских рабочих в мед. лаборатории концлагеря, школьников должны были убедить, что голландцы, например, со своими врагами всегда так поступали.

Среди прочих наук, по мнению нацистов, особое место занимают естественные, в то время, как образование, по мнению А. Гитлера, должно быть идеалистичным. Он писал, что образование и воспитание должны быть идеалистичными. В основном, они должны корреспондироваться с дисциплинами классическими и получать конкретную специализацию только после закладки нужного фундамента. В ином случае в забвении окажутся силы, имеющие даже более важный смысл для сохранения нации, нежели технические или другие способности. Изучая историю, в особенности, нельзя уклоняться от античности [6, с.36].

Таким образом, система образования должна была быть подчинена исключительно идеологической доктрине нацизма. Изучение физики, химии, несмотря на их важность и работа в государстве над научным прорывом оставались за пределами первой цели образования. Главной же наукой провозглашалась история, изучение которой (её альтернативы) должно было быть направлено на осознание нации превосходства и популяризацию пангерманизма. Естественные науки провозглашались как специальные знания, которые уже должны ложиться на благодатную почву идеологии нацизма, основанной на идеологизации образования.


Гитлер отмечал, что образованные люди являются меньшим приоритетом, чем люди волевые. В речи, произнесённой ещё 17 апреля 1923 года в Мюнхене он говорил, что необходимость изменения характера образования обоснована тем, что нынешние страдания — от избытка образования. Только знания ценны, но всезнание — это враг действий. Что необходимо в данное время, так это инстинкт и воля. [2, с.37].

Национал-социалистическое государство должно базироваться на двух образовательных идеях:

1. Разжигание огня в сердце моей молодёжи и внедрение в разум её понятия расы.

2. Готовность победить или умереть. Итоговая цель — создание нового человека, преданного фанатически национал-социалистической идее" [2, с.37].

В итоге изменений учебных программ все школы приближены были друг к другу. Была введена расовая биология и было усиленно внимание к немецкой истории, мало времени отводилось на изучение иных дисциплин, к примеру, древних языков. При изучении гуманитарных наук огромное внимание должно было уделяться идеологии. До шести часов в день должно было отводиться на физическую подготовку, также должно было учитываться её значение в формировании характера учеников, усилении дисциплины и подготовке к будущей воинской службе. Наряду с этим была сделана попытка дать девушкам совершенно другое образование, на основании нацистского идеала женщины. Из их подготовки должны были исключаться предметы, которые нужны были для того, что бы поступить в университет, потому что женщина должна была всё время находиться дома.

Трудно утверждать, насколько успешным на практике были данные перемены в образовании. Но то, что постановка дела в различных школах была разной и должна была зависеть в большей степени от учителей и школьной администрации не подлежало сомнению. К примеру, до начала марта 1938 года школьные книги и пособия не были еще едиными, а в некоторых школах даже определялись самостоятельно. Лишь после этой даты была задействована централизованная цензура, которую должна была осуществлять нацистская партия вместе с министерством образования. Новые школьные книги были пропитаны духом национал-социализма, учителя распределены по армейским полкам. [8, с.348].


Одиннадцатилетние члены Гитлерюгенда тренируются в стрельбе из винтовки

Уже, начиная с младших классов, с 1933 года стал культивироваться культ фюрера, в школьных учебниках появляются многочисленные истории о том, как Гитлер любит детей, какой он простой и дружелюбный в быту. Так, например, в букваре для начальных классов, изданном в 1935 году описывается история о том, как простая девочка была приглашена фюрером в гости в свой день рождения и вкусно накормлена [9, с.350].

Кстати, небольшое замечание, школы Адольфа Гитлера, которые финансировались исключительно партией, на самом деле все равно брали с родителей определенные взносы. То есть система поборов в образовании Третьего рейха была довольно сильной.

И партийные и непартийные школы финансировались из государственного кармана, при этом первые четко контролировались партией. Причем, как всегда при национал-социализме, не было ничего единого. То есть существовала система образования, так называемая NPEA — национал-социалистические учебные заведения, которые находились сначала под контролем партии, а потом руководство над ними взял рейхсфюрер СС Гиммлер. Кроме этого существовали школы Адольфа Гитлера, которые контролировались партийными органами и должны были готовить партийную элиту. И то, и другое считалось элитным учебным заведением. Это с одной точки зрения. С другой, национал-социализм как таковой — враг интеллектуализма, враг науки, образования. И в результате получалось, что элитные школы учат не людей, которые в интеллектуальном уровне превосходят всех окружающих, а, наоборот, людей, которые к образованию относятся уничижительно. Вот такая система.

Что касается школ Адольфа Гитлера, то ставка в них прежде всего была сделана на накачку политическую, идеологическую. Аттестаты в таких школах не выдавались — лишь справка об окончании учебного заведения, которая официально была приравнена к аттестату.


Адольф Гитлер награждает мальчиков из Гитлерюгенда, март 1945 года

Отметим, что всю систему среднего образования нацисты так и не сумели полностью привести к общему знаменателю. Вообще, с образованием у них получилось не все, но многое. Например, если говорить о среднем образовании, то успехи национал-социализма здесь были достаточно высоки. Это было связано, прежде всего, с тем, что подавляющее большинство преподавательского состава школ оказалось слишком конформистским. То есть большинство школьных учителей поддержали приход к власти национал-социалистов, и количество вычищенных (имеется в виду по политическим признакам) из школ преподавателей было совсем незначительным. Для примера приведем цифру, которая говорит сама за себя: к середине 30-х годов 97% школьных учителей вступило в партию.

С одной стороны, Гитлерюгенд полностью стирал сословные различия — все единое, общее… Да, еще одна любопытная цифра: стоимость формы Гитлерюгенда, в том числе и зимней, — 135 марок (ежемесячная зарплата среднего советского рабочего). Покупали ее родители, никто не выдавал.

По возрасту Гитлерюгенд объединял детей с двенадцати до восемнадцати лет. Потом армия, отсрочки от которой не было даже тем, кто поступал в высшие учебные заведения. Как раз наоборот — отслужи в армии и, пожалуйста, иди учиться. Плюс еще трудовая повинность. То есть перед тем как поступить в институт, нужно было полгода отработать в рамках Имперской рабочей службы. Чаще всего это была низкоквалифицированная работа, в основном, дорожное строительство, тяжелый физический труд. Таким образом, армия, последующая трудовая повинность резко снижали ценность и привлекательность высшего образования.

Как фюрер планировал это сделать? С помощью учителей. В своих программных документах Национал-социалистический союз учителей объявлял, что цель учителя и школы — это воспитание национал-социалиста. Причем отмечалось, что выбора у молодого немца — быть национал-социалистом или нет — быть не должно. Ответ ведь очевиден. Однако юноша сам должен прийти к нему, задача преподавателя — дать верное направление.

Учителя образовательных учреждений входили в Национал-социалистический союз учителей, преподаватели вузов — в Национал-социалистический союз доцентов (доцент у немцев — это преподаватель вуза). Однако обе эти организации были очень слабыми. У них не хватало юношеского задора Гитлерюгенда, который везде пробивал себе дорогу и шел напролом. Иногда доходило до того, что в ряде школ местные руководители Гитлерюгенда могли требовать отставки учителей или их замены, если те делали что-то в противовес высшей сути. Например, опрашивали класс, который, предположим, вчера был на шествии, хотя их (учителей) предупреждали об этом. То есть Гитлерюгенд занимал очень сильные позиции и имел много прав, тем более, что представитель организации входил в состав школьного совета.

В течение многих столетий образовательная система Германии служила образцом для всего мира. Организация обучения, начиная с детского сада и кончая университетом, статус учителя, сущность учебного плана — все это вызывало широкое восхищение. За 12 лет существования Третьего рейха произошел катастрофический упадок всей системы образования, когда ее стали подгонять под стандарты нацистской диктатуры.

Гитлер часто повторял: "У кого в руках молодежь, у того в руках и будущее. Я начинаю с молодежи. Мы, те, кто стар, — отработанный материал. Мы прогнили до мозга костей. Но моя замечательная молодежь! Есть ли где-нибудь в мире еще столь прекрасная молодежь? Взгляните на этих юношей и подростков! Какой материал! С ними я смогу создать новый мир!

Мое обучение будет суровым. Мы выбьем из них слабость. Необычайно активная, властная, жестокая молодежь — вот что я оставлю после себя. Молодежь должна быть равнодушна к боли. В ней не должно быть слабости и жалости. Я снова хочу увидеть в их глазах отблеск гордости и независимости хищного зверя.

Я не стану проводить интеллектуальную подготовку. Знание — это крах для моей молодежи. Я хочу, чтобы они обучались только тому, что дает им их воображение. Но одной вещи они должны научиться — самообладанию. Они научатся преодолевать страх смерти благодаря суровым испытаниям.

Это — героическое поколение молодежи, из которого выйдет творец, человек-бог!". В основе гитлеровского представления об образовании лежало его негативное отношение к интеллигентным людям. Он никогда не забывал ужасного удара, полученного им в молодости, когда его не приняли в Венскую академию художеств. После этого он на всю жизнь сохранил презрительное отношение к преподавателям и к интеллигенции вообще. Придя к власти, он всеми способами стремился искоренить интеллектуальную элиту страны. Первым долгом государства, говорил Гитлер, является забота о телесном усовершенствовании молодежи. "Всякое образование в национальном государстве должно быть направлено прежде всего не на то, чтобы пичкать ученика никчемными знаниями, а на строительство здорового тела… Мозги молодежи не должны заполняться научными знаниями". "Гении никогда не смогут появиться из нации дегенератов". "Новая молодежь, подобно той, что была в древней Спарте, должна быть мужественной и сильной. Идеальное государство должно базироваться на двух основных образовательных идеях. Во-первых, надо зажечь огонь в сердце молодежи и внедрить в ее разум понятие расы. Во-вторых, германская молодежь должна быть готовой к войне, обученной либо победить, либо умереть. Конечная цель образования сформировать граждан, сознающих славу страны и охваченных фанатической преданностью национальной идее. Национал-социализм обеспечит нацию необходимой элитой".

Ненависть Гитлера к преподавателям и интеллигенции в целом переняла у своего фюрера и остальная нацистская верхушка. Руководитель Германского трудового фронта д-р Роберт Лей так выражал нацистскую позицию относительно образования: "Уличный дворник одним взмахом сметает в сточную канаву тысячи микробов. Ученый же гордится собой, открыв лишь одного-единственного микроба за всю жизнь". Ярый антисемит Юлиус Штрайхер, редактор "Дер Штюрмер" ("Der St?rmer"), выступая перед студентами Берлинского университета, сформулировал свое отношение к профессорам следующим образом. Он нарисовал на доске две чаши весов. Та чаша, что внизу, сказал он, содержит мозг фюрера, а та, что наверху, — Dreck [мусор, хлам] профессорских мозгов. В одной из статей журнала СС "Черный корпус" выдающиеся немецкие ученые Вернер Гейзенберг и Макс Планк были названы "белыми евреями в сфере науки". Многие нацистские лидеры вторили Гитлеру в вопросах образования молодежи. Министр народного просвещения и пропаганды д-р Геббельс говорил: "Молодежь принадлежит нам, и мы не уступим ее никому".

Первой книгой, с которой ребенок сталкивался после детского сада, был Primer — букварь. На его обложке была помещена карикатура на еврея со словами: "Не верь лисе в степи, не верь еврею в его божбе!" Внутри были рисунки марширующих солдат и их лагерной жизни, которые сопровождал следующий текст: Тот, кто хочет стать солдатом, Тот оружие должен иметь, Заряжать его порохом должен И хорошею твердою пулей. Малыши, если вы хотите стать новобранцами, Обратите внимание на эту песенку.

Преподавание биологии основывалось прежде всего на взглядах фюрера относительно расы и наследственности (см. Расовая доктрина). Официально утвержденным учебником о расе был "Новые основы расовых исследований" Германа Гауха, где имелись следующие типичные пассажи: "Животный мир следует классифицировать на представителей нордической расы и низших животных [евреев]. Таким образом, можно вывести следующее правило: не существует ни физических, ни психологических особенностей, которые могли бы подтвердить отличие человека от животного мира. Единственное различие, которое существует — это различие между представителями нордической расы с одной стороны, и животными, в основном представителями ненордической расы, или недочеловеками (представляющими собой переходный вид), с другой стороны". У студентов поощрялось умение определять свое арийское происхождение.

Изучение германистики базировалось на требовании восстановления "былого тевтонского величия", упор делался на историю германцев, как культуросозидающую расу, и евреев, как культуроразрушающую расу. Знакомя учеников с героическим нордическим эпосом (сагами), учителя требовали от них при пересказе использовать исключительно германские варианты слов, заимствованных из других языков. В учебные планы было внесено изучение трудов руководителей нацистской партии, например, работы Геббельса "Образовательная ценность Имперской службы занятости", на издание которой он получил специальные кредиты от правительства. Особых изменений с приходом нацистов к власти не претерпела программа математики, если не считать того, что акцент был смещен на подсознательную подготовку учащихся к военной службе. Математические задачи так или иначе были связаны с расчетами артиллерийских траекторий и истребительно-бомбардировочных коэффициентов. Вот типичная задача из учебника математики нацистской школы:

"Самолет летит со скоростью 240 км в час в район, отстоящий на дистанции 210 км, с приказом сбросить бомбы. Когда можно ожидать его возвращения, если бомбометание занимает 7,5 минуты?"

Широко распространенное ранее в школах Германии религиозное обучение после 1933 было резко сокращено. В 1935 из билетов выпускных экзаменов были изъяты вопросы по религии, а посещение школьных молитв стало необязательным. Размывание основ религиозного обучения продолжалось в течение всего срока нацистского правления.

К общей образовательной системе по инициативе Гитлера были добавлены еще три типа школ для подготовки будущей нацистской элиты. Первый — Адольфа Гитлера школы, в которых молодые кадеты занимались физической подготовкой, изучали расовую теорию и воспитывались в духе верности фюреру. Второй Наполас (Национал-социалистические воспитательные учреждения), педагогический процесс в которых строился по образцу прежних прусских военных училищ: с акцентом на солдатский дух, долг и дисциплину. Третий — Орденсбурген, рыцарские замки, которые собственно и обеспечивали подготовку нацистской элиты. Кандидатов в эти школы отбирали из числа учащихся "школ Адольфа Гитлера" и Наполас. Обучение в них длилось четыре года (1-й год — расовая доктрина, 2-й — атлетика, скалолазание, прыжки с парашютом, 3-й — политическое воспитание и военное дело, 4-й — заключительное политическое и военное обучение), после чего выпускники были готовы занять посты будущих руководителей нацистской партии.

"Реформы", проведенные нацистским руководством в системе образования в Германии, имели катастрофические последствия. Произошло резкое снижение уровня интеллектуальной и профессиональной подготовленности учащихся. Пользовавшаяся ранее всеобщим уважением благодаря качеству и объему преподносимых знаний, достоинству и основательности, система превратилась в обыкновенное приложение к нацистскому министерству пропаганды. От года к году уровень подготовки учащихся стремительно падал на всех этапах — от начальной школы до университетов. См. Университеты в Третьем рейхе.

Руны и их символика в Третьем рейхе

Руны и их символика в Третьем рейхе Как всем нам известно с детства, свастика является фашистским символом. Ее использование запрещено, слишком много душевных ран нанес этот режим, не говоря уже и десятках миллионов гекатомб. А ведь когда-то свастика была безобидным

Архитектура в Третьем рейхе

Архитектура в Третьем рейхе В большей степени, чем другие виды искусства, архитектура нацистского периода отражала личные симпатии и антипатии Гитлера. Ни один из главных архитектурных проектов того времени не избежал указующих пометок карандаша этого несостоявшегося

Евреи в Третьем рейхе

Евреи в Третьем рейхе В разработанной Гитлером программе нацистской партии граждане еврейской национальности объявлялись вне закона. Они не могли участвовать в выборах, им запрещалось занимать государственные должности, преподавать в университетах, вступать в браки с

Изобразительное искусство в Третьем рейхе

Изобразительное искусство в Третьем рейхе Немецкие художники внесли огромную лепту во все важнейшие направления изобразительного искусства XX века, включая импрессионизм, экспрессионизм, кубизм и дадаизм. В начале 20-х годов многие выдающиеся художники, жившие в

Кинематография в Третьем рейхе

Кинематография в Третьем рейхе После прихода нацистов к власти немецкая кинематография, получившая до того мировое признание благодаря самобытности и таланту немецких актеров и режиссеров, стала составной частью программы гляйхшалтунг — подчинения всех сфер жизни

Литература в Третьем рейхе

Литература в Третьем рейхе После прихода нацистов к власти, современная немецкая литература пострадала в наибольшей степени, нежели другие виды искусства. Германию покинуло, добровольно или принудительно, свыше 250 немецких писателей, поэтов, критиков и

Музыка в Третьем рейхе

Музыка в Третьем рейхе Все виды искусства в нацистской Германии были подчинены политике гляйхшалтунг, или координации, и только музыка, наименее политическое из искусств, не испытывала серьезного давления при гитлеровской диктатуре, оказавшись неким обособленный

Подводный флот в Третьем рейхе

Подводный флот в Третьем рейхе По условиям Версальского договора 1919 Германии запрещалось иметь подводный флот, однако тайное его строительство не прекращалось ни на минуту. В 1927, в результате парламентского расследования скандала, связанного с информацией о

Пресса в Третьем рейхе

Пресса в Третьем рейхе Еще до своего прихода к власти Гитлер рассматривал прессу как одно из самых мощных орудий в борьбе за установление в Германии нацистского режима и личной диктатуры. Став канцлером, он, вслед за радиовещанием, кинематографией, музыкой, театром,

Пропаганда в Третьем рейхе

Пропаганда в Третьем рейхе Восхождение национал-социалистов к политической власти и весь период существования Третьего рейха сопровождались интенсивной пропагандистской кампанией, которой заправлял министр народного просвещения и пропаганды д-р Пауль Йозеф

Радиовещание в Третьем рейхе

Радиовещание в Третьем рейхе Как и другие средства массовой информации Третьего рейха, нацистские власти подчинили национальное радиовещание интересам политики гляйхшалтунг. Вскоре после прихода Гитлера к власти, он предоставил министру народного просвещения и

Религия в Третьем рейхе

Религия в Третьем рейхе Несмотря на то, что Гитлер родился в семье, исповедовавшей католическую религию, он весьма рано отверг христианство как чуждую расистской модели идею. "Античность, — говорил он, — была куда лучше нынешних времен, поскольку не знала ни

Театр в Третьем Рейхе

Театр в Третьем Рейхе В период Веймарской республики (1919–1933), германский театр приобрел высокую репутацию своим высочайшим мастерством. Немецкие драматурги, режиссеры и актеры, благодаря своей творческой энергии, внесли огромный вклад в развитие различных жанров

Университеты в Третьем рейхе

Университеты в Третьем рейхе В течение многих поколений германская университетская система была образцом высшего образования для всего мира. Уровень подготовки студентов и компетенция преподавательского состава пользовались заслуженной репутацией. Между тем,

Юстиция в Третьем рейхе

Юстиция в Третьем рейхе Юридическая система Третьего рейха полностью отвечала личным представлениям фюрера о юстиции. Гитлер испытывал презрительное отношение к традиционной юридической системе буржуазного парламентаризма, о чем неустанно повторял в первые годы

Великий врач в Третьем рейхе

Великий врач в Третьем рейхе В 1927 году Зауэрбруха пригласили в Берлин на должность главного хирурга госпиталя Шарите – самой известной и уважаемой клиники Германии. Здесь профессор занимается хирургическим лечением туберкулеза, травм груди, заболеваний пищевода,

Читайте также: