Что такое персонал кратко

Обновлено: 06.07.2024

Это постоянный состав работников конкретной компании. Учитываются наемные специалисты, собственники и совладельцы предприятия.

Продолжим этот пример. В компанию нанимают сотрудника мыть окна на высоком этаже, потому что у него есть опыт, навыки и специальные знания в этой области. Это совпадает с целями работодателя – чистые окна.

На основе этого утрированного примера подведем итог и выделим признаки персонала:

  • наличие заключенного трудового договора;
  • характеристики, которые помогают специалисту работать (квалификация, навыки, образование, опыт);
  • есть цель деятельности, которая совпадает с задачами предприятия.

Категории персонала

Делят на производственный и непроизводственный.

Производственный штат предприятия подразделяется на категории:

    . Они работают физически. Рабочий персонал делят на основной и вспомогательный. Первые трудятся в производственных цехах, а вторые обслуживают производство. К вспомогательным относят официантов, грузчиков, уборщиков.
  1. Служащие. У них преобладает интеллектуальный труд. Например, управление, бухучет, юриспруденция и другое. Служащих делят на 3 группы: руководители компании или ее отделов, их заместители; специалисты (экономисты, юристы); служащие (делопроизводители, технические специалисты).

Это мы рассмотрели производственный персонал. Непроизводственный – специалисты, которые работают в непромышленных сферах. Они не создают ничего материального, но их труд не менее важен. Это могут быть работники ЖКХ или поликлиник.

Кто и как классифицирует персонал

Международная организация труда делит трудящихся на три категории:

В развитых странах управленческий штат предприятия подразделяют на следующие категории:

  • top management – высшее звено (генеральный директор);
  • middle management – среднее звено (руководители подразделений);
  • lower management – низшие звенья (руководители подотделов, групп, бригадиры).

В России руководителей предприятия классифицируют следующим образом:

  • линейные – генеральный директор, начальник цеха;
  • нелинейные – функциональные руководители (например, технический директор, HR-директор).

Обычный персонал, согласно ст. 15 ТК РФ, классифицируют в зависимости от специальности, квалификации и должности. Наиболее распространенное разделение – по степени квалификации персонала:

  • высококвалифицированные кадры (например, авиатехник, шеф-повар или кардиолог);
  • квалифицированные (бухгалтер или сварщик);
  • неквалифицированные (дворник, грузчик).

Классификация работников в организациях

Профессионально-квалификационная структура персонала помогает расставить кадры на предприятии. Она объединяет три понятия:

  • профессиональная структура – представители различных профессий;
  • квалификационная структура – рабочие различной квалификации;
  • содержание квалификации – знания, умения, навыки, опыт и другие составляющие для выполнения конкретной работы.

В качестве критериев персонала работодатели используют социальные, демографические и профессиональные признаки работников:

  1. Половозрастная структура. Руководитель старается соблюдать паритет между мужчинами и женщинами, поэтому в его компании работает примерно одинаковое количество мужчин и женщин. Также он стремится набирать работников разных возрастных групп. Одни – молодые, инициативные, предлагают новые идеи, а другие – опытные и стабильно выполняют свои функции, но с менее гибким мышлением.
  2. По семейному статусу. По своему опыту руководитель знает, что семейные работники более надежны, так как они заинтересованы в стабильной и хорошо оплачиваемой работе. Но есть и риски: например, женщины с маленькими детьми часто уходят на больничный.
  3. По образованию. Практически на любом предприятии требуются кадры с высшим, средним или неоконченным образованием.
  4. Стаж работы. В производственный отдел руководитель предприятия нанимает рабочих, несмотря на опыт. В отделе есть мастер, который готов обучить новеньких. Но в технический и научно-исследовательский отделы руководитель ищет специалистов с опытом работы от трех лет.

Работников также делят:

  1. По функциям, которые специалист выполняет в производственном процессе. Например, одни рабочие собирают оборудование, другие – упаковывают его, маркетологи проводят рекламную кампанию.
  2. По роду занятий (специалист с высшим образованием, служащий, частный предприниматель).
  3. По сроку работы. Например, бухгалтер пять лет работает в компании – он постоянный специалист. Инженер-технолог ушла в декрет, на ее место взяли другого специалиста – это временный работник. Студент летом устроился продавцом в ларек мороженого – это сезонная работа.

Рассмотрим еще одну классификацию персонала, которая применяется во многих организациях для его разделения на группы:

  • формы производственной деятельности (прокладка электрики или составление сметы);
  • тарифные разряды (они определяют соотношение заработной платы и квалификации) – всего их восемь;
  • классы квалификации – выше мы их уже рассмотрели;
  • модель заработной платы: может быть сдельная, премиальная, классическая;
  • уровень механизации труда – насколько автоматизирована работа.

Для чего нужна классификация и примеры ее использования

Как видите, существует много разных классификаций персонала. Все они помогают вести учет труда, выработки и зарплаты, составлять отчетности и контролировать фонд оплаты работы и социальные выплаты.

Руководитель компании понимает, что развитие компании во многом зависит от ее работников: насколько они квалифицированы и мотивированы. В этом ему помогает разделение штата на группы.

Например, в рабочем персонале руководитель часто делает кадровые перестановки, чтобы специалисты меняли вид деятельности. Перед ним стоит задача: сделать так, чтобы работники не уставали от одного типа работы.

Служащих и руководителей подразделений постоянно отправляют на курсы повышения квалификации, за достижения назначаются премии и т.д. Это повышает мотивацию персонала.

Также работодатель, держа перед собой классификационную структуру персонала, видит, в каких кадрах нуждается организация, где есть риски. Риском может быть большое число специалистов-девушек детородного возраста, которые могут внезапно уйти в декрет, а также, например, недостаточная квалификация управленческого звена на предприятии.

Таким образом, классификация помогает руководителям находить, развивать и удерживать кадры, которые отвечают требованиям.


ПЕРСОНА́Л, -а, м. Личный состав какого-л. учреждения, предприятия или часть этого состава, представляющая собой группу по профессиональным или иным признакам. Персонал театра. Административный персонал. Преподавательский персонал. Технический персонал учреждения.На санитарах лежала вся черная работа, так как сестры в этом госпитале причисляли себя к врачебному персоналу. Игнатьев, Пятьдесят лет в строю. У нас нет ни повара, ни хлебопека, ни прачки и вообще никакого обслуживающего персонала. Ушаков, По нехоженой земле.

[От лат. personalis — личный]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Персона́л (от лат. persona — личность) или штат (от нем. staat — государство) — постоянный состав работников какого-нибудь учреждения, составляющих группу по профессиональным или иным признакам с указанием должностей и присвоенных по каждой должности окладов; совокупность всех работников предприятия, занятых трудовой деятельностью, а также состоящих на балансе (входящих в штатный состав), но временно не работающих в связи с различными причинами (отпуск, болезнь, присмотр за ребёнком и так далее); совокупность трудовых ресурсов, которые находятся в распоряжении предприятия и необходимы для исполнения определённых функций, достижения целей деятельности и перспективного развития.

ПЕРСОНА'Л, а, мн. нет, собир., м. [от латин. personalis — личный]. 1. Все служащие какого-н. учреждения; личный состав какого-н. учреждения (офиц. устар.). || Служащие, принадлежащие к одной профессиональной категории (офиц.). Технический п. Учительский п. Медицинский п. 2. Слуги в большом хозяйстве (истор.). 3. Часть членов какой-н. группы, объединенных каким-н. признаком (книжн.). Мужской п.

персона́л

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: пиджачишко — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

личный состав учреждения, предприятия, фирмы или часть этого состава, выделенная по признаку характера выполняемой работы, например управленческий персонал.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .

Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "ПЕРСОНАЛ" в других словарях:

персонал — а, м. personnel m., нем. Personal <лат. personalis личный. Личный состав преимущественно театра, но также и других учреждений. Павленков 1911. Личный состав учреждения, предприятия; все работающие в каком л. учреждении, предприятии. БАС 1. По… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ПЕРСОНАЛ — (от лат. persona). Личный состав известного собрания, совокупность лиц при каком нибудь деле. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЕРСОНАЛ личный состав преимущественно театра, но также и др. учреждений … Словарь иностранных слов русского языка

ПЕРСОНАЛ — ПЕРСОНАЛ, персонала, мн. нет, собир., муж. (от лат. personalis личный). 1. Все служащие какого нибудь учреждения; личный состав какого нибудь учреждения (офиц. устар.). || Служащие, принадлежащие к одной профессиональной категории (офиц.).… … Толковый словарь Ушакова

персонал — Личный состав учреждения, предприятия, фирмы или часть этого состава, выделенная по признаку характера выполняемой работы, например управленческий персонал, обслуживающий персонал. [Борисов А.Б. Большой экономический словарь.] персонал Личный… … Справочник технического переводчика

персонал — См. служащий. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. персонал кадры, штат, аппарат, (кадровый, личный) состав, круг, служащий, штаты, люди, униформа, разряд … Словарь синонимов

ПЕРСОНАЛ — (от лат. persona личность) коллектив работников или совокупность лиц, осуществляющих трудовые функции на основе трудового договора (контракта). Если выполнение работ (услуг) осуществляется на основе гражданко правового договора подряда или иного… … Юридический словарь

Персонал — (от лат. persona личность) совокупность всех работников предприятия, занятых трудовой деятельностью, а также состоящих на балансе (входящих в штатный состав), но временно не работающих в связи с различными причинами (отпуск,… … Википедия

Персонал — (personnel, staff) Личный состав организации, работающий по трудовому договору или по гражданско правовому договору. Персонал работает на обеспечение целей организации … Экономико-математический словарь

ПЕРСОНАЛ — ПЕРСОНАЛ, а, муж. Личный состав или работники учреждения, предприятия, составляющие группу по профессиональным или служебным признакам. Технический п. Медицинский п. Обслуживающий п. Женский п. госпиталя. | прил. персональный, ая, ое (устар.). П … Толковый словарь Ожегова

Персонал (от латинского personalis – личное) – это личный состав предприятия, в который включаются все наемные работники, а также работающие собственники и совладельцы.

В качестве основных признаков персонала выступают:

  1. Целевая направленность в работе персонала – предоставление работнику всех условия для достижения организационной цели.
  2. Наличие у работников определенных качественных характеристик (профессия, специальность, квалификация, компетентность), благодаря которым деятельность работника может быть определена для конкретной должности, либо конкретного рабочего места.
  3. Наличие трудовой договоренности с работодателями, что оформляется в трудовом договоре.

Благодаря обеспечению единого и комплексного воздействия на персонал организации в целом, система управления персоналом:

  1. Во-первых, включает развернутую систему постоянных и программных мероприятий по регулированию занятости, планированию рабочих мест, организации отбора, расстановки и подготовки кадров, прогнозированию содержания работ.
  2. Во-вторых, интегрируется в общую систему управления организацией, увязывая его со стратегическими установками и корпоративной культурой, а также с планированием НИР, производства, сбыта, повышения качества.
  3. В-третьих, предполагает тщательный учет персональных качеств и профессиональных характеристик работников, а также оценку их деятельности;
  4. В-четвертых, централизует управление трудом в руках одного из руководителей организации, а также осуществляет меры по совершенствованию механизма кадровой работы.

Определение и особенности персонала организации

Целостная система персонала организации может рассматриваться по социокультурным, физиологическим и психологическим параметрам, что представлено на рисунке ниже:

Особенности численности и структуры персонала

В качестве основных характеристик персонала организации выступают структура и численность.

Численность персонала – это статистический и экономический показатель, благодаря которому становится возможным определение количества людей, которые относятся к определенной производственной категории в конкретном признаке.

Численность персонала предприятия заключается в сложности, характере, а также трудоемкости управленческих и производственных (либо иных) процессов, в также в характере их автоматизации, компьютеризации и механизации. В практической деятельности кадрового учета принято различать явочный, списочный и среднесписочный кадровые составы.

Списочный состав персонала организации должен включать в себя всех работников, которые приняты на сезонную, временную, а также постоянную работу на срок от одного дня и более, где подсчет производится в момент их зачисления на работу.

Списочный состав работников по каждому календарному рабочему дню должны учитываться как фактически присутствующие на рабочем месте сотрудники, так и отсутствующие по каким-либо причинам. Для того, чтобы определить численность работников за отчетные периоды, принято использовать среднесписочную численность, в которой принято отмечать объемы производительности труда, коэффициентов оборота, текучести персонала, значения средней заработной платы.

Среднесписочную численность работников за определенные отчетные месяцы принято вычислять средствами суммирования численности рабочих, входящих в списочный состав каждого календарного дня отчетного месяца – то есть с 1-го по 31-е число. В данные расчеты включены нерабочие праздничные, а также выходные дни. Также проводится разделение итоговой суммы на количество календарных дней в отчетном периоде (месяце).

Для того, чтобы верно определять среднесписочную численность работников, следует проводить ежедневный учет количества работников их списочного состава, в который необходимо вносить уточнения, основу которых составляют приказы (распоряжения) о приеме, либо переводе работников на иные должности, а также о расторжении трудовых договоров.

Среднесписочное количество всех работников за год принято определять суммированием среднесписочного количества работников за все месяцы года, в котором ведется отчет, а также разделением полученного числа на 12.

Списочный состав работников принято отличать от явочного состава, в котором показывается, какое количество работников, находящихся в списке присутствует на рабочем месте. Количество фактически работающих человек отражает количество рабочего персонала, не только который присутствует на рабочем месте, но также и того, который фактически приступил к выполнению работы.

Различия между явочным количеством работников и фактическим количеством работников отражает количество человек, которые находятся в целом дневном простое (например, из-за отсутствия материалов, электроэнергии и иных ресурсов).

Структура персонала организации – это суммарное количество отдельных рабочих групп, которые объединены по ряду признаков и категорий.

По характеру участия работников в производственных процессах принято выделять:

  1. Непромышленный персонал – это работники, непосредственно не связанные с производством и его обслуживанием, и работники социальной инфраструктуры предприятия (работники детских и медицинских учреждений, находящихся на балансе предприятия.).
  2. Промышленно-производственный персонал (ППП) – это работники, связанные непосредственно с производством.

В свою очередь, промышленно-производственный персонал, в зависимости от особенностей своих трудовых обязанностей, разделяется на следующие виды:

  1. Руководители – осуществляют функцию непосредственного управления организацией. Руководители условно разделяются на три уровня: высший уровень (генеральный директор, директор, управляющие, заместители); средний (руководитель основного структурного подразделения – отдела, цеха, управления. Сюда также относятся ведущие специалисты); низший (руководитель работает непосредственно с исполнителями – начальник бюро, мастеров, секторов).
  2. Специалисты – работники, которые осуществляют инженерно-техническую, юридическую, экономическую, административную и иные функции. К специалистам принято относить экономистов, инженеров, юристов, технологов, инспекторов по кадрам, бухгалтеров.
  3. Служащие (технические исполнители) – работники, которые осуществляют финансово-расчетную деятельность, оформляют документы и подготавливают их, реализуют хозяйственное обслуживание и иные функции. В профессии данного типа принято относить экспедиторов, кассиров, табельщиков.
  4. Рабочие – это работники, которые задействованы непосредственно в создании материальных благ, а также оказывают производственные и транспортные услуги. Рабочих принято подразделять на основных – связанных с непосредственным выпуском продукции, а также вспомогательных, связанных с обслуживанием производственных процессов.

Процесс разделения персонала предприятия на отдельные типы реализуется на основе нормативных документов – Квалификационных справочников должностей специалистов и руководителей, а также иных служащих, которые разрабатывались Институтом труда и были утверждены постановлением Министерством труда и социального развития Российской Федерации от 21.08.1998 №37 (c дополнениями).

Половозрастная система персонала организации – это соотношение групп персонала по половому признаку (женщины и мужчины), а также по возрасту. Возрастная структура включает в себя долю лиц определенных возрастных промежутков в общей совокупности персонала организации.

Для изучения возрастного состава организации рекомендуется использовать следующую градацию: 16, 17, 18, 19, 20–24, 25–29, 30-34, 35-39, 40-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60-64, 65 лет и старше.

Система персонала по уровню образования характеризуется выделением работников на типы: имеющих высшее образование, незаконченное высшее образование, среднее специальное образование и среднее общее образование.

Система персонала по стажу работы рассматривается либо по общему трудовому стажу, либо по стажу работы в конкретной организации.

Профессиональная структура персонала организации представляет собой соотношение представителей определенных специальностей, либо профессий (рабочий, экономист, бухгалтер), которые обладают определенными практическими, либо теоретическими навыками, которые приобретаются в ходе получения профессионального опыта на конкретной должности, либо в ходе теоретического обучения.

Квалификационная система персонала представляет собой соотношение работников различных квалификационных уровней (степеней профессиональной подготовки), которые необходимы для реализации конкретных трудовых задач. В условиях нашей страны, квалификационный уровень для работников определяется рабочим классом, или разрядом, а для специалистов – классом, разрядом или категорией.

Организационная структура – это соподчиненность и состав должностных лиц, в соответствии с организационной системой предприятия.

В штатной организационной структуре отражается состав персонала в соответствии со штатным расписанием организации, что предусматривает распределение ответственности и прав в системе должностей и порядке их получения.

В функциональной структуре отражается функциональное распределение труда в области управления организацией, а также соотношение определенных групп работников в соответствии с конкретно выполняемыми ими управленческими функциями (управление финансами, управление ремонтом, управление персоналом).

В ролевой структуре коллектива определяется состав, а также происходит распределение коммуникативных, поведенческих и творческих ролей между конкретными работниками. В коммуникативных ролях определяется сущность вклада и участие работников в ситуации принятия решений. Поведенческая роль описывает типовую модель повеления работников в быту, в конфликтах, на работе.

В социальной структуре трудовой коллектив работников характеризуется в качестве совокупности групп, которые выделяются по возрасту, полу, семейному статусу, уровню доходов, уровню образования и иным признакам.

Проведение анализа структуры персонала должно быть систематическим, а его целью должно стать своевременное принятие руководителем предприятия и кадровой службой решений и мер совершенствования и соответствия решаемых управленческих задач производственной ситуации.


Персонал организации - это сотрудники организации, работающие по найму и обладающие определенными профессиональными и качественными характеристиками.

Существенным признаком персонала организации является оформление трудового договора с работодателем.

С практической точки зрения персонал организации представляет собой важнейший ресурс организации.

В теории менеджмента персонал организации рассматривается в качестве ее социальной системы.

Ведущую роль в обеспечении выполнение стратегических целей организации принадлежит персоналу организации.

Требования, предъявляемые по реализации целей для достижения тех или иных экономических результатов, способность решать и выполнять стратегические задачи по развитию организации и повышению ее конкурентоспособности, прямо связаны с уровнем самоорганизации системы.

Социальная система организации закономерно разделяются на две основные подсистемы управляющую и управляемую.

Рассмотрим классификацию персонала по категориям. Дадим определение персонала, человеческих ресурсов, трудового потенциала работника.

Персонал - это личный состав организации, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев.

Человеческие ресурсы - понятие, отражающее главное богатство любого общества, процветание которого возможно при создании условий для воспроизводства, развития, использования этого ресурса с учетом интересов каждого человека.

Трудовой потенциал работника - это совокупность физических и духовных качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности, способность достигать в заданных условиях определенных результатов, а так же совершенствоваться в процессе труда.

Численность персонала организации зависит от характера, масштаба, сложности, трудоемкости производственных и управленческих процессов, степени их механизации, автоматизации, компьютеризации.

Персонал организации подразделяют на управленческий персонал и производственный персонал.

Рис. 2. Структура персонала организации по категориям

  • Управленческий персонал - часть персонала организации , выполняющая общие функции управления: планирование, организацию, мотивацию и контроль.
  • Производственный персонал занят непосредственно на производстве и участвует в осуществлении технологического процесса.
  • По характеру трудовых функций, персонал подразделяется на:
  • - рабочих;
  • - руководителей;
  • - специалистов;
  • - служащих.

В зависимости от уровня управления руководители бывают:

Линейные возглавляют организацию в целом или ее подразделения.

Функциональные руководители возглавляют отделы, службы, бюро и т.д.

Линейный руководитель осуществляет непосредственное руководство людьми и производственной деятельностью. Он является связывающим звеном между руководством организации, которое разрабатывает стратегические задачи управления, и непосредственными исполнителями, которые реализуют эти решения.

Правильный подбор линейного руководителя имеет особое значение.

Линейный руководитель обязательно должен иметь профессиональную подготовку и опыт деятельности.

Специалисты - лица, осуществляющие экономические, инженерно-технические, юридические и другие функции. Специалисты имеют высшее или среднее специальное образование.

Служащие осуществляют подготовку и оформление документов, учет, контроль, хозяйственное обслуживание.

Квалификационные требования к служащим: среднее профессиональное образование или среднее полное образование, с подготовкой по специальной программе в течении одного или нескольких месяцев.

Работники подразделяются по:

  • - профессиям;
  • - специальностям;
  • - квалификации.

Профессия представляет вид трудовой деятельности, требующий для выполнения специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретаемых в СПТУ или ПТУ.

Специальность представляет собой одно из направлений профессии (токарь-настройщик, слесарь по ремонту оборудования и т.д.)

Квалификация работника определяется уровнем специальных знаний, практических навыков и характеризует степень сложности выполняемых работ. Уровень квалификации оценивается разрядами, которые устанавливаются по тарифно-квалификационным справочникам.

Квалификацию работников по статусу в занятости определяют на:

  • - наемных работников, заключивших трудовой договор об условиях трудовой деятельности, за которую они получают плату наличными деньгами или натурой. К ним относятся лица, избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  • - работников, занятых индивидуальной деятельностью, приносящей им доход, но не использующих труд наемных работников;
  • - работодателей-собственников организаций, которые свои функции могут делегировать наемному менеджеру;
  • - неоплачиваемых работников семейных предприятий;
  • - членов коллективных организаций (кооперативов, колхозов и т.д.);
  • - лиц, не поддающихся квалификации по статусу

Наемных работников подразделяют на:

  • - гражданское население;
  • - военнослужащих.

По длительности найма их подразделяют на:

  • - постоянных работников;
  • - временных работников;
  • - сезонных работников.

Работа имеет квалификацию:

  • - основную;
  • - дополнительную;
  • - неполную видимую занятость.

Основная работа - та, на которой у администрации находится трудовая книжка работника.

Для более полной классификации персонала необходимо рассматривать:

  • - профессиональную структуру;
  • - квалификационную структуру;
  • - половозрастную структуру;
  • - структуру персонала по стажу;
  • - структуру персонала по уровню образования.

Все это в совокупности можно понимать как трудовой потенциал организации, который зависит от принципов управления персонала.

Принципы управления персоналом - это фундаментальные основы управления.

Важнейшим принципом управления персоналом являются:

  • системность;
  • демократизация;
  • индивидуализация;
  • информатизация;
  • достижения поставленных целей перед организацией;
  • подбор работников с учетом их психологической совместимости;
  • учет пожеланий сотрудников при выборе форм и методов их переподготовки и повышения квалификации.

Принцип системности в работе с персоналом предполагает, что управление персоналом в организации должно:

  • - охватывать не отдельные категории работающих, а весь состав персонала;
  • - решать не одномоментные задачи, а непрерывно возникающие проблемы в деятельности работника: от его приема на работу, в период продвижения по службе и до его последнего дня работы в организации;
  • - использовать разные методы, средства, приемы работы с персоналом, а не случайно принятое под влиянием настроения решение.

Принцип демократизации работы с персоналом означает:

  • - демократичность в методах управления и стиле руководства;
  • - участие в оценке каждого работника коллектива того подразделения, в котором он работает;
  • - регулярное выявление мнения сотрудников по важнейшим проблемам деятельности организации и учет этого мнения при разработке мероприятий по решению данных проблем;
  • - внедрение нововведении с согласия персонала организации;
  • - партисипативное управление, т.е. вовлечение в процесс управления организацией рядовых сотрудников через их участие в кружках качества, общественных бюро экономического анализа и др.;
  • - повышение информированности работников о результатах и перспективах производственно-хозяйственной деятельности организации.

Принцип индивидуализации работы с персоналом реализуется в:

  • - индивидуальном планировании профессионального и должностного роста работников;
  • - индивидуальном подходе к мотивации труда исполнителей;
  • - персональном подборе состава работников с учетом способностей и индивидуальных особенностей личности.

Принцип информатизации работы с персоналом предполагает применение современных средств вычислительной техники для процедур сбора, передачи, обработки, хранения, выдачи информации в целях оперативного принятия обоснованных кадровых решений. Этому способствует оснащение кадровых служб персональными компьютерами и создание на их базе автоматизированных рабочих мест работников кадровой службы.

Менеджерам в практической деятельности следует руководствоваться рассмотренными выше принципами управления персоналом. Это позволит в значительной степени повысить эффективность его использования.

Читайте также: