План урока на тему этика

Обновлено: 02.07.2024

- закрепить пре дставления об этических нормах поведения в обществе.

Эпиграф, написанный на плакате, музыка, зонтик д ля Мэри Поппи нс,

волшебная коробочка, цветные карточк и, плащ и ко рона для девочки

Этика – одна из древнейших отраслей ф илософии, нау ка о мор али

(нравственности ), которая помогает выра ботать свою жизненную

ориентацию и даёт возможность оц енить поступки свои и окружающих

Этикет – соглашени е между людьми о том, что при нято и что не принят о в

обществе, что является правильным и неправильным, рассматривает главным

Учитель: Здравств уйте, ребята! Сег одня у нас урок окружающего мира.

Учитель: эпиграф ом сегодняшн ей встречи бу дут слова народн ой

«Посеешь Поступок – п ожнёшь При вычку , посеешь Привычку – пожн ёшь

(Пусть больше дет ей выскажут св оё мнение. Оно мо жет быть таким:

- Думаю, что т о, как поступает челове к, какие привычк и он имеет , многое

Воспитанны й человек всегда вежл ив, доброжелателе н по отношен ию к

Неожиданный сту к в дверь. Появляет ся красивая дев ушка, со вкусом

- Добрый день, доро гие дети! Вы заметили, какой сегодня

замечательный день? Разрешите попр исутствовать на вашей беседе? Вы,

конечно, меня узнали ? Да, я ваша любимая Мэри Поппи нс, которая решила

непременно встрети ться со своими любимыми детьми и помочь им овладеть

хорошими манерам и. Итак, у лыбнитесь мне и друг дру гу, начнём первое

(Мэри Поппинс от крывает свой волшебный зонтик, звучит музыка… и в её

- Посмотрите сюда, дети. Открыв крышку этой волшебной коробочки,

вы станете свидетел ями удивительных превращений, которые иногда бывают

на Вашей Земле бл агодаря нам, волше бникам. Знаю, что вы любите игры.

Поэтому х очу поиграть с вами на наш ем первом занятии логическую и гру

( Мэри Поппинс д остаёт из кор обочки звёзды я рко - жёлтого цвета, на

- иметь опрятны й, чистый внешний в ид ну жно потому, что…

(правильно ответи вшему вручается право повес ить звезду на доске)

- говоря бабу шке, что она ниче го не понимает, это свидет ельству ет о …

- если во время завтрака и обеда т ы набрасываешься на еду, выбирая самые

- будет неплохо, если ты поза ботишься о своих сестрёнке и ли братишке,

(На обратной ст ороне звёзд на писаны понят ия: культура поведения,

Вот видите, мо и дорогие дети, благ одаря вашим правильным ответам мои

волшебные звёзд ы высвечивают важ ные понят ия, которые должн ы стать

(Мэри Поппинс внов ь открывает с вой зонтик, вновь зв учит музыка… )

спрашиваем друг у друга: какое у те бя н астрое ние? И это не случайно.

Наверное, вы и сами замечали, что когда н астрое ние хо рошее, то многие

вещи нам нравятся, дела все ладятся, всё получается, а когда плохое – то всё

окрашено как бы в чёрный цвет, и люди почему - то кругом какие - то злые, а

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок содержит материалы по появлению слов этика, нравственность, мораль. Основные понятия нравственности.

Возникновение этики. Основные ее понятия

выявить, что лежит в основе нравственности

Слово учителя.

Крошка сын
к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое
хорошо
и что такое
плохо?

Сегодня для нас не секрет, что прогулять школу – это плохо, а помочь другу – хорошо.

Но раньше люди не могли оценивать свои поступки и поступки других, они не могли отличить добро от зла. И продолжалось это вплоть до 5-4 вв. до н. э., когда люди постепенно стали различать эти понятия. Например, в 6 веке до н. э. еврейский царь Солон издал указ, в котором ограничил количество флейтистов и плакальщиков на похоронах. Он объяснил свой поступок так: хоронили на заре, все люди слышат музыку, и у всех появляется плохое настроение. Таким образом, Соломон отделяет добро от зла.

Таким образом, в V веке до нашей эры этические исследования начинают занимать важное место в духовной культуре человечества.

- Так что же такое этика? Давайте попробуем дать определение этому понятию.

Этика – от древнегреческого слова этос – дом, очаг, нрав, обычай.

- Подберите слова синонимы к слову этика (мораль, нравственность).

Этика – философская дисциплина, предметами исследования которой является мораль и нравственность, целью которой является научить человека достойно и правильно жить.

Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:

- придворный этикет - строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

- дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

- воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

- общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Мы на наших уроках в большинстве случаев будем говорить об общегражданском этикете, т. е. как должны вести себя люди в обществе.

- Ребята, а как вы думаете, какие качества входят в понятие нравственность? (Учащиеся записывают в тетрадь понятия нравственности: честность, доброта, сострадание, честь, трудолюбие и др., подбирают антонимы к ним).

- Люди каждой ли национальности соблюдают честь, уважают трудолюбивых, проявляют сострадание к нуждающимся?

- А почему в жизни нам нужно придерживаться этих понятий?

- Можно ли выделить среди этих понятий главные? Почему?

- Всегда ли эти понятия были главными в общении между людьми? Докажите (примеры пословиц и поговорок).

обучающая: знакомство с предметом этики как школьным компонентом учебного плана;

развивающая: развитие этических вкусов обучающихся; расширение их кругозора; развитие умения работать в группе;

воспитывающая: воспитание нравственной личности, формирование ценностей и потребностей для руководства при принятии этических решений в жизни; воспитание взаимоподдержки при совместной работе.

Задачи: познакомиться с различными этическими теориями, изучить категории морали, принципами нравственного поведения.

Оборудование:

= листы для кластеров по группам;

2. Составление кластера.

3. Подведение итогов.

4. Домашнее задание.

Вопрос о том, как правильно поступить, неизбежно встаёт перед каждым человеком. Уже в раннем детском возрасте мы постоянно испытываем воздействие мнений других людей, груз поведения со стороны взрослых и сверстников. Человек неизбежно испытывает дискомфорт тогда, когда эти оценки имеют негативный характер, и задумывается о своём поведении. Простое стремление получить одобрение со стороны своих родителей и близких со временем сменяется желанием получить признание многих людей, быть знаменитым, сделать что-то значимое для своей страны и для человечества в целом. Счастье нашей собственной жизни оказывается невозможным без того, чтобы получить признание со стороны других людей, испытать чувство благодарности, в конечном счёте понять, что жизнь прожита не зря. Планируя своё будущее, думая о том, какую профессию выбрать, каждый человек неизбежно сталкивается с вопросом о смысле жизни, размышляет о том, как прожили жизнь другие люди, оценивает собственные перспективы. Тогда перед ним и возникают сложные проблемы морального характера. Их разрешение уже требует определённой теоретической базы. Вот этому и будет посвящён новый предмет, который существует в нашей школе только для десятиклассников – оцените ценность этого! – и на уроках которого вы узнаете много нового для себя, главное – очень важного и необходимого.

Для экскурса в предметные понятия обратимся к небольшой презентации (показ слайдов с комментариями учителя).

2. Составление кластера.

А сейчас попытаемся определиться с качествами личности человека, которые могут проявляться в наиболее часто используемых сферах жизнедеятельности человека: в личной жизни, в общественных отношениях, в профессиональной деятельности. Вам предлагается составить кластер по заданию для трёх групп: какие качества личности необходимы в данных сферах жизнедеятельности. Обсудите своё решение в группе, представьте кластер на плакате.

3. Подведение итогов.

- Итак, какие качества личности – а сегодня мы их называем уже по-новому: категории морали – проявляются во всех сферах жизнедеятельности человека? (Взаимовыручка, терпение, уважение). Вы исследовали, что именно эти качества становятся самыми важными в жизни человека.

- Согласны ли вы с этим утверждением? (Ответы учащихся).

-Попытайтесь дать определение каждому из этих понятий. (Ответы учащихся).

- Какие новые знания вы сегодня приобрели? (Ответы учащихся).

- Заинтересовал ли вас новый предмет? Чем он пригодится в жизни? (Ответы учащихся).

4. Домашнее задание.

Найти в словарях и записать в тетрадь определения понятий, выявленных в процессе работы с разными кластерами (взаимовыручка, терпение, уважение).

Список использованной литературы.

Болотина Г.К.. Этика профессионального успеха. Методическое пособие. – Тюмень, 1998.

Гусейнов А.А., Иррлити Г.. Краткая история этики. – М., 1987.

Зеленкова И.Е.. Основы этики. Учебное пособие. – Минск, 1998.

Зубанова С.Г. .Этика. Конспект лекций \С.Г.Зубанова, Д.А.Аникин. - М., 2007.

Технологическая карта урока ОРКСЭ, модуль

Развивающие: развивать умение высказывать своё мнение.

Воспитывающие: сформировать умение применять изученное в новых ситуациях.

Планируемые результаты

Личностные: искать свою позицию в многообразии позиций, эстетических, культурных предпочтений.

Регулятивные: учить обнаруживать и формулировать учебную проблему, работать по составленному плану, использовать дополнительные средства (справочная литература, учебник)

Познавательные : самостоятельно отбирать и сопоставлять информацию, полученную из разных источников, устанавливать аналогию и причинно-следственные связи.

Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе, внимательно слушать других, учиться принимать другую точку зрения.

Оборудование, наглядность

Использованная литература

Технологическая карта

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые формы, способы, методические приёмы

Ожидаемые результаты

1. Организационный этап

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на уроке. Улыбнитесь друг другу. Садитесь.

К планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться.

2. Мотивационный этап

- Скажите, какое общество окружает вас в течение дня? А есть ли правила, которые вы соблюдаете в этом обществе? Это правила хорошего поведения.

- Мы сформулируем с вами тему нашего урока, разгадав кроссворд. (Разгадывание кроссворда, презентация)

1. Наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле (Этика)

2. Что мучает человека, который совершил плохой поступок? (Совесть)

3. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей? (Эгоизм)

4. Действия, результатом которых является причинение зла себе и другим людям. (Порок)

5. Черта характера, когда человек всегда говорит правду и старается не врать ни при каких обстоятельствах. (Честность)

6. Мораль, правда, которые регулируют отношения между людьми при распределении благ, наград и наказании. (Справедливость)

Участвуют в работе, разгадывают кроссворд

Практический, разгадывание кроссворда;

К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга.

Л – осознают свои возможности в учении; проявляют познавательный интерес к изучению учебного материала.

3. 3. Этап целеполагания и планиро-вания

-Какое ключевое слово получилось? (Этикет)

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Ответы детей)

- Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет и какую роль он играет в нашей жизни.

А знаете ли вы, что такое этикет? В какой стране произошло это слово?

- Найти ответы на эти вопросы вы сможете самостоятельно, пользуясь учебником стр. 56 и страницами толкового словаря и энциклопедии. Работаем в парах, помогаем друг другу.

- Кто может рассказать про это слово? Кто дополнит?

- Существуют разные виды этикета. Сегодня мы рассмотрим только некоторые из них: этикет общения, этикет в школе, этикет за столом, этикет в гостях.

Работают в парах.

Обсуждают, высказывают своё мнение.

К – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения.

П – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

Р – принятие темы и задач урока, планирование своей деятельности на уроке.

4. 4. Информа-ционно-аналитический этап

С древнейших времён люди вынуждены были соблюдать определённые правила и нормы поведения для того, чтобы облегчить себе жизнь. Пожалуй, без них нельзя было выжить даже в первобытном обществе. Сама по себе совместная жизнь людей в любом обществе предполагает наличие определённых правил.

Правила этикета вырабатывались с давних пор, более пяти тысяч лет назад, и всегда главным в них было радушное и доброе отношение к людям.

Раньше культуре общения обучали только избранных. Хорошие манеры считались признаком превосходства и просвещенности.

В 21 веке россияне по общим правилам цивилизованного этикета.

Зная эти правила, можно быть уверенным, что, за исключением небольших нюансов, в любой стране они будут уместны. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно. Но одно правило следует помнить твердо: человек своим поведением, внешним видом не должен доставлять неудобства окружающим.

Работа в группах.

Задание 1 группе:

2. Выберите выступающего (можно выступить всей группой).

4. После выступления ответьте на вопросы.

Задание 2 группе:

1. Прочитайте предложенные правила этикета. Выберите среди них те, которые относятся к школьному этикету. (Приложение 2)

2. Выберите выступающего (можно выступить всей группой).

4. После выступления ответьте на вопросы.

Задание 3 группе:

1. Прочитайте ситуацию о том, как хозяйка встречает гостей. Найдите ошибки, которые были допущены в данной ситуации. Исправьте их. (Приложение3).

2. Выберите выступающего (можно выступить всей группой).

4. После выступления ответьте на вопросы.

Задание 4 группе:

Читайте также: