Что такое пав в школе кратко

Обновлено: 02.07.2024

Пове́рхностно-акти́вные вещества́ (ПАВ) — химические соединения, которые, концентрируясь на поверхности раздела фаз, вызывают снижение поверхностного натяжения.

Основной количественной характеристикой ПАВ является поверхностная активность — способность вещества снижать поверхностное натяжение на границе раздела фаз — это производная поверхностного натяжения по концентрации ПАВ при стремлении С к нулю. Однако, ПАВ имеет предел растворимости (так называемую критическую концентрацию мицеллообразования или ККМ), с достижением которого при добавлении ПАВ в раствор концентрация на границе раздела фаз остается постоянной, но в то же время происходит самоорганизация молекул ПАВ в объёмном растворе (мицеллообразование или агрегация). В результате такой агрегации образуются так называемые мицеллы. Отличительным признаком мицеллообразования служит помутнение раствора ПАВ. Водные растворы ПАВ, при мицеллообразовании также приобретают голубоватый оттенок (студенистый оттенок) за счёт преломления света мицеллами.

  • Методы определения ККМ:
  1. Метод поверхностного натяжения
  2. Метод измерения контактного угла с тв. или жидкой поверхностью (Contact angle)
  3. Метод вращающейся капли (Spindrop/Spinning drop)

Содержание

Строение ПАВ

Как правило, ПАВ — органические соединения, имеющие амфифильное строение, то есть их молекулы имеют в своём составе полярную часть, гидрофильный компонент(функциональные группы -ОН, -СООН, -SOOOH, -O- и т. п., или, чаще, их соли -ОNa, -СООNa, -SOOONa и т. п.) и неполярную (углеводородную) часть, гидрофобный компонент. Примером ПАВ могут служить обычное мыло (смесь натриевых солей жирных карбоновых кислот — олеата, стеарата натрия и т. п.) и СМС (синтетические моющие средства), а также спирты, карбоновые кислоты, амины и т. п.

Классификация ПАВ

  • Ионогенные ПАВ
    • Катионные ПАВ
    • Анионные ПАВ
    • Амфотерные
    • Неионогенные ПАВ
      • Алкилполиглюкозиды
      • Алкилполиэтоксилаты

      Влияние ПАВ на компоненты окружающей среды

      ПАВ делятся на те, которые быстро разрушаются в окружающей среде и те, которые не разрушаются и могут накапливаться в организмах в недопустимых концентрациях. Один из основных негативных эффектов ПАВ в окружающей среде — понижение поверхностного натяжения. Например в океане изменение поверхностного натяжения приводит к снижению показателя удерживания CO2 и кислорода в массе воды. Только немногие ПАВ считаются безопасными (алкилполиглюкозиды), так как продуктами их деградации являются углеводы. Однако при адсорбировании ПАВ на поверхности частичек земли/песка степень/скорость их деградации снижаются многократно. Так как почти все ПАВ, используемых в промышленности и домашнем хозяйстве, имеют положительную адсорбцию на частичках земли, песка, глины, при нормальных условиях они могут высвобождать (десорбировать) ионы тяжёлых металлов, удерживаемые этими частичками, и тем самым повышать риск попадания данных веществ в организм человека.

      Выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды требует пристального внимания, т. к. общество остро нуждается в работе по ограждению детей и подростков от пагубного влияния наркотиков. При этом профилактика употребления ПАВ среди школьников должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания.

      Профилактика – это не только и не столько предупреждение чего-либо, сколько активный процесс создания условий и формирования личных качеств, поддерживающих благополучие.

      Важнейшим в профилактической работе является :

      Обучение школьников умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям;

      Формирование у школьников отрицательного отношения к психоактивным веществам и последствиям их употребления.

      Следует отметить, что наркомания имеет биологическую основу и социальные следствия, а в личностно-психологическом плане представляет собой этическую проблему.

      Понять, что такое наркотики, крайне важно для осознания вреда, вызываемого их потреблением. Согласно определению Бюро ООН по вопросам борьбы с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков (UNODC, психоактивное вещество представляет собой вещество, принимаемое людьми для изменения способа восприятия реалий, образа мышления или поведения. Некоторые из этих веществ обычно называют наркотиками, а другие, такие как алкоголь и табак, хотя они и представляют опасность для здоровья человека, обычно не относят к наркотикам. Термин наркотики охватывает также ряд веществ, которые предназначены для использования под наблюдением врача для лечения болезней. Психоактивные вещества, ранее выделявшиеся из растений, а в дальнейшем получаемые искусственным путем, используются людьми для лечебных, религиозных и восстановительных целей многие сотни лет. Дело в том, что при умеренном или контролируемом потреблении некоторые психоактивные вещества дают положительный эффект, например, ослабляют боль, устраняют физические или психические расстройства, а также способствуют возникновению чувства удовлетворенности, спокойствия или эйфории. К несчастью, при употреблении психоактивных веществ без врачебного предписания или в чрезмерных дозах наблюдаются негативные эффекты, например:

      Психоактивные вещества, ранее выделявшиеся из растений, а в дальнейшем получаемые искусственным путем, используются людьми для лечебных, религиозных и восстановительных целей многие сотни лет. Дело в том, что при умеренном или контролируемом потреблении некоторые психоактивные вещества дают положительный эффект, например, ослабляют боль, устраняют физические или психические расстройства, а также способствуют возникновению чувства удовлетворенности, спокойствия или эйфории. К несчастью, при употреблении психоактивных веществ без врачебного предписания или в чрезмерных дозах наблюдаются негативные эффекты,вред для здоровья человека (как физического, так и психического, как в краткосрочном, так и в долговременном плане; и

      негативное влияние как на отдельных людей, так и на общество в целом, связанное с поведением людей, находящихся под воздействием этих веществ, а также с торговлей наркотиками, которая поощряет вредные привычки людей.

      Работа школы по профилактике употребления психоактивных веществ среди учащихся Масштабность и глубина проблемы употребления психоактивных веществ требуют изобилия информации, чтобы истина о вреде алкоголя, курения, наркомании и токсикомании, факторов, способствующих их употреблению, дошло до каждого. Данные государственной статистики и эпидемиологические исследования последних лет свидетельствуют о быстром увеличении числа потребителей ПАВ среди молодёжи. Борьба с ними - это задача не только государства в целом, но каждого отдельного гражданина, а особую роль в решении данной проблемы, несомненно, играет школа.

      Работа по профилактике употребления ПАВ проводится по всем направлениям:

      - экологическое (так как здоровье человека напрямую связано с состоянием окружающей среды, и только человек, ведущий здоровый образ жизни, способен сохранить себя и свою планету для будущего);

      - взаимодействие с социумом.

      Формирование грамотности в вопросах здоровья происходит через практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни. С особым интересом учащиеся относятся ко Дню защиты от экологической опасности (День здоровья, который проводится ежегодно. В ходе этого мероприятия осуществляется спортивно-оздоровительная деятельность учащихся среди природы.

      Здоровый образ жизни, который прививается учащимся в школе, должен находить каждодневную реализацию дома, то есть закрепляться, наполняться практическим содержанием. Поэтому школа организует тесное сотрудничество с родителями обучающихся. Сформирован банк данных о семьях и родителях учащихся (социальный паспорт школы). Проводятся родительские собрания по профилактике правонарушений, преступлений, пропаганде ЗОЖ. На заседаниях общешкольного родительского комитета рассматриваются вопросы организации ЗОЖ учащихся. Проводятся индивидуальные беседы и консультации с родителями.

      • обеспечивается организация летнего отдыха детей из неблагополучных семей в летних лагерях, на площадках по месту жительства,

      • оказание психолого-педагогической поддержки несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

      • анкетирование учащихся на приверженность к вредным привычкам;

      • беседы социального педагога и психолога с трудными детьми и их родителями.

      Проводятся рейды по месту жительства неблагополучных семей с целью выявления нарушений прав детей, фактов жестокого обращения с ними.

      Все мероприятия в рамках данной операции проводятся с целью профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и, как следствие, профилактика ПАВ.

      Дети – это наше будущее и систематическая профилактика ПАВ в школе является одним из важных разделов воспитательной работы. Необходимо сохранять здоровье тех, кто еще не пробовал и не начал употреблять алкоголь и наркотики. Поэтому наша задача - убедить детей, уберечь их от тлетворного влияния пагубных привычек.

      Правовая ответственность школьников Правовая ответственность школьников. Мы с вами живем в нелегкое время. Со страниц журналов и газет, экранов телевизоров, и в повседневной.

      Профилактика детского дорожного травматизма среди воспитанников УОР №1 Методическая разработка Профилактика детского дорожного травматизма среди воспитанников- спортсменов УОР№1. Актуальность Согласно.

      Проведение метапредметной олимпиады среди школьников с ОВЗ

      Проведение метапредметной олимпиады среди школьников с ОВЗ В нашей школе 12.03 - по 16.03 проходила неделя метапредметной олимпиады для детей с ОВЗ. Хочется поделиться своими впечатлениями. Да,.

      Подростковый возраст сам по себе — это гормональная буря с перепадами настроения, колебаниями самооценки и не всегда адекватным поведением. Как не перепутать нормы возраста с более серьезными проблемами, например, употреблением психически активных веществ? Разбираемся в статье.

      Что такое ПАВ?

      Это психически активные вещества. То есть те вещества, которые могут изменять поведение человека. К ним относятся продукты, содержащие алкалоиды. Алкалоиды в малых дозах содержатся в привычным нам продуктах — чай, кофе, сигареты. Но они входят в состав опасных для здоровья запрещенных препаратов. В России запрещены канабиноиды, сальвинорин, псилоцибин, мескалин, кокаин, катинон, ДМТ. Все запрещенные вещества приводят к изменению сознания — вызывают галлюцинации, приводят человека в состояние эйфории или апатии.

      Как можно понять, что ребенок употребляет ПАВ?

      Во-первых, часть ПАВ обладает запахом, например, канабиноиды — конопля, гашиш.

      Второе. Сразу после употребления меняется поведение — после употребления конопли ребенок может быть импульсивным, легко заводиться и смеяться или наоборот быть подавленным. Меняются физиологические показатели — частота дыхания увеличивается, сужается размер зрачка, может повышаться потоотделение. Это уже не гормоны.

      Третье. человек, употребляющий запрещенные вещества, чаще всего понимает, что нарушает закон. Он может стать скрытным, подозрительным, бояться выходить из комнаты. Если заметили, то стоит поговорить. Даже если проблема не связана с употреблением ПАВ, она скорее всего есть.

      Четвертое, ребенок может пропускать занятия без причины или по вымышленной причине. Может начнет врать друзьям, родственникам, учителям. Не факт, что дело в ПАВ, может быть и подростковый нигилизм, но разобраться стоит.

      Пятое, у него могут начаться проблемы с деньгами. Если вы заметили, что ребенок часто просит деньги, занимает деньги у одноклассников, подворовывает, то это тоже симптом.

      Что должен предпринять родитель?

      Если вы подозреваете ребенка в употреблении ПАВ, то лучше открыто поговорить. Если разговоры заканчиваются скандалом, хорошо привлечь третью, независимую сторону — психолога, социального педагога.

      Если есть подозрения, что ребенок хранит и продает ПАВ, то нужно быть готовыми писать заявление в полицию. Да, это звучит жестко, но лучше это сделаете вы и сейчас, чем кто-то чужой и по более серьезной причине. Это возможность накрыть группировку, изготовителей и очистить район от наркотиков, хотя бы сделать к этому шаг. Подумайте, страдает не только ваш ребенок, но и те, кому он продает.

      Как разговаривать с ребенком?

      Есть три стратегии: говорить о том, что это запрещено, о том, что это вредно для организма, о том, что это вредно для социализации и карьеры.

      О том, что употребление ПАВ вредит здоровью. Не надо приводить в пример наркоманов. Вряд ли в окружении есть героиновые наркоманы — если кто-то употребляет ПАВ, то скорее всего это легкие наркотические вещества. Говорите о проблемах с сердцем, о проблемах с мышлением и вниманием, о тоннельном синдроме, когда видишь только наркотики и ничего больше. О проблемах с потенцией — на мальчиков это может оказать влияние.

      О вреде для социализации. Даже если дети будут говорить, что успешные взрослые могут употреблять легкие наркотики, объясняйте, что это исключение, а не правило. Чаще всего употребление дешевых наркотиков приводит ребенка к компаниям, связанных с криминалом. Приводите примеры из жизни или из фильмов и книг — вряд ли ребята, желающие поступить в серьезный вуз, захотят общаться с уличной шпаной.

      Как предупредить употребление ПАВ?

      Родителю стоит подключить учителя, психолога и социального педагога и вместе разработать стратегии взаимодействия. Есть три возможных способа: психологическая диагностика, позволяющая выявить учеников в классе, склонных к зависимости; лекции о вреде употребления ПАВ; мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни (это можно сделать самостоятельно, но в компании единомышленников — надежнее).

      На подростка часто влияет окружение. Конечно, запрещать с кем-то общаться — не лучший выход, но общение можно контролировать: приглашать друзей ребенка домой, вывозить их вместе на природу, делать добрые дела.

      Для диагностики точно нужно привлечь психолога — даже если вы самостоятельно найдете методики, вы не сможете их правильно интерпретировать. Тем более психолог знает, как адекватно донести до учеников результаты тестирования и не ранить их.

      Лекции о вреде употребления ПАВ можно проводить в школе или привлекать внешних лекторов. Проговорите это на родительском собрании, вряд ли кто-то откажется от такой профилактики.


      Разработка группового занятия по профилактике употребления психоактивных веществ. Тема занятия "Что такое ПАВ ?" На занятии рассматриваются вопросы: что такое ПАВ, влияние ПАВ на организм,вредные привычки, причины употребления ПАВ, приемы отказа от предлагаемых табака, наркотиков, алкоголя.

      Содержимое разработки

      Алексеева Татьяна Валентиновна

      СмирноваЕ.Е., зав. отделом ГОБУ НОЦППМС

      ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД, 2017

      Цели занятия:

      Выявить причины употребления ПАВ.

      Сформировать представление о вредном воздействии ПАВ на организм человека.

      Выработать у учащихся умение отказа от принятия ПАВ в компании подростков.

      Выработать негативное отношение к употреблению ПАВ.

      План занятия:

      4. Приемы отказа от предлагаемых табака, наркотиков и алкоголя.

      6. Мифы и правда о ПАВ.

      8.Подведение итогов. Рефлексия .

      Ход занятия .

      Психоактивные вещества (ПАВ) – это вещества, приём которых способствует изменению состояния человека.(Определение написано на плакате).К ПАВ можно отнести табак, алкоголь, наркотики и т.д.

      Под воздействием табака, алкоголя, наркотиков поражаются внутренние органы, сосуды, головной мозг. Меняется и поведение человека: они становятся неуправляемыми и способны совершать поступки, опасные для собственной жизни и жизни окружающих.

      2. Обучающимся выдается карточка с изображением силуэта человека и предлагается отметить какие органы и системы поражаются при употреблении ПАВ.

      Дети на карточках отмечают, какие органы и системы поражаются при употреблении ПАВ.

      Участникам предлагается назвать вредные привычки, которые есть у людей?

      Это употребление спиртных напитков, курение, употребление наркотических средств и причины их употребления.

      4. Приемы отказа от предлагаемых табака, наркотиков и алкоголя.

      1. Выбрать союзника:поискать, нет ли в компании человека, который согласен с Вами, - это помогает получить поддержку и сократить число сторонников употребления.

      3. Смените тему:придумайте что-нибудь еще; придумайте что-нибудь, что

      тоже интересно и не связано с приёмом ПАВ (пойти в спортзал, на танцы или еще что-нибудь придумать).

      Это, кстати, будет свидетельствовать о твердом характере.

      6. Обходить стороной:если есть подозрение, что в какой-то компании в определенное время могут предложить алкоголь, табак, наркотики, просто обходите ее стороной.

      Провести обсуждение какие из этих приёмов наиболее эффективны, а какие не сработают? Почему?

      Бывает так, что употреблять ПАВ нас призывает реклама, размещённая в средствах массовой информации (СМИ), т.е. на телевидении, в газетах, также на улицах города и т.д., в которой можно услышать ложную информацию о табаке или алкоголе, несоответствующую реальности. Учащимся предлагается проверим, насколько они осведомлены о вреде употребления ПАВ, невзирая на призывы рекламных лозунгов.

      Если употреблять наркотики в меру, то никогда не станешь наркоманом.

      После начала употребления наркотиков человек в среднем живёт 5-10 лет.

      запугивания молодых людей.

      Дым от сигарет потенциально опасен для некурящих.

      Каждая выкуренная человеком сигарета уносит 6 минут его/её жизни.

      Сигареты не опасны для здоровья человека.

      Алкоголь – успокоительное средство.

      Небольшие дозы алкоголя снижают способность ясно мыслить и

      7. Учащимся предлагается придумать антирекламу ПАВ.В ней они должны отразить последствия воздействия табакокурения, употребления алкоголя, наркотика на человека, т.е. то, о чём обычная реклама умалчивает. Оформить антирекламу ПАВ можно в виде рисунков, схем, призывов.

      8. Подведение итогов. Рефлексия.

      Учащиеся вспоминают, что они узнали на занятии и подведят итог.

      Педагог предлагает ответить на вопросы.

      - Итак, о чём мы говорили сегодня на занятии?

      - Какое влияние оказывают ПАВ на человека, на его здоровье?

      - Какие основные выводы мы можем сделать?


      -75%

      Читайте также: