Что характерно для методов сотрудничества в школе

Обновлено: 04.07.2024

Основы технологии педагогики сотрудничества таковы:

1. Цель технологии педагогики сотрудничества – формирование творческой личности и организации творческой совместной деятельности в учебно– воспитательном процессе.

2. Основа технологии – педагогические отношения, которые характеризуются как педагогическое взаимодействие, как соавторство, взаимосвязь обучения и самообучения.

3. Технология педагогики сотрудничества – это идея сочетания свободы и ответственности. НОД – это микромир, в которой подобное возможно и целесообразно.

4. В технологии сотрудничества воплощается связь идей самоопределения, самоуважения, саморегуляции и самосовершенствования, творчества.

Целевые ориентации:

· Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

· Гуманно-личностный подход к ребенку.

· Единство обучения и воспитания.

Концепция сотрудничества

Технология сотрудничества трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.

Особенности содержания и методики

В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:

· Гуманно-личностный подход к ребенку.

· Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

· Педагогизация окружающей среды.

Гуманно-личностный подход

Гуманно-личностный подход ставит в центр образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом образования, критерием качества работы воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом.

Такой подход обращает учебное заведение к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель детского сада – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности.

Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе – это ключевое звено, коммуникативная основа личностно- ориентированных педагогических технологий. Он объединяет следующие идеи:

· новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

· гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;

· отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;

· новую трактовку индивидуального подхода;

· формирование положительной Я - концепции.

Новый взгляд на личность представляют собой следующие позиции:

-личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе – полноценная человеческая личность;

-личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;

-личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;

-каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;

-приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).

Гуманизация и демократизация педагогических отношений.

Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса.

Гуманное отношение к детям включает:

педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

оптимистическую веру в ребенка;

сотрудничество, мастерство общения;

отсутствие прямого принуждения;

приоритет положительного стимулирования;

терпимость к детским недостаткам.

Демократизация отношений утверждает:

уравнивание воспитателя и ребенка в правах;

право ребенка на свободный выбор;

право на ошибку;

право на собственную точку зрения;

соблюдение Конвенции о правах ребенка;

Стиль отношений воспитателя и ребенка: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Ученье без принужденья.

Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства. Проблема – не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры. Вообще воспитание невозможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов. Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба. Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения. Ученье без отторженья характеризует:

- требовательность без принуждения, основанная на доверии;

- увлеченность, рожденная интересным преподаванием;

- замена принуждение желанием, которое порождает успех;

- ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;

- применение косвенных требований через коллектив.

Новая трактовка индивидуального подхода.

Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Новая трактовка индивидуального подхода включает:

отказ от ориентировки на среднего воспитанника;

поиск лучших качеств личности;

применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я – концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов);

учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе;

прогнозирование развития личности;

конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.

Формирование положительной Я-концепции личности.

Я-концепция – это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение.В детсадовские годы Я-концепция – основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция (Я нравлюсь, Я способен, я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлен6ием личности. Отрицательная Я-концепция (я не нравлюсь, не способен, не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирование у ребёнка положительной Я-концепции. Для этого в первую очередь необходимо:

Концепция воспитания

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современном детском саде:

- превращение сада Знания в сад Воспитания;

- постановка личности ребенка в центр всей воспитательной системы;

- гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

- развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;

- возрождение национальных и культурных тенденций;

- сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

- постановка трудной цели.

Идеология и технология педагогики сотрудничества служат не только основанием целой системы методов обучения и воспитания, но во многом и определяет содержание образования.


ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик действительно стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащихся находилась в центре внимания педагогов-исследователей, то есть процесс познания, а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении.

Использование современных педагогических технологий в учебном процессе школы создает совершенно новые возможности реализации дидактических принципов индивидуализации и дифференциации обучения, положительно влияет на развитие познавательной деятельности школьников, их творческой активности, сознательности, реализует условия перехода от обучения к самообразованию.

Эффективность использования педагогических технологий в образовательном процессе подтверждена исследовательскими работами ряда авторов: Г. К. Селевко, В. И. Андреева, В. П. Беспалько, В. И. Боголюбова, М. В. Кларина, В. Ю. Питюкова, В. А. Сластенина, Я. А. Савельева и др. На сегодняшний день всесторонняя теоретическая разработка проблемы использования современных педагогических технологий в профессиональной подготовке специалиста в условиях высшей школы приобретает особую остроту и значимость.

Сущность образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса.

Роль обучающегося и учителя видна из следующей таблицы.

Этапы

Действия учителя

Действия учащихся

Формирование мотивации участников, организует разноуровневые группы. Дает задания группам.

Распределяют роли внутри группы, поиск необходимой информации в учебнике.

Регулярное консультирование по содержанию изучаемого материала.

Изучают индивидуально, выполняют необходимые записи построения.

Работа экспертных групп

Объединяет обучающихся в экспертные группы, дает консультации.

Обсуждают изученный материал, консультируют друг друга.

Работа в группах сотрудничества

Организует работу групп сотрудничества, косвенно прослушивает ответы

Каждый член группы освещает внутри группы свой вопрос.

Подведение итогов работы группы. Оценивание деятельности группы.

Отчитываются за данное задание.

Группы необходимо формировать до урока, учитывая психологическую совместимость и темперамент обучающихся (чтобы в группе не были одни холерики или одни меланхолики, тогда работа группы не получится). На уроке происходит выдвижение лидера в каждой группе и распределение ролей внутри группы. Число участников группы колеблется от 3 до 5 человек, в зависимости от объема изучаемого материала.

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют сходство.

Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующим его индивидуальным особенностям развития. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь. Ученики становятся друзьями не только во время выполнения общих заданий на уроке, их доброжелательное отношение друг к другу, заинтересованность в успехах других становятся качествами их личности. Помочь другу, вместе решить проблемы, разделить радость успеха или горечь неудач – естественно.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современной школе:

- превращение школы Знания в школу Воспитания;

- постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

- гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

- развитие творческих способностей ребенка;

- возрождение национальных и культурных традиций;

- сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

- постановка трудной цели.

Основными идеями обучения в сотрудничестве являются общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей группы зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу. Равные возможности означают возможность каждого ученика совершенствовать свои собственные достижения. Это означает также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оценивать себя наравне с другими. Если одаренный ученик затрачивает определенные усилия для достижения своего уровня, а слабый ученик затрачивает также максимум усилий для достижения своего уровня, то будет справедливо, если их усилия (в группе) будут оценены одинаково при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог.

Обучение в сотрудничестве кроме решения познавательной, творческой цели, предусматривает решение психолого-социальной - в ходе выполнения задания формируется культура общения. Обучение в сотрудничестве предусматривает все уровни общения: деятельность - взаимодействие - общение - контакт (по А.А.Леонтьеву). Практически это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого и возникает столь необходимый контакт.

При обучении в сотрудничестве необходимо соблюдать три основных принципа:

- награда (группа получает одну на всех в виде бальной оценки, какого-то сертификата, значка отличия, похвалы и т.д.);

- индивидуальная ответственность (успех и неуспех команды зависит от удач или неудач каждого);

- равные возможности (настоящие результаты сравниваются с собственными ранее достигнутыми результатами).

Итак, общество информационных технологий или как его называют постиндустриальное общество гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Таковы ценности времени не только для школы нашей страны, но и практически для любого развитого общества, что, естественно, предполагает определенные требования конструктивного плана к образовательным системам.

Литература:

Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1998. – 12 с.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Просвещение, 1989. – 231 с.

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ЭЛПИС, 2005. – 751 с.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Педагогика, 1980. – 146 с.

Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 285 с.

Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики. – М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1997. – 41 с.

Теория совместной работы

В общешкольном коллективе совместная работа проводится между учителями, администрацией, ученическими и учительскими группами. Принцип единой деятельности касается всех видов отношений учеников, педагогов и управляющих с людьми общественной среды.

В 21 веке система обучения учитывает возможности и нужды человека. Выстраивается личностно-нацеленный нрав образования.

Ученики младших возрастов также имеют страсть к деловитости, которую делают, понимает значимость полученных знаний. Он может ставить простые гипотезы и разыскивать доказательства, минимально анализирует собственную активность, оценивает личные удачи, выделяет ошибки и невезения. Для этого процесса ученик должен быть субъектом, где его учат учиться и взвешивать обязанность.

Педагогика сотрудничества – это система методов и способов изучения и исследования личности на гуманизме и творческих моментах.

Основными месторасположениями выступают:

  • Ведение обучения как творческого взаимодействия учителя и учащихся;
  • Воспитание и отсутствие принуждений;
  • Идеи выстраивания тяжелой цели и внушение уверенности;
  • Самоанализ;
  • Творческое самоуправление учеников;
  • Личный метод обучения;
  • Общая служба с родителями.

Педагогика единой работы взаимосвязана с ролью учителя. Она заключается не в обучении, а скорее в помощи по учебе. Учитель создает развивающую среду, провоцируя детей к обработке знаний. Педагогика общей работы основывается на знании собственных особенностей слушателей, их интересов и взаимоотношений

Учитель – это помощник, спасающий в любых трудных ситуациях. Он поддерживает и направляет на истину. Ребенок также может обратиться за помощью и к одноклассникам. Педагог одинаково уделяет время каждому ученику и восторгается всеми их триумфами. Доброе слово учителя – это отличный способ установить доброжелательные психологические отношения на уроке и тем самым создать развивающую среду.

Понимая особенности ребенка, педагог помогает им ощущать себя твердыми, нужными и индивидуальными. Регулярные диалоги помогают малышу высказывать свое мнение, создавать собственное мировоззрение и отстаивать его.

Когда в педагогике сотрудничества используются такие приемы, ученик чувствует себя личностью. Он чувствует интерес и желание помочь от учителя.

Идеи педагогов-новаторов

Шаталов спроектировал подход, охватывающий сразу всех слушателей. Он основывается на атмосфере увлеченности и творческой активности.

В процессе работы педагоги-новаторы совладали скрытность школьного классного и несвязанность изучения с жизнью. Учитель Е.И.Ильин предложил перевести уроки литературы в уроки человековедения.

Педагогика сотрудничества и ее основные идеи от Ш.А.Амонашвили

Педагог сосредоточил внимание на начальной школе. Он доказал, что 6-летний ребенок относится к сенситивному возрасту. То есть в это время малыш чувствительней, послушнее, благоприятнее, быстрее развивается интеллект и нравственность, формируется культура чувств. Амонашвили определил личность учителя, его высоконравственные качества, духовный облик. Преподаватели начальных классов должны иметь добрую душу, любить детей и понимать их.

Вся педагогическая и дидактическая система ученого основана на гуманном отношении к ребенку. Базируется теория на чувстве уважения к ученикам и обоюдной любви учителя и детей.

Отметка, в какой-то степени, выступает признаком высоконравственной оценки носителя, то есть того, кто ее получил. Дети думают, что если ты отличник, то ты хороший человек. Если у тебя плохие баллы, то ты нехороший и дружить не нужно. В начальных классах такой системы не должно быть и Амонашвили считает это серьезным недочетом.


6. Челпаченко Т.В. Психолого-педагогические возможности традиций в воспитании молодой семьи // Молодежная наука в XXI веке: традиции, инновации, векторы развития: материалы Международной научно-исследовательской конференции молодых ученых, аспирантов, студентов и старшеклассников (Самара-Оренбург, 05 апреля 2017 г.). В 3 ч. Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2017. С. 129-131.

7. Челпаченко Т.В. Научно-методическое обеспечение деятельности классных руководителей по обновлению содержания воспитательного процесса в образовательной организации в ходе проектной деятельности // Вестник ОГУ. 2018. № 5. С.124-135.

8. Аллагулов А.М. Ответственное родительство как социально-педагогический феномен // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 3 (43). С. 156-162.

9. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2013. 624 c.

Современная семья является одним из ведущих педагогических институтов, способствующих формированию личности ребенка, актуализации его творческого потенциала, развитию нравственной составляющей. Именно в семье подрастающее поколение приобретает первый опыт социализации, получает уроки нравственности, здесь формируется характер, расширяется кругозор, закладываются основополагающие жизненные позиции. Поэтому одной из основных задач школы как общеобразовательной организации, ее педагогов и психологов, является установление положительных взаимоотношений между школой и семьей, разработка новых технологий, форм и методов работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, организации педагогического сотрудничества, привлечения внимания родителей к ребенку и раскрытие последствий негативных отношений в семье.

Целью данного исследования является критический анализ современного уровня реализации технологий сотрудничества школы с семьей. Выявление потенциала различных форм взаимодействия субъектов образовательного процесса в сотрудничестве с семьей и минимизация рисков, возникающих в данном процессе.

Результаты исследования и их обсуждение. Одним из важных принципов реализации технологии взаимодействия с родителями в школе является совместное, взаимообусловленное воспитание и развитие школьников, вовлечение родителей в общеобразовательный процесс. Таким образом осуществляется социализация обучающихся, создаются условия для накопления разностороннего социокультурного опыта школьников. При разработке системы учебно-воспитательной работы образовательной организации необходимо учитывать возможности трех компонентов образовательного процесса: самого процесса обучения, внеурочной деятельности и их взаимосвязи с системой дополнительного образования и с социальной средой.

Преимущественное значение в этой связи будет уделяться тому, как будут отобраны педагогические технологии сотрудничества общеобразовательной организации с семьей в воспитании ребенка. В процессе совершенствования технологий сотрудничества общеобразовательной организации с семьей формируются взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние педагогов и родителей.

В научных трудах разработаны направления и технологии организации сотрудничества семьи и школы (М.Н. Попова, М.М. Прокопьева); рассмотрена роль социального взаимодействия школы и семьи в процессе социализации ребенка (В.Н. Иванов, Н.С. Олексюк, Т.Н. Петрова). Анализ данных, полученных в ходе проведенных исследований, позволяет утверждать, что целостное развитие и воспитание личности ребенка невозможно осуществить без эффективного сотрудничества общеобразовательной организации с семьей, и основы этого воспитания должны закладываться именно в школьной среде.

В ходе анализа научных источников нами определена сущность понятий:

Педагогический потенциал общеобразовательной организации в контексте сотрудничества с семьей выявлен на основе принципов педагогического сотрудничества, что способствует определению мотивов, интересов родителей и педагогов, направленных на совместную деятельность; помогает оказанию педагогической поддержки родителям; создает условия для индивидуального, группового и коллективного взаимодействия педагогов и родителей в ходе сотрудничества; способствует накоплению и обогащению опыта совместной коллективной творческой деятельности; создает условия для использования приобретенных знаний, опыта деятельности на практике; способствует приобретению опыта неформального общения, взаимодействия, партнерства; помогает использованию ресурсов социума для установления межличностных взаимосвязей.

Мы предлагаем описание этапов реализации технологии сотрудничества общеобразовательной организации в контексте взаимодействия с семьей:

1 этап – предварительное диагностирование (заочное и очное знакомство с родителями, предварительная диагностика в форме анкетирования, тестирования, собеседования, интерактивных форм общения: сайты, форумы, мессенджеры и др.);

2 этап – организация и подготовка к перспективному планированию будущего сотрудничества (работа в группах, мозговой штурм, деловые игры и др.);

3 этап – практическая реализация технологии сотрудничества на основе использования различных форм деятельности;

4 этап – подведение итогов и диагностирование родителей;

5 этап – прогностическое осмысление достигнутых результатов с возможностью корректировки планов, прогнозов на перспективу.

Это было движение, ставшее альтернативой официальной педагогике, зачастую носящей в тот период авторитарный характер. Участники педагогики сотрудничества отличаются глубокой гуманистической направленностью на реализацию духовно-нравственной составляющей педагогики. Ведущими идеями педагогики сотрудничества стали: пересмотр отношений между педагогом и учащимися в контексте субъект-субъектной модели; гуманизация образовательного процесса (очеловечивание отношений); признание прав и свобод ребенка; понимание семьи как самостоятельного субъекта образовательного процесса; гуманитаризация содержания образования; демократизация среды общеобразовательных организаций на основе предоставления права выбора технологий обучения и воспитания; развитие самоуправления обучающихся.

Так как мы рассматриваем специфическую систему воспитательных отношений в тандеме семьи и школы, где воспитание и обучение рассматриваются как процесс реализации воспитательных отношений, то сотрудничество здесь выступает как показатель высокого уровня развития этих отношений. Сотрудничество проявляется в совместных усилиях, кооперации двух сторон – педагогов и родителей. Подобное сотрудничество будет осуществимо при условии возникновения духовных связей.

В своем содержательном наполнении технологии сотрудничества могут быть представлены демократической составляющей, признанием равенства субъектов общения и отношений, партнерских моделей взаимодействия в отношениях педагога, воспитанников и родителей. Все субъекты образовательного процесса в ходе реализации технологий сотрудничества совместно вырабатывают цели, определяют содержание мероприятий, которые будут проводиться, оценивают проделанную работу, осуществляют рефлексию, при этом вступая в отношения сотрудничества и сотворчества. Имеющиеся сегодня в педагогической науке и практике технологии сотрудничества преломляются в опыте деятельности конкретного педагога, так как сложившиеся условия их реализации прямо и косвенно взаимообусловлены различными факторами. Кроме того, многие технологии педагогического сотрудничества между собой тесно связаны. Например, личностно ориентированная технология сотрудничества школы и семьи (Е.В. Бондаревская) ставит в центр всей образовательной системы школы личность воспитанника, позволяет создать такие психолого-педагогические комфортные и безопасные условия, которые сглаживают и предотвращают конфликтные ситуации, создают условия для гармоничного обучения, воспитания и развития, реализации природных талантов и способностей. Личность учащегося в подобной технологии становится не только приоритетным субъектом, она выступает в качестве цели слаженной работы всей образовательной системы.

На протяжении последних десятилетий в педагогической науке и практике были разработаны такие технологии сотрудничества школы и семьи, которые дают результаты в формате позитивных взаимоотношений всех субъектов данного процесса. Как качественное приращение происходит повышение самооценки ребенка, а это напрямую способствует раскрытию его творческого потенциала и формированию нравственного багажа. Уверенность семьи в поддержке образовательной организации позволяет использовать все педагогические возможности в полной мере.

Технология сотрудничества школы и семьи выступает в качестве одной из технологий личностно ориентированного воспитания, которая основана на следующих позициях:

- ответственность каждого за собственные успехи и неудачи;

- совместная разносторонняя деятельность;

- общая самооценка и оценка работы каждого по результатам деятельности.

В свою очередь, мы должны учитывать, что педагогическое сотрудничество с семьей осуществляется в изменившихся социальных, культурных условиях. Сегодня произошли существенные трансформации института семьи, изменились ее ценности (наблюдается их размытость, появление псевдоценностей; предоставление излишней свободы подрастающему поколению, не всегда подкрепленной моральными принципами и рамками, зачастую – проявления асоциального поведения как самих родителей, так и их детей), социокультурная среда характеризуется наличием ряда негативных факторов, к сожалению, отрицательно влияющих на развитие личности: СМИ, Интернет, социальные сети, неформальные группировки и негативно настроенные общественные организации [6; 7].

Среди родителей, чьи дети приходят в школу, также наблюдается резкое различие в социальных установках и жизненных целях. Стремление заработать, чтобы обеспечить нормальное существование своим детям, приводит к излишней занятости и, как следствие – к постоянной усталости и социальной депрессии. Родители зачастую испытывают тревожность, растерянность и очень часто просто игнорируют свои воспитательные функции. Современные дети также подвержены влиянию различных стрессовых факторов, таких как вынужденное раннее взросление, невнимание со стороны родителей, многоуровневая дезадаптация, подростковый нигилизм.

Участие родителей в управлении общеобразовательной организацией может осуществляться в деятельности родительского комитета (попечительского совета) школы или класса, участии в работе совета школы, других общественных объединений, которые могут быть вовлечены в работу школы.

В практической деятельности общеобразовательной организации используются различные методы и формы сотрудничества с родителями. Это могут быть коллективные, групповые и индивидуальные варианты. Они нацелены на приобретение психолого-педагогических знаний, повышение духовно-нравственной культуры родителей, укрепление связей, направленных на сотрудничество общеобразовательной организации и семьи, укрепление ее воспитательного потенциала, а также включение родителей в образовательно-воспитательную деятельность школы.

Современные родители должны знать основы психологии, медицины, права; владеть педагогическими знаниями и опытом деятельности, быть компетентными в вопросах педагогического общения, осведомленными в области тех основных образовательных и дополнительных развивающих программ и методик воспитания, которые используются педагогами. В ходе педагогического сотрудничества укрепляется духовное и ценностно-нравственное сознание родителей, их понимание собственной роли в воспитании детей, уровень ответственности за все происходящее в их жизни [8].

Психолого-педагогическое просвещение родителей позволяет помочь им осмыслить их роль в семье, освоить стиль общения с детьми и впоследствии научиться использовать конкретные педагогические приемы. Выдающиеся педагоги А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский придавали большое значение педагогическому просвещению родителей. В.А. Сухомлинский разработал и внедрил в педагогический процесс Павлышской средней школы целостную систему обучения и просвещения родителей, бабушек и дедушек. В его школе работали в разные периоды: школа для родителей, школа для пап, школа будущих родителей. Родители учились проявлять любовь по отношению к своим детям, уважать их мысли, интересы и потребности. Они старались включать детей в трудовую деятельность, ценить их домашний труд, компенсировать их вклад в общее дело различными формами поощрения.

Основными методами, способствующими изучению семьи и семейных отношений, являются:

- беседа (индивидуальная, групповая или коллективная, например на родительском собрании);

- анкетирование (очное или заочное);

- тестирование (очное или заочное);

- анализ продуктов интеллектуальной деятельности детей (рассказов, рисунков о семье).

Перед началом проведения родительских лекториев следует продумать подготовительную работу. Сначала необходимо провести анкетирование, затем организовать микроисследование (изучить состав и особенности семей, их бытовые условия, материальные ресурсы). Этому может способствовать изучение подобранной педагогом, классным руководителем доступной для родителей научно-методической литературы. Также педагоги могут обращаться за помощью к специалистам (врачи, психологи, учителя-предметники и другие) и пригласить их для совместной деятельности [9; 10].

Заключение. Таким образом, проведенный анализ, систематизация и обобщение материалов позволяют судить о достаточно высокой организации и эффективности взаимодействия родительской общественности и школы. У родителей проявляется заинтересованность к содержанию образовательного и воспитательного процесса; они хотели бы активнее принимать участие в интерактивных беседах, диалогах, дискуссиях, диспутах, в том числе организованных по их инициативе. Педагогам-практикам и классным руководителям необходимо больше приводить примеров из жизненного опыта, увеличивать количество форм работы, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира, тем самым поддерживать стремление родителей к индивидуальным контактам с педагогом; повышать активность родителей при анализе педагогических ситуаций, решении задач и обсуждении проблемных и дискуссионных вопросов.

Читайте также: