Школа русского рассказа буйда анализ

Обновлено: 07.07.2024

Критический обзор рассказов юрия буйды" Письмо в вечночность"

(Попытка критического обзора рассказов Юрия Буйды)

Прокомментировать их можно еще и так: никто не знает, что это такое, но многие догадываются, что ЭТО ЕСТЬ.

Чтобы постичь Юрия Буйду, надо прочесть много его рассказов, один за другим. И это, конечно, громко сказано, - постичь. Приблизиться к его приоритетам, его ценностям. Читая рассказы, выходишь на некие важные для автора слова-понятия, важные для всех, но современная литература не находит нужным или стыдится их произносить: любовь, счастье, жизнь, смерть, которой нет, пока есть Любовь, Память, Слово.

И получается, что Юрий Буйда очень традиционный писатель, ведь эти понятия - всегда центральные для русской литературы.

Действие рассказа происходит все в том же городке с рекой Преголей, железной дорогой, оврагом и другими уже узнаваемыми географическими объектами местности. Герои рассказа - учителя и ученики. Все вполне реалистично. Но есть в этой реальности , как почти всегда у Буйды, и момент таинства, мистики, вырастающей из заурядного, обычного.

Что же вдруг открыла Ази в Сергее Сергеевиче? Что преобразило в ее глазах Химича?

Ази посмеивалась над его страстью к порядку в лаборатории. Когда в классе проводились опыты, он места себе не находил: не только подробно инструктировал учеников, но и класса не покидал до конца опыта.

- Как бы чего не случилось? - подшучивала над ним Ази. В ответ он лишь пожимал плечами.

Ази была ошеломлена. Она бросилась бежать. Ей хотелось плакать, хотелось вернуться и все объяснить… Но что объяснять?

Спустя месяцы, летом, Ази встречает на озерах, в уединенном месте, Химича и, поколебавшись, подходит к нему, заговаривает и узнает о нем неожиданные для нее, странные вещи: например, что он великолепно плавает, что у него больное сердце, что он любит спать прямо в траве,что … если он чего и боится, то совсем не того, что думают о нем люди…

И Ази вернулась домой счастливая… И каждый день из неполных шести лет, отпущенных им судьбой, Ази открывала странного своего мужа как неведомую, загадочную планету или страну - с городами и водопадами, ночными кошмарами и бездонным морем.

Однажды его сердце остановилось. Ази похоронила его с запечатанным письмом, которое она написала, узнав о его смерти. Никто не знал, что за весть она послала любимому в вечность. И когда кто-то в учительской предположил, что сомнения и нерешительность не покидали Химича и в момент смерти, Ази закричала, срывая голос: - Не смейте! Вы его не знали и знать не хотели! А я знала… я знаю его…

Любовь - она всегда в настоящем времени. Она больше жизни.

В начале сентября Курзановы убирали картошку на дальнем огороде, на окраине городка, напротив старого парка, ярко желтевшего за железнодорожной линией.

На огород отправились ранним утром, взяв с собою еды. Ирина Николаевна и шестнадцатилетний Андрюша выбирали картошку из борозды за плугом, на рукояти которого мокрой седой грудью наваливался конюх Сашка, белобрысый широкоплечий мужчина. Сергей Иванович Курзанов водил лошадь за узду. Десятилетняя Оля сидела на плащ-палатке, расстеленной на траве рядом с участком, или бродила по дороге, за которой тянулись такие же картофельные поля — на них копошились мужчины, женщины и дети с лопатами и ведрами (копать "под лошадь" было неэкономно: плугом резалось много картошки).

Наконец Сашка распряг лошадь. Вместе с Сергеем Ивановичем они вскинули плуг на телегу, где уже громоздились мешки с картошкой. Андрюша развел костер из жухлой ботвы и веток, натасканных Олей из лесополосы по эту сторону железной дороги. На плащ-палатке разложили хлеб, огурцы, вареные яйца и жареное мясо. Оля ждала, когда прогорит костер, чтобы закатить в угли картошку. Сергей Иванович, болезненно сморщившись, откупорил бутылку водки и налил в граненые стаканчики. Выпив и закусив, Сашка уехал (пообещав по пути сбросить мешки во дворе Курзановых).

— Как пахнет! — Ирина Николаевна зажмурилась и вытянула ноги. — Люблю я, когда палят ботву…

Сергей Иванович плеснул в стаканчик водки и протянул жене.

— Для цвету, как здесь выражаются, — сказал он с усмешкой.

— Ты так произносишь "здесь", словно приехал сюда неделю назад. — Она взяла стакан и глубоко вздохнула. — Осень, господи… — Пригубила водку, вернула стакан мужу и закурила папиросу "Люкс". — Знаешь, Андрюша, мы ведь с папой познакомились осенью сорок второго. Он был курсантом, вот-вот выпуск — и на фронт, и мы решили не откладывать дело в долгий ящик и тотчас пожениться. — Попыхав дымком, бросила папиросу в костер. — А на следующий день я испугалась и стала искать пути к ретираде. Но он явился ко мне блестящим офицером — фуражка, ремни, сапоги, кировские наручные часы — как тут было устоять.

Она рассмеялась и аккуратно вытерла губы бумажной салфеткой.

Сын слушал ее с напряженным выражением лица: он плоховато слышал. Отец вдруг встал и пошагал по перепаханному полю, то и дело наклоняясь и вороша рукою кучки ботвы: искал оставленную картошку.

Андрюша отвернулся, чтобы не видеть задрожавшего лица матери. Ей было сорок пять, но никто не давал ей ее возраста: Ирина Николаевна сохранила прекрасную фигуру, у нее была высокая полноватая шея, при взгляде на которую, как выразился однажды доктор Шеберстов, рука сама тянется к бритве.

— Пора домой! — крикнул отец с поля. — Собирайтесь!

Оля выгребла палочкой из костра полусырую картошку и, обжигаясь, завернула в лопух.

Поздно вечером, когда домашние угомонились, Ирина Николаевна взялась за проверку ученических тетрадей. Она была завучем единственной в городке средней школы и вела уроки русского языка и литературы в старших классах.

Андрюша, чуть приоткрыв дверь, любовался матерью, ее профилем, напоминавшим женские профили на древнегреческих геммах, ее длинными и тонкими твердыми пальцами с короткими ногтями, ее плечом, обтянутым тусклым шелком домашнего халата, ее четко вырезанным ухом с капелькой сережки на мочке… Он вдруг жарко покраснел, вдруг вспомнив, как летом в их сад явился доктор Шеберстов, рослый усатый бабник, ёра и умница, о котором в городке говорили, что единственной женщиной, не ответившей на его домогательства, была стюардесса с рекламы Аэрофлота на стене сберкассы. Андрюша сидел на корточках за кустом смородины и видел, как доктор взял из рук матери лейку — мать поливала грядки с укропом и морковью. Ирина Николаевна была в темном от пота ситцевом сарафане с глубоким вырезом, ее плечи покраснели и лупились. Шеберстов схватил ее за руку и поцеловал — она отклонилась и поцелуй пришелся в ухо. "Ирина Николаевна, Господи Боже!" — воскликнул Шеберстов, обняв ее за талию, — и тотчас понизил голос. "Да кто ж вам мешает? — с улыбкой оглядывая сад, нараспев ответила она. — Только не я". И вдруг прижалась к нему высокой грудью. Андрюша бросился лицом в траву. Он страстно, болезненно любил отца и мать, он тайком плакал, когда родители не разговаривали друг с другом и с детьми, переживая очередную размолвку, и вскидывался под одеялом от ночного стона матери -она совершенно детским голосом громко выпевала за стеной: "Сережа, мальчик мой любимый. " — и от этого ее стона сердце его становилось нестерпимо горячим…

— Ты уже полчаса наблюдаешь за мной, — вдруг сказала мать, не оборачиваясь и не поднимая головы. — И что высмотрел?

— Я читал. — Андрюша вошел в комнату и присел на подлокотник старенького низкого кресла. — Чехова. Странно, на этот раз мне понравились другие рассказы, которые в детстве я пропустил мимо ушей… мимо глаз…

— Ты взрослеешь, но не приобретаешь ни твердости, ни… — Положив авторучку на подставку, она полуобернулась к сыну. — Меняешься и не меняешься. И какой рассказ тебе понравился?

— "Студент". Очень странный и очень простой рассказ. Бедный семинарист возвращается огородами домой с охоты, греется у костра в компании вдовы и ее дочери, костер напоминает ему вдруг о той ночи, когда схватили Христа… Апостола Петра окликают люди, сидящие у костров. Тогда тоже была холодная ночь… русская ночь… И Петр предает Христа. Вдова и ее дочь взволнованы рассказом студента, плачут, а студент думает…

— Андрюша, — мягким голосом остановила она сына, — не надо пересказывать, я помню. Анализируй. Ты переживаешь — но это лишь первая стадия постижения искусства, вторая — анализ. И будь естественнее… вот у тебя и девочки нету, ты иссушаешь сердце книгами…

Очки в тонкой золоченой оправе придавали ее лицу суховатое выражение.

Сын слушал ее насупившись: ему не нравилось, когда мать разговаривала с ним таким тоном и употребляла такие слова.

Ирина Николаевна сняла очки и села в кресло, обхватив сына рукой за талию.

— Ма, я разбирал наши фотографии и случайно увидел бумаги…

Андрей запнулся и покраснел.

— Ну бумаги. И что? Ты узнал, что я была замужем до твоего папы? Да. Он погиб под Москвой осенью сорок первого.

— А за что папу посадили в тюрьму? Почему вы никогда не рассказывали мне об этом?

— Зачем? Это ведь наша боль, папино несчастье… Блестящий офицер, молод, красив, горяч — и вдруг тюрьма, крах карьеры… Что он сейчас? Мучение, а не человек. — Она спохватилась, почувствовав, как сын напрягся. — Он сам о себе так говорит, Андрюша. А посадили… Как тогда сажали? Что-то не то и не так сказал — и пошел в лагеря по пятьдесят восьмой десятой…

— Я не об этом, ма… — Андрей отвернулся. — Ты отказалась от папы, когда его посадили…

Ирина Николаевна со вздохом поднялась из кресла.

— Андрюшенька, милый, это была банальная процедура, сам папа мне и предложил это сделать. Все равно не помогло: меня выперли с работы. Пришлось уезжать сюда, здесь можно было устроиться по специальности. А после лагеря Сережа приехал ко мне. Тогда никто не придавал значения тому, что сегодня может показаться странным… необъяснимым… Боже, ты и вообразить не можешь, какое было время. — Она вернулась за письменный стол и надела очки. — У меня много работы, милый. Спокойной ночи.

В постели Андрей снова открыл Чехова — снова рассказ "Студент". В тексте таилась какая-то загадка.

«Теперь студент думал о Василисе, — читал Андрей о старухе, заплакавшей во время рассказа семинариста о предательстве Петра, — если она заплакала, то, значит, все, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение…"

Он поднял глаза к потолку. Почему ночь — страшная? Хотя, конечно… Но почему Петр отрекся от Иисуса? Ведь он мог бы и не ходить во двор первосвященника, мог бы и не отвечать на вопросы тех, кто сидел у костров…

Андрей снова отложил книгу. А что происходило в душе Петра? А вот он, Андрей, заплакал бы? Пожалуй, нет… Наверняка — нет.

Что же это за радость, уже с раздражением думал Андрей, если речь шла о предательстве и гибели? И почему Чехов вообще об этом написал? И написал так, что эти девятнадцать веков вдруг словно разом, во всем объеме обнаружились в нищей русской деревне 1894 года — холодом, огнем, душевной болью и загадочной радостью…

Андрюша отшвырнул книгу — она глухо стукнулась о деревянный пол. Предательство и гибель — вот что было во дворе первосвященника. В чем же правда и красота? Ему вдруг снова вспомнилось задрожавшее лицо матери и отец, внезапно вставший и пошагавший по картофельному полю, и снова мать — высокая, красивая, улыбающаяся, прижимающаяся грудью к Шеберстову -там, в саду, — и в полном отчаянии, со слезами на глазах, он уткнулся лицом в подушку…

Отец пил все сильнее. Родители беспрестанно ссорились. Оленька плакала по углам. Андрюша старался избегать и отца и матери, скрываясь от них в городской библиотеке, где у него был свой угол в читальном зале и где он запоем читал Гоголя, Чехова, Бунина, с горделивой и сладкой печалью думая о полном своем одиночестве и о том, что жизнь его измеряется прочитанными рассказами. Гаршин, Андреев, Горький…

Окончив школу с отличием, он подал заявление на филологический факультет Московского университета.

— Чего для? — проворчал отец. — Свой университет под боком, да и маме будет одиноко и скучно…

— Пожалел! — вскинулся сын. — Пьешь — не жалеешь! А когда ты в тюрьму сел и она от тебя отреклась, — тоже жалел? И она тебя? Отец дал ему пощечину.

— Дурак! — крикнул он, спрятав руку за спину. — Щенок и дурак поганый! Не твоего ума дело!

Наклонив голову и с трудом сдерживая слезы, мальчик убежал в свою комнату, с закрытыми глазами развернул книгу и замер. Ему хотелось проговорить что-нибудь свистящим злым шепотом, но как-то вдруг у него не нашлось слов для шепота и свиста, и он заплакал без голоса…

— Что? — переспросил Андрей не поднимая головы. — Плохо слышно. Говори громче и отчетливей, пожалуйста.

— Да ничего, — спокойно сказал отец, который ел салат столовой ложкой. — Старость — только и всего. Теперь хорошо слышно?

— Номер три! Три! Не забудете?

— Ирина Николаевна в молодости, наверное, красавица была, — сказала жена, накрывая столик в купе вышитой салфеткой.

— Чем от тебя пахнет? Чесноком, что ли? — раздраженно спросил Андрей.

— Тем же, чем и от тебя!

Жена обиженно отвернулась.

Не прошло и года, как Андрей развелся с женой. Учась в аспирантуре, он познакомился с полькой Ядвигой, которую называл Ягодой, — вскоре они поженились, а через пять лет, после выхода книги о Чехове, уехали в Краков. Когда увидела свет его фундаментальная монография о русском рассказе (где была великолепная глава о роли детали в новелле), новые друзья помогли получить приглашение в США, где в Сент-Джеймском университете Андрей вскоре стал профессором русской литературы. Ему, однако, хотелось вернуться в Краков: он влюбился в Польшу.

— Как же я тебя тут оставлю? — Андрей положил ладонь на большой живот жены. — Баркли сказал, что тебе осталось не больше двух недель… Я себя чувствую, знаешь… jak mucha w ukropie…

— Поезжай, пожалуйста! Я все понимаю, все помню, все-все, -но тебе необходимо ехать, Андрюша, обязательно! Жаннет и Лу побудут рядом, так что не беспокойся… Пожалуйста, ты же исказнишься, если не поедешь. — Она улыбнулась. — Я правильно сказала по-русски?

— Exactly. Если что тебя и выдает, так это только твердое "л". Вошадь. — Он усмехнулся. — Деталь. Школа русского рассказа.

Когда он добрался до городка, старухи уже заканчивали обряжать тело матери в морге.

При встрече с отцом — от него пахло свежевыпитой водкой — Андрей ограничился рукопожатием. Обнял и поцеловал сестру, которая сразу же начала рассказывать о своих семейных неурядицах и расспрашивать об Америке, но вдруг оборвала себя и заплакала.

Гроб с телом матери поставили в гостиной. Сестра завесила зеркало черными тряпками, сколов их булавками, и сняла со стены легкомысленную картинку из какого-то старого журнала: крылатый Амур с луком за плечами играл на лютне пышнотелой грудастой Психее, развалившейся на охапке цветов в лодке, которая плыла по черной плоской воде среди высоких камышей…

В соседней комнате вдруг громко, навзрыд заплакал пьяный отец.

Он посмотрел на отца, спавшего сидя на стуле у гроба, — его седые волосы неряшливо свисали какими-то перьями на лоб и виски, — и вдруг быстро и тихо вышел из дома и спустился в оголившийся осенний сад.

Ключевые слова: Ю. Буйда, туфли, красота, душа, мечта, ноги, золушка.

Abstract. The article presents an analysis of the story "Porcelain feet" by Yuri Buid and the possible course of the lesson on the work.

Keywords: Y. Byida, shoes, beauty, soul, dream, feet, Cinderella.

В рассказе есть очевидная параллель с Золушкой. Как и в сказке, так и в произведении Буйды, есть главная героиня, которая в обычной жизни ничем не примечательна, общество её не считает красавицей, но не смотря на это, только её ножка полезла в заветную туфельку, что как раз таки делает главную героиню особенной. Почему именно Лиза получила столь желанный приз? Потому что из всех претендентов только у нее были искренние намерения и чистая душа. Понятие красоты раскрывается не только во внешнем облике, но и в душевном.

В финале Лиза перестает быть особенной, выходит замуж, становится мамой двоих детей. И при всем она поменялась до неузнаваемости: располнела, стала рифленой. Но при этом раз в год она влезала в свои туфли и могла свободно пройтись в них по улице. Несмотря на то, что её жизнь стала такой же обычной, пресной, как и у всех людей, эта особенность осталась с ней до конца. Так автор показывает, что даже спустя семь лет и кардинальные изменения. Она не такая как все остальные и далеко не заурядная. В этом и скрывается основная мысль произведения, что неважно социальное положение, не важно на какой ступени общества ты находишься и даже неважно как ты выглядишь, важно то, что ты достоин чего-то лучшего в жизни и пока ты будешь этого хотеть, его никто у тебя не отнимет.

Учителя старших классов уже использовали данное произведение на уроках. Я считаю, что оно отлично подходит для 10-11 классов так как дает хорошую пищу для размышлений.

Учитель может заострить внимание именно на понимании красоты автором и поразмышлять с учащимися, что же для них значит красота. Это даст возможность понять детям, что они подразумевают под этим словом, которое так часто используется практически во всех сферах их жизни. Рассуждения о красоте героев помогут учащимся понять, что красота в современном мире понятие очень растяжимое. А самое важное, что должны усвоить дети, что красота внешняя далеко не самое важное в жизни. Внешность не поможет вам стать хорошим человеком, и в жизни совсем мало сфер, главной частью которых является именно красота лица и тела. На примере Лизы можно увидеть достижение всеобщей цели не при помощи особой красоты, а при помощи особенности души и сердца.

Поэтому целью урока будет развитие умений учащихся размышлять о красоте и расширить своё понимание. Урок призывает помочь разобраться в вопросах эстетических и этических предпочтений.

Так достались ли туфельки ей по праву? Или же это была счастливая удача? Здесь прием интертекста как раз и поможет найти ответ на вопросы. Да, интертекст, используемый автором, помогает читателям понять суть характера Лизы через параллели с образом сказочной героини Золушки. Мы уже не сомневаемся в том, что туфельки достались по праву, не случайно, а закономерно.

Красота таится в душе человека, и не всегда эта простая истина дана людям, а особенно детям. Современная литература находится на одном уровне со школьниками. К сожалению, в школьной программе мы редко встретим произведения, созданные после 1980-х годов, а они близки детям и им есть место быть в школьной литературе.

Содержание урока:

1. Экспозиция.

Дорогие мои друзья! Скажите, пожалуйста, в какую пору жизни вы обращаетесь к поэзии? Что она значит для вас? Помогает вам поэзия или нет?

Ученики дают короткие ответы.

Вопросы ко всем нам:

  • Когда мы познакомились с данным стихотворением? Как прочитали его? Как часто мы обращаемся к его содержанию?

Так начинается повествование, которое сразу заинтересовывает читателя. Мы тоже обращаем на это внимание. Что за листок, что написано на нем и почему сжечь?

Ученики вспоминают мультипликационный фильм о любителе приключений, пирате Синдбаде Мореходе. Интерес усиливается. Почему старуха названа таким прозвищем?

3. Ученики получают распечатанный текст хронологии жизни Катерины Ивановны и вычитывают его, отмечая вехи ее жизни.

  • В городок приехала с первыми переселенцами.
  • Муж работал на бумажной фабрике, она – прачкой в больнице.
  • У них было четверо детей – двое своих да двоих взяли из детдома.
  • Маленькая сухонькая женщина тянула большое хозяйство, ухаживала за прибаливавшим мужем (он был трижды ранен на фронте) и детьми.
  • В 1957 году лишилась ноги по колено, в том же году утонул в реке сын Вася.
  • Через три года отмучился Федор Федорович: не перенес операции на задетом осколком сердце.
  • Дочери выросли и разъехались, младшая Верочка оставила сына бабушке и исчезла.
  • Мальчик вырос и ушел в армию, потом женился и изредка присылал открытки с пожеланиями успехов в труде и счастья в личной жизни.
  • Пенсия была крошечная, Катерина Ивановна как-то незаметно для себя втянулась в сбор пустых бутылок. Для этого она ежедневно проделывала многокилометровые походы, за что и была прозвана Синдбадом Мореходом.

4. Театрализация текста. Классное помещение условно разделено на две комнаты героини (нам это удобно, так как в классе есть занавес). Мы встаем и вместе с Шеберстовым и Леонтьевым проходим во вторую комнату старухи.

6. Творческое задание. Представить на листках бумаги стихотворение так, как оно могло выглядеть в письме Катерины Ивановны.

У каждого ученика, участника урока, появляется свой вариант листка. Здесь даже играет роль почерк человека.

«Я вас любил любовь еще быть можеть в моей душе угасла не совсем но пусть она вас больше не тревожит я не хочу печалить вас ничем я вас любил безмолвно безнадежно то робостью то ревностью томим я вас любил так искренно так нежно как дай вам Бог любимой быть другим

7. Чтение рассказа.

8. Проблемный анализ рассказа.

( В процессе анализа принимают участие все: и учитель, и ученики).

  • В рассказе имеются два вставных эпизода. Для чего они нужны автору?

Стихотворение Николая Заболоцкого поможет нам осмыслить этот вопрос:

Два мира есть у человека –
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

Первый эпизод говорит о внешней жизни Катерины Ивановны, жизни для людей.

Другой эпизод обнаруживает перед Шеберстовым и Леонтьевым и нами, читателями, внутреннюю жизнь Катерины Ивановны. Оказывается, что каждый день был наполнен содержанием, о чем свидетельствует ее обращение к стихотворению-шедевру Александра Пушкина. Сама того не ведая, возможно, она чувствовала и сберегала красоту и стойкость души.

…Удивительно большая жизнь Катерины Ивановны видится в том, что она восемнадцать тысяч двести пятьдесят два раза обращалась к стихотворению красоты и любви, какая-то освещающая и заполняющая пространство не комнаты, а всей Вселенной любовь, безграничная, поднимающая человека ввысь – дух захватывает! Каждый день прожить в любви очень трудно. Много искушений. Но Катерина Ивановна смогла противостоять тьме обстоятельств.

  • Почему Катерина Ивановна переписывала стихотворение Пушкина каждый день? Что оно значило для нее?

Трудно, возможно, потому, что перед нами в рассказе обнаружилась громадная душа человека, достойно выполнившего свой человеческий долг, долг жены и матери, бабушки, просто рядом соседствующего человека. Двое своих детей, двое из детдома, а ведь муж болен, так что рассчитывать можно было только на себя. Тянула большое хозяйство, чтоб прокормить семью. Не бросила, выпестовала внука, оставленного матерью. Жила, ни на что не жалуясь, не сошла с ума.

  • Что открывает для читателя данный рассказ? К чему привлекает внимание?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, проведем исследование текста. Посмотрим, какие глаголы используются автором для обозначения жизни Катерины Ивановны.

В унисон нашим размышлениям звучит стихотворение Федора Ивановича Тютчева. (Чтение стихотворения слушаем в исполнении ученика).

Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои…

И жизнь твоя пройдет незрима,
В краю безлюдном, безымянном,
На незамеченной земле, -
Как исчезает облак дыма
На небе тусклом и туманном,
В осенней беспредельной мгле…

Стихотворение обращено к русской женщине, которая незримо для окружающих ее людей свершает ежедневный подвиг жизни: много терпит, много любит, много трудится, порой себя забывая и ничего не требуя для своего удовольствия.

Катерина Ивановна Момотова, Катя Момотова, Синдбад Мореход, так в разное время жизни называли женщину, героиню рассказа Юрия Буйды.

Лечил доктор Катерину Ивановну всю жизнь, а знал ли, как и чем она живет, о чем думает, чему радуется или печалится? Скорее всего, не знал.

9. Обобщение темы урока: Каким же словом жив человек?

(Ученики и учитель обобщают сказанное по проблеме урока, делятся впечатлениями о прочитанном произведении.)

Читайте также: