Что такое отходы класса а в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Какие только отходы не образуются на территории образовательных учреждений! Списанная оргтехника, сломанная мебель, использованная канцелярия, пластик, вата и бинты – лишь малая часть мусора в школах, детских садах, вузах. Как правильно организовать обращение с ними – сбор, хранение, учет, вывоз на утилизацию? Отходы в образовательных учреждениях очень разные по составу и требуют избирательного подхода

Какие отходы образуются в образовательных учреждениях

В школах, вузах, училищах образуются такие виды отходов:

  • несортированные пищевые – из пищеблоков;
  • медицинские – из медпункта;
  • твердые коммунальные;
  • использованные или бракованные ртутные, люминесцентные и электрические лампы накаливания;
  • крупногабаритный мусор – сломанная мебель и оборудование;
  • смет с территории.

Какие требования предъявляет закон об отходах к образовательным учреждениям

Каждая школа, вуз, техникум или детский сад, где образуются отходы, должны:

  • провести их инвентаризацию;
  • разработать инструкцию по обращению, назначить ответственное лицо;
  • составить и утвердить паспорта на отходы I-IV классов опасности, если таковые образуются (их перечень указан в Федеральном классификационном каталоге – ФККО);
  • проводить учет и представлять отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и вывозе.

Паспорт опасных отходов составляют по типовой форме. Его копии передают заказным письмом или лично в территориальные органы Росприроднадзора. Документ действует бессрочно. Нормативы образования отходов также согласовывают с Росприроднадзором и утверждают сроком на пять лет при условии, что образовательное учреждение будет раз в год подтверждать соблюдение лимитов. В школе или вузе заводят специальный журнал, который не имеет общепринятой, официально утвержденной формы, и ответственное лицо контролирует ведение записей. В отношении учета медицинских отходов требования гораздо более жесткие и четко регламентированы.

Несортированный мусор из бытовых и офисных помещений образовательных учреждений относится к IV классу опасности и требует паспортизации.

Что такое годовой отчет по отходам

Раз в год образовательные учреждения предоставляют в Росстат статистическую отчетность по форме № 2-ТП. Росприроднадзор имеет собственный перечень лиц на конкретной территории, на которых распространяется обязанность подавать отчетность. Если школа или вуз не вошли в него, они все равно должны передавать сведения в Росстат по вышеназванной форме. В отчете указывают данные по каждому виду отхода от I до V класса опасности с указанием кода по ФККО. Требование актуально и для тех учреждений, где образуются только отходы V класса опасности.

Особенности обращения с отходами разных типов

Твердые коммунальные отходы вывозит и утилизирует специализированная организация. Сжигать их на территории образовательного учреждения нельзя. Сбор и вывоз пищевых отходов с территории образовательных учреждений до сих пор регламентируется Методическими рекомендациями, утвержденными Минжилкомхозом в 1974 году. Школы, сады, вузы имеют право только хранить ртутьсодержащие лампы в специально отведенном для этого месте, отдельно от других видов отходов, в неповрежденной таре из-под новых ламп. В проекте согласовывают предельное количество ламп, допускаемое к хранению. Выбрасывать их в обычный мусорный контейнер запрещено: вывозом люминесцентных ламп и ртутьсодержащих приборов на утилизацию также занимаются специализированные компании.

Что делать с медицинскими отходами

Медицинские отходы представляют большую угрозу для экологии и человечества, но их не относят к классам опасности по ФККО. На категории их делят по другому принципу:

На фото – медпункт

В школах, детских садах, вузах образуются опасные медицинские отходы

Как организовать учет и вывоз медицинских отходов

В образовательных учреждениях регулярно проверяют, соблюдаются ли требования закона в отношении медицинских отходов. Один раз в месяц контролирующие органы проводят визуальную и документальную проверку. Один раз в год инициируется лабораторно-инструментальный контроль.

Что говорит закон: немного об ответственности

Если в образовательном учреждении неправильно обращаются с отходами, заведению угрожают штрафы – в соответствии со Статьей 8.2 КоАП:

  • от 10 до 30 тысяч рублей – для должностных лиц за первое нарушение;
  • от 100 до 250 тысяч рублей – для юридических лиц;
  • административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Чтобы выполнить требования закона и санитарных норм, образовательные учреждения должны организовать правильный сбор и хранение, учет твердых бытовых, пищевых, медицинских отходов. Обязательный этап – заключение договора с профильной организацией, которая возьмет на себя вывоз и утилизацию.

Фото 1

Мусор медицинских учреждений не относится к общей системе обращения с отходами.

Службы санитарно-эпидемиологического контроля разработали отдельную классификацию для мед. отходов и санитарные нормативы для утилизации специфического мусора.

И хотя медицинские отходы класса А не представляют опасности для окружающей среды и человека, есть определенные правила по обращению с ними. О них расскажем в этой статье.

Классификация

Степень опасности и уровень отрицательного влияния медицинских отходов на окружающую среду подразделяют на классы с присвоением буквы:

  • А — приближенные к бытовым отходам, не несут эпидемиологической угрозы для населения;
  • Б — опасные для здоровья человека;
  • В — крайне опасные;
  • Г — мусор, несущий токсикологическую угрозу;
  • Д – мусор, содержащий радиоактивные компоненты.

Чтобы избежать опасных ситуаций, медицинским учреждениям следует соблюдать установленные санитарные правила. Следит за этим эпидемиологическая служба.

Несмотря на безопасность медицинского мусора класса А, санитарные нормы требуют строгого соблюдения правил по их сбору, временному хранению и утилизации.

Класс опасности согласно ФККО

Мусор любого происхождения представляет собой проблему. Для организованного учета и утилизации создан Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), который контролирует списание медицинских изделий и функционального оборудования.

В ФККО структурировали непригодный мусор в зависимости от его вида, формы и состава.

Фото 2

Влияние промышленного и бытового мусора на экологическую обстановку подразделяют на классы, отражающие уровень опасности (по мере его убывания):

  1. Вторсырье, нарушающее экологическое равновесие, сверхопасно для человека и окружающей среды. Экосистема в данном случае полностью теряет способность к восстановлению.
  2. Отходы с высокой опасностью — восстановление экосистемы происходит через десятки лет (до 30).
  3. Отходы умеренно опасные — баланс экосистемы восстанавливается спустя 10 лет, но при условии удаления опасного мусора из окружающей среды.
  4. Отходы с низкой опасностью — удаление загрязнения из окружающей среды восстанавливает природный баланс за 3 года.
  5. Мусор, не несущий опасности — отходы из природных материалов не наносят ущерб экологической обстановке.

Принадлежность отходов к классу опасности вписывается в документ определенный стандартами – паспорт утильсырья. Отходы медицинского назначения класса А согласно ФККО имеют 4-й уровень угрозы.

Что к ним относится?

Движение ТБО в учреждениях медицинского назначения осуществляется в соответствии с нормами законодательства.

Утилизация отходов класса А не требует ведения специальной документации и предварительной дезинфекции бытовых отходов.

Список медицинских отходов, приравненных к ТБО:

  • канцелярские изделия; мусор (технические приспособления, мебель);
  • постельные принадлежности, не контактировавшие с инфекционными больными и не подвергавшиеся загрязнению биологическими жидкостями;
  • халаты одноразового пользования;
  • контейнеры;
  • индивидуальные средства защиты (маски одноразового пользования, хозяйственные перчатки);
  • использованные бахилы;
  • пищевые остатки (кроме инфекционных отделений).

Собранный мусор с прилегающей территории лечебного учреждения подлежит маркировке на одноразовом пакете о принадлежности к классу А.

Фото 3

Сырье собирают и временно хранят непосредственно внутри организации.

Персонал, ответственный за сбор отходов медицинского назначения, проходит обязательную диспансеризацию (раз в 6 месяцев).

Лица, не прошедшие инструктаж по технике безопасности, не допускаются к данной работе.

Нормативные правила:

  1. Отходы класса А помещаются в одноразовые пакеты или мешки (цвет используется любой, за исключением желтого и красного) или тару для многоразового использования и последующей утилизации мусора. Емкость для сбора должна иметь маркировку (отходы и класс).
  2. Наполнение одноразового мешка не должно превышать 3/4 всего объема.
  3. Многоразовая тара для сбора мусора подлежит дезинфекции.
  4. Сбор сухого мусора и замена емкостей осуществляется не менее одного раза в рабочую смену, то есть каждые 8 часов.
  5. Переправление сырья на прилегающую территорию медицинского учреждения осуществляется на тележке (маркировка с принадлежностью к классу А).
  6. Промышленные баки для сбора мусора должны устанавливаться на специализированных площадках и иметь соответствующую маркировку.
  7. Персонал, осуществляющий манипуляции с мусором, должен иметь спецодежду и индивидуальные средства защиты (маски, фартуки, перчатки, головные уборы), также не допускается хранение рабочей формы и обуви совместно с личными вещами.

Средства личной защиты проходят централизованную обработку в лечебном учреждении, очищение спецодежды в домашних условиях не допускается.

Хозяйственная зона с мусорными контейнерами должна соответствовать следующим санитарным правилам:

  • площадка должна быть расположена на расстоянии не ближе 25 метров от лечебного корпуса и пищеблока;
  • основание площадки — выполнено из твердых материалов;
  • зона с отходами должна иметь ограждение;
  • зона площадки должна быть больше, чем основание бака для сбора отходов, и не меньше полутора метров (во все стороны).

Фото 4

Пищевые отходы в лечебных и профилактических учреждениях, согласно санитарным нормативам, разрешено утилизировать в центральную канализацию при условии оснащения диспоузером (измельчителем).

При отсутствии технического приспособления пищевые остатки упаковываются в пакеты для сбора мусора или многоразовые тары.

Остатки из пищеблока подлежат индивидуальной упаковке, их общий сбор с остальными отходами класса А не допустим.

Хранить пищевые остатки разрешается не более суток при комнатной температуре (при отсутствии холодильных установок).

Временное хранение

Крупноразмерные мед. отходы хранятся в специализированных помещениях (при контакте с инфицированным материалом проводят предварительную обработку поверхностей дезинфицирующими растворами).

Медицинские отходы класса А могут временно находиться в мусороприемной камере при соблюдении следующих санитарных требований:

  • мусор удаляется при помощи спускного желоба или загрузочных постов, оснащенных пневматической системой;
  • одноразовые пакеты надежно зафиксированы стяжками либо плотно завязаны;
  • не допускается сброс крупногабаритных и пищевых отходов (возможна закупорка ствола мусорной трубы);
  • мусороприемная камера имеет несколько контейнеров для наполнения;
  • конструкция мусоропровода обеспечивает беспрепятственный доступ для проведения механического очищения и дезинфекции;
  • камера хранения оборудована канализационным стоком и подводом проточной воды.

Сброс упакованного мусора на пол хранилища не допустим, поэтому камеры, в которые попадают пакеты с мусором, должны быть оборудованы большими контейнерами.

Их необходимое количество рассчитывается в зависимости от ежесуточного наполнения. Емкости для хранения дезинфицируются раз в 7 дней, а моющие средства применяются каждый раз после опустошения тары.

Обработка камеры и трубопровода дезинфицирующими растворами проводится раз в месяц. В профилактических целях применяют специальные химические средства для уничтожения насекомых и грызунов (они могут быть переносчиками трансмиссивных инфекций).

Вывоз

Фото 5

Медицинский мусор, приравненный к ТБО, допускается вывозить в транспорте для коммунальных отходов.

Для этого учреждение здравоохранения заключает договор с лицензированной организацией по перевозке ТБО.

Контейнеры после опустошения подлежат дезинфекции (еженедельно), ответственность за проведение которой возложена на медицинского работника.

В свою очередь, организация, выполняющая транспортировку ТБО, должна соответствовать заявленным нормам санитарно-эпидемиологической службы, а именно:

  • транспорт и емкости для вывоза отходов проходят полную дезинфекцию;
  • обеззараживание транспорта предприятия проводится на отдельно выделенном участке;
  • транспорт и емкости подвергаются профилактической дезинфекции;
  • работники, осуществляющие транспортировку отходов, имеют спецодежду и личные предметы защиты.

Вывоз отходов класса А в соответствии с законодательством РФ не подлежит учету. Вывозят такой мусор на общий полигон для ТБО.

Методы утилизации

Этап переработки отходов медицинского назначения контролируется надзорными органами, отвечающими за санитарно-эпидемиологическое здоровье населения.

Лицензия на обращение с медицинским и фармацевтическим мусором может быть выдана как юридическому, так и физическому лицу.

Способы утилизации, применяемые для отходов класса А:

  • сжигание;
  • захоронение;
  • использование бескислородной среды.

Согласно законодательству, пищевые остатки можно использовать как вторсырье в сельском хозяйстве.

Вывод

Несмотря на то, что отходы класса А относят к одним из наименее опасных для окружающей среды, медицинские учреждения обязаны соблюдать санитарные нормы по их хранению, транспортировке и утилизации.

Это позволяет нанести наименьший урон экологической системе и обезопасить человека и природу от вредного воздействия токсичных веществ, выделяемых бытовыми отходами.

Предупреждаем, что чтение данного материала предотвращает штраф за отсутствие паспортов отходов и проекта ПНООЛР вследствии принятия Вами независимого решения заказать наши услуги.

Количество и наименования отходов, образующихся в процессе деятельности любого предприятия, определяются нашим инженером-экологом при выполнении инвентаризации отходов .

В процессе инвентаризации наш специалист определяет источники образования, наименования, а также места временного накопления опасных отходов. Эти сведения в дальнейшем используются для разработки паспортов опасных отходов .

Перечень отходов для каждого предприятия свой, но у таких типовых как школа, детский сад, учебное заведение он может быть примерно одинаков.

Рекомендуемый перечень документов на образующиеся отходы от ГБДОУ детский сад:

  1. Ртутные лампы, ртутно-кварцевые, люминесцентные утратившие потребительские свойства - паспорт опасного отхода 1 класса опасности ;
  2. Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - паспорт опасного отхода 4 класса опасности ;
  3. Смет с территории предприятия малоопасный - паспорт опасного отхода 4 класса опасности ;
  4. Отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные прочие - паспорт опасного отхода 4 класса опасности ;
  5. Отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений - отход 5 класса опасности - протокол биотестирования ;
  6. Пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные - отход 5 класса опасности - протокол биотестирования.

Рекомендуемый перечень документов на образующиеся отходы от ГБОУ средняя образовательная школа будет тот же.

Но специфика каждого учебного заведение предполагает наличие дополнительного перечня паспортов на отходы. Например, при некотором количестве компьютерной техники, используемой в деятельности школы, возникает необходимость паспортов на отходы из следующего неполного списка:

  1. Cистемный блок компьютера, утративший потребительские свойства - паспорт опасного отхода 4 класса опасности ;
  2. Клавиатура, манипулятор "мышь" с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства - паспорт опасного отхода 4 класса опасности ;
  3. Мониторы компьютерные электроннолучевые, утратившие потребительские свойства - паспорт опасного отхода 4 класса опасности ;
  4. Мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства, в сборе - паспорт опасного отхода 4 класса опасности.

А при планируемой замене парт и другой мебели имеет смысл подумать о паспорта отхода:

  1. Отходы мебели из разнородных материалов - паспорт опасного отхода 4 класса опасности.

Чтобы не переборщить с количеством отходов, требуется подключение нашего специалиста - эколога.

Определение, морфологический состав, места образования

Определение, морфологический состав, места образования

По морфорлогическому составу в эту наиболее широкую группу отходов попадают:

  • отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными (салфетки, полотенца, тара из-под использованных дезинфицирующих и моющих средств, отработанный гипс, остатки гипсовых повязок, одноразовая стерильная одежда и полимерные средства индивидуальной защиты (сиз) медработников (очки, маски, щитки), не испачканные биологическими жидкостями пациентов, пр.);
  • канцелярские принадлежности, печатный материал, картон, пакеты, упаковка, упаковочная бумага, мебель, инвентарь, бытовые предметы, потерявшие потребительские свойства;
  • смет от уборки территории и так далее;
  • пищевые отходы центральных пищеблоков, а также всех подразделений организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, кроме инфекционных, в том числе фтизиатрических.
  • в больничных палатах (кроме кожно-венерологических, микологических, инфекционных, фтизиатрических);
  • в административно-хозяйственных помещениях;
  • в буфетах и центральных пищеблоках (кроме кожно-венерологических, микологических, инфекционных, фтизиатрических);
  • на прилегающей внекорпусной территории.

Инструкция по обращению с отходами

Инструкция по обращению с отходами

Наименование объекта
(ед.изм.)
Среднегодовая норма накопления отходов При плотности кг/куб метр
кг куб метр
Аптеки (на 1 кв. м торговой площади) 48 0,44 110
Больницы (на 1 койку) 402 2,01 200
Поликлиники (на 1 посещение) 12 0,07 170
Санатории, пансионаты (на 1 койку) 169 1,00 170

4,3 (недели) * 5 (рабочих дней) * 2 (пакета в рабочий день) * 10 (точек сбора) = 430

Для организаций, имеющих выпуск хозяйственно-бытовых сточных вод в общегородскую систему канализации, предпочтительной системой удаления отходов пищевого сырья и готовой пищи от пищеблоков и буфетов, является сброс пищевых отходов в систему городской канализации путем оснащения внутренней канализации измельчителями пищевых отходов (диспоузерами).

Пищевые отходы, предназначенные к вывозу для захоронения на полигонах твердых бытовых отходов, должны помещаться для временного хранения в многоразовые контейнеры для отходов в одноразовой упаковке.

Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.

Заполненные многоразовые емкости или одноразовые пакеты доставляются с использованием средств малой механизации и перегружаются в маркированные контейнеры, предназначенные для сбора отходов данного класса, установленные на специальной площадке (помещении).

Мусоросборные камеры оборудуются контейнерами, подводкой воды и канализационным трапом. Запрещается сброс отходов из мусоропровода (пневмотранспорта) непосредственно на пол мусороприемной камеры. Должен быть обеспечен запас контейнеров для мусороприемной камеры не менее чем на одни сутки. Временное хранение пищевых отходов при отсутствии специально выделенного холодильного оборудования допускается не более 24 часов.

Конструкция, материалы и устройство мусоропроводов и пневмотранспорта должны обеспечивать возможность проведения их чистки, мойки, дезинфекции и механизированного удаления отходов из мусоросборных камер.

Контейнеры моются после каждого опорожнения, дезинфицируются не реже 1 раза в неделю.

Чистка стволов трубопроводов, приемных устройств, мусоросборных камер проводится еженедельно. Профилактическая дезинфекция, дезинсекция проводится не реже 1 раза в месяц, дератизация — по мере необходимости.

Поверхности и агрегаты крупногабаритных отходов, имевшие контакт с инфицированным материалом или больными, подвергаются обязательной дезинфекции перед их помещением в накопительный бункер.

Транспортирование организуется с учетом схемы санитарной очистки, принятой для данной территории, в соответствии с требованиями санитарного законодательства к содержанию территорий населенных мест и обращению с отходами производства и потребления.

Читайте также: