Речевой этикет в профессиональной деятельности кратко

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1. Понятие культуры речи и ее элементы.

2. Этикетные нормы общения. Речевой этикет.

3. Пути совершенствования речевого мастерства преподавателя.

4. Формирование культуры речевого общения в ученическом коллективе.

1. Понятие культуры речи и ее элементы

КУЛЬТУРА РЕЧИ . Культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач ; это те навыки и умения, которые обеспечивают правильность речевой деятельности, т.е. соответствие ее общепринятым нормам, а также способность строить свои высказывания сообразно с их целями, с коммуникативной целесообразностью, с условиями общения .

2.Речевое мастерство - не только четкое использование норм литературного языка, но и умение выбирать из имеющихся вариантов наиболее точные в смысловом отношении, ситуативно и стилистически уместные словесные конструкции . Этот уровень предполагает способность отбирать речевые средства с учетом обстановки и речи, умение учитывать восприятие адресата и избегать тавтологии, многозначности, тяжеловесных, с трудом воспринимаемых конструкций и т. п.

3.Культура речевого поведения учителя - это проявление его общей культуры. Подлинная высота культуры речи - умение мотивированно использовать средства языка для целей общения и передачи информации в конкретных условиях. Овладение знаниями в области паралингвистики (вокализация речи, ее тональность, тембр) и экстралингвистики (громкость речи, ее темп, паузы) непосредственно сказывается на плодотворности словесных контактов. Грамотное, воодушевляющее, доброе слово способно творить чудеса.

В устной речи педагог должен использовать весь арсенал выразительных средств:

-выбирать соответствующий личностно-ориентированной модели обучения тон - спокойный, доброжелательный, заинтересованный,

-использовать зависящий от возраста обучаемых, этапа обучения, сложности изучаемого материала темп речи,

-подбирать, в зависимости от ситуации общения, силу голоса,

-использовать уместную в данный момент интонацию, соблюдать паузы, логическое ударение,

следить за соответствующей задаче урока мимикой, жестами.

Речевая (коммуникативная) культура также предполагает:

-умение выслушивать ученика не перебивая,

-внимательно-доброжелательное отношение к высказываниям воспитанника,

-тактичное руководство дискуссией, возникшей на уроке,

-оперативно-деликатную реакцию на ошибки учащихся в устной речи,

-правильность (соответствие нормам русского литературного языка) речи учителя, точное употребление слов, в том числе терминов.

С точки зрения этики общения наиболее важным элементом речевой культуры нам представляется ТОНАЛЬНОСТЬ общения. Данное понятие используется в литературе по психологии общения, по культуре речи, в коммуникативной лингвистике.

Ученик чаще всего обижается не на смысл сказанного учителем, а на то, каким тоном он это сказал. Это особенно важно в ситуации, когда учитель исправляет ошибки учеников, делает им замечания. То и другое нельзя делать на ходу, бесстрастным или обидным тоном.

Тональность общения проявляется в определенной манере организации коммуникативного взаимодействия педагога с учащимися и имеет свои характерные особенности:

-заинтересованность в успехе учащихся, способность сопереживать их достижениям и неудачам. Заинтересованный тон общения и желание педагога разъяснить необходимость изучения той или иной темы помогает учителю мотивировать положительное отношение учащихся к процессу обучения,

-раскованная, свободная речь учащихся является и признаком хорошей тональности общения на уроке, и ее результатом.

Если бы преподаватели следили за тем, каким тоном они разговаривают с учениками, и контролировали тон своей речи, добиться уважения, добрых отношений, высокой дисциплины было бы намного легче.

Речевой этикет — свод правил общения определенного круга людей. Его соблюдение важно для сфер профессиональной деятельности, где происходит регулярное взаимодействие через общение. Есть общие характеристики для представителей всех специальностей и индивидуальные тонкости, зависящие от характера работы.

Речевой этикет юриста

Юридическая деятельность тесно связана с речью. Адвокаты регулярно защищают подопечных в суде, и от того, насколько убедительно, профессионально будут выражаться, зависит их карьера и судьба подзащитного. Юрист сталкивается с людьми разного культурного уровня. Его долг — найти подход и суметь донести мысль без панибратства или чрезмерного обилия профессиональных терминов.

rechevoj etiket v professionalnoj deyatelnosti1

Юрист должен быть грамотным и эрудированным. Умение грамотно выстроить разговор зависит от общего уровня образованности.

Поведение адвоката учтиво и держится в строгих границах допустимого для каждого должностного лица. Взаимодействие строится в рамках делового общения, с соблюдением формальностей и взаимоуважения. При этом, впечатление от слога остается положительным. Работник юридической сферы должен выглядеть высокоморальным, ответственным человеком.

Речевой этикет в рамках профессионального взаимодействия

Знание речевых правил станет подспорьем для юриста, поможет создать образ профессионала, знающего дело. Слог юриста спокойный, уверенный, вне зависимости ситуации и участников разговора. Лучше избегать неуместных шуток и замечаний, они могут быть трактованы неверно.

Во время телефонного разговора важна краткость. Деловые звонки длятся 3-4 минуты: представление, обозначение проблемы, заключение.

Четкость изложения. Не лишним будет составить план предстоящего разговора, обозначив тезисами обязательные вещи.

Понятный язык. В юридической сфере множество терминов, сложных для восприятия. Их лучше исключать или заменять при разговоре с клиентами.

Контролирование эмоций. Доносить собственную точку зрения без повышения голоса и не перебивать собеседника.

Отсутствие слов-паразитов, поговорок. Все атрибуты разговорного стиля нужно оставить для дружеских бесед.

Умение слушать. Оказать грамотную юридическую помощь возможно, только вникнув в суть проблемы.

Не стоит обделять вниманием жесты и мимику, как составляющую профессиональных манер. При взаимодействии с клиентами стоит сохранять нейтральное выражение лица, стараться не показывать личных эмоций. Даже идеальная речь будет казаться непрофессиональной, если она сопровождается выразительными взмахами рук или другими характерными движениями.

Культура речи как составная часть этикета юриста

Работа юриста заключается в знание, применении и следовании нормам права. Способность донести их до каждого определяет степень профессиональной подготовки юриста. Показывая мастерство владения нормами этики, специалист демонстрирует соответствующий уровень всей сферы права. Культура речи будет маркером личной образованности, создавать определенное впечатление о государственных органах законах в целом.

Язык адвокатов лишён фразеологизмов, просторечных выражений. Он лаконичен — без лишних фраз и личных рассуждений, при этом прост для восприятия. Не допускается употребление двусмысленных фраз, оскорблений. Приветствуется изящество, легкость и логичный порядок слога, богатство словарного запаса.

Речевой этикет в разных профессиях

Повседневное взаимодействие мало ограничивается правилами, но речевой этикет в любой профессиональной деятельности требует неукоснительного соблюдения. Грамотно построенный диалог увеличивает его продуктивность и сохраняет отношения в коллективе. Собеседники должны соблюдать принцип иерархии, быть вежливы друг с другом, терпимы к возможному несогласию со своим мнением.

В зависимости от сферы деятельности правила речи могут быть менее и более строгими. Для политиков свойственно строгое соблюдение протокола и сдержанная интонация. Для представителей творческих профессий на первое место выходит позитивный настрой, умение выслушать клиента и предупредительность в разговоре. Нормы этики в общении подчиняются ситуации, и профессиональное взаимодействие строится на принципе уместности.

Речевой этикет в профессиональной деятельности преподавателя

Преподаватель — человек за которым следуют, чей слог находится под вниманием. Слова педагога служат примером правильного выражения мыслей для детей. Эта специфика профессии накладывает обязательства следить за формой и содержанием собственной речи. Богатая, изысканная речь, лишенная ругательств и стилистических ошибок станут визитной карточкой преподавателя.

Воспитать нравственность, вежливость невозможно без примера. Учитель, демонстрируя идеальный слог и стиль общения, прививает манеры ученикам .

Важным аспектом является создание доброжелательной обстановки. Напряженная атмосфера тормозит развитие детей. Учитель должен уметь говорить без запугивания, категоричности и негативных оценок, показывать уважение к ученикам, не допускать хамства ни с чьей стороны. Строгая критика учащихся наносит урон самооценке, влияет на построение дальнейшего диалога.

Пример речевого этикета в профессиях авиации

Взаимодействие между бортпроводниками и пассажирами строится на принципах вежливости и учтивости. Перелет — стрессовая ситуация, и основная задача — создать комфортную обстановку на борту. Внимательно слушать собеседника, смотря на него, общаться без вольностей, соблюдая доброжелательный тон.

Бортпроводник не показывает ни словами, ни взглядом личного отношения к пассажирам или подавленного настроения. Невербальные знаки здесь не менее важны. Улыбка, приветливый взгляд — составная часть этики профессий авиации. Даже в условиях спешки и суеты бортпроводник остается спокойным и дружелюбным.

Речевой этикет в профессиональной деятельности работника гостиницы

Для работника сферы сервиса, как ни для кого другого, важно знание культуры речи. Сотрудники гостиницы — лицо заведения. Они способны ответить на интересующий клиента вопрос без споров и высказывания личного мнения без необходимости. В общении служащие отеля остаются в рамках профессионализма, не обсуждают с гостями острые проблемы, религию и личную жизнь.

Работникам гостиницы нельзя заставлять ждать клиента по личным причинам. Вести беседы с коллегами лучше тоже вдали от клиента.

Культура речи представителей разных профессий имеет отличия и особенности, но в целом характеризуется тактичностью, соблюдением дистанции, внимательностью к собеседнику. Следование принципам этики помогает выстроить доверительные отношения с клиентами, улучшить взаимодействие с учениками, подчиненными и коллегами, а также заявить о себе в качестве грамотного специалиста.

этикет делового общения фото

Этикет делового общения - это совокупность нравственных правил, норм, представлений, регулирующих отношения, а также поведение индивидов в совместной производственной деятельности. Этикет делового общения является необходимой частью жизни человека, а также важнейшим видом отношений с другими индивидами.

Главными регуляторами отношений являются этические нормы, в которых выражаются представления о зле и добре, несправедливости и справедливости в поступках людей. Общаясь со своим начальником, подчиненными, коллегами, человек стихийно или сознательно опирается на этикет делового общения. В зависимости от понимания моральных норм, содержания и степени этикета, индивид может сделать деловое общение эффективным, решить поставленные задачи, достигнуть цели или наоборот, сделать его невозможным.

Этикет в переводе с французского языка означает совокупность правил поведения, которые касаются людей (форм обращения, поведения в общественных местах, обхождения с окружающими, приветствия, одежда, манера).

Этикет делового общения проявляется на различных уровнях социальной системы, а также в разных формах. Участники делового общения находятся в официальных статусах и нацелены на достижение конкретных задач. Его отличительной чертой является отсутствие самодовлеющего значения, поскольку этикет делового общения не выступает самоцелью, а непосредственно служит средством в достижении других целей. В рыночных отношениях - это получение максимальной прибыли.

Речевой этикет в деловом общении

Особенность делового общения обусловливается тем, что она возникает по поводу или на основе определенного вида деятельности, которая связана с производством, например, делового эффекта или продукта. Стороны делового общения при этом выступают в официальных (формальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Спецификой делового общения выступает регламент, выражающийся в подчинении установленным ограничениям, культурным и национальным традициям, этическим профессиональным принципам.

Деловой этикет состоит из правил: нормы (горизонтальные), действующие между членами коллектива, а также наставления (вертикальные), характерные для руководителя и подчиненного.

Общим требованием речевого этикета в деловом общении считается приветливое, а также предупредительное отношение ко всем сотрудникам, партнерам, независимо от антипатий и симпатий. Регламентированность делового взаимодействия отмечается во внимании к речи.

Речевой этикет в деловом общении предполагает установление контакта между людьми, обмен определенной информацией для построения совместной деятельности, сотрудничество.

Выделяют следующие этапы в деловом общении:

  • установление контакта, включающее знакомство, а также понимание другого человека;
  • ориентировка в происходящей ситуации общения, а также ее осмысление с паузами;
  • обсуждение проблемы;
  • решение проблемы;
  • выход из контакта (завершение).

В деловом общении речевой этикет представляет собой совокупность речевых этикетных средств, а также определенные правила их использования в различных ситуациях.

Этикет делового общения включает следующие важные моменты:

  • на деловые встречи нельзя опаздывать;
  • прием гостей предусматривает тщательную подготовку (разработка плана переговоров, обсуждение с коллегами);
  • соответствующий строгий внешний вид;
  • важно перед встречей собрать информацию о тех, с кем встречаетесь, продумать все интересующие вопросы.

Этикет и протокол делового общения

Протокол включает в себя приветствие, представление, обращение, а также рукопожатие. Если участники еще не знакомы, то следует представиться. Первым по протоколу делового общения представляется руководитель принимающей стороны, далее глава среди гостей. Затем они представляют остальных сотрудников. Если прибыла многочисленная делегация, то избегают поименного представления, представив списки участников, где указаны участники по имени и должности.

На деловой встрече младшего по должности всегда представляют старшему, пол роли не играет; если ранее приходилось встречаться с партнером, то еще раз необходимо представиться. Если кто-то не представился, можно смело его об этом спросить, однако повторно не спрашивайте. Необходимо запоминать сразу имена, чтобы не было неловких ситуаций. Рукопожатие на деловой встрече используют в знак заключения соглашения, а также его используют сразу после слов приветствия. При представлении вас другому человеку, он первым протягивает вам руку. Рукопожатие делают правой рукой, если она занята, подают левую, но предварительно извинившись.

Инициатива рукопожатия исходит от старшего по возрасту и от того, у кого выше занимаемое положение. За женщиной отдается право решать: подавать ей руку или нет. По этикету она первая подает руку для приветствия. Подойдя к группе и обменявшись рукопожатием с одним из членов, необходимо это же сделать со всеми. Устным приветствием ограничиваются, если группа многочисленная. Если на протянутую для рукопожатия руку не ответить рукопожатием, то это расценивается, как оскорбление.

Этика и этикет делового общения

Этика - философская наука, предметом изучения которой является мораль. Практическое значение этики отмечается в сфере человеческого общения, а общение людей является важной составляющей в процессе совместной деятельности. Совместная деятельность людей по отношению к нравственности не может быть нейтральной. Соблюдение этикета делового общения является важнейшей составляющей, которая определит успех в бизнесе и в предпринимательской деятельности, продвижение по службе. Психологи отмечают, что успехи в финансовых делах или в технической сфере на пятнадцать процентов зависят от профессионализма и на восемьдесят пять процентов от умения вести деловое общение.

Джен Ягер доктор социологических наук отмечает шесть принципов делового этикета:

  1. Пунктуальность, выполнение своевременно работы;
  2. Конфиденциальность (хранение секретов корпорации или личной жизни сослуживцев, результатов сделки);
  3. Приветливость, любезность, доброжелательность в любой ситуации; проявление внимания к окружающим (к сослуживцам, начальнику, подчиненным);
  4. Уважение мнения, критики, а также советов коллег, подчиненных и начальства (когда выражают сомнение к качеству вашей работы, покажите, что вы цените опыт и соображения других людей);
  5. Соответствие дресс-коду - кодексу одежды;
  6. Контроль своей речи, отсутствие бранных слов в речи.

Этика и этикет делового общения должны строиться на моральных качествах личности, а также категориях этики: правдивость, честность, великодушие, скромность, достоинство, долг, совесть, честь, придающих деловым отношениям нравственный характер.

Этикет бизнес - встречи во время обеда включает следующие моменты:

  • назначение встречи в офисе или ресторане недалеко от офиса приглашенного;
  • инициатор встречи заказывает столик;
  • важно заранее осведомиться о вкусах, а также предпочтениях участников обеда;
  • если гастрономических предпочтений вы не знаете, то узнайте меню ресторана: насколько богат выбор мясных и овощных блюд;
  • столик заказывается в некурящем зале;
  • инициатор встречи приходит в ресторан на 15 минут раньше;
  • выбор блюд ограничивается знакомыми яствами;
  • если встреча назначена в офисе, то ее проводят в конференц-зале или переговорной комнате;
  • такой обед обслуживает заказанный персонал;
  • главной целью обеда является деловой разговор, который начинают с общих фраз, постепенно переходя к теме;
  • на этой неформальной встрече уместны будут шутки, затрагивание отвлеченных тем, но обязательна корректность и тактичность во всем.

Телефонный этикет в деловом общении

Во время телефонных переговоров этикет в речи играет существенное значение, поскольку собеседник не видит, а только слышит вас. Важно следить за громкостью речи, за отчетливостью, за скоростью, а также соблюдать следующие правила: на звонок следует отвечать не позднее 3 гудка. В том случае, если звоните сами, то кладите трубку не ранее 5 гудка.

В начале разговора должно прозвучать приветствие. Перед началом разговора, осведомитесь, удобно ли сейчас общаться собеседнику. В случае отказа уточните, когда можно перезвонить. Заканчивает разговор, а также перезванивает после прерывания телефонного звонка инициатор. Если ваш звонок от имени третьего лица, например, вы - секретарь, то назовите от имени какой компании вы звоните и сжато изложите тему предстоящего разговора. Если вы сами третье лицо и вас просят соединить, уточните цель разговора.

Все личные звонки осуществляйте в нерабочее время. Обещали перезвонить - обязательно перезвоните. Следите за своим тоном в голосе, не жуйте во время разговора. Давайте возможность собеседнику самому завершить свою речь. Перекрестно с другими людьми не разговаривайте во время телефонных переговоров. Если плохого качества связь, то правильно будет продолжить разговор через некоторое время. В этом случае любая из сторон может выступить инициатором завершения звонка.

Речевой этикет — важная часть жизни любого сообщества. Он помогает поддерживать баланс между информативной и эмоциональной составляющей коммуникации, делает общение понятным и приемлемым для представителей разных культур и социальных групп. Нормы вербального поведения распространяются как на повседневную жизнь, так и на деловую сферу, предписывают сценарии общения для торжественных случаев и скорбных ситуаций.

Речевой этикет

Основные понятия речевого этикета

Вербальной этикой называется комплекс речевых средств и принципов их использования в различных ситуациях. В некоторых случаях степень овладения правилами общения служит маркером для определения профессиональной пригодности человека. Это касается врачей, юристов, педагогов, государственных служащих, журналистов, менеджеров и иных специалистов, чья деятельность сопровождается общением с людьми.

Овладение данным искусством невозможно без широких познаний в области лингвистики, культурологии, психологии, а иногда и этнографии, поскольку правила речевого общения часто определяются национальными традициями. Это особенно касается народов, сохранивших аутентичный уклад жизни.

Разновидности и взаимосвязь с культурой

Учтивость, дружелюбие, терпение и сдержанность в общении с окружающими — таковы признаки высокой внутренней культуры. Владеющий ею человек уверенно чувствует себя в обществе, легко входит в контакт и может поддержать светскую беседу на любую тему. Его речь осмыслена, точна, выразительна, грамматически правильна. Поэтому она понятна собеседникам. Такую речь принято называть нормированной, т. е. соответствующей принятым правилам произношения.

Формы реализации речевых норм этикета в некоторой степени зависят от культурно-языковой среды того или иного общества: формулы уважительного обращения к старшим по возрасту или статусу, приветствия и прощания происходят из древних ритуальных практик и имеют особое значение для представителей данного народа. Человек, не знакомый с особенностями национального этикета, может попасть в неприятную ситуацию и предстать в образе неуважительного невежи.

Таким образом, культура и речь человека находятся в прямой взаимосвязи. Соблюдение правил вежливого общения невозможно без наличия знаний об этических и моральных нормах, признанных в обществе.

Деловой этикет

Существует несколько стилей вербальной этики. Среди них:

  1. Деловой. Применяется на официальных мероприятиях, где участники не знакомы друг с другом: конференциях, переговорах, выставках и т. д.
  2. Повседневный. Наиболее распространенный тип этикета, понятный и воспроизводимый каждым интеллигентным, образованным человеком. Уместен в любых стандартных ситуациях.
  3. Редкие виды этикета (религиозный, военный, дипломатический). Изучается и применяется в обособленных социальных или профессиональных группах.

Функции речевого этикета

Нормирование вербального общения несет в себе ряд функций, необходимых для поддержания баланса в обществе. Это:

  1. Установление и поддержание контакта. Вежливый человек легче знакомится с новыми людьми и обрастает социальными связями.
  2. Демонстрация уважения. Формулы приветствия и прощания, обращения, извинения, сочувствия подчеркивают социальную иерархию и помогают избежать неуместного панибратства.
  3. Регуляция поведения. Четкие правила и границы делают общение более понятным и предсказуемым, снимают напряжение и закрепляют социальную роль каждого участника взаимодействия.
  4. Профилактика конфликтов. Вежливое обращение призвано сглаживать углы в конфликтных ситуациях, а при начавшейся ссоре позволяет закончить ее с наименьшими потерями.

Функции этикета

Главные правила

Что такое речевой этикет в современном русском языке, известно каждому воспитанному человеку. Кратко список его правил выглядит так:

  1. Мимика и жестикуляции должны быть умеренными и понятными собеседнику.
  2. Недопустимо нарушать личные границы другого человека, сокращая дистанцию общения.
  3. Сдержанность в эмоциях не означает отсутствие доброжелательного настроя.
  4. В разговоре следует демонстрировать интерес к собеседнику и его точке зрения.
  5. Лучше избегать спорных ситуаций, но, если это невозможно, нужно исключить неодобрительные оценки оппонента и категоричность собственных высказываний. Несогласие лучше выразить молчанием, переводя разговор на другую тему.
  6. Не стоит навязчиво выспрашивать подробности личной жизни собеседника, если он избегает этих тем. Распространяться о себе также не следует.
  7. В беседе с несколькими участниками внимание должно быть равномерно распределено между всеми людьми. Лучшие темы — нейтральные: о животных, погоде, путешествиях.
  8. Юмор — как пряность, использовать его нужно аккуратно. Но легкая, всем понятная шутка поможет выйти из щекотливой ситуации. Юмор и сарказм — не одно и то же.
  9. Грубые слова и просторечия должны быть исключены.
  10. Периодичность и временные рамки общения должны быть приемлемы для всех участников общения.

Деловое общение

Умение выстроить его грамотно является залогом эффективного продвижения в карьере. Оно важно как при работе в крупных корпорациях, так и для индивидуальных предпринимателей, число которых растет день ото дня.

Повседневная культура речевого этикета на деловых встречах приемлема только в той ситуации, когда оба собеседника привыкли придерживаться этого стиля общения. В противном случае он будет расценен как фамильярность, что приведет к потере уважения и срыву сотрудничества. Деловой этикет позволят сохранить баланс между субординацией и вежливой вовлеченностью.

Принципы делового общения

Принципы речевого делового этикета

Главным отличием такого стиля общения является отсутствие в нем личных тем. Здесь исключены фамильярность, флирт, навязчивость. Только пунктуальность, честность и обязательность, располагающая вежливость и беспристрастная учтивость.

Основной целью такого общения должно быть достижение контакта и взаимопонимания между участниками.

Принципы делового этикета таковы:

  1. Фразы и манеры соответствуют ситуации.
  2. Речь ясна всем присутствующим.
  3. Информация достоверна.
  4. Участники внимательны, корректны и почтительны по отношению друг к другу, настроены на продуктивное общение.
  5. Согласованность регламента.
  6. Элементы коммуникации выстроены с соблюдением субординации.

Основные этапы

Структура деловой беседы выглядит следующим образом:

  1. Приветствие. Первым здоровается с другим участниками младший по статусу или возрасту.
  2. Диалог, выстроенный с соблюдением принципов вежливости и учтивости.
  3. Разрешение конфликтов. Конструктивный диалог, сглаживание острых углов.
  4. Рутинное взаимодействие. Решение повседневных задач.
  5. Подведение итогов и прощание.

Этапы общения

Деловое общение по телефону также имеет свои правила. Согласно им, разговор должен начинаться с приветствия и представления звонящего. При этом обязательно упоминание его должности и названия организации. Информация должна подаваться в краткой, лаконичной форме, последовательно и без отвлечения на сторонние темы. Яркая эмоциональная окраска лишает переговоры конструктивности.

В спокойной, неторопливой беседе проще найти точки соприкосновения и определить пути решения сложных ситуаций. В конце переговоров следует подвести итоги и попрощаться.

Повседневная речь

Повседневная языковая практика также выстроена на принципах поддержания социальной иерархии. Любой разговор начинается с приветствия, причем младший первым здоровается со старшим, мужчина — с женщиной, молодая девушка — со взрослым мужчиной, младший по должности — со старшим.

По форме приветствие классифицируется как:

  • указание времени (Доброе утро!);
  • пожелание здоровья (Здравствуйте!);
  • эмоция (Рад встрече!);
  • выражение уважения (Мое почтение!);
  • специфическая форма (Здравия желаю!).

Повседневная речь

Заканчивать общение принято прощанием с пожеланием всего наилучшего.

Правила речевого этикета для разных социальных групп

Внутри каждой социальной группы тоже существует свой речевой этикет. На его формирование оказывает влияние комплекс факторов, среди которых:

  • пол;
  • возраст;
  • образование;
  • профессия;
  • материальный достаток;
  • иерархический статус собеседников.

Частые нарушения и ошибки

С ошибками в речевом поведении может столкнуться каждый. К наиболее частым из них относятся:

Таким образом, нормы речевого этикета применимы в любых ситуациях: от повседневной рутины до обмена опытом на международных конференциях или дипломатических переговорах. Основные правила предписывают использование при разговоре спокойного тона, дружелюбного настроя, общепринятой лексики и поддержание субординации между собеседниками.

Читайте также: