Что такое национальная служба здравоохранения кратко

Обновлено: 04.07.2024


Ключевые слова: здравоохранение, система здравоохранения, оценка системы здравоохранения, медицинские услуги, доступность здравоохранения, качество здравоохранения, модернизация здравоохранения, европейские страны, межстрановые социологические исследования, социологический опрос

Abstract: This article considers the problem of assessing effectiveness of the national healthcare systems. The author notes that the assessment of healthcare system as a complicated scientific-practical task must carry holistic character. Reference to the materials of sociological surveys allows significantly complementing the statistical dada with information on population’s perception of affordability and quality of healthcare. It is underlined that in examining social effectiveness of healthcare it is important to consider differentiation of assessment of the various population groups. The author reviews the statistical indexes of development of healthcare system of the European countries; points at specificity of situation in Russia, where the relatively high indexes correspond with the most pessimistic assessments of the population. The results of the eight wave of the comparative cross-country research “The European Social Survey” is analyzed. It was conducted in 2016 in the European countries in accordance with the population representative sample. It is stated that the European countries are differentiated based on the population’s assessment of the national healthcare system. It is determines, that the Russian demonstrate most pessimistic attitude with regards to assessment of healthcare if compared to residents of other countries that participate in the project. The author highlights that the Russians show strong, by European standards, differentiation in assessments depending on the income, age, retiree status, self-evaluation of health condition. In the context of affordability and quality of medical services it testifies to the existence of vulnerable population categories. It is revealed that the respondents’ overall assessment of healthcare depends on the scale of its funding. The author examines the causes of negativism in assessments of the Russians, including the low quality of medical services, facts of corruption in healthcare system, low affordability of medical services. A conclusion is made that the existing system of healthcare does not fully meet the needs and requirements of the Russians.

modernization of health care, quality of health care, access to health care, medical services, health system evaluation, health system, healthcare, European countries, cross-country sociological research, sociological survey

Введение. На уровне официальных европейских документов здоровье признается неотъемлемым условием успешного экономического и социального развития [7, с. 1] . Отечественные и зарубежные исследования показывают, что респонденты считают здоровье одним из основных приоритетов [23] . Для россиян здоровье выступает в качестве самой важной характеристики качества жизни [17] . Проблемы в сфере здравоохранения, по мнению российских граждан, входят в число наиболее важных для страны социальных проблем [5] . Россияне ждут от государства большего сосредоточения сил в первую очередь именно в здравоохранении [8, с. 19] . Охрана здоровья населения - важнейшая задача социального государства, и основная функция системы здравоохранения. В России также как и в других европейских странах предпринимается комплекс мер, направленных на совершенствование и развитие системы здравоохранения. При этом актуализируется задача оценки эффективности национальных систем здравоохранения.

Результаты социологических исследований, безусловно, не могут заменить оценку эффективности системы здравоохранения на основе показателей статистики, в том числе, характеризующих состояния здоровья населения, охват услугами, трудовые ресурсы, инфраструктуру, технологии, расходы на здравоохранение т. д. Методологии, методике и организации такой оценки посвящена специальная зарубежная и отечественная литература [12; 14] . Однако, материалы опросов могут существенно дополнить объективные данные информацией о субъективном восприятии населением доступности и качества здравоохранения. Можно согласиться с тезисом о том, что система здравоохранения должна строиться и реконструироваться с опорой на мнение её клиентов [9] .

Минздрав России обращается к результатам национальных социологических опросов, что позволяет получать информацию об удовлетворенности населения медицинской помощью, уровне доверия к государственным и частным медицинским учреждениям, доступности и качестве медицинских услуг и др. [13] . Такие данные представляют несомненный интерес, могут использоваться при принятии управленческих решений, однако не предусматривают возможность проведения компаративного анализа на международном уровне. Необходимость выявления и использования передовых практик, учета провалов и неудач, конечно же, с поправкой на специфику национальных моделей здравоохранения, предполагает возможность сравнения имеющегося опыта, в том числе сквозь призму оценок населения. Это требует обращения к результатам сравнительных проектов. Отметим, что в таком контексте ощущается определенный дефицит современных межстрановых социологических исследований, посвященных рассматриваемой проблематике.

Целью настоящей работы является выявление оценок жителями европейских государств национальных систем здравоохранения.

Результаты. Исследование показало, что страны-участницы ESS оказались весьма дифференцированы в зависимости от оценки населением системы здравоохранения (см. Рис. 1).


Минимальные (Россия) и максимальные (Бельгия) показатели оценки здравоохранения (средний балл) различаются почти в два раза. Отечественная система здравоохранения получает крайне низкие оценки россиян. В процентном выражении оценку ниже средней (менее пяти баллов) здравоохранению ставит 59,2% респондентов. При этом каждый одиннадцатый опрошенный россиянин (9%) характеризует современное состояние системы здравоохранения очень плохое и лишь 0,9% респондентов оценивает его как очень хорошее. Можно констатировать, что большинство респондентов негативно оценивает меры по организации и обеспечению охраны здоровья населения страны. По сравнению с другими европейскими странами, в которых проводилось исследование, в России, к сожалению, фиксируются самые пессимистичные оценки. С российским показателем сопоставимы только оценки жителей Польши и Ирландии. Для сравнения в группе стран-лидеров показатель превышает семь баллов.

При рассмотрении социальной эффективности важно учитывать не только общую оценку здравоохранения жителями страны в целом, но и степень дифференциации оценок различных групп населения. В числе основных приоритетов политики европейских стран в области здравоохранения на уровне официальных документов декларируется - достижение людьми наивысшего уровня здоровья вне зависимости от их этнической принадлежности, пола, возраста, социального положения или платежеспособности [7] . Обеспечение доступности медицинской помощи декларируется и в качестве одной из основных целей деятельности Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Проведенный корреляционный анализ показал, что в странах-участницах проекта, за исключением Польши, фиксируется статистически значимая обратная корреляционная связь между материальным положением респондентов и оценкой системы здравоохранения (см. Рис. 2). В целом, чем хуже финансовое положение опрошенных в стране, тем негативнее их оценки национальной системы здравоохранения. Обращает на себя внимание, что сильнее всего выявленная зависимость проявляется в России. Так, среди малообеспеченных россиян констатировавших, что жить на получаемый доход очень трудно средний балл при оценке системы здравоохранения составил - 2,71, в то время как среди самых обеспеченных респондентов – 4,27 балла.


Рис. 2. Корреляционная связь между оценкой состояния национальной системы здравоохранения и материальным положением респондентов (коэффициент ранговой корреляции Спирмена)[*]

Fig. 2. Correlation between the assessment of the state of the national health system and the material situation of the respondents (Spearman rank correlation coefficient)

Дополнительно респондентам задавался вопрос о том, к какой группе принадлежит их семья по общему доходу всех членов семьи в месяц после вычета налогов. Поскольку уровень благосостояния населения европейских стран существенно варьируется, а национальные денежные единицы в ряде случаев различаются, в каждой стране проводился расчет децилей. Для выявления связи финансового положения с оценкой здравоохранения использовался корреляционный анализ, подтвердивший наличие зависимости в России (r = 0,116; p [1] .

Исследование показало, наличие зависимости между оценкой системы здравоохранения и самооценкой респондентами состояния здоровья. Во всех европейских странах кроме Швейцарии имеет место статистически значимая обратная корреляция - чем ниже субъективная самооценка здоровья, тем хуже респонденты оценивают национальную систему здравоохранения (см. таблицу 1). В Швейцарии отсутствие зависимости на фоне высокой оценки населением здравоохранения, дает основания характеризовать ситуацию в стране как благополучную. На общеевропейском фоне выделяются Россия и Чехия – страны, где фиксируются максимальные значения коэффициентов корреляции. В России самый высокий уровень пессимизма демонстрируют респонденты, характеризующие собственное здоровье как очень плохое – 2,21 балла. Для сравнения россияне, оценившие здоровье как очень хорошее – 4,79 балла, хорошее – 4,28 балла, среднее – 2,88 балла.

Проведенный анализ показал, что доля людей, страдающих от хронических болезней, возрастает по мере старения населения. Например, в России констатация респондентами ограничений, трудности в повседневной жизни из-за хронического заболевания или инвалидности, физического недостатка или общей физической немощи, психического расстройства связана с возрастом (r=-0,402; p [18, с. 94] . Приведенные показатели позволяют сделать вывод о том, что ключевое значение приобретает оптимизация используемых ресурсов, в том числе человеческих в лице медицинского персонала.

Причины негативной оценки россиян могут быть весьма многообразны. Для объяснения ситуации целесообразно обратиться к материалам социологических исследований, характеризующих состояние системы здравоохранения в стране. Опросы показывают, что значительная часть населения в повседневной жизни сталкивается с низким качеством медицинских услуг. Например, при получении услуг по полису ОМС респонденты лично сталкивались со следующими проблемами: некомфортные условия (42%); отсутствие необходимого оборудования, лекарств и т. д. (40%);непрофессионализм врачей, неправильно поставленный диагноз и назначенное лечение (37%); плохие санитарные условия в поликлиниках (36%); грубое отношение медицинского персонала (32%); запись в медицинской документации большего количества услуг, чем было оказано во время приема (12%) [21] . Некоторые проблемы, например, неудовлетворенность россиян квалификацией медицинских кадров устойчивы во времени, что подтверждается результатами других сравнительных исследований [8, с. 17] .

К части подобных результатов имеет смысл относиться взвешенно и осторожно. Сказывается информационная асимметрия между медицинскими работниками и пациентом, препятствующая объективному восприятию качественных параметров оказываемых медицинских услуг [9] . Пациенты не могут выступать в качестве экспертов при оценке профессионализма медицинского персонала, диагноза или схемы назначенного лечения, поскольку не обладают достаточными знаниями. Оценка пациента во многом зависит от субъективных факторов и тесно связана с реализацией его ожиданий. И все же рассмотренные данные свидетельствуют о социальных настроениях респондентов, недоверии медицине существенной части опрошенных, наличии проблем, требующих внимания. Интересно, что представления россиян о профессионализме врачей отчасти согласуются с мнением экспертов, которые к главным проблемам российского здравоохранения относят кадровые проблемы. В их числе - нехватка квалифицированных кадров (13,0%), наличие проблем в кадровой политике (уровень зарплаты, условия работы) (11,0%), некачественная подготовка современных кадров (10,4%) [10] .

В сфере медицинского обслуживания фиксируется, и высокая степень готовности давать взятку (доля граждан давших взятку от числа оказавшихся в коррупционной ситуации) - 54% [19, с. 26] . Сфера бесплатных медицинских услуг с большим отрывом от остальных сфер лидирует по годовому объему рынка коррупции. Принимающая различные формы коррумпированность сферы здравоохранения, имеет следствием разочарование населения.

Имеют место и серьезные проблемы с доступностью медицинских услуг - длительное ожидание отмечает 56% респондентов [21] . Некоторые из преобразований в системе здравоохранения в представлении населения имеют выраженные отрицательные последствия. Например, сокращение и укрупнение больниц, по мнению большинства россиян (50%) только усложнило доступ к узким специалистам. Противоположной точки зрения придерживается лишь каждый пятый россиянин (20%). Показательно, что среди респондентов, имевших в течение двух лет предшествующих опросу опыт обращения в медицинские учреждения, процент становится несколько больше – 54% [6] . Наличие проблемы доступности первичной медико-санитарной помощи констатируют и эксперты, констатируя дефицит узких специалистов в амбулаторно-поликлинических учреждениях, нехватку в больницах хирургов, анестезиологов, оперирующих специалистов, сокращение врачебного персонала медицинских учреждений в малых городах [8, с. 15] .

Выявленную зависимость между оценкой здравоохранения и самооценкой состояния здоровья можно объяснить тем, что в ситуации обращения за медицинской помощью, респонденты определяют адекватность ее объема, направленности и качества, оценивая изменение собственного самочувствия. Случаи, когда самочувствие опрошенных после получения медицинских услуг не улучшилось, или ожидания респондентов оправдались не в полной мере, приводят к негативизму в оценках.

Существенные различия в оценках системы здравоохранения в зависимости от социально-демографических характеристик респондентов сигнализируют о наличии уязвимых категорий населения, могут свидетельствовать о нарушение принципа социальной справедливости и, к сожалению, неблагоприятно характеризуют доступность и качество здравоохранения в России. Самая сильная в Европе корреляции между оценкой здравоохранения и материальным положением респондентов может свидетельствовать об актуальности проблем финансовой доступности и коммерциализации национальной системы здравоохранения. Материальное благополучие опрошенных является фактором доступности качественной медицинской помощи. Полученный результат согласуется с данными других исследований, констатирующих ущемление интересов нуждающихся в медицинской помощи и нарушение принципа социальной справедливости в контексте оказания доступных медицинских услуг [15] .

ВОЗ следующим образом определяет эффективность систем здравоохранения - эффективной является такая система здравоохранения, в которой всем людям предоставляются качественные услуги здравоохранения, где и когда это необходимо [22] . Можно констатировать, что российское здравоохранение в глазах населения, к сожалению, в полной мере не вписывается в определение эффективной системы. В завершении отметим, что в предлагаемой публикации рассматриваются лишь некоторые аспекты заявленной проблематики. Несомненно, обозначенная тема заслуживает более глубокого внимания. Перспективным представляется использование регрессионного анализа для выявления факторов, влияющих на оценку системы здравоохранения жителями европейских стран.

[*] В Швейцарии и Швеции корреляция значима на уровне 0,05, в остальных странах на уровне 0,01.

[†] ** корреляция значима на уровне 0,01; * корреляция значима на уровне 0,05.

Бакиров В.С. [и др.]. Общее состояние и социальные факторы здоровья населения Украины / Здоровье населения и социальные перемены в постсоветских государствах. Минск: ГИУСТ БГУ, 2013. С. 326-351.

Гехт И.А., Артемьева Г.Б. К вопросу об изучении удовлетворенности населения системой здравоохранения // Менеджер здравоохранения. 2014. № 4. С. 6–12.

Здравоохранение: современное состояние и возможные сценарии развития : докл. к XVIII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества / рук. авт. кол. С. В. Шишкин. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. – 54 с.

Калашников К.Н., Калачикова О.Н. Доступность и качество медицинской помощи в контексте модернизации здравоохранения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 2 (32). С. 130-142.

Караева О.С. Представления о справедливости и эффективности в системах здравоохранения различных стран (по данным ISSP) // Вестник общественного мнения. 2014. № 1-2 (117). С. 50–65.

Письменная Е.Е., Моженкова Е.М. Доступность и качество медицинских услуг в российской системе здравоохранения // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2016. № 2 (22). С. 36-39.

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Национальная служба здравоохранения в настоящее время проходит период перестройки. Парадоксально, что острые финансовые затруднения, связанные с национальными экономическими проблемами, способствуют более интенсивному развитию научных исследований, которые смогут помочь найти подходы к более рациональной структуре здравоохранения. Остается полагать, что принимаемые решения существенно влияют на службу здравоохранения. [1]

Национальная служба здравоохранения Великобритании предлагает всем беременным старше 35 лет бесплатный амнио-центез или биопсию ворсинок хориона, так как вероятность рождения ребенка с синдромом Дауна у них очень высока. [2]

В системе национальной службы здравоохранения врач контролирует госпитализацию, но пациент также может повлиять на решение врача общей практики о его госпитализации; в некоторых случаях она осуществляется после обращения заболевшего в систему неотложной помощи. На развитие и течение заболевания влияют как уровень организации служб медицинской помощи, так и степень информированности больного о его страдании. [3]

Среди упреков в адрес Национальной службы здравоохранения часто фигурирует то, что для получения консультации специалиста и последующего лечения приходится подолгу ждать очереди. Однако исследование состояния системы здравоохранения, проведенное специальной королевской комиссией, показало, что этот упрек в общем необоснован. Однако с тех пор прошло уже немало времени, и сроки существенно увеличились. Более того, Национальная служба неоднократно демонстрировала свою слабую восприимчивость к пожеланиям клиентов, ведь если пациент не имеет возможности выбрать и купить то, что ему нравится, он не может рассчитывать и на то, что возможные претензии к качеству полученных им услуг возымеют действие. [4]

Следовательно, идея о реорганизации национальной службы здравоохранения возникла из требования более справедливого распределения благ, предлагаемых обществом. [5]

Многие хотят пройти тестирование, однако пока Национальная служба здравоохранения Великобритании не может проводить тест на муковисцидоз в широких масштабах. Тем не менее 80 - 90 % людей, которым тестирование было предложено, прошли обследование. [6]

К аналогичным выводам привели и исследования Национальной службы здравоохранения Великобритании , которая проводила опрос среди пациентов больниц с целью выяснить, насколько они удовлетворены предоставляемыми услугами. [7]

Какие налоги мы должны платить в Национальную службу здравоохранения . [8]

Более того, первые годы существования новой структуры национальной службы здравоохранения были связаны с усугублением финансовых трудностей в стране. Существует опасность, что поспешные поиски способов экономии денежных средств приведут к забвению ключевых принципов службы здравоохранения. [9]

Подразделения первичной медико-санитарной помощи обычно создаются муниципальными или другими местными властями или национальной службой здравоохранения и предоставляют как превентивное обслуживание, так и первичную медико-санитарную помощь. Эта модель настоятельно рекомендуется ВОЗ как средство, предоставляющее услуги небольшим предприятиям и, в особенности, сельскохозяйственным предприятиям, неформальному сектору и предприятиям, работающим не по найму. [10]

Другая несет ответственность за большинство вопросов в сфере безопасности и гигиены труда, является неотъемлемой частью Национальной службы здравоохранения ( National Health Service) и базируется на муниципальных органах, а именно на местных учреждениях здравоохранения. [11]

Таким образом, создание современной общественной медицины в Великобритании совпало по времени с реорганизацией мест-ного правительства и национальной службы здравоохранения . [12]

Биомедицинское законодательство было пересмотрено и дополнено в 1970 - х гг. в ответ на обнародование в 1972 г. результатов 40-летнего эксперимента, проводившегося Национальной службой здравоохранения США в Алабаме на группе из 400 неграмотных афроамериканцев, больных сифилисом. Эксперимент был поставлен для того, чтобы изучить естественное развитие указанного заболевания, передающегося половым путем, никакого лечения при этом не проводилось. Известие о таком чудовищном опыте на неинформированных о нем людях потрясло многих в США. [13]

В сущности госпитализация - это форма лечения, при которой резко изменяются окружающая обстановка, социальное положение больного; имеет значение передача ( в рамках Национальной службы здравоохранения ) ответственности за пациента от одних специалистов другим. Как видно из рис. 18, указанные факторы могут влиять на заболеваемость населения, что обусловливает возможность практически использовать данные клинической статистики. [14]

Glaxo пристально изучала угрозу комбинированного типа, вызванную истечением срока действия их патентов и изменения в 90 - х годах базы данных их ключевого клиента - Национальной службы здравоохранения . Обзор отношений сотрудников к работе выявил у персонала высокую степень самоуспокоенности ( что было не удивительно, если учесть хорошие результаты в бизнесе) и медленный процесс принятия решений, что объяснялось сильным функциональным разделением обязанностей. Наблюдалась слабая в целом озабоченность в отношении необходимости перемен, требующихся для гарантирования дальнейших успехов. [15]

В данной статье представлена информация о системе здравоохранения Российской Федерации, стоимости медицинского обслуживания, описан порядок оформления страхового полиса.

Содержание статьи

Новый коронавирус типа COVID-19

Подробная информация о распространении вируса на территории РФ и средствах борьбы с COVID-19 представлена на веб-сайте Министерства здравоохранения РФ [2] . Ознакомиться с правилами и графиком вакцинации в Москве можно на официальном веб-сайте администрации города [3] , посвящённом данным вопросам.

Обзор системы здравоохранения Российской Федерации

В рамках государственной программы медицинского страхования медицинское обслуживание в России предоставляется на бесплатной основе всем жителям страны. Однако в ряде медучреждений медицинские услуги государственного сектора здравоохранения могут характеризоваться низким качеством в виду устаревшего оборудования, нехватки средств и персонала, плохой организационной структуры.

В связи с этим, многие экспаты, приживающие в России, оформляют полис частного медицинского страхования, в рамках которого предоставляется доступ к врачам, стоматологам и иным специалистам как в частных медицинских учреждениях, так и в государственных. Государственные больницы оказывают услуги в рамках частного сектора лицам, имеющим полис частного медицинского страхования, а некоторые частные клиники предлагают ряд медицинских услуг в рамках государственного сектора.

Надзор за системой здравоохранения России осуществляется Министерством здравоохранения РФ. [6] В субъектах страны имеются собственные органы государственной власти, осуществляющие контроль в сфере здравоохранения региона, к промеру, Департамент здравоохранения города Москвы [4] .

Согласно отчету информационного агентства Bloomberg [5] , российская система здравоохранения занимает 55-ое место в рейтинге развитых странах по эффективности системы здравоохранения.

Лица, имеющие доступ к системе здравоохранения России

Каждый гражданин и житель России получает медицинскую помощь в рамках государственной системы здравоохранения на основании полиса обязательного медицинского страхования (ОМС).

Иностранные граждане, постоянно и временно проживающие в России, имеют доступ к медицинскому обслуживанию на основании полиса ОМС . Также многие иностранные граждане застрахованы в рамках программы добровольного медицинского страхования (ДМС). Полис ДМС, как правило, оформляется работодателем для своих сотрудников.

Безработные иностранные граждане в некоторых случаях имеют доступ к программе ОМС, возможность оформление бесплатного полиса ОМС иностранный гражданин может уточнить в медицинской страховой компании, являющейся участником российской системы здравоохранения.

В январе 2016 года прекратило действие Соглашение между Россией и Великобританией о взаимном медицинском обслуживании [7] , что означает, что туристам из Великобритании, приезжающим в Россию, необходимо оформлять полис частного медицинского страхования. Гражданам иных стран ЕС, имеющим Европейскую карту медицинского страхования (EHIC), следует предварительно уточнить в правительстве своей страны, имеется ли доступ к медицинскому обслуживанию на территории РФ на основании данной карты.

Граждане стран, не входящих в состав ЕС, должны удостовериться, что между страной гражданства экспата и Россией имеется действующее соглашение о взаимном медицинском обслуживании. При отсутствии такового, при подаче заявления на получение визы необходимо предоставить полис частного медицинского страхования, действующий на территории РФ.

Расходы на здравоохранение в Российской Федерации

В 2016 году 5,72% ВВП России [8] было направлено на развитие системы здравоохранения. Данный показатель ниже среднемирового показателя, который составляет около 10% [9] .

Система здравоохранения финансируется за счёт взносов работодателей по ОМС. После приема на работу сумма в размер 2-3% заработной платы перечислениям работодателем в Национальный российский фонд здравоохранения.

Лица, не имеющие возможности оплачивать взносы (безработные, пенсионеры, инвалиды) имеют доступ к базовому медицинскому обслуживанию по полису ОМС.

Медицинское страхование в Российской Федерации

После официального трудоустройства на территории РФ, иностранные граждане получают доступ к системе здравоохранения страны за счёт взносов, производимых работодателем в фонд социального страхования. Также многие работодатели дополнительно предлагают своим сотрудникам оформление полиса добровольного медицинского страхования, в рамках которого предоставляется покрытие некоторых видов лечения, не включённых в программу ОМС, к примеру, расширенное стоматологическое обслуживание.

Лица, проживающие в России, могут самостоятельно приобрести полис частного медицинского страхования. Как правило, в рамках программ частного медицинского страхования, застрахованный самостоятельно оплачивает стоимость медицинских услуг, после чего получает возмещение понесённых медицинских расходов от страховщика.

Есть ряд страховых компаний, которые работают по системе direct billing, предусматривающей оплату счетов страховщиком напрямую в медицинское учреждение. В некоторых случаях перед прохождением лечения необходимо связаться со страховой компанией и получить согласие на проведение той или иной процедуры в рамках страхового полиса.

К числу страховых компаний РФ, принимающих на страхование иностранных граждан относятся:

  • Euroins
  • Альфастрахование
  • Ресо гарантия
  • Ингосстрах
  • Страховая Группа Помощь
  • Югория

Порядок регистрации в системе здравоохранения Российской Федерации

Официально трудоустроенные лица имеют доступ к медицинскому обслуживанию за счёт взносов работодателя в фонд социального страхования, дополнительная регистрация не требуется .

Также иностранные граждане могут самостоятельно зарегистрироваться в системе здравоохранения РФ. Для этого необходимо посетить местную поликлинику и предоставить следующие документы:

  • Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • Вид на жительство;
  • Адрес регистрации.

Дети могут быть застрахованы в рамках программы ОМС при наличии следующих документов:

  • Паспорта родителей;
  • Вид на жительство;
  • Свидетельство о рождении.

Частное медицинское страхование в Российской Федерации

Частный сектор системы здравоохранения РФ достаточно хорошо развит , в особенности в крупных городах страны: Москва, Санкт-Петербург. Для получения медицинского обслуживания в рамках частного сектора пациент должен иметь полис частного медицинского страхования.

На территории РФ достаточно много частных страховых компаний , предлагающих покрытие таких видов лечения, как стоматологическая помощь, услуги специалистов, медицинская помощь в области психического здоровья.

Около 5% граждан России пользуются услугами частных страховых компаний, однако большая часть иностранцев оформляют полис частного медицинского страхования. Медицинское обслуживание в рамках частного сектора предоставляется лицам, не имеющим полиса частного медицинского страхования, по следующей стоимости:

  • 25-50 долларов США – консультация терапевта или специалиста;
  • 150-700 долларов США – лечение;
  • До 50 долларов США – стоматологический осмотр;
  • 50-100 долларов США – пребывание в стационаре частной клиники в сутки.

Врачи и специалисты в Российской Федерации

В России большое количество квалифицированных врачей общей практики и врачей-специалистов, однако условия в государственных медицинских учреждениях, могут не соответствовать стандартам , время ожидания может быть достаточно продолжительным.

Застрахованный самостоятельно выбирает , к какому врачу или специалисту записаться на приём, однако в рамках государственной программы медицинского страхования следует предварительно уточнить, что выбранный врач оказывает услуги в секторе государственного медицинского страхования.

В России существуют многопрофильные медицинские центры (поликлиники), в которых ведут приём как врачи общей практики, так и специалисты. Как и во многих других странах, врач общей практики выписывает направление на посещение специалиста , а также предоставляет рецепт для приобретения медикаментов.
Иностранным гражданам при посещении врача рекомендуется иметь при себе контакты страховой компании, клиники, посольства.

Женское здравоохранение в Российской Федерации

В рамках государственной программы медицинского страхования в области женского здравоохранения предоставляется доступ к услугам врачей-гинекологов, помощь по беременности и родам. Многие иностранные граждане предпочитают дополнительно оформлять полис частного медицинского страхования для получения доступа к более обширному перечню медицинских услуг. Программы по сопровождению беременности предполагают регулярные осмотры, курсы по подготовке к родам. Большинство занятий проводятся на русском языке, однако в международных медицинских центрах можно узнать о наличии курсов подготовки к родам на английском языке.

Противозачаточные средства можно приобрести в любой аптеке без рецепта. Для покупки средств экстренной контрацепции формально требуется рецепт врача, однако, как правило, фармацевты его не запрашивают.

В государственных и частных клиниках можно сдать анализы на инфекции, передающиеся половым путем (ИППП), однако их доступность в разных регионах неодинакова. В более густонаселенных крупных городах условия, как правило, лучше .

В России не существует какой-либо общенациональной программы по борьбе с онкологическими заболеваниями. В Москве обследования на рак груди, рак шейки матки проводятся на плановой основе.

Прерывание беременности допускается на сроке до 12 недель. В некоторых случаях, при наличии угрозы жизни и здоровью матери, допускается прерывание беременности на сроке до 28 недель.

Детское здравоохранение в Российской Федерации

Уровень медицинского обслуживания в области детского здравоохранения в России существенно различается по регионам . В городах и крупных населенных пунктах уровень медицинского обслуживания существенно выше, в сельской местности необходимая инфраструктура может отсутствовать.

Медицинское обслуживание детей осуществляется на бесплатной основе в рамках программы ОМС (включая стоматологические услуги для детей). В таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, имеется большое количество педиатров, специализированных служб, детских психологов, детских отделений в больницах. Дети проходят медицинские обследования на регулярной основе. В детских садах и школах также предоставляется медицинское обслуживание для детей.

Экспаты могут застраховать своих детей в рамках программ частного медицинского страхования в России, которые предоставляют доступ к более широкому кругу врачей, педиатров и услуг, включая некоторые услуги, недоступные в рамках государственной программы ОМС.

В России высокий процент вакцинированных детей - 92-95%, и вакцинация покрывается как полисом ОМС, так и полисом частного медицинского страхования. Календарь прививок в России включает в себя вакцинацию от таких заболеваний, как:

  • Дифтерия и столбняк;
  • Корь, краснуха, паротит;
  • Гепатит В;
  • Полиомиелит;
  • Грипп.

Посещение стоматолога в Российской Федерации

Стоматологическая помощь в России обычно оплачивается либо отдельно, либо как дополнительная опция в рамках программы частного медицинского страхования. Иностранным гражданам, обратившимся в государственную стоматологическую клинику, рекомендуется пригласить переводчика. Стоматологические клиники в России предлагают широкий спектр услуг: от профилактического и восстановительного лечения до косметических процедур, некоторые работают круглосуточно.

В Москве существуют стоматологические клиники , ориентированные иностранных граждан, в том числе:

  • Американский стоматологический центр;
  • Дентал Арт;
  • Европейский медицинский центр.

Больницы в Российской Федерации

В Российской Федерации существует три типа больниц: государственные, местные частные, международные частные. Частные больницы предлагают наиболее высокий уровень обслуживания, менее длительное время ожидания, укомплектованы англоговорящим персоналом. Однако частные клиники могут не предоставлять услуги по лечению серьезных заболеваний и услуги по стационарному лечению, поэтому при необходимости продолжительного / высококвалифицированного лечения может потребоваться обратиться в государственное медицинское учреждение.

Большинство лучших российских больниц находится в Москве, согласно рейтингу CSIC [10] . В число лучших клиник входят:

  • Центр неврологии в Москве;
  • Европейский медицинский центр в Москве;
  • Американский медицинский центр в Москве;
  • Российская детская больница в Москве.

Медицинские центры и клиники в Российской Федерации

В каждом регионе России существуют государственные медицинские центры (поликлиники). Они могут выступать, как в качестве самостоятельных учреждений, так и в качестве прикрепленных к государственным больницам.

В частном секторе также существует большое количество поликлиник и медицинских центров, предоставляющих услуги в области стационарного и амбулаторного лечения .

Аптеки в Российской Федерации

Всего в России насчитывается более 17 000 аптек, 60% из которых находятся в ведении муниципальных органов государственной власти, 23% - в ведении региональных правительств и 17% осуществляют деятельность в рамках частного сектора. В обозначении аптечных пунктов используется признанный на международном уровне зеленый крест.

Некоторые лекарства, для приобретения которых за границей может понадобиться рецепт, в России можно приобрести без рецепта . Рецепт врача может потребоваться для ряда препаратов, таких как обезболивающие и антидепрессанты,.

Стоимость медикаментов существенно увеличилась в 2015 году. Согласно исследованию московской Высшей школы экономики, в 2015 году стоимость основных лекарственных препаратов российского производства выросла на 28,9%, в то время как импортные препараты подорожали на 4,9%.

Медицинское обслуживание в области психологического здоровья населения в Российской Федерации

Российским законодательством предусмотрено право граждан на психиатрическую помощь в качестве одного из основных гражданских прав. Однако после распада Советского Союза финансирование расходов на оказание психиатрической помощи населению существенно сократилось. Также уменьшило число специалистов в области психического здоровья. По данным Всемирной организации здравоохранения [12] , в настоящее время на 100 000 населения приходится 8,5 психиатров и 4,6 психологов.

При необходимости прохождения психологического/психиатрического лечения в России, пациент может обратиться к лечащему врачу, который выпишет соответствующее направление . Это может быть амбулаторное лечение у специалиста в больнице, психотерапия, лечение по месту жительства или пребывание в психиатрическом отделении при более серьезных проблемах. При необходимости терапевты и специалисты могут назначить медикаменты.

Вид предоставляемого лечения зависит от характера заболевания, а также от того, какие медицинские услуги в данной сфере доступны в конкретном регионе.

Полис частного медицинского страхования предоставляет застрахованному доступ к частным медицинским услугам, таким как прием психотерапевта, альтернативные методы лечения.

В крупных городах имеются англоговорящие психотерапевты. Перед посещением специалиста, следует уточнить, покрываются ли данные услуги страховкой .

Нетрадиционные методы лечения в Российской Федерации

Альтернативные методы лечения не покрываются в рамках программы ОМС, однако пользуются большой популярностью среди населения многих регионов страны. Гомеопатия, акупунктура, траволечение, мануальная терапия могут быть предусмотрены программой частного медицинского страхования, либо оплачены пациентом самостоятельно.

Экстренная медицинская помощь в Российской Федерации

В России существует общероссийский номер телефона вызова экстренной медицинской помощи, однако операторы в большинстве случаев не владеют английским языком. В связи с чем, при звонке по номеру 112 следует воспользоваться услугами переводчика.

Независимо от наличия полиса медицинского страхования, в экстренных случаях, первичная медицинская помощь предоставляется на бесплатной основе.

Номера экстренных служб в Российской Федерации:

  • Номер вызова скорой медицинской помощи на территории РФ: 03
  • Номер вызова скорой медицинской помощи в Москве: 628 0003

Полезные ресурсы

Фразы и термины, которые могут пригодиться в экстренных ситуациях на английском языке

Help! – Помогите!
Call an ambulance! – Позвоните в скорую помощь!
Hospital – Больница
Excuse me, I need help! – Извините, мне нужна помощь!
Doctor – Врач
General Practitioner (GP) – Терапевт
Duty doctor – Дежурный врач
Dentist – Стоматолог
Pharmacy – Аптека
Medicine – Лекарство
Prescription – Рецепт
Health centre – Поликлиника
Insurance (s) – Страховка

Для получения подробной информации об истории каждой национальной службы здравоохранения, особенно с 1999 года, см .:


Аньюрин Беван, министр здравоохранения, в первый день работы Национальной службы здравоохранения, 5 июля 1948 года, в больнице Парк, Давихульм, недалеко от Манчестера.

NHS была одной из первых универсальных систем здравоохранения, созданных в любой точке мира. В июне 1948 года каждому дому была разослана листовка, в которой объяснялось, что

Национальная служба здравоохранения Шотландии была создана как отдельная организация со своим собственным законодательством, Законом о Национальной службе здравоохранения (Шотландия) 1947 года , с момента основания Национальной службы здравоохранения в 1948 году. В Северной Ирландии также было свое собственное законодательство в 1948 году. Уэльс, однако, находился под управлением. из Англии и в течение первых 20 лет существования NHS рассматривался во многом как английский регион. В 1969 году ответственность за NHS в Уэльсе была передана государственному секретарю Уэльса от государственного секретаря здравоохранения, который с тех пор отвечал за NHS в Англии.

СОДЕРЖАНИЕ

До создания Национальной службы здравоохранения в 1948 году пациенты, как правило, должны были платить за свое медицинское обслуживание. Бесплатное лечение иногда можно было получить в благотворительных больницах-добровольцах . Некоторые местные власти управляли больницами для местных плательщиков налогов (в соответствии с системой, основанной на Законе о бедных ). Совет графства Лондон (LCC) на 1 апреля 1930 года принял от упраздненного митрополита Приюты совета ответственность за 140 больниц, медицинских школ и других медицинских учреждений. Закон о местном самоуправлении 1929 года разрешил местным властям управлять услугами сверх того, что разрешено Законом о бедных, и, по сути, обеспечивать лечение для всех. К началу Второй мировой войны LCC управляла крупнейшей службой общественного здравоохранения в Великобритании.


Аньюрин Беван , основавший видение сэра Генри Уиллинка национальной службы здравоохранения с учреждением Национальной службы здравоохранения.

Лейбористская партия в 1932 году приняла резолюцию , движимую Сомервилльского Гастингс , призывающую к созданию государственной медицинской службы и в 1934 году Лейбористской партии конференция в Саутпорте единогласно приняла официальный документ о национальной службе здравоохранения.

Превратить эту идею в политику компании оказалось непросто. Хотя BMA входила в состав Комиссии по медицинскому планированию, на своей конференции в сентябре 1943 года ассоциация изменила политику, чтобы выступить против контроля местных властей над больницами и поддержать расширение медицинского страхования вместо врачей общей практики, работающих в государственных медицинских центрах. Когда член парламента от консерваторов и министр здравоохранения Генри Виллинк подготовил белую книгу, одобряющую Национальную службу здравоохранения, она подверглась нападкам со стороны Брендана Брэкена и лорда Бивербрука, и обе стороны пригрозили отставкой. Тем не менее, Кабинет министров одобрил Белую книгу, которая была опубликована в 1944 году. Эта Белая книга включает в себя основополагающие принципы NHS: она должна финансироваться за счет общих налогов, а не через национальное страхование , и услуги будут предоставляться теми же врачами и те же больницы, но:

  • Услуги предоставлялись бесплатно в момент использования;
  • Услуги финансировались за счет центрального налогообложения;
  • Каждый имел право на помощь (даже люди, временно проживающие или посещающие страну).

Учреждение

В 1979 году по всей Великобритании насчитывалось около 2750 больниц NHS на 480 000 коек, что составляло около 70% общих расходов NHS. Около одной трети коек в Англии тогда предоставлялось в новых или переоборудованных помещениях, построенных с 1948 года, причем больше в Северной Ирландии, но меньше в Шотландии и Уэльсе. Койки для душевнобольных, престарелых и лиц с умственными недостатками гораздо чаще находились в старых зданиях, чем в отделениях неотложной помощи или родильных домах.

Развитие кадров в NHS

Национальная служба здравоохранения с момента своего основания была крупным работодателем. После национализации британских добровольных и муниципальных больниц новая NHS взяла на себя ответственность за 360 000 сотрудников в Англии и Уэльсе и еще 45 000 в Шотландии. В их число входили 9000 врачей, работающих полный рабочий день (с тысячами консультантов, работающих на нескольких должностях неполный рабочий день), 149000 медсестер и акушерок (23000 из которых работали неполный рабочий день), 128000 вспомогательного персонала (общественное питание, стирка, уборка и техническое обслуживание), 25000 административных работников. и канцелярский персонал, а также 19 000 профессиональных и технических сотрудников, из которых 2800 физиотерапевтов , 1600 лаборантов и 2000 рентгенологов составляли самые большие группы. Эта рабочая сила будет продолжать расти в течение 20-го и 21-го веков, обогнав Национальный совет угля и в 1961 году станет крупнейшим работодателем Великобритании. К концу 1970-х годов NHS превысила 1 000 000 сотрудников и в 2015 году стала пятой по величине работой в мире. организация с 1,7м. Медсестры являются самой большой группой профессионально квалифицированного персонала в NHS: по состоянию на декабрь 2020 года в английских больницах и общественных службах здравоохранения было занято 306000 человек.

Рабочая сила

Штат NHS уже давно является одним из самых разнообразных в Великобритании с сотрудниками из самых разных слоев общества с точки зрения класса , профессии, пола , расы и национальности . В начале NHS врачи в подавляющем большинстве были людьми из среднего и высшего классов и часто получали частное образование . Медсестрами в больницах общего профиля обычно были женщины и, как правило, представители среднего и рабочего классов . Мужчины составляли значительное меньшинство среди медсестер, но в основном были сосредоточены в психиатрических больницах, где их роль исторически была больше связана с ручным трудом, особенно с физическим контролем за пациентами. Профессиональные организации, такие как Королевский колледж медсестер, как правило, продвигали идею о том, что медсестры являются профессионалами среднего класса , в то время как профсоюзы поощряли медсестер считать себя работниками. Как и сестринское дело, вспомогательные обязанности также в значительной степени были гендерными: носильщиком и обслуживанием в основном занимались мужчины, а стиркой и уборкой - в основном женщины.

Растущий спрос на медицинские услуги привел к неуклонному увеличению общей численности персонала на протяжении второй половины 20 века и в 21 веке. Однако ставки заработной платы в системе NHS обычно были сравнительно низкими, а продолжительность рабочего дня зачастую велика и антисоциальна. Следовательно, в условиях полной занятости в 1950-х и 1960-х годах NHS регулярно сталкивалась с кризисами найма практически всех категорий персонала, особенно врачей и медсестер в некоторых периферийных провинциях. Одним из решений, принятых органами здравоохранения, было поощрение замужних медсестер к возвращению на работу на неполный рабочий день. В Великобритании исторически сложилось так, что многие медсестры должны были уйти с работы после замужества, и в 1960-е годы должности старших медсестер непропорционально чаще занимали незамужние женщины. В обучении медсестер также был очень высокий процент отсева, отчасти из-за того, что студенты уезжали, чтобы жениться (в дополнение к отвержению со стороны некоторых наложенных на них строгих дисциплинарных мер). Работа неполный рабочий день вернула многих из этих женщин на рынок труда, и Национальная служба здравоохранения (NHS) стала ключевым звеном в росте этого вида работы в послевоенной Британии, наняв 65000 вспомогательных сотрудников (в основном домашних) и 79000 неполный рабочий день. медсестры и акушерки к 1967 году.

NHS была также площадкой для расширения новых категорий научных и технических работников. В 1967 году в службе работало 31 000 профессиональных и технических сотрудников, занимающихся диагностикой и лечением, включая аудиологов , биохимиков , диетологов , более 9 000 лаборантов, профессиональных терапевтов , физиков , физиотерапевтов , психологов и рентгенологов . Десять лет спустя эта категория персонала увеличилась более чем вдвое и достигла 64 700 человек, или 6,5% от общей численности персонала. Хотя в начале периода многие из этих ролей имели относительно неформальный карьерный путь, когда люди иногда нанимались в качестве помощников перед обучением в качестве технических специалистов, с 1970-х годов все более распространенными ролями стали более формальные схемы обучения и связанные с ними курсы для получения степени. Профессиональные ассоциации, такие как Колледж профессиональных терапевтов и Ассоциация клинической биохимии и лабораторной медицины, стали лучше организованы и стали играть более важную роль как в регулировании своей профессии, так и в коллективных переговорах с Министерством здравоохранения.

Трудовые отношения

1948–72

Первый спор с участием медсестер произошел, когда в июле 1948 года медсестры-студенты открыли свои первые пакеты заработной платы NHS. Несмотря на скромное повышение заработной платы, увеличение взносов в национальное страхование означало, что их заработная плата на дому снизилась. Возмущенные студенты больницы Святой Марии в Плейстоу организовали митинг протеста и марш, пригрозив массово уйти в отставку, если их требования о более высокой оплате, сокращении рабочего времени и общем улучшении условий жизни не будут выполнены. Марш попал в заголовки газет, но не получил особых уступок со стороны Министерства здравоохранения. Жалобы студентов-медсестер на плохие условия, долгие часы работы и низкую заработную плату были обычным явлением на протяжении большей части послевоенного периода. Вплоть до 1970-х годов на долю студенческих медсестер приходилось до 75% физического труда в больничных палатах, и они часто подвергались строгому дисциплинарному режиму как в палатах, так и в частной жизни, при этом многие медсестры-студенты жили в больницах под строгим контролем. ночлег для медсестер.

1972–1979

1980–2010 гг.

Как и в других секторах, трудовые отношения при правительстве Тэтчер продолжали оставаться конфликтом. Сменявшие друг друга министры здравоохранения стремились снизить заработную плату в государственном секторе и по возможности передать вспомогательный персонал на аутсорсинг . После отчета Гриффитса 1983 года NHS также попыталась импортировать бизнес-модель, более похожую на частный сектор, когда профессиональные менеджеры берут на себя контроль над расходами, уменьшая влияние медицинской профессии. По поводу всех этих политик были споры. В 1982 году произошел еще один конфликт из-за ограничения заработной платы с участием вспомогательного персонала и медсестер. Кампания NUPE , COHSE и RCN позволила добиться временного повышения заработной платы медсестрам, которым также был предоставлен собственный независимый орган по пересмотру заработной платы, как это делали врачи 20 лет назад. Статус и оплата дипломированных медсестер впоследствии имели тенденцию к улучшению, особенно когда в 1986 году обучение медсестер было переведено на университетские курсы в рамках Проекта 2000.

Вспомогательный персонал, напротив, в 80-е годы все больше подвергался маргинализации. Консервативное правительство оказать давление на органы здравоохранения на аутсорсинг их питания, уборка, стирка и техническое обслуживание частным компаниям. Профсоюзы боролись с этой политикой, в некоторых случаях успешно, но многие больничные службы в конце концов оказались в частных руках, иногда с компаниями, которые отказывались признавать профсоюзы. Аутсорсинг рассеял влияние, которое профсоюзы приобрели в 1970-е годы, и к концу десятилетия все больше занимали многих профсоюзных управляющих в подробных переговорах по оценке и деталям контракта, а не к найму и организации.

Отношения между NHS и правительством в целом значительно улучшились при правительстве Блэра . Многие медсестры и врачи оценили значительные вложения в персонал и новые помещения, хотя были опасения по поводу привлечения поставщиков из частного сектора, использования государственно-частных партнерств для финансирования значительных инвестиций и развития интенсивной культуры достижения целей. Не было также попыток отменить аутсорсинг вспомогательных услуг, с чем профсоюзы работников здравоохранения связывают периодические кризисы по поводу чистоты в больницах.

Культурная история NHS

Кино и телевидение

Кино и телевидение сыграли важную роль в формировании культурного понимания Национальной службы здравоохранения . В частности, больницы и врачебные кабинеты неоднократно драматизировались как места, которые позволяют отображать более широкие жизненные истории - любовь, рождение, старение, смерть, дружбу и вражду. Национальная служба здравоохранения также является важной темой общественного здравоохранения, часто занимая центральное место в публичных информационных фильмах о здоровье и благополучии.

Общественные информационные фильмы

Популярные фильмы и телевидение

Комедия

О Национальной службе здравоохранения были сняты комедийные фильмы, книги и мультфильмы. Они сформировали и отразили то, как люди думают об этом учреждении.

Мультфильмы

Повседневный юмор

Пациенты и персонал шутят друг с другом о NHS ежедневно и на протяжении всего времени. Однако их очень трудно найти и понять. Народная история проекта NHS в Университете Уорика собрала на своем веб-сайте больше таких воспоминаний и приглашает внести еще больше.

Читайте также: