Что такое качество образования в доу

Обновлено: 02.07.2024

Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учётом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

- успешность деятельности педагогов и детей;
- полное усвоение выбранных программ, качественная подготовка детей к школе.

Для общества качество связано с теми ценностными ориентациями, и более широко — ценностями воспитанников, которые найдут свое выражение, например, в социализации и последующей учебной деятельности.

Говоря о новом качестве образования, стоит поговорить о личности педагога, и его профессиональной компетентности.

Движущей силой развития ДУ становится творческий потенциал педагогов: их профессиональный рост, отношение к работе, способности выявить потенциальные возможности своих воспитанников. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все это характеризует творческого педагога.

Во многом высокое качество обеспечивается не только качеством персонала, реализующего деятельность образовательной организации, но и наличием материальных ресурсов, а также качеством информационно – образовательной среды и применением новых информационных технологий.

Важнейшим инструментом, обеспечивающим качество дошкольного образования, является образовательная программа и методическое обеспечение. Один из путей достижения решения качества дошкольного образования - интеграция. Только в интегрированном содержании дети дошкольного возраста свободны делать широкий выбор и проявлять свои интересы и творческие способности.

В детском саду осуществляются все режимные моменты и встраивают в них содержание программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Содержание дошкольного образования осуществляется по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное, физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Содержание образовательных областей охватывает все виды детской деятельности.

Качество образования зависит от развития предметно-развивающей среды, обогащение и наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития.

Организовать предметно- развивающую среду следует так, чтобы были задействованы все виды деятельности. Создать развивающую среду, отвечающую всем современным требованиям, повышения качества образования, повысить имидж ДОУ невозможно без помощи родителей. Но как привлечь в образовательный процесс родителей? Для этого нужно искать новые формы и методы работы с родителями (это круглые столы, участие в конкурсах, соревнованиях, помощь воспитателю в различных видах деятельности). Влияние семьи является частью процесса качества образования.

Поэтому одной из задач, стоящих перед педагогами, является сохранение всех аспектов здоровья детей в процессе воспитания и обучения, использование здоровьесберегающих образовательных технологий. С целью сохранения физического и психического здоровья дошкольников следует обеспечить психологический комфорт ребенка. В дошкольном детстве эта составляющая определяет качество образования в целом. Так как именно "благополучный" ребёнок будет оптимально усваивать знания, развиваться в деятельности, строить общение со сверстниками и взрослыми.

Основных показателей качества дошкольного образования два: уровень готовности выпускников детского сада к обучению в школе и уровень здоровья воспитанников.

Современный подход к решению проблемы качества дошкольного образования в нашем ДОУ.
Один из путей достижения решения качества дошкольного образования - интеграция. Воспитатели в нашем детском саду осуществляют все режимные моменты и встраивают в них содержание программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Содержание дошкольного образования осуществляется по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное, физическое, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Содержание образовательных областей охватывает все виды детской деятельности. Общая цель каждого воспитателя- способствовать всестороннему развитию ребенка, который познает объект с разных сторон.

Качество дошкольного образования – качество жизни каждого ребенка в детском саду. Эта проблема нерешенная до настоящего времени. На сегодняшний день система дошкольного образования воспринимается как сфера услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, их воспитанию, обучению и развитию. По ФГОС дошкольное образование является первой ступенью образования.

Влияющим фактором на качество дошкольного образования является то, что в детском саду набран штат воспитателей с высшим педагогическим образованием, имеющим первую квалификационную категорию.
Воспитатели постоянно работают над самообразованием, участвуют в конкурсах. В учреждение также работают все необходимые специалисты: учитель- логопед, педагог по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель, медработник. Все специалисты сотрудничают между собой во благо здоровья, развития и образования детей.

Состояние предметно-развивающей среды также является современным подходом к решению проблем качества дошкольного образования. В детском саду постоянно пополняется и совершенствуется развивающая среда. Наличие развивающих игр и игрушек согласно возрастным особенностям.

Влияние семьи также является частью процесса качества образования. Большая работа ведется с родителями воспитанников, это круглые столы, конкурсы, соревнования, проведение мероприятий, в которых принимают активное участие родители вместе с детьми.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны

Гильманова Лилия Геннадьевна

Люди вместе могут совершить

то, чего не в силах сделать в одиночку;

единение умов и рук, сосредоточение

их сил могут стать почти всемогущими.

Цель любой управленческой деятельности - организовать работу в дошкольном учреждении так, чтобы она приносила наибольший эффект. Сегодня к современному ДОУ предъявляются такие требования, при которых повышение уровня управления становится объективной необходимостью. Руководитель должен быстро и гибко реагировать на запросы общества и в постоянно меняющейся экономической ситуации находить способы выживания, стабилизации и развития. Это приводит к усложнению задач, стоящих перед управлением, способствует росту социальной значимости этой деятельности.

В соответствии с этим обновляется и реформируется механизм

управленческой деятельности в дошкольном учреждении, изменяются организационные структуры управления, возникает необходимость интегрированного подхода к управлению.

Все это требует от руководителей умения проектировать свою систему управления, определять свои подходы к управлению, нести ответственность за принятые решения и конечные результаты. Система не может развиваться без анализа проблем управления. Чтобы иметь целостную объективную картину, руководитель должен представлять:

четкую картину образа ДОУ в будущем;

слабые и сильные стороны учреждения (управленческие, финансовые, кадровые, бытовые);

наличие коллектива единомышленников, способных успешно решать поставленные задачи;

ожидание родителей и коллектива (которые должны совпадать);

преимущества своих конкурентов.

Следует исходить из понимания того обстоятельства, что качество
дошкольного образования является системообразующим фактором в
управленческой деятельности руководителя ДОУ и определяет иерархию
требований, предъявляемых к качественной организации

жизнедеятельности, взаимодействия, сотрудничества детей и взрослых. Управление качеством дошкольного образования потребовало выделения проблем в деятельности ДОУ, требующих повышенного внимания:

создание соответствующих условий для организационного обучения дошкольников;

организация аналитической деятельности и научно-методического обеспечения оценки качества дошкольного образования;

- обновление управляемой и управляющих подсистем ДОУ;

- выработка новой практики дошкольного образования с помощью
проведения научно обоснованного обеспечения экспериментальной
деятельности.

Цель работы. Создание гибкой организационной структур управления качеством образования.

Задачи работы: 1. Проанализировать литературные источники по управлению качеством образования;

2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов;

3. Создать условия для организации команды единомышленников;

4. Создать единое образовательное пространство для решения поставленных задач;

5. Разработать критерии оценки уровня профессиональной компетентности педагогов;

6. Повысить мотивацию качества образования.

Управление качеством дошкольного образования

Управление предполагает постановку целей, организацию путей для ее достижения, контроль движения к цели. Все эти операции предполагают наличие у субъекта управления интеллекта, рассудочного мышления, способности к преднамеренным действиям. Таким образом, управление - это целенаправленная деятельность людей по упорядочению элементов системы.

В теории научного управления существует несколько подходов: классический, поведенческий, процессный, системный, ситуационный. Последователь классического подхода американский ученый Ф. Тейлор считает, что в основе управления лежат 4 принципа: выработка научных основ организации, научный подбор исполнителей, их научная подготовка, тесное сотрудничество между администрацией и исполнителем. Немецкий социолог М. Вебер предлагал строить организацию управления по линейному признаку, где каждый отвечает за свои действия только перед вышестоящим начальником. Лидером поведенческого подхода стал американский социолог и психолог Э. Мейо. Согласно этой теории управленческая деятельность должна быть ориентирована, прежде всего, на интересы людей. Исполнитель реагирует на распоряжения, если руководитель может удовлетворить социальные нужды подчиненных.

Наряду с зарубежными учеными проблемы теории управления изучали отечественные исследователи Г.Атаманчук, В. Афанасьев, Г.Попов. Все они пришли к выводу, что теория управления должна развиваться как комплексная, межотраслевая наука, и что эффективность управления зависит от того, насколько качественно работает управляющий.

Принципиальным для обоснования управления дошкольным образовательным учреждением является глубокое рассмотрение социально - педагогической системы.

Общими признаками социально - педагогической системы являются:

наличие конкретной цели, общей для всей совокупности элементов;

выполнение каждым своих функций, вытекающих из поставленных задач;

осознание каждым своих задач и общей цели;

выполнение каждым своих функций, вытекающих из поставленной задачи;

конкретные отношения между элементами системы;

наличие органов управления;

обязательная обратная связь.

Дошкольное учреждение - это открытая социально - педагогическая система, направленная на воспитание и образование детей дошкольного возраста. При выборе форм и методов управления ДОУ необходимо учитывать специфику дошкольного учреждения.

Под управлением дошкольным образовательным учреждением К. Белая, Л. Поздняк, Т. Комарова понимают целенаправленную деятельность, обеспечивающую согласованность труда сотрудников; научно-обоснованное воздействие на воспитателей, обслуживающий персонал, детей, родителей и общественность в целях оптимального решения проблем воспитания и обучения детей дошкольного возраста Знание и соблюдение закономерностей социально - педагогической системы позволит обеспечить успешное управление дошкольным образовательным учреждением в современных условиях.

Одним из важнейших аспектов управления образованием является его качество. Из выступления А.И. Субботина на конференции, посвященной Всемирному дню качества в 1999 году говорится, что управление качеством образования есть новая парадигма управления образованием вообще. Идея качества образования продолжает сложившиеся веками традиции обеспечения качества человеческой жизни. Исходя из понимания образования как процесса формирования полноценного человека такое трактование качества не только правомерно, но и крайне необходимо.

Отсутствие на сегодняшний день четко сформулированного заказа на качество образования, неразработанность технических и технологических мероприятий приводит к противоречиям в образовательной практике, что, в свою очередь негативно влияет на теорию образования.

В.М. Полонский под качеством образования понимает определенный

уровень знаний, умений умственного, физического и нравственного

развития, которого достигли дети.

Другими словами, качество образования - баланс следующих

составляющих: потребности личности и общества, целевые приоритеты,

спрогнозированный процесс и результаты.

О качестве дошкольного образования по сути заговорили в последнее

десятилетие. Этому предшествовало несколько причин.

Дошкольное образование стало пониматься именно как образование. Первоначально педагогическая наука говорила о воспитании, затем, с утверждением возможности обучать дошкольников, было обращено внимание на их познавательные способности. Вследствие чего многие педагоги особое внимание уделяют образовательной деятельности и делают акцент на развитие ребенка. Это предусматривает не только подготовку к следующему этапу обучения (школьному) и успешное формирование базовых черт личности, индивидуальности, но и максимальное развитие творческого потенциала ребенка, его способностей, талантов.

В условиях отсутствия государственного образовательного стандарта и единой типовой программы воспитания, обучения и развития детей особую остроту приобретает вопрос определения ориентиров развития системы дошкольного образования, так как существующие требования к качеству образования неустойчивы, не обладают должной полнотой.

Следствием отсутствия государственного образовательного стандарта и единой типовой программы воспитания является и проблема
управляемости развития дошкольным образованием, обеспечение
условий воспитания и образования дошкольника в соответствии с его
способностями и возможностями, активная помощь ему в этом. Таким образом, особую значимость приобретает проблема управления качеством образования.

Модель управления качеством образования

Управление качеством - это методы и виды деятельности оперативного характера, используемые в образовательном учреждении для выполнения требований к качеству.

Система требований к качеству российского образования формируется на уровне национальной системы качества образования и регламентируется требованиями по лицензированию и аккредитации образовательного учреждения.

В основу мониторинга качества образования положены три аспекта. Общественный определяется социально-экономическими условиями общества (уровень жизни, экономический потенциал страны), социальный -соответствием образовательных услуг реальному запросу заказчика (родителя), педагогический - может означать реализацию принципа вариативности в образовании, переход к личностно-ориентированному взаимодействию педагога с детьми.

Качество образования оценивается в форме лицензирования государственной аккредитации ОУ, контрольно-надзорной деятельности, аттестация педагогических и руководящих работников, мониторинга. Данная система ориентирована прежде всего на оценку образовательных условий, а не на результативность дошкольного образования, определяемую уровнем и динамикой развития ребенка. Критериями качества являются федеральные государственные требования к содержанию образования (программам и педагогическим технологиям), профессиональной компетентности педагога с точки зрения его личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, а также к организации предметно-развивающей среды в ДОУ.

Качество дошкольного образования определяется организацией педагогического процесса, при которой уровень воспитанности и развития

каждого ребенка повышается в соответствии с учетом его личностных, возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения. Качество образования зависит: от качества работы воспитателя; сложившихся в педагогическом коллективе отношений; условий, созданных руководителем для творческого поиска; объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника. Значит, качество дошкольного образования в учреждении - управляемый процесс. Поэтому можно выделить два подхода к управлению качеством: один - через управление педагогическим процессом и его составляющими, другой - через личностные субъективные аспекты в системе управления (формирование коллектива и регулирование морально-психологического климата в нем). Следовательно, управление качеством образования в ДОУ требует особых подходов, нестандартных решений, которые в полной мере могли бы учитывать особенности воспитательно-образовательной среды, запросы и потребности родителей и других социальных партнеров ОУ.

Модель управления качеством образования включает цели, содержание, организационную структуру, педагогические механизмы системной коррекции воспитательно-образовательного процесса, позволяющие реализовать нормативные и маркетинговые цели ДОУ в партнерском взаимодействии всех субъектов. Однако для реализации данной модели в ДОУ различного вида необходимо дополнить ее системным и процессным подходами в управлении. Именно эти условия обеспечат в большей степени повышение качества образования.

Первый этап реализации модели управления качеством дошкольного образования на основе процессного подхода - изучение спроса и потребностей заказчиков образовательных услуг. На этом этапе выявляются не только актуальные, но и перспективные потребности родителей, начальной школы как основных социальных партнеров ДОУ.

Результат этапа - сформулированный перечень требований потребителей услуг, т.е. социальный заказ.

На втором этапе осуществляется выбор миссии, основных целей и направлений деятельности ДОУ, исходя из требований социального заказа родителей.

В соответствии с выбранной миссией и основными целями на третьем этапе планируются и выбираются образовательные программы и технологии. Программа развития и воспитания - необходимый стержень в работе ДОУ.

На четвертом этапе решается задача обеспечения воспитательно-образовательного процесса (финансового, материально-технического, учебно-методического, нормативно-правового). Решению проблем создания предметно-развивающей среды способствуют новые подходы к формированию структуры помещений, их свободной планировке.

Отбор квалифицированных кадров, повышение их квалификации -пятый этап системы управления качеством образования в ДОУ. Он оценивается как по формальным показателям (отсутствие или наличие дефицита педагогических кадров по номенклатуре, квалификация по диплому, аттестационный уровень и др.), так и по качественным и количественным показателям результативности обучения и воспитания в сравнении с исходным уровнем подготовки и развития детей. Особенно важна динамика профессионализма педагогов, так как большую роль в увеличении кадрового ресурса играет сам детский сад, использующий разные формы методической и организационной работы: методические объединения, творческие, проблемные группы, взаимодействие коллег, участие в работе методических семинаров города, педагогических мастерских и т.д.

Шестой этап - первичная диагностика индивидуальных учебных и воспитательных возможностей воспитанника, его интересов, склонностей, потребностей, уровня физического развития, необходимая для определения его навыков и способностей. Первичную диагностику уровня развития проводит профессиональный психолог, привлекая к ней и педагогов ДОУ.

Работу по оценке физического развития детей проводят руководитель физического воспитания и медицинский персонал ДОУ. Данные первичной диагностики используются в дальнейшем для определения динамики результатов воспитательно-образовательного процесса.

Основной, седьмой этап модели управления качеством дошкольного
образования — организация воспитательно-образовательного процесса. Уже
отмечалось, что система управления качеством направлена на организацию
развивающего, личностно-ориентированного образования. Цель

развивающего образования, ориентированного на каждого ребенка, - не в
усвоении знаний, умений и навыков в строго заданном объеме, а развитие
ребенка. Учитывая такую особенность содержания дошкольного
образования, как отсутствие жестко очерченной предметности,
целесообразно опираться на интегрированный подход к построению
воспитательно-образовательного процесса. Используется такая

В предлагаемой модели данный компонент основной. Все предыдущие и последующие действия направлены на подготовку, обеспечение, реализацию и корректировку содержания воспитательно-образовательного процесса.

Восьмой этап - текущий контроль воспитательно-образовательного процесса. Чтобы управлять не формально, а реально, принимать правильные научно обоснованные решения, администрации ДОУ необходимо иметь фактические данные этого процесса. Такую обратную связь выполняет контроль в разных формах и методах (способах, средствах), обеспечивающий непрерывность и цикличность управления образовательной системой и предупреждение потерь, несоответствий и нерациональных действий.

После определения причин недостатков разрабатываются корректирующие мероприятия по их устранению, которые направлены на улучшение обеспечения воспитательно-образовательного процесса, совершенствование подготовки педагогических кадров, форм и методов воспитания и обучения.

По завершении воспитательно-образовательного процесса проводиться итоговая диагностика воспитанников, т.е. девятый этап модели. Об эффективности педагогического процесса позволяют судить результаты итоговой диагностики воспитанников: отслеживание социального, познавательного и физического развития. Сравнением данных итоговой диагностики с прогнозируемыми результатами определяется степень достижения целей педагогического процесса.

Анализируя соответствие желаемых и достигнутых результатов, можно определить причины, препятствующие реализации намеченного. На данном этапе эти мероприятия направлены на коррекцию программ и технологий.

Завершающий, десятый, этап - отслеживание жизнедеятельности выпускников. Это возможно через установление прочных связей со школой и родителями. При этом внимание акцентируется на уровень успеваемости, коммуникативной культуры и т.д.

Данная информация необходима для оценки деятельности ДОУ по соответствию заявленных целей требованиям социальных заказчиков.

Предлагаемая модель обеспечивает повышение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества в целом, что

соответствует задачам современной политики.

Составляющие развития ДОУ,

способствующие повышению качества образования

Под управлением качества образования понимается

целенаправленный, ресурснообеспеченный, спроектированный процесс

взаимодействия управляющего и управляемого начал, направленный достижение качества запрограммированного результата (норм и стандартов)

Основными принципами управления качеством образования можно

назвать: системность, непрерывность, функциональность, оптимальность,
продуктивность.

Представители педагогической науки (В.А.Кальней, Д.Ш.Матрос, Д.М.Шишов и др.) считают качество социальной, психолого–педагогической категорией и в своих исследованиях доказывают необходимость диагностического, достоверного подхода к оценке качества образования. Качество образования неоднозначно трактуется с позиций различных методологических подходов: как уровень развития личности, как готовность выпускника к вхождению в другую образовательную систему, как определение степени реальных изменений, достижения конкретных результатов деятельности и т.д.

Система дошкольного образования в настоящее время активно развиваться. С точки зрения П.И. Третьякова, мы перешли от функциональной модели управления дошкольным образованием, на проблемно-ориентированное управление, т.е. на такое управление, которое обеспечивает развитие системы посредством прогнозирования и преодоления проблем. Для этого руководителям системы дошкольного образования и воспитателям необходимо знать и ориентироваться в способах повышения эффективности и направлениях совершенствования качества образования в дошкольных образовательных учреждениях разных типов и видов.

Большинство ученых рассматривают качество образования в трех аспектах:

Современная наука и практика определяет следующие направления совершенствования условий.

Второе направление совершенствования качества условий образования касается вопросов кадрового обеспечения ступени дошкольного образования и повышении профессиональной компетентности педагогов.

Здесь можно говорить о совершенствовании процесса подготовки специалистов в вузе через разработку комплекса программ, построенных по блочно – модульному принципу, имеющих инвариативную и вариативную части и учитывающих интересы и уровень развития способностей студентов. С другой стороны, актуальным становится необходимость развития у будущих специалистов системы дошкольного образования диспозиционно-установочных структур личности, позволяющих эффективно решать ряд конкретных профессиональных задач, соответствующих их должностным обязанностям, в условиях проблемной и социально нестабильной ситуации.

Наконец, решение проблемы управления качеством условий дошкольного образования требует повышения управленческой культуры руководителей ДОУ по актуальным проблемам .

- развитие персонала и создание условий для повышения качества образовательного процесса в ДОУ;

- совершенствование качества методической службы;

- овладение технологией управления качеством работы по целям и результатам;

- овладение социально-психологическими методами работы с педагогическим коллективом и теорией поведенческого менеджмента и др.

-овладение методами количественной оценки качества образования (квалиметрией).

Следующим аспектом качества образования является образовательный процесс, который имеет свои специфические рычаги управления. Прежде всего, образовательный процесс должен осуществляться в условиях развивающего взаимодействия между педагогами, детьми и родителями. Оптимизация данного процесса может касаться либо изменения условий протекания общения, либо системы форм и способов его реализации.

Второй путь управления качеством образовательного процесса предполагает воздействие на его компоненты (И.П.Подласый)– целевой, содержательный, деятельностный, результативный. Это значит, что повышение эффективности проводимых мероприятий будет зависеть от качества воспитательно-образовательной работы взрослых (педагогов и родителей) и собственной деятельности ребенка на каждом этапе образовательного процесса.

Совершенствование целевого компонента образовательного процесса предполагает учет и коррекцию всего многообразия целей (образовательные, воспитательные, развивающие, коррекционные) на каждом этапе его осуществления.

Совершенствование содержательного компонента образовательного процесса – диктует оптимальный выбор программ и их комплексирование, распределение материала, подлежащий усвоению дошкольникам.

Совершенствование деятельностного (организационного) компонента образовательного процесса подразумевает создание развивающих условий для приобретения самой возможности получать знания, умения и навыки; использования их для познания и преобразования мира; переживания чувства эмоционального предвосхищения и формирование эмоционально-смыслового отношения к самому процессу общения с другими людьми.

Результативный компонент отражает эффективность протекания образовательного процесса, характеризует достижения в соответствии с поставленной целью. При этом важно, чтобы качество процесса дошкольного образования соответствовало целям воспитания и развития детей дошкольного возраста, образовательным стандартам (временным требованиям), а также - запросам потребителей образовательных услуг; цели соотносились с используемыми методами и учитывали действие всех факторов эффективности воспитания и обучения, влияющих на данный процесс; ресурсы и организация предметно - развивающей среды были адекватны образовательной программе, реализуемой в ДОУ и особенностям образовательного процесса ОУ разных типов и видов, удовлетворяли потребности детей в свободной самостоятельной деятельности и развитии их творческих способностей; содержание и формы организации образовательного процесса были взаимосвязаны между собой и обеспечивали единство взаимодействий всех субъектов педагогического процесса, а также – логику педагогической поддержки предметно - развивающей среды ДОУ и психологической поддержки педагогического коллектива ДОУ.

Третий путь, совершенствования образовательного процесса в ДОУ, предполагает формирование связей между информационным, коммуникативным и организационно - деятельностным компонентами педагогической системы. Основой совершенствования системы управления качеством образовательного процесса в ДОУ выступают единство компонентов, целостность и гибкость функционирования системы воспитательно-образовательной или коррекционно-развивающей работы в ДОУ. Учеными МаГУ разработаны показатели оценки образовательного процесса ДОУ в соответствии с его компонентами. Каждому компоненту даны содержательные характеристики, которые выражены в критериях и показателях. Предложенные показатели соответствуют интегративному подходу к оценке образовательного процесса, и будут способствовать улучшению его качества.

Качество результатов дошкольного образования должно затрагивать оценку не только текущих и конечных, но и отдаленных результатов развития, воспитания и обучения детей, проектируемых в соответствии с требованиями следующей ступени образования, в частности, с требованиями Концепции содержания непрерывного дошкольного и начального школьного образования.

Безусловно, на качество образования влияет инновационная деятельность, которая стимулирует потенциальные возможности педагогов, их творческие способности. В дошкольном образовании сегодня сложились определенные системы, которые отслеживают качество образования. Показатели качества условий определяются в результате лицензионной экспертизы ДОУ, показатели качества образовательного процесса анализируются в ходе аттестации ДОУ, показатели качества результата образовательного процесса в дошкольном учреждении изучаются в процессе диагностики готовности выпускников ДОУ к обучению в школе, оценки уровня их физического и психического развития.

Ученые отмечают, что образовательные системы функционируют и развиваются не стихийно. Происходящее в них процессы имеют упорядоченный и целенаправленный характер благодаря технологиям управления. Существующая система функционирования человеческих, материальных, информационных и других компонентов служит для реализации в образовательном учреждении функции управления. Реализация каждой функции управления предполагает выполнение определенной последовательности управленческих действий и использование определенных методов, т.е. для каждой функции в системе управления используется модульная технология ее реализации (Г.К.Селевко).

Существующие технологии управления, в большенстве своем, нацелены в той или иной степени на качество образования. Остановимся на некоторых из них. Технология управления по целям традиционна для отечественной системы управления дошкольным образованием (В.С.Лазарев, М.М.Поташник). Она предусматривает систему мониторинга состояния УВП, результатов работы школы. Педагогическая деятельность начинается с анализа и им заканчивается, что помогает объективно оценить результаты и выработать рекомендации по улучшению образовательного процесса.

Достаточно распространенная, особенно в Московском регионе, технология управления по результатам (П.И.Третьяков К.Ю.Белая). Данная технология адаптирована для ДОУ и представляет собой информационно- аналитическую систему ДОУ как основу для управления по результатам, фактически это модель мониторинга качества дошкольного образования.

Управление по результатам предполагает взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата, который определен и согласован со всеми членами организации, что очень значимо.

Направленность всей системы внутрисадовского управления на конечный результат предполагает не только особую мотивационно – целевую ориентацию руководителя ДОУ, но и новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, планированию, организации, контролю и регулированию всей деятельности.

Применяя технологию индикаторного управления, меняя систему индикаторов и показателей, включённых в обязательную отчётность ДОУ, заведующая и старший воспитатель могут активно влиять на развитие инновационной активности в системе управления ДОУ на всех ее уровнях. При использовании технологии индикаторного управления необходимо владение методами корреляционного анализа, которые позволили бы выявить взаимосвязь, корреляцию между данными, полученными в процессе диагностики педагогов ДОУ и результатами реализации образовательной программы ДОУ, а также данными мониторинга детей по всем направлениям развития, в т.ч., развития основных способностей. Использование этой технологии предполагает хороший уровень компьютерного обеспечения ДОУ. На сегодняшний день её применение пока крайне ограничено, так как компьютерные технологии не вошли ещё прочно в управление дошкольным образованием, да и подготовленность кадров оставляет желать лучшего.

Безусловно, каждая технология управления, как и любое явление, имеет свои плюсы и минусы и задача каждого управленца определиться в своем выборе и смоделировать систему управления качеством своего ДОУ, используя современные научные и практические наработки.

В конечном счете, независимо от приоритетной технологии управления качеством работы ДОУ, основной проблемой моделирования управления качеством педагогического процесса в современных детских садах является интеграция всех перечисленных выше технологий при построении и оценке педагогического и методического процесса ДОУ. Эта проблема возрастает, если рассматривать ДОУ в режиме развития, то есть, предполагая постоянные изменения цели каждого этапа развития ДОУ в соответствии с результатами педагогического процесса.

Механизмом, который позволяет качественно осуществлять управленческий процесс в условиях его объективного оценивания, выступает мониторинг.

Таким образом, проблема качества дошкольного образования имеет много аспектов, которые являются перспективой деятельности как всех управленцев и коллективов ДОУ, так и образовательных учреждений, которые занимаются подготовкой и переподготовкой кадров. И прежде всего, это осмысление ее с разных позиций, повышение управленческой компетентности руководителей, педагогической культуры воспитателей и специалистов ДОУ, и, конечно, необходимо предпринимать практические шаги по проектированию и внедрению системы управления качеством на всех уровнях. Мы надеемся на квалифицированную помощь в решении этой проблемы Региональных центров оценки качество образования.

Сегодня в регионах существуют и активно работают Региональные центры оценки качества образования, однако система дошкольного образования обделена их вниманием. Мы вправе надеяться на их компетентную помощь, т. к. оценка качества образования должна носить системный характер и осуществляться на всех уровнях.

1. Качество образования.

Решение написать реферативное исследование, в котором анализировались бы проблемы нового качества образования связано с тем, что это действительно меня интересует, и это не просто интерес, а жизненная необходимость.

Жизнь не стоит на месте, изменения в обществе естественно ведут к изменениям в системе образования. Условия диктуют настоятельную необходимость в том, чтобы современное дошкольное учреждение, а затем и школа, если они действительно хотят обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начали строить принципиально новую функциональную личностно-ориентированную модель своей деятельности, базирующейся на принципе полноты образования.

Проблема качества образования - одна из центральных в современной образовательной политике и науке, потому что она связана с решением комплекса задач, направленных на развитие личности, ее подготовку к жизни в быстро меняющемся и противоречивом мире, личности с высокими нравственными устремлениями и мотивами к созидательной деятельности.

Качество образования - ряд системно-социальных свойств и характеристик, которые определяют соответствие (адекватность) системы образования принятым требованиям, социальным нормам, государственным образовательным стандартам. [1]

2. Понятие качества образования относительно участников процесса.

Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.

Для родителей – это эффективное обучение детей, т. е обучение по программам, хорошо готовящим детей к школе:

- обучение без утомления;

- сохранение здоровья детей как психического, так и физического;

- поддержание желания учиться;

- обеспечение возможности поступления в престижную школу;

- обучение престижным предметам (иностранный язык, хореография).

Для воспитателей – это, во-первых, положительная оценка их успешности руководителями ДОУ. Родителями:

- успешное выполнение ими всех учебных программ;

- оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;

- поддержание интереса детей к учебному процессу;

- успешное развитие детей в процессе их обучения;

- сохранение психического и физического здоровья детей;

- рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;

- обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.

Для – руководителя – это:

- высокая оценка деятельности воспитателей родителями и детьми, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития ДОУ;

- сохранение здоровья детей;

- рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов;

- успешность деятельности педагогов и детей;

- полное усвоение выбранных программ, качественная подготовка детей к школе. [2]

3. Преемственность на всех ступенях образования.

Качество дошкольного образования – гарантия успешного освоения образовательных программ на следующих ступенях системы образования, а также в целом успешности человека. Обеспечивают успешность человека те умения, способности, которые развиваются в процессе последовательного освоения содержания образования, начиная с самых ранних. Только для этого необходимо иметь единый (закрепленный) ориентир в виде требований, предъявляемых к качеству образования на всех ступенях (но с учетом возраста ребенка), единые требования к дошкольному образованию вне зависимости от образовательного учреждения, реализующего программу дошкольного образования.

Относительно единых требований на всех ступенях – речь идет о постепенном становлении базовых умений применять знания, о ключевых компетентностях, которые начинают становиться в раннем возрасте и продолжают свое развитие до взросления.

Относительно единых требований к дошкольному образованию – речь идет о том, что вне зависимости от типа образовательного учреждения, реализующего образовательную программы для дошкольников, требования к качеству оказываемой образовательной услуги едины.

На системном уровне одним из показателей качества образования является преемственность образования на разных ступенях.

На сегодняшний день педагогическая наука не может предоставить педагогическим работникам унифицированную теоретическую основу интеграционных процессов, имеющих место в образовательной практике общеобразовательных учреждений. [3]

Таким образом, вывод очевиден: качество – это комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности (разработки стратегии, организации воспитательно-образовательного процесса) и охватывающее всех субъектов образования (дети, родители, педагоги, руководители).

4. Модернизация образования.

Анализ литературы по управлению качеством образовательного процесса в ДОУ позволяет определить условия необходимости модернизации образования:

- обеспечение равных стартовых условий для овладения начальным школьным образованием;

- единство общих образовательных ориентиров (требует определенности в понимании результативности образования с учетом специфики возраста).

В процессе модернизации системы образования особое внимание уделяется взаимодействию с гражданами, общественностью как с основными представителями детей, получающих образовательные услуги. Взаимодействие строится и относительно ожиданий от образования, и относительно удовлетворенности результатами образования (качеством).

Вместе с тем модернизация дошкольного образования требует решения и специфических задач, которые могут быть определены как обеспечение одновременно и преемственности, и использования ресурсов дошкольного возраста при избегании искусственной акселерации по разработке программ для дошкольников.

Существует мнение, что буквально все стороны проводимой сегодня модернизации являются не более чем приспособлением к разрушению старой формации российского и мирового образования. А для развития страны и образования необходимы усилия в прямо пропорциональном направлении: не вниз, а вверх.

Не к изжившей себя советской школе и, более широко, вырожденной школе Нового Времени Яна Амоса Коменского – а к новой российской и мировой школе.

Что характеризует эту новую формацию в образовании? Ставка на принцип творчества как ведущий ресурс общественного мирового развития. Данный принцип строится на одновременной реализации трех подходов к образованию:

- культурно – исторического или энциклопедического.

За каждым из этих подходов стоят три уникальные антропологические традиции:

- христианской антропологии, которая определяет человека созданным по образу и подобию Бога и реализующим себя через проявление и образование единственной, уникальной и неповторимой личности каждого без исключения человека;

- Греко-Римско-Византийской антропологии, утверждающей величие и доблесть человека, его самостояние через приобщение к объективному миру идеального и культуры, через объективность творчества человека (идеал пайдейи).

В настоящее время существуют достаточно отработанные в теории и на практике образовательные системы, организованные в рамках антропологии второго и третьего типов. Достаточно указать на развивающее и мыследеятельностное образование, которое представляет второй подход, и на гимназическое и классическое образование, представляющее третий подход. Необходимость и значимость христианской антропологии, антропологии личности наглядно выражена в популярности так называемой личностно-ориентированной педагогики, а также в отдельных теориях и практиках.

И вот здесь при переходе от сложившейся формации к новой формации, ключевым становится вопрос именно качества образования. Почему?

Потому что, именно качество задает достоверность любых управленческих решений, определяет проверяемость постановки и реализации стратегий, программ, планов, задач…[4]

В связи с тем, что развиваются различные формы и модели дошкольного образования, для обеспечения качества дошкольного образования, осуществляемого в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, важно разработать единые требования к условиям содержания детей, а также единые требования к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса. Другими словами мы говорим о создании равных стартовых возможностей для каждого субъекта образовательного процесса.

5. Компетентностный подход в образовании.

Вместе с тем, представление о качестве образования в настоящее время значительно трансформируется, приобретая новые характеристики на основании требований современного мира, предъявляемых к системе образования. Активное обращение к категории качества образования в настоящее время носит далеко не случайный характер.

Новый подход к оценке качества образования, прежде всего, связан в федеральной концепции модернизации образования с формированием ключевых компетенций.

Компетенция в современной педагогике понимается как синтетическая характеристика, определяющая способность человека продуктивно включаться в различные позиции деятельности и социальные ситуации.

Компетентностный подход открывает новые перспективы создания системы оценки качества образования , т о есть приоритетной задачей развития системы образования остаётся задача повышения качества образования в соответствии с потребностями общества и индивидуальными запросами личности в современных социально-экономических условиях.

Иными словами, нужно говорить уже не просто о качестве образования, а о новом качестве образования.

6. Новое качество образования.

Новое качество это, прежде всего, существенно новые требования к личности: ответственность, инициатива, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, сформированность ценностей и основных социально-значимых компетенций, новый тип функциональной грамотности. [5]

Важным также для личности становится собственное проектирование себя, своей деятельности, что исходит из проективности человеческого способа существования, основанного на самореализации и самосуществовании в многовариантном, полифоничном мире, каким он и становится в постиндустриальном, информационном обществе.

Совершенно ясно, что тенденция индивидуализации образования это естественный процесс. С развитием цивилизации общество все больше индивидуализируется, повышается роль личности. Чем развитее страна, тем больше в ней ценится отдельный человек.

Главным условием достижения нового современного качества системы образования является глубокая модернизация содержания образовательных программ и внедрение продуктивных (развивающих, компетентностных) технологий, а также информационно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса.

Новое качество образования в его результирующем аспекте обеспечивается не только содержанием образования, но и личностью педагога, его индивидуальностью, в рамках личностной парадигмы образования. Иными словами, речь идет о достижении нового качества образования. [5]

7. Профессиональная компетентность педагога.

Говоря о новом качестве образования, стоит поговорить о личности педагога, и его профессиональной компетентности. Качество образования, как известно, во многом определяется компетентностью педагога и уровнем его профессиональной деятельности.

Компетентность педагога включает следующие структурные компоненты:

В настоящее время педагог для достижения профессиональной компетентности должен:

- уметь рефлексировать личностную аксеологическую систему;

- уметь диагностировать систему ценностных ориентиров группы и вырабатывать индивидуальную траекторию духовно-нравственного поведения;

- уметь анализировать общекультурную и профессиональную составляющие социальной среды;

- уметь проводить морально-правовую оценку событиям и влияниям социальной действительности. [6]

Но как же обстоят дела на самом деле в ДОУ?

Как показала практика, в переходные периоды, связанные с модернизацией, качество образования падает. Необходим период адаптации к новым целям, содержанию и технологиям. Без превентивных мер этот период может длиться довольно долго. Казалось бы, что современные программы и технологии в какой-то мере должны способствовать повышению качества дошкольного образования, но это не всегда происходит.

8. Условий для нового качества образования.

Современные тенденции в образовании характеризуются высокими темпами происходящих изменений, направленных, прежде всего на достижение более высокого качества образования. Во многом высокое качество обеспечивается не только качеством персонала, реализующего деятельность образовательной организации, но и наличием материальных ресурсов, а такжекачеством информационно – образовательной среды и применением новых информационных технологий. [8]

Если образовательное учреждение сориентировано на новое качество образования, то оно должно в полном объеме предоставить необходимые условия обучения и воспитания, обеспечивающие социальную активность молодого поколения, его конкурентоспособность, вхождение в открытое информационное сообщество.

  • учиться на протяжении всей жизни;
  • работать в коллективе (команде);
  • самостоятельно мыслить и действовать в различных ситуациях;
  • решать повседневные жизненные и профессиональные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.

В конечном счете, нужен человек, обладающий качествами, отвечающими всем этим требованиям, особенностям времени, и нужна система воспитания, социализации, которая бы формировала такого человека, а центром такой системы являет ся образование.

Очень важно сознавать, что новый человек и соответствующая система его формирования - не какая-то абстрактная заявка, а вопрос будущего человечества уже сейчас, и общество уже опаздывает с решением этой задачи.

9.Новое качество образования: миф или реальность?

Дошкольное образование не входит в КПМО, но именно в нем отражаются основные проблемы современного образования. Основная проблематика – качество образования. Результаты дошкольного образования (и в этом смысле, его качество) как первой ступени образования отражаются на всех последующих этапах обучения. Вместе с тем дошкольное образование не входит ни официально, ни в представлениях граждан в единую образовательную сеть. Речь идет именно об образовательной сети, т.е. о сети институтов, создающих образовательные условия, реализующих образовательные программы. Дошкольное образование носит рекомендательный характер (не является обязательным для граждан РФ). В представлении общественности детский сад – скорее не институт образования, а место комфортного пребывания детей дошкольного возраста. Качество дошкольного образования в рамках модернизации рассматривается в связи с вопросами преемственности и обеспечения равных стартовых возможностей для детей старшего дошкольного возраста. При этом линия развития дошкольников – принципиальная линия модернизации дошкольного образования. В связи с этим стоит задача уйти от ложного понимания подготовки детей к школьному обучению и экспансии школьных методов на территории детства. И если мы хотим, чтобы новое качество образование уже сейчас стало реальностью, то должны понимать, что современное состояние системы дошкольного образования нуждается в рассмотрении следующих аспектов:

  • Финансирование системы дошкольного образования, механизмы распределения финансов;
  • Общедоступность дошкольного образования;
  • Единые требования к программам дошкольного образования;
  • Содержание дошкольного образования;
  • Качество дошкольного образования;
  • Условия реализации программ дошкольного образования;
  • Повышение квалификации работников дошкольного образования;
  • Общественное восприятие дошкольного образования;
  • Общественное участие в управлении системой дошкольного образования.

Новое качество образование – это ответ на социальный заказ заинтересованных сторон. А если существует запрос и образовательное учреждение хочет отвечать этому запросу, то оно сделает все, чтобы новое качество образование стало реальностью.

Но существует и другой вариант. Если по результатам мониторинговых исследований образовательное учреждение выявило, что у заказчиков образовательных услуг (родителей) нет запросов на новое качество образования, педагоги не способны к работе в новом режиме, нет соответствующих условий, то в этом случае новое качество образования – это миф.

Эти слова можно смело отнести к сложившейся ситуации в системе образования России.

Читайте также: