Что такое музыка кратко 2 класс

Обновлено: 04.07.2024

Музыка- это неотъемлемая часть человеческой жизни. С музыкой мы встречаемся везде и всюду, хотя часто этого и не замечаем. Мы все любим музыку: одному нравится классика, другой предпочитает современные ритмы. О стилях музыки можно говорить и спорить долго, но у каждого найдется хотя бы одна приятная сердцу и слуху мелодия. Все мы по-своему наслаждаемся музыкой, но каждый ли задумывался над тем, что такое музыка, какой она бывает и почему так нравится людям? Именно об этом сегодня и поговорим.

В основе музыки всегда будет звук. Музыку также называют языком звуков.

Можно посмотреть на определение музыки с эмоциональной стороны: Музыка – это самая прекрасная вещь на земле, это наши чувства, эмоции, воспоминания, картины природы, одушевленные предметы. Все что нас окружает можно показать, рассказать и выразить музыкой. Музыка – это чудесный дар, данный человечеству. Спросите у разных людей о том, что значит музыка для них, и получите разные ответы. Музыка может быть средством получения наслаждения, способом самовыражения, хобби (когда человек сам сочиняет), делом всей жизни (когда увлечение музыкой очень сильно) и т.д.

Музыка не имеет выраженной материальной ценности, поскольку нематериальные её результаты проявляются, прежде всего, в духовной жизни человека и общества. Оказывая влияние на внутренний мир людей, искусство способно создавать или изменять нравственно-духовные ценности, обладая определённым содержанием. В отличие от многих других видов творчества, музыкальное содержание с трудом поддаётся формализации и описанию, так как требует не понятийного характера мышления.

Почему мы любим музыку

А почему у каждого есть свои музыкальные предпочтения? Вкус в музыке определяется ритмами головного мозга, которые сугубо индивидуальны. Когда человек слышит музыку, соответствующую его ритмам, она ему нравится. Тот, у кого более учащенные головные ритмы, любит слушать музыку поэнергичней, у кого более спокойные – выбирает для себя медленные расслабляющие музыкальные композиции. Впрочем, у большинства людей с возрастом наблюдается замедление ритмов головного мозга, что все чаще вызывает желание слушать спокойную музыку.

Воздействие музыки осуществляется широким фронтом, влияя не только на эмоции и чувства, на психику и телесную моторику, но и затрагивая также способности к интуиции, игре, созерцанию, фантазии. Влияние музыки на человека, а так же некоторых животных очень сильно. Установлено, что у людей, кроликов, кошек, морских свинок и собак под воздействием музыки может изменяться кровяное давление, увеличиваться частота сердечных сокращений, а также уменьшаться ритм и глубина дыхательных движений вплоть до полной остановки дыхания .Проведённый в Японии эксперимент показал, что у кормящих матерей, слушающих классическую музыку, количество молока увеличивается на 20-100 %, а у слушающих джаз и поп-музыку сокращается на 50-20 %. Даже среди животных одного вида есть различия: определённая часть равнодушна к музыке, часть — весьма чувствительна и восприимчива, а некоторые оказываются способными к активному музыкальному творчеству.

Доисторической, или примитивной, принято обозначать устную музыкальную традицию. Примерами может служить американская и австралийская музыка аборигенов. Доисторическая эра в музыке заканчивается с переходом к записи музыкальных произведений, которое, произошло на рубеже 3-2 веков до нашей эры.

Музыка играла важную роль в жизни древних египтян. О значении музыки в Древнем Египте говорят настенные рельефы древних египетских храмов и гробниц с изображением музыкантов. Древнейшими музыкальными инструментами египтян были арфа и флейта. В период Нового царства египтяне играли на колоколах, бубнах, барабанах и лирах, импортируемых из Азии, а богатые люди устраивали приёмы с приглашением профессиональных музыкантов.

Считается, что именно в Древней Греции музыка достигла наивысшего выражения в культуре Древнего мира. В Древней Греции впервые была отмечена некая закономерная связь между звуками и математическими величинами, открытие чего связано с именем Пифагора.

Каким правилам подчиняется музыка, что лежит в её основе и чему надо научиться, чтобы не только грамотно исполнять музыку, но и понимать её на эти вопросы дает ответы теория музыки. В музыке выделяются следующие основные категории — мелодия, гармония, контрапункт (полифония), форма.

Некоторые музыкальные понятия.

Тембр музыкального звука определяется присутствием обертонов и зависит от источника звука. Громкость музыкального звука не превышает порога болевого ощущения.

Музыкальный строй - система отношений звуков по высоте, принятой в той или иной практике настройки музыкальных инструментов, которая характеризуется заданием частот звучания нот. Существует много разных музыкальных строев, например, пифагорейский или среднетоновый. На современных музыкальных инструментах с фиксированным строем обычно используется равномерно темперированный строй.

Интервал - созвучие двух звуков.

Аккорд - созвучие трех и более звуков.

Гармония – закономерность сочетания тонов в созвучии

Консонанс – благозвучное звучание созвучий

Диссонанс - напряженное звучание созвучий

Их противопоставление и плавный переход диссонансов в консонансы в классической гармонии является одним из ключевых формообразующих факторов. В ряде авангардных музыкальных направлений, однако, противопоставление консонансов и диссонансов снимается.

Ноты - фиксация музыки с помощью письменных знаков. Преобладание семиступенчатых диатонических ладов в европейской музыке стало причиной того, что в процессе эволюции было выделено семь нот, названия которых происходят из латиноязычного гимна св. Иоанна[10] — до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Эти ноты образуют семиступенчатый диатонический звукоряд. Названия нот распространяются на все октавы звукоряда.

Для обозначения остальных звуков принято использовать знаки альтерации — диез и бемоль, изменяющие высоту ноты на маленький музыкальный интервал — один полутон.

Лад - это понятие имеет много определений, лад занимает центральное место в гармонии музыки. Вот несколько определений лада:

- Схема построения звукового ряда (Ю.Д. Энгель).

- Организация тонов музыки в их взаимодействии (Б.В. Асафьев).

- Система связей звуков, которая объединена тоническим центром – созвучием или одним звуком (И.В. Способин).

Разные музыкальные исследователи по-своему определяли музыкальный лад. Ясно одно – благодаря ладу музыкальное произведение звучит гармонично.

Музыкальный ритм – это соотношение долготы звуков (или нот) в их последовательности. Ритм построен на том, что какие-то ноты звучат дольше, чем другие, и все вместе они объединяются в определенном музыкальном потоке. Соотношение длительности звуков рождает различные ритмические вариации, которые, объединяясь, образуют ритмический рисунок музыки

Музыкальная форма - всякий музыкальный материал, построенный согласно определённым принципам в законченное целое, обретает форму — музыкальную форму. Существует множество классификаций форм музыкальных произведений. Выделяют формы монодические (мелодия без аккомпанемента), формы полифонические (многоголосые контрапунктические), формы гомофонные (гармонические). Прослеживается связь между разделением на формы и различием в истоках их происхождения. Так, если истоками монодических форм служили распевания тех или иных текстов, то в основе развития гомофонных форм лежало развитие инструментальной музыки. Для гомофонных форм весьма часто сохранились названия, пришедшие от ранних форм, например, рондо, соната.

Музыкальные произведения можно условно разделить по жанрам, направлениям и стилям. Критериями подобного разделения могут служить ритм, используемые инструменты, приёмы и другие параметры.

Музыкальный стиль - тесно связан с характером музыкального произведения, то есть с тем, как произведение воспринимается слушателем, какое создаёт у него впечатление. Также в понятие стиля включается и инструментовка, то есть непосредственно оценка музыкальных инструментов, использующиеся для воспроизведения, так как выбор тех или иных инструментов также способен сильно повлиять на восприятие.

Созданное композитором музыкальное произведение является воплощением части его внутреннего мира. Рефлексируя, автор переосмысливает имеющийся в его распоряжении материал, создавая новые образы. Однако автор не может существовать в вакууме, так или иначе он изначально является носителем музыкальных культурных традиций и существует на поле разработанных музыкальных форм, стилей, звуковысотных систем, жанров, техник, символики музыкальных инструментов, смысловых амплуа тональностей и прочего. Если опыт предшественников не используется, то существует вероятность, что музыкальное содержание произведения останется не понятным слушателю.

Подведем итог, что слушая свою любимую музыку, вы обогащаете свой внутренний мир, наполняетесь жизненной энергией, развиваете свою фантазию и творческое мышление.

Слушайте музыку, любите музыку и ваша жизнь станет более полной, наполнится новыми красками и образами, поднимет настроение и поможет в трудной ситуации.

Презентация к занятию "Что такое музыка" для старших и подготовительных групп детских садов.

Музыка – это вид искусства, с помощью которого мы можем передавать свои настроения и чувства. Основными элементами и выразительными средствами музыки являются : мелодия, ритм, метр, темп, динамика, тембр, гармония, инструментовка и другие. Музыка может влиять на настроение.

В медицине есть специальный отдел музыкотерапии. С помощью музыки можно воздействовать на здоровье человека.

Установлено, что у людей, кроликов, кошек, морских свинок и собак под воздействием музыки может изменяться кровяное давление, увеличиваться частота сердечных сокращений

Классическая музыка снижает агрессивность у выведенного в Бразилии нового вида пчёл, однако наслаждающиеся музыкой пчёлы перестают трудиться

Инструменты, используемые в классической музыке, в основном появились до середины XIX века (многие гораздо раньше).

В основном они предназначены для использования в оркестре или вместе с сольными инструментами, такими, как фортепиано ,

Типичным для исполнения классической музыки является симфонический оркестр

Включающий струнные инструменты,

и медные духовые инструменты

Для того, чтобы исполнять музыку – необходимо знать нотную грамоту

Нота - это графическое обозначение звука музыкального произведения

При записи музыки ноты размещаются на нотном стане

Музыку сочиняют композиторы

Далее следует прослушивание классической музыки по выбору педагога.





Победитель Международного заочного конкурса "Надежда планеты" под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры (МСА).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Музыка вокруг нас.pptx

Методическая разработка урока музыки «Музыка вокруг нас. Как появляется музык.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Методическая разработка урока музыки «Музыка вокруг нас. Как появляется музык.

Композитор-исполнитель-слушатель


Марш

Вальс и полька - танцы

Вальс и полька - танцы

Песня

Мелодия


Выбранный для просмотра документ Урок в 2 классе..docx

Методическая разработка урока музыки

выполнена учителем музыки ГБОУ СОШ № 1100 г. Москвы

Константиновой Натальей Михайловной.

Тип урока: урок вводный в тему.

Жанр урока: урок-путешествие.

Задачи: 1.Воспитательная: организовать эмоциональное восприятие музыки и знаний о ней.

3. Развивающая: формировать ключевые представления о музыке, воплощать характер и настроение песен, работать над вокально-хоровыми навыками.

познавательные - внимательно слушать, формулировать ответы на вопросы, анализировать музыку и делать выводы, строить рассуждения;

коммуникативные – осваивать диалоговую форму общения;

регулятивные - организовывать свою деятельность, принимать цели и задачи урока, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике.

оценивать результаты своей деятельности.

Музыкальные материалы, используемые на уроке:

1. Примеры трех жанров (марш, вальс, полька, песня).

- компьютер, проектор, экран, фортепиано, музыкальный центр.

- презентация к уроку.

Кто создает музыку? Ответы детей.

Кто исполняет ее? Ответы детей.

Для кого звучит музыка? Ответы детей.

Вспоминаем цепочку: композитор-исполнитель-слушатель (Слайд № 2).

Выясняем, кем являемся мы в этой цепочке? Ответы детей. (Исполнители и слушатели).

В музыке тоже есть 3 основы- 3 жанра. Попробуйте сами разобраться, что это такое.

Учитель предлагает определить жанр произведения, затем разучивает песню с детьми.

Некоторые из вас произнесли название этой песни. Как вы узнали его? Как мы узнаем знакомую музыку? Дети отвечают.

Что мы можем определить по мелодии? Ответы детей.

Сегодня мы познакомимся с новым произведением. Послушайте его. Что вы можете сказать о мелодии этого произведения?

Какие чувства вызвала эта музыка? Какую картину вы себе представили? Ответы детей.

(Слайд № 9). Разучивание интонации из этого произведения.

Учитель знакомит с ее автором – композитором М. П. Мусоргским (Слайд № 10)., показывает его портрет, рассказывает о композиторе. Дети узнают название произведения(Слайды № 11, 12).

Как мелодия помогла понять характер и настроение произведения? Ответы детей.

Разучивание песни, работа над вокальными навыками детей, над дыханием, певческой посадкой, напевным исполнением мелодии. Знакомство с понятием - аккомпанемент.

В завершение урока подвести итоги того, что дети узнали на уроке и самооценка детей.

Читайте также: