Проект вечного мира сен пьер краткое содержание

Обновлено: 02.07.2024

Развивая ранее высказанную Ф. Суаресом идею о прогрессирующей взаимозависимости государств, Ш.-И. де Сен-Пьер пришел к выводу о том, что возникновение в результате взаимозависимости “общих интересов” государств ведет к необходимости и целесообразности договорного создания международной организации в виде “федерации” . Участие в ней всех крупных держав было бы обязательным, а право выхода - ограниченным полномочиями федерации. подчинением государств-членов общему решению об участии в международных действиях, что должны были гарантировать международный судебный трибунал и международная армия. Он оправдывал принудительные меры соблюдения государствами правил “федерации” тем, что они исходят не от одного правителя, но от сообщества. Учитывая нацеленность этого проекта на создание универсальной организации с надгосударственной властью, трудно согласиться с мнением о том, что его идеи вписываются в “реалистскую парадигму” [39].

Весьма небезосновательным с практической точки зрения, но противоречивым в юридическом смысле было соображение Ш.-И. де Сен-Пьера о том, что международное право может принести вред тому, кто его соблюдает, если другие нарушают его, ибо, как он писал, “быть разумным в толпе безумцев - тоже род безумия” . В проекте “вечного мира” , представленного Утрехтскому конгрессу, Ш.-И. де Сен-Пьер, например, предусматривал совместные действия 14 европейских государств против членов Европейского союза, которые нарушат его постановления и будут готовиться к войне или развяжут ее без объявления.

Мало сказать, что в этой части идеи французского аббата-миротворца не имели шансов воплотиться в международной практике XVIII столетия; они намного превосходили даже то, что смогла сделать за несколько десятилетий Организация Объединенных Наций. Но сильной стороной рассуждений Ш.-И. де Сен-Пьера была забота о средствах обеспечения договоров в эпоху, когда средневековые гарантии - такие, как клятва, выдача заложников, залог территории или ценности со становлением национальных государств, - исчерпывали себя. Кроме того, в международном праве наряду с древним, получившим свое закрепление на Карфагенском соборе 462 г. принципом pacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться) существовала и оговорка rebus sic stantibus (буквально - неизмененность обстоятельств), которая позволяла каждому суверену ссылаться на нее весьма произвольно. Аббат де Сен- Пьер искал эффективное средство гарантии договоров взамен тех, что утрачивали силу.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.


О вечном мире ( Zum ewigen Frieden. Ein philosophischer Entwurf ) — политический труд, написанный Иммануилом Кантом в 1795 году . Как следует из названия, цель этого договора состоит в том, чтобы найти мировую структуру и перспективу управления для каждого из государств, в частности, которые благоприятствуют миру. Работа состоит из 6 предварительных и 3 заключительных статей , 2 дополнений и 2 приложений , вокруг которых разворачивается размышление.

Содержание

Однако мы не должны включать сюда случай государства, которое разделено на две части в результате внутренних разногласий, каждая из которых представляет отдельное государство, претендующее на роль целого; то, что третье государство затем оказало помощь одной из сторон, не могло рассматриваться как вмешательство в конституцию другого государства - так как это только в чистой анархии.

В первом дополнении говорится о том, как природа использовала войну для того, чтобы рассеять людей и, таким образом, заселить всю планету, но также и для того, чтобы юридически организовать государства, и поэтому, как это ни парадоксально, война становится в руках природы орудием мира. Во втором дополнении, поскольку мечта Платона о том, что философы были правителями, оказалась неосуществимой, Кант надеется, что, по крайней мере, государственные деятели будут стремиться узнать взгляды философов на войну и мир, чтобы применять их во время своего правления.

Поэтому не может быть спора между политикой как приложением учения о праве и моралью, которая является теорией этого учения; между практикой и теорией не может быть спора. Если под моралью не понимать общего учения о благоразумии, т. е. теории о наилучших максимах, позволяющих различать наиболее подходящие средства для осуществления каждым его интересов, а это было бы равносильно отрицанию всякой нравственности.

В первом приложении Кант рассматривает проблему морали перед политикой. Поскольку человек как таковой не может перестать быть нравственным, возможный конфликт между ними всегда должен разрешаться в пользу нравственности, поскольку политика вставляется на более позднем уровне. Но он также защищает прозрачное исполнение:

Действия, относящиеся к правам других людей, несправедливы, если их максима не допускает публичности.

Кант резюмирует свое предложение, перефразируя Евангелие:

Стремитесь прежде всего приблизиться к идеалу практического разума и его справедливости; цель, которую вы предлагаете, - вечный мир - будет вам дана дополнительно.

Смотрите также

Библиография

Переводы

На испанском

На других языках

  • Иммануил Кант , За вечный мир , перевод на итальянский язык Марии Кьяры Пьеватоло (2005).

Вторичная библиография

использованная литература

внешняя ссылка

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Пьер поворотился всем телом, так что диван заскрипел, обернул оживленное лицо к князю Андрею, улыбнулся и махнул рукой.
-- Нет, этот аббат очень интересен, но только не так понимает дело. По-моему, вечный мир возможен, но я не умею, как это сказать. Но только не политическим равновесием.

Лев Толстой "Война и мир"

В парламент (страну и название парламента избрать по своему вкусу) поступил проект конституции из двух статей: 1. Не убий. 2. Не укради.
Парламент работает над поправками.

2. Вторая статья установит число государей, представители которых будут иметь голос в совете; определит приглашенных к участию в договоре, установит порядок, время и способ передачи через равные промежутки времени председательствования и, наконец, относительную долю взносов для покрытия общих расходов и способ их получения.

3. В третьей статье конфедерация гарантирует каждому из своих членов владения и правление в тех государствах, которыми он владеет в настоящее время, так же как выборную и наследственную преемственность согласно основным законам каждой страны, а чтобы разом покончить с источниками постоянно возрождающихся раздоров, договор будет исходить как из основы из всех взаимных обязательств договаривающихся держав, взаимно и навсегда отказывающихся от всяких дальнейших претензий, кроме будущих спорных наследований и других временных прав, которые будут регулироваться арбитражными решениями совета без права ставить других перед свершившимся фактом или когда-либо и под каким бы то ни было предлогом поднимать друг против друга оружие.

4. В четвертой статье будут определены случаи, когда каждый союзник, нарушивший договор, должен подвергаться изоляции и преследоваться как враг общества, а именно, если он откажется выполнять решения суда великого альянса или начнет подготовку к войне, заключит союз, противоречащий законам конфедерации или возьмется за оружие, чтобы противостоять ей или напасть на одного из союзников.

Той же статьей будут также предусмотрены создание армии и совместные наступательные действия за общий счет против любого, подвергнутого санкциям государства, пока оно не сложит оружия, не подчинится решениям и постановлениям совета, возместит ущерб и расходы и покончит с противными договору приготовлениями к войне.

5. Наконец, по пятой статье полномочные представители европейских государств всегда будут иметь возможность вначале большинством голосов в совете (для временных решений), а через пять лет для окончательных решений — тремя четвертями голосов — издавать по представлению их дворов законы, которые они сочтут необходимыми, чтобы добиться для европейской республики и для каждого из ее членов всех возможных благ; однако лишь с общего согласия всех конфедератов возможно будет вносить изменения в данные пять основных статей".
Анализируя теперь содержание этих статей и сопоставляя его с теми явлениями, которые существуют в современном нам международном праве, мы (то есть я:-)) можем сказать, что:
1. Cовет, предлагаемый де Сен-Пьером, многофункционален в одном лице: он наделялся функциями и законодательного, и судебного органа, а также общего представительства государств-членов и, по-видимому, функцией принуждения к миру, тогда как в современных международных структурах подобного рода, как правило, эти функции распределены между разными органами (Например, в ООН могут быть названы Генеральная Ассамблея, Международный Суд и Совет Безопасности. Но нельзя считать, что разделение функций здесь является настолько же четким, как в государствах, где соблюдается принцип "разделения властей": Генеральная Ассамблея, где представлены все государства-члены, не может принимать общеобязательные решения, а Совет Безопасности, который может их принимать, объединяет функции принуждения к миру и органа разрешения международных споров, хотя и не судебного).
2. Вторая статья предполагает, что в будущей конфедерации путем соглашения ее участников, а не каким-либо другим, должны быть установлены порядок принятия решений и финансирования. Это конечно, столь же существенно для современной нам международной организации.
3. Обязательства государств-участниц согласно третьей статье предлагаемого договора напоминают сразу несколько принципов современного международного права: принцип территориальной целостности, принцип нерушимости границ, принцип мирного разрешения споров и принцип невмешательства во внутренние дела (поскольку переход власти в каждом государстве должен осуществляться согласно его законам). На основании этой же статьи предполагалось охранить " власть государей от всякого возмущения подданных" - и здесь мы можем вспомнить позднее созданный "Священный Союз".
4. Четвертая статья предлагаемого договора о конфедерации, в которой речь идет о принудительных мерах союза против участника-нарушителя, заставляет нас вспомнить главу VII Устава ООН "Действия в отношении угрозы миру, нарушения мира и актов агрессии", где речь идет об аналогичных полномочиях Устава ООН. Обратим также внимание на то, что обязательства участников согласно законам конфедерации имеют приоритет перед их другими обязательствами (вообще заключать другие союзы им можно, но противоречащие законам конфедерации - нельзя). Статья 103 Устава ООН также предусматривает приоритет обязательств государств-членов согласно Уставу ООН перед их обязательствами по другим соглашениям. Речь здесь, однако, в отличие от проекта де Сен-Пьера идет об учредительном договоре организации, ее "конституции", а не об актах, которые она принимает. (Хотя все государства обязаны исполнять свои обязательства согласно резолюциям Совета Безопасности ООН и решениям Международного суда по межгосударственным спорам).
5. Пятая статья предполагает издание советом конфедерации законов - общих законов европейской республики. Это заставляет нас вспомнить право Европейского Союза. Судя по сказанному ранее, проект де Сен-Пьера предполагает приоритет законодательства конфедерации над внутренними законами государств-участниц, за исключением тех сфер, в которых учредительным договором гарантировано невмешательство.
Предполагалось, что в совете европейской республики менее могущественные государи будут иметь один голос с более могущественными, и так получится 19 голосов: Император Римский; Император России; Король Франции; Король Испании; Король Англии;
Генеральные штаты (то есть Республика Соединенных провинций Нидерландов); Король Дании; Швеция; Польша; Король Португалии; Самодержец Рима (то есть Римский Папа); Король Пруссии; Курфюрст Баварский, представляющий также своих союзников; Курфюрст Пфальцский, представляющий также своих союзников; Швейцарцы и их союзники; Князья церкви и примыкающие к ним; Венецианская республика и ее союзники; Король Неаполитанский; Король Сардинии. Ни один из этих государей, по мнению де Сен-Пьера, не мог бы противостоять объединению других, не могло бы образоваться между ними и союза, который противопоставил бы себя республике, и это должно было доказать жизнеспособность проекта. Нужно было бы также предоставить конфедерации контингент войск для охраны границ Европы и для обеспечения, по необходимости, решений совета. В остальном военные расходы государств-участников должны были быть сильно сокращены.

Мы видим, что международное объединение, предложенное де Сен-Пьером, каким бы утопичным не казалось, все же имеет многие черты, впоследствии свойственные разнообразным объединениям государств, которые возникли в действительности. В отличие от проекта Сюлли-Генриха IV здесь не предполагалось ни территориального передела Европы, ни общего врага как стимула объединения, ни военной операции как средства его осуществить - потому, что "война уже была", и предлагалось сохранить достигнутое после Утрехтского конгресса положение. Не предусматривалось также особого положения в организации для кого-либо из глав европейских государств и предполагалось равенство голосов в совете (хотя некоторые государства должны были объединяться в группы, имевшие по одному голосу).
Залог успешности своего проекта де Сен-Пьер видел в том, что никто из участников конфедерации не сможет даже и при желании воспротивиться союзу остальных, что конфедерация устранит причины, по которым ведутся войны, и, какие бы проблемы и злоупотребления не возникли после ее создания, конфедерация никогда не рассорит своих участников ("никогда" здесь, по-моему, - преувеличение). Щекотливый вопрос о том, что в новом объединении государства утратят независимость, разрешался так (по "Извлечению" Руссо): "Существует явное различие между зависимостью от кого-нибудь одного и зависимостью от коллективного органа, членом которого вы являетесь и где каждый по очереди выступает главой, ибо в этом последнем случае зависимость лишь подкрепляет свободу благодаря гарантиям, которые ее обеспечивают. Свобода отчуждена, если она попадает в руки одного властелина, но она же укрепляется, будучи достоянием сообщества". Суверенная власть будет не ограничена, а усилена, так как сообщество извне устранит возникающие для нее угрозы: права всех государей будут защищены, а невмешательство во внутренние дела гарантировано.
Благонамеренное сооружение, спроектированное аббатом де Сен-Пьером, предлагалось как вечное (хотя изменения в его устройстве не исключались), способное завершить старую, полную войн, историю Европы и в дальнейшем отвечать за ее успешное развитие - поскольку совет должен был не только предотвращать войны, но и принимать новые законы. Преимущества союза заключались в его пользе и разумности, а единственным условием его создания объявлялось согласие государей.
Жан-Жак Руссо, сократив и изложив проект де Сен-Пьера, способствовал его дальнейшей популярности, в том числе - и в Российской империи, (где, например, обсуждением проблемы "вечного мира" с подачи Руссо увлекся в период кишиневской ссылки один вдохновенный юноша, автор поэмы "Руслан и Людмила"). Но помимо этого, Руссо в своем "Суждении о вечном мире"сделал для сочинения аббата еще три вещи. Критикуя наивность де Сен-Пьера, он, тем не менее, назвал его "Проект" "основательной и разумной книгой" и поддержал саму идею аббата, заявив: "Создайте европейскую республику на один день — этого будет достаточно, чтобы она существовала бесконечно, так как каждый из людей обнаружит на собственном опыте множество выгод для самого себя в общем благе". Затем, он указал на причину того, почему этот проект воспринимается политиками как абсурдный: "Будем же различать в политике, так же как в морали, подлинный интерес от интереса кажущегося". Государи и министры не принимают "Проект", исходя из "кажущегося", т.е. их личного, интереса, который состоит в увеличении своей власти и потому, разумеется, противоречит предложениям де Сен-Пьера. (Продолжение мысли Руссо мы встречаем впоследствии у Льва Толстого, который утверждал, что укрепление мира не может быть достигнуто путем учреждения постоянного международного арбитража по соглашению государств, так как международный мир противоречит самой цели государства). Наконец, свою критику Руссо направил не на цель аббата, а на предложенные им средства его осуществления. По мнению Руссо, создание такой организации невозможно на международном конгрессе, а возможно лишь вследствие войны. И далее на наших глазах происходит замыкание круга: если проект Сюлли-Генриха IV вдохновил аббата, то теперь Руссо возвращается к нему и ссылается на авторитет и короля, и министра, чтобы указать недостатки проекта аббата. Король и его "честный министр", напоминает Руссо, готовили для воплощения своего плана "последнюю войну", в которой все, объединявшиеся против Габсбургов, государи Европы, преследовали в действительности каждый - свои частные интересы под видом общего блага, при этом все переговоры в отношении плана велись втайне, и никто из участников, кроме Генриха и Сюлли, не знал целого. Но план осуществился бы, если бы король Генрих не погиб. Он может быть разумен и ныне, если " нам вновь дадут Генриха IV и Сюлли", то есть столь же гениальных политиков, но осуществиться без коварства и применения силы такой план не может.
"Федеративные лиги, - говорит Руссо - как видно, создаются только революционным путем; так кто же из нас решится сказать, желать ли создания Европейской лиги или страшиться его? Быть может, создание ее за один раз принесет больше зла, чем отвратит за целые столетия". Теперь уже, обобщая опыт прошедших веков, мы можем сказать, что оба - и де Сен-Пьер, и Руссо - оказались правы. Союзы государств, рассчитанные на долгосрочную поддержку международного мира, - такие как "Священный Союз", Лига Наций, ООН - действительно, возникают на основе договоров, договоры заключаются на конгрессах и конференциях. Но эти конференции происходят после масштабных войн, меняющих международный порядок.
Уже цитировавшийся мной здесь известный русский правовед Л.А. Камаровский отзывался о проекте аббата де Сен-Пьера как об "одном из наиболее известных, но и наименее удачных" проектов "вечного мира". (О международном суде, С. 243). С его мнением можно спорить: в долгосрочной перспективе у этого проекта, особенно в редакции Руссо, сложилась довольно счастливая судьба. Он предвидел многие черты, свойственные в той или иной мере позднейшим международным организациям безопасности и интеграционным объединениям. Да и в целом, когда идея "вечного мира" стала использоваться при создании таких организаций, часто упоминалось (и продолжает упоминаться) имя аббата де Сен-Пьера.
А еще история "проекта Сюлли имени Генриха IV" и "проекта Cен-Пьера, раскрученного Руссо" может быть любопытна, помимо науки, тем, как в ней проявляется причудливость судьбы. В ней "высокое" переплетается с "низким", благородное - с низменным, то, что казалось случайным и ненужным, признается затем закономерным и необходимым. Мерцающая идея объединяет совсем разных людей. Вначале - восторгаются, затем - осмеивают; сперва - осмеивают, потом - мечтают.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра всемирной истории и международных отношений

на тему: Ш. И. де Сен-Пьер и его европейская идея

по дисциплине (История стран Западной Европы)

студентка группы 302__________ С. И. Сулименко

Руководитель ________________ Н.А. Журавель

Нормоконтроль ______________ Н.П. Корякина

Благовещенск 2005

Многими исследователями его работа была признана утопичной, хотя и содержала в себе достаточно реалистичные предложения.

1.2 Обоснование необходимости создания европейской конфедерации 11

2.1 Понятие конфедерации 19

2.2 Характеристика европейской конфедерации 19

3 Преимущества и недостатки проекта 23

Библиографический список 28

В отличие от своих предшественников Ш. И. де Сен-Пьер впервые провел глубокий анализ состояния европейских государств и предложил реальные механизмы для осуществления своего проекта. Но так как главным образом, французский философ и дипломат призывал к доброй воли и здравому смыслу государей, его трактат рассматривался как утопия и не воспринимался в серьез /1, с. 67/.

Но все же идеи Сен-Пьера в дальнейшем получили широкое распространение, так как повлияли на формирование мировоззрения многих передовых философов не только во Франции, но и в других странах, хотя не оказали непосредственного воздействия на политику европейских кабинетов.

Имя Сен-Пьера приобрело и надолго сохранило европейскую известность. Вплоть до конца века не один мыслитель, писавший, о мире не обходился без упоминания его имени.

Впоследствии некоторые предложения Сен-Пьера внимательно изучались мыслителями и политиками в XIX-XX веках. В настоящее время работа Сен-Пьера является не столь актуальной и в какой-то степени забытой.

Хотя, Ж. Дюрозель считал, что взгляды Сен-Пьера оказали серьезное влияние на создание и деятельность современной Организации Объединенных Наций, многие современные исследователи не поддерживают данную точку зрения.

- выяснить причины побудившие автора к написанию данного трактата;

- проанализировать необходимость создания Европейской конфедерации, как основного сдерживающего фактора мирного существования Европы;

- выявить основные преимущества и недостатки проекта;

Но так как по форме трактат был неудобочитаем, написан тяжелым слогом, изобиловал повторениями, лишь не многие смогли осилить все три тома, из-за этого автор неоднократно подвергался критике.

В 1761 г. Жан Жак Руссо, поддерживающий взгляды Сен-Пьера, издал краткое изложение трактата, полностью сохранив его аргументации и основное содержание, для удобства придав изложению более доступный вид.

Русская литература познакомилась с Сен-Пьером именно через Руссо. При написании работы было использовано изложение Ж. Ж. Руссо, так как в фонде Амурской областной научной библиотеки в наличии имеется лишь этот вариант трактата, в переводе И. Ф. Богдановича(1771 г.)

Стиль изложения тяжелый, источник относится к материалам неофициального происхождения и назначения, поэтому в нем присутствует субъективное мнение автора.

Творчество Сен-Пьера изучали отечественные исследователи И. С. Андреева и А. О. Чубарьян.

Ученые сходятся во мнении, что проект, изложенный Сен-Пьером, является утопичным и как следствие не осуществимым.

В 1712 году в качестве секретаря французского посла Понтиньяка, Сен-Пьер присутствует на конгрессе в Утрехте, который завершился мирным договором Франции с Испанией, Голландии и Англии, положившей конец борьбе за испанское наследство.

Власть имущие рассматривали его как чудака или просто сумасшедшего, однако, передовые умы признавали его борьбу за мир достойной уважения и примера.

Итак, можно с уверенностью сказать, что идея вечного мира зародилась у Сен-Пьера еще с двадцатилетнего возраста и в дальнейшем получила развитие в его творчестве. Общественно – политическая жизнь так же послужила толчком к написанию многочисленных трудов, ставших ярким проявлением философской мысли XVIII века.

1.2 Обоснование необходимости создания европейской конфедерации

Такое положение вещей длилось до римского завоевания. Сен-Пьер отмечает огромный вклад Римской Империи в формирование европейских связей и единства. Автор выделяет три типа европейских связей: политические цепи – после римских завоеваний все побежденные были наделены теми же правами, что и победившие; гражданские установления и законы, образовавшие новую цепь правосудия, заменившую права самодержавца, которые заметно ослабились. И, наконец, третья связь, которую Сен-Пьер выделяет особо – это религия.

Все эти причины, как замечает Сен-Пьер, отличают Европу от Азии или Африки, превращая ее в идеальное собрание народов, которые имеют не только общее название, но и религию, нравы, обычаи и даже законы, от которых не один составляющий сообщество народ не может отступить, не нарушив общего спокойствия /5, с. 112/.

Действительно при данном стечении обстоятельств нельзя не согласиться с неизбежностью конфликтов, как между европейскими государствами, так и внутри них, поскольку в Европе конца XVII- начала XVIII веков насчитывалось большое количество политических систем.

Например, между абсолютно децентрализованной, конституционной и республиканской конфедерацией Швейцарии, стоявшей на одном краю шкалы и крайней автократией России или Папской области – на другом мы видим целый спектр промежуточных вариантов. Республики были представлены в Европе Венецией, Польско-Литовскими государствами, конституционными монархиями - Франция Испания и Австрия. Ещё большим разнообразием отличались европейские Kleinstaaterei, среди них были и города-республики, вроде Рагузы, Генуи или Женевы и т. д. /2, с. 485/. Как видно на примере, такое количество вариаций государственных устройств не могло способствовать единению европейских государств.

Сен-Пьер четко дает понять, что никакие тактические и стратегические ухищрения в военных действиях не помогут не одному монарху завоевать всю Европу. Европейский опыт показывает тщетность такой политики.

Не возможен так же и другой вариант, считает Сен-Пьер, когда два или три монарха попытались бы подавить остальных. Эти три властелина, кем бы они ни были, не составят вместе и половины Европы. Тогда другая ее часть, безусловно, объединиться против них; им нужно будет победить более сильного противника, нежели они сами.

И даже в случае победы этих трех правителей непременно возникнут разногласия между ними по поводу контингента войск или раздела завоеванного, тем самым они могут придать слабой стороне новые силы.

Таким образом, какие бы предположения не строить, утверждал Сен-Пьер, невероятно, чтобы один государь или союз нескольких государей могли бы ныне существенно и надолго изменить существующее положение вещей.

В своей работе Сен-Пьер особый акцент делает на дипломатических переговорах, которые действительно в определенной степени поддерживают европейскую систему, взаимно уравновешивая интересы государств. Однако, эта система имеет и другую, еще более солидную опору – совокупность германских государств, расположенных примерно в центре Европы, которая удерживает от соблазнов все остальные части ее, и, может быть, еще в большей степени сдерживает своих соседей, чем своих собственных сочленов. Союз этих государств полезен для Европы благодаря своему устройству и способствует тому, что равновесие в Европе не будет нарушено /5, с. 116-119/.

Подводя итог всему выше изложенному, можно сделать вывод, что теория Сен-Пьера основывалась на реальных фактах, ибо дипломатия конца XVII– начала XVIII веков все больше руководствовалась доктриной равновесия сил, согласно которой всякая перемена соотношения сил в одной части Европы рассматривалась, как потенциальная угроза для Европы в целом. Это определенно свидетельствовало о зарождении европейской системы равновесия /7, с. 427/.

2.1 Понятие конфедерации

2.2 Характеристика проекта


  1. Король Франции

  2. Король Испании

  3. Король Англии

  4. Генеральные штаты

  5. Король Дании

  6. Швеция

  7. Польша

  8. Король Португалии

  9. Самодержец Рима

  10. Король Пруссии

  11. Курфюрст Баварский, с союзниками

  12. Курфюрст Пфальцский с союзниками

  13. Швейцары и их союзники

  14. Князья церкви и примыкающие к ним

  15. Венецианская республика и ее союзники

  16. Король Неаполитанский

  17. Король Сардинии

  1. определять численность совета;

  2. устанавливать число приглашенных:

  3. выбирать председателя;

  4. заниматься законотворчеством;

  5. проводить внешнюю и внутреннюю политику;

  6. распоряжаться финансами;

  7. проводить санкции;

  1. исчезнут стремления к завоеваниям;

  2. отпадет необходимость в обороне от внешнего агрессора;

  3. будут соблюдаться договорные обязательства;

  4. невозможно будет с помощью тайной дипломатии решать какие-то ни было меркантильные задачи некоторых ее членов;

  5. государствам, членам союза будет гарантирована защита прав в Европейском суде;

  6. в случае бунтов и восстаний помощь в их подавлении;

В трактате Сен-Пьера идеи вечного мира, утопические представления о возможности примирения всех европейских стран, обоснование преимуществ и выгод мира на континенте сочетались со стремлением решить и определенные политические задачи, в частности сохранить европейский status guo.Так же он хотел обезопасить европейские правящие классы от народных восстаний и бунтов, которых боялись как монархи, так и буржуазия.

3 ПРИЕМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ПРОЕКТА

Итак, проанализировав работу французского философа и дипломата Шарля Ирине де Сен-Пьера можно сделать следующий вывод: к явным недостаткам проекта можно отнести:

- противоречивость и ограниченность (носил явно классовый характер, служил интересам монархов и буржуазии, сочетал в себе благие намерения с чисто прагматическими интересами, такими как подавления народно-освободительного движения);

- невозможность решать многие политические, экономические, социальные вопросы из-за разности социального устройства государств Европы, из-за низкого уровня образованности и просвещения народов и колоссального разрыва между прогрессивными европейскими странами и монархическо-феодальными ее представителями;

Тот факт что, то, что является недостатками проекта, так же можно отнести и к его достоинствам, подтверждая противоречивость данного трактата, а именно:

- явно гуманистические идеи (отказ от войны, уничтожение оружия, жизнь по принятым в Европе законам, неотвратимость наказания и предоставленные всем равные права и гарантий);

- Сен-Пьер впервые открыл миру новый подход к европейскому единству через федерализм и показал реальные механизмы осуществления данного проекта;

- экономические: создавались предпосылки для развития промышленности, торговли, сельского хозяйства;

- к классовым можно отнести следующее: ограничивалась власть монархов, начинал образовываться класс буржуазии;

- при помощи мер, предлагаемых Сен-Пьером, можно было так же решить многие проблемы внешней и внутренней политики: войны, охрана границ, подавление восстаний;

Итак, в заключении можно сделать следующие выводы:

- сам автор трактата являлся достаточно разносторонним человеком. Философ, аббат, дипломат, общественный деятель, он как никто другой хорошо знал внутреннее состояние Европы, и, изучив и обобщив труды многочисленных авторов писавших на данную тематику пришел к определенным выводам: между европейскими государствами существует определенная взаимосвязь (геополитическая, религиозная, экономическая);

- дальнейшему развитию Европы мешали многочисленные войны и конфликты, которые можно было урегулировать по средствам создания европейской конфедерации;

- конфедерация представляла собой, союз девятнадцати ведущих стран Европы, имеющих в своем составе все ветви власти, армию. Государство в таком объединенном варианте могло бы проводить мирную политику как внутреннюю, так и внешнюю, являться гарантом мира в Европе;

- проект обладал рядом недостатков, главным из которых была его утопичность. Но наряду с этим, предлагаемые меры в какой-то степени могли бы быть использованы европейцами в решении возникающих проблем.

Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство. Александр Пушкин
ещё >>

Читайте также: