Что такое мозаика в музыке определение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Цели по содержанию урока:

Методы: объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Наглядные средства обучения: мультимедийная презентация, видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр

ТСО: компьютер, мультимедийная аппаратура, видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр, фонограммы: “Мозаика” Э.Артемьев, “Трава у дома” В.Мигуля, видеофрагмент “Прометей” А.Скрябин, презентация “Быть может вся природа – мозаика цветов”

Ход урока

Слайд 2. Учитель читает Эпиграф к уроку “Мы видим, мы слышим

Как светят нам солнца,
Как дышат нам блики
Нездешних миров…”

У – Человека издавна влекли к себе высокое небо, далёкие звёзды, загадочные дали космоса, вселенной. Уже в древности русский народ мечтал о полётах, и потому в сказках возникали образы героев, которые могли летать.

Слайд №3 (ответы детей)

У – Это Баба-Яга, которая летала на помеле и в ступе, Иван-Царевич, парящий на ковре-самолёте, Иванушка-дурачёк – на коньке-Горбунке.

Начиная с ХIХ века о полётах на другие планеты, пришельцах из космоса, космических войнах рассказывали писатели-фантасты: Жюль Верн, Генрих Уэльс, Александр Беляев, братья Стругацкие и другие.

А в ХХ веке был запущен первый космический корабль с человеком на борту.

У– Назовите, когда произошло это событие?

Д – 12 апреля 1961 г.

У – Назовите имя первого космонавта?

Д – Ю.А.Гагарин

У – Воображение композиторов, писателей, художников не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звёздного неба.

С музыкой одного из таких композиторов мы уже познакомились. Его называли русским фантастом и мечтателем вселенс?их масштабов.

У – Посмотрите видеофрагмент и назовите его композитора.

(дети смотрят видеофрагмент “Прометей” А.Н.Скрябина)

Д – Это русский композитор А.Н.Скрябин

У – С каким произведением познакомились?

Д – Симфоническая поэма “Прометей”

У – В чём необычность этого произведения?

Д – Композитор соединил музыку с цветом, так появилась “цветомузыка”. Музыка обладает яркими красками, динамичностью, острым ритмом, вызывает в воображении космические картины, образ бесстрашного Прометея.

У – Музыка А.Н.Скрябина увлекает и захватывает слушателей героически-волевыми красками, огромным накалом чувств. Слушая его произведения, невольно напрашиваются такие определения, как “ослепительный”, “лучезарный”, “пламенный”. С появлением электромузыкальных инструментов, синтезаторов, значительно расширились возможности создания музыки, в которой композиторы запечатлевали образы других, внеземных цивилизаций.

Сегодня наша встреча с современным русским композитором Эдуардом Николаевичем Артемьевым.

У – В своём творчестве он обращается к разным сторонам жизни. Есть у него произведения, в которых он создаёт образ Вселенной, используя при этом новые краски, тембры и ритмы музыки. Широко известны его композиции к фильмам режиссёров А.Тарковского (“Солярис”, “Сталкер”), Н.Михалкова (“Утомлённые солнцем”, “Сибирский цирюльник”) и др.

Одно из произведений Э.Артемьев назвал “Мозаика”

У – Что в вашем понимании “мозаика”?

Д – Это яркие цветные стёкла, собранные в какой-то рисунок или узор.

У – Слово “мозаика” – с латинского означает “посвящённое Музам”.

В изобразительном искусстве мозаика – это изображение или орнамент из простейших цветовых элементов – кусочков разноцветных натуральных камней, стекла (смальты).

“Мозаика” Э.Артемьева написана для инструмента синтезатора.

У – Знакомы ли вы с этим инструментом?

Д – Это электрический инструмент, который похож на фортепиано.

У – Это современный музыкальный инструмент, акустические возможности которого настолько уникальны, что позволяют передать красочность и гармонию Вселенной.

В 1960 г. был изобретён первый музыкальный электронный аппарат АНС, названный в честь русского композитора конца ХIХ – начала ХХ века.

У– Назовите его имя?

– Послушайте пьесу “Мозаика” Э.Артемьева.

– Какой образ нарисует музыка?

Слайд №12 (слушание музыки)

У – Ответьте на вопросы:

1. Какой образ создаёт композитор в пьесе “Мозаика”?

Д – Это образ пространства, космического пейзажа, образ Вселенной

2. Какие зрительные представления возникли у вас?

Д – Странная таинственная среда непознаваемого мира, удивительные звуки внеземных цивилизаций.

3. Какие звуковые эффекты использует композитор?

Д – Гулы, шумы, звуковые волны, вибрирующие в пространстве, блики, пение-звуки, шёпот, эффекты затухания, отражение, эха…

4. Какую техническую задачу решает композитор?

Д – Естественный голос и тембр преобразован через синтезатор

5. Почему пьеса названа “Мозаика”?

Д – В произведении композитор раскрыл себя как архитектор и поэт звука, он показал разные грани звука, его изменения, как цвета, так и объёма.

У – Задание: при повторном слушании постарайтесь определить форму произведения, особенности каждой её части.

Дети слушают повторно пьесу “Мозаика” А.Артемьева.

У – На сколько частей можно разделить произведение?

Д – Вступление, первая и вторая часть

У – Что характерно для каждой части?

Д – Вступление – это многообразие тембров, калейдоскоп звуков.

I часть – это необычные шумы и звуковые эффекты.

У – В музыке есть такое понятие как “сонорика” (от лат. sonorus – звонкий, звучный, шумный) – вид современной техники музыкальной композиции. Её специфика заключается в выдвижении на первый план окраски звучания. Таким образом, сонорными являются шумы, звукокрасочные интонации без определённой высоты.

У – Чем особенна II часть?

Д – Звучание на одном звуке, тембровый контраст.

У – С чем можно сравнить это произведение?

Д – С мозаикой, витражами.

У – Прочтите стихотворение К.Бальмонта

(Дети читают): “ Быть может, вся природа – мозаика цветов?

Быть может, вся природа – различность голосов?

Быть может, вся природа – лишь числа и черты?

Быть может, вся природа – желанье красоты?”

У – Как вы понимаете его смысл?

Д – Это размышление над тем, что значит для нас вся природа, т.е. это многообразие всего, что окружает нас.

– Дан ли единый ответ, что такое природа?

Д – Конечно нет, это лишь размышление над тем, что такое природа., как она многообразна.

У – Такую мозаику цветов, образов, красоты можно увидеть в творчестве литовского художника, композитора и поэта Микалоюса Константиноса Чюрлёниса (1875-1911)

У – Мечта о единении искусств, нашла у Чюрлёниса, едва ли не лучшее по сей день воплощение. Во всей мировой живописи произведения этого мастера занимают особое место. Лучшие его произведения волнуют именно своей “музыкальной живописью”.

У – Посмотрите на некоторые из них.

У – Что необычного в этих картинах?

Д – Яркие краски, необычные пейзажи, диковинные образы, формы.

У – Земные ли это пейзажи?

Д – Нет, это внеземные цивилизации, космические панорамы, в которых мир начинает цвести, сверкать, жить и развиваться.

У – Созвучна ли эта живопись с музыкой Э.Артемьева “Мозаика”?

Д – Да, та же неземная красота, необычность образов, оригинальность…

У – Можно ли эти картины назвать мозаикой космоса?

Д – Да, так как в картинах передано многообразие цвета и образов внеземных цивилизаций.

У – Завершим мы наш урок замечательной песней В.Мигули на слова поэта А.Поперечного “Трава у дома”, которая была очень популярна в 80-е годы ХХ века, в исполнении группы “Земляне”.

(Исполнение песни детьми)

У – В заключение урока небольшая викторина по теме урока

1. Назовите сказочного героя побывавшего на Луне?

2. Для какого инструмента написана пьеса “Мозаика”

3. В честь какого композитора был назван первый советский синтезатор?

4. Назовите автора пьесы “Мозаика”?

5. Картины какого художника называли “музыкальной живописью”

6. Назовите исполнителя песни “Трава у дома”

7. Какая тема объединила все произведения искусства, с которыми познакомились на уроке?

Д – (космос, фантазия, мечта)

У – Можно ли все произведения назвать “Мозаикой”?

Д – Да, т.к музыка и живопись передали фантазию авторов о многообразии окружающего мира, неизведанных космических далях, мечту о дальних мирах.

У – И закончу я наш урок опять стихами К.Бальмонта.

“ Быть может, вся природа – мозаика цветов?
Быть может, вся природа – различность голосов?
Быть может, вся природа – лишь числа и черты?
Быть может, вся природа – желанье красоты?”

У – Домашнее задание: 1. В творческой тетради на развороте “Умей творить из самых малых крох…” записать свои размышления о музыкальном образе, возникающем в воображении под впечатлением от картин М.Чюрлёниса.2. написать небольшой рассказ, который раскроет содержанием и особенности музыкального языка произведения “Мозаика” Э. Артемьева.

(франц. mosaпque, итал. mosaico, от лат. musivum, букв. - посвящённое музам) - муз.-сценич. произведение, музыка к-рого представляет аранжировку фрагментов и целых небольших пьес, принадлежащих разл. композиторам. Чаще всего в виде М. создавались оперетты. Такие оперетты в 19 в. и нач. 20 в. пользовались значит. распространением. В дореволюц. России много М. создал В. П. Валентинов; в них он использовал музыку из совр. опер, оперетт, рус. и цыганские песни. Наиболее популярными из его М. были "Ночь любви", "В волнах страстей", "Тайны гарема", "Жрица огня", "Монна Ванна".
Родственный М. тип - оперетты, музыка к-рых представляет аранжировку произв. и фрагментов соч. одного композитора. Наибольшую известность получила оперетта "Дом трёх девушек" ("Dreimдderlhaus", 1916), музыку для к-рой подобрал из произв. Ф. Шуберта и аранжировал венг. композитор X. Берте; оперетта подверглась справедливой критике за вольное обращение с музыкой Шуберта и неверное освещение его облика как человека и художника. Приближаются к М. муз.-сценич. произведения (не только оперетты, но и оперы), музыка к отд. актам к-рых написана разл. композиторами. В 19 в. за рубежом подобный метод создания муз.-сценич. произведений был довольно распространённым.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .

Смотреть что такое "Мозаика" в других словарях:

Мозаика — (франц. mosaпque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально посвящённое музам), изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамические плитки и пр.), один из основных видов… … Художественная энциклопедия

МОЗАИКА — (греч. mouseion). Искусство подражания живописи набором мелких цветных кусочков столбиков камней, мрамора, эмали или дерева, вставляемых по теням плотно в мастику, цемент, клей и т. п. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

мозаика — Изображение, составленное из множества элементов, близких друг другу по размерам Ист.: Плужников, 1995 • • • Мозаика (франц. mosaïque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально посвященное музам), изображение или узор, выполненные из однородных… … Словарь храмового зодчества

Мозаика — (иноск.) пестрота (намекъ на мозаику, мусію мозаичное искусство подражать живописи наборомъ мелкихъ цвѣтныхъ камней и стеколъ). Ср. Г. Сентянинъ (въ своемъ статистическомъ очеркѣ о служащихъ на сибирской желѣзной дорогѣ) совершенно вѣрно… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

МОЗАИКА — МОЗАИКА, мусия жен. мозаичное, ческое или мусийное искусство и | произведенье его; искусство подражать живописи набором мелких цветных камней и стекол. Мозаикист, мусийщи, мозаичник муж. мозаичный художник. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863… … Толковый словарь Даля

мозаика — См. картина. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. мозаика сущ., кол во синонимов: 13 • … Словарь синонимов

мозаика — и, ж., устар. МОЗАИК а, м. mosaïque f. <, ит. mosaico. 1. Картина, узор, выполненые скрепленными между собой мелкими разноцветными кусочками стекла, мрамора, цветных камней и т. п. БАС 1. Мозаик сочинение из разных небольших штук на гипсовом… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Мозаика — – изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты (разноцветных кусочков стеклянных сплавов), цветной керамической плитки и т. п. Используется мозаика в основном для украшения зданий … Словарь строителя

мозаика — (устарелое мозаика), род. мн. мозаик … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

МОЗАИКА — см. Мозаика вирусное заболевание. Поражает растения как в теплице, так и в открытом грунте. Проявляется в изменении формы и окраски листьев (образуются желтовато зеленые пятна или чередуются светлые и темные пятна), а также в скручивании и… … Энциклопедия семян. Овощные культуры

МОЗАИКА — (французское mosaique), изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т.д.; разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Известна с античной эпохи … Современная энциклопедия

Мозаика(франц. mosaпque, итал. mosaico, от лат. musivum, букв. - посвящённое музам) - муз.-сценич. произведение, музыка к-рого представляет аранжировку фрагментов и целых небольших пьес, принадлежащих разл. композиторам. Чаще всего в виде М. создавались оперетты. Такие оперетты в 19 в. и нач. 20 в. пользовались значит. распространением. В дореволюц. России много М. создал В. П. Валентинов; в них он использовал музыку из совр. опер, оперетт, рус. и цыганские песни. Наиболее популярными из его М. были "Ночь любви", "В волнах страстей", "Тайны гарема", "Жрица огня", "Монна Ванна".

Родственный М. тип - оперетты, музыка к-рых представляет аранжировку произв. и фрагментов соч. одного композитора. Наибольшую известность получила оперетта "Дом трёх девушек" ("Dreimдderlhaus", 1916), музыку для к-рой подобрал из произв. Ф. Шуберта и аранжировал венг. композитор X. Берте; оперетта подверглась справедливой критике за вольное обращение с музыкой Шуберта и неверное освещение его облика как человека и художника. Приближаются к М. муз.-сценич. произведения (не только оперетты, но и оперы), музыка к отд. актам к-рых написана разл. композиторами. В 19 в. за рубежом подобный метод создания муз.-сценич. произведений был довольно распространённым.


См. также `Мозаика` в других словарях

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари , 1999

1. Картина или узор, выполненные из плотно прилегающих друг к другу кусочков стекла, камешков, дерева и т.п., скреплённых между собой. Отделывать стены вестибюля мозаикой. Панно выполнено в мозаике. Мозаики Ломоносова.

филат. назв. водяного знака (восьмиконечные звезды) на конвертной бумаге, использ. при изд. станд. и рекламных маркированных конвертов СССР в 1930-37.

(греч. mouseion ). Искусство подражания живописи набором мелких цветных кусочков - столбиков камней, мрамора, эмали или дерева, вставляемых по теням плотно в мастику, цемент, клей и т. п.

воспроизведение рисунков помощью стеклянных разноцветн. палочек, плиточек и т. п. Стекла эти наз. смальтами; согласно рисунку, сделанному на куске мягкого гипса, заключенная в рамку с донышком, последовательно вставляются в соответствующие места, взамен выковыриваемого гипса.

узорный рисунок или картина, составленные из отдельных более или менее мелких очень плотно пригнанных друг к д.

-и, ж. 1. Узор из скреплённых друг с другом кусочков смальты, разноцветных камешков, эмали, дерева. М. из стекла. Детская м. (набор из кусочков твёрдого материала для выкладывания узоров). М. из цитат (перен.: о злоупотреблении цитированием; неодобр.). 2. Искусство составления таких узоров. Заниматься мозаикой. II прил. мозаичный, -ая, -ое. Мозаичная плитка.

Изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты (разноцветных кусочков стеклянных сплавов), цветной керамической плитки и т. п. Используется в основном для украшения зданий.

МОЗАИКА и, ж., устар. МОЗАИК а, м. mosaïque f . <, ит. mosaico . 1. Картина, узор, выполненые скрепленными между собой мелкими разноцветными кусочками стекла, мрамора, цветных камней и т. п. БАС-1. Мозаик - сочинение из разных небольших штук на гипсовом грунте, коих собрание представляет человеческие звериные и протчие разные фигуры и предметы. 1776. Голицын Опис. // Каганович 313. Общество чтоб обольстить Либо мозаиком ложным, Или бисером подложным. Тред. Имн пьяной голове. Одно, мой друг, пастель, другое - мозаик. Держ. Эпиграммы. Все стены из мозаиков. 1811. Н. И. Тургенев.

Русское словесное ударение. — М.: ЭНАС . М.В. Зарва . 2001 .

Рисунок или узор, составленный из укрепленных на слое цемента или мастики разноцветных кусочков стекла, мрамора, эмали, цветных камешков и т. п., плотно примыкающих друг к другу.

1. Вид искусства. 2. Болезнь помидоров. 3. Пазл по-русски. 4. Рисунок, выложенный смальтой. 5. Отрасль живописи. 6. Искусство создания рисунков и узоров из разноцветных камешков, кусочков стекла, и т.п. 7. Вирусное заболевание растений, на листьях и плодах пятна различной интенсивности. 8. Узор из кусочков камня, стекла. 9. Декоративный узор из кусочков камня, стекла.

мозаики, ж. (ит. mosaico). 1. Художественное изображение, узор, составленные из скрепленных между собой разноцветных мелких камешков, кусочков окрашенного стекла (искус.).Древнеримские мозаики. 2. только ед. Искусство составлять такие изображения (разг.). Заниматься мозаикой. 3. Название детских игр, в к-рых нужно составлять узоры из разноцветных шариков, кубиков и т. п. 4. перен. Сложная пестрая смесь разнородных элементов (книжн.).

мусия ж. мозаичное, -ческое или мусийное искусство и | произведенье его; искусство подражать живописи набором мелких цветных камней и стекол. Мозаикист, мусийщи, мозаичник м. мозаичный художник.

(от греческого — μουσεϊον, обиталище, храм муз; латинск. — opus musivum, итальянск. — musaico, франц. — mosaïque, старинное русское — мусия) — в широком значении слова рисунок или картина, составленная из разноцветных кусков какого-либо твердого тела, подобранных соответственно представленному в ней изображению, плотно пригнанных один к другому и скрепленных как между собою, так и с общим грунтом, в который они вставлены, помощью цемента, воска, особого рода мастики или клея.

(франц. mosaпque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально - посвящённое музам), изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамические плитки и пр.), один из основных видов монументального искусства. Мозаика употребляется также для украшения произведений декоративно- прикладного искусства, реже для создания станковых произведений. Особым видом мозаики является инкрустация. Мозаики набираются из кусочков простой геометрической или более сложной, вырезанной по шаблонам формы, которые закрепляются в слое грунта (извести, цемента, мастики или воска). Существуют 2 способа набора мозаики: "прямой", при котором частицы вдавливают в грунт, нанесённый на декорируемую поверхность, и "обратный", когда частицы наклеивают лицевой стороной на картон или ткань с нанесённым на них рисунком (затем тыльная сторона набора заливается закрепляющим составом, а временная основа отделяется).

Древнейшие сохранившиеся моз.

мозаика моза́ика Заимств. из франц. mosaïque – то же, или источника этого последнего – ит. musaico "картина из пестрых камней" от лат. musīvum, греч. μουσεῖον "посвященное музам" (см. Клюге-Гётце 399; Гамильшег, ЕW 624). Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973

(франц. mosaique, итал. mosaico, от лат. musivum, букв. - посвящённое музам) - разновидность монументально-декоративной живописи; изображение (орнамент, сюжетная композиция), выполн. из разноцветных мелких камней, окраш. стекла, смальты, цветной керамики и т. д., укрепл. на слое цемента или спец. мастики. М. применяют в интерьерах и наружной отделке зданий и сооружений. Возникла в античную эпоху.

Большой энциклопедический политехнический словарь 2004

— изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. д. Разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий, подземных галерей в метро и др. Возникла в античную эпоху.

(от лат. musivum — посвященное музам) — изображение или орнамент из отдельных, очень плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков стекла, цветных камней, дерева, металлов, эмали и проч. Существует два типа мозаич. произведений: составленные из малых кубиков стекла (смальты) или камня (восходящая к античности техника рим. м.) и созданные из тонких пластин разноцветного мрамора и яшмы, которые вырезаются и составляются по контурам изображения (флорентийская м.).

1. ж. 1) Вид декоративного прикладного искусства. 2) а) Картина, узор из закрепленных на слое цемента или мастики разноцветных кусочков стекла, мрамора, цветных камней и т.п. б) Кусочки стекла, мрамора, цветных камней и т.п., используемые для таких картин, узоров. 3) перен. То, что представляет собою пеструю смесь разнородных элементов. 4) Детская игра, в которой нужно составлять рисунки, узоры из разноцветных элементов. 2. ж. Вирусная болезнь растений, проявляющаяся в появлении пятен на листьях; пятна на листьях растений, появляющиеся в результате такой болезни.

(фр. mosaique) – изображение или узор, выполненные из цветных камней, смальты, керамических плиток и т.д.; отрасль живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Возникла в античную эпоху.

Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .

(иноск.) - пестрота (намек на мозаику, мусию - мозаичное искусство подражать живописи набором мелких цветных камней и стекол)

Ср. Г. Сентянин (в своем статистическом очерке о служащих на сибирской железной дороге) совершенно верно называет ее необыкновенно пестрою мозаикой.

Ср. Золотые и серебряные ложа были на помосте, устланном камнями зеленого цвета и мрамором, и перламутром, и камнями черного цвета.

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: "Азбуковник" . В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др. . 1999 .

МОЗАИКА (франц. mosaique) - изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т. д.; разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Возникла в античную эпоху.

из мелких камешков или стеклянных штифтиков составлялись геометрические фигуры (tesselatum), или целые картины (собственно musivum), напр., прекрасная картина в Помпеях, изображающая битву Александра, на которой на одном квадратном дюйме можно насчитать 150 мраморных камешков. Многие мозаичные картины отличаются удивительной композицией, живостью изображения, красотой колорита и художественностью исполнения. М. употреблялась почти исключительно для украшения полов (pavimentum); только к концу периода Римской империи ею начали украшать стены и даже своды потолков.

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер . Ф.

МОЗАИКА (французское mosaique), изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т.д.; разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Известна с античной эпохи.

Дорогие, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем мероприятии. Я вижу улыбки на ваших лицах, и это очень радует меня. Пусть это настроение продлится на всё время нашего занятия. Тема нашего занятия закрыта у меня на доске. Посмотрите на неё и скажите, на что она похожа.

Музыка живёт везде, она собирается как мозаика из отдельных звуков, нот (а их всего 7) и превращается в волшебную силу воздействия на всё живое, особенно на человека.

В теме нашего занятия 2 слова, второе слово мы узнали, это мозаика. Мозаика – это техника создания целого из кусочков или элементов.

Какое же слово первое? Разговор пойдёт о музыке, а это значит – музыкальная.

Эти чёрные значки –

Не случайные крючки.

На линеечке стоят

И мелодию хранят.

Не привычен нам на вид.

Проверяют звук и тон

Шаляпин всем на зависть пел,

Талант огромный он имел,

Всё потому, что изучал

Искусство, что зовут.

Как бы проще ты назвал?

Он на сцене выступает,

В хоре песню начинает.

Исполняет весь куплет,

Хор припев поёт в ответ.

На концерте, без сомнения,

Это возглас восхищения.

Чтоб ещё артист сплясал,

Отгадай, что зал кричал?

В нём четыре музыканта,

Виртуоза и таланта,

Пропоют любой мотив.

Как зовётся коллектив.

Как монолог музыкальный зовётся,

Когда он на сцене артистом поётся?

Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре – президент!

Струны гитары, терпенье, талант

Плюс вдохновенье равно .

Сон и отдых позабыты:

Композитор и поэт –

В нём так много голосов –

Баритонов и басов.

Восемь теноров, сопрано

Вместе слаженно поют.

Путешествуют по странам

И гастроли там дают.

Голос мальчишки и женщины тоже

И инструмент, так на скрипку похожий, –

Всё называется, словом одним.

Ты догадался, конечно, каким?

Он с музыкантом выступает,

Но сам в оркестре не играет.

Он молча должен лишь стоять,

Тетрадку с нотами держать.

Под музыку эту проводят парад,

Чтоб в ногу шагал генерал и солдат.

Он может быть мажорным и минорным. (Лад)

Новогодний бал в разгаре,

Я кружусь по залу в паре.

Этот танец нас пленил,

Его Штраус сочинил.

Три струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнаю его в момент –

Самый русский инструмент.

Из материи с картоном

У красавицы меха –

Но вприсядку и с поклоном

В пляс пускает жениха.

Я стою на трёх ногах,

Ноги в чёрных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Рояль с баяном подружились

И навсегда объединились.

А ты названье угадаешь

Содружества мехов и клавиш?

Инструмент тот с давних пор

Украшал собой собор.

Украшает и играет,

Весь оркестр заменяет.

Этот струнный инструмент

Зазвенит в любой момент –

И на сцене в лучшем зале,

И в походе на привале.

Он для скрипки старший брат,

Ей помочь в оркестре рад.

Он и альту верный друг,

У него басовый звук.

Он смычковый исполин,

Крупный важный господин.

(Эта команда имеет право отвечать первой в нашей игре)

В нашей игре будет 5 туров. За победу в туре жюри будет присуждать жетон. При выполнении заданий каждого тура, будет открываться слово из музыкального высказывания, иными словами мы соберём музыкальную мозаику.

1. Вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с музыкой вокальной и оркестровой. (Опера)

2. Большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих написанные для данного состава произведения. (Оркестр)

3. Одновременное сочетание нескольких звуков различной высоты, воспринимаемых слухом как звуковое единство. (Аккорд)

4. Немецкий композитор, сочинивший "Лунную сонату ". (Бетховен)

5. Вид концертно-эстрадного коллектива. (Ансамбль)

6. Скорость движения музыки. (Темп)

7. Степень громкости звучания музыки при исполнении. (Динамика)

8. Произведение для симфонического оркестра. (Симфония)

9. Часть звукового диапазона певческого голоса или музыкального инструмента. (Регистр)

11. Осмысленно – выразительная одноголосная последовательность звуков, объединённых по средствам ритма и лада. (Мелодия)

12. Музыкальное произведение для одного или двух инструментов. (Соната)

(Вопросы спрятаны в воздушных шарах)

- Если все слова будут вписаны правильно, то буквы в выделенной горизонтальной строке образуют слово, которое означает "музыкальное сопровождение". (Аккомпанемент)

- Ребята, скажите, пожалуйста, что особенного вы заметили в 1 туре? (повторение музыкальной терминологии)

- Совершенно верно. Она понадобится нам на протяжении всей игры.

(Открываем 1 слово из высказывания)

Слово жюри для подведения итогов 1 тура. Выдают жетон команде победительнице.

Вам необходимо назвать композитора из первых букв следующих слов, которые я вам назову. Пример г ладиолус, р оза, и рис, г еоргин. ( Григ )

Такие задания мы выполняли и на уроках музыки.

Задание оценивается по быстроте, кто быстрее даст правильный ответ.

2) Перчатка, резинка, ободок, кофта, орнамент, фата, ь, ель, вуаль ( Прокофьев ). Назовите любое музыкальное произведение этого композитора.

3) Банан, апельсин, хурма ( Бах ). Какое его музыкальное произведение вы можете назвать?

4) Чай, алыча, йод, кофе, океан, вода, сок, конфета, ирис, Йошкарла ( Чайковский ) Назовите известные музыкальные произведения Петра Ильича.

5) Назовите средства музыкальной выразительности, определение которого я вам сейчас скажу, по такому же принципу. (чередование сильных и слабых долей – РИТМ)

(Открываем второе слово из высказывания)

Задание – нужно составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова. Например:

а) музыка, литература, композитор (Композитор сочиняет музыку на основе литературного произведения);

Задание 1 команде : музыка, жизнь, Бах. (Вариант: Жизнь Баха – это музыка).

Задание 2 команде : Чайковский, чувства, музыка. (Вариант: Музыка Чайковского выражает его чувства).

(Открываем третье слово из высказывания)

Этот тур состоит из частей и выполняется командами по очереди.

1 команда отгадывает 6 предложенных ей ребусов, а другая команда играет в игру Загаданный инструмент. Затем они меняются играми.

Играющие выбирают водящего из каждой команды. Он выходит за дверь. А все остальные загадывают какой-нибудь музыкальный инструмент (например: скрипка)

Водящий возвращается на занятие и подходит по очереди к каждому игроку. Каждый участник говорит какой-нибудь признак загадочного инструмента, например:

играть с помощью смычка.

имеет певучие звучание – скрипка.

Для 1 команды загадать музыкальный инструмент АККОРДЕОН , для 2 команды музыкальный инструмент СВИРЕЛЬ .

Оценивается в 1 игре – правильность, а во 2 игре точность и быстрота.

(Открываем четвёртое слово из высказывания)

Давайте освежим в памяти это интересное понятие.

СИНКВЕЙН – это в переводе с французского – стихотворение, состоящее из 5 строк, которое пишется по определённым правилам.

СИНКВЕЙН – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; суждение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.

Детям дается слово, к которому нужно подобрать два прилагательных, три глагола, четыре связных слова и в конце одно обобщающее слово. Слова не должны повторяться. Предоставляется алгоритм написания синквейна.

2 - солнечный, праздничный

3 -сочиняет, творит, вдохновляет

4 - мы любим его музыку

1 команде даётся слово МУЗЫКА

2 команде даётся слово ЖИЗНЬ

Оценивается оригинальность и точность.

(Открываем шестое слово из высказывания)

Как вы понимаете эти слова? (рассуждения ребят)

А что музыка делает с нами? Какое влияние оказывает на нас? ( музыка нас преображает, наделяет добром, положительными качествами, корректирует наше поведение..)

Какие задания вызвали наибольший интерес?

Что было трудно выполнять?

Мы сегодня очередной раз убедились в том, что мир музыки очень богат и разнообразен. Как мозаика он собирается из частиц и превращается в огромную силу влияния и преобразования всего живого.

В завершении нашего занятия я желаю вам быть не равнодушными к музыке, быть человечными в отношениях друг с другом и всегда шагать дорогой добра.


2. Искусство составлять такие рисунки, узоры. [Ломоносов] занимался также и мозаикой, — есть мозаичные иконы его работы. Сергеев-Ценский, Пушки выдвигают.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение), посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

МОЗА'ИКА, и, ж. [ит. mosaico]. 1. Художественное изображение, узор, составленные из скрепленных между собой разноцветных мелких камешков, кусочков окрашенного стекла (искус.). Древнеримские мозаики. 2. только ед. Искусство составлять такие изображения (разг.). Заниматься мозаикой. 3. Название детских игр, в к-рых нужно составлять узоры из разноцветных шариков, кубиков и т. п. 4. перен. Сложная пестрая смесь разнородных элементов (книжн.).

моза́ика

1. искусств. вид декоративного прикладного искусства, основанный на компоновке и размещении на какой-либо поверхности плотно прилегающих друг к другу и скреплённых между собою разноцветных кусочков стекла, мрамора, цветных камней и т. п.

2. произведение, созданное с использованием такого метода

3. перен. то, что представляет собою смесь разнородных элементов

4. детская игра, в которой нужно составлять рисунки или узоры из набора разноцветных элементов

5. биол. вирусная болезнь растений, проявляющаяся в появлении пятен на листьях; также пятна на листьях растений, появляющиеся в результате такой болезни

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: задраться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «мозаика»

Синонимы к слову «мозаика»

Предложения со словом «мозаика»

  • Птица, статуя, опустевшая, словно вымершая нора, – внезапно все кусочки мозаики сложились воедино.
  • По Чусовой барка плывет среди великолепной геологической панорамы, распадающейся, как мозаика, на тысячи отдельных геологических картин.

Сочетаемость слова «мозаика»

Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение), посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

В геометрии ромбическая мозаика, кантующиеся блоки, обратимые кубы или кубическая решётка — это мозаика одинаковых ромбов с углом 60° на евклидовой плоскости. Каждый ромб имеет два угла 60° и два 120°. Такие ромбы иногда называют диамондами. Множества из трёх ромбов соприкасаются вершинами с углом 120°, а множества из шести — вершинами с углом 60°.

В геометрии усечённая квадратная мозаика — это полуправильные мозаики из правильных многоугольников на евклидовой плоскости с одним квадратом и двумя восьмиугольниками в каждой вершине. Это единственная мозаика из правильных выпуклых многоугольников, содержащая соприкасающиеся сторонами восьмиугольники. Символ Шлефли мозаики равен t.

Мозаика Пенроуза, плитки Пенроуза — общее название трёх типов непериодического разбиения плоскости. Названы в честь английского математика Роджера Пенроуза, который исследовал эти разбиения в 70-х годах XX века.

Каирская пятиугольная мозаика является двойственной полуправильной мозаикой на плоскости. Мозаика получила такое название по египетскому городу Каир, улицы которого вымощены такими плитками. Мозаика является одной из 15 известных равногранных (то есть имеющих грани только одного вида) пятиугольных мозаик.

Читайте также: