В чем суть феномена лидерства кратко

Обновлено: 04.07.2024

Многие психологи и коучи утверждают, что лидером может стать только тот, кто обладает способностью к самоорганизации и склонностью к системности. Так ли это на самом деле? Или лидером может стать каждый? Какие качества нужно для этого развить? На эти вопросы отвечает предприниматель и бизнес-тренер Вероника Агафонова.

Кто такой лидер? Это тот, кто сам делает выбор и не перекладывает ответственность на других. Лидерами не рождаются — ими становятся. Так с чего же начать?

Во-вторых, важно принять на себя ответственность за все, что происходит в вашей жизни. Ошибочно думать, что есть вещи, на которые нельзя повлиять, бесполезно обвинять окружение в вашей несостоятельности. Даже если на лидера направлена агрессия, он понимает, что это был его выбор — находиться в этой ситуации. Он не зависит от обстоятельств, способен остановить агрессию прямо сейчас и не попадать в схожие ситуации в будущем. В его власти решить, какое отношение к себе принимать, а какое — нет.

Моим первым бизнесом была музыкальная школа. В ней я встречала многих взрослых, которые страдали, что в детстве их не отдали учиться игре на том или ином инструменте, всю жизнь жаловались на это, но долгое время ничего не делали для исполнения мечты. Позиция лидера: никогда не поздно сделать первый шаг.

Образ жизни лидера

Лидер не считает, что знает все. Он постоянно пробует новое, учится, развивается, расширяет кругозор и впускает в свою жизнь новых людей и свежую информацию. У лидера есть учителя и наставники, но он не следует за ними слепо, не воспринимает их слова как истину в последней инстанции.

Посещать тренинги можно и нужно, но точно не стоит возводить коучей в ранг гуру и не считать все, что они говорят, абсолютной истиной. Любой человек может ошибаться, а способ, который эффективен для одного, можно совсем не походить другому.

У лидера есть мнение по каждому вопросу, он прислушивается к чужим рекомендациям, но решение принимает сам.

Талант и мотивация

Нужен ли талант, чтобы быть лидером? Настоящий лидер не задается таким вопросом: талант — что-то, что дано нам от природы, а он привык стоять у штурвала своей жизни. Лидер знает, что куда важнее мотивация, способность четко понимать, чего вы хотите, и действовать с полной отдачей, чтобы получить это.

Если у человека не получается организовать себя, чтобы чего-то добиться в бизнесе или на работе, значит, ему просто не хватает желания. Каждый из нас может быть организованным в том деле, которое ему по-настоящему нужно. Феномен лидерства заключается в выборе приоритетов и создании порядка. И главное — правильно реализовать себя в этом.

Многим из нас не нравятся хаос и непредсказуемость, многих пугает неизвестность. Мы так устроены: задача мозга — охранять нас от всего нового, того, что потенциально способно нам навредить. Лидер принимает вызов, который бросают ему хаос и непредсказуемость, и смело выходит из зоны комфорта.

Нет точной схемы, как завтра стать миллионером: бизнес и инвестиции — всегда риск. Можно заработать, а можно все потерять. Это главное правило мира больших денег. Да что там денег — даже в любви нет никакой гарантии. Остается только полюбить состояние неопределенности и риск, ведь без них невозможно развитие.

Организация жизни и своего дела

Лидер не плывет по течению — он сам организует свою жизнь. Он сам решает, сколько и когда работать, и создает ценность для своих клиентов. Он четко видит конечную цель — результат, который хочет получить, — и находит людей, способных помочь его достичь. Лидер не боится окружать себя сильными профессионалами, не опасается конкуренции, потому что знает: ключ к успеху — в сильной команде. Лидер не обязан разбираться во всех нюансах, он может найти тех, кому это поручить.

Самая сложная задача — взять на себя ответственность и организовать свою жизнь таким образом, чтобы это привело к намеченному результату. Сложная, но осуществимая.

Психологическим феноменом, занимающим важное место в политической психологии, является лидерство. Это одно из проявлений власти над формальной или неформальной группой людей. Понимание того, что такое лидерство, стало формироваться после ряда эмпирических исследований на базе малых групп. Чтобы обобщить результаты проведенных исследований, психологи и социологи разработали ряд теорий, позволяющих объяснить эту проблему современной политической психологии.

Лидерство

Лидерство — интересный психологический феномен

Определение понятия

Любой социально-психологический процесс, зародившийся в группе людей, базируется на авторитете одного из участников. В зависимости от того, каким является авторитет лидера, можно охарактеризовать его как человека.

Часто влияние личности на других людей, формирующих группу, базируется на силе занимаемой должности. Его можно охарактеризовать как формального лидера. Индивид, который находится в статусе главы и способен вести людей за собой, является неформальным лидером.

Если выбирают, основываясь на личностном авторитете и человеческих качествах, он харизматичен.

Важно понимать, в чем заключается отличие лидера от руководителя неформальной группы или коллектива. Лидер стремится правильно организовать влияние на группу людей, в состав которой входит. Руководитель ставит задачу организовывать какое-либо дело или процесс.

Психологи отметили, что роль лидера в группе всегда очень престижна.

Главные теории

Они позволяют объяснить этот феномен в обществе:

Все эти системы, выдвинутые психологами в разное время, пытаются объяснить природу явления. Изучив доступные современные теории лидерства, можно составить для себя многомерное и объемное понимание феномена.

Она является одной из первых среди предложенных. Ее можно описать кратко. Суть заключается в том, что великим можно только родиться, а не стать им, благодаря упорному труду над собой и определенным обстоятельствам, которые позволили бы проявить личностные качества.

Эта теория лидерства зародилась во времена, когда это понятие рассматривали с точки зрения военного и политического аспектов, поэтому поначалу применима она была только к мужчинам.

Концепция лидерства

Теория характерных черт

Оперируя этой теорией, можно объяснить понятия формального лидера или руководителя. Но сложно утверждать, что она может быть единственно правильной. Многие психологи не могут объяснить, почему люди, обладающие рядом специфических качеств и стилей поведения, обязательных для лидера, таковыми не становятся.

  • стиль руководства группой;
  • особенности характера последователей;
  • различные аспекты, сложившихся ситуаций, которые невозможно предусмотреть.

Ситуационные теории

Эта группа теорий отличается форматом идеи от всех предыдущих и последующих. Феномен лидерства рассматривается как черта, которая характерна для определенной ситуации, а не для типа личности человека.

Согласно любой из ситуационных теорий, индивидуальные личностные особенности людей, входящих в группу, игнорируются. Это объясняется тем, что поведение людей всегда формируется на основании среды, где они находятся, и на основании тех требований, которые она предъявляет.

Если обобщить суть всех ситуационных исследований, можно заключить, что количество глав в разный период прямо пропорционально количеству ситуаций, для разрешения которых нужен руководитель.

Бихевиористские теории

Бихевиористские исследования утверждают, что лидером никто не может родиться, но стать им реально. Когда данные учения только формировались, психологи анализировали не личностные качества и психологическое состояние лидеров, а конкретные действия. Данные исследования говорят и о том, что посредством длительного обучения у действующих лидеров и наблюдения за ними любой член группы со временем добьется позиции главы.

Бихевиористские концепции

Бихевиористские концепции лидерства

Теория влияния

Говорит о том, что человек, который имеет авторитет и привилегии группы, создает определенные сети власти. Система влияния предполагает, что власть определенного человека абсолютна. Она позволяет игнорировать посредников между группой и ее лидером. Концепция предполагает, что уровень культуры группы, во главе которой человек с абсолютной властью, низкий. Политологи склонны объяснять авторитаризм, ссылаясь на эту теорию.

Трансакционные теории

Трансакционные концепции

Трансакционные и трансформационные концепции лидерства

Трансформационные теории

В последнюю очередь выделяются трансформационные стили и теории лидерства в психологии, т. к. они были сформулированы недавно. Если основные идеи трансакционных исследований базировались на поверхностных симбиотических и материальных взаимоотношениях главы с подчиненной группой, трансформационные затрагивают вопросы, касающиеся внутренней мотивации.

Внутренняя мотивация каждого из участников группы подталкивает к приверженности идеям действующего лидера. Часто человек, который взаимодействует с подчиненными, основываясь на любую из трансформационных теорий, может быть охарактеризован как харизматичный. Лидером трансформационного типа может стать только тот, кто способен думать широко и смело, опираясь в своих действиях на творческий подход.

Основные теории и стили лидерства представлены и описаны достаточно ярко. Это позволяет четко охарактеризовать лидера любого типа, а также определить тип его взаимодействия с подчиненной группой.

Концепция понятия о лидерстве всегда была элементом власти. Об этом говорят и основные теории лидерства. Процесс выбора лидера в группе является естественным социально-психологическим явлением, а стиль лидерства часто зависит от личностных качеств.

Лидерство — это феномен, который коренится в самой природе человека и общества. Лидер способен воздействовать на других людей для того, чтобы организовать совместную деятельность. Такой человек в качестве центральной и наиболее авторитетной фигуры выделяется в конкретной группе лиц.

Такой человек, вне зависимости от стиля лидерства (авторитарный, демократический), может регулировать взаимоотношения в коллективе, отстаивать ценности в межгрупповом общении, влиять на развитие коллективных ценностей, в некоторых случаях символизируя их. Лидер становится доминирующим лицом в группе.

Таким образом, лидерство представляет собой процесс социального и психологического влияния. Используя его, один человек может использовать помощь и поддержку других для достижения общих целей.

Готовые работы на аналогичную тему

Подходы к классификации стилей лидерства

Исследователей всегда привлекал вопрос формирования лидерства и качеств лидера. Лидерство представляет собой способность оказывать воздействие на отдельные личности и группы. Лидер организует и направляет усилия группы на достижение соответствующих целей. Подходы к анализу лидерства рассматривают лидерство с точки зрения качеств личности лидера и с точки зрения особенностей его поведения.

На этой основе была произведена разработка классификации стилей лидерства, которые включают:

  • Авторитарный,
  • Демократический,
  • Либерально-попустительский,
  • Ситуационный.

Большую популярность обрела типология, которую разработал немецкий философ и социолог М. Вебер. Этот автор выделял традиционное, харизматическое и рационально-легальное лидерство. В качестве основы типологии было взято отношение к власти, методы и способы достижения поставленных целей, вид деятельности и отношение к действительности.

В психологии также выделяется формальное и неформальное лидерство. Лидерство, которое зависит от направленности влияния на реализацию цели компании, классифицируется на конструктивное и нейтральное лидерство.

Ролевая теория личности выделяет три типа лидерства. Оно может быть деловым, эмоциональным и ситуативным. Еще одна типология лидерства закладывает в основу этого понятия критерии содержания (лидеры-вдохновители, лидеры-исполнители, смешанные лидеры) и стиля (авторитарный, демократический, пассивный).

Кроме перечисленных критериев часто используется классификация лидеров в соответствии с их восприятием группой. Она рассматривает такие типы лидеров:

Наиболее характерными теориями лидерства, рассматривающими его как социально-психологический феномен, представлены личностной и поведенческой теорией. Первая из них содержит положение о том, что лучшие руководители наделены определенным набором личных качеств, общих для всех лидеров (например, интеллектуальный уровень, знания, внешность, здравый смысл, честность, инициатива, социальное и экономическое образование, уверенность в себе и др.).

Среди поведенческих теорий личности необходимо отметить теорию Мак-Грегора (теория X и Y). Ее идея заключается в том, что стиль руководства определяется манерой оценивать подчиненных.

Социально-психологическая природа лидерства

Если рассматривать социальный аспект лидерства, то необходимо выделить функции лидера администратора, планировщика, политика, эксперта. Лидеры могут быть представителями группы во внешней среде или регулировать отношения внутри группы. Также лидер способен выступать в качестве источника поощрений и наказаний, быть третейским судьей и миротворцем.

Важнейшая функция лидера представлена установкой целей и основной линии поведения группы. Особенное место в сознании людей способны занимать лидеры эталонных групп.

С психологической точки зрения лидера выделяет такое качество, как харизма. Она представляет собой форму влияния на других людей с помощью личностной привлекательности, которая вызывает поддержку и признание лидерства. Этот процесс обеспечивает обладателям харизмы власть над подчиненными людьми.

Харизма предполагает для руководителя преимущество более эффективно оказывать влияние на других. Харизматическими считаются те лидеры, которые в силу своих личностных качеств способны оказывать глубокое воздействие на подчиненных и сослуживцев.

Для развития лидерских качеств необходимы соответствующие социально-психологические условия развития. Для проявления лидерских качеств для человека нужно сформировать должные условия работы. Осознание групповой принадлежности и солидарности облегчает человеку некоторое независимое существование, давая чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

Лидер — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Лидерство — это умение заставить кого-то сделать что-то, да так, чтобы он этого ещё и захотел. Лидерство – переменная, определяющая качества руководителя и подчиненных. Лидерство – способность влиять на индивидов и группы людей, чтобы побудить достичь целей.

разновидности лидерства

Лидерство. Главные качества лидера.

  • Знание себя, своих чувств и эмоции
  • Готовность к риску
  • Уверенность в себе
  • Коммуникабельность
  • Надежность, нормативность и последовательность
  • Готовность поддержать в любую минуту
  • Инициативность, умение мотивировать себя
  • Умение создать команду, поставить цели
  • Способность организовывать коллектив для достижения целей
  • Видение перспективы
  • Гибкость поведения и чувствительность к ситуации

Лидерство. Характеристика формальных и неформальных отношений.

Характеристика формальной структуры группы:
– Группы, сознательно созданные для достижения коллективных целей организации. Данные группы осуществляют формальные функции, такие, как выполнение конкретных работ, генерирование идей, поддержание связей.
– Наличие поставленной высшим руководством организации перед группой задачи, а также стандартизованной системы поведенческих норм, санкций, ролевых требований
– Формально описанные полномочия в рамках иерархической структуры организации;
– Формальное название должности и ее место среди других должностей организации;
– Поощрения, награды и наказания, которые могут быть применены к данному субъекту в соответствии с его статусом;
– Поощрения, награды и наказания, которые данный работник может применять по отношению к другим работникам организации в соответствии со своим местом в ее иерархической структуре;
– Физическая локализация данного работника внутри организации и степень его доступа к информации.

Характеристика неформальной структуры группы:
– осуществляют социальный контроль за своими членами, установление и укрепление норм — групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения.
– В неформальных организациях наблюдается тенденция к сопротивлению переменам
– неформальные организации имеют своих лидеров. Неформальный лидер приобретает свое положение, добиваясь власти и применяя ее по отношению к членам группы, аналогично тому, как это делает лидер формальной организации. Неформальный лидер имеет две первостепенные функции: помогать группе в достижении ее целей и поддерживать и укреплять ее существование
– Групповые нормы поведения оказывают сильное воздействие на ее членов и направление, в котором будет работать группа: достижение целей предприятия, создание особых условий для группы или сопротивление позитивным процессам. Нормы призваны подсказывать членам группы, какое поведение наиболее предпочтительно, какие результаты ожидаются от них. В случае систематического несоблюдения каким-либо членом группы норм поведения он подлежит исключению из неформальной группы.

Лидерство. Сущность лидерства.
Сущность лидерства состоит в том, что группа признает лидерскую позицию индивида и начинает следовать за ним. Сущность феномена лидерства заключается в способности индивида оказывать влияние на отдельные личности и группы людей, с помощью чего достигается выполнение поставленных перед ними целей. Соответственно, индивид, наделённый этой способностью и реализующий её, является лидером, за которым следует группа. В менеджменте сформировалось три основных подхода к пониманию сути лидерства – подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный. Подход с позиции личных качеств сделал попытку определить соотношение между наличием конкретных качеств личности и эффективностью руководства. Поведенческий подход дал классификацию стилей руководства – манеры поведения с подчинёнными – от автократичного до либерального стиля. На сегодняшний день перспективным является ситуационный подход. Он базируется на принципиальном отказе от единственно верного и эффективного стиля лидерства и рассматривает данный феномен через призму условий, создающих ситуации, в которых протекает деятельность лидера.

Лидерство. Подходы к определению факторов эффективного лидерства

Ученые – бихевиористы применили три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства:

  • подход с позиции личных качеств,
  • поведенческий подход
  • ситуационный подход.

Подход с позиции личных качеств.
Суть этой теории состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами человека. Среди черт, присущих лидеру, обычно называют острый ум, твердую волю и целеустремленность, кипучую энергию, незаурядные организаторские способности и готовность брать на себя ответственность, компетентность, способность внушать людям доверие. Не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных руководителей, часто приводится в качестве доказательства того, что эффективность руководства имеет ситуационный характер. В разных ситуациях требуются различные способности и качества, набор которых значительно варьируется в зависимости от исторических эпох, сознания, культуры и других параметров группы.

Поведенческий подход к лидерству.
Поведенческий подход к лидерству – сосредоточил внимание на поведении руководителя. Согласно поведенческому подходу эффективность управления определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчинённым.
Поведенческий подход в теории лидерства помог провести ана¬лиз и создал основу для классификации стилей руководства, т.е. того, как руководитель ведет себя со своими подчиненными.
Недостатки данного подхода:
• внимание акцентируется лишь на фактическом понимании поведения руководителя, желающего побудить людей на достижение целей организации;
• доминирует тенденция, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства.
Руководители фармацевтических организаций на основании своего опыта сделали вывод, что идеального стиля управления нет. Выбор стиля управления зависит от конкретной ситуации, от личностных особенностей индивида (подчинённого) и самого руководителя. Не существует менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.
Когда меняется ситуация – то меняется и стиль управления.

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.
Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырех шаговый процесс:
Руководитель должен понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.
Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, – как положительные, так и отрицательные, – от применения данной методики или концепции.
Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию.
Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.

Лидерство. Различия между менеджером и лидером.
Лидерство – это не управление. Управление концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи. Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.

Отличие менеджера от лидера

Менеджер Лидер
Администратор Инноватор
Поручает Вдохновляет
Работает по целям других Работает по своим целям
План — основа действий Видение — основа действий
Полагается на систему Полагается на людей
Использует доводы Использует эмоции
Контролирует доверяет
Поддерживает двоение дает импульс движению
Профессионален Энтузиаст
Принимает решения Превращает решения в реальность
делает дело правильно делает правильное дело
Уважаем Обожаем

Менеджер – это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений. Менеджеры имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Менеджеры склонны разрабатывать свои действия в деталях и во времени, планировать привлечение и использование необходимых ресурсов для того, чтобы поддерживать организационную эффективность. Лидеры добиваются этого же или большего путем разработки видения будущего и путей его достижения, не вникая при этом в оперативные детали и рутину. Менеджеры предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит от того, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института.

Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства, типа любви и ненависти.

Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации. Менеджеры обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они кладут доверие в основу групповой, совместной работы. Используя свой профессионализм, различные способности и умения, менеджеры концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта.

Лидеры, в противоположность, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения. Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.

Лидерство. Общее между лидерством и менеджментом.
Наиболее сложным элементом работы директора аптеки является текущее руководство людьми, направление их поведения в нужную для организации (аптеки) сторону, обеспечиваемое лидерством.
На втором месте стоит планирование деятельности фирмы и на третьем – увольнением сотрудников. Среди других, можно отметить проблему распоряжения своим временем, делегирование полномочий, финансовые проблемы, принятие решений и улаживание конфликтов.
При осуществлении столь разнообразной управленческой деятельности руководитель должен выполнять не только функцию организатора, но и лидера.
Установлено, что одним из основных противоречий управления в широком смысле являются взаимоотношения руководителя и лидера, так как первый возглавляет формальную организацию и имеет властные полномочия, а второй – неформальную организацию и через своё поведение, не имея властных полномочий, может оказывать как положительное, так и негативное влияние на работу коллектива в целом. Имеется много средств, с помощью которых возможно влиять на людей и вести их за собой.
Однако необходимо помнить, что эффективное лидерство и эффективное руководство – не одно и тоже.
В менеджменте давно признано, что руководитель организации одновременно должен быть и лидером.
Для того чтобы им стать, руководитель должен знать природу и суть лидерства.

Руководитель – это человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчинёнными. Его цель – влиять на других таким образом, чтобы они выполнили работу, порученную организации.
Лидерство – это искусство, способность влиять на отдельные личности и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей организации.

Читайте также: