Приоритетное направление деятельности в инициативе наша новая школа

Обновлено: 01.07.2024

В Национальной образовательной инициативе “Наша новая школа” говорится о “создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны. Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. Новая школа – это школа для всех. Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего. Новая школа – это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Новая школа – это современная инфраструктура. Новая школа – это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают”.

Время не стоит на месте, сегодня перед школой новые задачи, выявляются новые проблемы.

И одной из главных проблем становится – непрерывное повышение квалификации педагогов, которое предполагает не только расширение знаний по предмету, но и переосмысление содержания и методов своей работы в свете новых требований педагогической и психологической науки, необходимость широкой осведомленности в области политики, искусства, спорта, информационно- комуникационных технологий.

“ Современное образование требует от человека все большего проявления самоорганизации, самостоятельности, самоактуализации” (А. Маслоу).

Концепция непрерывного образования провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни в любом возрасте, основной задачей процесса образования. Психологи установили: только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы и пережиты.

Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса - важное звено системы управления школой. Подготовка личности новой эпохи зависит от огромного количества фактов. Педагог сопровождает ребенка с детства и приводит к становлению его как личности. Современное образовательное учреждение нуждается в педагоге, сознательно стремящимся к повышению своей профессиональной компетенции, желающим быть готовым и способным к действиям в новых социокультурных условиях.[1]

Поэтому, следуя девизу: "Только творческий педагог может развить творческое начало в ребенка" (В.А. Сухомлинский) и, основываясь на мысли Н.Н. Бурденко о перспективе деятельности и дела "Всегда вперед, после каждого совершенного шага готовиться к следующему”.

В статье Э.М. Никитина “Реформа Российского образования и повышения квалификации педагогов” представлен комплексный взгляд на актуальные проблемы в сфере переподготовки учителей, дается оценка потенциала в этой сфере и описаны основные направления предстоящей работы по преобразованию системы повышения квалификации. Осуществляемые и планируемые государством коренные перемены “Требует глубокого профессионального переосмысления базовых ценностей в содержании, формах и методах (технологиях) повышения квалификации учителей.”

В книге “Педагогика и психология” Аверченко Л.К., Андрюшина Т.В.,и др. можно прочитать: “Обновление и гуманизация в сфере образования, внедрение новых программ неизбежно начинаются с перелома сознания педагога. Во многих странах ведутся поиски новой системы, стимулирующей повышение квалификации педагогических кадров, развивающей их эрудицию, расширяющей сферу их компетентности. Педагог должен сам обладать теми качествами, которые хочет привить своим ученикам”.

Становится очевидным, что развитие школы невозможно без новых идей, подходов, моделей, педагогических технологий, без совместных усилий ученых, педагогов-практиков, родителей, учеников.

Заявляя тему деятельности нашего образовательного учреждения в статусе базовой площадки при управлении образованием: “Информационно-культурное образовательное пространство как условие личностной самореализации педагогов и учащихся “, мы четко определились в теме методической работы: сформированная готовность педагога к целенаправленному поиску и получению новых знаний.

Результатом инновационной деятельности педагогов станет: качественное изменение уровня образованности выпускника и его социальной зрелости.

В управленческой тактике я придерживаюсь позиции, сформулированной Н.В.Неливой: “Заинтересовать людей работой – значит реализовать планы. Заинтересовать учителей в профессиональном развитии – значит надолго обеспечить успех в развитии всей организации”.

Свою задачу как заместителя руководителя определяю следующим образом – перевести педагогов в зону повышенной мотивации. Дать почувствовать каждому учителю личную сопричастность к общему делу. А если человек осознает свою значимость, то начинаются и самоопределение, и самовыражение, и самореализация, то есть, изменяется стереотип его мышления, поведения, происходит саморазвитие. [7]

Школа должна подготовить своего выпускника к жизни в условиях глобальной информатизации общества, т.е. снабдить навыками пользователя современными информационными технологиями, независимо от того в какой школе обучается ребенок - в городской или в небольшой сельской, удаленной от города.

В нашем образовательном учреждении достаточное количество ТСО: компьютеров – 46 шт.; в образовательном процессе используется 41 персональный ЭВМ(1 ПК на 3,5 человека), из них 32 компьютера объединены в локальную сеть. Имеется 3 специализированных компьютерных класса. Выход в Интернет обеспечен с 32 персональных компьютеров, к которым обучающиеся имеют свободный доступ. Библиотека как информационный центр оборудована 2 компьютерами, 2 принтерами, ксероксом, сканером. В образовательном учреждении каждый учебный кабинет оснащен информационно- техническими средствами: интерактивный проектор – 1 шт.( 1 на 147 человек) или мультимедиапроектор; телевизор ; DVD плеер или видеомагнитофон. В ОУ имеются: модем ; магнитофоны; принтеры; ксерокс-сканер-принтер; сканер.; цифровой фотоаппарат ; цифровая видеокамера ; видеокамера, комплект звуковой аппаратуры, музыкальный центр, синтезатор. Все компьютеры имеют лицензионное программное обеспечение.

Школа располагает достаточной базой цифровых образовательных ресурсов: видеоматериалы(DVD), учебные электронные издания (CD) по математике, алгебре, геометрии, информатике, истории, обществознанию, русский язык, литература, английский язык, ОБЖ, ИЗО, МХК, технологии, географии, физики, биологии, химии, комплекты для начальной школы, электронные энциклопедии (7 штук).

С 2000-2001 учебного года в Учебный план школы был введен предмет “Информатика (пропедевтический курс)” со 2 по 4 класс и “Информатика и ИКТ” с 5- 11 класс по 2 часа в неделю, курс “Исследовательская деятельность учащихся” в 10-11 классах.

Учителями используются в образовательном процессе:

- компьютерные технологии для организации самостоятельной работы учащихся;

- автоматизация проведения мониторинга и контроля качества образовательного процесса;

- сопровождение проектной деятельности учеников и учителей в части применения компьютерных технологий.

Педагоги школы успешно осваивают информационные технологии: 18 человек, что составляет 100%, владеют компьютером.

За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и ИТ в жизни общества. Для обеспечения эффективности образовательного процесса и управления ОУ в современных условиях невозможно обойтись без средств информатизации.

Перед нами встала проблема: при достаточной материально- технической базе по ИТ (обновлен компьютерный класс, приобретена мультимедиатехника) - недостаточная готовность учителей в условиях применения ИТ. Таким образом, перед администрацией ОУ назрела необходимость создать условия для повышения информационной культуры педагогических и управленческих кадров.

Эффективное управление процессом информатизации в ОУ невозможно без творческой группы единомышленников, технологических ресурсов и Программы информатизации ОУ. Реализация данной Программы в нашей школе проходила поэтапно, по следующим направлениям:

- повышения информационной культуры педагогических и управленческих кадров;

- использование ИКТ в учебной деятельности;

- использование ИКТ во внеурочной и воспитательной деятельности;

- использование ИКТ в управленческой деятельности.

Сегодня, спустя 6 лет, мы можем говорить о результатах внедрения данной программы. Все направления успешно реализованы. С 2006 года ОУ присвоен статус Базовой площадки УО г. Алапаевска.

Развиваются кадровые условия: в курсовой переподготовке при ИРРО участвовало 45% педагогов (курсы “Intel” и “Информационная культура педагога. Информационные технологии в гуманитарно- художественном образовании” (под руководством Меньшиковой Н.А.) - 45%; большую роль сыграли в подготовке учителя к использованию компьютера организованные на протяжении нескольких лет в школе методические семинары “Учитель + компьютер + ИТ”. Сегодня в ОУ 100 % управленцев и педагогов владеют ИКТ; 80 % - активно используют ИКТ в педагогической деятельности; 70 % предъявляют свой опыт на уровне города; 40 % педагогов участвуют в окружных, областных конференциях и семинарах, а также во всероссийских конкурсах.

Созданы организационно – методические условия для профессионального общения через организацию методической работы по программе информатизации школы: сложилась система проведения:

  • проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
  • педагогические советы;
  • семинары – практикумы;
  • системную работу ШМО;
  • консультативную помощь педагогам;
  • общение в творческих группах при УО г. Алапаевска;
  • методическую работу ГМО.

Современный компетентностный подход, как и традиционно признаваемое педагогами положение о том, что "научить нельзя, можно только научиться самому", ставят акценты на развитие инициативы обучаемых и на возрастающий объем самостоятельной работы педагогов.

Это положение является основополагающим как контактного, так и для дистанционного образовательного процесса - альтернативы традиционной форме повышения квалификации.

Одним из эффективных способов повышения квалификации для педагогов нашей (сельской) школы считаю, дистанционное обучение. Главными преимуществами дистанционного обучения являются:

- преодоление территориальных и временных ограничений, возможность обучаться без дополнительных затрат на поездки до места учебы;

- индивидуальные сроки и темп обучения,

- обучение в психологически комфортной , привычной обстановке за своим компьютером;

- высокая доля самостоятельности наряду с возможностью в любое время получить помощь от преподавателя;

- педагог самостоятельно ставит цель собственного образования, планирует способы достижения цели, отвечает за результаты обучения. Успех зависит только от целеустремленности и организованности педагога.

Для получения оптимальных результатов дистанционного обучения важны факторы и условия, которые созданы в нашем ОУ:

- наличие современной компьютерной базы и доступа к Интернет,

- наличие подготовленных локальных координаторов,

- системное проведение дистанционных занятий,

-моральное и материальное стимулирование дистанционной деятельности.

Педагоги нашего образовательного учреждения взаимодействуют с центрами дистанционного обучения, региональными центрами Интернет-образования и т.д.

Курсовую подготовку прошли в 2009, 2010 годах – 15 человек (80%)

1. АНО “Центр Развития Молодежи” г.Екатеринбурга “Предметные компетентности в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте второго поколения” (36 часов ) - 8 человек

2. АНО “Центр Развития Молодежи” г.Екатеринбурга “Разработка компетентностно – ориентированных заданий по учебным предметам” (36 часов) – 5 человек.

3. ГОУ ДПО “ ИРРО” Свердловской области “ Развитие информационно-технологической компетентности специалистов системы оценки качества образования” -3 человека.

4. НОУДПО “Институт “АйТи” “Установка и администрирование пакета свободного программного обеспечения” - 1 человек.

5. НОУДПО “Институт “АйТи” “ Применение пакета свободного программного обеспечения” - 1 человек.

Это повлияло на положительный результат и в развитии профессионализма педагогов: за последние пять лет увеличилось количество аттестованных педагогов в 1,5 раза( 100%): в 2005 году на 1 квалификационную категорию было аттестовано 37% педагогов, а в 2010 – 77%.

Созданные в школе условия позволили педагогам реализовать себя в конкурсах разного уровня: городской конкурс педагогических проектов - 1 место - 2 человека, 3 место - 4 человека; победители и призеры областного конкурса “Растим патриотов России” - 7 человек; участники Фестиваля Издательского дома“ Первое сентября” - 12 человек(70%).

Педагоги нашей школы открыты для сообщества. Наблюдается активность участия педагогов в городских конкурсах: педчтениях, КИМ ( 55% ), педагогических проектов (15%), где педагоги занимают призовые места; в окружной, областной конференциях по информационным технологиям, во Всероссийском Глобальном Просветительском конкурсе “Экомир”, Интернет – конкурсах.

Педагогическое творчество возможно там, где существуют условия для развития личности .Как результат – наша небольшая сельская школа показывает достаточно высокие результаты:

- % качества знаний в школе составляет 42,1%;

- 7 выпускников награждены серебряными медалями “За особые успехи в учении”. Главным показателем высоких результатов образования в школе является успешное самоопределение выпускников в соответствии с их возможностями и потребностями.

В рамках фестиваля “Юные интеллектуалы Среднего Урала” учащиеся школы принимают активное участие. Всего в фестивале участвуют 80% учащихся, в спартакиаде 78%, из них 50% являются победителями призерами. Учащиеся – активные участники Международных предметных Интернет- олимпиад, всероссийских, окружных и областных олимпиад, конкурсов и проектов, участники Фестиваля Издательского дома “Первое сентября” в направлении исследовательских и творческих работ учащихся “Портфолио” (публикации) и т.д.

В повышении квалификации, несомненно, велика роль администрации школы. Важно помочь учителю принять решение, разобраться в проблеме, не выходя, как правило, за пределы привычных смысловых ориентаций. А мне, как заместителю директора по УВР создать условия для внедрения непрерывного образования с применением дистанционного обучения педагогов. А для начала разработать подпрограмму "Дистанционное обучение как средство профессиональной реализации педагога, расширения его образовательной траектории" и помнить слова индийского мыслителя Рустама "К любой работе нужно подходить с легким сердцем. Никто не любит работать с руководителем, который всегда мрачен и серьезен. Прежде чем браться за что-нибудь действительно важное, нужно сначала научиться относиться к делу с некоторой иронией. Немного юмора помогает смягчить самые напряженные ситуации".

Список использованной литературы.

1. Дружилов С.А.. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. – Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г.Новокузнецк. - 2005 (выпуск 8), – С.26-44

2. Немова Н. Цель – повышение квалификации.//Директор школы 1998 № 6.

3. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.

4. Новиков Д.А. Введение в теорию управления образовательными системами. – М.: Эгвес, 2009. – 156 с.

5. Портнов М.Л. Труд руководителя школы.– М., 1984.

6. Статья "Современный учитель: образование через всю жизнь

7. Статья “Основные направления работы в рамках инициативы “Наша новая школа”. Источник: Министерство образования и науки РФ

Основные положения инициативы

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" должна обеспечить преемственность основных направлений концепции развития среднего образования. На ее реализацию выделяется 15 миллиардов рублей из госбюджета. Утвержденная концепция развития национальной школы была утверждена Президентом Российской Федерации 21 января в г. Санкт-Петербурге. Каковы основные положения инициативы "Наша новая школа"?

Ключевые направления развития общего образования

1. Обновление образовательных стандартов

  • требования к структуре образовательных программ,
  • требования к условиям реализации образовательных программ и
  • требования к результатам их освоения.

2. Система поддержки талантливых детей.

Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят.

3. Развитие учительского потенциала

Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школ новым поколением учителей, в том числе не обязательно с педагогическим образованием, любящих и умеющих работать с детьми. В соответствии с изменениями школьной практики должны произойти изменения и в системе педагогического образования. Отдельная задача - привлечение в школу учителей, имеющих базовое непедагогическое образование. Прохождение ими психолого-педагогической подготовки, освоение новых образовательных технологий. Еще одним стимулом качественного педагогического труда должна стать новая аттестация педагогических и управленческих кадров. Направления работы по совершенствованию потенциала отечественного учительства и повышению престижа профессии учителя должны лечь в основу плана мероприятий по проведению в 2010 году в России Года учителя.

4. Современная школьная инфраструктура

Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться.

5. Здоровье школьников

Большее внимание необходимо уделить качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. Своевременная диспансеризация, реализация профилактических программ, организация внеурочных спортивных мероприятий, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни в значительной степени влияют на улучшение здоровья школьников.

2 В учебном году общая численность обучающихся в 23 общеобразовательных учреждениях составляла 2873 человека В учебном году общая численность обучающихся в 23 общеобразовательных учреждениях составляла 2873 человека

3 Общая численность учителей в общеобразовательных учреждениях человек. Общая численность учителей в общеобразовательных учреждениях человек.

4 При переходе к полилингвальной системе образования успешно завершился эксперимент по реализации технологии концентрированного обучения в процессе преподавания татарского и иностранного языков в 2 общеобразовательных учреждениях раойна (Кулаевская и Пановская школы) При переходе к полилингвальной системе образования успешно завершился эксперимент по реализации технологии концентрированного обучения в процессе преподавания татарского и иностранного языков в 2 общеобразовательных учреждениях раойна (Кулаевская и Пановская школы)

5 По 9 из 11 предметов средний балл по ЕГЭ по району выше республиканских и общероссийских показателей; количество обучающихся, преодолевших минимальный порог, составляет 100%. Количество учащихся, получивших на ЕГЭ результат свыше 80 баллов, увеличилось в более, чем 3 раза По 9 из 11 предметов средний балл по ЕГЭ по району выше республиканских и общероссийских показателей; количество обучающихся, преодолевших минимальный порог, составляет 100%. Количество учащихся, получивших на ЕГЭ результат свыше 80 баллов, увеличилось в более, чем 3 раза (с 6 в прошлом году до 20 в этом году). (с 6 в прошлом году до 20 в этом году).

6 Готовность школ к переходу на ФГОС НОО Разработана, утверждена и согласована с учредителями основная образовательная программа начального общего образования. Разработана, утверждена и согласована с учредителями основная образовательная программа начального общего образования. Нормативная база образовательных учреждений приведена в соответствие с требованиями ФГОС НОО. Нормативная база образовательных учреждений приведена в соответствие с требованиями ФГОС НОО. Определена и реализуется оптимальная для каждого образовательного учреждения модель организации учебного процесса, обеспечивающая внеурочную деятельность обучающихся. Определена и реализуется оптимальная для каждого образовательного учреждения модель организации учебного процесса, обеспечивающая внеурочную деятельность обучающихся. Определились со списком УМК для использования в процессе реализации ФГОС НОО. Определились со списком УМК для использования в процессе реализации ФГОС НОО. Разработан план методической работы, обеспечивающий сопровождение введения ФГОС НОО в образовательном учреждении. Разработан план методической работы, обеспечивающий сопровождение введения ФГОС НОО в образовательном учреждении. Школы полностью укомплектованы педагогическими кадрами, способными по уровню квалификации осуществлять на практике обучение первоклассников с использованием деятельностного метода. Школы полностью укомплектованы педагогическими кадрами, способными по уровню квалификации осуществлять на практике обучение первоклассников с использованием деятельностного метода.

7 На высоком уровне в течение всего года проводились Тукаевские чтения школьников, на разных языках мира звучали стихи Габдуллы Тукая. На высоком уровне в течение всего года проводились Тукаевские чтения школьников, на разных языках мира звучали стихи Габдуллы Тукая.

10 Наши учителя и воспитатели принимают участие в работе постоянно действующих курсов повышения квалификации для педагогов, занимающихся с одаренными детьми, а на базе передовых школ района организуются практические занятия для слушателей курсов- педагогов республики. Наши учителя и воспитатели принимают участие в работе постоянно действующих курсов повышения квалификации для педагогов, занимающихся с одаренными детьми, а на базе передовых школ района организуются практические занятия для слушателей курсов- педагогов республики.

11 На учете в ПДН в августе 2011г. состоит 18 детей (в прошлом году -27 детей) На учете в ПДН в августе 2011г. состоит 18 детей (в прошлом году -27 детей)

12 При активной поддержке руководства района, работе классных руководителей, руководителей школ, хозяйств и организаций района 100 % детей, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних (ПДН), как и в прошлом году были охвачены организованным летним отдыхом, а также временно трудоустроены. При активной поддержке руководства района, работе классных руководителей, руководителей школ, хозяйств и организаций района 100 % детей, состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних (ПДН), как и в прошлом году были охвачены организованным летним отдыхом, а также временно трудоустроены.

13 Количество выпускников, которые будут обучаться в ВУЗах - 62 %, в ССУЗах – 29%, Количество выпускников, которые будут обучаться в ВУЗах - 62 %, в ССУЗах – 29%, в ПЛ-93 с - 2%, работать – 2%, в ПЛ-93 с - 2%, работать – 2%, в армию- 4% в армию- 4%

15 Доля школьных учителей- предметников, уверенно владеющих навыками работы с компьютерными программами, возросла до 73%. 238 учителей района (что составляет 65 %) являются участниками сетевых педагогических сообществ в сети Интернет, что свидетельствует о модернизации системы методической поддержки информатизации образования. Доля школьных учителей- предметников, уверенно владеющих навыками работы с компьютерными программами, возросла до 73%. 238 учителей района (что составляет 65 %) являются участниками сетевых педагогических сообществ в сети Интернет, что свидетельствует о модернизации системы методической поддержки информатизации образования.

16 Значимым ресурсом совершенствования учительского корпуса становится сетевое взаимодействие учителей в Интернете. В Республике Татарстан реализуется проект, нацеленный на обеспечение нового качества образования за счет создания социально-педагогических сообществ в сети Интернет. Деятельность таких сообществ направлена на решение задач поддержки процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик их использования. Значимым ресурсом совершенствования учительского корпуса становится сетевое взаимодействие учителей в Интернете. В Республике Татарстан реализуется проект, нацеленный на обеспечение нового качества образования за счет создания социально-педагогических сообществ в сети Интернет. Деятельность таких сообществ направлена на решение задач поддержки процессов информатизации школ и профессионального развития педагогов, широкого распространения электронных образовательных ресурсов, массового внедрения методик их использования.

18 В течение последних лет создана районная сеть профильных школ, реализующих программы профильного обучения, в которую вошли 4 общеобразовательных учреждения. В течение последних лет создана районная сеть профильных школ, реализующих программы профильного обучения, в которую вошли 4 общеобразовательных учреждения. Доля девятиклассников, охваченных программами предпрофильной подготовки, достигла 100 %. Доля девятиклассников, охваченных программами предпрофильной подготовки, достигла 100 %.

23 210-м Федеральным законом за нами закреплено 12 основных услуг, которые мы должны формировать в цифровом формате и предоставлять своим социальным заказчикам. 210-м Федеральным законом за нами закреплено 12 основных услуг, которые мы должны формировать в цифровом формате и предоставлять своим социальным заказчикам.

25 Охват летним отдыхом, оздоровлением, временной занятостью в пришкольных лагерях труда и отдыха 2137 обучающихся, в том числе 21 пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием – пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием – пришкольных лагерей труда и отдыха – 95 7 пришкольных лагерей труда и отдыха – 95 8 детских площадок с. Пестрецы и 1 детская площадка в с. Ленино- Кокушкино – детских площадок с. Пестрецы и 1 детская площадка в с. Ленино- Кокушкино – 1200 Трудоустройство через Центр труда и занятости (из них 213 через школы) Трудоустройство через Центр труда и занятости (из них 213 через школы)

27 В соответствии с этим реализуются мероприятий по: оптимизации сети общеобразовательных учреждений с учетом демографических показателей рождаемости и фактической численности детей, проживающих на территории муниципального образования; оптимизации сети общеобразовательных учреждений с учетом демографических показателей рождаемости и фактической численности детей, проживающих на территории муниципального образования; по увеличению наполняемости классов общеобразовательных учреждений; по увеличению наполняемости классов общеобразовательных учреждений; по оптимизации соотношения численности прочего персонала (административно- управленческого, учебно-вспомогательного и т.п.) к численности учителей общеобразовательных учреждений; по оптимизации соотношения численности прочего персонала (административно- управленческого, учебно-вспомогательного и т.п.) к численности учителей общеобразовательных учреждений; по обеспечению нормативной нагрузки педагогов; по обеспечению нормативной нагрузки педагогов; по энергосбережению; по энергосбережению; по оптимизации схемы движения школьных автобусов; по оптимизации схемы движения школьных автобусов; по использованию общеобразовательными учреждениями свободной площади; по использованию общеобразовательными учреждениями свободной площади; по сокращению неэффективных расходов. по сокращению неэффективных расходов.

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"

Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Школа будущего

Какими характеристиками должна обладать школа в XXI веке?

Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени.

Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего. В такой школе изменится роль директора, повысится степень его свободы и уровень ответственности.

Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия станут местом семейного отдыха.

Новая школа - это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями - школами нашей мечты с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой: столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.

Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.

Основные направления развития общего образования

1. Переход на новые образовательные стандарты

От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.

В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость: кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия.

Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов.

В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования ("деньги следуют за учеником"), переход на которое планируется завершить во всех субъектах РФ в ближайшие три года. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности.

Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й класс. Механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций. Россия будет продолжать участвовать в международных сравнительных исследованиях качества образования, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах.

Уже в 2010 году мы введем новые требования к качеству образования, расширив список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, мы введем мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности.

2. Развитие системы поддержки талантливых детей

В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы.

Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Это прежде всего образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Следует распространять имеющийся опыт деятельности физико-математических школ и интернатов при ряде университетов России. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность.

Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Норматив подушевого финансирования следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты.

3. Совершенствование учительского корпуса

Необходимо внедрить систему моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства. А главное - привлечь к учительской профессии молодых талантливых людей.

Система моральной поддержки - это уже сложившиеся конкурсы педагогов ("Учитель года", "Воспитать человека", "Сердце отдаю детям" и др.), масштабный и действенный механизм поддержки лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Такая практика будет расширяться на уровне субъектов РФ. Повышению престижа профессии будут способствовать мероприятия, которые планируется провести в связи с объявлением 2010 года в России Годом учителя.

Система материальной поддержки - это не только дальнейшее увеличение фондов оплаты труда, но и создание такого механизма оплаты труда, который позволит стимулировать лучших учителей вне зависимости от стажа их работы, а значит привлекать в школу молодых преподавателей. Как показывает опыт региональных пилотных проектов, зарплата может и должна зависеть от качества и результатов педагогической деятельности, оцененных с участием школьных советов, а комплекс современных финансово-экономических механизмов реально приводит к росту оплаты труда учителей. Работа по введению новых систем оплаты труда должна быть также завершена во всех субъектах РФ в течение ближайших трех лет.

Еще одним стимулом должна стать аттестация педагогических и управленческих кадров - периодическое подтверждение квалификации педагога, ее соответствия задачам, стоящим перед школой. Принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей, центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности. Не должно быть никаких бюрократических препятствий для учителей, в том числе молодых, желающих подтвердить высокий уровень квалификации ранее установленных сроков.

Предстоит серьезно модернизировать систему педагогического образования. Педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов.

Не реже одного раза в пять лет учителя и директора школ повышают квалификацию. Соответствующие программы должны гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, а значит - от образовательных потребностей детей. Средства на повышение квалификации нужно предоставлять коллективам школ также на принципах подушевого финансирования, чтобы педагоги могли выбирать и программы, и образовательные учреждения, в числе которых не только институты повышения квалификации, но и, к примеру, педагогические, классические университеты. Необходимо сформировать в регионах банки данных организаций, предлагающих соответствующие образовательные программы. При этом директора и лучшие учителя должны иметь возможность обучаться в других регионах, чтобы иметь представление об инновационном опыте соседей.

В системе педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации следует распространять опыт лучших учителей. Педагогическая практика студентов профильных вузов и стажировки уже работающих педагогов должны проходить на базе школ, успешно реализовавших свои инновационные программы, прежде всего в рамках приоритетного национального проекта "Образование".

Отдельная задача - привлечение в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования. Пройдя психолого-педагогическую подготовку, освоив новые образовательные технологии, они смогут продемонстрировать детям - в первую очередь старшеклассникам, выбравшим профиль обучения, - свой богатый профессиональный опыт.

4. Изменение школьной инфраструктуры

Облик школ должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если школа станет центром творчества и информации, насыщенной интеллектуальной и спортивной жизни. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов. В 2010 году будет принята пятилетняя государственная программа "Доступная среда", направленная на решение этой проблемы.

С помощью архитектурного конкурса будут выбраны новые проекты строительства и реконструкции школьных зданий, которые начнут использоваться повсеместно с 2011 года: нужно сконструировать "умное", современное здание.

Предстоит обновить нормы проектирования и строительства школьных зданий и сооружений, санитарные правила и нормативы питания, требования к организации медицинского обслуживания учеников и к обеспечению школьной безопасности. Системы отопления и кондиционирования зданий должны обеспечивать необходимую температуру в любое время года. Школы должны быть обеспечены питьевой водой и душевыми. В сельских школах необходимо отработать эффективные механизмы подвоза учащихся, в том числе требования к школьным автобусам.

Обслуживанием школьной инфраструктуры могут на конкурсной основе заниматься малые и средние предприятия. Это касается в первую очередь организации школьного питания, коммунального обслуживания, ремонтных и строительных работ. От строителей и обслуживающих организаций мы будем требовать неукоснительного обеспечения безопасности школьных зданий - нельзя допускать проведение занятий в аварийных, ветхих, приспособленных помещениях, представляющих угрозу для жизни и здоровья детей. Другое требование - внедрять современные дизайнерские решения, обеспечивающие комфортную школьную среду. Архитектура школьного пространства должна позволять эффективно организовывать проектную деятельность, занятия в малых группах, самые разные формы работы с детьми.

5. Сохранение и укрепление здоровья школьников

Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Если у молодежи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.

Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни - все это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлен переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников. В 2010 году будет введен новый норматив занятий физкультурой - не менее трех часов в неделю с учетом индивидуальных особенностей детей.

Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребенка интерес к учебе. Практика индивидуального обучения с учетом возрастных особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников. Но здесь нужны не только меры со стороны взрослых. Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья.

6. Расширение самостоятельности школ

Школа должна стать более самостоятельной как в составлении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств. С 2010 года самостоятельность получат школы, ставшие победителями конкурсов приоритетного национального проекта "Образование", и школы, преобразованные в автономные учреждения. Требуемая отчетность таких школ будет резко сокращена в обмен на открытость информации о результатах работы. С их директорами будут заключены контракты, предусматривающие особые условия труда с учетом качества работы.

Мы законодательно закрепим равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений, предоставив семьям более широкие возможности выбора школы. Целесообразно также развитие концессионных механизмов для привлечения к управлению школами частных инвесторов.

Ученикам будет предоставлен доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного образования, в том числе в рамках дополнительного образования. Это особенно важно для малокомплектных школ, для удаленных школ, в целом для российской провинции.

Ключевыми механизмами реализации инициативы должны стать как проектные, так и программные методы работы. Направления деятельности будут осуществляться в рамках приоритетного национального проекта "Образование", Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы и федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы.

От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Именно поэтому инициатива "Наша новая школа" должна стать делом всего нашего общества.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
Официальные документы в образовании.
Бюллетень нормативных правовых актов,
N 9, март 2010 года

Читайте также: