Что такое молодежь с точки зрения современной науки кратко

Обновлено: 05.07.2024

Молодёжь — в широком смысле обширная совокупность групповых общностей, образующих на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. В более узком, социологическом, смысле М. - социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей. По поводу возрастных границ М. нет общего мнения. В отсутствии единых критериев возрастной периодизации в определении границ молодёжного возраста учитывается специфика подходов, сложившихся в различных дисциплинах, изучающих молодёжь, в т.ч. и в социологии, а также конкретные цели и задачи, стоящие перед исследователями. В отечественной социологии наиболее часто нижняя возрастная граница М. определяестя между 14-16, а верхняя - между 25-29 годами. Хотя в сложившейся практике имеет место пролонгирование возраста отдельных групп М., как напр., молодых ученых (до 33-35 лет). М. как социально-демографическая группа неоднородна по своему составу. В ней выделяются различные слои по возрасту (подростки, юношество), по полу, по видам деятельности (учащиеся, работающие), по месту жительства (городская, сельская) и др. Источник: Социология молодежи. Энциклопедический словарь /Отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. - М: Academia. - 2008. - C. 267 - 269


Содержание

Молодёжь в современном мире

Согласно данным Всемирного доклада о положении молодёжи за 2005 год, количество молодых людей (лиц в возрасте от 15 до 24 лет) в мире выросло с 1,15 миллиарда человек (в 1995 г.) до 1,3 миллиарда человек (в 2005 г.). В настоящий момент молодые люди составляют 25 процентов населения мира; 80 процентов молодёжи планеты живут в развивающихся странах, из них 209 миллионов вынуждены существовать на средства, не превышающие 1,5 доллара США в день, а 515 миллионов вынуждены довольствоваться менее чем 3 долларами США в день. В настоящее время 10 миллионов молодых людей живут с ВИЧ/СПИДом. Хотя нынешнее поколение молодёжи является наиболее образованным за всю предыдущую историю человечества, сегодня 113 миллионов детей не посещают школу — цифра, вполне сопоставимая со 130-миллионной группой неграмотных молодых людей современного мира. [1]

Молодёжь как особая социальная группа

Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.

Немецкий социолог Карл Манхейм (1893—1947) определил что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Динамичные общества рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их (ресурсы, которые в традиционном обществе не мобилизуются и не интегрируются, а часто подавляются).

Молодёжь, по мнению Манхейма, выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни; эта функция имеет своим важным элементом неполную включенность в статус общества. Этот параметр универсален и не ограничен ни местом, ни временем. Решающим фактором, который определяет возраст половой зрелости, является то, что [2]

Молодёжь как особая возрастная и социальная группа всегда по-своему воспринимала ценности культуры, что порождало в разные времена молодёжный сленг и эпатирующие формы субкультуры. Их представителями были хиппи, битники, стиляги, в СССР и постсоветском пространстве — неформалы.

Молодёжь в Российской Федерации


Сегодня молодёжь РФ — это 39,6 миллиона молодых граждан — 27 % от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет.

Молодёжь и политика

Абсолютное большинство опрашиваемых, которые считают, что здоровый образ жизни зависит скорее от собственных усилий самого человека исходят из того, что превращение России в страну здорового образа жизни состоится лишь когда-нибудь в далёком будущем (65,9 %). Симптоматично для современной России то, что количество респондентов, в принципе не верящих в то, что Россия станет страной здорового образа жизни (22,4 %) почти в два раза превышает ту часть опрашиваемых, которые ответили на этот вопрос - "да, и довольно скоро". [6]

Молодёжь и социально-экономическая ситуация

В Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15 — 24 лет (6,4 процента).

Начиная с 90-х годов прошлого века число молодых пар, которые проживали без юридического оформления брака, увеличилось до 3 миллионов, что привело к реальному росту внебрачных детей и увеличению количества неполных семей.

Молодёжь как объект исследований


В числе научных исследований молодёжи в последние годы заметную роль стала играть такое направление науки как ювенология. В некоторых вузах (например, в РГСУ) были открыты кафедры ювенологии, в центре внимания которых изучение и преподавание интегрированных курсов о молодёжи как феномене современного общества и о технологии работы с молодыми людьми, а также подготовки специалистов в сфере молодёжной политики.

Социальные группы внутри Российской молодёжи

Учащаяся молодёжь

Каждый второй молодой человек в России в возрасте 14-30 лет — учится. Большинство учащихся общеобразовательных школ по их окончании планирует поступить в вузы, каждый пятый — на работу и каждый седьмой — в колледж. В ближайшей перспективе почти столько же молодых людей намереваются поступить на работу. В более отдаленном будущем планируют учиться в профессиональных учебных заведениях лишь отдельные школьники.

Структура приема по всем формам высшего профессионального обучения в начале XXI века характеризовалась следующими показателями: на экономические специальности принято более 27 % от общего количества зачисленных на 1 курс, на инженерно-технические — 31 %, сельскохозяйственные — 4 %, экологические — 1 %, естественно-научные — 5 %, гуманитарные — 18 %, просвещения — 6 %, медицины — 3 %, культуры и искусства — 2 %. [9] В государственные вузы на основе полного возмещения затрат в 1995 г. было принято 93,5 тыс. человек, в 2000 г. эта цифра возросла до 553,5 тыс. человек, что составило 48,5 % от общего количества зачисленных на I курс.

Работающая молодёжь

В отличие от молодежи западных стран, возраст вступления которой во взрослую жизнь объективно повышается, российской молодежи приходится вступать в социально-экономические отношения значительно раньше. При этом различные отрасли экономики будут принимать молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. И если в сфере услуг и предпринимательства молодежь составляет уже сегодня и будет составлять значительный процент работающих, то в социальной бюджетной сфере и сфере государственного и муниципального управления доля молодых работников сегодня незначительна и не сможет обеспечить преемственности в передаче функций в будущем.

По характеру труда в материальном производстве молодежь распределилась следующим образом: 89,8 % работают по найму, 2,7 % владеют бизнесом с наемным трудом, 2,2 % работают по найму и имеют собственный бизнес, 2,5 % заняты индивидуально-трудовой деятельностью, 5,5 % другими видами деятельности (мелкая коммерция, работа в личном подсобном и домашнем хозяйстве). То есть подавляющее большинство молодежи в материальном производстве составляет наемную рабочую силу.

Лишь немногим более двух процентов молодых людей владеют собственными предприятиями, производящими продукцию, являются работодателями. И около десяти процентов занимаются малым бизнесом.

В целом достаточно высок уровень образования молодежи в материальном производстве. Более двух третьих (61,6 %), занятых в этой сфере имеют не только профессию, но и профессиональное образование, что свидетельствует о высоком воспроизводственном потенциале молодежи. фактором воспроизводства данной сферы. Она выступает основным источником пополнения рядов интеллигенции, составляющей ядро среднего класса. Российские предприниматели при найме работников в среднем также отдают определенное предпочтение лицам более молодых возрастов. Более того, при условии открытого найма (объявлении о вакансиях или обращении в рекрутинговые агентства) многие работодатели оговаривают, что принимают заявки на трудоустройство только от лиц, моложе определенного возраста (как правило, до 30 лет). В итоге в целом в России в настоящее время возможности трудоустройства у молодёжи гораздо больше, чем у лиц средних и старших возрастов, даже несмотря на отсутствие у молодёжи опыта работы. [10]

Молодёжь в странах Европейского союза

Несмотря на то, что в странах Европейского Союза ярко выражается общая мировая тенденция к старению населения в развитых странах, Старый Свет остается сравнительно молодым.

По данным доклада докладе Детского фонда ООН четырём странам — Швеции, Великобритании, Нидерландам и Италии — удалось сократить уровень юношеской смертности, связанной с несчастными случаями. В этих государствах в год погибает меньше 10 молодых людей на каждые 100 тысяч жителей моложе 19 лет. В других странах этот показатель — 20 на 100 тысяч. В исследовании говорится, что если бы все страны предприняли такие же решительные меры, направленные на предотвращение несчастных случаев среди детей и молодежи, как Швеция, то в год в богатых странах удалось бы предотвратить 12 тысяч смертей.

Учащаяся молодёжь

В Швеции высшее образование является бесплатным. Однако материальные расходы, связанные с обучением и проживанием студентам приходится покрывать самим. Так же как и в России, шведские студенты имеют определенные льготы на транспорт, посещение музеев, кино, дискотек, клубов и покупку учебников. Студентам из малоимущих семей шведский банк ежегодно выплачивает беспроцентную ссуду в размере 7200 шведских крон, что в пересчете на евро составляет 720 евро. Этого вполне может хватить на скромное существование: покупка учебников в семестр обходится в 750—1000 крон, а проживание в студенческих комнатах варьируется от 2000 до 3000 крон (в зависимости от города). Получение высшего образования в Великобритании осуществляется на платной основе. Плата за обучение не зависит от местоположения вуза, его престижа или выбранного направления обучения и составляет 12500 фунтов стерлингов в год. При поступлении в вуз иногородний студент имеет всегда гарантированное место в общежитии, плата за которое в Лондоне равна 70 фунтам в неделю. Новые учебники в среднем стоят 50 фунтов, а цена на учебники, бывшие в употреблении может составлять 20 фунтов. Если молодой человек или девушка захочет, поступив в вуз жить отдельно от родителей, то на основе определенного запроса районная администрация выдает стипендию, что составляет 3000 фунтов стерлингов в год. Половину этих денег будет стоить оплата отдельной квартиры. Дети из малоимущих или неполных семей также могут претендовать на получение стипендий от районных администраций. Самая большая стипендия, которую можно получить составляет 20000 фунтов стерлингов. Кроме того, в Великобритании существует практика беспроцентных банковских ссуд на обучение, выплата которых начинается с первого дня устройства на постоянную работу. [11]

Молодые европейцы на рынке труда

Согласно статистическим данным Евростата по состоянию на июнь 2005 года, уровень молодежной безработицы в Австрии на протяжении последнего года вырос на 1 процент и в настоящее время составляет приблизительно 10 процентов. С еще более высокими показателями молодежной безработицы столкнулись Венгрия (16 процентов), Словакия (25 процентов) и Словения (13 процентов). Молодые люди ощущают на себе всевозрастающее давление, заставляющее их вступить в конкурентную борьбу на глобализирующемся рынке труда. Однако, как подчеркивается на страницах Всемирного доклада о положении молодежи, именно молодые люди проявляют наибольшую гибкость и, судя по всему, обладают наибольшими способностями, позволяющими им адаптироваться и воспользоваться новыми возможностями, которые предоставляет в наше распоряжение процесс глобализации. [12]

Молодёжь в США

В молодёжной среде США сохраняются проблемы потребления наркотиков, молодёжной преступности, безработицы, расовой дискриминации, положения молодых мигрантов, но накал этих проблем сравнительно ниже, чем десятилетие назад.

По данным Национальной ассоциации женщин в образовании, только Калифорнийский университет в Лос-Анжелесе за последние три года заплатил более миллиона долларов как компенсацию за ущерб, понесённый студентами-женщинами, подвергнувшимися преследованию со стороны преподавателей-мужчин. В частности, этот же университет заплатил 300 тыс. долларов студентке, подвергшейся нападению со стороны однокурсника в общежитии, так как руководство университета и его службы не смогли обеспечить соответствующую безопасность и сохранность [14] Вместе с тем растущую тревогоу вызывает рост нелгальной иммиграции в стране и положение молодых выходцев из Латинской Америки. Свыше 39 % школьников в Калифорнии — нелегальные иммигранты, из них более 42 % не говорят по-английски. В графстве Лос-Анжелос 5,1 миллиона человек говорят по-английски, 3,9 миллиона — говорят по-испански. 14 из 31 телевизионной станции в Лос-Анжелосе вещают только по-испански. 58 % всех социальных выплат в США идет нелегальным иммигрантам. [15]

Несмотря на то, что США фактически добились полной занятости в 1992 г. заработная плата 18 % работавших на постоянной основе американских рабочих была ниже прожиточного минимума; особенно же драматичным оказалось положение молодежи: 47(!)% работающих американцев в возрасте от 18 до 24 лет имели зарплату, не достигавшую прожиточного минимума.

1. Что такое молодежь с точки зрения современной науки?

2. В чем состоят особенности социализации молодежи?

3. В чем состоят особенности современной российской молодежи?

4. Каково отношение современных молодых людей к политике?

5. Как ведет себя молодежь в условиях социальных перемен? Какой аспект поведения вам более близок?

6. В чем выражается молодежный экстремизм?

7. В чем состоят причины молодежного экстремизма?

8. Какую роль должно играть государство в формировании прогрессивной молодежи в нашей стране?

9. В чем состоят особенности молодежной субкультуры? Каковы ее положительные и отрицательные черты?

1. Что такое молодежь с точки зрения современной науки?

2. В чем состоят особенности социализации молодежи?

3. В чем состоят особенности современной русской молодежи?

4. Каково отношение современных юных людей к политике?

5. Как ведет себя молодежь в условиях соц смен? Какой нюанс поведения для вас более недалёк?

6. В чем выражается молодежный экстремизм?

7. В чем состоят причины молодежного экстремизма?

8. Какую роль должно играть правительство в формировании прогрессивной молодежи в нашей стране?

9. В чем состоят особенности молодежной субкультуры? Каковы ее положительные и отрицательные черты?

10. Проведите дискуссию на тему Мое отношение к дилеммам молодежи.

  • Светлана Нефретдинова
  • Обществознание
  • 2019-09-06 05:54:57
  • 12
  • 1

Что такое молодежь с точки зрения современной науки?

С точки зрения современной науки, молодежь представляет собой социальную группу людей, которым от 16 до 45 лет.

2. В чем состоят необыкновенности социализации молодежи?

Как управляло, молодежь задействована в процессе обучения: в школе, университете, а также в трудовой деятельности. То есть речь все еще может идти о первичной социализации, когда человек продолжает усваивать нормы, ценности, уклады жизни и так дальше.

3. В чем состоят необыкновенности современной российской молодежи?

Основная необыкновенность содержится в том, что промежуток от 16 до 45 лет вмещает как минимум 2 поколения людей. То есть молодежь состоит из людей различных возрастов, которые принадлежат различным поколениям. Современная молодежь знает свои права и свободы, отстаивает их, ведет независимую жизнь, устремляется к удачной карьере и самопознанию.

4. Каково отношение современных юных людей к политике?

Абсолютно различное отношение к политике бытует у юных людей: кто-то является политически активным, а кто-то аполитичным. Необходимо учесть необыкновенность страны, в которой живет человек, уровень и тип его образования, происхождение и так дальше. Но как управляло, студенты как и все молодые люди являются наиболее политически активными, поэтому что многие из их нетрудоустроены, и многие находятся в маргинальном положении.

5. Как ведет себя молодежь в критериях соц перемен? Какой нюанс поведения вам более близок?

Вновь же по-различному. Все зависит от того, поддерживает ли молодежь эти социальные смены либо нет. Близкий мне аспект зависит от характера конфигураций: крепостное право я против, а введение прогрессивной школы налогов, расширение среднего класса и понижение общественного неравенства я за.

6. В чем выражается молодежный экстремизм?

Extremism переводится как состояние крайнего либо привреженность последним взорам. Соответственно, молодежный экстремизм приверженность крайним взглядам: физическому уничтожению какой-то группы людей, убийства, экзекуции, хаос средством терактов и так дальше.

7. В чем состоят предпосылки молодежного экстремизма?

В социальной незащищенности и неименьи реальной социальной мобильности.

8. Какую роль обязано играть государство в формировании прогрессивной молодежи в нашей стране?

Правительство обязано лишь беспокоится о социальной охране, соблюдении законов, прав и свобод молодежи, об экономическом росте и так далее, но не о формировании прогрессивной молодежи. Она будет формироваться, когда для этого будут условия, а не пропаганда и принуждение.

9. В чем состоят особенности молодежной подкультуры? Каковы ее положительные и отрицательные черты?

Субкультура часть культуры, которая отличается от большинства внешним видом либо поведением. Молодежные культуры формируются из фандома. И еще одна необыкновенность: они формируются из определенных интересов людей.

10. Проведите дискуссию на тему Мое отношение к проблемам молодежи.

1. Что такое молодежь с точки зрения современной науки?

2. В чем состоят особенности социализации молодежи?

3. В чем состоят особенности современной российской молодежи?

4. Каково отношение современных молодых людей к политике?

5. Как ведет себя молодежь в условиях социальных перемен? Какой аспект поведения вам более близок?

6. В чем выражается молодежный экстремизм?

7. В чем состоят причины молодежного экстремизма?

8. Какую роль должно играть государство в формировании прогрессивной молодежи в нашей стране?

9. В чем состоят особенности молодежной субкультуры? Каковы ее положительные и отрицательные черты?

1-наука рассматривает молодежь как социально- демографическую группу общества,К молодежи обычно относят людей в возрасте 16—30 лет( как ни странно).Это поколение, проходящее стадию усваивание образовательные,профессиональные, культурные и другие социальные функции.Большую часть молодежи составляют школьники и студенты, основной вид деятельности которых составляет учеба и подготовка к будущей трудовой жизни.
2- процесс усвоения молодёжью образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих ей успешно функционировать в обществе.
3- Молодежная субкультура.
. включает в себя широкий спектр проблем: определение молодежи как специфической общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества.. .
4- В статье исследуется отношение современной молодежи к политической жизни страны на основе материалов социологического опроса петербургских студентов, проведенного в 2013 г. Изучаются уровень интереса молодых людей к политике, источники информации о политических событиях, формы политической активности и политические предпочтения молодежи.

7- Неустроенность: невозможность купить или снять квартиру и прочие "прелести"низких заработков и безработицы. Отсутствие жизненрных перспектив в том возрасте, когда энергии- хоть отбавляй. И она находит себе русло: криминал, экстремизм, нацилнализм и даже терроризм
.
9- в том, какое у нас государство и это очень просто сравнить например взять молодежь Южной Кореи и Северной КНДР.
Либо молодежь СССР и РФ, разница очевидна, государство оказывает непосредственное влияние, хотя оно якобы и не при чем!

Читайте также: