Проект синквейн в детском саду с детьми онр

Обновлено: 08.07.2024

Оценить 1718 0

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Лямбирского муниципального района РМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Синквейн как эффективное средство

Анализ ситуации и актуальность проблемы.

Опыт работы со старшими дошкольниками с ОНР, анализ методической литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Поэтому часто даже на первый взгляд у благополучных первоклассников возникают проблемы в учебе. Трудности проявляются не сразу, а чаще всего во второй половине года, когда повышаются требования к скорости выполнения заданий и на первый план выходят умения анализировать информацию, выбирать главное, коротко и точно выражать свои мысли.

Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения. Одним из таких эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Классический синквейн, несёт определенную эмоциональную окраску и характеризуется четким подсчетом слогов.

Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. И на сегодняшний день является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

Общая научная концепция использования методики создания нерифмованного стихотворения в работе с детьми старшего дошкольного возраста разработана Н.Д. Душкой.

Правил составления синквейна.

Первая строка – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Лексические темы, которые усваивают дети, служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам и др. Ребенок должен уметь еще и прочитать свое произведение. И как бы плохо или хорошо он это не делал, у него всегда есть желание посидеть в поэтическом кресле и прочитать свое сочинение всем вслух.

Составление синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способностей к анализу. Синквейны являются так же превосходным способом контроля и самоконтроля. Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Изучив литературу по вопросам использования инновационных технологий в логопедической практике, пришла к выводу о разработке долгосрочного практико-ориентированного проекта.

Участники проекта: учитель-логопед, дети старшей и подготовительной группы компенсирующей направленности, воспитатели группы, родители воспитанников.

Цель проекта:повышение результативности работы по развитию речи с детьми группы компенсирующей направленности посредством целенаправленного применения методики сенквейн.

Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Познакомить детей с новой творческой формой работы – составление синквейна.

2. Выявить степень эффективности синквейна в коррекции речи дошкольников с ОНР.

При реализации цели и задач учитывать следующиепринципы:

Принцип наглядности – использование наглядного материала.

Принцип системности – язык, как система взаимосвязанных между собой единиц (лексика, грамматика, синтаксис, фонетика).

Принцип доступности – подбор доступного материала.

Принцип опоры на несколько анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный).

Принцип индивидуального подхода.

Принцип обеспечения активной речевой практики – язык усваивается в процессе его употребления.

Принцип предупредительного подхода Р.Е. Левиной – обязательная подготовка детей к обучению грамоте.

Объектом является коррекционно-развивающая деятельность в группе компенсирующей направленности

Предметом является методика синквейн.

Гипотеза исследования. Предполагаем, что применение методики синквейн в коррекционно-развивающей работе с детьми группы компенсирующей направленности будет, способствовать успешной коррекции всей речевой системы в целом, если будет соблюдаться системность работы в данном направлении, только тогда, у детей увеличится словарный запас, речь станет богаче, ярче, дети перестанут бояться высказывать свои мысли вслух.

Методы исследования:

- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

- диагностика речевого развития детей;

- наблюдение за детьми в ходе НОД и в свободной деятельности;

- анкетирование, консультации, беседы;

Условия реализации:

материальные(подбор методической литературы, изготовление игр, пособий);

Новизна проекта заключается в признании:

- способности ребёнка к успешному саморазвитию и его права на самовыражение;

- в смене позиции педагога на координирующую (по отношению к деятельности дошкольника);

- в приоритете активного, диалогического способа обучения перед репродуктивным.

Теоретическая значимость состоит в том, чтобы определить влияние синквейна на преодоление ОНР у дошкольников.

Практическая значимость состоит в том, что предложенная система мероприятий способствует успешной коррекции речи дошкольников с ОНР.

Познавательная значимость состоит в том, что процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Ожидпемые результаты. Методика синквейн, применяемая в коррекционно-развивающей работе с детьми по развитию речи, будет способствовать успешной коррекции всей речевой системы в целом, а именно:

Сформированность лексических представлений.

Дети будут иметь богатый словарный запас. Безошибочно пользоваться обобщающими словами и понятиями. Свободно говорить на темы, выходящие за пределы видимой ситуации. Владеть предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливать частные и общие связи между ними.

Сформированность грамматического строя речи.

В результате коррекционной работы к концу обучения разовьется критическое отношение к речи, ее грамматическому оформлению, речевой самоконтроль.

Сформированность связной речи.

Дети будут способны составлять тексты разного типа: описание, повествование, рассуждение. Детские описания будут включать называние объекта, его детали и качества.

Критерии оценки.

1. Состояние словаря:

 предметный словарь: чем, что либо делают, части предметов, обобщения, детеныши животных, профессии;

 словарь признаков: подбор прилагательных к существительным, относительные прилагательные, притяжательные прилагательные, антонимы;

глагольный словарь: действия животных, действия людей, звукоподражания.

2. Грамматический строй речи: множественное число существительных именительный падеж, множественное число существительных родительный падеж, предлоги, согласование прилагательных с существительными, согласование существительных с числительными, уменьшительно-ласкательная форма, падежные конструкции.

3. Обследование связной речи: пересказ, рассказ-описание, сказки.

Работа по реализации данного проекта включает несколько этапов.

Содержание работы

I - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Сбор теоретических и практических материалов.

Изучение методической и научно-практической литературы по теме проекта

Систематизация дидактического и методического материала по теме проекта

Приведение в соответствие с возрастными особенностями и речевыми возможностями детей предметно–развивающей среды в группе.

2011 – 2012 уч. год.

Разработка перспективного плана реализации проекта

Определение этапов проекта, критериев оценки деятельности и эффективности работы.

План реализации проекта.

II - ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

1. 1 БЛОК – РАБОТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Выявление уровня речевого развития детей

Уточнение, расширение и совершенствование словаря

по разным лексическим темам.

Уточнение, расширение и обогащение предметного словаря.

Знакомство с графическим изображением слов-предметов живые и неживые.

Формирование умения ставить вопросы к слову-предмету: Что это? Кто это? Закрепление представления об обобщающих понятиях.

Оформление конспектов НОД

Уточнение, расширение и обогащение словаря признаков.

Знакомство с графическим изображением слова-признака (волнистая линия).

Формирование умения выделять в речи слов-признаков и согласовывать слова в роде, числе и падеже.

Уточнение, расширение и обогащение словаря действий.

Знакомить с графическим изображением слова-действия (две параллельные, прямые линии).

Формирование умения выделять в речи слова-действия.

Обучение правильному образованию, склонению и употреблению слов в единственном и множественном числе.

Формирование умения выделять в речи предлоги и понимать смысловые конструкции с ними.

Оформление конспектов НОД

Работа над структурой и грамматическим оформлением предложения

Формирование умения составлять простое предложение с опорой на схему и наоборот, составлять схему по данному предложению.

Закрепление умения составлять предложения с определением и дополнением и работа со схемами.

Формирование умения составлять схему предложения с предлогом.

Оформление конспектов НОД

Создание нерифмованного стихотворения (синквейна)

Знакомство детей с синквейном.

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части

Оформление конспектов НОД

Оформление конспектов НОД

Работа в подгруппах.

Выявление уровня речевого развития детей.

1. 2 БЛОК – РАБОТА С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Оформление конспектов НОД

Оформление конспектов НОД

Составление рассказа «Жираф, используя данный синквейн.

Оформление конспектов НОД

Выявление уровня речевого развития детей.

2 БЛОК – РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Выявление уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития.

Анкета для родителей. Анализ анкеты.

Обогащение родительского опыта по развитию речи.

Оформление консультации, презентаций.

Тематическая консультация с практической частью.

Оформление консультации. Протокол проведения семинара. Отзывы родителей.

Протокол проведения мастер-класса.

Протокол проведения консультации.

Обмен впечатлений родителей о коррекционном воздействии на речь и творческие способности ребёнка методики синквейна.

Протокол проведения круглого стола.

Проведение НОД для родителей.

Показ достижений детей.

В течении всего периода.

Оказание помощи родителям по интересующим вопросам.

Журнал регистрации консультаций для родителей.

В течении всего периода.

Обмен впечатлений родителей о коррекционном воздействии на речь и творческие способности ребёнка методики синквейна.

Протокол проведения круглого стола.

Выявление уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития.

Анкета для родителей. Анализ анкеты.

3 БЛОК – РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

Тематическое выступление для воспитателей группы компенсирующей направленности.

Оформление выступления. Создание презентации.

Обучение воспитателей группы компенсирующей направленности составлять синквейны.

Оформление мастер-класса. Создание презентации.

Рекомендации для воспитателей группы компенсирующей направленности по интересующим вопросам

Протокол проведения консультаций.

В течении всего периода.

Задания, упражнения, игры для детей во время второй половины дня.

Подбор упражнений, игр для детей во время второй половины дня.

Оформление тетради взаимосвязи.

III - ЭТАП ОБОБЩЕНИЯ

Анализ и корректировка.

Анализ результатов деятельности, соотнесение их с заявленными целями.

Коррекционная функция будет применена в случае несоответствия полученных результатов с целями и задачами проекта.

Оформление и описание хода и результатов проекта.

В конце каждого учебного года.

IV - ЭТАП ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ

Тематическое выступление с практической частью для педагогов ДОУ.

Оформление мастер-класса. Создание презентации.

педагогического совета ДОУ.

Участие в республиканском научно-методическом семинаре

Программа семинара. Сертификат участника.

Освещение в СМИ об опыте работы по внедрению проекта

Свидетельство о публикации

Участие в конкурсе педагогических проектов района.

Презентация проекта на муниципальном уровне.

Результат: участник конкурса.

Участие на районном конкурсе

Защита проекта на районном конкурсе.

Результат: победитель конкурса.

Открытое занятие с применением технологии синквейна на методическом объединении педагогов дошкольного образования Лямбирского муниципального района.

Вид проекта: Краткосрочный, тип - творческий.

Актуальность:

Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, мы пришли к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения.

Речь детей с речевыми нарушениями характеризуется лаконичностью, сухой, лишенной образности, яркости.

Это происходит из-за ряда особенностей в речевом развитии:

- низкий уровень сформированности словаря

- неверное употребление предложных конструкций

- изобилие аграмматизмов в речи

- низкий уровень сформированности связного высказывания.

Умелое владение речью – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит социальный статус ребенка, на протяжении всей жизни.

Одним из новых эффективных технологий развития речи ребенка является методика синквейн.

Проблема:

Дети с речевыми нарушениями испытывают трудности при овладении лексико-грамматическим строем речи: дети плохо запоминают лексическую терминологию, неадекватно её используют, не могут грамматически правильно оформить предложения и пр. Эти несовершенства не позволяют полноценно и качественно в дальнейшем усвоить учебную школьную программу в целом.

Дети, даже не имеющие речевой патологии, медленно актуализируют слова, долго их вспоминают (до 20 при норме 5-7 секунд, у них происходит сужение значения слов, замена названия частей предмета названием целого предмета, утрачиваются слова, обозначающие предметы и явления, которых в данный момент уже не наблюдают.

Объект исследования:Данный проект будет проводиться с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, а также с детьми с нормой развития речи.

Цель:совершенствование словарной работы, как основы развития речи в целом.

Гипотеза:Опыт работы с детьми подтверждает то, что раннее начало коррекции речевых нарушений и занятий по обучению грамоте способствует успешному преодолению ОНР и предупреждению вторичных нарушений.

В основу коррекционного воздействия положен принцип предупредительного подхода, разработанный профессором Р. Е. Левиной – это обязательная подготовка детей к обучению грамоте.

Создание синквейна предполагает умение детей пользоваться наглядно-графическим моделированием лингвистических единиц, в старших группах пользоваться знаниями построения предложений, составлением устных сочинений.

Для точного, полного выражения своих мыслей ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Коррекционная работа направлена на уточнение и расширение и дальнейшего совершенствования словаря по разным лексическим группам.

Состав участников проекта: 8 детей, 8 родителей, педагоги.

Основные методы и приёмы:

Словесные: объяснение, рассказ, беседа, напоминание, оценивание.

Наглядные: рассматривание схем, рисунков, картин.

Практические: упражнения подражательно-исполнительного характера,

упражнения конструктивного характера, упражнения творческого характера.

Задачи:

Образовательн ые:

- совершенствование навыка составления мини-сочинений;

- совершенствование грамматического строя речи;

- уточнение структуры предложения;

- совершенствование связных высказываний;

- развитие связной речи;

- развитие синтаксической стороны речи;

- развитие зрительного внимания и восприятия;

- развитие ассоциативного мышления;

- развитие творческого воображения;

Воспитательн ые:

- уважительного отношения друг к другу.

1. Подготовительный этап

2. Консультирование родителей по итогам диагностики.

6. Знакомство родителей и детей со структурой занятий

На подготовительном этапе после проведения диагностики детей и анкетирования родителей был разработан план необходимых мероприятий направленных на:

- пополнение и обогащение словарного запаса детей;

- развитие связного высказывания;

- развитие грамматического строя речи;

- развитие ассоциативного мышления.

2. Основной этап

2. Работа над структурой и грамматическим оформлением предложения. В течение проекта.

3. Игры на установление правильного расположения картинок, объединенных единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента. В течение проекта.

4. Игры эвристического характера, направленные на нахождение недостающего элемента ситуации среди предложенных (фоновых) картинок.

6. Ассоциативные игры.

7. Обучение детей составлению загадок в словарной работе.

8. Работа с родителями в обогащении словарного запаса детей.

9. Составление устных сочинений по лексическим темам.

10. Индивидуальная работа.

3. Заключительный этап

1. Диагностика детей.

2. Анкетирование родителей.

Ожидаемые результа ты:

Работа над созданием синквейна в логопедических группах для детей с ОНР дала следующие результаты в формировании устной речи:

- ускоренному накоплению словарного запаса;

- развитию грамматического строя речи;

- умению составлять ассоциативные предложения;

- умению составлять мини-сочинения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выполнила: ВЕЛИГОРСКАЯ ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

1. Паспорт проекта

2. Участники проекта. Модель взаимодействия

4. Актуальность темы. Гипотеза.

6. Дидактические задачи.

7. Этапы проведения проекта.

8. Значение синквейна в логопедической работе.

9. Ожидаемый результат.

11. Используемая литература.

Эпиграф: Даже мгновенное озарение

может стать той первой искрой,

из которой рано или поздно

возгорится пламя творческого поиска.

Паспорт проекта.

Тип проекта: информационно-практический.

По предметно-содержательной области: развитие речи.

По характеру контакта: открытый.

По характеру участия: учитель-логопед, ребенок, воспитатели, родители.

Условия реализации: интерес детей

Участники проекта:

Модель взаимодействия

Родители,Учите-логопед,Воспитатели,Дети

Цели проекта.

Повышение результативности работы по развитию речи с детьми с ОВЗ, посредством целенаправленного применения методики синквейна.

Актуальность темы.

· Несформированность компонентов языковой системы, незнание или не точное понимание и употребление значений слов, замена родовых понятий видовыми.

· Ограниченный лексический запас.

· Применение новых развивающих технологий, многие из которых можно использовать при коррекции речевых нарушений.

· Возможность выбора эффективных методик направленных на преодоление речевых нарушений.

Если применять методику синквейна в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, то у детей увеличивается словарный запас, речь становится богаче и ярче, развивается связная речь.

Принципы проекта.

Учет возрастных особенностей,Комплексно-тематический принцип
Систематичность и взаимосвязь

Дидактические задачи:

· Обогащать, актуализировать словарный запас

· Развивать творческие способности

· Развивать фразовую речь, ассоциативное мышление, критическое мышление

· Учить распространению предложений

· Изображать графически слова-предметы, слова-определения, слова-действия

· Уметь формулировать свое отношение к предметам и явлениям

Этапы и сроки проведения:

1. Подготовительный – сентябрь

2. Основной – с октября по апрель

3. Заключительный – май

2. Обследование словаря и связной речи

Анкета для родителей

Ø Как вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка?

Варианты: (родители, учреждение)

Ø Проводите ли Вы работу по совершенствованию речи ребенка?

Варианты: (Да, Нет)

Ø Хотели бы Вы освоить эффективные методики по развитию речи?

Варианты: (Да, Нет)

Ø Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? Исправляете ли Вы ошибки в речи своего ребенка?

Варианты: (Да, Нет)

Ø Интересуетесь ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи?

Варианты: (Да, Нет)

Ø Посещаете ли Вы групповые мероприятия?

Варианты: (Да, Нет)

Прежде чем познакомить детей с данной технологией, я объяснила воспитателям, что такое синквейн, для чего я планирую использовать его и каких результатов я планирую добиться, активно используя этот метод на занятиях. В сентябре, на рабочем совещании, вместе с воспитателями составляли синквейны на различные лексические темы.

Большое значение на данном этапе имеет работа с родителями. После проведения консультаций, обучающих семинаров родителям вместе с детьми предлагается написать синквейны на лексическую тему недели. Свои работы дети вместе со своими родителями оформляли в виде графических рисунков.

Что бы синквейны и графические образы не были безликими, похожими один на другой, мной было принято решение оформлять синквейн в картинке, которая соответствует изучаемой лексической теме.

Например: Осень – внутри листа; Зима – внутри елки и т. д.

Образы предметов помогают детям сосредоточиться на изучаемом материале. И в дальнейшем, по мере изучения следующих тем, возвращаться к созданным синквейнам, повторять, дополнять тем самым развивать память фантазию.

Проведение заключительного этапа работы над синквейнами предполагается в мае месяце.

Итого работы будет являться- книга синквейнов по изученным лексическим темам.

Опираясь на вышеизложенную информацию, можно утверждать, что синквейн – один из эффективных методов развития речи детей. В чём же его эффективность и значимость?

Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои

творческие, интеллектуальные возможности.

Синквейн является игровым приемом.

Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Использование синквейна в коррекции ОНР позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.

Применение данного метода позволяет развивать у детей следующие умения и навыки:

- добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

- формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; - использование синквейна оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.

Использование синквейна на занятиях позволяет учителю-логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями .

Ожидаемый результат:

Дети будут проявлять интерес к учебной деятельности. Овладеют исследовательскими навыками. Научатся самостоятельно рассуждать, классифицировать, обобщать, делать выводы. Значительно обогатится словарный запас, закрепятся в речи обобщающие понятия. Дети научатся устанавливать межпредметные связи.

Результатом данной деятельности будет являться развитие самоконтроля, критическое отношение к речи, правильное грамматическое оформление.

Использование технологии дидактического синквейна способствует достижению положительной динамики, увеличению коррекционного эффекта оказываемой логопедической помощи ребенку.

Список используемой литературы

1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.,Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.,1993г.

2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.; 2004г.

3. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д.,2011




Краткое описание документа:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Речь детей с речевыми нарушениями характеризуется сухостью, лишена образности, яркости. Это происходит из-за ряда особенностей в речевом развитии.

Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений. Одним из таких эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет довольно быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

«Методическое пособие по использованию технологии синквейн в коррекционной работе


Г.Павлодар, 2017 г./ж.

Непременным условием для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Речь детей с речевыми нарушениями характеризуется сухостью, лишена образности, яркости. Это происходит из-за ряда особенностей в речевом развитии.

Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений. Одним из таких эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет довольно быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Итак что же такое синквейн??

Изначально синквейн возник в США как стихотворная форма. Разработала его в начале 20 века американская поэтесса Аделаида Крэпси, опираясь на японскую поэзию. Традиционный синквейн состоит из пяти строк. Нас, учителей-предметников, интересует дидактический синквейн – приём технологии критического мышления через чтение и письмо.

Итак, мы с вами сегодня познакомимся с методическим приемом, который называется синквейн

СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии.
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

СИНКВЕЙН – это средство творческого самовыражения.

Для чего используется:

обогащает словарный запас;

подготавливает к краткому пересказу;

учит формулировать идею (ключевую фразу);

позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

получается у всех.

Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которых учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

Пятая строчка – это слово-резюме, слово-ассоциация, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Цель применения синквейна в коррекционной работе с детьми с ОНР – совершенствование словарной работы, как основы развития речи в целом, формирование у детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

• Какой? - Что бывает таким же?

• Что делает? - Что (кто) делает так же?

• На что похоже? - Чем отличается?

Актуальность выбранной темы

Синквейн используется на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития.

Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы.

Синквейн в коррекционной работе с детьми с ОНР совершенствует словарную работу.

Учит определять грамматическую основу предложений.

Развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.

Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Детям предлагается определённый алгоритм, предложенный автором данной технологии В. М. Акименко, который помогает составить рассказ на любую лексическую тему. Лексические темы, которые усваивают дети коррекционной группы, служат темами синквейнов.

Технология синквейн – открывает новые возможности; современная практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу воспитателя.

- гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на развитие речи детей и обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход.

- способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

- является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

- носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

Теоретическая база исследования

В логопедической практике присутствуют трудности в обучении связной речи, так как неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование неречевых психических процессов (память, внимание, мышление). Данная технология не только развивает и обучает детей но и заинтересовывает их, что положительно влияет на мышление, память, внимание.

История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике стал внедряться с конца 1990-х годов, благодаря группе энтузиастов Фонда правовых реформ. Основная задача синквейна научиться мыслить максимально емко, при этом необходимо также уметь кратко и понятно выражать свои мысли.

Н.Терентьева указывает, что слово синквейн происходит от французского “пять". Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам. Правила составления синквейна: первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею, вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль, третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы, четвертая строка -предложение из нескольких слов, показывающая отношение к теме, пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия, изучения темы, проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.

На следующем этапе задания усложняются:

• составление краткого рассказа по готовому синквейну;

• коррекция и совершенствование готового синквейна;

• анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части – синквейн –загадка(например, дан синквейн без указания темы, но так чтобы другие догадались, о чем идет речь) и т. п.

2. Круглый, гладкий

3. Прыгает, катится, сдувается

4. у меня есть круглый, гладкий мяч.

Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра.

Синквейн можно составлять как на индивидуальных, групповых занятиях, так и на занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно.

На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме.

При составлении синквейна можно использовать такие варианты работы как: составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);

составление синквейна по прослушанному рассказу;

коррекция и совершенствование готового синквейна;

анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы (первой строки) — на основе существующих строк необходимо ее определить).

Читайте также: