Как развивалась система образования в 19 веке каковы достижения и в чем причина недостатков кратко

Обновлено: 05.07.2024

Аватар

В 1803-1804 гг. Александр I издал указ, заложивший основы единой системы народного просвещения в России. Вся страна была поделена на 6 учебных округов с университетами в центральных городах. На ряду с уже существовавшими Московским, Виленским и Дерптским университетами появились новые: Харьковский и Казанский; В Петербурге открылся Педагогический институт, позже преобразованный в университет. В 1804 г. университеты согласно новому уставу получили довольно широкую автономию: хозяйственными и учебными делами ведал совет, состоявший из профессоров; профессор сам выбирал свое начальство. Был открыт путь к образованию детей разных сословий. Приходские училища для крестьянских детей (учили читать, писать, считать, преподавали Закон Божий); уездные училища для детей мещан уездных городов (арифметика, грамматика, основы истории, географии, физики); гимназии для дворянских детей, где предметы изучались более полно и основательно. Из гимназий открывался путь в университет. Между степенями образования сохранялась определенная преемственность. Однако большая часть финансирования уходила на содержание университетов и гимназий.

Правда, система народного просвещения, созданная в 1804 г. Александром I, дала народным низам не слишком много: приходские школы для крестьянских детей так, по сути, и не появились, да и уездных училищ было открыто явно недостаточно. В начале XIX в. один учащийся приходился на 330 жителей империи, в 1856 г. — на 143. Лишь в ходе реформы государственных крестьян П.Д. Киселёва появилась первая достаточно массовая сеть учебных заведений — около 2 тыс. сельских училищ.

Зато в 1804 г. Россия получила неплохие гимназии и отличные университеты. Глубокие знания давали привилегированные средние учебные заведения — лицеи, например Царскосельский. Хотя в университетах, лицеях и гимназиях получали образование по преимуществу дворяне, обучение в них стало несравнимо более серьёзным, чем в XVIII в.

В период правления Николая I наступает реакция в области просвещения. В основу образования была положена теория официальной народности. Таким образом, из университетов были изгнаны такие науки как философия, политическая экономика и др. В начальных и средних учебных заведениях особое внимание стали обращать на религиозное и нравственное воспитание. Была нарушена преемственность между ступенями образования.

В 1835 г. был принят университетский устав, согласно которому университеты почти полностью лишились автономии. Ученый совет сохранил право выбора руководства университета и профессоров, однако утверждал их в должности министр просвещения, который мог отклонить предложенную кандидатуру и назначить того, кого считал нужным. Несмотря на это, министр просвещения Уваров добился увеличения отчислений на образование; расширял сеть учебных заведений, прежде всего гимназий. Создавались неплохие учебники.

В 19 веке образование претерпевало большие изменения. Образовательные учреждения стали более демократичны. Право на обучение стали иметь дети мещанского и крестьянского происхождения. Повсеместно развивалось женское образование. Открывались училища, курсы, пансионы для девочек.

Содержание статьи

Обычно ученики были предоставлены сами себе и занимались лишь зубрежкой книг

Ступени образования

Образование в 19 веке имело ступенчатую форму. Сначала ученику предстояло окончить начальное общеобразовательное учреждение, потом среднее общеобразовательное и последний этап – поступление в университет.

Начальные общеобразовательные учреждения состояли из приходских, уездных и городских училищ, воскресных школ и школ грамотности. При этом ученику следовало сначала отучиться в приходском, а затем в уездном училище и лишь потом он имел право поступать в гимназию.

Средними общеобразовательными учреждениями являлись гимназии и пансионы. Различались классические, реальные, военные гимназии. Гимназии по значимости представляли собой современную среднюю школу, которую необходимо закончить перед поступлением в вуз. Обучение в этих учреждениях занимало семь лет.

Поступить в образовательное учреждение имели право представители всех сословии. Однако в школах и училищах учились дети низших сословий, а в пансионах и лицеях – дети высокопоставленных людей. Такая форма образования была заложена Александром I, позже изменена Николаем I, и вновь восстановлена Александром II.

Предметы изучения

План обучения на протяжении века часто изменялся. Это касалось как гимназии, так и училищ.

Приходские и уездные училища официально имели программу обучения такую же обширную, как и в гимназиях. Но на деле не выходило выполнять установленный план. Начальные общеобразовательные учреждения были отданы под попечение местных чиновников, которые в свою очередь не стремились заботиться о детях. Не хватало кабинетов и учителей.

В приходских училищах учили чтению, письму, простым правилам арифметики и основам закона Божьего. В уездных учреждениях изучали более широкий курс: русский язык, арифметика, геометрия, история, черчение, геометрия, чистописание и закон Божий.

В гимназиях преподавались такие предметы, как математика, геометрия, физика, статистика, география, ботаника, зоология, история, философия, литература, эстетика, музыка, танцы. Ученики помимо русского языка изучали немецкий, французский, латинский, греческий. Некоторые предметы носили факультативный характер.

В конце 19 века уклон в образовании стал делаться на прикладные дисциплины. Стало востребовано техническое образование.

Процесс обучения

В 19 веке в гимназиях и училищах время обучения делилось на уроки и перемены. Ученики приходили на занятия к 9 часам или ранее. Заканчивались уроки в 16 часов, в некоторые дни в 12. Обычно раньше всего обучение завершалось в субботу, но в некоторых гимназиях такими днями была среда. После уроков неуспевающие ученики оставались на дополнительные занятия, чтобы подтянуть оценки. Также была возможность остаться на факультативные курсы.

Более тяжело приходилось тем ученикам, которые жили в пансионах. Их день был расписан буквально по минутам. Распорядок дня в разных пансионах немного различался. Примерно выглядел он так: подъем в 6 утра, после умывания и одевания ученики повторяли уроки, затем шли завтракать и после начинались уроки. В 12 часов был обед, после которого снова начинались уроки. Заканчивались занятия в 18 часов. Ученики немного отдыхали, перекусывали, делали уроки. Перед сном ужинали и умывались.

Культурный расцвет в России во многом оказался возможным из-за успехов в развитии образования. В начале XIX века государство характеризовалось огромным числом неграмотных людей, причем не только среди крестьян и мещан, но и среди купечества и даже дворян.

Поэтому эффективность управления государством также была низкой и существенно отставала от уровня западных стран. Царь Александр I и правительство осознавали существующую проблему, так что было решено создать единую систему образования, состоящую из четырех ступеней:

  • одноклассные церковно-приходские школы – для низших слоев населения,
  • уездные двухклассные училища – для горожан, мещан и купцов,
  • четырехклассные губернские гимназии – для дворян,
  • университеты и другие вузы.

Развитие образования в России в XIX веке

Реформа образования проходила достаточно быстро, а после отмены крепостного права в 1861 году в так называемое пореформенное время – она стала развиваться просто стремительно.

За сравнительно короткий период грамотность населения России возросла с 7% до 22%. Уже к концу XIX века в России было около 30 тысяч студентов, которые обучались в 63 вузах, в том числе 10 университетах

Следует также отметить, что в 1819 году уже начало развиваться женское образование. Но его активное развитие пришлось на 1869 год, когда в Москве стартовали Лубянские высшие женские курсы. В 1870 году открылись петербургские Аларчинские курсы, а Бестужевские женские курсы в Петербурге были особенно популярны у молодых девушек.

Но женское образование по своему качеству оставалось существенно хуже остального, так что российские девушки предпочитали обучаться за границей, к примеру, в университете Цюриха

Российская наука XIX века

Вполне закономерно, что успешная реформа образования привела к существенному расцвету науки. Российские ученые рассматриваемого периода подарили мировому сообществу целую плеяду выдающихся научных открытий.

Математика

В XIX веке великий математик Н.И. Лобачевский создал неевклидову геометрию, которая содержала в себе иной взгляд на природу пространства. До этого открытия более 2 тысяч лет математики основывались на учениях древнего ученого Евклида.

А.А. Марков разработал одноименные цепи (цепи Маркова), которые легли в основу нового направления – теории вероятностей.

Химия

Огромный вклад в эту науку сделал Д.И. Менделеев, открывший периодический закон химических элементов. Его знаменитая таблица до сих пор актуальна среди современных ученых.

Н.Н. Зинин изобрел новый метод получения ароматических аминов, сумев впервые в истории синтезировать анилин и хинин.

Знаменитый химик А.М. Бутлеров сформулировал теорию химического строения вещества, ставшую основой современной органической химии. Этот же ученый впервые исследовал реакции полимеризации.

Биология и медицина

Н.Ф. Склифосовский разработал способы использования антисептического метода при операциях, что позволило значительно сократить смертность больных в процессе хирургического вмешательства.

Физика

Особенно значим вклад русских физиков в исследованиях электричества. Например, электрическая дуга, открытая В.В. Петровым, активно применяется в настоящее время на практике.

Э.Х. Ленц сформулировал правило определения направления индукционного тока, получившее впоследствии его имя. Также он экспериментально обосновал закон Джоуля-Ленца.

Б.С. Якоби изобрел электродвигатель. Он же совместно с П.Л. Шиллингом создал электротелеграф – первый телеграфный записывающий аппарат, который после обслуживал линию Петербург – Царское село.

Русские ученые-физики сделали весомый вклад в создание теории электролиза, построение электронной, атомной и квантовой физики.

Помимо перечисленных наук российские ученые имеют замечательные достижения в астрономии, истории, географии, языкознании и философии. А отечественные психология и социология пока находятся в стадии активного становления

Успешное завершение Отечественной войны повлияло на самосознание русского народа. Дворяне и простые солдаты, которые увидели уровень развития европейских государств, стремились осуществить такие же грандиозные преобразования на Родине. Для развития государства требовались грамотные специалисты, поэтому Александр 1 принял решение реформировать сферу образования и науки. В первой половине 19 века началось активное строительство учебных заведений.

Наука и образование в первой половине 19 века

Система образовательных учреждений

Приходские и уездные училища

Приходские училища.

Первой ступенью образования являлись приходские училища. Эти учебные заведения создавались для обучения низших слоёв населения, то есть крепостных. Организации учреждались при церквях в городах и деревнях и содержались только за счёт финансирования местного населения. Неудивительно, что часто заведения находились в плачевном состоянии.

Обучение в приходских училищах велось в течение 1 года. В одном классе одновременно могло находиться от 30 до 70 человек. При этом возраст учеников был разным, от 6 до 14 лет. В приходских училищах преподавали всего 4 дисциплины:

  1. Божий закон.
  2. Чтение.
  3. Письмо.
  4. Правила арифметики.

Уездные училища были второй ступенью образования. В них обучалось свободное городское население: дети ремесленников, торговцев и зажиточных крестьян. В течение 2 лет студенты изучали 15 предметов. По поручению Министерства просвещения в программу были добавлены:

  • география;
  • физика;
  • естествознание.

Уездные училища задумывались как подготовительный этап перед поступлением в гимназию. Заведения финансировались государством, поэтому в них преподавали более образованные наставники, использовались учебники.

Городские гимназии

Городские гимназии

Дети дворян и чиновников получали образование в гимназиях. В этих заведениях готовили будущих сотрудников государственного аппарата, поэтому программа обучения была непростой. Гимназисты закреплялись за учебным заведением на 4 года. Программа образования в учебном заведении состояла из циклов. Информация по дисциплинам отражена в таблице:

В гимназиях была введена должность классного надзирателя, задача которого сводилась к наблюдению за поведением учеников. Все преподаватели делились на младших и старших.

Университеты и лицеи

Университеты считались высшей ступенью образования. Учиться в этом заведении могли только дети дворян и чиновников. К началу правления Александра 1 в Российской империи было всего 3 университета:

Университет в Санкт-Петербурге

  1. Московский.
  2. Дерптский.
  3. Виленский.

Но уже в 1805 г. высшие учебные заведения открылись в Харькове и Казани, а в 1819 г. в Санкт-Петербурге. Университеты были прекрасно оборудованы. В них были просторные классы, богатые библиотеки и лаборатории, но наблюдалась проблема с нехваткой учеников. Провинциальные дворяне настороженно относились к новым учебным заведениям и предпочитали обучать детей на дому.

Активно развивалась система женского образования. В Москве действовал Институт Благородных Девиц, в который принимали девушек из дворянских семей. Несмотря на большое количество учебных дисциплин, акцент был сделан на эстетические предметы, такие как рисование, танцы и музыка.

Система образования при Николае 1 существенно изменилась. Новый правитель ввёл жёсткую сословную политику. Он запретил крепостным учиться в образовательных учреждениях высшего и среднего звена, преемственность заведений была отменена. За образованием дворянских детей новый император следил особенно внимательно. Вольнодумство не допускалось, студентов учили смирению и служению государству.

Развитие науки

Благодаря реформам императора в России, наука в 19 веке начинает активно развиваться. Отечественные учёные сделали ряд важных открытий. Например, И. Лобачевский создаёт неевклидовую геометрию. И. Зинин впервые синтезирует анилин, а братья Черепановы создают паровоз. В начале XIX века был открыт метод гальванопластики и способ использования электрических зарядов для освещения помещений и плавки металлов.

В начале XIX века сделано много географических открытий. Например, Крузенштерн и Лисянский совершают первое кругосветное путешествие. В 1819 г. Беллинсгаузен и Лазарев открывают Антарктиду. Были исследованы отдалённые материки и острова.

Читайте также: