Что такое межпредметный проект в доу

Обновлено: 05.07.2024

Использование педагогических методов, способствующих адаптации учащихся к условиям современного информационного общества, становится приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Одним из возможных путей личностно ориентированного обучения, основанных на интеграции информационно- коммуникационных технологий с образовательной технологией – метод проектов. Использование метода проектов на основе межпредметных связей способствует высокой мотивации к саморазвитию и постижению нового у учащихся в различных областях познания.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Суть его остается прежним – стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления. Это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат готовый к внедрению.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве с проблемным и исследовательским методом обучения, а также с использованием межпредметной связи (например: история и информатика).

В педагогической литературе имеется более 30 определений категории “межпредметные связи”. Существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации. Так, большая группа авторов определяет межпредметные связи как дидактическое условие, причем у разных авторов это условие трактуется неодинаково. Например: межпредметные связи выполняют роль дидактического условия повышения эффективности учебного процесса (Ф.П. Соколова); межпредметные связи как дидактическое условие, обеспечивающее последовательное отражение в содержании школьных естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе (В.Н. Федорова, Д.М. Кирюшкин).

Ряд авторов дает такие определения межпредметных связей: “Межпредметные связи есть отражение в курсе, построенном с учетом его логической структуры, признаков, понятий, раскрываемых на уроках других дисциплин” или “Межпредметные связи представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин тех диалектических взаимосвязей, которые объективно действуют в природе и познаются современными науками”.

Разнообразие высказываний о педагогической функции межпредметных связей объясняется многогранностью их проявления в реальном учебном процессе. Кроме того, сказывается недостаточный учет связи педагогики с другими науками.

Рассмотрим теперь классификацию межпредметных связей, так как правильная классификация, отображая закономерности развития классифицируемых понятий, глубоко вскрывает связи между ними, способствует созданию научно-практических предпосылок для реализации этих связей в учебном процессе. Итак, рассмотрим формы межпредметных связей в виде схемы:

Хронологические – это связи по последовательности их осуществления

(Мотив —> Цель —> Средства —>Действия —> Результат1).\

Хронометрические – это связи по продолжительности взаимодействия связеобразующих элементов (Результат1 —> Мотив —> Цель —> Средства —>Действия —> Результат2).

Вышеприведенная классификация межпредметных связей позволяет аналогичным образом классифицировать внутрикурсовые связи (например, между физикой, математикой, информатикой – курса физики; связи между неорганической и органической химией – курса химии. ), а также внутрипредметные связи между темами определенного учебного предмета, например физики, органической химии, новейшей истории. Во внутрикурсовых и внутрипредметных связях из хронологических видов преобладают преемственные и перспективные виды связей, тогда как синхронные резко ограничены, а во внутрипредметных связях синхронный вид вообще отсутствует.

Приведём пример использования метода проектов на основе межпредметных связей по предметам информатике и истории во внеурочной деятельности с учащимися 5 классов. Учащиеся активно используют совместный сбор информации по выбранной теме прибегая к информационно-коммуникативным технологиям.

Для представления результатов своих проектных работ учащиеся используют программу MS Power Point. В учебном курсе информатике в 5 классе I полугодия не изучается тема “Мультимедийная презентация Power Point”, но метод проектов предусматривает самостоятельное изучение и углубление учебного материала.

В процессе разработки проекта организована совместная работа учеников и учителей, это способствует формированию ключевой компьютерной грамотности учащихся, готовность к применению средств ИКТ.

Используя разработанный учителями алгоритм создания проекта, учащиеся создали презентацию на тему “Моя малая Родина”, – посвященная 25-летию г.п. Федоровский. Итак, рассмотрим алгоритм создания проекта:

1 этап (мотив). Научить учащихся 5-х классов работать с источниками различных видов информации, используя ИКТ.

2 этап (Цель). Ознакомить учащихся среднего и старшего звена с историей развития г.п. Федоровский.

3 этап (средства). Использование информационных устройств (компьютера, сканера, цифрового фотоаппарата), СМИ, историческая литература, глобальная сеть Интернет.

4 этап (Действия).

  • поиск информации в печатных источниках;
  • поиск книг в библиотеке;
  • поиск информации в Интернете;
  • отбор информации из текста;
  • сбор и отбор графической, звуковой информации в соответствии с темой работы;
  • использование информационных устройств для сбора информации;

5 этап (Результат). Готовая к просмотру информация в виде мультимедийной презентации .

Метод проектов на основе межпредметных связей является повышением внимания к личностным результатам обучения и развитию: способности у учащихся к саморазвитию, умению самостоятельно расширять свои знания и творчески применять их на практике в различных областях, применения новых средств ИКТ, личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Таким образом, выше описанные технологии можно применять в различных предметных областях (физики, математики, химии, биологии, истории и т.д.), что позволяет добиться у учащихся развития познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развития критического и творческого мышления.

Использование компьютера для создания обемного междисциплинарного географического проекта для заинтересованности дошкольников, их знакомства с географией Земли, элементарными представлениями по аспектам культурологии, этнографии, экологии современного мира.

ВложениеРазмер
statya_ispaniya.doc 37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта реализации междисциплинарных проектов

Еще задолго до встречи со школой, где бывшие воспитанники детских садов начнут изучать географию по школьным учебникам, можно познакомить дошкольников с этим предметом, увлечь рассказами о дальних удивительных странах, народах, их населяющих.

В начале каждого сентября мы встречаемся с детьми, возвращающимися в детский сад после летнего отдыха, во время которого многие из них совершали интересные путешествия и, часто, – за границу. Ребята полны яркими впечатлениями о своих поездках и спешат поделиться с нами.

На занятиях по изодеятельности дети вместе с преподавателем рисовали, клеили, делали коллажи пейзажей дальних стран, элементов национальных костюмов, игрушек или животных, обитающих в этих уголках Земли. Кроме таких настольных занятий в группе была осуществлена постановка театрализованного представления по корейской народной сказке с участием детей, одетых в привезенные национальные корейские костюмы. Педагог по физкультуре предлагал на занятиях элементы подвижных национальных игр. Во время музыкальных занятий дети слушали музыку композиторов разных стран.

Тему знакомства с зарубежными странами продолжали компьютерные занятия. В нашем детском саду преподавание осуществляется на компьютерах фирмы Macintosh в программе Kid Pix. Macintosh очень прост в изучении и имеет все виды встроенных высокотехнологических возможностей (звуковое сопровождение, создание мультипликационных проектов и пр.). Одно из основных преимуществ данного компьютера в том, что все команды выведены на экран, и не нужно запоминать ряд комбинаций клавиш, чтобы войти в определенную программу или на задание. Нашей задачей является не изучение компьютерной программы Kid Pix, а использование ее игрового содержания для развития детей. Разрабатываемые нами задания для занятий на компьютере, учитывают возможности детей каждого возраста.

Создавая объемный междисциплинарный географический проект, мы стремились заинтересовать наших малышей и познакомить их с географией Земли, дать им элементарные представления по аспектам культурологи, этнографии, экологии современного мира.

Положительным итогом обучения дошкольников по междисциплинарному географическому проекту явилось то, что наряду с использованием и усовершенствованием всего объёма технических навыков работы на компьютере, дети закрепляли полученную информацию по основам географии зарубежных стран, активизировали свой словарный запас, закрепляли чувства достигнутого успеха и положительные эмоции, с ним связанные.

Результаты нашей работы показали, что применение новых информационных технологий, в том числе и компьютерных в дошкольном образовании, – это еще одно новое средство воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирование у него психологической готовности к жизни в информационном обществе.

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми, тем более в рамках дополнительного образования. На сегодняшний день существует большое количество дополнительных образовательных программ. Дети, успешно овладевающие программным материалом основной образовательной программы нашего учреждения по математическому развитию, проявляют желание посещать дополнительные занятия. Увеличение нагрузки заставляет задуматься над тем, как поддерживать у детей интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всей дополнительной образовательной деятельности. В связи с этим, нами ведутся поиски новых эффективных форм и методов обучения, а также таких методических приемов, которые могли бы заинтересовать и активизировать дошкольников, стимулировали бы их к самостоятельному поиску знаний.

Всё это ориентировало нас на использование межпредметных связей в разработке конспектов образовательной деятельности по дополнительному математическому развитию. Межпредметные связи выступают в качестве необходимого условия эффективного развития детей. Объединение в одной образовательной деятельности знаний и умений из разных областей является реализацией на практике межпредметных связей.

В своей деятельности используем интеграцию двух и более образовательных областей:

- математика (Познавательное развитие) и музыка (Художественно – эстетическое). Это различные песни, отражающие содержание математических единиц, временных и пространственных отношений.

- Математика (Познавательное развитие) и рисование (Художественно – эстетическое).

В основе лежит понимание детьми абстрактных математических понятий через конкретные образы искусства. У дошкольников тип мышления наглядно-образный, наглядно-действенный, т. е. они способны воспринимать те объекты и явления окружающей действительности, которые можно увидеть, потрогать и т. д. Абстрактные понятия такие, как количество, время и т. д. увидеть нельзя, в руки не возьмешь; их детям надо преподносить через конкретный образы изобразительного искусства – ознакомление с произведениями архитектуры, графики, занятия дизайном, знакомство с творчеством художников и др.

- Математика (Познавательное развитие, развитие речи (Речевое развитие) и физкультура (Физическое развитие).

- Расскажи, кого первым (вторым, третьим и т. д.) увидел щенок?

Продолжаем учиться перестраиваться из одной колонны в две, группироваться по двое, трое, четверо, работать парами, тройками.

Требования к структуре интегрированной образовательной деятельности:

• чёткость, компактность, сжатость учебного материала;

• продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы;

• взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых образовательных областей на каждом этапе ОД;

• большая информативная емкость образовательного материала;

• систематичность и доступность изложения материала;

• необходимость соблюдения временных рамок

В процессе обучения на дополнительных интегрированных занятиях по математическому развитию используем различные методы и приемы. Наиболее эффективны из них следующие :

- сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;

- разнообразные творческие, дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые игры.

Таким образом, интеграция, как педагогическая технология, носит межпредметный характер, определяется своей целостностью, выступает в дополнительном образовании по математическому развитию эффективным средством развития ребёнка.

1. Безрукова B.C. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. научных трудов. Свердловск, 1990.

2. Каратаевой Н. А., Киселевой Т. М. Интеграция содержания образовательного процесса в дошкольном учреждении : Метод, рек. для студ. ф-тов дошкольной и соц. педагогики и психологии / Под ред. Шадринск, 2002.

3. Лаптева В. А. Взаимодействие музыкального и математического компонентов общего образования дошкольников. Автореферат

дис. канд. пед. наук. М., 1999.

4. Павленко И. Н. Интегрированный подход в обучении дошкольников // Управление ДОУ. 2005 № 5.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст)

Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст) Современный педагог всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Межпредметные (интегрированные) занятия с дошкольниками с проблемами в речевом развитии, как средство всестороннего воспитания и образования воспитанников с ОВЗ в ДОУ

Подготовила: учитель-логопед

Словохотова Лариса Геннадьевна

По данным мировой статистики число речевых расстройств растет, соответственно актуальность проблемы обучения и воспитания, коррекции речевых нарушений принимает глобальный характер.

Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, являющемся сенситивным периодом развития речи. Увеличивается количество дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи различной этиологии или недоразвитие отдельных компонентов устной речи. В последние годы отмечается рост частоты заикания у детей, который связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребенка.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности), что в свою очередь негативно отражается на полноценном всестороннем развитии ребенка.

Организация учебно-воспитательного процесса в современных инновационных условиях требует от педагогов совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении содержания, форм и методов организации познавательной деятельности детей.

Федеральные государственные образовательные стандарты обязывают педагогов дошкольных учреждений искать новые методы обучения и подачи информации не только для детей с нормой в развитии, но и для детей с ОВЗ. Это обусловлено необходимостью индивидуального подхода к каждому ребенку, который позволяет выявить его интересы, способности, творческие задатки. Одним из способов реализовать это требование является внедрение интегрированных занятий в детском саду.

В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

Позволю себе напомнить коллегам:

Все занятия в детском саду подразделяются на предметные и метапредметные (или межпредметные).

И если предметные занятия - это занятия узкой направленности, то под метапредметным занятием подразумевают сочетание разных понятийных баз. То есть дети на таких занятиях развивают в себе способность рассматривать одно и то же понятие с разных точек зрения.

Межпредметные занятия , в свою очередь, делятся на:

Комбинированные занятия - это совокупность различных форм занятий или различных тем, не имеющих между собой взаимосвязи. Пример: сначала дети рисуют на произвольную тему, а потом танцуют под музыку, никак не связанную с темой рисования. Такое занятие используется для развития разных навыков ребёнка.

Комплексное занятие - это занятие, которое последовательно сочетает в себе разные формы и методы образовательного процесса, объединённые общей темой. Тема будет присутствовать во всех последовательно сменяющих друг друга видах деятельности, сопровождая их и помогая запомнить и осознать термины. Но главное - развитие навыков воспитанников.

Понятийная граница между интегрированным и комплексным занятиями весьма расплывчата, поэтому многие часто подменяют одно понятие другим, что не является правильным.

Интегрированные и комплексные занятия

общие черты

Целью интегрированных и комплексных занятий, построенных на междисциплинарной связи понятий, должно быть разностороннее изучение объекта (предмета или явления), осмысленное восприятие окружающего мира, приведение сформированных знаний в соответствующую систему, побуждение фантазии, творчества и интереса, поддержание положительно-эмоционального настроения.

Занятия, которые включают междисциплинарные знания, достигают эффективности, если реализуются такие дидактические условия их организации и проведения:

· построение интегрированных и комплексных занятий на основе концентрации содержания вокруг одной темы

· конкретизация заданий на каждом из этапов занятия

· последовательное формирование понятий и умений с общим содержанием

· рациональное использование разнообразных средств активизации познавательной деятельности детей.

Комплексное и интегрированное занятия обязательно являются тематическими, в них избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности.

Следовательно, в интегрированном и комплексном занятиях предусматривается наличие разных видов деятельности детей, объединения знаний из разных отраслей.

Но эти типы занятия существенно отличаются один от другого, хотя оба опираются на междисциплинарные (межпредметные) связи.

Комплексное занятие предусматривает эпизодическое включение в него вопросов и заданий из разных дисциплин, из разных видов деятельности. Это способствует углубленному восприятию и осмыслению конкретного понятия.

Также считается, что основной целью интегрированных занятий является создание условий для всестороннего рассмотрения детьми конкретного объекта, понятия, явления, формирования системного мышления, пробуждения воображения, позитивного эмоционального отношения к познанию.

Интегрированное занятие - это занятие, которое рассматривает тему цельно, соединяя в себе несколько форм и методов раскрытия направленности путём их взаимного проникновения друг в друга.

Интегрированное занятие включает в себя приемы , направленные на раскрытие сути определенной темы, посредством приложения к ней нескольких видов деятельности, которые являются взаимопроникающими и взаимодополняющими.

Технология интегрированного занятия в ДОУ позволяет выполнить основную задачу дошкольного обучения в принципе – раскрыть тему полно и глубоко, но при этом сделать занятие минимально продолжительным. Это позволяет не перегружать детей и оставлять больше времени для других мероприятий, например, прогулок и подвижных игр. Кроме того, это положительно отражается на мотивации к обучению, поскольку интегрированное занятие, помимо непосредственно подачи нового материала, предусматривает активное включение в него детей посредством элементов игры, которая, как известно, является ведущим видом деятельности дошкольника.

Целью интегрированного занятия является разностороннее, осознанное изучение понятия, предмета или явления с помощью комбинации видов деятельности – творческой, художественной, игровой, доступной детям дошкольного возраста.

Интегрированные занятия имеют отличительные особенности.

- Это четкость, компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.

- Особенностью является логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов.

Принцип интеграции требует отбора содержания образования, обеспечивающего целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. На таких занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности, например, рассматривание такого понятия, как "настроение", с помощью произведений музыки, литературы, живописи. Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой, и между ними был связующий элемент – образ.

Учитывая особенности мышления детей дошкольного возраста, на занятии необходимо использовать большое количество разнообразного наглядного материала и атрибутов (выставки картин, репродукций, предметов быта, поделок, элементы костюмов). Их следует распределить так, чтобы дети могли свободно подойти к ним, рассмотреть и использовать.

Важной особенностью интегрированного занятия является смена динамических поз и видов детской деятельности.

Во время занятия предполагается использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, изготовлением декораций, атрибутов к игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием.

Учитывая, что интегрированное занятие ведут, как минимум, два педагога, при его планировании и проведении важно координировать деятельность, например, учителя-логопеда, воспитателя и других специалистов.

- необходимо согласовать свои учебные планы для того, чтобы наметить время изучения общих для разных образовательных областей тем. При этом каждый педагог должен продумать содержание материала для своей образовательной области, методы и средства обучения.

- в процессе подготовки к занятию также необходимо провести взаимные консультации педагогов по вопросам изучения одних и тех же тем. Это поможет выделить главную цель интегрированного занятия, определить знания из других областей, способствующих усвоению основного материала, исключить дублирование, определить оптимальную нагрузку различными видами деятельности детей на занятии.

Погружение в тему требует не только слаженной работы всех педагогов детского сада, но и организации эффективного взаимодействия с родителями воспитанников. О готовящемся интегрированном занятии, его теме и содержании им сообщается за месяц до проведения. Педагоги дают родителям рекомендации, чем они могут заняться с ребенком в домашних условиях в целях подготовки к занятию. По желанию родители принимают участие в подготовке к проведению интегрированного занятия (принимают участие в организации экскурсий с детьми в музей и выставочные залы картинной галереи, подбор книг, иллюстраций, фотоальбомов, вместе с детьми изготавливают различные поделки для выставок, атрибуты для игр и пр.).

При планировании необходимо знать отличия комплексного занятия от интегрированного. Повторюсь:

Комплексное занятие — это занятие, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними, при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет.

Интегрированное занятие — это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития.

Общие рекомендации

Планируя в своей работе проведение интегрированных и комплексных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки как детей, так и педагога. Соответственно, ежедневное проведение таких занятий является колоссальной нагрузкой, прежде всего на педагога.

При подготовке интегрированного и комплексного занятий необходимо знать основные требования к планированию и организации их проведения :

· выделить в программе из каждой дисциплины (сферы жизнедеятельности) подобные темы или темы, которые имеют общие аспекты;

· выявить связи между подобными элементами знаний;

· изменить последовательность изучения темы, если в этом есть необходимость;

· учесть специфические задания в процессе изучения темы для каждой из дисциплин;

· планируя занятие, сформулировать основную цель и задание;

· смоделировать занятие (анализ, отбор, проверка) содержания занятия, наполнить его материалом, который отвечает цели занятия;

· выявить оптимальную нагрузку детей (умственная, физическая, речевая деятельности и др.).

Проведение интегрированных и комплексных занятий предоставляет широкие возможности относительно использования разнообразной наглядности на занятиях.

Преимущества интегрированных занятий заключаются в том, что они:

• способствуют повышению мотивации обучения,

формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

• в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы,

интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;

• углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне, гармонически и интеллектуально развитой личности;

• основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения воспитанников в различных предметах;

• эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения и др.

Педагогические возможности интегрированного занятия

1. Формирование в единстве знаний и умений по теме занятия

2. Коммуникативные знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения.

3. Повышение интереса к учению

4. Снятие напряженности, страха, неуверенности

Методические рекомендации

Требования к структуре интегрированных занятий, которые должен учитывать педагог

· Четкость, компактность, сжатость учебного материала

· Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия; взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом занятии

· Систематичность и доступность изложения материала

· Необходимость соблюдения временных рамок занятия

Алгоритм подготовки интегрированного занятия:

· Выбор объекта интеграции.

· Отбор компонентов интеграции.

· Выбор структуры занятия.

· Отбор методов интегрирования.

· Отбор компонентов интеграции.

В интегрированном занятии могут объединяться содержания из различных областей: природа, художественная литература, произведения изобразительного искусства и музыка, явления и события окружающей действительности.

Педагог должен предвидеть трудности проведения интегрированного занятия.

• сложность отбора учебного материала;

• подробное структурирование занятия;

• согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

Использование в практике работы с детьми с ОВЗ данных методических рекомендаций позволит педагогам наиболее успешно развивать ребенка, так как интегрированное занятие решает не множество отдельных задач, а их совокупность, что усиливает восприятие ребенком материала, предложенного взрослым.

В заключение хочется ещё раз обратить ваше внимание на актуальность проведения интегрированных занятий

1. Мир, окружающий детей, познается ими на интегрированных занятиях в его многообразии и единстве

2. Интегрированные занятия побуждают к активному познанию окружающей действительности

3. Интегрированные занятия снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности

4. Высвобождается время для дополнительных занятий практической направленности

5. Интеграция дает возможность для самореализации педагогов

Тщательно подготовленные педагогами интегрированные занятия показывают их профессионализм, мастерство. Дети положительно воспринимают педагогов (уважают, любят, доверяют). И педагоги, в свою очередь, смогут больше дать детям, если откроются им как увлеченные и творческие личности.

Успехов вам, коллеги!

Используемая литература :

Оценить 56 0

Межпредметный проект по безопасности дорожного движения

Авторы: Мордасова Ольга Владимировна, воспитатель

Родионова Ольга Ивановна, воспитатель

Паспорт педагогического межпредметного проекта

по безопасности дорожного движения

Формирование знаний, умений и навыков поведения на дороге у детей 3-4 лет на основе интеграции деятельности в различных образовательных областях

создать методически и дидактически стройную систему работы по формированию знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге у детей 3-4 лет;

обеспечить овладение детьми 3-4 лет базовыми знаниями о безопасном поведении на дороге, интегрируя их с деятельностью в различных образовательных областях (владение базовыми знаниями о дороге тротуаре, полосе движения, переходе, подземном переходе, светофоре, их предназначении, видах транспорта, правилах дорожного движения, опасных ситуациях на дороге и др.);

сформировать и развить базовые умения и навыки безопасного поведения на дороге;

воспитать у детей ответственное отношение к выполнению правил безопасного поведения на дороге;

вовлечь родителей в совместную деятельность по формированию у детей знаний, умений и навыков поведения на дороге;

разработать инструментарий оценки результатов проекта;

провести аналитические мероприятия и внести коррективы в проект;

обеспечить трансляцию опыта на различных уровнях.

Учебные предметы, программы и (или профили), включенные в межпредметный проект

Аннотация (краткое содержание)

Важнейшим фактором успешной реализации проекта и достижения наивысшего уровня эффективности является активное вовлечение родителей в совместную с воспитателем и детьми деятельность.

Планируемые результаты межпредметного проекта

создана методически и дидактически цельная система работы по формированию знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге у детей 3-4 лет;

обеспечено овладение детьми 3-4 лет базовыми знаниями о безопасном поведении на дороге, интегрируя их с деятельностью в различных образовательных областях (владение базовыми знаниями о дороге тротуаре, полосе движения, переходе, подземном переходе, светофоре, их предназначении, видах транспорта, правилах дорожного движения, опасных ситуациях на дороге и др.);

сформированы и развиты базовые умения и навыки безопасного поведения на дороге;

воспитано ответственное отношение к выполнению правил безопасного поведения на дороге;

родители вовлечены в совместную деятельность по формированию у детей знаний, умений и навыков поведения на дороге;

разработан инструментарий оценки результатов проекта;

проведены аналитические мероприятия и внесены коррективы в проект;

обеспечена трансляция опыта на различных уровнях.

Этапы и сроки проекта

Изучение литературы по теме проекта, отбор содержания деятельности, разработка плана, оценочных материалов, формирование пакета методических и дидактических материалов

Сентябрь - октябрь 2021 г.

Реализация мероприятий проекта

Ноябрь 2021 г. - апрель 2022 г.

Проведение оценочных мероприятий, внесение коррективов, трансляция опыта реализации мероприятий по формированию знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге.

Методические разработки занятий, перечень информационных источников, программа реализации проекта, дидактические материалы, иллюстративный материал, уголок юного пешехода, игрушки по тематике проекта.

Результаты проекта (в соответствии с целью и задачами, то есть какие именно навыки безопасного поведения будут сформированы и как проверены)

У детей сформированы базовые знания о безопасном поведении на дороге (методы проверки: наблюдение, индивидуальные беседы, викторины, тестирование знаний с применением игровых методик).

В моделируемых игровых ситуациях дети демонстрируют умение применять знания о безопасном поведении на дороге на практике (методы проверки: наблюдение, беседа, анализ поведения детей).

Дети понимают важность соблюдения правил безопасного поведения на дороге (методы проверки: беседа)

Родители проявляют заинтересованное и ответственное отношение к вопросам формирования у детей знаний, умений и навыков безопасного поведения (методы проверки: анкетирование, оценка степени включенности родителей в совместную с детьми и воспитателем деятельность).

Подготовлены дидактические и методические материалы.

Опыт транслируется педагогическому сообществу.

Риски и ограничения по достижению цели проекта

Риск отсутствия возможности 100%-го охвата родителей совместной деятельностью.

Перспективы развития проекта

Использование материалов, методик в практике работы воспитателей

План реализации проекта.

Цифровые следы проекта

Актуальность настоящего проекта обусловлена важностью обеспечения безопасности жизни ребенка в целом и на дороге – в частности, необходимостью формирования ответственного отношения к правилам дорожного движения.

Поэтому еще в детском саду необходимо дать детям базовые знания, сформировать необходимые умения и навыки, которые со временем станут осознанной необходимостью. Объяснять основы дорожной грамоты нужно на простом и доступном языке и конкретных примерах, с учетом особенностей развития детей.

Целесообразность раннего включения детей в деятельность по освоению правил безопасного поведения на дороге обусловлена необходимостью формирования прочных знаний, умений, навыков и сознательного поведения на дороге до момента поступления в начальную школу, когда родители уже не всегда будут иметь возможность сопровождать ребенка на пути в образовательную организацию.

Цель проекта - формирование знаний, умений и навыков поведения на дороге у детей 3-4 лет на основе интеграции деятельности в различных образовательных областях.

создать методически и дидактически стройную систему работы по формированию знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге у детей 3-4 лет;

обеспечить овладение детьми 3-4 лет базовыми знаниями о безопасном поведении на дороге, интегрируя их с деятельностью в различных образовательных областях (владение базовыми знаниями о дороге тротуаре, полосе движения, переходе, подземном переходе, светофоре, их предназначении, видах транспорта, правилах дорожного движения, опасных ситуациях на дороге и др.);

сформировать и развить базовые умения и навыки безопасного поведения на дороге;

воспитать у детей ответственное отношение к выполнению правил безопасного поведения на дороге;

вовлечь родителей в совместную деятельность по формированию у детей знаний, умений и навыков поведения на дороге;

разработать инструментарий оценки результатов проекта;

провести аналитические мероприятия и внести коррективы в проект;

обеспечить трансляцию опыта на различных уровнях.

В результате реализации проекта ожидается, что:

будет создана методически и дидактически цельная система работы по формированию знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге у детей 3-4 лет;

у детей сформированы базовые знания о безопасном поведении на дороге (методы проверки: наблюдение, индивидуальные беседы, викторины, тестирование знаний с применением игровых методик);

в моделируемых игровых ситуациях дети демонстрируют умение применять знания о безопасном поведении на дороге на практике (методы проверки: наблюдение, беседа, анализ поведения детей);

дети понимают важность соблюдения правил безопасного поведения на дороге (методы проверки: беседа);

родители проявляют заинтересованное и ответственное отношение к вопросам формирования у детей знаний, умений и навыков безопасного поведения (методы проверки: анкетирование, оценка степени включенности родителей в совместную с детьми и воспитателем деятельность);

подготовлены дидактические и методические материалы;

педагогическому сообществу транслируется опыт организации деятельности по формированию знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге у детей 3-4 лет.

Механизмы оценки результатов проекта

Прямые участники: дети 3-4 лет, воспитатели

Косвенные участники: родители

Риск отсутствия возможности 100%-го охвата родителей совместной деятельностью.

Этапы реализации проекта

Сентябрь - октябрь 2021 г.

Изучение литературы по теме проекта, отбор содержания деятельности, разработка плана, оценочных материалов, формирование пакета методических и дидактических материалов

Ноябрь 2021 г. - апрель 2022 г.

Реализация мероприятий проекта

Проведение оценочных мероприятий, внесение коррективов, трансляция опыта реализации мероприятий по формированию знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге.

Основные идеи проекта

В основе проектной деятельности – идеи использования межпредметных связей и интеграции содержания образования таких образовательных областей, как познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие .

Важнейшим фактором успешной реализации проекта и достижения наивысшего уровня эффективности является активное вовлечение родителей в совместную с воспитателем и детьми деятельность.

Формы организации деятельности

Основной вид деятельности – игра.

Основные формы организации работы с детьми:

познавательные, творческие и досуговые активности;

специально смоделированные ситуации;

Методы реализации проекта

Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий.

Словесные методы: рассказ (воспитателя или детей), беседа, чтение художественной литературы.

Игровые методы: дидактическая игра, воображаемые ситуации с ролями.

Практические методы: упражнения, моделирование ситуаций.

Материальные: комната для занятий, уголок юного пешехода, игрушки по тематике проекта, детская площадка.

Информационные: перечень информационных источников (литература для воспитателя, детей, родителей, медиа-ресурсы, интернет-ресурсы).

Интеллектуальные: методические разработки занятий, дидактические материалы, иллюстративный материал.

Организационные: программа реализации проекта.

Новизна настоящего проекта состоит в том, что формирование знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге происходит не на отдельно взятых, эпизодически организуемых мероприятиях, а в системе, включаясь естественным образом в содержание различных образовательных областей.

Кроме того, участие родителей позволяет повысить эффективность деятельности, реализуемой в рамках проекта, потому что именно родители являются для детей первым и главным примером сознательного отношения к поведению на дороге.

Дальнейшее развитие проекта

Использование материалов, методик в практике работы воспитателей

Публикация материалов в рецензируемых сборниках и на образовательных платформах в сети Интернет.

Трансляция опыта педагогическому сообществу.

Программа реализации проекта

Отметка о выполнении

Отбор содержания, методических, дидактических и оценочных материалов

Проведение оценочных процедур

Анализ результатов деятельности, внесение коррективов, трансляция опыта

Методические, дидактические и оценочные материалы

Тематика занятий

Добрый друг – светофор!

Мы едем, едем, едем … (городской транспорт)

Специальные машины (скорая помощь, пожарная и полицейская машины).

Дорожные знаки – наши помощники!

Данная тематика органично вплетается в содержание деятельности по таким образовательным областям, как познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

На познавательных занятиях дети изучают базовые правила дорожного движения и правила безопасного поведения на дороге, разрешают смоделированные ситуации, участвуют в дидактических играх.

На занятиях по речевому развитию знакомятся с литературными произведениями соответствующей тематики, учат стихотворения, отвечают на вопросы, учатся создавать небольшие связные высказывания, сочиняют короткие сказки.

На занятиях художественно-эстетического цикла воспитанники могут рисовать на тему безопасного поведения на дороге, лепить, делать аппликации, помогающие усвоить основные правила безопасного дорожного движения для пешеходов.

Во все занятия включаются в физкультминутки соответствующей тематической группы.

Во время физкультурных занятий выполняются физические упражнения, проводятся подвижные игры, в которых обыгрываются различные дорожные ситуации.

Литература для воспитателя

Козырева Е. А. Азбука поведения на дорогах. - М., 2008

Романова Е. Н. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. - Москва, 2007

Старцева О. Ю. Школа дорожных наук. - М, 2008

Усачев А. П. Программа развития и обучения дошкольников ПДД. - М., 2002

Черепанова С. Н. Правила дорожного движения дошкольникам. - М. 2008

Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. / Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева; Под ред. Е. А. Романовой. – М.: ТС Сфера, 2008. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.

Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. / В. А. Добрякова, Н. В. Борисова, Т. А. Панина. – М. Просвещение, 1989.

Шоргина Т. А. Основы безопасности для детей 5 – 8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. / Е. Л.

Агаева, В. В. Брофман; Под ред. О. М. Дъяченко, Е. Л. Агаевой. – М.: Просвещение, 1991.

Список книг для детей и родителей

Пляцковский М. Светофор.

Северный А. Три чудесных цвета.

Пишумов Я. Азбука города, Просто это знак такой.

Головко В. Правила движения.

Гурина И. Малышкин светофор, Непослушный пешеход и др.

Сутеев В. Капризная кошка.

Михалков С. Моя улица.

Берестов В. Про машину.

Мошковская Э. Я тоже буду шофером.

Шипошина Т. Автобус.

Коваль Т. Такие разные машины.

Биссета Д. Про малютку-автобус, который боялся темноты.

Едем, едем мы домой
На машине легковой.

(движения, имитирующие поворот руля)

Въехали на горку: хлоп!

(руки вверх, хлопок над головой)

Колесо спустилось: стоп

(руки через стороны вниз, присесть)

Едем-едем на машине,

Нажимаем на педаль,

(двигают стопой ноги)

Газ включаем — выключаем,

Пристально мы смотрим вдаль.

Дворники счищают капли
Вправо- влево — чистота!

(руками делают круговые движения)

Ветер волосы ерошит,
Мы шофёры хоть куда!

(руками ерошат волосы)

Полицейский на дороге

(шагаем на месте)

Людям машет: не ходи

(движение руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)

Здесь машины едут прямо

(руки перед собой)

Пешеход, ты, погоди!

Приглашает нас идти

(шагаем на месте)

Вы, машины, не спешите

(прыжки на месте)

Постовой стоит упрямый

Людям машет: Не ходи!

Здесь машины едут прямо

Пешеход, ты погоди!

Приглашает нас идти

Вы, машины, не спешите

(шагаем на месте)

(движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)

(руки перед собой)

(шагаем на месте)

(прыжки на месте)

Подвижные игры

Мы – весёлые трамвайчики,

Мы не прыгаем, как зайчики,

Мы по рельсам ездим дружно.

Дети делятся на две команды. Одна команда - трамвайчики. Водитель трамвая держит в руках обруч. Вторая команда - пассажиры, они занимают свои места на остановке. Каждый трамвай может перевезти только одного пассажира, который занимает своё место в обруче. Конечная остановка на противоположной стороне зала.

Играющие держат в руках автомобильные рули - это грузовики. Им необходимо доставить срочный груз. На голове у каждого положен небольшой мешочек с опилками или песком. Кто сможет бежать так быстро, чтобы обогнать всех своих соперников и не уронить груз - этот мешочек?

Дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик дорожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир.

Тот, кто ошибается, делает шаг вперед, но продолжает играть. При повторной ошибке он выбывает из игры. Очень важно, чтобы сначала водящий произнес слово, а потом бросил мяч.

Читайте также: