Что такое медиатека в доу

Обновлено: 08.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Шубина Надежда Алексеевна

Воспитатель I квалификационной категории

ГБДОУ детский сад общеразвивающего вида №32 Адмиралтейского района

Современная социальная ситуация развития обрела новые черты: высокую скорость информационного обмена, расширение круга социальных связей посредством современных технологий, насыщенность и агрессивность медиасреды. Особенно сейчас, во время пандемии Covid -19, когда большинство предприятий с помощью медиапространства работает удаленно. Современные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь и могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения детей дошкольного возраста. Детский сад не является исключением в данном случае. Мы стараемся восполнить пробелы в работе, которая, к сожалению, не может состоятся на площадке детского сада. Поэтому мы, воспитатели, уходим в медиапространство. Частичному решению данной проблемы способствует применение в процессе обучения новых информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), которые обладают тотальной мультимедийностью. В своей работе мы используем ИКТ, поэтому по заданным нами ссылкам и заданиям детям легко ориентироваться, а тем более не редки случаи, когда дети сами помогают родителям ориентироваться в медиапространстве. Информационнно-коммуникативные технологии привлекают еще и тем, что позволяют органично соединять элементы других педагогических технологий ИКТ позволяют разрабатывать и применять принципиально новые средства информационного взаимодействия между детьми, обучающим и средствами информатизации и коммуникации.

Образовательный процесс сегодня может носить характер субъект-субъектных отношений между воспитателем и ребенком, где педагог является субъектом преподавательской деятельности, а ребенок — субъектом деятельности учения. С появлением интерактивных средств обучения, (интерактивных программных средств учебного назначения) в информационное взаимодействие включается третий субъект (средство обучения, функционирующее на базе ИКТ), имеющий возможность осуществлять обратную связь с первыми двумя, являясь не только партнером по информационному взаимодействию, но и источником информации значительного объема и различного уровня, как по сложности, так и по содержанию.

В своей работе педагоги нашего детского сада широко используют игры и игровые упражнения, разработанные на основе медиатехнологий. Преимущество собственных разработок в том, что их можно включать их в любой этап мероприятия, при объяснении нового, повторении и закреплении материала.

Первые опыты применения медиатехнологий в детском саду позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ.

Предъявление информации на экране интерактивной доски в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.

Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.

Это отличное средство поддержания задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.

Данные технологии позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника и другие неожиданности, и необычные эффекты).

Как показала практика, на занятиях с использованием ИКТ дети активны. На фоне положительной эмоциональной атмосферы на занятиях повысился интерес к изучаемому материалу, за счёт высокой динамики эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас, воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность, развивается воображение и творческие способности.

Использование ИКТ позволило нам создать большое количество коммуникативных упражнений, которые мы можем использовать на любом этапе занятия: на этапе актуализации и выявления знаний в процессе предъявления новой учебной информации, на этапе закрепления нового материала. Опять же повторюсь, что на даннй момент это умение очень ценно, так как нет прямого доступа к воспитанникам. Всё общение проходит только через сеть Интернет. Мониторинг учебной деятельности, который мы проводим регулярно, показывает существенный рост степени обученности и качества знаний детей. Отслеживание развития приемов умственной деятельности позволяет сделать вывод, что применение ИКТ на занятиях существенно стимулирует этот процесс.

Дошкольное образование стоит на пороге серьезных перемен: новые технические возможности не только расширяют и трансформируют средства обучения, но и преобразуют методы, формы и виды учебно-познавательной деятельности и характер труда педагога.

Применение информационно-коммуникативных технологий создает положительную мотивацию воспитанников в процессе получения знаний и влияет на повышение качества образования.

Использование ИКТ кардинально расширяет возможности воспитателя в выборе материалов и форм учебной деятельности, делают занятия яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными. Сейчас уже не стоит вопрос применять ИКТ или не применять. Конечно же применять. Информационное общество, в период которого мы уже давно вступили, не позволяет игнорировать процесс информатизации, а настоятельно требует включиться в него как можно быстрее. И наше время и настоящий момент показывает, что этот процесс уже вовсю идет. Главное, что бы мы, воспитатели, были готовы.

В современном мире человеку необходим доступ к различным источникам информации, поиск, обработка и восприятие этой информации.

До недавнего времени в образовательных учреждениях работали, в основном, библиотеки с одним видом информации (на печатной основе: книгами, газетами, журналами). Но поскольку книга перестала быть единственным источником информации, то в арсенале современного учебного заведения должны быть видеои аудиоматериалы, компьютерные учебники, электронные словари, энциклопедии и т. д.

Рассмотрим роль медиатеки в учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения.

Что же такое медиатека?

Требования к материально-технической базе медиатеки. Состав информационных и технических средств.

Поскольку медиатека выполняет широкие функции в информационно-педагогическом обеспечении педагогического коллектива, состав ее информационных и технических средств разнообразен.

Книгабазисная основа медиатеки. Поэтому в медиатеке собираются справочная и энциклопедическая литература, художественные произведения. Для работы по ознакомлению с художественной литературой очень полезны разнообразные звукозаписи, которые собираются в медиатеке. Они могут быть нескольких видов: исполнение художественных и музыкальных произведений, выступление писателей, ученых, деятелей искусства и культуры, рассказы очевидцев и участников событий, инсценировки литературных произведений.

При создании медиатеки широко используются диапроекторы и фильмоскопы для просмотра диапозитивов (слайдов) и диафильмов. Диафильмы, включенные в фонд медиатек различны: документальные, научно-популярные, учебные, сказки и истории. Фонд диафильмов, диапозитивов, изопродукции в совокупности образуют в медиатеке рабочую зонуизотеку.

Видеосистемы в медиатеке представляют совокупность монитора или телевизора; видеоплеера или видеомагнитофона; видеокамеры; видеокассет и СД-дисков, дискет, флешек.

Копировально-множительная техника для размножения различного печатного материала.

Итак, в состав информационного комплекса медиатеки рекомендуют включать информационные средства: диапроекторы и диапозитивы, фонозаписи и магнитозаписи, видеоматериалы, компьютерное программное обеспечение. А так же технические средства: Диапроекторы, фильмоскопы, проигрыватели, магнитофоны, видеотехнику, ксерокс, компьютер с принтером, модемом и пр.

Использование медиатеки в учебно-воспитательном процессе

В медиатеке участники образовательного процесса учатся:

- работать с различными носителями информации;

- работать с компьютерными банками данных, справочными и энциклопедическими изданиями;

- создавать и поддерживать web-странички, наполнять их новой информацией и приобретая полезный практический опыт работы с новыми информационными технологиями;

- получать информацию о педагогической и методической литературе, новых средствах обучения и их использования;

- индивидуально просматривать, оценивать и отбирать информацию;

- связываться с педагогами других городов, стран и работать над совместными телекоммуникационными проектами.

Цели создания медиатеки

Медиатека должна создаваться в целях удовлетворения потребностей педагогического коллектива, воспитанников, родителей, а так же населения микрорайона в оперативном предоставлении педагогической информации, сведений о воспитанниках ДОУ, каталогов учебных информационных материалов, баз данных, нормативно-правовых документов, внедрения форм дистанционного обучения и новых информационных технологий, использования глобальных сетей Интернета.

Задачи медиатеки

Медиатека решает задачу самостоятельной образовательной деятельности, ведение исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, педсоветам, подбор материалов для творческой деятельности.

Медиатекаструктурное подразделение, предоставляющее всем участникам образовательного процесса доступ к различным источникам информации, способствует овладению современными информационными технологиями и повышению квалификации сотрудников образовательного процесса.

Медиатека – это информационный центр современного детского сада, в котором родителям и педагогам предоставляется возможность доступа к различным информационным носителям. Это способствует формированию информационной культуры родителей, самостоятельному получению новых знаний, повышению профессиональной квалификации педагогов с помощью новых информационных технологий.

В медиатеке сосредоточены все возможные в условиях детского сада источники и средства информации: библиотека, фонотека, видеотека, компьютерный центр, телевизионная система. Весь имеющийся материал предоставляется во временное пользование воспитанникам, родителям, педагогам.

создание информационного центра для наиболее эффективных и перспективных форм сотрудничества между дошкольным образовательным учреждением и родителями.

1) выявление информационных потребностей родителей, предоставление информации о достижениях психолого- педагогической науки, педагогических и информационных технологиях;

2) педагогическое просвещение родителей, формирование заинтересованности в воспитательно-образовательном процессе;

3) сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации, доведение до педагогов и родителей;

4) использование современных технологий в работе с родительской общественностью;

5) осуществление взаимодействия с информационными центрами города, дошкольными учреждениями других областей по обмену информацией и накопление собственного банка педагогической информации;

6) создание образовательной среды, в которой будет реализован творческий потенциал участников образовательного процесса.

Принципы организации медиатеки :

- медиатека должна быть доступна каждому участнику образовательного процесса, иметь удобный, гибкий график работы.

- оборудование и оснащение должны быть тщательно продуманы и систематизированы, ориентированы на всех участников образовательного процесса.

1. Организационный этап

Цель: разработка и накопление материала, поиск наиболее эффективных форм взаимодействия педагогов и родителей.

Направления работы данного этапа

- отбор эффективных методов и приёмов диагностики семей

- формирование базы данных по результатам анкет, опросов

- формирование групп родителей по интересам

- накопление ресурсов для оборудования медиатеки.

План работы организационного этапа

1).Отбор эффективных методов диагностичекого обследования семей. Проведение социологических исследований. Подведение итогов анкетирования родителей.

Цель - изучение потребностей родителей в повышении уровня педагогической культуры.

Выявление интересов семьи, степень вовлечённости в образовательный процесс ДОУ.

Оборудование - анкеты для родителей, для воспитателей, опросники.

2). Комплектование информационной базы для медиотеки с учётом запросов родителей.

Цель - оказание необходимой педагогической помощи родителям

Оборудование - Презентации, беседы, консультации

3). Формирование групп родителей по интересам

Цель - создание оптимальных условий для общения родит.

Оборудование - Банк данных

2. Практический этап

Цель: организация работы медиотеки как информационно-образова-тельного центра ДОУ.

1. Использование ресурсов медиатеки в работе с родителями, педагогами, детьми:

- для проведения родительских собраний, родительских встреч, открытых мероприятий;

- на педагогических совещаниях, теоретических и практических семинарах, консультациях, во время проведения мастер-классов и т. п.

- на занятиях, в индивидуальной работе, при реализация исследовательско - творческих проектов.

2. Создание электронной почты для родителей на базе дет. сада.

План работы практического этапа.

1) Закупка технического оборудования, мебели.

2) Формирование фонда медиатеки : диски, видео-аудиокассеты, электронные

3) Пополнение фонда медиатеки по разделам : «Будем здоровыми, сильны-

3. Заключительный этап

Цель: подведение итогов работы, обобщение накопленного

опыта, поиск новых нестандартных решений, практическая помощь родителям.

1) Создание Интернет - сайта ДОУ и сайты педагогов.

Интернет-сайт ДОУ - это системное многоуровневое объединение разных ресурсов, своеобразный портал в Интернете.

Требования к Интернет-сайту:

- оперативность подачи информационного материала;

- эстетическое оформление и этическая подача материала;

- педагогическая ценность и смысловая нагрузка;

- систематичность обновления материала.

Основным показателем успешности проекта является мнение родителей. Показатели эффективности:

- результаты опросов родителей

- анализ посещаемости медиатеки;

- анализ проведённых мероприятий для родителей и детей с использованием средств медиатеки;

- анализ работы сайтов.

1. использовать образовательные ресурсы для просвещения родителей;

2. доступности информационных материалов для родителей;

3. экономить время родителей при получении запрашиваемых материалов;

4. объединить усилия родителей и педагогов в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.

Дидактическая игра воспитывает, развивает в ребёнке память, внимание, наблюдательность, интеллект и фантазию – словом, всё, что составляет богатство человеческой личности. Так, дидактическая игра способствует: развитию познавательных способностей, получению новых знаний, их обобщению и закреплению. В процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности, многие сложные явления расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность. Некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях.

В детском саду используются различные виды дидактических игр, но в наше современное время предпочтение отдаётся электронным дидактическим играм. Так как использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественном дошкольном образовании.

Использование компьютера на занятиях поднимает процесс обучения на качественно высокий уровень. Информация предоставляется не статичной не озвученной картинкой, а со звуком и анимацией, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Оно позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников.

Значимость данной работы состоит в том, чтобы активизировать использование информационно-коммуникативные технологии в игровой деятельности детей.

  • Информационная культура и компьютерная грамотность педагогов.
  • Принцип охраны здоровья детей.
  • Информационный подход к педагогическому процессу.
  • Триединство образовательных целей.
  • Педагогическая целесообразность.
  • Принцип мультимедийности.
  • Интерактивный характер.

Цель: Поиск и внедрение информационно-коммуникативных технологий в игровую деятельность детей дошкольного возраста.

  • Внедрить ИКТ в работу игровой деятельности детей дошкольного возраста;
  • Создать и использовать в работе авторские пособия по дидактическим играм;
  • Создать медиатеку электронных дидактических игр в ДОУ

Использования компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, быстро и эффективно научить детей самостоятельно овладеть предлагаемым материалом, сделать образовательный процесс занимательным, повысить познавательную активность.

Электронное пособие несет в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Компьютер является отличным средством для решения задач обучения.

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использовать эти электронные пособия на занятиях с группой детей и индивидуально с одним ребенком очень удобно, т.к. большое разнообразие заданий способствует в развитии их познавательных интересов.

В методическом кабинете нашего дошкольного учреждения создана медиатека электронных дидактических игр. В ней присутствуют игры как из сайтов, так и авторские дидактические игры. Вниманию педагогов – дошкольников предлагается большое количество познавательных игр: Это, например, игры из сайтов ВОЛЧОК и ИГРАЕМСЯ. Но чаще всего используются игры, сделанные самими педагогами.

В нашем дошкольном учреждении собрано более сотни дидактических игр по образовательным областям “Познание”, “Безопасность”, “Коммуникация”, “Художественная литература”, “Художественное творчество”. Из них более 20 авторских:

Образовательная область Название электронных дидактических игр
“Безопасность” “Назови дорожный знак”
“Познание” “Узнай геометрическую фигуру” (2 варианта)
“Что сначала, что потом” (4 варианта)
“Кто на кого похож”
“Зимние забавы”
“Явления природы”
“Достопримечательности города Якутска”
“Узнай профессию”
“С чем нельзя ходить в лес”
“Дикие и домашние животные”
“Дикие и домашние птицы”
“Коммуникация” “Времена года” (4 варианта)
“Один – много” (детёныши диких животных)
“Один – много” (овощи)
“Один – много” (фрукты)
“Художественная литература” “Узнай сказку”
“Литературная викторина”
“Художественное творчество” “Узнай элемент узора”
“Узнай роспись” (хохлома, дымка, гжель)

Сделать игру с помощью программы Microsoft Offise РоwerPoint при использовании анимации несложно. Для этого не нужно знать элементы программирования, а иметь лишь время и желание. При создании дидактических игр с использованием компьютера, мы руководствовалась необходимостью повысить познавательную активность и интерес дошкольника. В игре с использованием ИКТ дети охотнее преодолевают трудности, свободнее вступают в диалог и высказывают свои мысли.

Используем дидактические игры на различных конкурсах, викторинах и развлечениях. Это позволяет на праздниках и развлечениях усилить эффект “Сюрпризных моментов”, полностью раскрыть задуманные темы конкурсов, викторин и вечеров.

Использование ИКТ с их огромным универсальными возможностями в обучении и является одним из таких средств. Использование компьютера на занятиях поднимает процесс обучения на качественно высокий уровень Предъявление информации, на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использование методов ИКТ на занятиях улучшает активность каждого ребенка и тем самым повышает интерес к занятию всех детей. Активное внедрение разнообразных электронных дидактических игр является одной из задач педагогов дошкольного образования.

Медиатека электронных дидактических игр в ДОУ – это копилка всех дидактических игр по образовательным областям.

При организации медиатеки необходимо предусмотреть следующие условия для эффективной работы всех педагогов.

а) наличие помещения для хранения и успешного использования аппаратуры и информационных средств;
б) наличие фонда средств информации, аппаратуры и мебели;
в) наличие сотрудников, обеспечивающих поддержку аппаратуры в рабочем состоянии и нормальную деятельность с нею всех педагогов ДОУ
д) финансирование, ориентированное на развитие медиатеки.

В нашем дошкольном учреждении имеются все условия для содержания медиатеки. Она соответствует таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии. Все этапы создания медиатеки в дошкольном учреждении отражаются в годовом плане. Планы по созданию и совершенствованию медиатеки рассматриваются и утверждаются педагогическим советом.

Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.

Необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада для обучения детей дошкольного возраста

Создание медиатеки электронных дидактических игр в ДОУ способствует активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, формирования духовного мира, поднимает на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к получению знаний.

(Презентацию “Кто на кого похож”
можно посмотреть, связавшись с автором статьи)

Читайте также: