Слепой музыкант анализ кратко

Обновлено: 06.07.2024

Автор — Владимир Короленко

Год написания — 1886

Толкование названия:

Идея: Упорным трудом, при поддержке родных и друзей человек может преодолеть любые препятствия, преодолеть даже такой ужасный недостаток, как слепота.

Жанр: Повесть

Петр Попельский — слепой музыкант; мать Анна Михайловна (урожденная Яценко); дядя Максим (брат матери); конюх Иохим; Эвелина — любимая Петра; братья Ставрученко; Егорий, Роман -звонари; слепые

воспитание; формирования позитивной жизненной позиции; поиска смысла жизни; сочувствие человеческому горю; отношение к людям с ограниченными возможностями; смириться или бросить вызов судьбе

Композиция — 7 разделов и эпилог

  • о том, как елипородженный мальчик тянулся к свету, к жизни;
  • о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в себе пассивное страдание, нашел место в жизни и сумел воспитать в себе понимание и сострадание ко всем обездоленным.

Свет — это не только свет солнца, недоступное слепому, но и реальный мир, с его жизнью и болью, радостью и страданием.

Темнота — это не только вечная ночь в глазах главного героя, но и тихий, отгороженный от мира уголок усадьбы, это и душа Петруся, замкнутая в своем страдании.

Путь слепого музыканта — это преодоление темноты в себе, что является важным для человека.

Вам может быть интересно:

Литературное направление и жанр

В образах Петруся и его дяди Максима чувствуется влияние романтизма и даже сентиментализма. Впрочем, чрезмерная эмоциональность, отчуждённость Петруся объясняется его положением инвалида. Эгоизм мальчика тоже объясняется реалистическими причинами — благополучной жизнью в кругу любящих родных. Вот в образе Эвелины, кроме романтической внешности, всё реалистично. С точки зрения Короленко, именно такой и должна быть любящая женщина.

Жанр и направление

Это повесть реалистического направления о становлении главного персонажа. Как и полагается в реализме, образ героя определяется множеством обстоятельств: обществом, которое влияет на него, эпизодами и ситуациями. Характер Петра постоянно находится в процессе изменения, поэтому в конце произведения счастье героя может показаться неполным. Писатель позволяет читателю самостоятельно придумать продолжение, оставив главного персонажа на пике его возможностей.


В героях повести Пете и дяде Максиме можно прочувствовать веяние романтизма. Однако сильная экспансивность и отчужденность Петра объясняются его врожденным недугом. Эгоизм ребенка также обусловлен реальными причинами — благополучной жизнью в обществе любящих его людей. Но в персонаже Эвелины все реально, кроме романтической натуры. Как считает писатель, именно так должна выглядеть любящая девушка.

Жанр произведения определен как повесть, имеющая одновременно философские и психологические черты. В подзаголовке писатель называет свой рассказ этюдом. Не зря определение жанра совпадает с музыкальным произведением — это означает исследование чего-либо. В этом случае автор пытается исследовать, как инвалид обретает смысл жизни.

Повесть пытается ответить, как стать счастливым. Для писателя-гуманиста это означает дарить счастье остальным. В произведении подняты следующие темы:

  • развитие положительной жизненной позиции;
  • воспитание;
  • сострадание к горю человека;
  • поиск смысла жизни;
  • покориться либо бросить вызов судьбе;
  • отношение к инвалидам.

Короленко первым в литературе поднял проблему инвалидов. Эта тема была актуальной не только в XXI столетии.

Тематика и проблематика

В целом повесть отвечает на вопрос как быть счастливым. Для гуманиста Короленко это значит дарить счастье другим. Это и есть метафорическое воплощение того, что Короленко в предисловии к шестому изданию называет инстинктивным, органическим влечением к свету.

В повести поднимаются философские проблемы смысла жизни, жизненных испытаний, исторической памяти народа, проблема истинного искусства. Гуманист Короленко едва ли не первым в литературе поднимает проблему инвалидов, которая становится действительно актуальной только в 21 веке.

Сюжет и композиция

Действия повести развиваются в Юго-Западном крае (где-то на Волыни, откуда родом и сам Короленко), населённом украинцами и поляками. У пани Попельской, урождённой Яценко, рождается слепой первенец Петрусь, которому суждено было стать единственным ребёнком в этой семье и центром маленькой вселенной.

События занимают около 20 лет: от рождения главного героя до рождения ребёнка у него самого. Все эти события помещаются в 7 главах, разделённых главками. Эпилог описывает события через 3 года после окончания основных. Это пик развития главного героя, его концерт, меняющий сердца слушателей.

Ради племянника и самого себя Максим решается на эксперимент: он пытается развить способности мальчика с тонкой нервной организацией, чтобы компенсировать его слепоту хоть отчасти. Прежде всего, Максим запретил чрезмерно заботиться о ребёнке, так что через несколько месяцев тот уже ползал по комнатам.

Мальчик научился играть на фортепиано. А потом Максим попросил Иохима спеть Петрусю народную песню, образы которой оказались понятны слепому.

Постепенно Пётр начинает бояться призраков, населяющих его темноту. Пётр был подобен тепличному цветку, ограждённому от влияний жизни. Душа юноши была будто ограждена стеной, дремала в искусственном, но спокойном полусне. Максим понимал, что выход их этого состояния неизбежен, и ускорил его. Он пригласил в гости помещика Ставрученко с сыновьями, из которых один был музыкантом, а другой – филологом. Пётр чувствует себя непричастным к активной жизни молодёжи. Это знакомство приводит слепого к выводу, что он лишний на свете. Но, когда Пётр начинает играть на фортепиано, его необычную манеру исполнения признают все.

Шестая глава кульминационная. Это время испытаний слепого, уже принявшего решение служить своим талантом людям. Первое испытание – обнаружение могилы ватажка гайдамаков Игнатия Карого, который был похоронен в одной могиле со слепым бандуристом Юрком, сопровождавшим его отряд даже в бою. Пётр понимает, что слепой может добиться многого.

Второй эпизод — встреча с двумя слепыми звонарями. Короленко считал это эпизод важнейшим в повести. Слепой от рождения молодой звонарь Егорий был очень похож на Петра не чертами лица, но его выражением. Он был обозлён на весь мир. Другой звонарь, Роман, ослеп в детстве, но был добрым, любил жизнь во всех её проявлениях. Звонари проверяются отношением к детям, приходящим на звонницу.

После встречи Пётр решил, что его судьба – быть озлобленным. Беспросветная грусть в его настроении сменилась раздражительной нервностью. Его больше не радовал союз с Эвелиной: он не хотел обременять девушку.

Третье испытание Петра связано со встречей со слепыми возле чудотворной католической иконы. Пётр завидует им, потому что, с его точки зрения, ежедневные заботы о пище и одежде отвлекают их от размышления о собственной неполноценности.

Результатом этого третьего испытания становится путешествие Петра в обществе слепых нищих под предводительством Фёдора Кандыбы, которому выжгло глаза на войне. Максим смог убедит родных, что они с племянником в это время находятся в Киеве, где Пётр берёт уроки у известного пианиста.

История написания

У основного персонажа существовали прототипы. Будучи ребенком, писатель знал девушку, которая с рождения была слепой. Ее воспоминания легли в основу книги. Также у автора был ученик, у которого постепенно падало зрение.

Книгу любили современники. Это самая значимая повесть Короленко, которая переиздавалась 15 раз. Сюжет состоит из двух рассказов:

  1. Как слепорожденный малыш тянется к жизни и свету.
  2. Как подавленный своим несчастьем ребенок победил в себе пассивное страдание, отыскал место в жизни, смог развить в себе понимание и сочувствие к обездоленным людям.

Герои повести

Главный герой повести – слепой музыкант Пётр Попельский. Он родился в богатой семье польского помещика, добродушного и хозяйственного. Живой и подвижный по натуре, Петрусь из-за болезни часами сидел смирно, прислушиваясь к окружающим звукам.

Сталкиваясь с чем-то новым, эмоциональный Петрусь возбуждается до обморока. Так происходит, когда в 3 года его впервые выводят в поле, на берег реки. Это место впоследствии становится любимым местом его отдыха. То же случается после встречи юного Петра со слепыми нищими, так его взволновавшей.

Природа интересует мальчика, но остаётся от него совершенно закрытой, главным выражением внешнего мира остаются звуки.

В пять лет мальчик был тонок и слаб, его глаза задумчиво и сосредоточенно смотрели вдаль.

В этом возрасте ему отрываются природа и музыка, а также красота народной песни. Со временем увлечение музыкой стало центром умственного роста Петруся. С 9 лет Максим стал учить мальчика. К этому времени Петрусь стал высоким, стройным, бледнолицым. Волосы и глаза у него были тёмными.

Читатель отслеживает работу мысли героя в период его становления. Короленко подмечает, что слепые не умеют скрывать своих мыслей и чувств, которые отражаются на лице. Пётр проходит через озлобление и разочарование, пока не находит своё предназначение в служении бедным и обездоленным доступным ему способом – музыкой.

Мать долго пыталась объяснить сыну, что такое цвета, как выглядит мир. Она не принимает невозможность Петра прозреть.

Дядя Максим – безногий инвалид, тоже нашедший смысл своей жизни в воспитании племянника. Его мужественная деятельная натура не находила выхода, с тех пор как он, известный в Киеве забияка, уехал в Италию, примкнул к гарибальдийцам и был изувечен в бою с австрийцами. У него не было правой ноги и левой руки. Максим был по-прежнему остр на язык. Его наружность пугала: брови были угрюмо сдвинуты, а сам он окутан клубами табачного дыма. Голову его Короленко то и дело называет большой и квадратной, мысль неугомонной, а сердце – горячим и добрым. Максим понимал, что в жизни-борьбе нет места для инвалидов.

С Эвелиной Петрусь познакомился в возрасте 9 лет. Она была дочерью соседей-стариков, небольшой девочкой с длинной русой косой и голубыми глазами. Эвелина выглядит одновременно и младше своих лет из-за маленького роста, и старше, потому что благодаря солидности была похожа на крохотную взрослую женщину.

Голос Эвелины кажется слепому необычайно приятным и спокойным. Эвелина при первом знакомстве узнала о слепоте Петруся и заплакала от жалости к нему. С этих пор Петрусь стал её судьбой. Короленко описывает Эвелину как натуру, предназначенную для тихого подвига любви, для заботы о чужом горе.

Конюх Иохим сыграл важную роль в становлении мальчика. Некогда он был весельчаком и играл в корчме, но с тех пор, как Марья, в которую он был влюблён, предпочла барского камердинера, Иохим сам сделал ивовую дудку для грустных песен. Он выжег ей сердце, и она стала частью его самого.

Иохим был грубым мужиком в смазанных сапогах и с мозолистыми руками. Но он носил в себе гармонию, живое чувство природы, которое смогло заинтересовать мальчика.

Краткое содержание

Основная роль в повести отведена Петру Попельскому. Мальчик был сыном довольно зажиточных помещиков с Западной Украины, но родился слепым. При первых криках новорожденного ребенка его мать, еще не зная ужасного диагноза, уже начинает это понимать и постоянно спрашивает повитуху, почему малыш все время плачет. На это та она отвечает, что кричат все маленькие дети. Однако мать новорожденного не успокаивается. Она уверена, что малыш кричит как-то особенно, будто ему очень страшно.

Через несколько месяцев после рождения врачи ставят ужасный диагноз — ребенок слепорожденный. Писатель не зря назвал свою повесть этюдом. Он все время интересовался медициной и психологией. Это заметно, поскольку в течение всего повествования присутствуют научные суждения о природе отношений между отсутствующими зрительными впечатлениями и слуховыми, которые их заменяют.

В книге есть описание того, как люди с ограниченными возможностями в определенное время могут почувствовать озлобление на весь мир.

Главные персонажи:

  • Петр Попельский — слепорожденный мальчик;
  • Анна Михайловна — мать ребенка;
  • Иохим — конюх;
  • дядя Максим — брат матери;
  • Роман и Егорий — слепые монахи-звонари;
  • братья Ставрученко — друзья семьи;
  • Эвелина — возлюбленная Пети.

Встреча с Эвелиной

Короленко в своем трагическом этюде описывает героя, который наполнен позитивными переживаниями. К счастью Петра Попельского, еще в детстве он знакомится с проживающей по соседству очаровательной и не по годам умной девочкой Эвелиной. Она сыграла немаловажную роль в жизни главного персонажа.

У Пети нет друзей. Другие дети все время сторонятся его. В один из дней он на прогулке случайно знакомится с Эвелиной. Вначале она не поняла, что Петя слепой, а когда узнала о его проблеме, горько заплакала.

Эвелина была девочкой, которая сразу же поняла, что в жизни она пойдет рука об руку со своим новым другом.

В дальнейшем она стала его супругой и родила зрячего мальчика. Это событие немного примиряет Петю с его тяжелой судьбой.

Музыкальные способности

Еще одно радостное событие, которое облагораживает и озаряет светом существование Петра, — появление у него музыкальных способностей. Сначала он слышит обычную дудочку, на которой играет конюх. Главный герой любил его слушать, тот все время исполнял грустные мелодии. Через некоторое время Петр и сам начал учится игре на дудке. Мама, заметив способности сына, купила рояль.

В произведении Короленко основные персонажи пытают помочь друг другу стать морально сильней, все время оказывают психологическую поддержку. Безмерная любовь и терпение отмечаются в процессе всего описания этюда со стороны друзей, дяди и мамы. Когда Петя проходит через очередные моральные испытания, познавая мир с помощью звуков, Эвелина находится возле него, ее нежная, но в то же время уверенная рука всегда готова оказать помощь.

Родные люди

Отец главного героя является добродушным человеком, однако он равнодушен ко всему, за исключением собственного хозяйства. Петин дядя Максим, наоборот, характеризуется мужеством и боевым духом. Этот человек даже брал участие в боях, в одном из них он стал инвалидом.

Именно дядя начинает заниматься воспитанием ребенка, объяснив для начала своей сестре Анне, что чрезмерная любовь и попечительство могут только навредить мальчику.

И вот наступает великолепное время года — весна. Незрячий ребенок встревожен окружающими его звуками, шумом, который издает пробуждающаяся от зимнего сна природа. Дядя и мама повели ребенка на берег реки.

Взрослые не видят волнения Петра, а он от большого количества новых впечатлений упал в обморок. После такого недоразумения родные люди пытаются помочь ребенку постичь ощущения и звуки.

Литературное направление и жанр

В образах Петруся и его дяди Максима чувствуется влияние романтизма и даже сентиментализма. Впрочем, чрезмерная эмоциональность, отчуждённость Петруся объясняется его положением инвалида. Эгоизм мальчика тоже объясняется реалистическими причинами - благополучной жизнью в кругу любящих родных. Вот в образе Эвелины, кроме романтической внешности, всё реалистично. С точки зрения Короленко, именно такой и должна быть любящая женщина.

Тематика и проблематика

В целом повесть отвечает на вопрос как быть счастливым. Для гуманиста Короленко это значит дарить счастье другим. Это и есть метафорическое воплощение того, что Короленко в предисловии к шестому изданию называет инстинктивным, органическим влечением к свету.

В повести поднимаются философские проблемы смысла жизни, жизненных испытаний, исторической памяти народа, проблема истинного искусства. Гуманист Короленко едва ли не первым в литературе поднимает проблему инвалидов, которая становится действительно актуальной только в 21 веке.

Сюжет и композиция

Действия повести развиваются в Юго-Западном крае (где-то на Волыни, откуда родом и сам Короленко), населённом украинцами и поляками. У пани Попельской, урождённой Яценко, рождается слепой первенец Петрусь, которому суждено было стать единственным ребёнком в этой семье и центром маленькой вселенной.

События занимают около 20 лет: от рождения главного героя до рождения ребёнка у него самого. Все эти события помещаются в 7 главах, разделённых главками. Эпилог описывает события через 3 года после окончания основных. Это пик развития главного героя, его концерт, меняющий сердца слушателей.

Ради племянника и самого себя Максим решается на эксперимент: он пытается развить способности мальчика с тонкой нервной организацией, чтобы компенсировать его слепоту хоть отчасти. Прежде всего, Максим запретил чрезмерно заботиться о ребёнке, так что через несколько месяцев тот уже ползал по комнатам.

Мальчик научился играть на фортепиано. А потом Максим попросил Иохима спеть Петрусю народную песню, образы которой оказались понятны слепому.

Постепенно Пётр начинает бояться призраков, населяющих его темноту. Пётр был подобен тепличному цветку, ограждённому от влияний жизни. Душа юноши была будто ограждена стеной, дремала в искусственном, но спокойном полусне. Максим понимал, что выход их этого состояния неизбежен, и ускорил его. Он пригласил в гости помещика Ставрученко с сыновьями, из которых один был музыкантом, а другой – филологом. Пётр чувствует себя непричастным к активной жизни молодёжи. Это знакомство приводит слепого к выводу, что он лишний на свете. Но, когда Пётр начинает играть на фортепиано, его необычную манеру исполнения признают все.

Шестая глава кульминационная. Это время испытаний слепого, уже принявшего решение служить своим талантом людям. Первое испытание – обнаружение могилы ватажка гайдамаков Игнатия Карого, который был похоронен в одной могиле со слепым бандуристом Юрком, сопровождавшим его отряд даже в бою. Пётр понимает, что слепой может добиться многого.

Второй эпизод - встреча с двумя слепыми звонарями. Короленко считал это эпизод важнейшим в повести. Слепой от рождения молодой звонарь Егорий был очень похож на Петра не чертами лица, но его выражением. Он был обозлён на весь мир. Другой звонарь, Роман, ослеп в детстве, но был добрым, любил жизнь во всех её проявлениях. Звонари проверяются отношением к детям, приходящим на звонницу.

После встречи Пётр решил, что его судьба – быть озлобленным. Беспросветная грусть в его настроении сменилась раздражительной нервностью. Его больше не радовал союз с Эвелиной: он не хотел обременять девушку.

Третье испытание Петра связано со встречей со слепыми возле чудотворной католической иконы. Пётр завидует им, потому что, с его точки зрения, ежедневные заботы о пище и одежде отвлекают их от размышления о собственной неполноценности.

Результатом этого третьего испытания становится путешествие Петра в обществе слепых нищих под предводительством Фёдора Кандыбы, которому выжгло глаза на войне. Максим смог убедит родных, что они с племянником в это время находятся в Киеве, где Пётр берёт уроки у известного пианиста.

Герои повести

Главный герой повести – слепой музыкант Пётр Попельский. Он родился в богатой семье польского помещика, добродушного и хозяйственного. Живой и подвижный по натуре, Петрусь из-за болезни часами сидел смирно, прислушиваясь к окружающим звукам.

Сталкиваясь с чем-то новым, эмоциональный Петрусь возбуждается до обморока. Так происходит, когда в 3 года его впервые выводят в поле, на берег реки. Это место впоследствии становится любимым местом его отдыха. То же случается после встречи юного Петра со слепыми нищими, так его взволновавшей.

Природа интересует мальчика, но остаётся от него совершенно закрытой, главным выражением внешнего мира остаются звуки.

В пять лет мальчик был тонок и слаб, его глаза задумчиво и сосредоточенно смотрели вдаль.

В этом возрасте ему отрываются природа и музыка, а также красота народной песни. Со временем увлечение музыкой стало центром умственного роста Петруся. С 9 лет Максим стал учить мальчика. К этому времени Петрусь стал высоким, стройным, бледнолицым. Волосы и глаза у него были тёмными.

Читатель отслеживает работу мысли героя в период его становления. Короленко подмечает, что слепые не умеют скрывать своих мыслей и чувств, которые отражаются на лице. Пётр проходит через озлобление и разочарование, пока не находит своё предназначение в служении бедным и обездоленным доступным ему способом – музыкой.

Мать долго пыталась объяснить сыну, что такое цвета, как выглядит мир. Она не принимает невозможность Петра прозреть.

Дядя Максим – безногий инвалид, тоже нашедший смысл своей жизни в воспитании племянника. Его мужественная деятельная натура не находила выхода, с тех пор как он, известный в Киеве забияка, уехал в Италию, примкнул к гарибальдийцам и был изувечен в бою с австрийцами. У него не было правой ноги и левой руки. Максим был по-прежнему остр на язык. Его наружность пугала: брови были угрюмо сдвинуты, а сам он окутан клубами табачного дыма. Голову его Короленко то и дело называет большой и квадратной, мысль неугомонной, а сердце – горячим и добрым. Максим понимал, что в жизни-борьбе нет места для инвалидов.

С Эвелиной Петрусь познакомился в возрасте 9 лет. Она была дочерью соседей-стариков, небольшой девочкой с длинной русой косой и голубыми глазами. Эвелина выглядит одновременно и младше своих лет из-за маленького роста, и старше, потому что благодаря солидности была похожа на крохотную взрослую женщину.

Голос Эвелины кажется слепому необычайно приятным и спокойным. Эвелина при первом знакомстве узнала о слепоте Петруся и заплакала от жалости к нему. С этих пор Петрусь стал её судьбой. Короленко описывает Эвелину как натуру, предназначенную для тихого подвига любви, для заботы о чужом горе.

Конюх Иохим сыграл важную роль в становлении мальчика. Некогда он был весельчаком и играл в корчме, но с тех пор, как Марья, в которую он был влюблён, предпочла барского камердинера, Иохим сам сделал ивовую дудку для грустных песен. Он выжег ей сердце, и она стала частью его самого.

Иохим был грубым мужиком в смазанных сапогах и с мозолистыми руками. Но он носил в себе гармонию, живое чувство природы, которое смогло заинтересовать мальчика.

Художественные особенности

пианист

В семье украинского помещика Попельского родился мальчик. Поначалу никто не заметил, что он слепой. Догадывалась только мама, вскоре врач подтвердил ее подозрения.

Отец маленького Петруся — добродушный помещик, который интересовался в основном хозяйством. С семьей жил мамин брат — дядя Максим. Его знали как опасного забияку и бойца.

Уехав в Италию, Максим вступил в отряд Гарибальди, бился с австрийцами, а вернулся без ноги и с множеством ранений. Он решил заняться воспитанием племянника и посоветовал сестре меньше опекать сына. Вскоре Петрусь научился сам ползать по дому.

С приходом весны мама и дядя повели Петра к реке. Обилие звуков природы так впечатлило мальчика, что он потерял сознание. Взрослые стали постепенно знакомить его со звуками и ощущениями.

Однажды Петрусь услышал, как конюх Иохим играл на дудке, и попросил научить его музицировать. Мама Анна Михайловна приревновала сына и купила фортепиано.

Но Петруся не впечатлила ее сложная и грубая музыка. Позже, прислушиваясь к мелодиям Иохима, мама тоже стала передавать через музыку свои чувства. Тогда фортепиано заинтересовало Петруся, и он принялся осваивать инструмент.

Слепой музыкант

Петрусь: YouTube / Классное Чтение

Дядя научил Петра самостоятельно убирать комнату и даже ездить верхом. Друзей у мальчика не было — соседские ребята сторонились его.

Вскоре по соседству поселилась семья Якульских с дочерью Эвелиной, ровесницей Петра. Она была рассудительной и спокойной. Однажды девочка подошла к Петру, и тот по привычке стал ощупывать ее лицо. Эвелина испугалась, но скоро все поняла. Между ними завязалась дружба.

Дядя Максим позвал в гости друга Ставрученко вместе с сыновьями-студентами. Дядя хотел внести разнообразие в размеренное бытие поместья и показать, какая жизнь течет за его пределами. Но молодые люди вели беседу, не обращаясь к Петру. Мальчик почувствовал себя лишним в этом мире.

Его утешает Эвелина: девочка хочет, чтобы они поженились, ей важна не его слепота, а их чувства. Петр возвращается к гостям и играет на пианино. Все восхищаются и предрекают ему большое будущее. Наконец он чувствует, что тоже способен сделать что-то в жизни.

Осенью Попельские отправляются в гости к Ставрученко. Вместе они посещают монастырь, где их провожает звонарь Егорий. Он с рождения слеп и внешне похож на Петра. Между молодыми людьми завязывается разговор. Егорий жалуется, что завидует другому звонарю Роману: тот потерял зрение в семь лет, успел увидеть мир и лицо матери. Егорий кажется Петру сердитым и озлобленным, постепенно он сам становится таким же.

Пришла зима. Петр мучается вопросом, зачем жить слепому. Встреча с Егорием погрузила его в тоску. Дядя Максим объясняет ему цвета, парень ловит каждое слово и пытается выразить услышанное в музыке. Петр делится с дядей, что завидует нищим слепцам: их заботит лишь выживание, и от этого они менее несчастны.

Однажды Максим, Петр и Иохим пошли к чудотворной иконе. У выхода сидели слепцы и завывали унылую песню. Петру хотелось поскорее сбежать. Но Максим напомнил, что это и есть счастливцы, которым он завидовал, и заставил дать им милостыню.

Петр сообщает семье, что уедет с дядей в Киев и будет брать уроки у известного пианиста. Однако на половине пути он встречает двоих слепцов и отправляется с ними в путешествие до Почаева.

В дороге Петр познает мир, узнает о тяжелых судьбах других, наполняется состраданием и забывает о своем несчастье. Дядя Максим тем временем прикрывает племянника перед семьей.

Петр возвращается домой совсем другим, его душа исцелилась. Они с Эвелиной играют свадьбу. Вскоре он узнает, что станет отцом, переживает, что его ребенок тоже будет незрячим. Но опасения не оправдываются, тогда Петр по-настоящему чувствует себя счастливым. Казалось, будто он сам все видит.

Спустя три года Петр становится знаменитым музыкантом:?

  • В Киеве о нем ходят легенды, на ярмарке собирается публика, чтобы послушать известного слепого пианиста.
  • Его выступление слушает и дядя Максим. Петр вплетает в музыку и народные мелодии, и мотивы песен слепых нищих. Тогда Максим понимает, что Петру удалось познать полноту жизни, да и сам он сделал доброе дело, не зря жил на свете.

История создания

Портрет Владимира Короленко

Портрет Владимира Короленко: Wikipedia / И. Е. Репин

О жизни слепых людей Короленко был хорошо осведомлен:

  • В детстве был знаком с девушкой, которая родилась незрячей. Ее воспоминания Короленко использовал, чтобы передать ощущения героя.
  • Писатель знал слепого музыканта, который послужил прототипом Петра Попельского.
  • У автора был ученик, который постепенно терял зрение.

Кроме того, повесть носит психологический и философский характер:

  • Психологическая составляющая проявляется в том, что Короленко филигранно раскрывает душевную организацию героя, его чувства и переживания.
  • Повесть поднимает философский вопрос о поиске смысла жизни. Так, и Петр, и его дядя — инвалиды. Но в итоге каждый из них осознает свое предназначение.

Идеи произведения

Каждый человек достоин счастья и должен за него бороться. Более того, счастье не эгоистично. Достичь его можно, проявив сострадание к окружающим и познав жизнь во всех ее проявлениях.

На главного героя повести повлияли два разных человека — нежная и заботливая мама и мужественный дядя Максим. Он не остался равнодушным к судьбе племянника, понял, что его нужно научить самостоятельно преодолевать жизненные трудности.

Незрячий герой находит отдушину в музыке. Она помогает выразить чувства, является катализатором его внутреннего мира. Более того, автор показывает, что настоящему таланту и стремлению не могут помешать никакие преграды.

История создания

Писатель В. Г. Короленко

В повести много биографичных моментов из жизни самого Короленко. Он знал девушку, которая была рождена слепой, проводил с ней много времени. Большинство ее впечатлений от жизни были положены в основу характера Петруся. Также у писателя был ученик, который терял зрение. Короленко довелось познакомиться со слепым музыкантом, пообщаться с ним, чтобы понять, как такие люди чувствуют музыку. Сцена со звонарями была полностью взята из жизненного опыта писателя, когда он в 1890 году посещал Саровский монастырь.

Литературный жанр

  1. Личность сформирована окружением. На нее влияют происходящие с героем события.
  2. Внутренний мир Петруся постоянно находится в процессе изменения. Писатель оставляет финал открытым, чтобы дать читателю самому придумать конец повести.
  3. Чувствуется влияние других литературных направлений — романтизма и сентиментализма. В синтезе течений тоже проявляется характерная черта реализма.

Наиболее реалистичным персонажем в повести является Эвелина, исключение составляет только ее романтично описанная внешность. Короленко считает, что она была настоящей любящей женщиной.

Тематика и проблематика

Также читатель увидит, что в произведении поднимается масса философских вопросов: смысла жизни, трудностей на жизненном пути, народной памяти, истинного искусства. Короленко становится едва ли не первым писателем, кто поднимает проблему инвалидов в XIX веке. Эта тема станет по-настоящему актуальной лишь в следующем столетии.

Краткое содержание

События повести развиваются на Волыни. В семье рождается первенец. Младенец оказывается слепым. Ему дают имя Петрусь. Вокруг него и будут разворачиваться все действия.

Временные рамки произведения затрагивают 20 лет — от рождения Петруся до момента, когда у него самого появляется ребенок. События описываются в 7 главах, в эпилоге герои показаны через три года после завершения основных действий повести.

Важную роль в сюжете играет дядя Петруся Максим. Он делает вывод, что ему стоит заняться развитием талантов племянника, чтобы компенсировать слепоту другими способностями. Мужчина запрещает чрезмерно заботиться о мальчике, давая ему возможность познавать мир самостоятельно и на ощупь. Это приводит к тому, что с ранних лет Петр опережает своих сверстников в физическом развитии.

В пять лет Петрусь проникается любовью к свирели

В пять лет Петрусь проникается любовью к свирели и сам овладевает навыком игры на ней. Он чувствует с ней духовную связь. Дядя Максим также учит Петруся играть на пианино, но этот музыкальный инструмент воспринимается мальчиком как нечто чужеродное, пусть он и свободно музицирует на нем.

Мальчику приходится несладко, потому что он не может играть вместе с другими детьми. Но он знакомится с Эвелиной — девочкой, которая живет по соседству. Она становится ему настоящим другом. Впоследствии Петр проникается к ней искренними чувствами. Девушка будто была послана слепому юноше как подарок судьбы.

В то же время Петр понимает, как ему будет тяжело жить дальше, ведь он слепой, а значит, ни на что не годится. Темные думы постепенно завладевают душой юноши, но на помощь ему снова приходит дядя Максим. Он приглашает в гости помещика Ставрученко и его сыновей. Один из них был музыкантом, второй — филологом. Петр чувствует свою отрешенность от молодежи, но лишь до тех пор, пока его игру на фортепиано не слышат гости. Они признают, что она отличается от тех, что они уже слышали.

Шестая глава является в повести кульминационной. В ней Петр осознает, что может добиться многого в жизни. Это осознание настигает его, когда он приходит на могилу ватажка гайдамаков Игнатия Карого, которого похоронили вместе со слепым бандуристом Юрком, сопровождавшим его отряд даже в бою.

Вторым кульминационным эпизодом в повести служит встреча со звонарями. Они тоже были слепы, но символизировали разные вещи. Первый звонарь, Егорий, был похож на Петра чем-то, но отличался озлобленностью на весь мир. Роман, второй звонарь, ослеп в детстве, но жизнь любил, как и все вокруг себя. Их отношение читатель видит по тому, как они общаются с детьми, пришедшими на звонницу.

Встреча со звонарями

После этой встречи Петрусь понимает, что ему ближе Егорий. Главный герой таит в себе обиду на весь свет, считает себя для всех обузой. Даже отношения с Эвелиной не приносят ему радости. Парню кажется, что он лишь отягощает ее существование.

Третьим кульминационным моментом можно назвать встречу Петра со слепыми возле католической иконы. Он завидует им, поскольку все, что их волнует, — это то, где найти для себя пропитание и кров. Это отвлекает от мыслей по поводу собственной неполноценности.

После возвращения парень женится на Эвелине, тем самым избавляя себя от страха, что будет всегда никому не нужен. У пары рождается здоровый ребенок.

Ключевые моменты

Отношения Петра и Эвелины

  1. Осознание героем того, что жизнь в его руках. Он может добиться всего, если захочет.
  2. Встреча со звонарями, где Петр отходит от своей главной цели ради прокрастинации и того, чтобы жалеть себя. Ложный путь.
  3. Возвращение Петруся на истинную дорогу судьбы. Обретение себя, победа над страхами, создание семьи и нахождение настоящего предназначения.

Внутренний мир Петра тесно связан с природой, хоть герой и не может ее увидеть. Характерной чертой произведения Короленко можно назвать то, что окружающий мир отражает психическое состояние героя.

Повесть закончилась счастливо. Петр осознал, что только через сострадание к другим его душа очистится от эгоизма, станет зрелой и наполнится истинными чувствами. Свое призвание он находит в том, чтобы делать людей счастливыми с помощью музыки. Его семья тоже счастлива рядом с ним.

Читайте также: