Что такое мантра в буддизме кратко

Обновлено: 06.07.2024

Что такое буддийские мантры, что такое мантрический звук? Что такое мантра? Известно, что на этот счёт существует много заблуждений. Было время, когда мантру толковали как “магические слова”, а мандалу как “магический круг”. Даже сегодня некоторые переводят слово мантра как “заклятие”, что отнюдь не соответствует значению данного слова. В традиционном понимании мантра определяется как “нечто защищающее ум”, мантра – то, что защищает ум. И это действительно так, ибо мантра при чтении несомненно защищает ум. Но то же можно сказать о любой другой духовной практике, так что и это определение мало что объясняет.

По сути мантра – всего лишь звуковой символ, так же как образ будды или бодхисатвы является символом формы и цвета, символом определённого аспекта просветлённого состояния, особого аспекта просветлённого ума, символом особого духовного опыта. И звук, этот мантрический звук представляет собой не только нечто внешнее, произнесённое голосом, но и нечто внутреннее. В действительности мантрический звук, можно сказать, является более внутренним, нежели внешним феноменом. Звук мантры является не из области физических вибраций. Есть конечно люди, которые порой объясняют действенность мантры в таком контексте и считают, что если вы начитаете такую-то мантру, то произведёте физическую вибрацию, равную, скажем, 250 000 единицам в секунду, другая мантра может иметь силу в 300 000 ед. в сек. и т.д. ток что тот, кто произвёл 300 000 физических вибраций считается более сильным, чем тот, кто произвёл всего 250 000. Но это слишком приблизительное и материалистическое понимание.

Подобное толкование действенности мантры было заслуженно высмеяно ламой Говиндой, который сказал, что если бы мантры сводились к физической вибрации, то было бы достаточно достать граммофонную запись мантр и просто проигрывать их снова и снова, чтобы получить все эти замечательные духовные блага и результаты. Но буддийские мантры, звук мантр не сводятся лишь к физической вибрации.

Речь идёт не о собственно физическом звуке, производимом при произнесении мантры. Мантра – это в сущности внутренний звук, внутренняя вибрация. Мантра, можно сказать, ни что иное, как внутреннее чувство. Это нельзя понимать так, что звук, внешний физический звук мантры в обычном смысле не имеет никакого значения. И это не означает, что мантры не следует читать вслух. Но грубое начитывание – всего лишь средство для переживания тонкого. Соотношение между этими двумя – грубым внешним, так сказать, вербальным повторением мантры и внутренним тонким повторением, чувством продолжающегося непрерывного звучания, можно уподобить соотношению между изображением будды или бодхисатвы, нарисованной картиной и тем же самым образом, визуализируемым в медитативном переживании. И в том и в другом случае грубое ведёт к переживанию тонкого, становится своего рода катализатором.

Мантры, практика с мантрами, начииывание мантр – это важнейшая составляющая тантрического буддизма, тантры . Фактически тантра изначально была известна как мантраяна, т.е. путь или колесница мантры. Она называлась так в отличие от махаяны, известной как парамитаяна, т.е. путь или колесница практики совершенных достоинств, трансцендентальных добродетелей, совершенных качеств махаяны, запредельных добродетелей, практикуемых бодхисатвами. Это всем известные так называемые “шесть парамит” – щедрость, нравственность, терпение, энергичность или усердие, медитация и мудрость. Термин ваджраяна, заменивший мантраяну, был введён в употребление гораздо позже для обозначения более продвинутого и радикального направления, развившегося из тантрической традиции.


Считается, что на пути мантраяны прогресс достигается быстрее, нежели на пути парамитаяны. Разумеется, люди всегда заинтересованы в скором прогрессе и это в определённом смысле вполне оправдано. Но в чём причина? Почему прогресс в мантраяне признаётся более скорым, чем в парамитаяне? Парамиты или совершенные качества представляют полную систему духовно- этического развития. Но они предназначены скорее для сознательного ума, во всяком случае на ранних стадиях практики. В то время как мантраяна более ориентирована на глубины подсознательного. Мантраяна ставит целью установление контакта с духовными силам, скрытыми в этих глубинах, установления связи с теми силами, что в конечном смысле являются различными аспектами просветлённого ума, аспектами, персонифицированными или, лучше сказать выкристаллизованными в форму будд, бодхисатв и т.д. И. согласно тантре, связь с этими скрытыми силам, дремлющими в глубинах подсознательного ума, устанавливается посредством совмещённой практики призывания и визуализации. Визуализируем мы форму и цвет, призывание же осуществляется через мантрический звук.

Что касается мантры. Тут можно вдаваться в бесконечные технические и прочие подробности, классифицировать их по разным категориям и т.д. , но в данном случае это не является предметом нашего интереса. Мы дадим короткое и простое описание того что в действительности есть мантра. Это описание может дополнить определение мантры.

Описание буддийской мантры

Во-первых , мантра – это ряд слогов. Эти слоги обычно, хотя и не всегда составляют слово или слова, либо заключают в себе слово или слова. Такие слова, встречающиеся в тексте, относятся к санскриту. Мантры обычно не переводятся, их оставляют в тексте в неизменном виде , на языке оригинала, т.е. на санскрите. Однако было бы неверно утверждать, хотя иногда это имеет место, что мантры вовсе никогда не переводятся. Иногда, при определённых обстоятельствах мантры переводят. Как бы то ни было, независимо от того, составляют ли они слова или не составляют, мантрические слоги обозначаются исключительно буквами санскритского алфавита. Так что мантра в первую очередь представляет собой ряд слогов, цепочку букв из санскритского алфавита, а иногда, заметьте, лишь иногда, не всегда, – включает в себя слова санскритского языка.

Во-вторых , мантры не поддаются логическому анализу, концептуальному анализу. В определённом смысле мантры бессмысленны. Это, надо сказать, вполне исчерпывающая характеристика мантры. Возьмём, к примеру, мантру Тары. Мантра Тары довольно странная, она весьма необычна и своеобразна. Она представляет собой некую серию модификаций, чтобы не сказать модуляций, вокативной формы имени Тары, именно, Таре. В этом имени отсутствует подающееся анализу значение, вы просто жонглируете звуками этого имени. Есть, тем не менее, мантры, включающие в себя слова, имеющие определённое значение. Примером может служить следующая, довольно известная мантра:

Ом мани падме хум

“Мани” означает драгоценность, “падме” – в лотосе, таким образом, “мани падме” означает “драгоценность в лотосе”, так что эту мантру, или, по крайней мере, часть этой мантры можно перевести, хотя начальный слог “ом” и заключительный “хум” не переводятся. Но это далеко не повод утверждать, что смысл данной мантры в том, что в лотосе находится драгоценность. Хотя этот образ обладает полноценной философской значимостью со всем разнообразием нюансов и значений, характерных для буддийской мысли и практики он далеко не передаёт истинное и ещё менее тотальное значение данной мантры, но раскрывает лишь одну, даже не самую важную грань. Некоторые мантры включают собственное имя либо разные варианты имени будды или бодхисатвы, к которым они относятся. Итак, мантры не подаются логическому анализу, они не обладают значением в обычном концептуальном смысле. Даже если в мантре содержатся слова, которым приписывается определённое значение, они, в лучшем случае, всего лишь подразумевают нечто.

В-третьих , и это самое важное, мантра представляет собой звуковой символ. Она символизирует определённое божество – буду. Бодхисатву и т.д.То есть она является как бы звуковым эквивалентом этого божества. Если бы божество могло проявиться в виде звука, а, согласно тантре, оно это может и делает, то мантра и является таким звуком. И тут, разумеется, можно говорить о внешнем звуке и о внутреннем звуке. Мантра является эквивалентом божества, в терминах звука в той же мере, в какой визуализируемый образ является его эквивалентом в терминах формы и цвета. Так что мантру в определённом смысле можно определить как истинное имя божества. А самом деле мантра может и не включать в себя имя божества в обычном смысле, да это и не столь существенно. Мы зовём человека по имени и он откликается. Подобным же образом, когда мы призываем то или иное божество, будд, бодхисатв и т. д. с помощью мантры, божество появляется, манифестируется, и особенно внутренного звука.

В-четвёртых , мантру передаёт гуру, она передаётся во время инициации. Если она не передаётся таким способом, то это не мантра. В действительности инициация, можно сказать, и состоит – в целом либо в частности – в передаче мантры. Обычно инициируемый повторяет мантру трижды вслед за гуру, посредством чего и передаётся энергия или сила мантры, о чём мы уже упоминали в предыдущих лекциях. Мантры конечно же можно встретить и в книге. В наши дни это происходит всё чаще – вы можете прочесть книгу, найти там мантру и начать её начитывать. Это даже может принести некоторую пользу, но то, что вы начитываете, отнюдь не является мантрой. В самом значении мантры заложена идея того, что вы получаете её от гуру, который передаёт вам полномочия читать данную мантру. Если же вы получаете мантру каким- либо иным образом, это может быть неплохой религиозной практикой, но ни в коей мере не тантрическим начитыванием мантры. Кстати тот, кто передаёт вам мантру, не обязательно должен быть живым гуру в человеческой форме. Её может пердать вам во сне или во время медитации некое существо в облике гуру либо даже сам будда или бодхисатва и т.д. Но обычно по традиции мантру получают от живого учителя, гуру в человеческой форме.

И, наконец, в-пятых , мантра – это то, что повторяется. Вы получаете мантру от гуру и вы должны повторять её, повторять с той энергией, которую передал вам гуру. Если вы не делаете это, то энергия в конечном счёте теряется. Считается, что если вы пренебрегаете чтением мантры в течение трёх лет, имеется в виду серьёзное начитывание, то полностью теряется энергия. Переданная вам изначально и требуется повторная инициация. Но если вы повторяете мантру регулярно, то энергия возрастает и в конечном счёте повторение мантры становится спонтанным, т.е. естественно продолжается само собой без всякого сознательного усилия.

Буддийские мантры представляют собой некоторые сочетания звуков, фонем или нескольких слов на санскрите. Теоретически они способны активизировать работу организма, а также оказывать духовное и психологическое воздействие на человека.

Буддийские мантры

Значение мантр в буддизме

История гласит, что первые мантры относятся к ведическому периоду. Они были написаны на санскрите. Концепция этого языка базируется на мысли о том, что санскрит был передан людям для общения и связи с сознанием более высокой организации.

Фонема и слог вызывают ритмичные звуковые колебания, входящие в резонанс с каждой клеткой организма. Все наборы букв имеют свое звучание, а значит, отличаются воздействием на человека.

Буддисты полагают, что чтение (или пение) мантр является священным ритуалом, молитвой, обращенной к божеству. Считается, что во время такого ритуала все слова направляются прямо к Будде, а человек может ощутить присутствие высших сил.

Отношение других религий к мантрам

Мантры встречаются в школах буддизма, индуизма, сикхизма и джайнизма. В японской культуре существует ответвление буддизма (сингон). В этом учении молитва также представляет собой проговаривание или пропевание слов и звуков.

буддизм

Разновидностями мантры можно назвать песнопения, антифоны и гимны, которые присутствуют в христианстве, даосизме, зороастризме.

Виды буддистских мантр

При выборе мантры учитывают, что они делятся на несколько категорий:

  • по воздействию;
  • по божествам, к которым направлена молитва.

По воздействию

Каждый звук оказывает на человека то или иное влияние. Это нужно учитывать при выборе мантры.

Они могут быть для:

По божествам

Все молитвы принято условно делить на несколько категорий в зависимости от того, к какому божеству обращается человек:

Правила пения мантр

Духовные учителя подчеркивают, что пение мантр Будды требует тщательной подготовки.

Для этого учитывают:

  1. Вид одежды. Лучше выбирать свободные брюки и рубашку, выполненные из натуральных материалов белого или желтого цвета.
  2. Наличие соломенного или тканевого коврика. Чтение молитв предполагает длительное сидение на полу.
  3. Наличие четок.
  4. Место. Буддистские практики лучше проводить в одиночестве в тихом месте.
  5. Подходящее время суток.

Время суток

Читать молитвы можно в любое удобное время, однако лучше всего для этого подходят часы заката и восхода. Согласно религиозному учению, на утренней заре человек способен напрямую передавать свои мольбы высшим силам и принимать от них божественную энергию.

Количество повторений

Классический способ чтения молитв в буддизме подразумевает повторение фразы 108 раз, однако в некоторых случаях это количество может быть иным. Число повторений указано в рекомендациях к мантре.

Дыхательные приемы

Перед тем как приступить к выполнению практики, важно принять удобное положение сидя. Это необходимо для свободного дыхания. Спину важно держать ровно: это позволяет энергии циркулировать через энергетические каналы.

Произносить слова молитвы можно про себя, однако практикующие советуют читать их шепотом нараспев. Перед ритуалом лучше выучить фразу. Благодаря этому не придется отвлекаться и можно сосредоточиться на выполнении практики.

Фразу произносят на одном дыхании, прерывать мантру нельзя. В этом случае она теряет эффективность. Каждый слог стараются произносить отчетливо.

Духовные наставники описывают несколько дыхательных техник во время чтения молитв на санскрите:

Обращение с четками

Четки представляют собой шнурок с бусинами. Их используют для удобного подсчета произнесенных мантр. Производители предлагают широкий ассортимент религиозной атрибутики всех цветов, однако больше всего ценятся белые экземпляры. Считается, что они усиливают действие молитв и помогают человеку обрести спокойствие и баланс.

Белые четки изготавливаются из нескольких материалов:

  • матового стекла;
  • хрусталя;
  • слоновой кости;
  • сандала.

Желтая атрибутика имеет несколько свойств:

Самый простой и дешевый материал – деревянные бусины. Они могут быть натурального оттенка или цветными.

Во время чтения мантр четки держат левой рукой. Нитка должна лежать на указательном пальце.

В этом положении бусины отсчитывают большим пальцем после каждой молитвы.

После завершения практики четки берут руками – так, чтобы атрибут оказался зажатым между ладоней. После этого нужно дунуть на бусины и коснуться ими лба и макушки.

Духовные учителя подчеркивают, что у каждого практикующего пение мантр должны быть индивидуальные религиозные атрибуты. Их нельзя оставлять без присмотра и передавать другим людям.

Передача мантр от учителя

В интернете и книгах представлено большое количество мантр. Многие из них можно использовать для самостоятельной практики. Однако большинство практикующих советуют найти учителя, который направит начинающего и поможет ему избежать ошибок.

Передача мантр

Кроме того, существует большое количество молитв на санскрите, которые недостаточно просто прочесть или услышать.

Такие тексты передаются ученику напрямую от первоисточника (духовного наставника). В этом случае слова обретают большую мощь.

Например, мантру Будды Медицины передают только от учителя к ученику:

Тексты буддийских мантр

Все буддийские молитвы написаны на санскрите. Вникать в их смысл и переводить их не нужно. Практикующему достаточно четко проговаривать слоги и не допускать ошибок.

Для духовного развития

Главная задача мантр состоит в том, чтобы развивать способности к эзотерике и ясновидению, способствовать духовному совершенствованию человека. Ежедневное чтение таких молитв помогает ученику постичь законы мироздания, определить свое назначение в жизни.

В буддизме существует несколько мантр, помогающих в духовном становлении:

Для медитативных практик

Эффективность мантр зависит не только от правильного произношения звуков, но и от концентрации. Ученикам, которые только начинают практиковать чтение молитв в буддизме, рекомендуют обращаться к мантрам для медитации.

Для этого придерживаются техники выполнения:

  1. Принимают удобную позу в положении сидя. Во время пения молитв не должно появляться чувство дискомфорта. Это мешает сосредоточиться.
  2. Избавляются от негативных эмоций и мыслей. Сознание должно пребывать в спокойствии.
  3. Останавливают внутренний диалог. В первое время достичь такого состояния бывает сложно. Чтобы облегчить себе задачу, следует представить себя в виде приемника, который передает белый шум.

Произносить тайные слова нужно медленно и отчетливо. При этом важно чувствовать каждую вибрацию, которая появляется в теле под воздействием звуков.

Для сновидений

Сновидения в буддизме считаются крайне важными. Это объясняется тем, что во сне подсознание человека обрабатывает все, что получило. В таком состоянии люди могут находить решения сложных проблем, получать важную информацию от высших сил и предсказывать будущее.

Для сновидений

Существует мантра, которая улучшает качество сна и помогает запоминать сновидения.

Для этого нужно:

  1. Отправляясь в постель, положить около себя ручку и листок бумаги. Все события и детали сновидения записывать сразу после пробуждения, пока они еще яркие.
  2. Чтобы сны были более яркими и запоминающимися, ложиться спать в одно и то же время. Благодаря этому у человека вырабатывается привычка и тело начинает быстрее переходить в фазу продуктивного сна.
  3. Перед сном 108 раз прочитать мантру. Делать это можно, сидя на полу или кровати.

Для очищения себя и окружающего

Для достижения баланса и гармонии с высшими силами человеку важно иметь положительную энергию внутри себя. Однако на мысли и духовное развитие большое влияние оказывает и окружающий мир.

Для очищения жилья прибегают к помощи Мула-мантры. Она создает позитивные звуковые вибрации, которые наполняют дом и оберегают его от сглаза, порчи и негативных потоков энергии. Такую молитву читают 72 раза. Повторять практику нужно трижды с интервалами в 15 минут.

Мула-мантра

Духовные наставники советуют применять еще одну технику.

Она обладает следующими действиями:

  • избавляет разум от неприятных ощущений и тревожных мыслей;
  • оберегает тело от вирусов;
  • вносит в сердце радость и счастье.

Читать такую мантру нужно 36 раз, в 6 заходов по 5 минут.

Для четок

Чтобы новые четки работали максимально эффективно, их нужно активировать. Для этого в буддизме существует мантра.

Для удачи

Некоторые сакральные фразы можно использовать в любое время в течение дня. Для этого их произносят шепотом или про себя.

Для удачи

Чтобы призвать на помощь удачу, проговаривают тайные слова:

Если следующую мантру читать 21 раз до утренней зари, а затем умываться, у человека будет меньше конфликтов и ссор на работе и дома:

Мантра Великого Знания

Неуязвимость для темных сил человеку дает мантра Великого Знания:

Читать эту сакральную фразу нужно ежедневно.

Шестислоговая мантра

В числе наиболее простых и востребованных мантр духовные наставники называют шестислоговую:

Регулярное чтение такой молитвы расширяет сознание, избавляет от зависимостей и пороков.

Мантры в современном мире

Начиная постигать науку чтения молитв, практикующий должен учитывать несколько правил:

  1. Выполнять практики ежедневно. Только в этом случае можно добиться хороших результатов.
  2. Не читать сразу несколько сакральных текстов. Лучше начать с одного и переходить на другой только после освоения первого.

Нельзя добиться очищения разума, достичь баланса и духовного развития лишь при помощи мантр. Для этого важно следить за своими мыслями и поступками.

Наставники отмечают, что достичь просветления можно только при непрерывном развитии. Для этого они советуют читать специализированную литературу, изучать быт и культуру народов, больше путешествовать, не допускать негативных мыслей.

Когда мы испытываем стресс или наш ум будоражат навязчивые негативные мысли, мы можем повторять мантры. Этот метод поможет нам успокоить ум, утихомирить внутреннюю болтовню и вызывать более позитивное умственное и эмоциональное состояние. В буддизме есть мантры, с помощью которых можно привнести в ум больше сострадания, ясности и понимания. Мантры – мощный инструмент, который полезен не только духовным практикующим, но и всем, кто сталкивается с трудностями современной жизни.

Мантра – это фраза, состоящая из слов и слогов, которую нужно повторять снова и снова, чтобы сконцентрироваться на позитивном состоянии ума и предотвратить негативные.


Продвигаясь в практике мантры, с её помощью мы гармонизируем свою речь с телом и умом. Например, перед тем как помочь человеку или кого-нибудь успокоить, мы развиваем сильное сострадание – пожелание, чтобы человек был свободен от проблем. Для этого можно повторять мантру ом мани падме хум – наверно, самую известную из буддийских мантр. Мы произносим её тихо или про себя. Это поможет нам сконцентрироваться на сострадании, и мы будем действовать и говорить исходя из этого чувства.

Одни мантры состоят из санскритских слов и слогов, другие содержат только слоги. Эти слова и слоги символизируют различные аспекты буддийского учения. Например, в мантре ом мани падме хум:


  • ом – гордыне и высокомерию,
  • ма – зависти и ревности,
  • ни – желанию, жадности и привязанности,
  • пад – наивному неведению и упрямому узколобию,
  • ме – скупости и скопидомству,
  • хум – враждебности и гневу.

Следующий шаг – ещё больше расширить наше сострадание, памятуя о шести совершенствах (шести далеко ведущих состояниях ума). Они также соответствуют шести слогам:

  • ом – щедрость,
  • ма – этическая самодисциплина,
  • ни – терпение,
  • пад – усердие,
  • ме – умственная устойчивость (концентрация),
  • хум – распознавание (мудрость).

Повторяя мантры вслух, мы используем дыхание, которое с буддийской точки зрения воздействует на тонкие энергии тела. На них может повлиять даже произнесение мантр про себя. Придавая дыханию и тонким энергиям ритм, повторение мантры помогает успокоить навязчивые беспокоящие мысли и эмоции, сделать ум более умиротворённым, проницательным и ясным.

Мантры в буддизме используются по-разному. В начале они помогают нам управлять дыханием и тонкими энергиями, так что наш ум успокаивается. Затем они помогают нам сохранять концентрацию на положительных состояниях ума или эмоциях, таких как любовь и сострадание. Кроме того, они помогают гармонизировать тело, речь и ум. Наконец, на более глубоком уровне практики, мантры дают доступ к тончайшему уровню ума, сосредоточенному на пустотности, приводя нас к подлинному достижению просветления на благо всех существ.

читает мантры

Давайте для этого заглянем в загадочный Тибет.

Из древних преданий

Тибетцы верят, что давным-давно их землю посетили сущности из другого измерения, которые обладали отменным здоровьем и любую возникающую с ним проблему могли решить на энергетическом уровне.

Они поделились своими знаниями с людьми и научили их лечиться мантрой. Тьюранг и Масанг (так их звали) наделили переданные мантры особой энергией.

Предание гласит, что гора Кайлаш – это место, где люди научились исцеляться мантрами.

в Тибете

Мантры, Бон и буддизм

В XVIII веке в эту местность распространился буддизм. На тибетский язык переводились с санскрита его философские тексты.

В одном из многочисленных томов буддийского учения рассматривалось исцеление мантрой. Некоторые мантры привёз с собой и великий индийский тантрический йогин Падмасамбхава.

Таким образом, мантры появились на этой священной земле и развивались двумя разными путями, но сущность их оставалась единой.

Виды воздействия

Некоторые люди скептически относятся к этому ритуалу, считая его суеверием. Но тут нужно учитывать один тонкий нюанс.

Для того чтобы мантра действовала, нужно быть человеком, достаточно развитым духовно.

  • убирающие страдания на ментальном и физическом уровне;
  • проясняющие сознание;
  • тайные.

Действенность последних прямо связана с тем, насколько тайно была проведена эта практика.

Дыхание и энергия

Когда распевают мантры, дисбаланс энергии в организме восстанавливается. Дыхание преобразовывается так, что человек начинает чувствовать внутреннюю энергию, ритмично опускающуюся вниз со вдохом и поднимающуюся вверх и выходящую с выдохом.

Этот многократно повторяющийся ритм приводит к гармонизации энергетического тела человека.

Без осознания потока энергии внутри себя, его целительной силы, даже многократное повторение этой мантры не принесёт решительно никакой пользы. Об этом очень важно помнить.

Его применение гармонизирует тело, речь и ум.

в тибете

Чётки и чтение мантр

Любые мантры, чтобы они действовали, рекомендуется повторять, как минимум, 7 или 21 раз, а в идеале – 108.

Чтобы не сбиться со счёта, используют чётки. Они могут быть разного цвета и выполнены из разного материала, в зависимости от поставленной при чтении мантр цели. Чётки дополнительно усиливают их воздействие.

Наиболее целительным является белый цвет. Белые чётки могут быть сделаны из:

  • хрусталя,
  • белого стекла,
  • белого сандала,
  • слоновой кости.

Также белый цвет в буддизме связан с востоком, что оказывает дополнительное успокаивающее воздействие.

Желтые и золотые чётки:

  • увеличивают энергетический потенциал;
  • приумножают денежные потоки;
  • развивают успех, например, в любви;
  • проясняют сознание,

а янтарные чётки способствуют излечению глаз.

Существует ещё много разновидностей этих ритуальных предметов, выполненных из различных природных материалов — например, деревянные — разной окраски.

из кости

Каждый цвет и вещество имеет своё смысловое предназначение, поэтому для успешной практики необходимо его уточнить: к примеру, какие чётки и мантру выбрать для достижения похудения.

Как держать чётки

При начитывании мантр чётки находятся в левой руке на указательном пальце. Лицом нужно повернуться в требуемую сторону.

Направления могут быть разными, при лечении смотрят на восток. Большой палец отсчитывает по одной бусинке после каждой мантры.

На чётках обычно 108 бусин, но бывает и меньше (68, 54, 21, 7). Между ними находятся две другие бусины, побольше и поменьше.

При лечении рука с чётками находится у сердца. Передвигая бусины по направлению к телу, практикующий направляет энергию в своё сердце.

Положение руки тоже зависит от поставленной цели, как и расположение чёток на ней. Они могут располагаться по-другому, если целью ставится достижение иного результата.

Иногда требуется направлять поток энергии в противоположную сторону, чтобы не допустить проникновение негативной энергии внутрь. Тогда бусины передвигают в направлении от тела. Так же делают и во время выполнения гневных практик.

читает мантры

Левой рукой нужно просто развернуть чётки и продолжить чтение, перебирая бусы в том же направлении. По окончании нужно сжать чётки обеими ладонями, дунуть на них и коснуться лба, затем макушки.

Чётки и мантра приумножают действие друг друга. Выдыхаемый воздух придаёт силу мантры чёткам и усиливает их. Они являются предметом, накапливающим энергетику.

Поэтому с началом практики нужно обзавестись своими новыми чётками, никому их не давать и носить при себе, например, на шее, не оставляя без присмотра.

Важно помнить о том, что при лечении мантрами нельзя сомневаться. Если человек сомневается, они просто не будут работать.

Передача мантр

Для того чтобы практика была верной, во многих случаях нужно получить передачу мантры от учителя. Недостаточно просто прочитать её в книге или в интернете. Мантру нужно услышать от учителя.

Многих начинающих буддийских практиков интересует вопрос, можно ли слушать мантру в аудиозаписи для получения её передачи? Можно. Но есть некоторое количество мантр, которые передаёт лично только учитель.

обучение в буддийском монастыре

Передача важна, чтобы сохранить силу первоисточника мантры. Например, уже многие столетия тибетские целители используют мантру Будды Медицины, которую тот донёс до наших дней через цепочку учителей:

Заключение

Всего доброго, друзья! До новых встреч в нашем блоге. Нажмите на кнопочки ниже, поделитесь полученной информацией в социальных сетях, если она вам понравилась.

Особенности буддийских мантр

В современном мире появился большой интерес к восточной религии, называемой буддизмом, который зародился на территории Индии в VI веке до н. э. и быстро распространился по азиатским странам. Для обретения человеком гармоничного духовного и физического баланса приверженцы буддизма практикуют чтение древнейших священных молитв, называемых мантрами.

Что это такое?

Кроме того, некоторые люди считают, что пение мантр – это не что иное, как выражение поклонения буддизму, что совершенно не является истиной. С помощью мантр можно не только улучшить свою жизнь, но и вырасти духовно.


Как воздействуют?

Чтение священных молитв может практиковать любой желающий, выполняя эти действия в своей обыденной жизни. Мантры можно читать вслух, петь или проговаривать про себя. С их помощью можно прийти к ровному душевному состоянию, сделать ум более глубоким, обрести позитивное отношение к жизни. Эффективность мантр зависит от человека, их читающего, его осознанности, умения отключать блуждание мысли, быть ментально активным и сконцентрированным.

Осваивая технику чтения мантр, человек получает возможность гармонично строить свою жизнь, привести в порядок физическое тело и расти духовно. Произнося древние слоги санскрита вслух, человек подключает к этому процессу свое дыхание, что с точки зрения буддизма оценивается как воздействие на энергетику ментального тела. Буддисты считают, что даже внутреннее беззвучное проговаривание мантры приносит большие позитивные изменения в жизнь человека. Смешиваясь с дыханием и энергетикой человека, звуки мантры помогают очистить душу и сознание, устранить навязчивые мыли, улучшить жизнь и события в ней происходящие.

Разновидности и правила их чтения

Мантры могут быть использованы в разных целях. Монахи-буддисты применяют священные тексты с целью духовного роста и развития, тогда как простые люди используют их для исполнения желаний и улучшения своей жизни. Древние мантры читаются на языке санскрита, потому что на русском языке не всегда можно воспроизвести точный перевод звуков, произносимых в молитве.

Перевод некоторых мантр можно понять только на интуитивном уровне. Например, самая мощная мантра, применяемая для очищения чакр, читается как ОМ, и трактуется это сочетание звуков как некая божественная непереводимость. Применение мантр многогранно, они эффективны в различных случаях и жизненных ситуациях.


Для исполнения желаний

Каждый человек имеет свои мечтания и сокровенные желания. Древние мантры, написанные на санскрите, обладают уникальной и очень сильной энергетикой, которая позволяет создать жизненные события и предпосылки таким образом, что человек достигает желаемых результатов. Священные молитвы для исполнения желания являются мощным стимулом, который может изменить жизнь и всю реальность, существующую вокруг человека. Но происходит это только в том случае, если карма человека чиста, и он заслуживает внимания Высших Сил. Мантра исполнения желаний способна изменить жизнь человека таким образом, что у него вследствие духовного развития меняются внутренние установки и активизируются скрытые резервы, силы и возможности. Одной из таких мощных мантр является молитва Гаятри, имеющая в своем составе 24 слога.

Начало мантры адресовано к земному, срединному и небесному мирам, где обитают Высшие силы. Текст молитвы является по своей сути прославлением богов, медитацией и молитвой. Обращаясь с этой мантрой к мирозданию, человек просит у Высших Сил получение в дар талантов и сил, необходимых для осуществления своих мечтаний.

Гаятри – это древняя буддистская молитва, обладающая быстрой результативностью, ее любят за универсальность и простоту применения. Эту молитву можно использовать в таких случаях:

  • для исполнения желаний;
  • улучшения общего самочувствия;
  • нормализации сна;
  • защиты души.


Для очищения

Еще одной сильной и известной мантрой, применяемой для очищения чакр и кармы, является молитва Зеленой Тары. С помощью этой молитвы очищается разум и насыщается божественной чистой энергией ментальное поле. Во время чтения священных слов человек представляет себе эту энергию в виде изумрудно-зеленого потока, что является символом богини Тары. Чтобы чистейшая энергия беспрепятственно могла циркулировать по всем семи чакрам, практику чтения мантры проводят в положении сидя, при прямой спине и вытянутых вперед ногах.

При обращении к божеству необходимо помнить, что обращение будет услышано только в том случае, если помыслы человека чисты, а разум и дух открыты навстречу чистым энергиям мироздания. Мантрой нельзя пользоваться, если вы находитесь в раздражении, или с целью мести, в этом случае чтение молитвы станет серьезным отягощением кармы. Богиня Зеленая Тара, как и любое божество, требует уважительного отношения и почитания, поэтому перед тем как прочесть мантру, потребуется мысленно или вслух восхвалить богиню и отрешиться от посторонних мыслей. Текст молитвы читают 108 раз, опытные практики считают, что богиня Зеленая Тара вездесуща и обязательно услышит обращенные к ней просьбы.


От душевной боли

Современная жизнь наполнена не только радостными моментами, но и негативом, который накапливается в душе и усложняет жизнь человека. Разрешить сложные ситуации и облегчить душевные проблемы помогает прослушивание и чтение мантры, называемой Харе Кришна. Эту же мантру называют еще и Маха-мантра, но такое название распространено меньше и малоизвестно широкому кругу обычных людей. Стоит отметить, что мантра Харе Кришна не является гимном кришнаитов, напротив, суть этой молитвы в облегчении душевных страданий. Древние звуки слов священной мантры практикуют в Индии и странах Азии. Вы тоже сможете ощутить ее воздействие, если воспользуетесь этим текстом.

Если ежедневно по всем правилам читать мантру Харе Кришна, вскоре человек начинает ощущать эффект, проявляющийся в виде умиротворенности и ощущения покоя на душе. Сила мантры заключается в очищающей мощной энергии, которая устраняет негатив из ментального поля человека, наполняя его божественными позитивными вибрациями. С помощью медитаций практикующий человек меняется следующим образом:

  • утрачивает интерес к пагубным привычкам и страстям;
  • восстанавливает отношения с близкими;
  • находит понимание со стороны близких и незнакомых людей.


Для процветания

Чтобы достичь богатства и процветания, необходимо читать мантру Дзамбала, являющуюся молитвой денежного достатка. Буддистские монахи считают это божество самым добрым, щедрым и мудрым. На Тибете считается, что Будда дарует каждому посвященному монаху любые духовные и материальные блага, а остальным людям потребуется упражняться в ежедневном чтении мантры. Согласно древней индийской легенде, Дзамбала не являлся божеством, но был назначен богом Брахмой, хранителем божественных сокровищ, которые являются олицетворением стабильности и богатства Вселенной. Если вы хотите получить от жизни финансовую стабильность и достаток, необходимо практиковать регулярное прочтение священных молитв, обращенных к Желтому божеству.

В буддизме существует 5 богов Дзамбалы, которые отличаются друг от друга по цвету, характеру и отношению к людям. Существует Черный, Желтый, Белый, Красный и Зеленый Дзамбала, но за процветанием и богатством принято обращаться к Желтому божеству.

Дзамбала, помогающий обрести стабильность, изображается сидящим на цветке лотоса, являющимся олицетворением чистоты и мудрости.


Другие

В буддизме существует мантра Ваджрасаттвы, которую еще называют стослоговой. Эта мантра чудодейственна, и ее силой пользовались монахи еще в далекой древности в тех случаях, когда им требовалось очищение при нарушении данного обета. Стослоговая мантра является олицетворением многообразия форм того, как может себя проявлять энергия на духовном и физическом плане. Сила мантры Ваджрасаттвы настолько высока, что ее сравнивают с ударом молнии, она способна раскрывать даже очень сильные кармические блоки, очищая душу человека от негатива и грехов. Непреложный закон кармического воздаяния никогда не дает сбоев, просто так кармическая грязь не исчезает, кроме того, она может еще и усугубиться. Человек небезгрешен, со временем ментальная грязь накапливается в его тонких телах и усложняет жизнь, в той или иной степени.

Чтобы очистить себя и изменить свою жизнь к лучшему, необходимо читать стослоговую мантру Ваджрасаттвы. Текст у буддистской стослоговой мантры Ваджрасаттвы сложен для прочтения, по этой причине многие практики выбирают аудиопрослушивание, но наибольшую эффективность и реальные результаты дает собственное пропевание этих священных слогов.

Затраченные усилия при ежедневной практике этой древней молитв способны изменить жизнь в лучшую сторону кардинальным образом.

Читайте также: