Что такое логобук кратко

Обновлено: 05.07.2024

Логобук – это документ, который применяется только внутри компании, содержит в себе стратегическую и конфиденциальную информацию:

  • позиционирование бренда (ценности, миссия, как должен восприниматься бренд, философия и пр.);
  • сведения о ЦА;
  • данные о конкурентах;
  • стратегические цели;
  • информацию о фирменном стиле.

Дизайн, как и любая другая сфера, имеет свою терминологию, которая у новичка вызывает массу вопросов. Один из самых распространенных: что такое логобук? Зачастую он возникает в связи с тем, что существуют такие важные понятия, как брендбук и гайдлайн. Все термины имеют иностранное происхождение, что повлекло путаницу. Попробуем ее развязать.

Определение понятий

Обращая внимание на все вышеперечисленное, имеет смысл разбивать брендбук на отдельные главы или создать несколько вариантов. Один из них будет полным и предназначенным для руководства компании, другой, с необходимыми данными, – для рядовых специалистов.

Гайдлайн – это сборник правил, которые касаются:

  • использования фирменного стиля;
  • размещения;
  • сочетания;
  • образцов дизайна.

Вы не найдете в гайдлайне философии, стратегической или конфиденциальной информации.

Однако первое, к чему нужно приступить после создания логотипа (вашего графического символа), – это логобук. Разберемся, что в него входит. Если гайдлайн – это глобальный сборник правил, то наш документ включает в себя правила использования логотипа. Что включает в себя логобук:

  • основное и дополнительные начертания;
  • пропорции;
  • охранное поле;
  • минимальный размер;
  • цветовое решение и кодирование;
  • ч/б вариации;
  • использование фонов;
  • недопустимое использование;
  • применение в интернете и иконку.

Посредством оформления логобука можно и нужно достигнуть такого результата, при котором во время работы дизайнеров на других этапах сохраняется заданный в процессе разработки графического символа и логобука визуальный язык. То есть необходимо сделать попытку заложить зерно фирменного стиля.

Подробнее о составляющих

Первый пункт – основное начертание логотипа. Это тот чистый вид, в котором компания будет максимально узнаваемой. В нем логотип должен применяться чаще всего. Особенно это важно для молодых фирм, которым только предстоит путь к завоеванию сердец ЦА. К дополнительным начертаниям можно прибегнуть только в случаях, когда нельзя использовать первый. В большинстве ситуаций это ручки, визитки, бейджи и другие мелкие предметы. Если в логотипе присутствует слоган или другой текст как дополнительный элемент, то важно предусмотреть более компактные варианты начертания и положения. Но все сугубо индивидуально.

Второе – пропорции. Графический символ нельзя растягивать и применять к нему любые другие деформации. Именно для этого важно указать соотношение сторон. Для сохранения геометрически правильной формы дизайнеры прибегают к модульной сетке.

Не менее важная позиция – минимальный размер. В типографии он является одной из ключевых факторов, нарушение минимальных требований приведет к нечитабельности печатной версии.

Цветовое решение, предложенное в логобуке, и станет корпоративной палитрой, если таковой не существовало ранее. Поэтому необходимо ответственно и с пониманием будущего применения логотипа подходить к выбору палитры. Обязательно указать цветовое кодирование по международной системе Pantone, а также в CMYK и RGB-форматах. В этом же блоке можно показать и правильное монохромное отображение.

Желательным является составление рекомендаций по использованию графического символа на фонах, чтобы предотвратить варианты с нечитабельным отображением.

Пункт о недопустимом использовании графического символа можно вынести в отдельный блок и демонстрировать по ходу изложения. Это то, что могло произойти при отсутствии логобука.

Полезно предусмотреть веб-версию и иконку (при наличии таковой). Сегодня адаптивный логотип – просто необходимость. Важно продумать сокращенный вариант таким образом, чтобы сохранить узнаваемость и сделать интерфейс удобным.

Зачем нужен логобук?

Он не даст возникнуть таким проблемам, как:

  • Деформация, которая может привести к потере узнаваемости бренда.
  • Отсутствие единого визуального языка, что также способно спровоцировать проблемы с узнаваемостью.
  • Сложности в решении рекламных или дизайнерских задач, отсутствие основ фирменного стиля.

Для начала разработки логобука необходим логотип. Вы можете предоставить уже имеющийся или заказать его у нас. Мы проведем исследование, проанализируем вашу компанию, тщательно изучим конкурентов и начнем этап разработки. Ваш документ будет содержать основные правила применения графического символа. Даже у компании с аналогичной спецификой работы вы не найдете похожего логобука. Он создается в соответствии с особенностями вашего бренда и будет эксклюзивным.

CEO WebEvolution

При заказе логотипа рекомендуем Вам уделить внимание такой волшебной вещи, как логобук. Рассказываем, что это, как это работает и зачем вообще это нужно.

Абсолютно очевидно, что любой логотип будет использоваться при создании сайтов, вывесок и какой-либо фирменной продукции, а не просто аморфно существовать. Но есть риск, особенно если в компании нет штатного дизайнера, что логотип после работы с ним может выглядеть не так привлекательно, как того хотелось бы. Виной тому могут быть разные моменты: от игр с размерами до игр с цветами. Спасти от подобных ошибок и призваны на эту планету герои-логобуки.

Что включает в себя логобук?

Основное начертание логотипа.

Сам логотип в чистом виде, его главное начертание. Это основной элемент, который делает компанию узнаваемой.

Пропорции логотипа.

Чтобы логотип не растягивался и вообще никоим образом не деформировался, нужно помнить о точном соотношении его сторон и не менять его. Для создания логотипов используется модульная сетка. Она позволяет делать геометрически правильные логотипы, созданные согласно законам построения.

Свободное поле логотипа.

Иначе говоря, безжизненная и очень важная зона отчуждения. Чтобы логотип не терялся и был визуально восприимчив, эта зона должна пустовать.

Минимальный размер логотипа.

Минимальный размер обуславливается стандартными требованиями типографий к минимальной толщине линий. Если пренебречь этим, рискуете на выходе вместо ювелирно изящного логотипа получить одно размытое пятно.

Основные и дополнительные цвета бренда.

Цвет логотипа тоже является частью имиджа компании, поэтому всегда необходимо использовать именно подобранные дизайнером цветовые решения. Все цвета подбираются дизайнером по международной системе Pantone. Благодаря этой системе, можно быть уверенным, что при печати логотип не уподобится хамелеону и не изменится в цвете.

Воспроизведение логотипа в градациях черного.

Использовать логотип в монохромной среде тоже нужно правильно. Логобук рассказывает, как именно.

Использование логотипа на фонах.

Тут всё просто. Если фон перекроет логотип, считайте его там и не было. Дизайнеры тестируют логотипы на различных фонах и в результате составляют рекомендации по использованию. Все это помогает в дальнейшем избежать соседства логотипа и невыгодного фона.

Дополнительные версии логотипа.

Чтобы разнообразить использование логотипа, в логобуке прописываются его дополнительные версии. Не скучно и по регламенту.

Использование в интернете.

На сайтах и иконках логотип должен выглядеть гармонично и соответствовать определенному размеру.

Недопустимое использование логотипа.

Этот пункт — окно в будущее, где можно увидеть то, что было бы, не будь у вас заветного логобука.

Зачем нужен логобук?

В общем и целом, если у вас есть логотип, то наличие логобука если не жизненно, то крайне необходимо.

enter image description here

Вот некоторые из проблем, которые помогает избежать эта волшебная книжка:

  • Логотип не разнесет, не размоет и не размажет ни на страницах сайта, ни на фирменной продукции компании. Он сохранит свое самое важное качество — узнаваемость.
  • Логотип будет привлекать, а не отталкивать. Он поможет создать правильное впечатление о компании и будет действительно работать.
  • При решении рекламных или дизайнерских задач можно нехило сэкономить и бюджет и Ваши нервы.

Как происходит процесс разработки логобука?

Процесс создания начинается с того, что вы предоставляете нам свой логотип, либо заказываете его у нас. Мы досконально изучаем все детали и составляем с вами договор на разработку логобука. Когда совершена предоплата, и мы получили деньги, начинается сам этап разработки. Мы формируем все основные правила по использованию логотипа и стараемся максимально предостеречь от возможных ошибок. И по прошествии 5 дней кропотливой работы вам предоставляется горячий и свежий, как мамин пирог, логобук в формате pdf-документа. Как говорится, пользуйтесь с удовольствием!

Готовы заказать логобук?

Готовы заказать логобук?

Тогда обращайтесь в WebEvolution. Разработаем для вашего бизнеса качественный логотип и руководство по его использованию. Консультация бесплатна.

Итак, начнём с главного…


Что включает в себя логобук и что в нём содержится

Logobook — это, если переводить с английского, книга о логотипе. Если быть более точным, то это свод определённых правил, которые устанавливают ограничения на использование логотипа в работе компании. Да-да-да, звучит как в учебнике по маркетингу от Котлера, согласен. Дальше станет понятнее.

Итак, логобук состоит из нескольких разделов, каждый из которых является важным помощником при решении о размещении логотипа где-либо.

В основном, в логобуке встречаются следующие разделы:

  • Описание.
  • Используемые цвета.
  • Варианты.
  • Использование.
  • Дополнительные рекомендации

А теперь подробнее.

Описание


Используемые цвета

В логобуке обязательно рассказывается про основные фирменные цвета. Также включается блок про альтернативные цветовые решения: монохром, негативная версия, оттенки серого. Разные цветовые решения важно предусмотреть, чтобы логотип хорошо смотрелся на разных фонах, был адаптирован к разным требованиям печати, при этом оставаясь читабельным.

В логобуке к каждому цвету также прописаны коды из цветовых схем Pantone, RGB и CMYK. Вбив эти коды в фотошопе или другом графическом редакторе, мы получим оригинальные цвета бренда и можем правильно их использовать в дальнейшем.


Варианты

В этом разделе рассматриваются варианты отображения логотипа: помимо основного вертикальная, горизонтальная, экстрагоризонтальная, компактная версии, а также цветная, монохромная.



Использование

Итак, мы понимаем как выглядит наш логотип, какие цвета в нем и с ним используются, как он может выглядеть в разном исполнении. Что нам еще нужно? Размеры, конечно, размеры! И еще особенности охранного поля, размещение изображений.

Во-первых, в этом разделе здесь указывается минимальный размер логотипа, в основном в миллиметрах. Это нужно, чтобы логотип был различим на печатных и цифровых носителях.


Во-вторых, размер охранного поля, которое образуется вокруг логотипа. В это поле нежелательно размещать дополнительные графические элементы, а иногда и вовсе запрещено. Но вспоминаю случай из практики, когда к новому году на логотип была натянута новогодняя шапка, хотя это и не было официально разрешено в логобуке. Это был клиент агентства и он сам инициировал такое решение.


В-третьих, в логобуке обязательно прописывают правила недопустимого использования логотипа. Например, запрет деформировать логотип и изменять его пропорций, использовать только части лого или вставлять его на фотоизображения, на которых логотип не будет читаться.


Дополнительные рекомендации

В конце логобука обычно прописываются какие-то дополнительные детали: основные и дополнительные шрифты для разных типов документов, основные начертания, цветовое использование шрифтов.


Вот из этих основных разделов и состоит логобук. Этой информации вполне достаточно, чтобы правильно использовать логотип в любой презентации или на рекламной поверхности.

Зачем нужен логобук?

Если кратко и ёмко, то логобук нужен для правильного использования логотипа. Если нужен фантазийный пример из жизни, то он ниже.

Итак, молодой дракон специалист пришёл работать в маркетинговый отдел крупной организации. У этой организации крупный бренд, большие бюджеты и они уже много лет укрепляют лояльность к бренду через использование, в том числе, логотипа в разных рекламных активностях. Чтобы уменьшить вероятность ошибки начинающего специалиста и в сотый раз не объяснять новому сотруднику как должен быть расположен логотип, условно, на новых визитках, специалисту дают логобук. В нём и показано, что логотип должен находиться тут-то, на таком-то фоне, с такими-то отступами. Молодой специалист идет заказывать новые визитки уже с пониманием дела и не отвлекает других сотрудников от работы.


Вот случай из моей практики — работаю я значит с брендом, который своё приложение продвигает. Просят сделать ролик короткий и в конце чтобы логотип появился. Ну, так помимо ТЗ и самого логотипа высылают мне сразу и логобук, чтобы я понимал, как в ролике могу и как не могу использовать логотип. Да и с вопросами к ним лишний раз не приставал. Им удобно и мне удобно.

Как происходит процесс разработки логобука?

Чтобы разработать логобук нужно упорядочить ту информацию, которая есть на данный момент и расставить её таким образом, чтобы человек, который впервые в жизни возьмёт в руки эту книгу о логотипе, понимал о чем идет речь.

Конечно, создание логотипа связано с брендированием, когда в первую очередь идет смысловая работа, а уже дальше визуализация.

Но что делать, когда у нас уже что-то есть по факту, но информации явно не достаточно для оформления логобука? Ответ в самом вопросе — конечно, собирать информацию.

Когда информация собрана и хоть немного упорядочена, нужно понять чего не хватает. Здесь важно задавать правильные вопросы себе и, если логобук нужен заказчику, то заказчику. Будет ли дескриптор? Будет ли монохромное исполнение логотипа? На каких поверхностях вообще планируется размещение логотипа? Важно собрать как можно большее количество данных и задавать правильные вопросы.

После того, как собрана дополнительная информация и сделаны выводы об использовании логотипа, создаётся структура. Структура логобука может быть разной в зависимости от количества вариантов использования логотипа, но обязательными пунктами являются:

  • Используемые цвета.
  • Варианты.
  • Правила использования.
  • Рекомендации.

Такая структура даёт полное понимание о правилах использования логотипа.

Логобук, в котором точно прописана информация по всем этим разделам, можно смело передавать в руки сотрудникам компании, фрилансерам и рекламным агентствам.

С такими правилами можно быть точно уверенным в том, что при размещении логотипа на любом носителе он будет выглядеть так, как это было задумано изначально.

Начнём разбор терминологии с самого простого – логобука.

Что такое логобук и что в нем содержится

Изучим каждый раздел подробнее.

Форма

Альтернативные версии лого могут представлять собой различные модификации, как по форме, так и цвету.

Так, например, если основной ориентацией логотипа является вертикальная (когда знак находится сверху от подписи), может существовать его горизонтальная версия.

В этом же разделе можно указать минимально возможные размеры логотипа для его отображения на печати и экранах. Также порой разрабатываются упрощенные версии логотипа для использования в очень маленьком размере, например, в фавиконе сайта.

Помимо информации о различных компоновках и формах в логобуке говорится о фирменных цветах логотипа и его альтернативных цветовых решениях:

  • упрощенная цветовая гамма,
  • версия в оттенках серого,
  • монохромная,
  • негативная версия.

Разные цветовые решения логотипу нужны, чтобы иметь возможность хорошо ложиться на разные фоны, адаптироваться под ограничения отображения или печати (распечатка на чёрно-белом принтере, монохромная печать организации) и оставаться при этом хорошо различимым и узнаваемым.

Для каждого варианта цвета логотипа в логобуке могут быть показаны примеры приемлемых фонов. Для некоторых лого приемлемым может являться только чистый белый фон. В таком случае при отсутствии оного логотип используется только вместе с белой плашкой (подложкой) под ним.

Охранное поле

Охранное поле – это минимально допустимое пространство вокруг логотипа свободное от других объектов или текста.

Нет никаких строгих стандартов для размера охранной зоны логотипа. Грубо говоря, их устанавливает дизайнер, разработавший логотип и/или руководство по его использованию.

Обычно он прибавляет около 10-15% от ширины логотипа с каждой его стороны. Зачастую для удобства эту величину приравнивают к какому-то небольшому элементу логотипа, например, к одной из букв в названии.

Но раз на раз не приходится, и бывают случаи, когда ширина поля равна ширине всего блока или даже превышает его в несколько раз. Всё зависит от формы, композиции и смысла, который несёт логотип.

Охранное поле необходимо, чтобы быть уверенным в том, что к вашему логотипу не подставят вплотную что-то еще, от чего он может потерять и читаемость, и заметность, и, собственно, обособленность. Да и вообще, согласитесь, неприятно, когда к вам прижимается какой-то незнакомец…

Построение

Если фирменный знак или надпись слишком сложны, чтобы их можно было построить с помощью таких графических примитивов, как окружности и отрезки, то в данном разделе его помещают на модульную (координатную) сетку для более лёгкого воспроизведения на такой же сетке.

Ещё один момент, который редко встречается в руководствах по использованию логотипа, но всё же порой бывает – это рекомендации к построению новых логотипов для брендов, вертикально или горизонтально связанных с существующим.

Как не надо делать

  • перекрашивание отдельных частей или всего лого в целом,
  • растягивание,
  • перестановка элементов,
  • замена шрифта логотипа,
  • добавление различных спецэффектов, как тени, блики и прочее.

Все эти ошибки допускают в основном люди, не занимающиеся графическим дизайном профессионально, и этот раздел по большей части ориентирован именно на них.

Вот, в принципе, и всё. Это – примерный список того, что отражается в логобуке. В том или ином варианте может либо чего-то не быть, либо быть дополнительно что-то еще. Всё зависит от логотипа, от бренда, для которого он создавался, и, конечно же, разработчика самого руководства.

Важный момент! Правильнее заказывать логобук сразу вместе с разработкой логотипа (с ценами можно ознакомиться здесь). Только дизайнер, создавший ваш логотип, сможет составить грамотный логобук.

Сложные термины, появившиеся на стыке дизайна, брендинга и маркетинга, иногда требуют расшифровки. Расскажем, чем отличается логобук, гайдлайн и брендбук, кому и в какой ситуации нужны эти продукты.

Возьмём обычного предпринимателя. Продукт работает, пользуется спросом, масштабируется. Но над разными рекламными носителями работают разные дизайнеры. Есть логотип, но варианты его использования не прописаны. Нет единого фирменного стиля.

Причём логотип и фирменный стиль нужно применять не только на вывеске и визитке, но и для продвижения в интернете и оформления сайта.

Если делать всё по уму, то фирменный стиль должен не просто соответствовать образу бренда. Он отражает ценности, идеологию, маркетинговую стратегию всего бизнеса — только тогда работает в полную силу. И не только вовне — для представления бренда потребителю. Но и внутри компании — для мотивации собственного персонала, да и самого предпринимателя.

Итак, в зависимости от поставленных задач, дизайнер-фрилансер или агентство будет разрабатывать один из продуктов:

Разберёмся, за что платит предприниматель, заказывая каждый из этих продуктов.

Читайте также: