Что такое литография кратко

Обновлено: 07.07.2024

Литография — это разновидность оттиска на бумаге, которую часто путают с гравюрой. Но между этими направлениями есть принципиальное различие. Для создания литографии используют печатные плоские формы. На гладкую поверхность камня создают оттиск, который переносят на бумаге. Его подвергают особой обработке, благодаря которой удается использовать специальную краску.

Литография получила широкое распространение в XIX веке. Стало возможным сделать много копий одного изображения. В этой технике делали плакаты, афиши и рекламные объявления. Литографии можно было увидеть на страницах газет и журналов.

Изготавливали и цветные изображения. Каждый цвет наносят на отдельный камень. Оттиски мастер делает поочередно. Но он строго следит, чтобы получились плавные переходы оттенков. В современной печати используют пластины из цинка и алюминия, потому что их проще обрабатывать.

История литографии – XIX век

1796 год ценен изобретением нового революционного метода, который господствовал в печатной индустрии в течение всего последующего века и даже позднее. Алоиз Зенефельдер использовал лучший известняк из карьеров Зольнхофена, что в Баварии. Изобретенная им литография сперва позволяла создавать лишь монохромные (одноцветные) оттиски. Но это всё ещё было передовым открытием, так как позволяло художнику использовать традиционные техники, создавая оттиски, которые могли с лёгкостью конкурировать с оригинальными произведениями в плане деталей, тонов и добавление цветовых вариаций.

Изначально единственным способом придания изображению цветности было ручное добавление нескольких мазков акварели художником. После того, как данный способ печатания приобрёл широкую популярность в 1820-е годы, примерно в 1830 году возникла хромолитография (цветная литография), которая привнесла богатство новых цветовых эффектов и впечатление максимальной приближённости к картине. Это был трудоёмкий процесс, часто включающий использование нескольких камней для печатания. Камни необходимо было с большой осторожностью выравнивать так, чтобы все линии и тона совпадали.

Произведение печати как отдельный вид искусства в XX веке

Расцвет рукотворной литографии пришёлся на1820-1900 годы. Творческий процесс требовал колоссального количества времени и был дорогим удовольствием. Развитие издательского дела требовало более доступных по цене средств, и вскоре, чтобы удовлетворить потребностям времени, были изобретены новые техники печатания с форм, изготовленных фотомеханическим способом.

I Мировая война порвала со старым во многих смыслах, и литография стала еще одним явлением, отошедшим в прошлый век. Самый популярный способ печатания скрылся из виду, отходя в свой последний оплот – мастерскую художника. С тех самых пор литография и осталась там, не как экономически рентабельный проект, но как самоцель, ещё одно средство художественного выражения. Марк Шагал, Анри Матисс, Жоан Миро и Пабло Пикассо, — все они исследовали литографию вплотную, открывая новые техники сообразно своим языкам визуального общения.

Цветовые плоскости Матисса составляли контраст более монохромному линейному и несколько грубому литографскому стилю Пикассо, в то время как Мауриц Корнелис Эшер представил на стенах галерей свой герметичный тщательно продуманный сюрреализм. Нельсон Мандела, человек, которого чаще всего ассоциируют с борьбой с апартеидом, важная политическая фигура и филантроп, также обладал творческой жилкой. Его оттиски и литографии в наше время высоко ценятся на рынке, несмотря на некоторую сложность в их распознавании.

Пабло Пикассо – Бык, 1945

Литография, технология создания изображений

Литография появилась много позже гравюры и сразу потеснила ее. Расширившиеся возможности делали изображение более похожей на уникальный рисунок, на написанную художником картину. Отлично сохранившиеся антикварные образцы литографической полиграфии позволяют судить о высоком качестве и художественной ценности изображений и сегодня. Литография, как антиквариат, является интереснейшим и обширным сегментом области старинной графики.

Технологический процесс для изготовления литографии менее трудоемок , по сравнению со многими разновидностями графических изображений. Плоский вид антикварной полиграфии создается нанесением рисунка на специальный камень с помощью жирного литографского карандаша или туши. Такой способ позволяет изготавливать литографии самому художнику, просто рисуя на поверхности камня. Несложный и эффектный метод получения изображений привлек многих известных мастеров, работы которых, выполненных в технике литографии, вошли в мировую сокровищницу изобразительного искусства.

Камень для литографии.

Щадящее воздействие кислоты на поверхность камня создает пробельные участки, которые отталкивают краску. На контур рисунка, нанесенный жирным инструментов, краска ложится легко. Для литографии используют олифосодержащие краски. Для того, чтобы изготовить цветное литографическое изображение, каждый цветовой слой рисуют на новом камне, отпечатывая затем поочередно на каждом оттиске. Печать производится под давлением на специальном станке.

Визуальные отличия изображения — равномерность распределения краски, сходство литографии с рисунком кистью или пером, при этом отсутствует разнородная толщина краски, которая неизбежна при рисовании от руки.

Литография может изготавливаться с помощью специального камня (лито- камень, лат.) или алюминиевых пластин — альграфия.

В конце 19века литография утратила свое лидерство, как самого современеного метода цветной полиграфии, и была вытеснена фотомеханической печатью. Однако она не ушла в небытие, а переселилась в мастерские художников, которые творили в технике литографии на протяжении нескольких десятилетий. Камней для лиографии касались руки великого Пабло Пикассо, Матисса и Марка Шагала.

Что такое олеография

Методику цветной печати путем оттиска на камне называют олеографией. Технология мало чем отличается от обычной литографии, представляет собой точно такую же совокупность действий, как и плоская печать. Оттиски на бумаге каждого из цветов производятся в строгой последовательности от светлых тонов к темным.

плоская печать


Для каждого цвета подготавливается отдельный литографский камень. Печать каждого цвета наносится поочередно на один лист бумаги. В печатных мастерских за создание и нанесение рисунка на бумагу отвечает художник, обработкой камней занимается подмастерье.

Разновидности литографии

В современном мире литография — это, скорее, методика формирования на специальном материале электронных схем и изображений с нанометровым разрешением.

гравюра литография


Существует оптическая, электронная и рентгеновская литография. Рентгеновская литография представляет собой современную методику, при которой пучок рентгеновских лучей пропускают через специальную заготовку, которая экспонирует мельчайшие детали рисунка на специальную подложку. Оптическую литографию используют, когда появляется необходимость переноса рисунка электронной схемы со специального шаблона на подложку из полупроводника.

Электронная литография — это методика, при которой сфокусированный электронный пучок выделяет необходимые детали схемы или рисунка на специальном светочувствительном элементе.

Литографская печать как предмет коллекционирования

Несмотря на появление всё новых революционных технологий, литография глубоко укоренилась как вид искусства. В эру массового производства, печати жикле сомнительного качества, решение проблем на скорую руку является нормой. Трудоёмкий способ литографской печати в таких условиях немедленно придаёт ценности произведению искусства.

К тому же, следует учитывать уровень известности творца, качество работы, тип использованных чернил, редкость печати и т.д., — и тогда ценность в качестве объекта перепродажи на рынке оказывается значительно выше, чем ожидалось. Конечно, есть множество других способов создания репродукции оригинальной работы, но очень важно понимать, что представленные на рынке изделия литографии не обязательно имеют ограниченный тираж. Острый взор и принятие во внимание всех факторов могут увенчаться успехом.

Авторизованная копия оригинальной работы редко стоит больше оригинальной работы и может стать хорошей отправной точкой для новичка, рассчитывающего собрать свою коллекцию. Последний и не менее важный момент, который необходимо учесть – это уровень вовлеченности художника в процесс. Так, для дифференциации уровней участия самобытного художника был учреждён британский стандарт BS 7876:1996.

Литография в современном мире

В прошлом веке при помощи литографии изготавливали картины, печатали черно-белые эстампы на продажу, изготавливали географические карты. Методикой литографии печатали иллюстрации в книгах и методических сборниках.

способ печати

Являясь специфичным видом тиражированной графики, литография широко применяется и в настоящее время. Данный метод печати, отличающийся легкостью в исполнении, используют современные художники для создания черно-белых изображений. Графические изображения необходимы для иллюстрирования методической литературы, специальных пособий, брошюр и журналов. Впрочем, для создания литографии теперь не нужна бумага для печати. В области нанотехнологий широко задействованы современные разновидности графики, электронная и оптическая литография. Проекционная литография с применением лазерного излучения широко используется для разработок новейшей оптической техники в целях улучшения метрологического оборудования с дальнейшим внедрением его в производство.


Литогра́фия — способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

Под литографией понимают:

  • вид эстампа, основанный на технике плоской печати;
  • способ плоской печати;
  • произведение искусства, выполненное техникой плоской печати.
  • в микроэлектронике технологию, которая применяется при изготовлении полупроводниковых приборов, интегральных микросхем, а также некоторых сверхпроводниковых наноструктур.
    • В общем случае: универсальный способ получения изображения элементом микросхемы на кристалле полупроводника; делится на три основных вида: оптическую, рентгеновскую и электронную.
      1. Оптическая литография или фотолитография. (рентгенолитография), требующая более сложного технологического оборудования, за счёт длины лучей короче, чем световые, позволяет получить более высокую разрешающую способность. (электронно-лучевое экспонирование) выполняемый в специальных вакуумных установках легко автоматизируемый процесс позволяющий получить более 10 5 элементов на кристалле.
    • В частном случае: планарную технологию, заключающуюся в формировании в активночувствительном слое, нанесенном на поверхность подложек, рельефного рисунка и последующего переноса этого рисунка на подложки.

    Содержание

    Возникновение литографии

    Литография (от др.-греч. λίθος — камень и γράφω — пишу, рисую) была создана в 1796 году Алоизием Зенефельдером в Богемии, и это была первая принципиально новая техника печати после изобретения гравюры в XV веке.

    Печать изображения

    Различные техники подготовки изображения и печати

    Произведение искусства, выполненное техникой плоской печати

    Литография обладает большой свободой в передаче фактуры и в других средствах художественной выразительности, причем каждый оттиск является оригиналом и имеет самостоятельную художественную ценность. Авторская тиражная графика (Эстамп) выполняется всегда ограниченным тиражом, о чем свидетельствует нумерация каждого оттиска тиража, обязательная для оригинальных литографий. Каждый лист литографии является подлинным авторским произведением, о чем свидетельствует обязательная подпись автора.

    Русская литография XIX в

    В становлении литографии в России как самостоятельной художественной дисциплины приняли непосредственное участие А. Е. Мартынов, А. О. Орловский, А. Г. Венецианов, П. Ф. Соколов, Е. И. Гейтман, К. П. Беггров, А.А.Васильевский, О. А. Кипренский, А. П. Брюллов, Е.И.Эстеррейх, С. Ф. Галактионов, П. Ф. Борель, В. И. Погонкин, П. И. Разумихин, А.М.Калашников, Л.А.Белоусов, И. С. Щедровский, А.А.Тон

    Художники, использовавшие технику литографии



      (Giovanni Battista Piranesi) (Honoré Daumier) (Eugène Delacroix) (Odo Dobrowolski) (Henri de Toulouse-Lautrec) (Pierre-Auguste Renoir) (Henri Matisse) (Marc Chagall) (Pablo Picasso) (Stanisław Wyspiański) (Napoleon Orda) (Salvador Dalí) (Vereiski Georgi)

    Примечания

    1. ↑ Томкович Е. А. Домашняя литография. Руководство по автографии и перепечатыванию для канцелярий. — СПб.,1893
    2. ↑ Константинова С. С. Техника изобразительного искусства: конспект лекций. — Ростов/Дон, 2004
    3. ↑Альбион Галерея — Основные техники печатной графики
    4. ↑Справочник полиграфиста — A
    5. ↑Техника и виды гравюры

    См. также

    Источники

    • П.И. Суворов Искусство литографии. — М .: Искусство, 1952.
    • Дж.Родс. Генри Литографское искусство. — Л. : Техника и производство, 1928.
    • А.Ф. Коростин Русская литография XIX века. — Л. : Искусство, 1953. [1]
    • Литография
    • Эстамп
    • Технология полупроводников

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Полезное

    Смотреть что такое "Литография" в других словарях:

    литография — литография … Орфографический словарь-справочник

    Литография — (от греч. lithos камень и grбpho пишу, рисую), специфический вид тиражной графики, способ плоской печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу;… … Художественная энциклопедия

    ЛИТОГРАФИЯ — (гр., от lithos камень, и grapho пишу). 1) искусство печатать рисунки, сделанные на камне. 2) заведение, где печатают с камня, т. е. литографским способом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛИТОГРАФИЯ … Словарь иностранных слов русского языка

    литография — и, ж. lithographie f., нем. Lithographie < lithos камень + grapho пишу. 1. То же, что литология. Ян. 2 574. 2. Рисование на литографском камне; способ печатания с плоской поверхности камня, на которой сделан рисунок; литографирование. БАС 1. В … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ЛИТОГРАФИЯ — (от лито. и . графия) способ плоской печати, при котором печатной формой служит поверхность камня (известняка). Изобретена в 1798 А. Зенефельдером. Изображение на литографский камень наносят жирной литографской тушью или литографическим… … Большой Энциклопедический словарь

    ЛИТОГРАФИЯ — ЛИТОГРАФИЯ, метод ПЕЧАТАНИЯ с плоской, покрытой типографской краской поверхности. Этот метод, изобретенный в 1790 х гг., основан на том, что жир и вода не смешиваются. Литография позволяла быстро делать много копий одного и того же изображения и… … Научно-технический энциклопедический словарь

    ЛИТОГРАФИЯ — жен., греч. искусство писать, рисовать на литографическом камне и печатать с него; камнепечатание. | Заведение, где печатают с камней, камнепечатня. | Писание или картина, этим способом сделанная. Литографировать, изображать на камне и переводить … Толковый словарь Даля

    литография — автография, размывка, олеография, эстамп Словарь русских синонимов. литография сущ., кол во синонимов: 11 • автография (2) • … Словарь синонимов

    ЛИТОГРАФИЯ — (от лито. и. графия), способ плоской печати, где печатной формой служит поверхность камня (известняка), на которую жирной литографской тушью или карандашом наносится изображение. Изобретена в 1798. Наибольшее распространение получила в… … Современная энциклопедия

    ЛИТОГРАФИЯ — ЛИТОГРАФИЯ, литографии, жен. (от греч. lithos камень и grapho пишу). 1. только ед. Печатание с камня (а не с набора). 2. Мастерская для печатания с камня. 3. Рисунок, изготовленный посредством печатания с камня. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова

    ЛИТОГРАФИЯ — ЛИТОГРАФИЯ, и, жен. 1. Печатание с поверхности камня, на к рой сделан рисунок. 2. Предприятие, где печатают таким способом. 3. Рисунок, напечатанный таким способом. | прил. литографский, ая, ое и литографический, ая, ое. Литографский камень.… … Толковый словарь Ожегова



    Литография — особый способ печати изображений, при котором краска под давлением переносится с камня на бумагу.

    Для литографии выбирали ровные и гладкие известняковые камни, которые дополнительно шлифовали. Далее полиграфисты переводили на них изображение со специальной бумаги — корнпапира. Она была плотной, зернистой и покрытой особым клеевым составом. Камень с готовым рисунком использовали, когда печатали репродукции.

    Литография стала популярной в XIX веке. Она была дешевле гравюр по дереву и металлу и позволяла создавать много копий одного изображения. Так изготавливали плакаты, афиши и рекламные объявления. Литографии печатали в газетах и журналах.

    В 1820-х годах, в эпоху романтизма, появились автолитографии. Их самостоятельно изготавливали художники. Они рисовали на камне специальными очень жирными литографскими карандашами и тушью, которые были сделаны из мыла, воска, сажи и смолы. Затем изображение обрабатывали раствором соляной и серной кислот — так, чтобы на камне появлялись небольшие углубления — и смывали его. После этого камень покрывали типографской краской. Из-за особой обработки рисунок проступал только там, где его первоначально нанес художник литографскими карандашами. Камень с готовым изображением отдавали печатникам. А уже они тиражировали картинку.

    Автолитографией занимались Эжен Делакруа, Франсиско Гойя, Ричард Бонингтон. Этот способ печати они использовали, когда выпускали альбомы со своими работами или создавали иллюстрации для книг, газет и журналов.

    Популярна литография была и в России — ею увлекались Алексей Венецианов и Карл Брюллов. А художник Корнелий Тромонин даже изобрел особый тип такой печати — хромолитографию. Он научился создавать четкие цветные изображения. Чтобы их напечатать, Тромонин использовал несколько цинковых пластин, на которые наносил краски разных оттенков.

    Особенности литографии

    Литография, как и гравюра, представляет собой разновидность эстампа (оттиска на бумаге с печатной матрицы). Оба варианта широко используются в искусстве, но между ними есть принципиальное технологическое отличие. Художественные гравюры создают с использованием рельефных матриц (досок), а литографические шедевры — с помощью плоских печатных форм.

    Литография как способ тиражирования изображений основана на химическом процессе травления твердой каменной поверхности кислотами. Художник рисует на печатной форме изображение специальным инструментом (литографическим карандашом, тушью или кистью). Затем камень обрабатывают раствором кислот, которые вступают в реакцию с остатками красящего вещества на прорисованных участках и образуют тонкий слой соли. Далее мастер удаляет с формы излишки кислоты скипидаром и наносит на камень типографскую краску. Она задерживается на поверхности камня в местах с прорисованными ранее изображениями. Так создается заготовка для будущего оттиска. Печать осуществляется под давлением на специальном станке-прессе.

    Литография. Принцип цветной литографии. Пример печати литографии из восьми разных цветов

    Виды литографии

    Постепенно, с развитием полиграфических технологий, появилось большое количество видов литографии. Среди них наиболее известны:

    • Автолитография. Подразумевает изготовление печатной формы самим автором произведения.
    • Хромолитография. Используется для печати многоцветных изображений с использованием отдельных форм для каждого цвета.
    • Фотолитография. Основана на свойстве специальных чувствительных материалов — фоторезистов менять цвет под воздействием света.
    • Рентгено-, микро- и нанолитография. Современные технологии печати с высокой разрешающей способностью.

    Литография. Литографский камень с рисунком из коллекции библиотеки Принстонского университета

    По сравнению с другими видами графики у литографии есть очевидные преимущества:

    • Относительная дешевизна. Стоимость матрицы из известнякового камня заметно ниже, чем аналога из металла или твердых пород древесины.
    • Простота создания форм. Наносить рисунок на гладкую поверхность карандашом проще, чем вырезать шаблон на медной пластине при создании гравюры.
    • Возможность внесения правок во время работы. Художник может легко внести изменения в уже готовый рисунок в любой момент (удалить лишнее или дополнить композицию новыми деталями).
    • Возможность многократного использования формы. Для повторного применения формы нужно лишь с небольшими усилиями заново отшлифовать поверхность камня.

    История развития литографии

    В отличие от гравюры, которую изобрели еще в XV веке, история литографии насчитывает немногим более 200 лет. В 1796 году Алоизий Зенефельдер (Johann Alois Senefelder) в Мюнхене в собственной небольшой типографии случайно открыл новую технику. Он же спустя 10 лет создал первую литографическую мастерскую. Новый вид полиграфии быстро завоевал популярность благодаря низкой себестоимости производства по сравнению с офортной печатью.

    Изначально ее использовали в книгопечатании для создания монохромных иллюстраций высокого качества. Чтобы сделать цветное изображение, иллюстраторам приходилось вручную раскрашивать оттиски акварелью.

    В начале 30-х годов XIX столетия во Франции была изобретена техника многоцветной плоской печати — хромолитография. С этого времени значительно возрос интерес к ней со стороны профессиональных художников. А технологию начали массово применять для создания:

      ;
    • географических карт;
    • объявлений и афиш; и карикатур в газетах и журналах.

    К классической литографической технике обращались многие выдающиеся живописцы того времени:

      (Francisco Goya); (Théodore Géricault); (Eugène Delacroix); (Honoré Daumier),
    • Поль Гаварни (Paul Gavarni);
    • Адольф фон Менцель (Adolph von Menzel).

    Литография. Научная литография Бабочки Семейства Макролепидоптера

    Во второй половине XIX века литографию часто использовали в своем творчестве известные импрессионисты:

      (Edgar Degas); (Édouard Manet); (Pierre-Auguste Renoir); (Jacob Abraham Camille Pissarro); (Odilon Redon).

    К концу XIX века новое дыхание в развитие популярного вида графики вдохнул основатель современного постера Жюль Шере (Jules Chéret). В своей мастерской он усовершенствовал технологию плоской печати и научился делать с одного камня одновременно два оттиска разными красками. В то время поражал своим умением рисования афиш гениальный Анри де Тулуз-Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec), творили и другие мастера плаката:

    • Теофиль-Александр Стейнлен (Théophile-Alexandre Steinlen);
    • Эжен Грассе (Eugène Grasset);
    • Альбер Гийом (Albert Guillaume).

    В ХХ веке литография с развитием новых средств живописи, появлением революционных стилей и направлений постепенно утрачивает популярность среди художников. Но к ней периодически обращались в своем творчестве выдающиеся личности в сфере искусства:

      (Henri Matisse); (Joan Miró); (Marc Chagall); (Grant Wood); (Alphonse Mucha); (Pablo Picasso); (Robert Rauschenberg); (David Hockney).

    В наши дни художники редко используют традиционную литографическую технику для создания произведений. Большинство современных мастеров отдают предпочтение более простым в исполнении средствам живописи и графики в своем творчестве.

    Литография. План города Одессы 1919 года

    Портал Very Important Lot предоставляет посетителям из любого уголка мира уникальную возможность принять участие в онлайн-аукционах, чтобы приобрести шедевры мировой культуры. На сайте также можно напрямую купить картины современных художников.

    Литография наряду с монотипией относится к группе техник плоской печати , но на этом их сходство практически заканчивается. Литография появилась в 1796-м или 1798 году , благодаря Иоганну Алоизу Зенефельдеру , типографу из Мюнхена. Изначально отпечаток

    Литография

    Следующим на камень наносится гуммиарабик или его комбинация с некрепким раствором кислоты. Сам принцип литографии строится на том , что вода и масло не смешиваются. Так что смола закрепляет жирный рисунок , сделанный литографическим карандашом на масляной основе , а кислота смягчает открытые участки камня , которые будут впитывать воду , но отталкивать печатную краску.

    Исходный рисунок затем смывают растворителем , оставляющим на камне фантомный след изображения. Плита поливается водой , которая впитывается только на участках , обработанных кислотой. На увлажненный камень наносится печатная краска на основе олифы , пристающая к непротравленным частям камня в точном соответствии с рисунком.

    Камень помещают изображением вверх на литографский станок , сверху кладут увлажнённый лист бумаги. Их покрывают доской , которая называется декелем , а иногда и несколькими листами газетной бумаги. Эта эластичная прослойка обеспечивает выравнивание давления прижимного цилиндра на печатную форму. Пресс оснащён прижимной планкой , которая обеспечивает плавное и равномерное давление на поверхность камня.

    Мауриц Корнелис Эшер. Балкон

    Нюансы литографии. Для производства цветных оттисков необходимо подготовить отдельные матрицы для каждого задуманного цвета. Лист бумаги пропускают через пресс несколько раз , добавляя цвета последовательно. При этом необходимо внимательно следить за тем , чтобы положение камня чётко соответствовало контурам рисунка.

    Читайте также: