Анализ рабочей программы логопеда в школе

Обновлено: 06.07.2024

План и анализ работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога – главные документы, характеризующие деятельность данных специалистов.

В должностных обязанностях учителя-логопеда прописано, что он должен представить заместителю директора школы по УВР годовой анализ работы.

Что же такое анализ?

В трудах профессора, доктора педагогических наук В.В. Третьякова мы встречаем определение педагогический анализ – как функция, направленная на изучение фактического состояния и обоснованности применения совокупности способов, средств, воздействий по достижению целей, результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов.

В отличие от отчета, анализ предполагает обязательное указание желаемых и полученных результатов проведенной работы (как положительных моментов, так и недостатков) и выводов с указанием завершения, изменения или необходимостью продолжения работы по каждому конкретному направлению. Следует обосновать актуальность проведения данных конкретных действий, т.е. с какой целью проводилась работа.

Для подтверждения результатов проведенной работы можно привести таблицы или графики (диаграммы), демонстрирующие изменение количественных показателей в сравнении с прошлыми периодами. Данная информация должна сопровождаться комментариями, объясняющими и обосновывающими приведенные показатели.

Прежде, чем приступать к проведению анализа работы, следует четко представлять значение и взаимосвязь следующих терминов: цель, задачи, направления деятельности, формы и методы работы и, собственно, анализ работы.

Анализ работы начинается с постановки цели и перечисления задач, поставленных и решаемых в отчетном году. Целью работы является желаемый конечный результат.

Задачи, которые ставятся и решаются в процессе деятельности, являются промежуточными целями, достижение которых предполагает получение конечного результата.
Направления деятельности - это пути решения поставленных задач.

После обозначения поставленной цели и задач следует перейти непосредственно к анализу проведенной работы за учебный год по направлениям деятельности, отражая решение поставленных задач.

Учитель-логопед и учитель-дефектолог работают по следующим четырем направлениям, отраженные в плане работы:
1. Организационное
2. Диагностическое
3. Коррекционно-развивающее
4. Просветительско-профилактическое

Организационное направление - это аспект деятельности логопеда и дефектолога, который включает в себя своевременную подготовку к выявлению обучающихся с речевыми нарушениями и создание условий для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми с речевой патологией.

Диагностическое направление работы логопедическое службы образовательного учреждения включает в себя обследование устной и письменной речи обучающихся в начале и в конце учебного года, а также в течение учебного года по запросам педагогов и родителей, при подготовке к ПМПк и территориальной ПМПК.

В данном разделе проводится анализ и обобщения результатов проведенных диагностик за год, т.е. мониторинг диагностирования устной и письменной речи обучающихся. В связи с тем, что в последние годы логопедами и дефектологами обследуется большое количество детей, направляемых на территориальную ПМПК, можно также указать о количествен данных обследований.

Коррекционно-развивающее направление представляет собой систему созданных условий для эффективных путей преодоления речевых недостатков обучающихся, дающая возможность полноценного усвоения общеобразовательной программы.

В данном разделе логопед отражает формы организации логопедической работы в течение года, указывает состав и количество групп сформированных в течение учебного года. Прописываются цели, направления и краткое содержание рабочих программ, по которым велась коррекционная работа.

Следует указать, какие логопедические технологии использовались педагогом в процессе логопедического сопровождения, отметить, какие их них были более эффективны и способствовали позитивной динамике, отметить трудности, которые встречались в работе, обозначить причины, вследствие чего они возникли и обязательно высказать свое мнение по преодолению трудностей в дальнейшем.

В конце раздела представляются обобщенные результаты проведенной коррекционно-развивающей работы по преодолению недостатков устной и письменной речи (можно с использованием таблиц, диаграмм), делаются выводы, представляющие собой количественные и качественные показатели сформированности речевых навыков, особенности преодоления нарушений чтения и письма у школьников.

Просветительно-профилактическое направление предусматривает оказание консультативной помощи педагогам, родителям (законным представителям) обучающихся.

Анализируя особенности реализации данного направления, специалистом отмечаются организационные формы взаимодействия с участниками педагогического процесса, количество и тематика выступлений на родительских собраниях, педагогических совещаниях школы, методических объединениях учителей начального звена.

Это также может быть анкетирование родителей, индивидуальное консультирование учителей и родителей по запросу, консультирование учителей и родителей по результатам обследования; обучающее консультирование с объяснениями этапов коррекционной работы и демонстрацией приемов коррекционно-развивающих упражнений.

В анализе работы следует отметить свое участие в семинарах и других мероприятиях, проводимых в рамках СМО учителей-логопедов и дефектологов, а выступления на педагогических советах, конференциях, участие и победы в педагогических общероссийских и международных интернет - конкурсах, а также в творческих конкурсах и олимпиадах с обучающимися.

Хотелось бы отметить, что в конце каждого раздела делается вывод, в котором обобщается проведенная по данному направлению работа, указываются, какие результаты получены, что удалось сделать, что не получилось и почему.

Завершается анализ работы общим выводом. Здесь следует обобщить полученные результаты работы, дать оценку выполнения поставленных задач (какие направления коррекционно-развивающей работы наиболее удачны, какие формы работы наиболее приемлемы, что удалось и не удалось сделать и почему, на что предстоит обратить особое внимание в новом учебном году). Наметить перспективные направления деятельности.

Здесь же высказываются предложения в адрес администрации школы. С учетом выявленных недостатков и проблем, ставятся задачи на новый учебный год.

Целью программы являлось сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

В 2016-2017 учебном году были определены задачи:

- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

- преодоление недостатков в речевом развитии;

- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие анализа и синтеза звукового состава речи;

- овладение элементами грамоты, подготовка к обучению грамоте;

- расширение и активизация словаря;

- воспитание связной, грамматически правильно оформленной речи;

- формирование навыков учебной деятельности;

- осуществление взаимодействия в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.

По результатам диагностики речевого развития воспитанников старшей-подготовительной группы логопедические занятия посещали 16 воспитанников с нарушениями речи:

- с фонетическим недоразвитием речи 6 человек;

- с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 9 человек;

- с общим недоразвитием речи 1 человек.

Работа велась по 3 направлениям:

1. Ознакомление воспитателей со списком обучающихся, зачисленных на занятия, и графиком проведения занятий.

2. Проведение консультаций:

3. Ознакомление с новинками специальной литературы.

4. Совместное проведение родительских собраний, анкетирования, дней открытых дверей.

5. Оказание помощи в подготовке материалов информационного уголка для родителей.

6. Совместное подведение итогов речевого и психолого-педагогического обследования воспитанников в начале и конце учебного года, формирование выводов относительно динамики и стабильности полученных результатов.

7. Посещение занятий по развитию речи и утренников с целью контроля речевого развития.

8. Отчёт о списочном составе воспитанников, зачисленных для логопедических занятий, заведующему детским садом

9. Сотрудничество с музыкальным руководителем, медицинским персоналом.

11. Проведение открытых индивидуальных занятий по темам:

1. Обследование речи дошкольников, заполнение речевых карт.

2. Комплектование дошкольников для индивидуально-подгрупповой работы с учетом возраста, логопедического заключения, результатов речевой диагностики.

3. Логопедический мониторинг (выявление динамики в коррекционно-образовательном процессе); отражение его результатов в речевых картах, при необходимости — корректировка планов индивидуальной и подгрупповой работы с воспитанниками.

4. Проведение индивидуальных (подгрупповых) логопедических НОД по формированию правильного звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи и связной речи; подготовка к обучению грамоте.

5. Динамическое наблюдение в процессе обучения, промежуточные срезы.

1. Ознакомление с результатами речевого обследования на начало, конец учебного года.

2. Зачисление детей для занятий.

3. Еженедельная консультационная работа по проблемам речевого развития воспитанников; пропаганда логопедических знаний.

4. Ознакомление с литературой учебно-развивающего характера.

5. Консультирование по выполнению домашних заданий.

8. Проведение консультаций:

Итоговая диагностика в мае 2017 года показала:

Количество выпущенных воспитанников:

- с хорошей речью 7 человек;

- со значительными улучшениями 1 человек;

Количество воспитанников, оставшихся на повторный курс, и распределение их по заключениям:

- с фонетико-фонематическим недоразвитием - 6 человек;

- с общим недоразвитием речи- 1 человек.

В течение года выбыл 1 воспитанник.

Создание предметно-развивающей среды в 2016-2017 учебном году :

1) разработаны комплексы упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков: свистящие, шипящие, сонорные;

4) приобретена методическая литература:

- Формируем слоговую структуру слова. Большакова С. Е. М. : ТЦ Сфера;

- Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. Большакова С. Е. М. : ТЦ Сфера;

- Что делать, если ваш ребенок не говорит. Грибова О. Е. М. : Айрис-пресс;

- Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми : пособие для логопедов и родителей : в 9 вып. Жихарева-Норкина Ю. Б. М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС;

- Научите меня говорить правильно Крупенчук О. И. С. П. : Литера;

- Пальчиковые игры Крупенчук О. И. С. П. : Литера.

5) подобраны электронные образовательные ресурсы:

Реализация годовой задачи повышения своего профессионального уровня в работе осуществлялась мною через участие в мероприятиях:

- районные методические объединения, семинары;

- праздники, утренники, досуги, развлечения;

- прохождение курсов логопедического массажа.

Аналитический отчет о логопедической работе учителя-логопеда за 2016–2017 уч. год АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЗА 2016-2017 уч. год МАДОУ ЦРР – д/с №17 Учитель – логопед Кудымова А. М. ЦЕЛЬ:.

Аналитический отчет о выполнении рабочей программы в старшей группе за 2016–2017 учебный год В течении 2016-2017 учебного года воспитательно - образовательная работа в группе строилась на основе создания предметно – пространственной.

Анализ выполнения рабочей программы педагогов средней группы за учебный 2016–2017 год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская.

Целевой раздел рабочей программы инструктора по физической культуре на 2017–2018 учебный год Содержательный раздел рабочей программы инструктора по ФК Содержательный раздел рабочей программы инструктора по ФК (продолжение) Описание.

Годовой отчёт учителя-логопеда за 2016–2017 учебный год В 2016-2017 учебном году в старшей логопедической группе компенсирующей направленности находились дети со следующими речевыми заключениями:.

Перспективный план учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида.

Перспективный план работы учителя-логопеда на 2016–2017 учебный год Перспективный план работы учителя-логопеда на 2016 - 2017 учебный год Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Дети.

Анализ логопедической работы в школе за год

Преодоление и предупреждение нарушений устной и письменной речи у учащихся 1-7 классов.

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

- Методических рекомендаций Министерства образования РФ от 20. 06. 2002 г. «Об организации работы логопедической работы в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида.

Л огопедическая работа в коррекционной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка.

Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и носят стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников вспомогательной школы. Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом , а не только на какой-то один изолированный дефект. Наиболее распространенными речевыми расстройствами у учеников младших классов коррекционной школы являются дефекты звукопроизношения и нарушения письменной речи, у среднего звена- нарушения устной связной и письменной речи.

Работа велась по следующим направлениям:

I . Обследование речи. В начале учебного года было проведено первичное обследование речи как вновь поступивших учащихся, так и состояние речи к началу учебного года у детей, занимающихся на логопедических занятиях в предыдущем 2017-2018 учебном году. В результате обследования были выявлены характерные особенности нарушения речевой деятельности и потенциальные возможности каждого обучающегося.

На начало учебного года было обследовано 31 учащихся с 1 по 7 классы. В течение года обследовано 6 учащихся. Всего 37 человек, из них вновь поступивших 7 человек.


Рабочая программа – обязательный документ учителя-логопеда любой образовательной организации. Она составляется по результатам диагностики под конкретную группу/контингент детей.

Рабочая программа разрабатывается на основе документов и одной из основных ее задач является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим их миром.

Если вы хотите разобраться, что необходимо включить в рабочую программу, а ее составление отнимает у вас много времени и энергии, то предлагаем вам воспользоваться шаблоном рабочей программы, составленным по материалами Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В.

Использовав конструктор рабочей программы по материалам признанных экспертов — Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г. В., вы сможете составить свою программу легко и в рекордно короткие сроки. А также вы получите полный пакет необходимых нормативных документов и образцов и Инструменты индивидуализации образовательного процесса детей в различных организационно-педагогических условиях. Подробнее.

Вы научитесь грамотно проводить дифференциальную диагностику при помощи нейропсихологического подхода, узнаете особенности вызывания звуков у неговорящих детей и многое другое. Подробнее.

Также мы собрали для вас различные программы логопедов-практиков, работающих с детьми с интеллектуальными нарушениями в возрасте от 3 до 7 лет. Ознакомление со структурой и содержанием РП коллег поможет вам составить собственный вариант документа.

Читайте также: