Издательская деятельность в школе

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Работа над совместным проектом, интегрирующим знания и навыки в области русского языка, литературы и информатики, длится уже несколько лет. Задумывалась она не как специальный проект в области социализации и допрофессиональной подготовки, способствующий компетентностному росту учащихся, а как новое и интересное для нас дело. Почему бы не попробовать?

Поначалу мы предложили нескольким учащимся, которым, на наш взгляд, это было по силам, принять участие в подготовке печатного издания. С тех пор не раз сменился состав группы (что естественно, так как основная нагрузка падает на старшеклассников), но основные принципы работы сохранились, хотя приёмы и методы несколько изменяются из года в год, так как мы работаем с живыми людьми, имеющими свою индивидуальность. (А именно это особенно ценно в нашем деле.)

В нашем случае общая задача и общая работа создают коллектив, объединяют людей общей целью и при этом дают возможность каждому проявить себя и формируют опыт коллегиального принятия решений, необходимый опыт сотрудничества.

Сегодня мы вполне можем говорить о том, что и содержание, и стиль нашей работы приносят ощутимую пользу. Школьники знакомятся с новыми для себя сферами деятельности, изучают связанные с ними материалы (в нашем проекте это разные области издательского дела), пробуют себя в различных творческих начинаниях. Так, например, создание газетной статьи, которая пишется по определённым канонам и имеет свои жанровые особенности, вырабатывает умение собирать информацию, систематизировать и анализировать фактический материал, требует достаточно высокого уровня сознания (и гражданского в том числе), чтобы имеющуюся информацию правильно квалифицировать и оценить. Работа над нашим проектом помогает формировать и отрабатывать умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. Эти умения необходимы в жизни, этого требуют и современные образовательные стандарты.

Говоря о нашем издании, следует иметь в виду, что газетные жанры разнообразны и практически каждый из создателей нашего альманаха может выбрать свой. Творческая свобода (мы стараемся не давить и не пользуемся авторитарными методами) порождает творческую активность, когда каждый может выразить себя. Здесь же само собой вырабатывается умение, которого можно так и не добиться на уроках. Это умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей, так необходимое нормальному человеку свободное владение устной и письменной речью.

Актуальность и перспективность организации издательской деятельности в школе обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования. Современные усло­вия развития общества требуют воспитания активной, образованной, нравственной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями, способной на­ходить нестандартные решения, прогнозируя их возможные последствия, и брать на себя ответственность за конечный результат. Перед общеобразовательной школой поставлена цель формирования у обуча­щихся не только предметных, но и надпредметных компетентностей в качестве желае­мого итога образовательного процесса.

ВложениеРазмер
sivovolova_t.v._izdatelskaya_deyatelnost_kompetentsii_statya_str.doc 90 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАДПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ

Сивоволова Татьяна Владимировна , педагог дополнительного образования
ГБОУ школы № 525 с углубленным изучением английского языка
Московского района Санкт-Петербурга

Актуальность и перспективность организации издательской деятельности в школе обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования. Современные условия развития общества требуют воспитания активной, образованной, нравственной, творческой личности, владеющей современными информационно-коммуникационными технологиями, способной находить нестандартные решения, прогнозируя их возможные последствия, и брать на себя ответственность за конечный результат.

Сформированность ключевых надпредметных компетенций: исследовательских, общекультурных, речевых, мыслительных, ценностно-смысловых – ресурс достижения высокого уровня компетентности в любом виде деятельности в будущем. Формированию этих ключевых компетенций обучающихся способствует организация издательской деятельности в школе. Работа в школьном пресс-центре развивает у учащихся инициативу, находчивость, вырабатывает активную жизненную позицию и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации.

Поскольку новые ФГОС нацелены на возрождение воспитательной работы, актуальным становится формирование надпредметных компетенций у учащихся, являющихся ориентирами в их личной и общественной деятельности. Формирование надпредметных понятий, вмещающих в себя такие ценности, как Родина, совесть, любовь, дружба, умение общаться, толерантность, стремление к познанию, заключается в том, что во время обучения внимание, в первую очередь, уделяется духовному развитию личности.

Стандарты второго поколения требуют организации внеурочной деятельности [4] учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность рассматривается, во-первых, как сфера индивидуализации образования (сфера, где ребенок может выстроить свои образовательные траектории), а во-вторых, как важнейшая сфера воспитания. Все основные направления внеурочной деятельности:

– спортивно-оздоровительная (через выпуск специальных спортивных изданий),

Учащиеся – участники проекта – становятся компетентными, найдя и апробировав различные модели поведения в тех или иных предметных областях, выбрав из них те, которые в наибольшей степени соответствуют их способностям, стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям. Компетентность, таким образом, предстает как сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта.

Идея о развитии не только предметных, но и надпредметных компетенций учащихся привела меня пятнадцать лет назад к организации в школе № 525 Московского района Санкт-Петербурга издательской деятельности.

С самого начала своей педагогической практики [5] особо остро ощущала противоречия между предметным образованием и восприятием целостной картины мира, между разнообразием интересов и дарований школьников и единым учебным планом. Кроме того, реализуя программу по информатике, хотелось учить детей основам работы в прикладных программах в процессе настоящего интересного и общего для всех дела, а не просто выполняя упражнения. Конечно, на уроках информатики сделать это было невозможно, приходилось заниматься во внеурочное время дополнительно. Это побудило так выстраивать учебный процесс и внеклассную работу, чтобы не только осуществлять связь между разными дисциплинами, но и способствовать тому, чтобы учащиеся всю свою систему знаний и умений, приобретенную на разных учебных предметах, применяли не только в обучении, но и на практике, в том числе во внеклассной и внеучебной деятельности.

Применяя компетентностный подход к образованию школьников, ориентируюсь на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и овладение способностью к переносу приобретенных навыков в сферу своего опыта для становления разного рода ключевых компетенций:

Начинали мы с Microsoft Word, который многим учащимся хорошо знаком. Первые работы были простые: листовки, отчеты, объявления, бюллетени, инструкции. Затем более сложные – школьные газеты.

Организовалась творческая группа из нескольких учащихся, наиболее активно работающих над проектом. Для публикации отбирались лучшие материалы, которые приносили учащиеся 525-ой школы. Таким образом, у школьников появилась дополнительная мотивация научиться грамотно набирать и форматировать текст в компьютерных программах, и, конечно, научиться выражать свои мысли.

Через некоторое время осознали, что без профессионального пакета для электронной верстки нам не обойтись. Освоили сначала Adobe Page Maker, затем Adobe InDesign. Верстку выполняла и выполняет специально подготовленная группа учащихся под руководством учителя информатики. Обучение работе в сложных профессиональных прикладных программах сначала проходило и на факультативной основе, и на платных курсах. Но как только в сентябре 2007 года в школе открылось отделение дополнительного образования, мне было предложено возглавить направления компьютерной графики и верстки. Вот уже шестой год работаю по соответствующим программам во второй половине дня, подтверждая тезис о том, что внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием, в части создания условий для развития творческих интересов детей. Так, например, наши художники-иллюстраторы, овладевая современными компьютерными технологиями создания и редактирования графических изображений, существенно расширяют свой творческий диапазон. Приобретенные знания и умения учащиеся реализуют, оформляя печатную школьную продукцию.

Конечно, для организации издательской деятельности в школе нужен педагог-руководитель, который, если не является сам специалистом в области информационных технологий, и не обладает элементами профессиональной грамотности журналиста, дизайнера, фотографа, верстальщика, редактора, то мог бы им научиться, или сорганизовать вокруг себя коллектив единомышленников-специалистов.

Для привлечения все большего числа детей к работе в школьном пресс-центре наша редколлегия использует различные средства:

О результативности моего педагогического опыта, качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели:

Кроме школьной газеты издано шесть тематических журналов и несколько экологических газет, примерно полсотни различных информационных буклетов, листовок, программок, брошюр для различных мероприятий, проведенных на базе 525 школы. Выпущено более десятка видеорепортажей, несколько радиопередач.

Особо одаренные учащиеся имели возможность в 2011-2013 годах пройти стажировки в редакциях городских газет и телеканалов. Редакторы школьной газеты А. Антонова и М. Дроздова успешно выступили на международной конференции молодых журналистов, которая состоялась в марте 2012 года в СПбГУ.

Этот проект значим не только для учащихся, но и для учителей, т.к. осуществляет связь между разными дисциплинами: информационными технологиями, русским языком, литературой, историей, географией, журналистикой, английским языком, экологией, изобразительным искусством, компьютерной графикой и многими другими. Важной стороной этого проекта является возможность активного привлечения родителей к работе школьного издательского центра. Он создает условия сотрудничества со всеми участниками проекта.

Организация издательской деятельности в школе способствует созданию условий для формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью; повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью; развития и воспитания личности учащегося; изменения роли учителя в образовательной среде.

Организация издательской деятельности в школе стимулирует постоянное повышение профессионализма педагога – руководителя школьной редакции.

Проект позволяет выявлять и активно работать с талантливой молодежью, обеспечивает полноценные условия взросления, социализацию всех контингентов детей независимо от социального и этнического состава, через развитие форм детского самоуправления. С помощью работы актива редакторов воспитываются лидерские качества у обучающихся. Участие в работе школьной редколлегии создает условия успешности, повышает мотивацию и к учебной деятельности. Работа в школьном пресс-центре требует от обучающихся не только знаний литературы, русского и английского языков, обществознания, истории, краеведения, информатики, пользования интернетом, но и умений анализировать социальные, экономические, экологические проблемы. Ребятам предоставляется возможность научиться публичным выступлениям, брать интервью и правильно выражать свои мысли. В этом проекте находится место каждому ученику независимо от возраста, т.к. газеты и передачи могут выпускаться для каждой ступени обучающихся.

Выращивание ответственных граждан, социально активных лидеров, способных к принятию самостоятельных решений и участию в общественно-государственном управлении, – приоритетная задача общества и школы. Эта задача отлично решается через выпуск газет, фоторепортажей, радио- и телевизионных передач о социально значимых событиях.

Издательская деятельность позволяет успешно участвовать в международных проектах, интегрироваться в международное образовательное пространство. В январе 2014 года по инициативе нашей школы организован совместный российско-американский проект по созданию тематических школьных журналов учащимися 525-ой школы Санкт-Петербурга и американскими школьниками штата Алабама. Свои статьи, репортажи и интервью юные журналисты напишут на английском языке. Лучшие работы будут опубликованы на страницах интернет-журнала, созданного под руководством учителей города Дотана, а печатную версию тематического журнала будут разрабатывать и выпускать учащиеся 525 школы с углубленным изучением английского языка. Этот проект еще больше мотивирует наших учащихся изучать английский язык, а также те предметы (историю, географию, биологию, искусство и пр.), знание которых потребуется при написании материалов для тематических журналов. Предполагается обмен и видеорепортажами, а в перспективе – и организация телемостов. Первые шаги по реализации этого проекта уже делаются: учащиеся определяются с темами своих журналистских материалов, начинают их разработку, а видеорепортаж, снятый о детях блокадного Ленинграда, и специально переозвученный для американских школьников, находится на стадии завершения монтажа. Надеемся, что этот международный проект будет способствовать установлению взаимопонимания школьников разных стран.

1. Одной из основных ключевых компетенций, которые должны быть освоены (на базовом уровне) в образовательном процессе в рамках основной школы, должна быть компетенция познавательной деятельности, которая предусматривает умения по самоуправлению учебной деятельностью, направленные на формирование учебной задачи, проектирование, контроль и анализ ее выполнения; умения по работе с информацией для достижения поставленных целей.

2. Педагогическими условиями, которые способствуют реализации целей компетентностно-ориентированного обучения, являются: создание образовательной среды, направленной на формирование ключевых компетенций учащихся; обеспечение деятельностного характера освоения социального опыта; диагностика и коррекция результатов процесса формирования ключевых компетенций.

2. Эльконин Б. Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно ориентированному образованию. Красноярск, 2002.

3. Bowden J. and Marton F. The university of learning: beyond quality and competence in higher education. – London: “Kogan Press”, 1998.

[2] Компетенция рассматривается как способность осуществлять деятельность в соответствии с социальными требованиями и ожиданиями, а компетентность понимается как мера освоения компетенций.

[3] Эльконин Даниил Борисович (29.02.1904 -1984) – доктор психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог, специалист в области детской психологии, автор теории периодизации психического развития

[4] Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС – образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, направленная на достижение планируемых результатов, освоения основной образовательной программы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций учащихся.

Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного проце.

Работа над речевыми ошибками в сочинениях и изложениях учащихся 5-х – 6-х классов как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Чтобы успешно вести работу над ошибками нужно определиться с классификацией и условным обозначением их.


Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ.по теме "Метод проектов как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся при обучении немецкому языку в средней школе".

Выпоилнила: учитель немецкого языка Кабдушева Улкия Ибраевна.


Методическая разработка по теме : "Межпредметные связи как средство формирования культуроведческой компетенции учащихся на уроках литературы , русског языка и во внеурочной деятельности.""

Интеграция предметов- это не просто соединение их частей и элементов, это взаимопроникновение, объединение на основе общего подхода. Стремление к эффективности учебного процесса заст.


Актуальность данной МС.Цели и задачи.Основные теоретические и методические идеи.


Использование элементов технологии 3D-моделирования на уроках информатики и во внеурочной деятельности как средство формирования профессиональных компетенций учащихся (из опыта работы)

Глобальная информатизация общества ставит перед системой образования, как одну из первостепенных, задачу подготовки специалиста, готового к созидательной качественной деятельности в условиях современн.


Тысячи лет назад люди смотрели на небо, пытаясь объяснить те или иные природные явления, а порой и свои жизненные неурядицы или успехи. Своеобразным результатом таких духовных поисков стали мифы. Кто-то называет это предрассудками, кто-то — первыми образцами литературного творчества, но так или иначе мифы стали частью истории человечества. А сейчас Гор, Гильгамеш, Геракл, Арджуна оказались за бортом парохода современности и утонули в реке забвения. И поделом: ни мифы, ни суеверия не играют теперь никакой роли в нашей жизни. Или нет.

Отборочный этап завершен!

Друзья! Спешим сообщить, что предварительный этап Всероссийской Олимпиады по журналистике "Хрустальн.

Тест по Олимпиаде!

Список участников Олимпиады

Дорогие участники Олимпиады "Хрустальное перо". Прием работ завершен! Второй частью отборочного эта.

Видеорепортаж
Жанры журналистики
Хрустальное
перо
Стикер
Дизайн
сингла
Озвучка
Фотография
Призёр олимпиады "Хрустальное перо"

Екатерина ЧЕРНАЦКАЯ

«. Если суммировать, для меня скулиздат — это бесконечно качественный интенсив для ребят, которые готовы с нуля окунуться в мир журналистики и за пару дней создать свой собственный продукт. Даже если ничего не понимаешь. Даже если не успеваешь. Даже если сначала максимально лень.

Добавить в беседу

Конкурс

Олимпиада

Тема сезона

SCHOOLIZDAT | Издательская деятельность в школе

SCHOOLIZDAT | Издательская деятельность в школе запись закреплена

SCHOOLIZDAT | Издательская деятельность в школе

SCHOOLIZDAT | Издательская деятельность в школе запись закреплена

Тест, состоящий из вопросов, проверяющих знания в области русского языка, литературы, обществознания и журналистики, будет доступен
5 марта в 13.00 по московскому времени.

SCHOOLIZDAT | Издательская деятельность в школе

SCHOOLIZDAT | Издательская деятельность в школе запись закреплена

Дорогие участники Олимпиады "Хрустальное перо".

Прием работ завершен! Второй частью отборочного этапа является прохождение тестирования.
В закрепленном файле представлен список участников опубликовавших свои работы.

Список участников Олимпиады

SCHOOLIZDAT | Издательская деятельность в школе

SCHOOLIZDAT | Издательская деятельность в школе запись закреплена

SCHOOLIZDAT | Издательская деятельность в школе

SCHOOLIZDAT | Издательская деятельность в школе запись закреплена

SCHOOLIZDAT | Издательская деятельность в школе

SCHOOLIZDAT | Издательская деятельность в школе запись закреплена

SCHOOLIZDAT | Издательская деятельность в школе

SCHOOLIZDAT | Издательская деятельность в школе запись закреплена

SCHOOLIZDAT | Издательская деятельность в школе

SCHOOLIZDAT | Издательская деятельность в школе запись закреплена

SCHOOLIZDAT | Издательская деятельность в школе

SCHOOLIZDAT | Издательская деятельность в школе запись закреплена

Татьяна Фролова

🤓

Приветствуем вас, дорогие организаторы и коллеги! А как зарегистрироваться на конкурс? В старом формате сайта?

SCHOOLIZDAT | Издательская деятельность в школе

Татьяна, добрый вечер! Информация о старте регистрации будет опубликована на странице ВКонтакте позже.

Татьяна Фролова

🤝

Спасибо!

SCHOOLIZDAT | Издательская деятельность в школе

SCHOOLIZDAT | Издательская деятельность в школе запись закреплена

Если вы получили на электронную почту приглашение в участии финального мероприятия, просим зарегистрироваться заранее.

На финальных мероприятиях планируется проведение трех мастер-классов, которые будут проводится параллельно в трех сессионных залах. Просим заранее определиться с интересующей вас темой.
Показать полностью.

Зал 1: — "Как не провалиться на интервью"
Спикер: Владимир Рыженков, Шеф-редактор интернет-издания "Портал Субкультура"

Зал 2:— "Hate Speech: как не попасть на костёр инквизиции"
Спикер: Кристина Ковина, журналист, оператор-монтажер медиацентра Академии цифровых технологий

5inf.jpg (18277 bytes)

Чем заниматься? Как организовать работу? Чем привлечь ребят? И, наконец, зачем? Вот перечень вопросов, на которые три года назад надо было быстро найти правильные ответы.

Опыта работы в издательском деле у меня было более чем достаточно. Мощность компьютеров позволяла установить издательский комплекс в составе систем PageMaker, PhotoShop, CorelDraw, не говоря уже об офисных системах. Наличие компьютерной сети облегчало обмен данными в процессе выполнения коллективной работы и вывод на принтер готовых макетов. Большой опыт практического обучения работе в издательских системах намечал путь, которого следует придерживаться, но полная уверенность была только в одном: дело пойдет в том случае, если ребятам (и мне тоже) будет интересно то, чем будет заниматься факультатив.

Год первый. Было решено ограничить состав факультатива учащимися только одного 10-го класса. Прослышав о нас, десятиклассники из других классов пришли сами. Начали с визиток, устроили конкурс на лучшую работу, выпустили несколько номеров школьной газеты, завершили год работой над школьным настенным календарем. И что для меня было самым неожиданным в том году, так это то, что лучшие календари (а эту работу я считала наиболее сложной как в техническом исполнении, так и с точки зрения художественного мастерства) довели до конца и лучше всех выполнили ребята, практически совсем не владеющие компьютером в начале учебного года.

Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что первый год существования факультатива был этапом становления. Никто в лицее не знал наших возможностей, к нам присматривались, не все относились с доверием. Этап трудный, мы завоевывали себе место под солнцем.

Год третий. При наборе на факультатив стало очевидным, что конкурс сыграл свою роль. На занятия собирается так много учащихся, что за компьютерами сидят по двое-трое. Это, конечно, не лучший вариант, но отбора я не провожу, он сам произойдет естественным образом. Ведь наш факультатив – это не только место, где учатся, у нас общаются и совместно делают нечто полезное для всех. Этого так не хватает в современных школах!

В тот год мы работали над тремя большими проектами: лицейский журнал по компьютерной тематике, альманах по истории, альманах на английском языке. Последние две работы делались при непосредственном участии преподавателей.

И опять участие в конкурсе. И опять звание лауреата.

Три года работы. Три года, полных надежд (в начале учебного года), тревог (учащиеся пропускают занятие факультатива, хотя это было только в первые два года его существования), радости (мои девчонки совершенно самостоятельно создали первый макет газеты к 23 Февраля)
и гордости за достигнутые успехи (получение звания лауреата на общероссийском школьном издательском конкурсе). Пришла пора подводить итоги. Быть может, анализ собственного опыта поможет кому-либо в организации подобных форм дополнительного образования.

Состав школьного
издательского комплекса

Требования к оснащению компьютерного класса

Файлы с оригинал-макетами занимают очень большой объем памяти. Для их переноса с компьютера на компьютер и отправки в типографию (или в другое место, где будет происходить размножение оригинал-макета) полуторадюймовые дискеты – самый неподходящий способ. Ваши носители – это Flash-память, CD-RW или Zip.

Программная часть издательского комплекса

В профессиональной издательской деятельности выбор пакета для верстки определяется несколькими причинами. Среди них тип издания, уровень мощности имеющейся вычислительной техники, а если выпуск аналогичной издательской продукции уже производился ранее, то и совместимость или хотя бы возможность использования новой системой информации, содержащейся в макетах, подготовленных средствами старой системы.

Вопрос мощности компьютерного класса решает учебное заведение. Зато над тем, чем будет заниматься школьное издательство, придется подумать руководителю факультатива. И так как каждое школьное издательство само определяет область своей деятельности, то и прикладные пакеты могут быть самыми разнообразными. Скорее, руководствоваться надо тем, что ближе самому руководителю, какими системами он уже владеет.

В табл. 1 приведен краткий перечень наименований издательской продукции и основных систем, наиболее подходящих для их подготовки.

Читайте также: